Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / THE BASHKIR STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / STUDENTS CONSTRUCTION BRIGADES / ИСТОРИЯ / HISTORY / СТУДЕНЧЕСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аминов Тахир Мажитович, Тимиргазиева Алина Ирнисовна

В статье раскрывается история одного из уникальных явлений вузовской жизни шестидесятых-восьмидесятых прошлого столетия - студенческих строительных отрядов. Феномен, имевший не только экономический, но и акцентировано педагогический эффект. В работе приведено множество фактов и воспоминаний участников, позволяющих представить особенности организации стройотрядовского движения в Башкирском государственном педагогическом институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF STUDENT CONSTRUCTION ORDER OF THE BASHKIR STA TE PEDAGOGICAL INSTITUTE

The article reveals the history of one of the unique aspects of University life, the sixties and eighties of the last century - student construction brigades. The phenomenon, which had not only economic, but also accented pedagogical effect. The work contains many facts and memories of participants, allowing to represent the characteristics of the organization of the construction brigades movement in the Bashkir state pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

Т.М. Аминов, А.И. Тимиргазиева

ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Ключевые слова: Башкирский государственный педагогический институт, студенческий строительный отряд, история.

Аннотация: В статье раскрывается история одного из уникальных явлений вузовской жизни шестидесятых -восьмидесятых прошлого столетия - студенческих строительных отрядов. Феномен, имевший не только экономический, но и акцентировано педагогический эффект. В работе приведено множество фактов и воспоминаний участников, позволяющих представить особенности организации стройотрядовского движения в Башкирском государственном педагогическом институте.

ао1: 10.21510/1817-3292-2017-4-30-35

Как известно, у студентов два семестра - осенний и весенний. Но в истории отечественной вузовской системы в середине XX века возникло уникальное явление - Студенческий строительный отряд, или просто ССО. Так как работа отрядов организовывалась в летние каникулы, то этот период стали называть «третьим, трудовым семестром». Звучало очень точно: и по студенчески, и суть отражало. У движения есть и официальная дата возникновения - 13 октября 1958 года. В этот день комсомольцы, студенты физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, приняли решение обратиться в ЦК ВЛКСМ с просьбой предоставить объект для стройки. Комсомольцы предлагали также установить шефство над совхозом «Ждановский», который был на целине, для направления туда студентов на работу.

Стройотрядовское движение было быстро подхвачено всеми вузами нашей страны. Желание молодежи быть полезной обществу, активно участвовать в облагораживании Родины было искренним. Если к этому добавить и стремление молодых людей к романтике, новым впечатлениям, то получился достаточно привлекательный мотив. Известные строчки бардовской песни как нельзя лучше отражали настроение не только юношества, но и, наверное, всего того времени: «А я еду, а я еду за мечтами, / За туманом и за запахом тайги». Кстати, студенческие песни, в том числе и стройотрядовские, хорошо обогащали бардовскую культуру. И расцвет авторской песни приходится как раз на 1950-1970-е годы.

Стройотрядовское движение очень быстро стало популярным, причем в нем принимали участие не только студенты вузов, но и учащиеся средних специальных учебных заведений. Со временем движение приобрело организованный характер, в вузах создавались первичные, так называемые линейные отряды, их объединяли в зональные и областные (республиканские) ССО. Управлялись все отряды областными комитетами ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ. Развитие этого движения в нашей республике также приобрело огромные масштабы, не было ни одного вуза или техникума, где не создавались бы свои отряды. Надо сказать, что Башкирская АССР неоднократно становилась победителем в соцсоревновании, организуемом среди ССО всего Советского Союза.

Конечно, такое яркое, в определенном смысле уникальное явление не могло обойти наш Башкирский государственный педагогический институт. Уже на второй год деятельности, еще не подготовив ни одного выпускника, институт летом 1969 года создает свой первый линейный стройотряд. С каждым годом количество этих отрядов становилось все больше и больше, в 1982 году их уже было 26, в которых числилось около 500 бойцов. На каждом факультете обязательно был свой стройотряд, в некоторых подразделениях их было несколько. Кроме того, создавались общеинститутские строительные отряды. В вузе все отряды объединились, создав Зональный ССО, который стал называться «Юность».

