ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.018-040
УДК 37.014
В. С. Лунин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Становление движения студенческих строительных отрядов в Мордовии (1966-1970 гг.)
Введение. Одним из приоритетных направлений современной модернизации высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации является усиление его практической направленности. Во многом это связано с возникшей на рубеже XX-XXI вв. острой необходимостью повышения конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, преодоления их социального инфантилизма и общественного индифферентизма. В связи с этим особую актуальность приобретает уникальный исторический опыт, накопленный в нашей стране в советскую эпоху, по привлечению студенческой молодежи к решению важнейших народно-хозяйственных задач через деятельность студенческих строительных отрядов (ССО). С начала 60-х гг. прошлого столетия и по сегодняшний день усилиями отечественных ученых-гуманитариев создано значительное количество трудов, посвященных различным проблемам и аспектам движения ССО. Среди исследований региональной направленности нет ни одного, в которых бы анализировалась деятельность ССО в Мордовии. Целью данной статьи является изучение процесса зарождения стройотрядовского движения среди студентов мордовских вузов и образовательных учреждений системы СПО и НПО в 1966-1970 гг. Материалы и методы. Источниковую базу статьи составили документы Центрального государственного архива Республики Мордовия, материалы периодической печати (газеты «Молодой ленинец», «Мордовский университет»), воспоминания бывших участников и организаторов ССО, фотодокументы. При систематизации и анализе конкретно-исторических фактов наряду с общенаучными методами (индукцией, дедукцией) использовались и специально-исторические - идеографический, историко-генетиче-ский, физиогномический. Результаты исследования. Выявлены причины и предпосылки возникновения движения студенческих строительных отрядов в Мордовии, показана динамика численности их личного состава и эффективности производственной деятельности. Обсуждение и заключение. К началу 70-х гг. прошлого столетия в Мордовии завершилось организационно-производственное становление движения студенческих строительных отрядов, и на основе принципа добровольности оно прибрело массовый характер. ССО не только внесли весомый вклад в укрепление материально-технической базы республики в годы восьмой пятилетки, но и заложили лучшие традиции для развития этого патриотического молодежного движения в последующие годы.
Ключевые слова: физический труд, трудовое воспитание, студенчество, комсомол, третий трудовой семестр, студенческие строительные отряды, социалистическое соревнование, Мордовская АССР, Мордовия, Мордовский государственный университет, Мордовский государственный педагогический институт, среднее профессиональное образование.
Для цитирования: Лунин В. С. Становление движения студенческих строительных отрядов в Мордовии (1966-1970 гг.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2020. - Т. 20. - № 1. - С. 18-40. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.018-040.
© Лунин В. С., 2020
-Ю ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „„^„„„„„^
Valery S. Lunin
National Research OgarevMordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: [email protected]
Formation of Motion of Student Construction Teams in Mordovia (1966-1970)
Introduction. One of the priority directions of modernization of higher and secondary vocational education in the Russian Federation is to strengthen its practical orientation, which is largely due to the urgent need to increase the competitiveness of young people in the labor market and overcome their social infantilism and social indifference at the turn of the 20th and 21st centuries. In this regard, the unique historical experience gained in our country in the Soviet era in attracting students to solve the most important economic problems through the activities of student construction teams (SCT) is of particular relevance. Since the beginning of the 60s of the last century and to the present, the efforts of domestic scientists-humanitarians have created a significant number of works devoted to various problems and aspects of the SCT movement. However, among the studies of regional orientation there is not one in which the activities of SCT in Mordovia are analyzed. The purpose of this article is to study the process of the birth of the construction brigade movement among students of Mordovian universities and educational institutions of the secondary vocational education and primary vocational education systems in 1966-1970. Materials and Methods. The source base of the article was made up of documents from the Central State Archive of the Republic of Mordovia, periodicals (newspapers Young Leninist, Mordovian University), memoirs of former participants and organizers of SCT. When systematizing and analyzing concrete historical facts, along with general scientific methods (induction, deduction), special historical ones were used - ideographic, historical genetic. Results. The causes of the movement of student construction teams in Mordovia are revealed, the dynamics of the number of their personnel and the efficiency of production activity is shown. Discussion and Conclusion. By the beginning of the 70s of the last century in Mordovia, the organizational and industrial formation of the movement of student construction units had completed and, on the basis of the principle of voluntariness, it had become mass. SCT not only made a significant contribution to strengthening the material and technical base of the republic during the eighth five-year period, but also laid down the best traditions for the development of this patriotic youth movement in subsequent years.
Keywords: physical labor, labor education, students, Komsomol, third labor semester, student construction teams, socialist competition, Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic, Mordovia, Mordovia State University, Mordovian State Pedagogical Institute, secondary vocational education.
For citation: Lunin V. S. Formation of Motion of Student Construction Teams in Mordovia (1966-1970). Gumanitarian : aktual'nyeproblemygumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(1): 18-40 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.018-040.
.. .Физический труд не только не исключает возможность умственной деятельности,
не только улучшает ее достоинство, но поощряет ее.
Л. Н. Толстой. Так что же нам делать?
Введение
В истории мировой педагогической мысли идея о значении личного свободного физического труда для всестороннего развития человека, в том числе для формирования в нем чувства «истинного достоинства» и «подлинного счастья», известна с эпохи европейского Просвещения (Т. Мор, И. Г. Песталоцци,
Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Р. Оуэн и др.) [16]. В России она поддерживалась и развивалась такими выдающимися педагогами и мыслителями XIX - начала XX в., как А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вент-цель, А. С. Макаренко и др. [2; 11; 15].
После победы Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевистской партии идея о необходимости привлечения учащейся молодежи к посильному физическому труду в концентрированной форме была сформулирована и теоретически обоснована с классовых позиций В. И. Лениным в речи на III Всероссийском съезде Коммунистического союза молодежи (2-10 октября 1920 г.)1. С середины 1920-х гг. она стала одной из главных идеологических опор партийно-государственной молодежной политики в СССР.
При этом важно заметить, что курс правящей Коммунистической партии и советского правительства на соединение обучения молодежи с производительным трудом рабочего класса и крестьянства учитывал не только соответствующие ленинские идеи, но и являлся, образно говоря, «ответом» на «вызов» советской действительности 1920-1950-х гг. с присущим ей, в частности, острым дефицитом трудовых ресурсов в процессе массового промышленного строительства, развития сельского хозяйства, особенно в тяжелейшие военные и послевоенные годы. Немаловажным моральным фактором добровольного участия юношей и девушек в создании материально-технической базы социалистического общества было также их искреннее стремление принести реальную, материально осязаемую пользу Родине и своему народу.
Одной из самых массовых форм участия советской молодежи в практическом решении
народнохозяиственных задач стали студенческие строительные отряды (ССО). Возникнув, как считают большинство исследователей, в конце 50-х гг. прошлого столетия по инициативе студентов физического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, они стали настоящей «школой жизни» и самореализации для почти 14 млн студентов вузов, учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования [13]2. Несмотря на то, что движение ССО был «детищем» советской эпохи, накопленный в ходе него опыт закрепления теоретических знаний непосредственно на производстве, совершенствования умений и навыков самоуправления, работы в коллективе, трудового, патриотического и нравственного воспитания, формирования жизнестойкого молодого поколения не утратил значения и в наши дни. После глубокого кризиса системы ССО в первой половине 1990-х гг. с начала 2000-х гг. она обрела «второе дыхание», правда, уже в новых формах, адекватных современным общественным и экономическим отношениям в Российской Федерации. О важности этого процесса в контексте очередной модернизации российского общества было заявлено на самом высоком государственном уровне3. Мало того, указом Президента РФ В. В. Путина от 21 февраля 2015 г. в России установлен новый государственный праздник - День российских студенческих отрядов4.
Ленин В. И. Задачи Союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи, 2 октября 1920 г. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - М. : Политиздат, 1981. -Т. 41. - С. 298-318.
История студенческих строительных отрядов с 1959 до 1991 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. shtabso.ru/13.html. - Загл. с экрана ; ССО вчера и сегодня [Электронный ресурс]. - URL: http://fVso.ru/ history.htm. - Загл. с экрана.
Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998-2000 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 746 [Электронный ресурс]. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/9044318. - Загл. с экрана ; Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_138990. - Загл. с экрана.
Указ Президента РФ «О Дне российских студенческих строительных отрядов» № 86 от 21 февраля 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: https://трудкрут.рф/theme/documents/.pdf. - Загл. с экрана.
