Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ (1960-Е ГОДЫ, ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ)'

ОБРАЗ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ (1960-Е ГОДЫ, ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская периодика / студенческие отряды / СМИ / образ / медиаобраз / Soviet periodicals / student detacments / mass media / image / media image

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Югринова Э. В.

В статье рассматривается медийный образ участников крупнейшего молодежного трудового движения советского периода. Студенческий отряд – уникальный феномен совместной деятельности. В составе отрядов студенты работали на крупнейших объектах разных экономических сфер. В статье предпринята попытка создания обобщенного образа лидеров студенческих отрядов Пермской области в 60-годы, которые становились героями публикаций, через призму советской периодики. Также в статье представлены результаты контент-анализа, представляющего основные жанры, портрет героя, ключевые лексемы, эмоциональную окрашенность публикаций о студенческих отрядах в советской периодике Пермской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IMAGES OF YOUTH LEADERS OF RUSSIAN STUDENT DETACHMENTS ASWAY TO BROADCAST OPPORTUNITIES FOR YOUTH SELF-REALIZATION

Article examines the media image of the participants of the largest youth labor movement of the Soviet period. The student detacment is a unique phenomenon of joint activity. As part of the teams, students worked at the largest facilities in various economic spheres. The article attempts to create a generalized image of the leaders of student detachments of the Perm region in the 60s, who became the heroes of publications, through the prism of Soviet periodicals.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ (1960-Е ГОДЫ, ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ)»

УДК 659

Югринова Э.В.

магистрант Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь, Россия)

ОБРАЗ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ (1960-Е ГОДЫ, ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Аннотация: в статье рассматривается медийный образ участников крупнейшего молодежного трудового движения советского периода. Студенческий отряд - уникальный феномен совместной деятельности. В составе отрядов студенты работали на крупнейших объектах разных экономических сфер. В статье предпринята попытка создания обобщенного образа лидеров студенческих отрядов Пермской области в 60- годы, которые становились героями публикаций, через призму советской периодики. Также в статье представлены результаты контент-анализа, представляющего основные жанры, портрет героя, ключевые лексемы, эмоциональную окрашенность публикаций о студенческих отрядах в советской периодике Пермской области.

Ключевые слова: советская периодика, студенческие отряды, СМИ, образ, медиаобраз.

Стройотряды - уникальный феномен совместной деятельности. В мире не существовало и не существует аналога такого массового трудового молодёжного движения. Кроме того, развитие движения делится на два больших периода.

Стройотряды существовали в советский период. В книге «Строить и жить» авторы утверждают, что «большинство исследователей склоняются к тому, что в современном виде студенческие отряды появились в 1959 году» [1, с. 32]. Следовательно, эпоха стройотрядов начинается в период «оттепели». Исследователи в предисловии к первой части документальной дилогии «Когда мы были молодые...» говорят о том, что «стройотрядовское движение

2209

появилось в переломный период: в стране прекратились массовые репрессии против граждан, что породило острейшую проблему дефицита рабочей силы» [2, с. 5]. В это время подрастает воодушевлённая, полная энтузиазма и веры в идеологию молодёжь. Поэтому государство решило удовлетворить свои потребности и дать возможность проявить себя «мобильной рабочей силе».

Постепенно участники движения начали выезжать трудовыми бригадами на объекты разных экономических сфер страны - не только по строительному направлению. Понятие «стройотряд» стало нарицательным. Под ним понимали «особую форму студенческой организации, предусматривающей участие студентов в производительном труде в рамках третьего трудового семестра» [2, с. 4]. Традиционно обучение в вузе делилось на два семестра, поэтому было принято решение назвать период работы студентов летом «третьим трудовым семестром».

На периодическую печать «с самого начала целинной эпопеи возлагалась ответственная задача систематически и широко освещать ход всенародной борьбы за урожай» [2, с. 13]. Частые упоминания в периодике способствовали увеличению числа желающих стать участником стройотряда, показывали успехи, которые достигали студенты во время трудовых сезонов, географию работы.