Вся страна превратилась в одну большую студенческую стройку. Проще сказать о том, где не ступала нога студента - бойца ССО. Строительство и ремонт школ, больниц, железнодорожных и шоссейных дорог, жилых домов, сельскохозяйственных складов, хранилищ, коровников, свиноферм. Наши отряды приложили свои руки и при строительстве

30

Пе/МГОГИЧеСИИЙ ЖЯРИПЛ СПШНОРТОСТПНП М 4(71). Я017

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 ёмооай

крупных объектов республиканского и даже всесоюзного значения, таких как Туймазинский фарфоровый завод, Нефтекамский автозавод «НЕФАЗ», Башкирская птицефабрика, Раевский сахарный завод, мелькомбинат на станции «Белое озеро», зернохранилище в Чиш-минском районе и многое другое. Из крупных объектов всесоюзного значения необходимо назвать строительство города Стрежевого.

Но кроме строительных работ ссошники (было и такое уменьшительно-ласкательное название) занимались уборкой урожая. Студенты собирали виноград, арбузы и другое фруктово-ягодно-овощное, чем славилась Астраханская и иные сельскохозяйственные области. Так, в 1972 году журнал «Огонек» писал об одном из триумфов на колхозных полях. В статье с аппетитным названием «Пир в Арбузном королевстве» речь шла об ударной работе и впечатляющей победе ССО «Уралочка», командиром которой была Ш. Каримова. Количество собранного урожая, его качество, отличная организация собственного быта и досуга, огромное желание и энтузиазм способствовали тому, что отряд занял первое место по стране в соцсоревновании отрядов ССО. Кроме прочих наград, «Уралочка» получила право стать участником Всесоюзного слета победителей - одна из самых предпочитаемых отрядных наград движения ССО.

Надо сказать, что, кроме строительно-сельскохозяйственной специализации, были и другие направления ссошного движения. Так, в институте привлекательным была работа в отрядах проводников железнодорожного транспорта, был сводный коллектив кондукторов на автотранспорте городских маршрутов. Создавались педагогические студенческие отряды, была даже практика создания стройотряда, состоящего из трудновоспитуемых старшеклассников.

В связи с описанными событиями может возникнуть резонный вопрос: а как студенты занимались несвойственной их профилю, квалифицированной работой? Все дело в том, что будущие стройотрядовцы в течение года, во внеурочное время, проходили различные курсы: по специальности, по технике безопасности, а также обязательный медицинский осмотр. Кроме этого проводилось обучение руководителей зональных штабов и стройотрядов: командиров, комиссаров, мастеров.

В БГПИ достаточно хорошо была поставлена работа командиров и комиссаров. Командиры были ответственны за все, чем жили их отряды. Но акцент в их работе все-таки делался больше на производственную сферу и обеспечение жизнедеятельности отряда. Комиссар занимался душевным состоянием и досугом отрядовцев. Так, например, от работы комиссара зависело сохранение и поддержание традиций студенческих отрядов. Он работал над сплочением, отвечал за проведение различных мероприятий, способствовал развитию творческого потенциала. Комиссары были инициаторами художественной самодеятельности, театрализованных представлений, спортивных состязаний, дней именнини-ков, интеллектуальных и подвижных игр, туристических вылазок, купания в открытых водоемах, песен и лирически-философских размышлений у костра. Было все, что в пределах правил, и это составляло действительную часть студенческой жизни. Той жизни, вспоминая о которой говорят: «Студенческие годы - золотые годы».

Опыт летних стройотрядов способствовал созданию сходных структур, работающих в зимние каникулы. Так, в 1978 году был создан сводный педагогический отряд, который объединил бойцов всех факультетов в рамках шефской помощи республиканским школам и детдомам во время зимних семестров; командиром была Зульхиза Игушкина (Исла-мова).

Интересной находкой нашего института было и то, что ко всем летним стройотрядам прикреплялись по два-три трудных старшеклассника. Эти тинэйджеры, работая вместе со всеми и находясь под непринужденным, отеческим вниманием взрослых, конечно, не могли не меняться. Нередко завязывалась дружба этих школьников со студентами, которая, несомненно, была полезна и тем и другим.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э

Стройотрядовское движение имело выраженный социально ориентированный характер. В нашем институте оно еще носило, и более акцентированно, воспитательную направленность. С одной стороны, студенческие строительные отряды являлись большой производительной силой, с другой - они становились силой, производящей личность. Как писала в 1882 году командир отряда «Чайка» А. Загирова: «Здесь молодежь проходит настоящую закалку, проявляет организованность, дисциплину и все свои лучшие качества».

