Научная статья на тему 'Региональное медиаполе: векторы развития'

Региональное медиаполе: векторы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
588
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / MEDIA / NOVGOROD REGION / PRIMARY AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминская Т. Л.

В статье дается обзор медиаполя региона, описываются СМИ, которые появились в последние годы в Новгородской области, обозначаются новые тенденции развития средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author provides an overview of the region media field. The article describes the mass media that have appeared in recent years in Novgorod region and shows the new trends of the media development.

Текст научной работы на тему «Региональное медиаполе: векторы развития»

УДК 070

РЕГИОНАЛЬНОЕ МЕДИАПОЛЕ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Т.Л.Каминская

Гуманитарный институт НовГУ, tlkam1@mail.ru

В статье дается обзор медиаполя региона, описываются СМИ, которые появились в последние годы в Новгородской области, обозначаются новые тенденции развития средств массовой информации. Ключевые слова: Медиа, Новгородская область, целевая аудитория

The author provides an overview of the region media field. The article describes the mass media that have appeared in recent years in Novgorod region and shows the new trends of the media development. Keywords: media, Novgorod region, primary audience

Рассматривая медиаполе как некое символическое пространство, объединяющее все составляющие коммуникации (канал коммуникации, авторов медиатекстов и их реальных и потенциальных адресатов), необходимо иметь в виду, что оно связано не в последнюю очередь и с территориальной очерченно-стью. Развитие медиаполя обусловлено прежде всего развитием бизнеса и региональной социокультурной спецификой, и в этом смысле небольшие территории, в которых отсутствуют серьезные природные и кадровые ресурсы, «несчастливы одинаково». Скудный рынок рекламы, еще не оправившийся от обвала экономического кризиса, по-прежнему вынуждает ме-дианосителей идти под крыло власти.

О превалировании на новгородском медиа-поле провластных медиа мы писали ранее [1], ив по-

следние три года эта тенденция сохранилась. По-прежнему к изданиям властного учредительства относятся самые тиражные областные газеты (хотя и сократившая выход с четырех до двух раз в неделю областная газета «Новгородские ведомости» и еженедельная городская «Новгород»), которые соревнуются за внимание аудитории областного центра путем бесплатной рассылки. Из бюджетов финансируются Новгородское областное телевидение и Новгородский филиал ВГТРК - «Славия». Без сомнения, у провластных медиа больший охват аудитории: обе упомянутые газеты поступают в каждый почтовый ящик по разу в неделю, в каждом доме имеется телевизор, где смотрят региональные новости. Показательно, что «НВ» уменьшили периодичность за счет искусственного повышения тиража одного номера в неделю,

принося его в каждый почтовый ящик областного центра.

К общественным и общественно-политическим СМИ невластного учредительства из бумажных изданий относятся только газеты «Новая новгородская газета» и сетевые проекты ИД «Провинция» - газета «ВолховЪ» (http://www.province.ru/ vnovgorod/index.php), «Ваши новости» (http://vnnews.ru/ - ВН), «Прямая речь» (http://pryamayarech.ru/ - ПР), «Новгород.ру» (http://www.novgorod.ru/ - Нру).

Однако создание в 2009 году под учредительством власти ОГУ «АИК», которое собрало управление в одном учреждении подавляющим большинством газет области, отражает не только кризисные явления в экономике, но и общеевропейские тенденции к объединению и укрупнению медиаре-сурсов. Для отечественной практики медиаменед-жмента это довольно новое явление, подобных холдингов в стране очень мало. Во многих российских регионах местные власти стремятся создать подобную структуру, но в силу ряда причин им это не удается. Главной проблемой для такого создания является противодействие объединению редакторов районных медиа. В Новгородской области такая концентрация была достигнута властью не без преодоления сопротивления со стороны ряда районных газет. Без сомнения, плюсом данного учреждения явился сайт Районка (http://raionka.org/), раздвинувший для всех районных газет области границы аудитории и представивший всю палитру журналистики области в одном ресурсе. Это особенно важно, потому что с 2008 года журналистика во всем мире переживает непростые времена, что выражается в большой безработице среди журналистов и снижении тиражей (информация о европейских медиа получена в ходе стажировки автора в Швеции для преподавателей журналистики Северо-Запада России, организованной Центром журналистики северных стран (Дания) в сотрудничестве с Институтом региональной прессы (Санкт-Петербург) (апрель 2013).