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
4
Обзор литературы
Исходя из того, что «никакая историческая проблема не должна изучаться без исследования... истории исторической мысли о ней» [6, с. 389], следует отметить, что первые попытки осмыслить феномен ССО в контексте развития молодежной политики Советского государства, системы Советского образования и шире - всего советского общества - были сделаны уже в начале 60-х гг. прошлого столетия. С тех пор не только историками, но и другими отечественными учеными-гуманитариями (философами, социологами, экономистами) было создано значительное количество трудов, посвященных различным аспектам движения ССО как в целом в СССР, так и в отдельных регионах, городах, высших учебных заведениях. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствуют обстоятельные историографические обзоры фактически всех диссертационных исследований, посвященных данной проблематике [3; 13; 16; 18]. Однако в настоящее время среди работ региональной направленности нет ни одной, в которой бы специально рассматривалась история студенческих строительных отрядов Мордовии. Этой теме посвящены лишь несколько брошюр пропагандист-ско-публицистического характера5, небольшая статья в энциклопедии «Мордовия»6, а также скупые фрагменты в коллективных монографиях о развитии высшего образования в Мордовии [1, с. 161-167; 4, с. 203, 204; 9, с. 75, 102-105]. Между тем еще в далеком 1967 г. один из современников зарождающегося стройотрядовского движения в нашей республике мечтал, что «...когда-
нибудь историки в своих исследованиях о мордовском комсомоле напишут о первых ССО, и, может быть, в далеком 2017 году читатель встретит имена и короткие записи» первых стройотрядовцев7.
В истории студенческих строительных отрядов Мордовии, как и других регионов, достаточно четко просматриваются несколько этапов. В данной статье впервые в региональной историографии предпринята попытка проанализировать зарождение стройотрядовского движения среди студентов мордовских вузов и учащихся образовательных учреждений системы СПО и НПО в 1966-1970 гг.
Материалы и методы
Для достижения основной цели исследования изучались различные виды источников, через которые, «.как часть минувшего, мы вживаемся в единство этого минувшего и, познавая часть, в ней уже познаем и целое» [5, с. 40]. Источнико-вую базу статьи составили в основном документы фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия, большинство которых впервые вводятся в научный оборот, материалы периодической печати (газеты «Молодой ленинец», «Мордовский университет»), воспоминания бывших участников ССО, комсомольских активистов второй половины 1960-х гг., фотодокументы из фондов музея истории Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
При выборе методологического инструментария для систематизации и анализа собранных из различных источников конкретно-исторических фактов учитывались
Запишите меня в стройотряд : сборник / сост. Г. Ф. Черняев ; ред. кол.: В. Д. Волков [и др.]. - Саранск :
Мордов. кн. изд-во, 1981. - 152 с. ; Товарищ отряд : сборник / сост. Е. М. Голубчик. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 1904 с. ; 35 лет студенческим строительным отрядам Мордовии. - Саранск, 2001. - 35 с. Ксенофонтова А. А. Студенческие строительные отряды // Мордовия : энциклопедия : в 2 т. Т. 2 : М - Я. -Саранск, 2004. - С. 373-374.
Лапицкий Е. У студентов есть своя планета // Молодой ленинец. - 1967. - 16 ноября.
6
не только общие методы и принципы научного познания (индукция, дедукция, объективность и др.), но и специально-исторические. Среди них особое внимание было уделено идеографическому методу, нацеливающему исследователя, как известно, на осмысление исторической действительности во всей ее конкретности и индивидуальности. Без такого подхода к изучению истории, как это подчеркивал еще в 20-х гг. прошлого столетия Д. М. Петру-шевский, один из крупнейших отечественных историков-экономистов, «...мы совершенно не в состоянии разобраться в живой жизни, в реальной действительности, в том, что в своей конкретности и индивидуальности происходит в определенных пределах пространства и времени, с чем мы находимся в непосредственном жизненном соприкосновении, что имеет для нас жизненный и культурный интерес» [12, с. 22].
Кроме того, нами использовался истори-ко-генетический метод изучения истории, сущность которого впервые, на наш взгляд, была четко сформулирована более 2000 лет назад древнегреческим историком Полиби-ем (ок. 200 - ок. 120 гг. до н. э.). «.Если изъять из истории, - писал он в «Всеобщей истории», - объяснение того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предположенная цель, то от нее останется одна забава, лишенная поучительности; такая история доставит скоропреходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезною» (III, 31, 12)8.
Наконец, мы старались учесть и физиогномический метод исторического познания. По мнению известного российского служителя Клио второй половины XIX в. М. Н. Петрова (1826-1887), имевшего, как известно, мордовские корни, для выявления объективной истины историк должен не
только собрать максимально возможное количество «всех памятников и документов», дать им критическую оценку, но и обладать способностью мысленно «.совершенно перенестись. в изучаемую эпоху и усвоить себе весь круг господствовавших тогда понятий и убеждений», чтобы «прошедшее сделать для себя настоящим.», ибо «.тогда только он может уловить истинную, внутренне-необходимую жизненную связь между явлениями» [10, с. 59].
Результаты
Как свидетельствуют конкретно-исторические факты, уже в 30-50-х гг. прошлого столетия в период летних каникул студенты Мордовского государственного педагогического института, а затем (с 1957 г.) Мордовского государственного университета принимали активное участие в сельскохозяйственных работах, в том числе в уборке урожая на целинных землях, строительстве ряда важнейших хозяйственных и социально-культурных объектов республики, обустройстве родного вуза [8]. Накопленный студенчеством Мордовии к середине 1960-х гг. опыт внеучебной трудовой деятельности явился, по нашему мнению, главной объективной предпосылкой для перехода к новой, более высокой фазе патриотического движения молодежи - организации студенческих строительных отрядов.
Впервые мысль о создании студенческого строительного отряда в Мордовии, судя по воспоминаниям кандидата педагогических наук Ф. Г. Расстегаевой, бывшего секретаря комитета ВЛКСМ Мордовского университета (1964-1967 гг.) (рис. 1), возникла в среде университетских комсомольских активистов осенью 1965 г. По ее словам, это был не прагматический или материальный расчет, а прежде всего эмоциональный, романтический порыв студентов университета «стать не хуже, чем студенты других вузов страны», внести свой
8 Полибий. Всеобщая история : в 3 т. Т. 1. - СПб. : Наука ; Ювента, 1994. - С. 283. ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
22 ~ - Том 20, № 1, 2020
гуманитарной науки и образования
Рис. 1
Ф. Расстегаева (2-я слева) - секретарь комитета ВЛКСМ Мордовского государственного университета. 1965 г. / F. Rasstegaeva (2nd from left) -Secretary of the Komsomol Committee of Mordovia State University. 1965.
реальный вклад в строительство материально-технической базы будущего коммунистического общества9.
Достаточно быстро эта инициатива лидеров университетской молодежи была поддержана не только Мордовским обкомом ВЛКСМ, но и Центральным комитетом ВЛКСМ, который разрешил комитету ВЛКСМ Мордовского университета сформировать «пробный» отряд из 50 чел. при условии, что он будет находиться в составе Казанского строительного отряда10. Командиром первого в Мордовии студенческого строительного отряда стал студент III курса электротехнического факультета, член бюро комитета ВЛКСМ Мордовского университета Алексей Кондратьев11.
14 апреля 1966 г. газета «Мордовский университет» опубликовала «Устав студенческого строительного отряда». Согласно
ему, членом отряда мог стать «.каждый успевающий студент, а также преподаватели и сотрудники университета»12. Девизом отряда были выбраны слова известной советской поэтессы 1960-х гг. Риммы Казаковой: «На молодости - главные дела»13. В формулировке прав и обязанностей членов отряда нашел яркое отражение редко вспоминаемый ныне обществоведами принцип демократического централизма. В соответствии с ним каждый член отряда мог быть выбран на любую руководящую должность в отряде, критиковать командира отряда, членов штаба на собрании отряда или бригады, но в то же время должен был «НЕ ПИЩАТЬ! Высоко держать честь университета, работать только на "хорошо" и "отлично", подчинять личное интересам коллектива, беспрекословно подчиняться штабу отряда, строго соблюдать внутрен-
9
10 11
Расстегаева Ф. Все начиналось так // Запишите меня в стройотряд : сборник. - С. 39.
Там же.