Дело в том, что, кроме производственной работы, студенты-строители достаточно много занимались общественно полезной деятельностью, что происходило как на подготовительном этапе, так и в период собственно самого трудового семестра. Шефская работа с детьми из детских домов, трудными школьниками, опека и помощь ветеранам войны и труда; встреча с известными людьми, частым гостем у нас был, например, Мустай Карим; организация субботников, концертов, перечисление средств в Фонд мира или в организацию Красного Креста. На местах нахождения отрядов организовывали кружки: умелые руки, танцевальные, хоровые, спортивные секции, проводили просветительские лекции и даже сабантуй районного или поселкового масштаба.

Более крупный сабантуй, или Фестиваль ССО, приуроченный ко Дню строителя, являлся одним из центральных событий стройотрядовского движения института. Этот поистине запоминающийся праздник стал проводиться ежегодно. Первый сабантуй состоялся в 1968 году в деревне Сарбаш Буздякского района, в слете приняли участие двадцать линейных ССО. Конкурсы, спортивные соревнования и, конечно, обязательное состязание борцов с его главным призом - бараном. Кроме того, на празднике чествовали ударников студенческих строек. В этом году победители имели честь получать награды из рук Мусы Гареева.

С 1968 года началась история интернациональных студенческих строительных отрядов (ИССО), когда между нашим вузом и Педагогическим институтом имени Н.К. Крупской в городе Галле (Германская демократическая республика) был заключен договор о сотрудничестве во всех возможных сферах деятельности, в том числе и в обмене стройотрядами. Поэтому ежегодно БГПИ стал формировать интеротряд «Дружба», затем переименованный в «Товарищ». В разные годы командирами этого отряда были А. Ежов, В. Палаев, В. Бенин, А. Галини многие другие. Отбирались в интеротряд самые лучшие студенты: комсомольские активисты, отличники, победители творческих конкурсов, спортсмены. В ГДР нашими отрядовцами было выполнено множество грандиозных проектов: строительство нефтехим-комбината в округе Галле, трамвайных путей, отдельных объектов спортивного комплекса, детского сказочного городка в парковой зоне.

В 1975 годунаш институтвпервые принял отряд студентов из города Галле, который назывался «Красная гвоздика». Немецкие и наши интеротрядовцы совместно работали на строительных объектах с.Приютово Белебеевского района, животноводческого комплекса с. Арово Чишминского района, селекционной станции с. Калмаш Чишминского района.

В соревнованиях интернациональных отрядов наши студенты традиционно занимали первое место. Так произошло и в 1978 году, отряд «Товарищ-78»победил в первенстве между отрядами Башкирии, Москвы, Чехословацкой социалистической республики (ЧССР) и Польской народной республики (ПНР).

Интересным изобретением Башкирского государственного педагогического института стало строительство детских сказочных городков. В 1980-х годах во многих зонах отдыха г. Уфы, других городов республики стали возникать деревянные фигуры сказочных героев, постройки, качели и многое другое, что радовало глаз и приносило массу удовольствия детям. Это искусство преподавалось на художественно-графическом факультете, им увлеклось множество студентов.

Увидев один из наших городков, восхищенные немецкие коллеги попросили сотворить подобное и в их городе. С тех пор в вузовский интеротряд обязательно стали включать группу студентов - специалистов, которых за глаза называли «сказочниками». В течение

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 ёмооай

нескольких лет в одном из центральных парков г. Галле был выстроен огромный детский сказочный городок. В связи с этим вспоминается одна эмоционально окрашенная деталь. В том, 1986 году, наши сказочники вырезали четыре фигуры гномов, когда другие студенты отряда занимались ремонтными работами. Поэтому посетителей временно в эту часть парка не пропускали. Но надо было видеть детские глаза, когда городок снова открыли, радость, восхищение, буквально, трепет сложно передать словами.

Следует сказать, что большинство фактов, поступков и эмоций, о которых идет речь в нашей статье, известны не понаслышке. Дело в том, что один из авторов этой статьи четыре года ездил в стройотряды, в том числе и в ГДР. Там отряды из разных стран и городов СССР жили в студенческом кампусе, поэтому очень тесно соприкасались, организовывая множество совместных мероприятий. Но самым желанным и ожидаемым событием для всех без исключения и студентов и преподавателей был праздник «День Башкирии». Зажигательные национальные танцы, трогательные песни, мелодии курая и кубыза, нетривиальные конкурсы, КВНовские мини-спектакли и, конечно, башкирская кухня не оставляла ни одного участника равнодушным. Безусловно, каждая команда проводила этот праздник, были и «День Москвы», «День ГДР», «День ЧССР», «День ПНР». Но, как бы ни хотелось показаться нескромными, «День Башкирии» общепризнанно запоминался надолго.