Кризисные процессы обусловлены не только экономическим спадом, но и стремительным развитием новых медиа и, как следствие, сокращением потребности аудитории в бумажных носителях. Поэтому в Европе стараются упростить и унифицировать процесс верстки газет, чтобы высвободить людей для работы в электронной версии и развития своего присутствия в Интернете. Сегодня и у большинства газет новгородского региона есть не только «застывшая» электронная копия бумажной версии, но и «живая» электронная версия, которая ежедневно обновляется. Кроме того (и это отражение мировой тенденции) редакции не только выкладывают номер в Сети и моде-рируют его, но и создают приложения к газете, не имеющие уже бумажных аналогов. Можно предположить, что количество приложений к бумажной версии будет расти и становиться более разнообразным, как это происходит в мире, и это является ресурсом для доходов редакции. Например, в новых европейских медиа возникают приложения о футболе и даже Интернет-трансляции региональных матчей. И теперь рассматриваются возможности взимать плату за элек-

тронное приложение. Разумеется, чтобы аудитория была готова платить за свое присутствие на электронном носителе, надо развивать его сильные стороны. Сильная сторона региональных медиа во всем мире -ожидание читателем знакомых лиц и местного колорита новостей. Региональный сегмент новых медиа в последние годы развивается достаточно интенсивно.

Что касается платы аудитории за информацию в Интернете, то в некоторых регионах России уже существует выбор: платить за бумагу или за электронную версию (второе обойдется примерно вдвое дешевле). В Новгородском регионе архивы и подписка на Интернет-ресурсы пока не являются платными, то есть основной финансовый вопрос новых медиа -оплата доступа к различным площадкам в Интернете: газетным форумам, аналитике и приложениям - пока для региона не является актуальным. Однако это не значит, что приложения и новые формы существования медиа в Сети не характерны для регионального поля. Так, своеобразными приложениями к «Новгородским ведомостям» стали в 2010 году сайты МнениЯ с подзаголовком «о людях, событиях и фактах» (http://mnenir.ru/), который создан под жанр комментария, и Новости 53 (http://53news.ru/), зарегистрированный как СМИ в 2013 году и созданный в 2010 под жанр новостей. Дмитрий Вертков, автор данной идеи, руководивший до 2013 года ОГАУ «АИК» (ныне - генеральный директор Новгородского областного телевидения) считает, что упомянутые проекты вписываются в одну из двух концепций развития новых медиа: создание сайтов под каждый жанр (сайт комментариев, репортажей или новостей). Здесь и далее приведены мнения главных редакторов, высказанные в экспертных интервью, взятых автором статьи в ходе реализации проекта «Мониторинг регионального медиаполя как ресурс медиалингвистики».

Ряд новых медиа региона - это универсальные в плане использования жанров и тем проекты, созданные на деньги частных инвесторов. Примером таких медиа является газета «Ваши новости» (http://vnnews.ru/), со времени своего создания (2008) сменившая редактора (2011) и серьезно упрочившая свои позиции на региональном медиаполе. «Мы стараемся показать полную картину дня, - говорит ее главный редактор, Ольга Лаврова, - поэтому затрагиваем все аспекты жизни нашего города: политику, спорт, бизнес, культуру и светскую хронику». Именно «светская хроника» позволяет обвинить редакцию в некоторой «желтизне», которая демонстрирует все большую зависимость изданий от аудитории. Следует заметить, что большинство читателей этой светской хроники и вообще данного проекта - женщины. Вопрос целевой аудитории становится главным вопросом при обсуждении концепций региональных медиа в последнее десятилетие, и появление новых проектов основано на все большем ее сегментировании; подробнее об этом в: статье «Аксиологическая полифония в Интернет-коммуникации» [2].