Павлов Ю. «Завтра приедем к тебе, целина» // Молодой ленинец. - 1966. - 26 июня ; Центральный госу-
дарственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 66, 70, 74. Устав студенческого строительного отряда Мордовского государственного университета // Мордовский университет. - 1966. - 14 апреля.
Там же.
12
ний распорядок жизни отряда, отчислять в фонд комитета ВЛКСМ университета 2 процента от заработанной суммы»14. Устав заканчивался суровым предостережением, гласившим, что «.члены отряда, нарушившие права и обязанности, исключаются из отряда, а их дело передается на рассмотрение в комитет ВЛКСМ»15.
После обнародования «Устава» будущего студенческого строительного отряда началось на основе принципа добровольности формирование его личного состава. Архивные документы и другие источники не позволяют восстановить во всех подробностях этот процесс. Достоверно известно, что уже 7 мая 1966 г. бюро комитета ВЛКСМ университета утверждало членов отряда и его актив16. По-видимому, работа по комплектованию отряда в этот момент еще не была завершена. Об этом свидетельствует тот факт, что 10 мая того же года при обсуждении «вопроса о целине» на заседании комитета ВЛКСМ, после самокритичного выступления А. Кондратьева, было принято решение «.к 14 мая скомплектовать отряд, заказать форму»17.
В результате проведенной дополнительной разъяснительной и организационной работы во второй половине мая - июне 1966 г. первыми студентами-стройотрядовцами в Мордовии стали 56 чел.18, преимущественно с негуманитарных факультетов университета - строительного, электротехнического, физико-математического, сель-
скохозяйственного. Комиссаром отряда стал Борис Исаев, мастером - Геннадий Сентюрин, завхозом - Иван Гордеев19.
Важно заметить, что во всей этой работе четко просматривается прежде всего самодеятельное, комсомольское начало. Роль партийного руководства этим процессом на данном этапе была минимальной. Содержание сохранившихся за 1966 г. протоколов заседаний парткома и партбюро факультетов университета свидетельствует о том, что на них ни разу не рассматривался вопрос о формировании первого студенческо-20
го строительного отряда.
1 июля 1966 г., в полдень, перед главным корпусом университета состоялся многочисленный митинг по случаю проводов на целину первого в Мордовии студенческого строительного отряда. С напутственным словом к членам отряда обратились секретарь комитета комсомола Ф. Расстегаева, заместитель секретаря парткома Г. С. Макаров и ректор университета Г. Я. Меркушкин. Здесь же все члены отряда получили комсомольские путевки21.
В июле-августе 1966 г. студенческий строительный отряд Мордовского университета работал в совхозах «XXIII партсъез-да» и «Николай Островский» Пресновско-го района Северо-Казахстанской области (рис. 2, 3). Усилиями трех бригад (Г. Сентю-рина, А. Кондратьева и Р. Ибрагимова) были проведены отделочные работы на 12-квар-тирном доме, построены овощехранилище
20
Устав студенческого строительного отряда Мордовского государственного университета // Мордовский университет. - 1966. - 14 апреля.
Там же.
ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 74.
Там же. - Л. 66, 70.
К сожалению, оригинал полного списка членов первого стройотряда нам не удалось обнаружить. Цифра
56 взята нами из письменного отчета А. Кондратьева, написанного им собственноручно к заседанию бюро
комитета ВЛКСМ университета 6 сентября 1966 г. - ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 78. Павлов Ю. «Завтра приедем к тебе, целина» // Молодой ленинец. - 1966. - 26 июня. ЦГА РМ. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 149.
21 ПавловЮ. Целина зовет. // Молодой ленинец. - 1966. - 3 июля.
14
15
16
17
18
19
Рис. 2
Штаб первого студенческого строительного отряда в Мордовии. Командир А. Кондратьев, комиссар Б. Исаев. Пресновский район Северо-Казахстанской области. 1966 г. / The headquarters of the first student construction team in Mordovia. Commander A. Kondratiev, Commissioner B. Isaev. Presnovsky district of the North Kazakhstan region. 1966.
и щитовое общежитие, проложена линия связи протяженностью 94 провода-километра, проведен капитальный ремонт арочного коровника, смонтированы потолочные перекрытия и лестничные марши кафе и др. - всего на сумму 117,4 тыс. руб. Производственных мощностей по капитальному строительству и капремонту было введено на 77,1 тыс. руб.22 На фронтоне сданного в эксплуатацию жилого дома студенты сделали памятную надпись: «Мордовский государственный университет. Саранск. 1966». В социалистическом соревновании студенческих строительных отрядов Пресновско-го района Северо-Казахстанской области молодые посланцы Мордовии заняли почетное 5-е место, в спортивных соревнованиях - 4-е место23. По результатам работы 33 студента были представлены к награждению: медалью «За освоение целины» - 2; значком ЦК ВЛКСМ - 2; почетной грамотой ЦК ВЛКСМ - 2; значком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства» - 3; почетной грамотой ЛКСМ Казахстана - 3; почетной грамотой Мордовского обкома ВЛКСМ - 1824.
Отчет командира отряда А. Кондратьева о проделанной работе был заслушан 6 сентября 1966 г. на заседании бюро комитета ВЛКСМ Мордовского университета. Обращает на себя внимание, что наряду с
несомненными достижениями в нем были названы и серьезные недостатки: «бледное» внешнее оформление отряда («отсутствовало даже знамя отряда»); «не было музыкальных инструментов»; отсутствовала информация о содержании заключенных договоров; скороспешное и поверхностное отношение к подбору членов отряда (некоторые их них часто «ныли, жаловались на трудности») и особенно членов штаба отряда, которые как работники были «очень хорошие, но как руководители оказались слабоваты», малотребовательны к рядовым членам отряда25. В ходе культурно-массовой работы были прочитаны всего две лекции и выпущена одна стенгазета26.
22 ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 78.
23 Там же.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же. - Л. 79.
Рис. 3
Бойцы первого студенческого строительного отряда в Мордовии. Пресновский район СевероКазахстанской области. 1966 г. / Members of the first student construction team in Mordovia. Presnovsky district of the North Kazakhstan region. 1966.
Признав работу целинного стройотряда удовлетворительной, бюро комитета ВЛКСМ университета одновременно наметило план конкретных действий по усилению эффективности его деятельности летом 1967 г. Особое внимание обращалось на необходимость точного знания места будущей работы (для этого с соответствующим письмом-запросом предполагалось обратиться в ЦК ВЛКСМ), повышения ответственности комсбюро факультетов за отбор кандидатов в члены отряда (окончательное их утверждение предполагалось производить в комитете ВЛКСМ университета), заблаговременной (зимой 1966/67 гг.) подготовки отряда к политико-массовой и культурно-массовой работе27.
Однако новый выезд на «Большую целину» летом 1967 г. не состоялся. Причиной явилось не то, что это событие не привлекло первоначально должного внимания со
стороны «старших товарищей» - коммунистов университета28. Немаловажным объективным фактором, повлиявшим, на наш взгляд, на изменение планов комсомольских активистов, стало положение дел в экономике Мордовской АССР. Несмотря на все успехи в ходе выполнения семилетки (1959-1965 гг.), за которые Президиум Верховного Совета СССР указом от 11 декабря 1965 г. наградил республику орденом Лени-на29, в ее хозяйственном развитии сохранялось немало острых проблем. На одну из них особое внимание обратил в выступлении 25 февраля 1966 г. на общем партийном собрании Мордовского университета первый секретарь Мордовского обкома КПСС Г. И. Осипов. В конце семилетки, отмечал он, в Мордовии ослаб ввод производственных мощностей, освоено было только 65 % выделенных капиталовложений и «деньги омертвели»30.
27 ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 92.
28 На 3-й отчетной партийной конференции университета, состоявшейся 26 октября 1966 года, о работе первого ССО не было сказано ни одного слова. - ЦГА РМ. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 150.
29 История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие для ист. и филол. факультетов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1984. - С. 309.
30 ЦГА РМ. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 148. - Л. 25.
Помочь освоить выделяемые государством средства, особенно на строительство специализированных животноводческих хозяйств, в годы восьмой пятилетки (19661970 гг.) должны были студенческие строительные отряды. «Этим летом, - говорил в выступлении на XIX областной комсомольской конференции 20 февраля 1968 г. заместитель секретаря комитета комсомола Мордовского университета Н. Каликанов, -мы решили не посылать наш строительный студенческий отряд в Казахстан... Да, и зачем ехать за 3 000 км, когда рядом, в родной Мордовии, дел хоть отбавляй, работа найдется на добрый десяток таких строительных отрядов»31.
