ТЕМА РОССИИ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРЕССЫ
ИТАЛИИ
Топорова К.Л. Email: [email protected]
Топорова Ксения Леонидовна - студент, направление: международная журналистика Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности имиджа России в национальных печатных СМИ Италии, его основные составляющие и способы его формирования.
Актуальность исследования. В усиливающихся сегодня информационных войнах и борьбе за сферу влияния на международной арене роль формирования имиджа страны крайне важна. Понятие медиаобраза как основной части имиджа государства в современном мире особенно актуально. Необходимо понимать, что медиаобраз не бывает объективным: он всегда строится под влиянием отношений между странами.
Сегодня Россия вызывает особый интерес к себе в мировом сообществе. Это связано с географическим положением страны, историческими и культурными особенностями, сырьевым и стратегическим потенциалом. Отношения России и Италии на протяжении многих веков являются динамичными и насыщенными. На сегодняшний день российско-итальянское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества. Поэтому изучение данной темы важно, так как создание имиджа России может воздействовать на дальнейшую динамику развития взаимоотношений этих двух стран.
Научная новизна исследования заключается в том, что выделены основные механизмы формирования имиджа государства в итальянских СМИ; установлено, что процесс конструирования имиджа России печатными СМИ связан с экономическими и политическими интересами Италии; изучена обратная связь аудитории как основной способ оценки медиаимиджа государства. Цель работы — определить особенности имиджа России в национальных печатных СМИ Италии, его основные составляющие и способы его формирования. Ключевые слова: имидж государства, медиаимидж страны, интерактивность, оценка имиджа, повестка дня.
THE THEME OF RUSSIA ON THE AGENDA OF THE DAILY
PRESS OF ITALY Toporova K.L.
Toporova Kseniya Leonidovna - Student, DIRECTION: INTERNATIONAL JOURNALISM, SCHOOL OF JOURNALISM AND MASS COMMUNICATIONS ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY, ST. PETERSBURG
Abstract: this article discusses the features of the image of Russia in the national print media of Italy, its main components and methods of its formation.
The relevance of research. Nowadays during the intensifying information wars and the struggle for the sphere of influence in the international arena, the role of forming the country's image is extremely important. The concept of the media image as the main part of the image of the state in the modern world is especially important. It is necessary to understand that the media image is not objective: it is always built under the influence of relations between countries.
Today Russia is attracting a special interest in itself in the world community. This is due to the geographical location of the country, historical and cultural characteristics, raw material and strategic potential. Relations between Russia and Italy for many centuries are dynamic and rich. Today, Russian-Italian cooperation is characterized by a wide range of areas of cooperation. Therefore, the study of this topic is important, since the creation of the image of Russia can influence the further dynamics of the development of the relations between these two countries.
The scientific novelty of the research is that the main mechanisms for the formation of the state image in the Italian media have been singled out; it is established that the process of designing the image of Russia by the print media is connected with the economic and political interests of Italy; the feedback of the audience as the main way of assessing the media image of the state was studied.
The purpose of the work is to determine the features of the image of Russia in the national print media of Italy, its main components and the ways of its formation. Keywords: image of the country, media image of the country, interactivity, assessment of image, agenda.
УДК. 808.1
Современную жизнь невозможно представить без средств массовой информации: пресса, телевидение, радио и интернет оказывают огромное влияние на все сферы общества. Средства массовой информации способны прямо воздействовать на сознание людей, внутреннюю и внешнюю политику страны. СМИ являются одним из главных средством формирования образа государства на политической арене, через СМИ конструируются общественные и стереотипные мнения о стране.
В усиливающихся сегодня информационных войнах и борьбе за сферу влияния на международной арене роль формирования имиджа страны крайне важна. Понятие медиаобраза как основной части имиджа государства в современном мире особенно актуально. Необходимо понимать, что медиаобраз не бывает объективным: он всегда строится под влиянием отношений между странами.
Сегодня Россия вызывает особый интерес к себе в мировом сообществе. Это связано с географическим положением страны, историческими и культурными особенностями, сырьевым и стратегическим потенциалом. Отношения России и Италии на протяжении многих веков являются динамичными и насыщенными. На сегодняшний день российско-итальянское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества. Поэтому изучение данной темы важно, так как создание имиджа России может воздействовать на дальнейшую динамику развития взаимоотношений этих двух стран.
С понятием «имидж» каждый человек встречается постоянно: мы выбираем товар в магазине и всегда ссылаемся на его имидж, который складывается из определённых характеристик; мы всегда обращаемся к репутации компании или банка, когда выбираем, куда лучше обратиться; при выборе кандидата на пост президента мы всегда ссылаемся на его политический имидж; даже когда знакомимся с новыми людьми, мы опираемся на их имидж, складываемый из характеристик человека, при этом мы сами демонстрируем им свой. Изучение данного понятия необходимо для формирования грамотной коммуникации между друзьями, коллегами, политическими лидерами, государствами на мировой арене. Таким образом, имидж — универсальное понятие. Имидж обычно создаётся целенаправленно, носит определённую оценку или эмоциональную характеристику, т.е. это мнение об объекте, а имидж также всегда воспринимается обществом (или массовым сознанием) или индивидом.