Примерно так же, как и редактор «ВН» Ольга Лаврова, свою целевую аудиторию видит и главный редактор нового проекта «Новгородский портал» (2013) (http://portal.nov.ru/) Антоний Киш. Это «широ-

кий социально-активный круг населения Новгородской области, в том числе первые лица города и области, депутаты, чиновники, руководители и служащие крупных и средних предприятий, частные предприниматели, специалисты различных направлений». Антоний Киш убежден, что роль Интернета вообще и Интернет-СМИ, в частности, сильно преувеличена, и основные потребители новостей в Новгородской области еще долго будут предпочитать чтение бумажной газеты чтению на мобильном телефоне и планшетном компьютере, поэтому рано отказываться от бумажной версии газеты. «Новгородский портал» изначально зарегистрирована именно как традиционная газета. Читатель региональных новых медиа, по мнению ее главного редактора, пока не слишком дифференцирован, он примерно один и тот же для всех проектов: просто сканирует подряд все имеющиеся ресурсы. Поэтому раз в две недели «Новгородский портал» выпускает 8 полос в бумажной версии тиражом 50 тысяч экземпляров бесплатных для населения газет. Бумажная версия пока больше мотивирует и рекламодателей. Распределение материала происходит в обратном порядке, чем это делают, например, газеты властного учредительства «Новгородские ведомости» и «Новгород»: в бумажную версию журналистские тексты попадают позже, чем на сайт.

По причине своей новизны данное медиа не попало в проект кафедры журналистики НовГУ им. Ярослава Мудрого «Мониторинг регионального ме-диаполя как ресурс медиалингвистики», хотя представляет собой новый для региона, но характерный пример мировой тенденции. Речь идет о тенденции слияния элементов телевизионных и газетных жанров на одной Интернет-площадке. Эту тенденцию иллюстрирует и Интернет-газета Новгород.ру (http://novgorod.ru/), публикуя зачастую новости в виде пресс-релизов различных ведомств или сюжеты областного телевидения, всегда со ссылкой на источник информации. Однако в отличие от данного медиа редакция «Новгородского портала» всегда выкладывает новости как в виде текстов, так и в формате видеороликов собственного производства.

Можно отметить еще одну тенденцию развития регионального медиарынка: использование социальных сетей и как источника информации, и как инструмента продвижения проектов. Большинство региональных медиа - как властного учредительства, так и созданные на деньги частных инвесторов - создали свои группы в социальных сетях. В этих группах выкладываются ссылки на самые оперативные и, по мнению редакции, интересные материалы. Социальные сети служат, в частности, инструментом исследования целевой аудитории. Так, Ольга Лаврова отметила: «Если смотреть статистику группы газеты «ВН» «ВКонтакте», то более 40% наших читателей - люди 25-35 лет, 27% - от 35, 25% - от 18 до 25». В отношении аудитории следует отметить, что посещаемость новых медиа постоянно растет, включая в число потребителей региональной информации жителей других территорий.

Разнообразные замеры аудитории региональных медиа возможны также с помощью изучения ком-

ментариев читателей к журналистским публикациям, о которых написано прежде [3]. Сегодня комментарии представляют не только исследовательскую, но и моральную проблему для руководителей СМИ: в текущем году все региональные ресурсы ввели правило обязательной регистрации для создания собственного комментария и модерацию комментариев. Общими для большинства ресурсов являются сегодня требования о недопустимости следующих пунктов в комментариях: ненормативная лексика, реклама, нарушения действующего законодательства. Можно заметить, что в совокупности комментарии одного издания - это еще и срез общественного мнения не только целевой аудитории издания, но и вообще определенной части образованных людей, привыкших оперировать словами и текстами. Не в последнюю очередь в связи с активностью и интересом комментаторов редакции усиливают долю тематики одних публикаций и отказываются от других тем. Так, газета «ВН» в 2013 году, похоже, окончательно отказалась от публикации новостей о выставках: таких публикаций становилось все меньше, и в апреле газета удостоила вниманием лишь одну выставку - возвращенных утраченных во время войны культурных ценностей, по поводу которой можно было написать новость, имеющую общественно-политическую ценность [4].