Руководство всей этой работой возлагалось на созданный в начале 1967 г. при Мордовском обкоме ВЛКСМ республиканский штаб студенческих строительных отрядов (начальник штаба - И. Цукарев) и штаб «малой целины» при комитете ВЛКСМ Мордовского университета (начальник штаба - И. Ломовцев)32.
Как свидетельствуют архивные материалы, весной 1967 г. на формирование ССО и их подготовку к работе на строительных объектах Межколхозстроя впервые обратил внимание и партком университета. На заседании 17 мая 1967 г. он специально заслушивал по этому вопросу секретаря комитета ВЛКСМ Ф. Расстегаеву33; 6 июня этот же вопрос рассматривался на заседании бюро комитета ВЛКСМ Мордовского университета. С сообщением на нем выступали начальник штаба ССО университета И. Ло-мовцев и член комитета ВЛКСМ В. Ухлин, которые наряду с положительными моментами в подготовке к третьему трудовому
семестру (высокая степень комплектования отрядов, командирами которых стали бывшие целинники, наличие заключенных договоров с хозяйствующими субъектами и т. д.) отметили и нерешенные проблемы: не во всех отрядах имелись специалисты строительных работ; отсутствовал спортивный инвентарь и др. Бюро приняло решение усилить работу по подготовке отрядов («20 июня доложить о готовности»), комиссаров отрядов утвердить на общем собрании целинников, а для закупки спортинвентаря просить городской комитет ВЛКСМ выделить 80 руб., поскольку комитет ВЛКСМ университета таких средств не имеет34.
Из более 200 студентов университета, добровольно изъявивших желание в период летних каникул 1967 г. работать на стройках в колхозах и совхозах Мордовской АССР, члены университетского штаба «малой целины» и командиры отрядов отобрали 175 чел. и сформировали из них пять строительных отрядов35. Отряды: № 1 (командир - студент III курса электротехнического факультета специальности «Диэлектрики и полупроводники» Иван Ломовцев, комиссар - студент IV курса электротехнического факультета специальности «Промышленная электроника» Василий Захаров) работал в с. Отрадное на строительстве птичника; № 2 (командир -студент IV курса историко-филологического факультета Александр Ухлин, комиссар -студент IV курса физико-математического факультета Геннадий Шугуров) и № 5 (командир - студент III курса электротехнического факультета Александр Панкратов, комиссар - студент III курса историко-филологического факультета Анатолий Аби-
31 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 181. - Л. 16, 145.
32 Под «малой целиной» в то время понималась работа студентов на различных хозяйственных объектах Мордовии, а под «большой целиной» - работа за ее пределами.
33 ЦГА РМ. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 152. - Л. 78.
34 Там же. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 1-3.
35 Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 181. - Л. 16; Там же. - Ф. 6001. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 1 ; Там же. - Д. 41. - Л. 29.
Рис. 4
Бойцы ССО Мордовского университета. с. Большие Ремезенки Чамзинского района.
1967 г./ Members of the SCT ofMordovia University from Bolshie Remezenki of Chamzinsky District.
1967.
нов) возводили свинарник в с. Большие Ремезенки Чамзинского района (рис. 4); № 3 (командир - студент IV курса электротехнического факультета специальности «Диэлектрики и полупроводники» Валерий Сюветкин, комиссар - студент IV курса того же факультета специальности «Промышленная электроника» Николай Пуза-ков) строили свинарник в с. Козловка Атя-шевского района и № 4 (командир - студент IV курса электротехнического факультета специальности «Диэлектрики и полупроводники» Виктор Комаров, комиссар - студент III курса историко-филологического факультета Игорь Фоминых) работали на строительстве птичника в с. Шаверки Крас-нослободского района36.
Как и на «большой целине», между отрядами было организовано социалистическое соревнование. По итогам производственной деятельности и культурно-
массовой работы среди местного населения в июле 1967 г. республиканский штаб студенческих строительных отрядов присудил 1-е место с вручением переходящего красного вымпела штаба и денежной премии в размере 100 руб. отряду № 1; 2-е место с денежной премией 75 руб. - отряду № 4 и 3-е место с денежной премией 50 руб. - отряду № 337.
В год 50-летия Советской власти студенты-стройотрядовцы работали вдохновенно. Преодолевая различные хозяйственные неурядицы и бытовые трудности (с жильем, организацией полноценного питания и т. д.) все отряды выполняли ежедневные задания на 190-220 %38. На строительстве семи хозяйственных объектов ими было освоено, по разным данным, от 150 до 250 тыс. руб. капиталовложений39.
Однако не одними сухими цифрами освоенных капитальных вложений харак-
Лапицкий Е. Указ. соч.
Решение республиканского штаба студенческих строительных отрядов при Мордовском обкоме ВЛКСМ от 2 августа 1967 года «О подведении итогов социалистического обязательства между студенческими строительными отрядами за июль 1967 года» // Молодой ленинец. - 1967. - 8 августа. ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 18. - Л. 145.
Там же. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 153. - Л. 54 ; Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 181. - Л. 16 ; Запишите меня в стройотряд. - С. 8.
28
Том 20, № 1, 2020
теризовалось зарождающееся движение ССО Мордовии. В ходе производственной деятельности студентов огромное значение имел воспитательный фактор. Вот как писал об этом один из современников тех событий: «Конкретность труда и коллективизм, продуманные формы организации самоуправления в отрядах, личная ответственность каждого за порученное дело -вот те важнейшие черты, которые отличают эту замечательную школу воспитания студентов»40.
Высокую оценку деятельность ССО летом 1967 г. получила и со стороны руководителей комсомола Мордовии. Так, в отчетном докладе на XIX Мордовской областной комсомольской конференции (20 февраля 1968 г.) секретарь Мордовского обкома ВЛКСМ Л. П. Ярославцева назвала ССО «замечательной школой воспитания политических и организаторских качеств»41.
С целью активизации всей работы по формированию и организации деятельности ССО 5 марта 1968 г. бюро комитета ВЛКСМ Мордовского университета утвердило новый состав штаба целинных отрядов, в который вошли 9 чел. Начальником штаба стал студент IV курса электротехнического факультета Александр Панкратов, комиссаром - его однокурсник (специальность «Диэлектрики и полупроводники») Иван Ломовцев, членами штаба стали Петр Акимов (студент III курса электротехнического факультета, специальность «Диэлектрики и полупроводники»), Анатолий Варганов (студент III курса факультета иностранных языков, специальность «Немецкий язык»), Василий Захаров (студент V курса электротехнического факультета, специальность «Промышленная электро-
40 Лапицкий Е. Указ. соч.
41 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 18. - Л. 145.
42 Там же. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 17, 18.
43 Там же. - Д. 33. - Л. 8, 13, 15.
44 Там же. - Л. 15.
ника»), Геннадий Смагин (студент I курса сельскохозяйственного факультета), Геннадий Лопаткин (студент III курса электротехнического факультета, специальность «Диэлектрики и полупроводники»), Галина Медведева (студентка III курса физико-математического факультета) и Валерий Фе-дулов (студент II курса физико-математического факультета)42.
Перед штабом стояли сложные задачи. На пленуме комитета ВЛКСМ университета, состоявшемся 26 марта 1968 г., было решено направить в период летних каникул на сельское строительство около десяти студенческих строительных отрядов, организовать между ними социалистическое соревнование в честь предстоящего 50-летия ВЛКСМ, усилить их идейно-воспитательную, пропагандистскую, культурно-массовую и шефскую работу среди местного населения43. Если на ударные университетские и городские комсомольские стройки (лабораторный корпус, общежития на ул. Богдана Хмельницкого, столовая сельскохозяйственного факультета, плавательный бассейн, стадион и др.) предполагалось летом 1968 г. направить около 2 500 студентов в обязательном порядке (каждый студент должен был отработать на них не менее 21 дня), то комплектование ССО должно было происходить исключительно на основе соблюдения принципа добровольности44.
Объективности ради следует заметить, что, как и в прошлые годы, весной 1968 г. этот процесс развивался непросто: медленно происходило формирование личного состава новых ССО, затягивались заключение договоров с хозяйственными организациями, обучение стройотрядовцев технике безопасности и т. д. Комсомольские лидеры тех лет
видели главную причину проблем прежде всего в «слабой работе» созданных в учебных заведениях штабов «малой целины»45. На этом фоне становятся понятны и кадровые изменения в штабе ССО при Мордовском обкоме ВЛКСМ. В мае 1968 г. новым его начальником стал бывший секретарь комитета ВЛКСМ университета Игорь Терентьев, а командиром областного ССО - Александр Панкратов, бывший начальник штаба целинных отрядов Мордовского университета46.