В связи с этим событием вспоминается то, как «День ГДР» проводили немецкие студенты, - его особенностью был физкультурно-ориентированный характер. Целый день спортивные соревнования, а вечером конкурсы с дискотекой. Было интересно и непросто одновременно, но студенты из Башкирии никогда не были на этом празднике гостями или сторонними зрителями. Сошлемся на строки командира отряда из БГПИ Альберта Галина. Так, он писал: «До отъезда в ГДР некоторые опасения у нас вызывала наша спортивная подготовка. Все мы были наслышаны о высоком уровне развития спорта в ГДР и боялись опозориться на ожидавших нас соревнованиях. Однако на месте наши опасения быстро развеялись. Мы не только выступали там на равных, но и нередко побеждали. Во время незабываемого Дня Нептуна в Озендорфе, например, наша мужская команда уверенно победила в соревнованиях по гребле, первыми мы были и в заплыве на 100 метров вольным стилем.

Было много желающих прокатиться на водных лыжах, но немногие смогли на них устоять. Самыми элегантными лыжниками, по оценке руководителей тренировочной базы, были признаны наши Айрат Харисов и Анатолий Буйлов.

Официальный футбольный матч "СССР - ГДР" закончился нашей победой со счетом 4 : 1. За сборную сССр играли башкирские ребята и москвичи, за команду ГДР - ребята из пяти немецких бригад. Два гола забил наш Тахир Аминов, один гол удалось провести автору этих строк...». Единственное, что можно здесь воскликнуть: бывали же времена, когда наши немцев в футбол выигрывали.

А вот как писал в восьмидесятые об интеротряде секретарь комитета комсомола института, участник строительных отрядов, в 1978 году награжденный Почетной грамотой Верховного Совета БАССР и медалью «За трудовую доблесть», сегодня ректор университета Р.М. Асадуллин: «Интеротряд "Товарищ" - это эмоции, радость общения с талантливыми сверстниками, по-другому и быть не может. Время, проведенное в стройотряде, -самое важное в становлении жизни, личности, судьбы, главная школа творческой жизни, самые верные друзья и самые яркие воспоминания.

Работали много, рассказывают бойцы отряда, но и отдыхали - "на полную": конкурсы, мероприятия, совместные ужины. Мы учили немцев лепить пельмени, заваривать чай, а они нас - делать пудинг. Иногда засиживались до 3 часов ночи, а в 4 утра уже нужно было вставать на работу, потому что если пропустить трамвай, то следующего придется ждать целый час и опоздать при этом на работу.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71). еог7 ёмао-ай

Участники стройотряда узнали о галльских друзьях очень многое. Немцы очень бережно относятся к своей истории, памятникам культуры и архитектуры. Наши стройотрядовцы получили бесценную возможность посетить Дрезденскую галерею и познакомиться с лучшими творениями мирового искусства! Еще интеротрядовцев поразило отношение руководства к самому стройотрядовскому движению. Во всем власти старались идти нашим ребятам навстречу... И эту особую теплоту удивительных встреч, чувство причастности к большому миру привезли в Уфу студенты пединститута».

Как вспоминала позже З.И. Исламова: «Истинную дружбу, чувство толерантности, надежного тыла, умение согласовывать все действия и помыслы, поддержку, сочувствие, солидарность - это все я получила в Германии. Нам не помешало для дружбы столкновение двух разных культур. Мы это преодолели. С пониманием языка проблем не было, мы общались на "языке труда", там много слов не нужно было. Труд - вот что сближает людей по-настоящему! Мне было легче - я знала немецкий язык, кроме меня, в отряде было еще 3-4 человека с инфака. В тот год мы прокладывали трамвайные линии. С улыбкой вспоминаю, как парень из нашего башкирского отряда учил свою напарницу, немку Зоню, не русскому, а башкирскому языку. Это надо было видеть. Смесь немецкого и башкирского звучала примерно так: "З^аззепЬаИпкилэ"! Что значило: "Трамвай идет!". Или, например, она подходила к нам и говорила "Эшлэ, эшлэ!" (работай-работай!).

