Научная статья на тему 'Медиаобраз лидера политической партии в сетевом фольклоре (на примере интернет-мемов Республики Коми)'

Медиаобраз лидера политической партии в сетевом фольклоре (на примере интернет-мемов Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медийный образ / сетевой фольклор / интернет-мем / региональные медиа / социальная сеть / политическая партия / media image / network folklore / internet meme / regional media / social network / political party

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексей Александрович Бешкарев, Ольга Владимировна Пыстина

Целью статьи является рассмотрение способов формирования меДиаообраза лидера региональной политической партии (Коми отделения КПРФ) Олега Михайлова в сетевом визуальном фольклоре жанре мема. Объектом исследования послужили публикации интернет-сообщества «Коми мемъяс» за 20202023 гоДы, то есть за все время его существования. Научная новизна работы заключается в определении основных тем и типов освещения Деятельности политика в сетевом фольклоре. В результате анализа выявленных мемов определено, что положительный образ лидера коми коммунистов связан с такими архетипами, как «человек из народа», «борец» и «пострадавший», что и находит свое отражение в смеховых по своей природе сюжетах мемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алексей Александрович Бешкарев, Ольга Владимировна Пыстина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media image of a political party leader in online folklore (on the example of internet memes of the Komi Republic)

The purpose of the article is to consider the ways of forming the media image of the regional political party leader (Komi branch of the Communist Party) Oleg Mikhailov in the network visual folklore meme genre. The object of the study is the Internet community «Komi Memyas» for the years 2020-2023, that is, for the entire time of its existence. The scientific novelty of the work is to determine the main topics and types of covering the politician's activities in network folklore. As a result of the analysis of the identified memes, it was determined that the positive image of the Komi Communists leader is associated with such archetypes as «a man of the people», «fighter» and «victim», which is reflected in the laughable by nature plots of memes.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз лидера политической партии в сетевом фольклоре (на примере интернет-мемов Республики Коми)»

Научная статья /Article УДК 070

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-104

Медиаобраз лидера политической партии в сетевом фольклоре (на примере интернет-мемов Республики Коми)

Алексей Александрович Бешкарев1, Ольга Владимировна Пыстина2

|гСыкшвкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия 'beshi®niail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6731-4712 2olga-pystiim@yaiidex.ni, http://orcid.org/0000-0001-6148-5070

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение способов формирования медиаообраза лидера региональной политической партии (Коми отделения КПРФ) Олега Михайлова в сетевом визуальном фольклоре - жанре мема. Объектом исследования послужили публикации интернет-сообщества «Коми мемъяс» за 20202023 годы, то есть за все время его существования. Научная новизна работы заключается в определении основных тем и типов освещения деятельности политика в сетевом фольклоре. Б результате анализа выявленных мемов определено, что положительный образ лидера коми коммунистов связан с такими архетипами, как «человек из народа», «борец» и «пострадавший», что и находит свое отражение в смеховых по своей природе сюжетах мемов.

Ключевые слова: медийный образ, сетевой фольклор, интернет-мем, региональные медиа, социальная сеть, политическая партия

Для цитирования: Бешкарев А А., Пыстина О В. Медиаобраз лидера политической партии в сетевом фольклоре (на примере интернет-мемов Республики Коми) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 1-2. С. 104-110. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-104

Media image of a political party leader in online folklore (on the example of internet memes of the Komi Republic)

Alexey A. Beshkarev1, Olga V. Pystina2

l,3Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia

1 teshi@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6731-4712 "olga-pystina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-6148-5070

Abstract. The purpose of the article is to consider the wmv offorming the media image of the regional political party leader (Komi branch of the Communist Party) Oleg Mikhailov in the network visual folklore - тете genre. The object of the study is the Internet community «Komi Memyas» for the years 2020-2023, that is, for the entire time of its existence. The scientific novelty of the work is to determine the main topics and types of covering the politician's activities in network folklore. .4.У a result of the analysis of the identified memes, it was determined that the positive image of the Komi Communists leader is associated with such archetypes as «a man of the people», «fighter» and «victim», which is reflected in the laughable by nature plots of memes.

Keywords: media image, network folklore, internet тете, regional media, social network, political party

For citation: Beshkarev A. A., Pystina О. V. Media image of a political party leader in online folklore (on the example of internet memes of the Komi Republic). Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2023, 1-2: 104-110. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-104

Современные массмедиа формируют общественное мировоззрение, и многие объекты действительности человек познает через их призму. В связи с этим появилась необходимость изучения медиаобразов как феноменов, порожденных средствами массовой коммуникации.