В приказе № 2 от 30 мая 1968 г. новые руководители областного штаба ССО потребовали от штабов целинных отрядов Саранского горкома комсомола, университета, педагогического института, техникума электронных приборов, кооперативного техникума, музыкального и медицинского училищ закончить всю работу по формированию отрядов до 1 июня 1968 г., а заключение договоров с районными межколхозными строительными организациями - до 10 июня. До 15 июня все члены ССО должны были пройти медицинское обследование и получить соответствующие прививки47.
Особое внимание областной штаб ССО обращал на формирование сознания необходимости соблюдения техники безопасности на будущих объектах сельского строительства. В принятом им приказе № 3 от 20 июня 1968 г., в частности, предписывалось:
«1. Категорически запретить перевозку членов отряда водителями-студентами.
2. Строго регламентировать порядок и места купания на местах дислокации отрядов. Запретить купание в одиночку и ночное время.
3. Запретить членам студенческих отрядов самовольные отлучки с места работы и территории лагеря.
4. Разрешить работу на механизмах, лесах и подмостках только при наличии акта об их исправности и безопасности работ.
5. Ввести в действие с 6 июля 1968 года на территории работы ССО пункт 3 раздела V Устава Всесоюзного студенческого строительного отряда "О сухом законе"»48.
Большая организационная и разъяснительная работа областного штаба ССО, комсомольских активистов университета, пединститута и других учебных заведений республики принесла плоды. В третьем трудовом семестре 1968 г., по нашим подсчетам, принял участие 21 студенческий строительный отряд общей численностью около 700 чел. Самым многочисленным был сводный отряд Мордовского университета. В его состав входили 14 линейных отрядов, насчитывавших в составе около 500 чел.49 Около 300 студентов университета возводили животноводческие комплексы в Мордовии. Из них в Ардатовском районе (в колхозе «Родина» и совхозе «Сараст») работали 2 отряда (командиры отрядов -И. Самовец и М. Названова), в Инсарском районе (в колхозах «Дружба» и «Путь коммунизма») - 2 (командиры отрядов - А. Зу-банков и А. Варганов), Краснослободском (в колхозе «Прогресс») - 1 (командир отряда - П. Акимов) (рис. 5) и Чамзинском районе (в колхозах «Память Ленина», «Победа» и совхозе «Репьевский») - 3 отряда (командиры отрядов - В. Федулов, Н. Волков и С. Вишняков)50.
Распорядок рабочего дня студентов -строителей, не признававших, по образному выражению одного из их современников, «.никаких богов, кроме них самих»51, был очень напряженным: «подъем - 6.30,
45
46
47
48
49
50
51
ЦГА РМ. - Ф. 6001. - Оп. 1 - Д. 34. - Л. 33.
Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 1.
Там же. - Л. 1, 3.
Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 2.
Там же. - Ф. 6001. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 10, 145 ; Д. 41. - Л. 29, 30.
Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 2.
Трунина Е. Стройка - имя существительное // Молодой ленинец. - 1968. - 20 августа.
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „„^„„„„„^
Рис. 5 Бойцы ССО «Архимеды». Краснослобод-ский район. 1968 г. (в центре -ВасилийКада-кин) /Members of
the SCT "Archimedes". Krasnoslobodsky district. 1968 (in the center - Vasily Kadakin)
линейка - 6.50, завтрак - 7.00, начало работы - 7.30, обед - с 13.30 до 14.00, начало работы - 14.00, окончание работы - 18.00 -19.00, ужин - 20.00, культурно - массовая работа и свободное время - с 20.00 до 22.30, отбой - 22.30»52.
Столь же напряженно трудились летом 1968 г. и семь студенческих отрядов Мордовского университета (около 200 студентов) на уборке урожая фруктов и овощей в хозяйствах Астраханской области (рис. 6)53. Вместе с ними в составе объединенного отряда (командир отряда - студент IV курса физико - математического факультета университета Владимир Щедин) работали 77 студентов Мордовского педагогического института и около 100 учащихся четырех средних профессиональных учебных заведений Саранска: техникума электрон-
ных приборов, кооперативного техникума, музыкального и медицинского училищ54. Средний заработок одного стройотрядовца здесь составил около 120 руб.55
В ходе работы между студенческими отрядами проводилось социалистическое соревнование под девизом «Достойную встречу 50-летию ВЛКСМ». С учетом объема и качества выполненных работ, количества проведенных культурно-массовых мероприятий победителями в Мордовской АССР стали студенческие строительные отряды Мордовского университета: отряд № 4 (командир - П. Акимов, комиссар -Г. Лопаткин) и отряд № 1 (командир -И. Ломовцев, комиссар - М. Глухов). Отрядам-победителям были вручены красные вымпелы, памятные подарки и денежные премии в размере 500 руб.56
52 ЦГА РМ. - Ф. 956. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 23, 24.
53 Там же. - Ф. 6001. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 25.
54 Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 25 ; Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 29.
55 Там же. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 84.
56 Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 24 ; Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 83.
Рис. 6
ССО «Амазонки» на уборке фруктов в Астраханской области, Ахтюбинск. 1968 г. / The SCT "Amazon" on fruit harvesting in the Astrakhan region, Akhtyubinsk. 1968
Почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками были награждены и многие мордовские стройотрядовцы, принимавшие участие в уборке урожая 1968 г. на полях колхозов и совхозов Владимирского района Астраханской области. Благодарственные письма за ударный труд студентов, их общественную и культурно-массовую работу получили от руководителей этих хозяйств ректор Мордовского университета Г. Я. Меркушкин, директора кооперативного техникума и Саранского музыкального училища57.
Вследствие противоречивости сведений архивных материалов очень трудно определить точно суммарный результат производственной деятельности студенческих строительных отрядов Мордовии в третьем трудовом семестре 1968 г. По нашим подсчетам, общий объем выполненных работ составил более 700 тыс. руб., из которых 390 тыс. руб. капиталовложений было освоено на объектах сельского строительства в Мордовии58.
Идеологическая и культурно-массовая работа студентов-стройотрядовцев продолжала выглядеть еще очень «скромно». За весь трудовой семестр ими было дано 20 концертов художественной самодеятельности, в том числе два концерта совместно с местной молодежью59.
Успехи в деятельности ССО отмечались 27 октября 1968 г. на торжественных пленумах комитета ВЛКСМ университета и Мордовского обкома ВЛКСМ, посвященных 50-летию ВЛКСМ60, а 20 декабря того же года - на 5-й университетской отчетной партийной конференции61.
Не только о достижениях, но и о трудностях, а также перспективах развития стройотрядовского движения в Мордовии шла речь 21 февраля 1969 г. на 1-м слете студентов-целинников Мордовского университета. Начальник областного штаба А. Панкратов в отчетном докладе констатировал не только экономическую эффективность ССО, но и их воспитательное значение, в том числе в «привитии студентам навыков
ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 28, 29, 30, 31.
Там же. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 158. - Л. 110 ; Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 186. - Л. 59 ; Ф. 6001-П. - Оп. 1. -
Д. 33. - Л. 46 ; Д. 34. - Л. 83 ; Д. 40. - Л. 4 ; Д. 41. - Л. 29.
Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 5. - Д. 201. - Л. 25 ; Ф. 6001-П. - Д. 34. - Л. 84.
Там же. - Д. 186. - Л. 59 ; Ф.6001-П. - Оп. 1. - Д. 33. - Л. 34-46.
Там же. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 158. - Л. 110.
57
58
59
61
руководителей и организаторов производства». «Многие студенты, - подчеркивал он, - впервые познали труд, радость со-зидания»62. В содокладе заместителя секретаря комитета ВЛКСМ университета В. Разживина подчеркивалась необходимость усиления воспитательной работы ССО (она должна стать «зажженным факелом», «...делающим жизнь колхозников более полной и содержательной»), создания специализированных отрядов, которые бы позволили «.обеспечить более глубокое знакомство студентов со своей будущей специальностью», усиления пропаганды опыта ССО в средствах массовой инфор-мации63. Другие выступающие поднимали более «мелкие», но не менее острые проблемы: нехватка в отрядах специалистов строительных профессий (в частности, каменщиков) (А. Брыжинский), позднее по времени начало формирования новых ССО, отсутствие стройотрядовской формы (П. Акимов) 64.