Интересно, что и газета «Новгородские ведомости», публикуя две новости за апрель про выставки, акцентирует внимание на их общественной и социальной значимости. Так, публикация «Живописный бедлам» о выставке произведений душевнобольных людей содержит рассуждения о полезности арт-терапии при душевных болезнях. Эта публикация, кстати, единственная во всем арт-дискурсе Интернета региона едва ли не целого года, (имеет почти 300 просмотров), содержащая комментарии читателей. Читатели тоже, впрочем, высказываются относительно больниц для душевнобольных и социальных проблем, а не о самой выставке [5]. Интересно, что «Новгородские ведомости» в обзоре комментариев своей электронной версии под заголовком «Да здравствует дело Коркодела» прямо призывают к активной комментаторской позиции своих читателей. Автор публикации признается, что редакция за комментариями читателей следит более чем пристально [6]. Редакции Интернет-версий и изданий создают для читателей такие условия, которые стимулируют пользователей оставлять комментарии к новостям. Так, например, на портале «Ваших новостей» образовалось отдельное сообщество, в котором каждый пользователь, создавая учетную запись, имеет возможность дать о себе краткую информацию, а любой комментарий может быть оценен голосованием - «за» и «против». На основе голосования выстраивается рейтинг пользователей, тем самым создавая конкуренцию комментаторов, рождая азарт комментирования. Максимально упрощена система комментирования на «Прямой речи», однако комментарии здесь принимаются ограниченное количество времени, чтобы привлечь внимание комментаторов к более свежим публикациям.

Если говорить о новых жанрах и новых идеях, то следует отметить новый для газет жанр - рас-

следование или журналистский эксперимент в режиме онлайн с порционной пошаговой подачей его результатов в Интернет (как, например, журналист Интернет-газеты «53новости» пытается прожить месяц на предлагаемый региональный прожиточный минимум - 53 рубля в день). Такого рода многосерийные публикации приучают читателя вновь и вновь заглядывать на сайт, вовлекаясь в данный спецпроект редакции, будь то серия просветительских публикаций или преображение визажистом новгородок.

Весна 2013 года отмечена также интересной инициативой редакций: газета «Новгород», вспомнив про ленинское определение газеты как коллективного организатора, организовала у себя в редакции выставку художника Александра Олигерова, написав об этой инициативе портретную зарисовку автора работ с элементами рецензии на выставку [7]. Вероятно, эта идея подтолкнула и «Ваши новости», в свою очередь, в мае организовать на своем сайте в рубрике «Репортажи» виртуальную выставку картин Алексея Воробьева, получившую семь комментариев.

Интересно, что комментаторы в Европе столь активны, что в редакциях обсуждается идея сделать платным и саму возможность комментирования в онлайн. Для регионального медиаполя вопросы, когда и сколько доступ к различным Интернет-площадкам будет что-то стоить, как адаптировать процесс подачи журналистских материалов к новым запросам и девай-сам аудитории, и подобные пока так остро не стоят на повестке дня.

Вообще, конкуренция за аудиторию и рекламодателя, вероятно, будет развиваться среди универсальных проектов и конвергентных журналистов, которые умеют предоставить и текст, и фотовидеосъемку одинаково высокого качества. При этом конкуренция уже сегодня все более смещается в Интернет. По сути, выигрывает в борьбе за аудиторию тот, кто быстрее выложит качественные материалы в Сеть. Интересно, что при этих условиях газеты учатся снимать видео и сопровождать его текстом, а телевизионные журналисты писать более аналитичные тексты.

Таким образом, тенденции ухода журналистской и читательской активности в Интернет, с перспективой оплаты за электронные версии и приложения; все большего взаимодействия со своим читателем (вплоть до обмены с ним ролями); активация на сайтах визуального начала, а у журналистов - развитие кон-вергентности - в той или иной мере характерны для журналистики многих российских регионов. Что касается Новгородской области, то на фоне других регионов помимо слабой ресурсной базы она имеет такую специфику, как близость к обеим столицам. С одной стороны, это несет с собой нестабильность кадрового состава: постоянный отток молодых журналистов, наработавших в региональных медиа небольшой опыт, трудно остановить. С другой стороны, медиа региона из-за этой близости и постоянной кадровой миграции быстрее, чем в других сопоставимых регионах, внедряют новинки и менее консервативны.

1. Каминская Т.Л., Кустова О.А. Портрет Новгородского медиаполя в контексте кризиса // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН. 14 апреля 2010 г. / Под. ред. В.В. Барабаша. М.: РУДН, 2010. С. 126-130.