Для более точного описания понятия «медиаобраз» необходимо рассмотреть его трактовки в научной литературе. «В узком значении "медиаобраз" - это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком значении "медиаобраз" - это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блоггерами, интернет-пользователями и т. д.)» [Галинская, 2013, с. 91]. Так, по мнению исследователей, если в узком значении «медиаобраз» формируется журналистами в процессе специального конструирования фрагментов реальности, то в широком - «медиаобраз» предполагает спонтанное создание реальности в процессе интернет-общения между адресантом медиатекста и его реципиентами [Там же]. В рамках настоящего исследования «медиаобраз» трактуется в широком значении.

Как отмечается в современных исследованиях, «медиаобраз не претендует на объективность, являясь компонентом журналистской картины мира. Он связан с процессом стереотипизации действительности, являясь вторичным образованием по отношению к своему прототипу - предмету речи, существующему в объективной реальности, в том случае, если этот прототип существует» [Драчева, Ильина, 2022, с. 8]. Делая обзор исследований, посвященных изучению медиаобраза, Ю. Н. Драчев и Е. Н. Ильина обращают внимание на то, что составляет содержательную суть медиаобраза: образ кого или чего именно изучают специалисты? Обычно это три типа объектов изучения: собственно люди в их персональном или обобщенном представлении, образы неких абстрактных явлений, а также образ территории, государства, города, края и пр., вмещающий в себя локативные, общественно-политические, культурные, языковые и иные составляющие [Драчева, Ильина, 2022, с. 10]. В нашем исследовании, посвященном медиаобразу лидера политической партии, все указанные составляющие актуальны, поскольку его объект включает в себя и образ лидера, и идеологию, и регион с его особенностями.

Для формирования имиджа политического движения важно актуализировать личность лидера партии и тех персоналий, которых принято считать лидерами общественного мнения. Построение эффективного имиджа политического лидера обусловлено его знанием и пониманием настроений и установок своих последователей, умением показать, что политик полностью отвечает запросам публики. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия избирателей - продемонстрировать, что он похож на них, что у него одинаковые с ними проблемы и заботы. В настоящее время этой стратегии способствует формирование образа политика в социальных медиа.

Несмотря на то, что социальные сети не так давно вошли в жизнь интернет-пользователей, они стали неотъемлемой ее частью и перестали восприниматься исключительно как площадка для развлечения и общения. В социальных сетях ежедневно создается множество новых записей, которые зачастую становятся поддержкой профессиональных журналистов и ньюсмейкеров. Сегодня они наряду со СМИ занимают важное место в формировании информационной повестки благодаря своей оперативности и массовости. Сейчас это мощный источник информации, объединяющий миллионы людей. В России одним из самых популярных социальных медиа является «ВКонтакте». Существует несколько основных способов распространения контента в ней: на личной странице, в тематических пабликах и собственном сообществе. Таким образом, у общества есть возможность самоинформирования.

Жанровая структура пабликов, как и в целом интернет-журналистики, несколько отличается от тех, что характерны для традиционных СМИ. Многие исследователи отмечают, что сегодня идет процесс диффузии информационных жанров, размытия границ между ними. Эти изменения связаны с появлением новых творческих приемов и методов. К ним можно отнести модификацию заголовков и текстов, визуализацию, эмоционализацию, активизацию аудитории, интеграцию с социальными сетями, персонализацию, гаджетизацию и др. [Градюшко, 2014, с. 115]. С появлением соцсетей цель пользовательских посещений интернета претерпела изменения: человек выходит в сеть прежде всего для просмотра новостей с помощью визуального ряда. В связи с этим популярны сообщества и паблики, в которых активно используются иллюстрации.

Такая популярная российская социальная сеть, как «ВКонтакте», располагает «вирусными» формами визуальной информации. Относительно постоянными и узнаваемыми элементами, наиболее широко распространенными в интернет-культуре, являются мемы. В современной литературе понятие «интернет-мем» трактуется как «любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях» [Кронгауз, 2012]. Интернет-мемы - это один из жанров сетевого фольклора, коллективное иллюстративное творчество пользователей, направленное на освещение острых проблем современности через призму сатиры и юмора.

В медиаполе Республики Коми знаковым явлением можно считать паблик «Коми мемъяс» [Паблик «Коми мемъяс»], созданный 1 июля 2020 года и за короткое время собравший широкий круг читателей. Авторы описывают свое сообщество так: «Вы попали на комиязычное и русскоязычное сообщество, созданное в юмористических целях для поднятия настроения после тяжелого дня! Удачного пребывания! <...>. Р. 8: Мы не пропагандируем экстремизм, фашизм, фетишизм и другие измы. У нас тут исключительно юмористический и иногда научно-познавательный контент, не сажайте нас» [Там же].