Слет принял обращение ко всем целинникам, в котором призвал «.считать благоустройство сел республики кровным делом студентов - строителей»65.
В конце февраля 1969 г. произошло очередное обновление областного руководства студенческими строительными отрядами. Новым командиром областного ССО стал М. Черняев, комиссаром - Н. Пу-стынин. В первом же приказе областного штаба просматривается стремление учесть критические замечания участников слета стройотрядовцев, особенно касавшиеся ор-
ганизации подготовки студентов к третьему трудовому семестру. Задача состояла в том, чтобы уже до 15 марта 1969 г. утвердить на заседаниях штабов и комитетов комсомола учебных заведений командиров, комиссаров и мастеров отрядов; до 1 апреля завершить комплектование личного состава ССО; до 15 апреля завершить обучение студентов-стройотрядовцев охране труда и технике безопасности66.
Жизнь, конечно, вносила определенные коррективы в эти планы67. Однако в целом в 1969 г. подготовительный период третьего трудового семестра прошел на более высоком организационном уровне, чем в предшествующие три года. Так, уже 28 марта 1969 г. командир университетского штаба ССО В. Федулов на заседании бюро комитета ВЛКСМ докладывал о создании 11 ССО по 25 чел. в каждом68. К концу июня на добровольной основе в Мордовии было сформировано более 70 линейных стройотрядов, из которых 13 должны были работать в республике, остальные за ее пределами: в Красноярском крае (г. Норильск), Московской области (станция Томилино), Пермском крае и Астраханской области. Всего в них насчитывалось 1 852 чел., в том числе 853 студента университета, 217 студентов пединститута и 782 учащихся 18 учебных заведений системы СПО Мордовской АССР69.
Летом 1969 г. развернулась напряженная работа студентов на многих хозяйственных объектах. По заключенным договорам два студенческих отряда Мордовского универ-
62 ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 27.
63 Там же. - Л. 32, 33.
64 Там же. - Л. 25.
65 Сироткин В. «Студенческая планета» - целина // Молодой ленинец. - 1969. - 26 февраля.
66 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 6. - Д. 33. - Л. 2.
Там же. - Л. 46, 47.
68 Там же. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 42. - Л. 17.
69 Запишите меня в стройотряд. - С. 8 ; ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 6. - Д. 33. - Л. 21, 22, 93 ; Ф. 6001-П. -Оп. 1. - Д. 40. - Л. 4, 145.
67
ситета прокладывали в республике линии связи, два других занимались работами по осушению болот, остальные девять отрядов - были заняты строительством животноводческих спецхозов. Более 600 студентов университета убирали урожай в Астраханской области70.
Областной штаб ССО при Мордовском обкоме ВЛКСМ, как и в прежние годы, особое внимание обращал на соблюдение студентами Устава Всесоюзного студенческого строительного отряда. Так, 16 июля 1969 г. в телефонограмме он просил главного врача Пермской облсанэпидемстанции отстранить от работы и проживания в Пермской области студотряд из Мордовии (командир отряда - И. Ломовцев), члены которого «не прошли медосмотр и не получили прививки»71. В приказе от 23 июля того же года за «самовольное снятие отряда с места дислокации» (колхоз «Восход» Краснослобод-ского района) командиру отряда № 7 Мордовского университета Б. Афонину был объявлен строгий выговор, комиссару отряда В. Ушакову - выговор72. Аналогичные взыскания получили и руководители ССО № 4 (командир - С. Вишняков, комиссар -М. Сорокин), члены которого «ходили небритые, играли в карты» и др.73
Были случаи, когда некоторые стройотрядовцы самовольно покидали расположение отряда, распивали спиртные напитки
и т. д.74
Однако примеров дисциплинированного, высокоорганизованного труда студен-
70 Федулов В. Наш трудовой семестр // Молодой ленинец. - 1969. - 10 июня ; ЦГА РМ. - Ф. 956-П. -Оп. 6. - Д. 33. - Л. 93.
ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 6. - Д. 33. - Л. 72-74. Там же. - Л. 87. Там же. - Л. 86.
Там же. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 68.
Запишите меня в стройотряд. - С. 8 ; ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 6. - Д. 33. - Л. 113. ЦГА РМ. - Ф. 372-П. - Оп. 1. - Д. 160. - Л. 165 ; Оп. 1. - Д. 161. - Л. 134 ; Ф.600-П. - Оп. 1. - Д. 41. -
Л. 53, 58, 67.
Рязанова Р. Комиссар // Запишите меня в стройотряд. - С. 64; Лашин В. Как молоды мы были // Запишите меня в стройотряд. - С. 98.
тов все-таки было гораздо больше, о чем, в частности, свидетельствуют материалы состоявшегося 21 ноября 1969 г. 1-го республиканского слета студенческих строительных отрядов. В отчетном докладе командира областного отряда ССО М. Черняева был подведен общий итог производственной деятельности студентов Мордовии во время третьего трудового семестра: объем освоенных капиталовложений в 1969 г. составил около 1 млн 756 тыс. руб.75 Только студенты Мордовского университета выполнили различные строительные работы в колхозах и совхозах Мордовии на сумму более 1 млн руб., прочитали около 300 лекций и дали более 100 концертов для местного населения76.
В социалистическом соревновании, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, победителем был признан ССО «Бригантина» Мордовского университета (командир - Владимир Лашин, комиссар - Евгений Кривошеев), занимавшийся строительством птицефермы в с. Козловка Атяшевского района77.
Образцы напряженного добровольного труда демонстрировали и многие другие ССО Мордовии. Особое внимание обращает на себя отряд «Таежный» физико-математического факультета Мордовского университета, работавший в Норильске на строительстве медеплавильного комбината (командир - Валерий Федулов, комиссар -Юрий Сиротин). В тяжелейших условиях Заполярья молодые романтики (51 чел.)
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
Рис. 7
Бойцы ССО «Таежный» (Норильск, 1969 г.) / Members of the SCT "Taiga" (Norilsk, 1969
четырьмя бригадами во главе с Борисом Малышевым, Владимиром Тараскиным, Сергеем Чирикиным и Василием Гуслян-никовым вырыли 1 888 м3 земли (вечной мерзлоты), уложили 137 м3 бетона, 1 050 м2 кровли. Общий объем освоенных ими капиталовложений составил более 63 тыс. руб.78 (рис. 7).
При подведении итогов деятельности студенческих строительных отрядов в 1969 г., наряду с производственными результатами, особо отмечалось их воспитательное значение. Так, лидер университетских комсомольцев тех лет Иван Цыганок, выступая 13 ноября 1969 г. на бюро комитета ВЛКСМ университета, говорил: «Работа была сделана очень большая и помощь народному хозяйству страны неоценима. Еще больше целина помогла воспитанию настоящих людей, воспитанию чувства товарищества, коллективизма. Студенты познали цену труда.»79.
Производственный авторитет, а самое главное, на наш взгляд, высокий моральный престиж и романтика самостоятельного коллективного труда в ССО стали главными объективными факторами роста масштабов и расширения географии патриотического движения студенческой молодежи Мордовии в последний год восьмой пятилетки. Только в состав объединенного ССО Мордовского государственного университета (командир - Владимир Лашин) к 5 июня 1970 г. входили 38 строительных отрядов численностью около 1,5 тыс. чел.80
В целом в июле-августе 1970 г. на различных хозяйственных и социально-культурных объектах Мордовской АССР и за ее пределами (в Норильске, Московской, Псковской, Пермской, Астраханской, Крымской, Винницкой областях, Краснодарском крае) трудились более 2 800 студентов вузов и учащихся средних профес-
78 Чиняев Г. Выбираю Заполярье // Запишите меня в стройотряд. - С. 52-62.
79 ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. - Оп. 1. - Д. 42. - Л. 60.
80 Тараскин В. Идем за горизонт // Мордовский университет. - 1970. - 2 июня ; ЦГА РМ. - Ф. 6001-П. -Оп. 1. - Д. 48. - Л. 3, 37.
сиональных учебных заведений81. В этом же году впервые в Мордовии в движении ССО приняли участие учащиеся двух учебных заведений системы НПО Рузаевского ГПТУ № 4 (22 чел.) и Рузаевского ГПТУ № 6 (22 чел.). Около 160 студентов участвовали в строительстве Братской ГЭС и восстановлении пострадавших от землетрясения сел Дагестана82.