Мы были толерантны друг к другу, но меня, например, всегда удивлял индивидуализм немцев. Это проявлялось в мелочах. Если я, например, ем яблоко, то я обязательно дам по кусочку всем. Нас больше всего удивляло то, что они могли что-то достать и съесть это все в одиночку. Мы настолько были коллективисты! Они могли закончить свою работу и сидеть - ждать, пока закончат остальные. А мы же, вылезали из своей траншеи, если заканчивали свое, и непременно бежали помогать другим. Растопить в них этот индивидуализм нам дорогого стоило!

.Анализируя с сегодняшних позиций те годы моей жизни, посвященные студенческим строительным отрядам, могу с уверенностью сказать, что участие в этом движении во многом предопределило мою личность, сформировало мое умение грамотно выстраивать коммуникацию, вести за собой, обходиться без конфликтов. Уже в первые годы работы вожатой в 1976-1977 годах в составе сводного студенческого отряда я получила практику управления и организации деятельности большой массы людей. Именно стройотряды дали мне школу доброго инициирования, чувство ответственности за каждого подростка и необходимость быть рядом со своими всегда. Для меня стройотряд неразрывно связан с чувством локтя и командным духом. Стройотряд - это всегда тренинг, всегда саморазвитие и самореализация».

В действительности стройотряд был и частью реальной школы становления личности и частью с удовольствием вспоминаемой жизни. Большинство сегодняшних руководителей Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы: заведующие, доценты и профессора кафедр, деканы, директора, проректоры и даже ректор прошли хорошую школу жизни - школу ССО.

Эту часть истории стройотрядов хотелось бы закончить выдержками из газетной статьи «"Монолит" выходит на связь», автором которой был Г. Ханнанов. В статье речь идет об отряде, который несколько лет занимался прокладкой телефонных проводов, «соединяя своими руками отдаленные башкирские деревушки с окружающим миром» и назывались эти стройотрядовцы «линейщики-связисты». Дух и настроение этих строк не требуют комментария, они говорят сами за себя. «День за днем, час за часом - все новые километры оживающих, чуть подрагивающих от ветра проводов. Трудно ли было? Что ответишь на такой вопрос - да, конечно. Но одно дело любить работу самому, другое - сделать так, чтоб понравилось всем, кто придет после тебя». Далее читаем: «Каждый день поздно вечером над засыпающим аулом взлетала песня, переливаясь оттенками голосов, соединяю-

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э

щихся в один маленький, но согласный хор. Все в деревне уже знали, что это возвращаются с работы стройотрядовцы. Удивлялись: целыми днями на жаре, казалось бы, скорей поесть да спать. Но не гас в окнах интерната свет, и не смолкала до глубокой ночи неутомимая гитара отрядного запевалы Гайфуллы». И в заключение: «Так незаметно пролетело лето. Какую память оставил о себе отряд? Если задумались над этим бойцы - значит, трудовая закалка не прошла даром».

К сожалению, в конце 1980-х стройотрядовское движение было прекращено, что было обусловлено перипетиями кризиса переходного периода. Относительный подъем экономики в конце двадцатого столетия стал способствовать возрождению студенческих строительных отрядов. По всей стране начинают формировать подобные отряды, их количество постепенно растет. В различных регионах страны появляются штабы, назревает необходимость объединения усилий. В 2003 году инициатива была поддержана Министерством образования РФ, им был проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие движения. В этом же году на базе Министерства молодежной политики РБ была создана Республиканская молодежная общественная организация «Штаб студенческих трудовых отрядов Башкортостана».

Сегодня штаб осуществляет организацию деятельности СТО по разным направлениям: строительным, педагогическим, экологическим, сельскохозяйственным, медицин-ским,отряды проводников и спасателей. В нашем университете также организован стройотряд, который планирует реализацию множества и стратегических и тактических проектов. Хочется верить, что возрождаемое движение принесет такую же реальную пользу обществу и удовлетворит интересы конкретного студента, как это было в истории недалекого прошлого нашего вуза и страны в целом. Ведь не случайно Владимир Высоцкий сочинил следующие строки: «И все-таки традиция живет: / Взяты не все вершины и преграды, - / Не потому ли летом каждый год / Идем в студенческие наши стройотряды.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.