«Коми мемъяс» делает акцент на привлекательности коми этнографии для молодежи, включая ее образы в актуальные мировые контексты, соединяя, например, персонажей народных сказок с героями аниме или популярных западных фильмов и сериалов, тем самым подчеркивая универсальность коми культуры. Его отличительной особенностью является то, что помимо постов, связанных с социально значимыми темами, в нем также публикуются развлекательный и просветительский контент. Все публикации сопровождаются шуточными иллюстрациями или мемами, а в большинстве случаев полностью состоят из них. При этом авторы стараются подавать информацию максимально кратко.

Одним из сквозных героев паблика является руководитель Коми регионального отделения КПРФ Олег Алексеевич Михайлов, который осенью 2021 года победил на выборах в Государственную Думу РФ. Он обошел представителя от правящей партии, что стало беспрецедентным событием. В Республике Коми компартия обрела высокую популярность на фоне экологических протестов последних лет, в первую очередь после того, как общественности стало известно о планах строительства полигона для твердых бытовых отходов на железнодорожной станции Шиес на границе региона.

Успех партии во многом зависит от имиджа ее лидера. Ключевую роль в нем сыграло несколько факторов.

Во-первых, политик открыто боролся против строительства мусорного полигона на станции Шиес: КПРФ организовывала протестные акции и освещала проблему на страницах в своих социальных сетях. Так, организованный коммунистами митинг 2 июня 2019 года собрал в Сыктывкаре по разным оценкам от 3,5 до 8 тыс. человек - больше, чем любой другой за всю историю города. Благодаря активной деятельности у депутата сложился образ борца за народные интересы, популярный в имиджелогии.

Во-вторых, для О. Михайлова характерна высокая медиаактивность: он регулярно проводит УоиТиЬс-трансляции. где отвечает на вопросы зрителей, и ведет открытую страницу в социальной сети «ВКонтакте», тем самым работая на архетип «своего человека», близкого целевой аудитории.

В-третьих, немаловажную роль в становлении медиаобраза лидера регионального отделения компартии сыграл конфликт с главой Республики Коми В. Уйбой, попавший в повестку федеральных СМИ. В итоге Олег Михайлов как медийный персонаж стал восприниматься как пострадавшая сторона, вызывающая сочувствие.

Все эти ситуации нашли свое отражение в интернет-мемах, в которых О. Михайлов выступает в качестве главного героя. Большое количество таких изображений было обнаружено в группе «ВКонтакте» «Коми Мемъяс». В зависимости от роли, в которой выступает лидер Коми отделения КПРФ, выявленные мемы можно разделить на три группы: мемы из первой группы строятся на противопоставлении образов О. Михайлова и В. Уйбы как представителя власти, примеры из второй приписывают образу коммуниста различные идеальные качества, посты из третьей группы характеризуют депутата как борца за интересы народа.

В мемах из самой многочисленной первой группы О. Михайлов и В. Уйба зачастую противопоставляются по принципу «свой - чужой», при этом Владимир Уйба оказывается в слабой позиции. Например, на одном из таких мемов карта Республики Коми символизирует «девушку, которая тебе нравится», в качестве ее «родственников» изображены бывшие руководители региона, в роли ее «парня» выступает О. Михайлов, а под подписью «ты» изображен Владимир Уйба, нынешний глава региона (https://vk.com/wall-196788620_337. 09.09.2020). Поскольку мем как жанр обращен к массовой аудитории и ее среднему представителю, то такой средний человек и оказывается ее частым персонажем. Мемы выставляют в комическом свете типичные житейские неурядицы и невзгоды, а страдающим от них обычно оказывается собирательный образ «ты» или, как вариант, «я» (все остальные показаны как более успешные и благополучные). Таким образом, наделение В. Уйбы номинацией «ты» ставит его в самый низ иерархии собранных в меме героев, в то время как на ее верху находится «девушка» как желанный объект. В другом примере контраст двух политиков строится на противопоставлении выступлений Олега Михайлова и Владимира Уйбы (https://vk.com/wall-196788620_501. 14.10.2020). По мнению автора мема, прямые эфиры коммуниста пользуются популярностью у аудитории (судя по заинтересованному выражению лица девушки, смотрящей трансляцию). Зрителем периодических обращений главы региона оказывается популярный персонаж мемов Думер - представитель сетевой субкультуры, отражающий мировоззрение депрессивного человека, не верящего в счастливое будущее.

В данной группе значительное место занимают мемы, обыгрывающие словесную перепалку между главой региона и лидером коммунистов. Лейтмотивом этой серии служит образ коня из картины К. Петрова-Водкина, помещаемого в различные контексты (https://vk.com/wall-196788620_7080. 12.05.2022; https://vk.com/wall-196788620_3397. 21.09.2021).