Общая производственная программа, выполненная ССО Мордовии на стройках республики и за ее пределами, превысила 2,0 млн руб.83, в том числе по сельскому строительству в самой республике - на сумму 1 млн руб. [7, с.195]. Только студен-ты-огаревцы за трудовой семестр построили три спецхоза, отремонтировали девять сельских клубов и 20 школ. На всех объектах Мордовии и за ее пределами ими было освоено 1 млн 800 тыс. руб. капиталовло-жений84.
В последний год восьмой пятилетки почти каждый студенческий строительный отряд значительно усилил агитационно-пропагандистскую и культурно-массовую работу. По данным Мордовского областного штаба ССО, только в республике для выпускников школ, поступавших в высшие и средние специальные учебные заведения, было организовано 32 консультпункта, прочитано 108 лекций, поставлено 97 концертов художественной самодеятельности, проведены десятки спортивных соревнований, праздников и вечеров отдыха [7, с. 195].
В республиканском социалистическом соревновании строительных отрядов, работавших на территории Мордовской АССР,
1-е место было присуждено отряду «Электрон» Мордовского университета (командир - студент IV курса физического факультета Юрий Беглов, комиссар - студент IV курса того же факультета Петр Черников, мастер - Николай Баландин); 2-е место -отряду «Архимеды» (командир - студент IV курса экономического факультета Алексей Еремин, комиссар - студент V курса физического факультета Юрий Сиротин, мастер - Юрий Зверев); 3-е место - отряду «Викинг» (командир - студент IV курса электротехнического факультета Борис Афонин, комиссар - студент IV курса того же факультета Николай Шишонков, мастер - Михаил Чернецкий) [7, с. 196]85.
Лучшими студенческими строительными отрядами «Малой целины - 70» Мордовского пединститута были признаны: отряд, работавший на объектах треста «Мордовме-лиоводстрой» (командир - Владимир Сарай-кин, комиссар - Виктор Кузнецов), и отряд, возводивший один из объектов объединения «Мордовколхозстрой» (командир - Александр Лузгин, комиссар - Иван Пьянзин, мастер - Александр Душутин). Среди средних профессиональных учебных заведений таковыми были признаны три ССО Ковылкинско-го строительного техникума [7, с. 196, 197].
Среди выездных ССО 1-е место завоевал отряд «Таежный» (командир - Владимир Тараскин, комиссар - Павел Денисов), работавший в г. Братске Иркутской области;
2-е место - отряд «Мордовия» (командир -Владимир Токарев, комиссар - Валентина Батяева), трудившийся в объединении «Чир-кейгэсстрой» Дагестанской АССР86 .
81 Запишите меня в стройотряд. - С. 9 ; Рязанова Р. Здравствуй, целина // Молодой ленинец. -1970. - 8 июля.
82 Запишите меня в стройотряд. - С. 9.
83 Там же.
84 Чиняев Г. Энтузиасты «Малой целины» // Мордовский университет. - 1970. - 28 октября.
85 Чиняев Г. Школа гражданственности. С III слета ССО университета // Мордовский университет. - 1970. -27 октября.
86 Там же.
Жарким летом 1970 г. были победители и в социалистическом соревновании студенческих отрядов, помогавших колхозам и совхозам Астраханской, Винницкой, Крымской областей и Краснодарского края в уборке овощей и фруктов. На III слете ССО университета награды за 1-е место получил отряд «Ахтуба» (командир - Инна Рыбцова, комиссар - Инга Дмитриевская), за 2-е - сводный отряд (командир - Галина Дубасова, комиссар - Анатолий Макушев), за 3-е - отряд «Мордовия» (командир - Надежда Волкова, комиссар - Людмила Са-довникова)87.
Конечно, в ходе третьего трудового семестра 1970 г. не обошлось и без серьезных проблем. Не была выполнена просьба ЦК ВЛКСМ о направлении 100 студентов Мордовии в Дагестанскую АССР на восстановление разрушенного землетрясением хозяйства (всего было направлено 58 чел.)88; нередко хозяйственные договоры заключались непродуманно, наспех, в результате чего некоторые отряды подолгу простаивали; были случаи, когда во главе отряда становились студенты, не соответствующие по деловым и профессиональным качествам этой должности, и т. д.89
В целом деятельность студенческих строительных отрядов Мордовии в 1970 г. получила высокую положительную оценку не только со стороны руководящих комсомольских и партийных органов того времени, но и, самое главное, абсолютного большинства рядовых ее участников и современников [7, с. 194, 195]90.
Обсуждение
Возникновение в Мордовии во второй половине 60-х гг. прошлого столетия студенческих строительных отрядов произошло не случайно. Это событие было обусловлено рядом объективных причин и предпосылок. Однако важно иметь в виду, что процесс становления и развития стройотрядовского движения, направленный не только на приобщение студентов к решению общегосударственных народно-хозяйственных задач, но и на формирование у них жизненно необходимых ценностей (трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе и применять полученные знания на практике и т. д.), происходил не стихийно. Непосредственным его идейным вдохновителем и организатором стал комсомол Мордовии в лице руководящих органов - Мордовского обкома ВЛКСМ, Саранского горкома ВЛКСМ, комитетов и бюро ВЛКСМ вузов и учреждений СПО. Не без трудностей и ошибок строительные отряды Мордовии уже на первом этапе истории завоевали прочный авторитет как у хозяйственных руководителей, так и в студенческих коллективах, а также среди учащихся системы СПО и НПО. Ежегодный рост численности бойцов ССО в нашей республике в годы восьмой пятилетки является, на наш взгляд, одним из убедительных доказательств несостоятельности утверждений некоторых западных «советологов» и современных российских либерально настроенных обществоведов об «искусственном выращивании» в СССР этого движения молодежи.
Чиняев Г. Школа гражданственности. С III слета ССО университета // Мордовский университет. - 1970. -27 октября.
«По горам, по долам» (Из отчета о политико-воспитательной работе ССО «Мордовия») // Мордовский университет. - 1970. - 27 октября.
Чиняев Г. Школа гражданственности.
Тараскин В. Идем за горизонт // Мордовский университет. - 1970. - 2 июня ; Николаева В. Моя планета -целина // Мордовский университет. - 1970. - 29 июля.
87
Через школу студенческих строитель- первом этапе, партийном вмешательстве, ных отрядов 1960-х гг. и организации их без административно-командного нажима деятельности прошел ряд студентов, став- оно приобрело массовый характер. ших позднее известными в Мордовии об- Успешная производственная и активная щественными деятелями, учеными, педа- культурно-массовая работа первых студен-гогами (А. И. Брыжинский, В. Ф. Вавилин, ческих строительных отрядов превратила В. Д. Гуслянников, В. С. Лашин, их в один из ярких феноменов всей обще-А. С. Лузгин, В. В. Кадакин, А. А. Макушев, ственной жизни Мордовии второй полоВ. Ф. Разживин, П. А. Смоланов, Ф. Г. Рас- вины 60-х гг. прошлого столетия. Они не стегаева, И. С. Цыганок и др.). только внесли весомый вклад в выполне-Заключение ние социально-экономических показателей Итак, как видно из вышесказанного, восьмой пятилетки, но и заложили лучшие к началу 1970-х гг. в Мордовии заверши- традиции для будущего развития этого мо-лось становление движения студенческих лодежного движения в нашей республике. строительных отрядов как добровольного По мнению одного из самых активных его объединения студентов вузов и учащихся участников в 1970-х гг., ныне Главы Респу-системы СПО и НПО с внутренним убеж- блики Мордовия В. Д. Волкова, такими тра-дением жизненной необходимости посиль- дициями стали бескорыстие, добросовестного физического труда для общественного ное отношение к работе, стремление внести блага в свободное от учебы время. В тече- практический вклад в осуществление пла-ние нескольких лет при минимальном, на нов своей республики и страны в целом91.
Библиографический список
1. 2001 факт из жизни Мордовского университета / рук. авт. кол. Н. П. Макаркин ; сост. Н. М. Арсентьев, Р. Н. Бусарова, Г. М. Газина [и др.]. - Саранск : Изд- во Мордов. ун-та, 2001. - 224 с.
2. Боровых В. П. Развитие традиций трудового воспитания в России второй половины XIX -начала XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - URL: https://www. dissercat.com/content/razvitie-traditsii-tradovogo-vospitaniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-nachala-xx-v. - Загл. с экрана.