Имидж государства — целенаправленное конструирование положительного образа страны, которое должно влиять на сознание внешней (нерезиденты страны и мировое сообщество) и внутренней (граждане страны) общественности. Создание позитивного имиджа очень выгодно для государства, так как это может привлечь
новых партнёров, деньги, туристов и т.д. Следовательно, имидж — это «бренд» государства1.
В то же время, медиаимидж государства — это часть основного имиджа государства. Стоит отметить, что, в отличие от имиджа государства, медиаимидж (или медиаобраз) создаётся не намеренно, но под влиянием мировоззрения автора медиатекста и политики редакции, самой информации, а также мировосприятия адресата (читателя)2. В формировании медиаимиджа могут участвовать все формы СМИ, на данный момент особо развита форма Интернет СМИ и новых медиа. И имидж государства, и медиаимидж государства взаимосвязаны, самостоятельны и воздействуют друг на друга.
СМИ напрямую влияют на формирование имиджа государства за рубежом. Позиция и политика определённого издания будет воздействовать на взгляды аудитории теле- или радиоканала, газеты или Интернет издания о стране. То есть СМИ при формировании имиджа государства устанавливают информационную повестку дня.
«Теория установления, или информационной повестки дня (Agenda-Setting Theory)» подразумевает влияние СМИ на восприятие аудитории того или иного события: явления, с которыми общество ознакомляется через прессу кажутся более важными, чем остальные. Однако необходимо помнить, что повестка дня формируется в зависимости от заинтересованности аудитории в данном событии или явлении. Таким образом СМИ «конструируют» общественную реальность3.
В рамках исследования было проанализировано 1975 статей за восемь лет. В них включены материалы из новостного раздела и рубрики «Мнения», в которых Россия была не просто упомянута, а являлась объектом обсуждения. При этом всего упоминаний России за изучаемый период ровняется 65228. Для сравнения, количество упоминаний о Китае составило 76165, о США — 104134, Германии — 120529, о Франции — 159785. Таким образом, Россия не является главной международной темой в итальянских СМИ, но находится в пределах новостной видимости. Интерес итальянцев нацелен больше на близлежащие страны.
Ниже представлена динамика количества упоминаний о России за 2010 - март 2018 гг.
1 Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Электр. научный журн. «Медиаскоп». 2008, № 2.
2 Корженева О.В. «Медиаобразы в массовой политической коммуникации» // Вестник СПбГУ. Сер.9.2013. № 1. С.218-226.
3 Абукина Е.В. Формирование имиджа государства в современном иновещании: магистр. дис. СПб., 2016. С. 54-55.
Динамика количества упоминаний о России
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
HLaRepubblica LJ Carriere délia Sera ULaStampa
Рис. 1. Динамика количества упоминаний о России
Таким образом, количество упоминаний о России резко увеличивается в 2014 году, когда произошёл украинский кризис, присоединение Крыма к России и последующие за этим санкции в отношении РФ. Также информационный пик произошёл в 2017 году, главными темами которого были допинговый скандал, российская оппозиция, сирийский конфликт, отношения России и США. Стоит также отметить, что до 2014 года количество упоминаний о России было меньше, этот показатель стал увеличиваться после 2014 года, что доказывает растущий интерес к России.
Для исследования был проведён количественный анализ статей о России (где она являлась объектом обсуждения), с помощью которого были выделены основные компоненты имиджа России в итальянских СМИ за данный период (Табл.1). Отметим, что эти компоненты повторялись на протяжении всех восьми лет.
Таблица 1. Основные компоненты имиджа России в итальянских СМИ
Компонент имиджа Количество статей Доля от общего количества статей (%)
Международная политика и
экономическое 701 35
сотрудничество
Внутренняя политика и 326 17
органы власти
Российская оппозиция 257 13
Культура и мода 241 12
Российская демократия и свобода СМИ 180 9
Спорт 149 8
Внутренние происшествия 121 6
Каждый из этих компонентов имеет различную тематику в зависимости от оттенка новостного потока. Например, компонент «международная политика и экономическое сотрудничество» имеет следующие темы: «Россия-США», «Россия-Италия», «Россия-Украина», «Россия-Сирия» и другое. Таким образом, в СМИ Италии формируются
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 (по
март)
две части имиджа России: внутренний (внутренняя политика и органы власти, оппозиция, российская демократия и свобода СМИ, российский бизнес и происшествия внутри России) и внешний (международная политика и экономическое сотрудничество, культура и мода, спорт).