В Пермской области, согласно ежегодным постановлениям обкома КПСС, активно освещали деятельность студенческих отрядов газеты «Молодая гвардия», «Звезда», «Комсомольская правда», «Вахта урожая», «Искра», «Вечерняя Пермь» и другие. Помимо этого, жизнь отрядов передавалась на страницах студенческих СМИ. Отдельно можно выделить «отрядный фольклор»: альбомы стройотрядов, песни, стихи и другие формы творчества, которые передают дух стройотрядов [3, с. 14].

В периодике были представлены разнообразные жанры. Среди них рассказы, статьи, очерки, отчёты, записи бесед и т.п. Как отмечают исследователи, «авторами были профессиональные журналисты, внештатные корреспонденты, сами целинники - участники описываемых событий» [2, с. 12].

2210

Можно предположить, что стройотрядовцы писали историю о себе, приобретали писательский навык. Конечно, это происходило под руководством профессиональных журналистов.

Отдельно выделим («листок») в «Молодой гвардии», который назывался «Боец». Его готовила редакция газеты совместно с областным штабом ССО. Материалы рассказывали о ходе третьего трудового семестра. Авторы писали не только о романтике, достижениях в работе, но и размышляли о проблемах дальнейшего развития молодёжного движения.

Публикации о студенческих отрядах представлены разнообразием жанров. Среди них репортажи, заметки, информационное и аналитическое интервью, очерки, корреспонденция, отчёты, обращения.

Репортаж - наиболее часто встречающийся формат при анализе публикаций о студенческих отрядах. В репортаже руководитель литературной группы агитбригады П. Петухов «На земле целинной» рассказывает о трудовых буднях: «Мы ставили концерт обычно около машин, в поле. Но пошёл сильный дождь, и выступление пришлось продолжить в полевом общежитии» [4]. Пример второго типа репортажа представлен в материале «Пошли ребята в санитары». Корреспондент наблюдает за стройотрядом «Вита», который работает в медсанчасти: «Гелену Мотыреву мы застали в биохимической лаборатории с ершом и тряпкой в руках над полнешенькой пробирок раковиной»

[5].

К востребованным жанрам по теме студенческих отрядов можно отнести расширенную заметку и очерк. Преимущественно публиковали портретные очерки, которые через образ одного студента раскрывали представление об организации, в целом.

Например, обратимся к очерку «Экспресс идёт на север». Здесь раскрывается образ командира (руководителя) отряда Виктора Белякова. Мы видим это через портретную характеристику: «Его высокая худощавая фигура с выгоревшей копной соломенных волос...» Образ героя формируется через его бэкграунд: «Он ещё не успел износить армейскую форму». Кроме того, полную

2211

картину о герое передают его поступки в настоящем - каким его видит автор: «Целыми днями мелькает по трассе строительства. Его рабочий день равняется двум нормальным» [6].

В материалах профессиональных журналистов часто использовались комментарии целинников, которые подтверждали основную идею текста. В отчёте «72 дня на планете целина» автор цитирует командира отряда «Машиностроитель» Александра Артемова. «Он начал рассказ о целинных буднях: когда мы уезжали с целины, я разговаривал с каждым из ребят, спрашивал согласились бы они ещё раз поехать на целину» [7].

Также студенты самостоятельно выпускали публикации. Часть из них рассказывала о трудовых успехах, первом практическом опыте. Другие говорили о том, что их манила «романтика» студенческих отрядов, но они ее не получили, а приобрели более ценные вещи. В отдельную категорию хотелось бы выделить студентов, которые рассуждали в текстах о значимости движения, ставили под сомнения некоторые аспекты и не боялись аргументировать свою позицию. Особенно явно это проявилось во второй половине 60-ых годов - начале 70-ых, когда основная волна энтузиазма начала угасать.

Например, в заметке целинника А. Верховского уже в названии материала есть вопрос «Кто есть целинник?». Автор проводит анализ имеющихся публикаций о стройотрядовской жизни и делает вывод о том, что «сколько и как мы строим - знают все, а о том, кого и как мы воспитываем, нужно говорить больше». Таким образом, автор хочет привлечь внимание аудитории к проблеме самоидентификации отрядов и главного отличия их от шабашников.