Вторая по количеству примеров группа включает в себя мемы, приписывающие депутату КПРФ положительные качества. Здесь он уже ни с кем не сравнивается, а в постиронической манере наделяется героическими или божественными свойствами. Так, на одной из картинок изображены Иисус, Шива и Будда, поднимающие правую руку в благославляющем жесте. В их ряд попал и Олег Михайлов, которого тем самым в этом меме отождествляют с богом (https://vk.com/wall-196788620_423. 29.09.2020). В другом меме находящийся на

больничной койке персонаж принимает политика за ангела (https://vk.com/wall-196788620_741. 30.11.2020).

Третья самая малочисленная группа мемов строится на комическом освещении борьбы Олега Михайлова с причинами проблем в регионе. В качестве примера можно привести мем, где О. Михайлов изображен в одиночестве в зале заседаний Госсовета Коми. Согласно подписи, он оказался единственным депутатом, который явился обсуждать налог на добычу полезных ископаемых в республике (https://vk.com/wall-196788620_2914. 04.08.2021).

Таким образом, интернет-мем как жанр сетевого фольклора является разновидностью региональной гражданской журналистики, оперативно откликающейся на общественно значимые события. Иллюстрации с минимальным текстом выступают важным звеном в политической коммуникации: мемы заменяют объемные публикации в СМИ коротким понятным массовой аудитории сообщением по какой-либо социально-значимой проблеме.

Медийный образ лидера политической партии в сетевом фольклоре формируется из трех групп мемов, складывающихся в целостную картину. В результате О. Михайлов наделяется качествами народного героя, ассоциирующегося с идеальными ценностями. Основным сюжетом мемов неслучайно является его борьба против концепций, выступающих в качестве превосходящих злых сил: властных элит, многочисленных социальных и экологических проблем региона. Благодаря этому депутат-коммунист обретает качества «своего» (как в мифологической оппозиции «свое - чужое») героя, связанного с высшими силами.

Список источников

1. Галинская, 2013 - Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике //Вестник ОГУ. 2013. № 11 (160). С. 91-94.

2. Градюшко, 2014 - Градюшко А. А. Жанрово-стилистические особенности новостной всб-журналистики // Весшк МДПУ ¡мя I. П. Шамяюна. 2014. № 3 (44). С. 114-118.

3. Драчева, Ильина, 2022 - ДрачеваЮ. Н., Ильина E.H. Введение // Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации : монография / науч. ред. Е. Н. Ильина. Вологда: ВоГУ, 2022. С. 7-14.

4. Кронгауз, 2012 - Кронгауз М. Мемы в Интернете : опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11. С. 127-132.

5. Паблик «Коми мемъяс» - Паблик «Коми мемъяс» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/komimem (дата обращения: 25.01.2023).

References

1. Galinskaya, 2013 - Galinskaya T. N. The concept of a media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics. Vestnik OGU [Bulletin of OSU]. 2013. No 11 (160), pp. 91-94. (InRuss.)

2. Gradyushko, 2014 - Gradyushko A. A. genre and stylistic features of news web journalism. VesnikMDPU imya I. P. Shamyakina [Vesnik MSPU named after I. P. Shamyakin], 2014. No 3 (44), pp. 114-118. (InRuss.)

3. Drachex'a, Нута, 2022 - Dracheva Yu. N.. Ilyina E. N. Introductioa Mediaobraz regiona v sovremennoj massovoj kommimikacii : monograftya / nauch. red. E. N. Il'ina [Media image of the region in modem mass communication : monograph / scientific ed. by E. N. Ilyina], Vologda: VSU, 2022. Pp. 7-14. (InRuss.)

4. Krongauz, 2012 - Krangauz M. Mernes on the Internet: experience of deconstmction. Nauka i zhizn' [Science and Life], 2012. No 11, pp. 127-132. (In Russ.)

5. Public "Komi memyas" - PabÜk «Komi mem"yas» [Public "Komi memyas"] [Electronic resource]. Available at: https://vk.com/koiniinem (accessed: 25.01.2023). (InRuss.)

Информация об авторах /Information about the authors Бешкарев Алексей Александрович Alexey A. Beshkarev

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001. Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Journalism, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar. 167000, Russia

Пыстина Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Olga V. Pystina

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Journalism, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья посту пила в редакцию / The article was submitted 10.04.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18,04.2023

Принята к публикации / Accepted for publication 02.05.2023

Научная статья /Article УДК 821.161.1

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-110

Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова

«Душа моя Павел»

Ольга Анатольевна Бознак1, Кирилл Александрович Бондаренко2

'^Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия 'о lgaboznak@rambler,ru, http://orcid.org/0(K)0-0001-7339-3149 skab,44.<B,05f|gmail,com, https://orcid.org/0009-0008-9784-4109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.