Первый период: 2010 - 2014 гг. Рассматриваемый период связан, в первую очередь, с темами, относящимися к компоненту «Международная политика и экономическое сотрудничество». В этот период поднимаются темы «Россия-США», «Россия-Сирия», «Россия-Иран», «Россия-Польша», «Россия-Италия» и «Россия-Украина». Также популярностью пользуются компоненты: оппозиция, внутренняя политика и органы власти, российская демократия и свобода прессы, культура и мода. В данный период имидж России преимущественно нейтральный, однако отрицательных материалов больше, чем положительных (Табл.2). Отрицательная валентность связана с внутренней политикой и органами власти, которые выражены в лице Владимира Путина, ограничением свободы слова и СМИ, оппозицией. Положительные материалы связаны с культурой и модой России, а также с некоторой деятельностью на международной арене и экономическим сотрудничеством с Италией. Самое большое количество публикаций о России было в 2014 году.
Таблица 2. Распределение валентности материалов о России за первый период
Положительные Отрицательные Нейтральные
108 126 446
Второй период: 2014 - март 2018 гг. Данный период связан, в первую очередь, с компонентом «Международная политика и экономическое сотрудничество», в котором поднимаются темы: «Россия-США», «Россия-Украина», «Россия-Турция», «Россия-Сирия», «Россия-Великобритания», «Россия-Италия». Также популярностью пользуются следующие компоненты: оппозиция, внутренняя политика и органы власти, спорт, внутренние происшествия, культура и мода. С 2014 по март 2018 гг. имидж России преимущественно нейтральный. Более того, количество отрицательных и положительных материалов одинаково. (Табл.3). Отрицательная оценка продолжает быть связанной с личностью Владимира Путина, а также ограничением свободы слова и СМИ, нечестностью выборов. Положительные материалы опять связаны с культурой и модой России, а также с некоторой деятельностью на международной арене и экономическим сотрудничеством с Италией. Самое большое количество публикаций о России было в 2017 году.
Таблица 3. Распределение валентности материалов о России за второй период
Положительные Отрицательные Нейтральные
277 277 741
2.2 Динамика имиджа России в итальянской прессе в 2010 - 2018 гг.
Итак, рассмотрев публикации о России за восемь лет, мы можем сделать следующие выводы о медиаимидже нашей страны в Италии:
1. Оценка России в итальянских СМИ преимущественно нейтральна, так как основная часть публикаций расположена в новостном отделе.
2. Как мы можем заметить, отрицательная оценка в большинстве текстов относится не к России в целом, а к личности президента Путина. Итальянские журналисты, считают, что политика Кремля ущемляет человеческие свободы, а сам Путин старается продолжить политику своих советских предшественников. СМИ Италии наделяют президента России следующим чертами: жёсткий контроль, властность, консервативные взгляды и авторитарный стиль правления страной. Также журналисты оперируют следующими понятиями: «царь Путин» и «бывший агент
КГБ». Общаясь итальянцами, мне удалось сделать вывод о том, что в их стране Путин — это бренд России наравне с медведями, матрёшками и балалайками. Им интересна эта фигура как основная характеристика РФ, при первой же возможности они задают вопрос: «Как это, жить при Путине?». Следовательно, создавая негативный образ президента Путина, СМИ Италии мешают читателям объективно сформировывать своё отношение к России.
3. В то же время, итальянские журналисты говорят о том, что санкции в отношении России — это большой удар по экономике Европы, в особенности по экономике Италии. Поэтому большинство авторских текстов призывают к «дружбе с Россией». Также большинство текстов положительной валентности связаны с визитом президента России в Италию в 2015 году и взаимоотношениями Берлускони и Путина. В публикациях на эти темы обычно даётся позитивный прогноз на взаимное сотрудничество Италии и России, и новостной фон является благоприятным. Следовательно, положительный образ России формируется в зависимости от интересов Италии.
4. Ещё два субъекта, которые занимают большую часть новостного потока, это российская оппозиция и демократия в России. Эти аспекты освещаются в новостном разделе, но из-за созданного framing публикаций (а именно освещение позиций только одной стороны, а также, например, в материалах про митинги добавление информации о свободе слова в России и т.п., ссылка на зарубежные источники и комментарии) создаётся негативный общий информационный фон.
5. Позитивный образ России также складывается из публикаций о культуре и моде.
Список литературы /References
1. Абукина Е.В. Формирование имиджа государства в современном иновещании: магистр. дис. СПб., 2016,
2. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Издательство «Известия», 2005. 552 с.
3. Гавра Д.П., Савицкая А.С., Шишкин Д.П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Серия 9, 2011. № 3. С.187-196.
4. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбург. гос. ун-та, 2013. № 11. С.91-94.
5. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Электр. научный журн. «Медиаскоп», 2008. № 2.
6. Корженева О.В. «Медиаобразы в массовой политической коммуникации» // Вестник СПбГУ. Сер.9.2013. № 1. С. 218-226.
7. Хочунская Л.В. «Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект» // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2013. № 2. С. 91-95.