Героем публикации в большинстве случаев является молодой человек: «На вид совсем подросток, семнадцатилетний Виктор Мозжерин отремонтировал заброшенный трактор и показал, как на нём надо трудиться»

[7].

Описывая молодых людей через их бэкграунд, авторы проводят сравнение с полем боя. «Целина - это, прежде всего, борьба. И приятно осознавать, что вышли мы из нее победителями» [Молодая гвардия, 17.09.65].

2212

Сама организация была желанием молодых людей встать на защиту своей родины. Только они боролись не с другой страной, а с голодом, нехваткой домов, школ, больниц. «Это игра, отсыл некому романтическому миру, где всё ещё идёт метафорическая война добра и зла» [1, с. 20]. Эта «война» проявлялась и во внутренней структуре организации. Мероприятия и события в студенческих отрядах называли «операциями». Сама форма студенческих отрядов с шевронами, значками, наградами напоминала военную форму.

При формировании медиаобраза важную роль играют ассоциации или стереотипы, которые будут возникать при употреблении термина «стройотряд». Они формируются через слова и устойчивые выражения, которые употребляет автор в отношении студенческих отрядов.

Чаще всего в текстах встречаются лексемы «целина» и «целинники». Изначально это термин появился как место, где не ступала нога человека. Поэтому студентов отправляли на целинные земли выращивать урожай, строить населённые пункты. Позднее «слово стало нарицательным: так теперь называли работу в любом студенческом отряде, независимо от его профиля и местонахождения» [1, с. 20]. Из термина «целина» появилась ещё один вариант наименования участника движения - целинник (ещё их называли «бойцом», «стройотрядовцем»). Стоит отметить, что форму отряда называли «целинка» (сейчас распространены названия «бойцовка» и «строевка»).

На третьем месте по частоте упоминаний слово «труд» и сопутствующие варианты: «трудился», «труженики», «трудяги» и другие. В рассмотренных публикациях этот термин не воспринимается как что-то тяжёлое принудительное. Наоборот, этому слову придается торжественность, даже определённый пафос. Студенты признаются, что работать тяжело, но они понимают, что «трудятся» на благо страны.

О стремлениях студентов говорят слова «добровольцы» и «энтузиасты». Их используют при описании дополнительной работы, которую проводят студенты на трудовых объектах: организация концертов для местных жителей, выход на субботник, чтение образовательных и новостных лекций в школах.

2213

Инициативную группу студентов, которые информировали население о предстоящих лекциях концертах, рассказывали о движении называли «агитбригадой». В рабочее время студенты делились на группы. В источниках их называют «бригадами» и выполняли объем работ на разных частях объекта. Студенты работали не каждый за себя, а в едином коллективе. Поэтому термин «коллективизм» тоже закрепился за деятельностью студенческих отрядов. Работу студенческих отрядов отличали «дисциплина» и «самостоятельность».

Вместе с тем, при анализе периодики мы обнаружили, что образ советских отрядов романтизирован. Студенты представлены в виде «героев» или «посланцев», которые совершают трудовой «подвиг» и достигнуть «вершины». В этом заключается «романтика» студенческих отрядов. Они предстают героями, которые спасают окружающий мир от разрухи.

Наиболее часто встречающимся выражением стало словосочетание «целинная романтика». Мы вновь видим, что происходит романтизация образа студенческих отрядов. Пред читателями возникает образ путешествия, студенты находятся вдали от дома в гармонии с природой, рядом верные товарищи. Но далее мы замечаем, что романтика сменяется и даже противопоставляется «железным темпом» работы. Студенты работают с рассвета до заката иногда без перерывов на обед. Именно это сочетание романтики и тяжёлой работы позволяют назвать деятельность в студенческих отрядах «школой труда» или «школой жизни».