2. Каминская Т.Л. Аксиологическая полифония в Интернет-коммуникации // Речевая коммуникация в средствах массовой информации: матер. II Междунар. науч.-практич. семинара, Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2013 г. / под ред. В.В. Васильевой, В.И. Конькова. СПб.:С.-Петерб. гос. ун-т, высш. шк. журн. и мас. коммуникаций. 2013. С. 208-211.

3. Каминская Т.Л. Лингвистическое моделирование образа читателя как отражение политики издания / Т.Л. Каминская // Вестник Новгородского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Великий Новгород, 2004. № 29. С. 110-114; Каминская Т.Л. Аксиологическая полифония.... См. также: Какорина Е.В. Портрет «простого» Интернет-пользователя в лингвопрагматическом, языковом и стилистическом аспекте (на материале жанра комментария) // Стилистика завтрашнего дня. Сборник статей к 80-летию профессора Григория Яковлевича Солганика. М.: МедиаМир, 2012. С. 64-87).

4. Попова Арина. Выставка культурные ценности - свидетели и жертвы войны» открылась в новгородском музее // Ваши новости [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://vnnews.ru/social/31282-vistavka-kulturnie-cennosti-%E2%80%93-svideteli-i-jertvi-voieni-otkrilas-v-novgorodskom-muzee.html.

5. Вылегжанина Надежда. Живописный бедлам // Новгородские ведомости от 26.04.2013; [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://novved.ru/kultura/870-zhivopisnyj-bedlam.html.

6. Бериашвили Алина. Да здравствует дело Коркодела // Новгородские ведомости от 27.05.2013. С. 4.

7. Калашникова Светлана. Ангелы на автобане //Новгород от 18.04.2013. № 15. С. 6.

Bibliography (Transliterated)

1. Kaminskaja T.L., Kustova O.A. Portret Novgorodskogo mediapolja v kontekste krizisa // Sredstva massovoj kommunikacii v mnogopoljarnom mire: problemy i perspektivy: Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhjonnoj 50-letiju RUDN. 14 aprelja 2010 g. / Pod. red. V.V. Barabasha. M.: RUDN, 2010. S.126-130.

2. Kaminskaja T.L. Aksiologicheskaja polifonija v internet-kommunikacii // Rechevaja kommunikacija v sredstvah massovoj informacii: mater. II Mezhdunar. nauch. -praktich. seminara, Sankt-Peterburg, 17-19 aprelja 2013 g. / pod red. V.V. Vasil'evoj, V.I. Kon'kova. SPb.:S.-Peterb. gos. un-t, vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikacij. 2013. S.208-211.

3. Kaminskaja T. L. Lingvisticheskoe modelirovanie obraza chitatelja kak otrazhenie politiki izdanija / T.L. Kaminskaja // Vestnik Novgorodskogo gos. un-ta. Serija «Gumanitarnye nauki». Velikij Novgorod, 2004. № 29. S. 110-114; Kaminskaja T. L. Aksiologicheskaja polifonija.... Sm. takzhe: Ka-korina E.V. Portret «prostogo» internet-pol'zovatelja v ling-vopragmaticheskom, jazykovom i stilisticheskom aspekte (na materiale zhanra kommentarija) // Stilistika zavtrashnego dnja. Sbornik statej k 80-letiju professora Grigorija Jakovle-vicha Solganika. M.: MediaMir, 2012. S. 64-87).

4. Popova Arina. Vystavka kul'turnye cennosti - svideteli i zhertvy vojny» otkrylas' v novgorodskom muzee // Vashi no-vosti [Jelektronnyj resurs]; Rezhim dostupa: http://vnnews.ru/social/31282-vistavka-kulturnie-cennosti-%E2%80%93-svideteli-i-jertvi-voieni-otkrilas-v-novgorodskom-muzee.html.

5. Vylegzhanina Nadezhda. Zhivopisnyj bedlam // Nov-gorodskie vedomosti ot 26.04.2013; [Jelek-tronnyj resurs]; Rezhim dostupa: http://novved.ru/kultura/870-zhivopisnyj-bedlam.html.

6. Beriashvili Alina. Da zdravstvuet delo Korkodela // Nov-gorodskie vedomosti ot 27.05.2013. S. 4.

7. Kalashnikova Svetlana. Angely na avtobane //Novgorod ot 18.04.2013, № 15. S. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.