Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1970-1980-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1970-1980-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / МОЛОДЕЖЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / STUDENT CONSTRUCTION DETACHMENTS / YOUTH / KRASNODAR REGION / SOVIET UNION / LABOUR EDUCATION / STUDENTS / EDUCATION / INTERNATIONALISM / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капшук Антон Юрьевич

В статье автор рассматривает проблему воспитания интернационализма в студенческих строительных отрядах в 1970-1980-е гг., основываясь на документах Краснодарского края. Базу исследования составили неопубликованные материалы из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК) и Государственного архива новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). В рамках изучения проблемы в научный оборот было введено более десяти архивных дел, раскрывающих некоторые особенности воспитания интернационализма в студенческих строительных отрядах. В статье анализируется идеологическая основа интернационального воспитания в СССР, а также изменение численности иностранных студентов, привлекаемых к работе в студотрядах, на разных этапах изучаемого периода. Кроме того, исследуются различные методы идейно-воспитательной работы с членами студенческих строительных отрядов: проведение «национальных дней», дней солидарности, интернациональных вечеров, митингов солидарности и т. д. Автор делает вывод, что некоторые приемы работы, практиковавшиеся в студенческих строительных отрядах, неоднородных по этническому составу, могут быть перенесены на современную систему интернационального воспитания российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Капшук Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALISM IN STUDENT DETACHMENTS OF THE SOVIET UNION IN THE 1970S-1980S (BASED ON THE MATERIALS OF THE KRASNODAR REGION)

In the paper, the author considers the issue of internationalism education in student construction detachments in the 1970s-1980s, based on the documents of the Krasnodar region. The research contains unpublished materials from the Russian State Archive of social-political history, documentation center of the modern history of the Krasnodar region and state archive of the modern history of the Stavropol region. As a part of the research, more than a dozen archival files were introduced into scientific circulation, revealing some features of internationalism education in student construction detachments. The author examines the ideological basis of international education in the USSR, the change in the number of foreign students involved in student detachments at different stages of the period of study. The paper also explores various methods of ideological and educational work with the participants of student construction detachments: holding “national days”, days of solidarity, international parties, solidarity rallies, etc. The author concludes that some of the methods used in student construction detachments, that have heterogeneous ethnic composition, can also be used for international education of modern Russian youth.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1970-1980-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

УДК 172.4-057.87(470.62)"1970/1980"

Капшук Антон Юрьевич

соискатель кафедры истории России Кубанского государственного университета

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1970-1980-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Kapshuk Anton Yuryevich

External PhD student, Russian History Department, Kuban State University

INTERNATIONALISM IN STUDENT DETACHMENTS OF THE SOVIET UNION IN THE 1970S-1980S (BASED ON THE MATERIALS OF THE KRASNODAR REGION)

Аннотация:

В статье автор рассматривает проблему воспитания интернационализма в студенческих строительных отрядах в 1970-1980-е гг., основываясь на документах Краснодарского края. Базу исследования составили неопубликованные материалы из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК) и Государственного архива новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). В рамках изучения проблемы в научный оборот было введено более десяти архивных дел, раскрывающих некоторые особенности воспитания интернационализма в студенческих строительных отрядах. В статье анализируется идеологическая основа интернационального воспитания в СССР, а также изменение численности иностранных студентов, привлекаемых к работе в студотрядах, на разных этапах изучаемого периода. Кроме того, исследуются различные методы идейно-воспитательной работы с членами студенческих строительных отрядов: проведение «национальных дней», дней солидарности, интернациональных вечеров, митингов солидарности и т. д. Автор делает вывод, что некоторые приемы работы, практиковавшиеся в студенческих строительных отрядах, неоднородных по этническому составу, могут быть перенесены на современную систему интернационального воспитания российской молодежи.

Ключевые слова:

студенческие строительные отряды, молодежь, Краснодарский край, Советский Союз, трудовое воспитание, студенчество, воспитание, интернационализм, иностранные студенты.

Summary:

In the paper, the author considers the issue of internationalism education in student construction detachments in the 1970s-1980s, based on the documents of the Krasnodar region. The research contains unpublished materials from the Russian State Archive of social-political history, documentation center of the modern history of the Krasnodar region and state archive of the modern history of the Stavropol region. As a part of the research, more than a dozen archival files were introduced into scientific circulation, revealing some features of internationalism education in student construction detachments. The author examines the ideological basis of international education in the USSR, the change in the number of foreign students involved in student detachments at different stages of the period of study. The paper also explores various methods of ideological and educational work with the participants of student construction detachments: holding "national days", days of solidarity, international parties, solidarity rallies, etc. The author concludes that some of the methods used in student construction detachments, that have heterogeneous ethnic composition, can also be used for international education of modern Russian youth.