Участников движения характеризуют с положительной стороны: «золотые руки», «хорошие бригадиры», «славные ребята и девчата». В определенных статьях их представляют, как борцов с невзгодами страны: «посланцы комсомола», «армия целинников». Но эти ребята не стремятся с кем-то воевать, они лишь «горят желанием» трудиться «на благо Родины».

Согласно исследованиям, тема мотивации участников и дальнейшего развития движения становится центральной в СМИ: «В СМИ того времени шли дискуссии о мотивации стройотрядовского труда. Эпоха первых лет целины, которая прошла под знаком бескорыстного, самоотверженного труда на благо

2214

Родины, постепенно сменялась размышлениями о пользе честного трудового заработка» [2, с. 12]. Сами студенты начинают рассуждать о роли стройотрядов и пытаются понять их специфику. Автор приводит в пример статью студента ПГУ, который сформулировал основные проблемы движения: «Студенческая целина становится не школой будущих командиров производства, а школой шабашников?» и «Выходит, у шабашников и у целинных отрядов одна романтика?» [3, с. 12].

Мы видим, что постепенно статьи, рассказывающие только о позитивных сторонах целинной действительности, сменялись дискуссионными материалами. Проблемы, которые начали формироваться в отношении стройотрядов, продолжали рассматриваться на страницах СМИ до конца советского периода существования движения. Исследователи ссылаются на статьи командира Пермского областного студенческого отряда В. Хлызова, корреспондента газеты «Ленинец» ППИ Е. Третьяковой. В их материалах заключена она из базовых дискуссий — про что стройотряд: зарплата или благо людей?

В полемических статьях авторы размышляют о проблемах функционирования организации, внутренних отношениях отряда, изменению подхода к выбору командных составов и другие: «Пусть будет меньше отрядов, но хорошо подготовленных. Тогда и командиров, и комиссаров будет решать легче. Потому что проблема руководства одна из самых острых» [9]. Автор предлагает более профессионально подходить к вопросу профессиональной подготовки перед трудовым сезоном и формировать отряды не по количеству, а по качеству.

Таким образом, мы видим, что в рассматриваемых исследованиях пермская периодика советского периода изначально идеализирует студенческие отряды, но с ослаблением роли идеологии и увеличении прагматических целей участников движения, поднимается вопрос об идентификации движения и его роли для страны и отдельного студента.

2215

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бритвин С. Ю. Строить и жить / С. Ю. Бритвин, А. Ю. Добренко // - Пермь: 2019. - 187 с;

2. Иванова М. А. Когда мы были молодые / М. А. Иванова, В. П. Мохов // - Пермь: 2009.

- Т. 1. - 271 с;

3. Иванова М. А. Когда мы были молодые / М. А. Иванова, В. П. Мохов // - Пермь, 2009.

- Т. 2. - 503 с;

4. Петухов П. На земле целинной // Молодая гвардия. 20 сен. 1961;

5. Ерушенкова В. Пошли ребята в санитары // Вечерняя Пермь. 18 июня 1979;

6. Винниченко В. Экспресс идёт на север // Молодая гвардия. 10 авг. 1966;

7. 72 дня на планете целина // Молодая гвардия. 17 сен. 1965;

8. Костенко Т. Кунгуряки на целине // Молодая гвардия. 04 нояб. 1964;

9. Примак Ю. Ложка дёгтя // Молодая гвардия. 16 нояб. 1969.

Yugrinova E.V.

Perm State National Research University (Perm, Russia)

MEDIA IMAGES OF YOUTH LEADERS OF RUSSIAN STUDENT DETACHMENTS AS WAY TO BROADCAST OPPORTUNITIES FOR YOUTH SELF-REALIZATION

Abstract: article examines the media image of the participants of the largest youth labor movement of the Soviet period. The student detacment is a unique phenomenon of joint activity. As part of the teams, students worked at the largest facilities in various economic spheres. The article attempts to create a generalized image of the leaders of student detachments of the Perm region in the 60s, who became the heroes ofpublications, through the prism of Soviet periodicals.

Keywords: Soviet periodicals, student detacments, mass media, image, media image.

2216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.