3. Бурахина О. А. Студенческие строительные отряды Тамбовской области: исторический опыт : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Тамбов, 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/studencheskie-stroitelnye-otrjady-tambovskoj-oblasti-istoricheskij-opyt.html. - Загл. с экрана.
4. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Н. М. Арсентьев [и др.] ; под ред. чл.-корр. РАН Н. М. Арсентьева ; Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2014. -480 с.
5. Карсавин Л. П. Введение в историю (теория истории). - Петроград : Наука и школа, 1920. -78 с.
6. Коллингвуд Р. Дж. Идея история. Автобиография. - М. : Наука, 1980. - 485 с.
7. Комсомол Мордовии в документах и материалах: 1918-1991 гг. / Н. М. Арсентьев, Г. И. Григорьева, Н. Н. Терешина и [др.] ; под ред. чл.-корр. РАН Н. М. Арсентьева ; Изд. центр ИнСтИтут. - Саранск, 2018. - 288 с.
8. Лунин В. С., Кержеманкина М. Д., Мальчёнков С. А. Из предыстории третьего трудового семестра студентов Мордовии // XLVII Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. / сост. А. В. Столяров ; отв. за вып. П. В. Сенин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2019. -Ч. 3 : Гуманитарные науки. - С. 287-293.
Волков В. Продолжая традиции // Запишите меня в стройотряд. - С.
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы
OQ 1УМАНИ1АРИИ : актуальные проблемы ^ „„„„
91
9. Мордовский государственный университет. 75 лет / сост. Н. М. Арсентьев, И. В. Бахлов, Э. Д. Богатырев [и др.] ; под общ. ред. проф. Н. П. Макаркина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, Калининград : Изд. группа «Фоли АНТ», 2006. - 365 с.
10. Петров М. Н. Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции. -Харьков : Университетская типография, 1861. - 309 с.
11. Петрова Ю. А., Авдюхина Н. А. Проблема трудового воспитания [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16855966. - Загл. с экрана.
12. Петрушевский Д. М. Очерки экономической истории средневековой Европы. - М. - Л. : Госиздат, 1928. - 323 с.
13. Приступко В. А. Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов. 1959-1990 годы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1998 [Электронный ресурс] - URL: http://cheloveknauka.com/istoricheskiy-opyt-sovetskogo-gosudarstva-i-obschestva-po-vovlecheniyu-studencheskoy-i-uchascheysya-molodezhi-v-reshenie-; - Загл. с экрана.
14. Приступко В. А. Студенческие отряды: исторический опыт 1959-1990 годов. - М. : Изд-во Московского гуманитарного института, 2008. - 298 с.
15. Степченко Е. В., Иванова Е. А. Эволюция трудового воспитания в отечественной педагогике в XIX-XX веке [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-trudovogo-vospitaniya-v-otechestvennoy-pedagogike-v-xix-xx-veke.- Загл. с экрана.
16. Хорошилова Т. В. Студенческие трудовые отряды высших учебных заведений Дальнего Востока РСФСР. 1957-1991 гг.: формирование, опыт, уроки : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Хабаровск, 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://cheloveknauka. com/studencheskie-trudovye-otryady-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-dalnego-vostoka-rsfsr-formirovanie-opyt-uroki. - Загл. с экрана.
17. Черкашина Л. А. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогической мысли [Электронный ресурс]. - URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1429-problema-trudovogo-vihovannja-v-istoriyi-zarubizhnoyi-pedagogichnoyi-dumki.html/. - Загл. с экрана.
18. Шлыкова С. А. Исторический опыт движения студенческих строительных отрядов Красноярского края : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2012 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-dvizheniya-studencheskikh-stroitelnykh-otryadov-krasnoyarskogo-kraya-1953. - Загл. с экрана.
References
1. 2001 a fact from the life of Mordovia University. Ed. by N. P. Makarkin; Comp. N. M. Arsentyev, R. N. Busarova, G. M. Gazina and others. Saransk, 2001, 224 p. (In Russ.).
2. Borovykh V. P. Development of the traditions of labor education in Russia in the second half of the 19th - beginning of the 20th centuries: Author. Dis. Cand. Pedag. Sc. Available at: https:// www.dissercat.com/content/razvitie-traditsii-trudovogo-vospitaniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-nachala-xx-v. (In Russ.).
3. Burakhina O. A. Student construction teams of the Tambov region: Historical experience: author. dis. Cand. East. sciences. - Tambov (2006). Available at: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/ studencheskie-stroitelnye-otrjady-tambovskoj-oblasti-istoricheskij-opyt.html. (In Russ.).
4. The truth in the word: past and present of the Historical and Sociological Institute of Ogarev Mordovia State University. Ed. by Corr. Member of the RAS Nikolay M. Arsentiev [et al.]. Saransk, 2014, 480 p. (In Russ.).
5. Karsavin L. P. Introduction to history (theory of history). Petrograd, 1920, 78 p. (In Russ.).
6. CollingwoodR. J. Idea Story. Autobiography. Moscow, 1980, 485 p.(In Russ.).
7. Komsomol of Mordovia in documents and materials: 1918-1991. Ed. by N. M. Arsentiev, G. I. Grigoriev, N. N. Tereshina [et al.]. Saransk, 2018, 288 p. (In Russ.).
8. Lunin V. S., KerzhemankinaM. D., Malchenkov S. A. From the prehistory of the third labor semester of students of Mordovia. XLVII Ogarevsky Readings: Mater. scientific conf. at 3 p. Saransk: Publishing House of Mordovia University, 2019. P. 3: Humanities. Р. 287-293. (In Russ.).
9. Mordovian State University. 75 years old. Ed. N. M. Arsentiev, I. V. Bakhlov, E. D. Bogatyrev [et al.]. Saransk, Kaliningrad, 2006, 365 p. (In Russ.).
10. Petrov M. N. The latest national historiography in Germany, England and France. Kharkov, 1861, 309 p. (In Russ.).
11. Petrova Yu. A., Avdyukhina N. A. The problem of labor education. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/16855966. (In Russ.).
12. Petrushevsky D. M. Essays on the economic history of medieval Europe. Moscow, Leningrad, 1928, 323 p. (In Russ.).
13. Pristupko VA. The historical experience of the Soviet state and society in involving students and students in solving national economic problems through the movement of student groups. 19591990: Dis. Cand. Hist. Sc. Moscow, 1998. Available at: http://cheloveknauka.com/istoricheskiy-opyt-sovetskogo-gosudarstva-i-obschestva-po-vovlecheniyu-studencheskoy-i-uchascheysya-molodezhi-v-reshenie. (In Russ.).
14. Pristupko V. A. Student groups: historical experience of 1959-1990. Moscow, 2008, 298 p. (In Russ.).
15. Stepchenko E. V., Ivanova E. A. The evolution of labor education in domestic pedagogy in the XIX-XX century. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-trudovogo-vospitaniya-v-otechestvennoy-pedagogike-v-xix-xx-veke. (In Russ.).
16. Khoroshilova T. V. Student labor groups of higher educational institutions of the Far East of the RSFSR. 1957-1991: formation, experience, lessons: Dis. Cand. Hist. Sc. Khabarovsk, 2012. Available at: http://cheloveknauka.com/studencheskie-trudovye-otryady-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-dalnego-vostoka-rsfsr-formirovanie-opyt-uroki. (In Russ.).
17. Cherkashina L. A. The problem of labor education in the history of foreign pedagogical thought. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1429-problema-trudovogo-vihovannja-v-istoriyi-zarubizhnoyi-pedagogichnoyi-dumki.html/. (In Russ.).
18. Shlykova S. A. Historical experience of the movement of student construction teams of the Krasnoyarsk Territory: Dis. Cand. Hist. Sc. Irkutsk, 2012. Available at: https://www.dissercat.com/ content/istoricheskii-opyt-dvizheniya-studencheskikh-stroitelnykh-otryadov-krasnoyarskogo-kraya-1953. (In Russ.).
Поступила 11.06.2019.
Сведения об авторе
Лунин Валерий Семенович - кандидат исторических наук, доцент, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: дореволюционная историография всеобщей истории, история исторического образования в Мордовии. Автор более 80 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid. org//0000-0002-7723-1355.
E-mail: [email protected]
Submitted 11.06.2019.
About the author
Valery S. Lunin - Candidate of history, Associate Professor, Lecturer, Higher Professional School of the Faculty of Pre-University Training and Secondary Professional Education, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: pre-revolutionary historiography of universal history, the history of historical education in Mordovia. The author of more than 80 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7723-1355. E-mail: [email protected]