Keywords:

student construction detachments, youth, Krasnodar region, Soviet Union, labour education, students, education, internationalism, foreign students.

Изучение истории воспитания интернационализма приобретает особую актуальность в современном мире в связи с развитием идей глобализации. Несмотря на то, что российское законодательство направлено на недопущение дискриминации по этническому признаку в стране, национализм остается серьезной проблемой современного общества. По данным социологических исследований, в 2018 году от 20 % до 30 % взрослого населения сочувствовали радикальным националистам. В том же году было зарегистрировано 1 265 преступлений экстремистской направленности. Из них более чем три четверти связаны с пропагандой национального, религиозного, расового превосходства [1, с. 52-54]. В связи с этими тенденциями важным является воспитание у отечественной молодежи уважительного отношения к представителям других стран, культур и наций.

Большое внимание воспитанию интернационализма уделялось в СССР, в том числе в практике организации деятельности студенческих отрядов. Акцент на интернациональное воспитание в Советском Союзе был обусловлен в первую очередь марксистско-ленинской философией, которая заявляла о необходимости совместной борьбы пролетариата разных стран и

национальностей против капитализма. В соответствии с идеями К. Маркса коммунистическое общество могло быть построено только на международном уровне. В речи на III съезде РКСМ в 1920 г. В.И. Ленин отмечал: «Пока Россия остается единственной рабочей республикой, а во всем остальном мире остается старый буржуазный порядок, мы слабее их. Это значит, что каждый раз нам угрожает новый натиск, что, только если мы научимся сплочению и единодушию, мы победим в дальнейшей борьбе и, окрепнув, станем действительно непобедимыми. Таким образом, быть коммунистом - это значит организовывать и объединять все подрастающее поколение, давать пример воспитания и дисциплины в этой борьбе. Тогда мы сможем начать и довести до конца постройку здания коммунистического общества» [2, т. 41, с. 314]. Эти идеи разделялись руководством страны и в 1970-1980-е гг. Например, в обращении ЦК КПСС к XV съезду комсомола говорилось, что важной задачей ВЛКСМ является «укрепление и развитие у юношей и девушек чувства братской дружбы и солидарности с трудящимися всех стран и классовой непримиримости к угнетателям, к буржуазной идеологии и морали» [3, с. 205]. Выступая на XVI съезде ВЛКСМ, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев заявлял: «Интернационализм вошел в плоть и кровь советской молодежи вместе с Октябрьской революцией. В героических свершениях юных поколений Страны Советов воплощены идеалы не только беспредельной любви к Родине, но и высокое чувство ответственности за дело международного рабочего класса, за идеалы свободы и социальной справедливости во всем мире». На том же съезде, как бы дополняя мысль Генерального секретаря ЦК КПСС, первый секретарь ВЛКСМ Казахской ССР У. Джанибеков отмечал: «Совместный труд производительных коллективов, совместная учеба представителей разных национальностей в школах, вузах дают богатую пищу для интернационального воспитания юношества, обеспечивая широкую пропаганду достижений братских народов в коммунистическом строительстве» [4, т. 1, с. 25, 110].

Один из эффективных методов воспитания уважения к культурам других стран и представителям разных наций - это постоянное общение и выстраивание конструктивных взаимоотношений с ними. В Советский Союз приезжало большое количество иностранных студентов, в основном из Африки, Латинской Америки и Азии. Их число постоянно росло: в 1950-е гг. обучающиеся из дружественных стран составляли в общей сложности 5,9 тысяч человек, в 1960-е - 13,5 тысяч, в 1970-е - 26,2 тысячи, в 1980-е - 88,3 тысячи человек. В 1990 г. СССР стал третьей страной в мире по количеству студентов из других стран: 126,5 тысяч человек. Больше было только в США и во Франции [5, с. 138].

Значительное число молодежи, в том числе из других стран, привлекалось в те годы к работе в студенческих строительных отрядах (ССО). Подобные производственные коллективы, где плечом к плечу работали юноши и девушки из разных стран мира, назывались интернациональными (ИССО). В них граждане разных стран и национальностей не только общались, но и совместно жили и трудились.

В 1964 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление с рекомендацией привлечения иностранных студентов в студенческие строительные отряды [6, с. 14]. В тот же год иностранцы, обучающиеся в учебных заведениях Советского Союза, впервые приняли участие в деятельности сСо. Первый интернациональный студенческий строительный отряд назывался «Юность планеты». Он был сформирован в Московском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы и направлен для работы в Казахскую ССР [7, с. 13].

Через 2 года, в апреле 1966 г., Центральный комитет комсомола принял постановление «Об обмене студентами между вузами СССР и социалистических стран». Уже летом следующего года в студенческих отрядах СССР работало 1 730 человек из Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Монголии, Польши и Чехословакии. Они трудились на всесоюзных комсомольских стройках и других важных объектах. Сами советские студенты начали выезжать за границу на работы с 1964 г. В 1964 и 1965 гг. они трудились в Алжире. А с 1966 г. - направлялись в те же страны, откуда прибывали обменные молодежные группы [8, с. 45]. В 1967 г. в рамках этой программы за границу Советского Союза выехало около 1 900 студентов из 76 высших учебных заведений, расположенных в 22 городах [9, с. 103].

В 1970 г. в деятельности студенческих строительных отрядов приняли участие более 3 000 иностранных студентов [10, с. 87]. А уже через два года их количество увеличилось в два раза -6 000 иностранных студентов из 91 страны мира. В основном это были молодые люди, либо обучавшиеся в вузах Советского Союза, либо прибывшие из-за рубежа в составе обменных групп [11, с. 295]. В 1975 г. в ВСО трудились 8946 иностранцев [12, с. 20], а в 1977 г. - около 11 тысяч студентов из 104 стран мира [13]. Всего за период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) в интернациональных студенческих строительных отрядах работало 47,6 тысяч иностранных студентов. А за период с 1982 г. по 1986 г. - 62,3 тысячи [14].

Активно привлекали иностранных студентов к работе в «трудовом семестре» и на Кубани. В 1974 г. в Краснодарский краевой студенческий отряд было привлечено 97 иностранцев [15]. В 1976 г. было 14 интернациональных отрядов и 1 отряд, принимавший обменную группу болгарских студентов. Всего в отрядах работало 128 иностранцев из 35 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки [16]. В 1980 г. численность иностранцев в студенческих отрядах составила 194 человека. Они являлись гражданами 35 стран мира. В процессе знакомства их с жизнью в СССР проводились встречи с передовиками производства, ветеранами Великой Отечественной войны и т.д. [17]. В 1982 г. уже каждый седьмой линейный студенческий отряд, работавший в Краснодарском крае, был интернациональным. Всего к этому времени на Кубани трудился 351 иностранец из 30 стран мира [18]. Во второй половине 1980-ых гг. численность иностранных студентов в крае начала снижаться. В 1985 г. в отряды было привлечено 285 иностранцев [19]. В 1987 г. - 222. Они трудились в составе отрядов Краснодарского политехнического института, Кубанского государственного университета, Краснодарского сельскохозяйственного института, Краснодарского медицинского института, Краснодарского техникума сахарной промышленности и Армавирского зооветтехникума [20].

Работа с иностранными студентами имела ряд особенностей, возникали и сложности. Например, члены ИССО, сформированного в Азербайджанской ССР для работы в Краснодарском крае, неоднократно приезжали неподготовленными ни к строительной, ни к общественно-политической работе. Руководство отряда не было обучено работе с иностранцами. Сами посланцы зарубежных стран прибывали в край даже без необходимых документов. Иногда приходилось отправлять некоторых иностранцев обратно из-за результатов медицинского осмотра. Плохая подготовленность отряда в целом сказывалась на дисциплине: бывали случаи нарушения устава ССО и требований техники безопасности. В 1984 г. въездные студенческие отряды из Узбекской ССР и из Москвы не проинформировали краевой штаб о наличии в отрядах иностранных студентов, хотя это было необходимо для определения места их трудовой деятельности, так как в некоторые хозяйства края въезд иностранцев был ограничен [21].

В рамках безвалютного обмена в Краснодарский край на протяжении 1970-ых гг. регулярно приезжали студенты из города Бургаса Народной Республики Болгарии (НРБ). Так, в 1974 г. прибыли 15 студентов из Бургасского химико-технологического института. Они работали на строительстве хозяйственных помещений в колхозе «Родина» Северского района. Болгарские студенты входили в состав отряда «Рубикон» вместе со студентами-юристами Кубанского государственного университета [22, с. 2].

Советские студенты в рамках безвалютного обмена также отправлялись в Болгарию. В 1978 г. 38 дней в этой республике трудился студенческий строительный отряд «Ровесник». В его составе в городе Бургасе вместе со студентами из Болгарии, Чехословакии, Венгрии и Германской Демократической Республики работали представители 7 факультетов Кубанского государственного университета. В свободное от работы время для советских студентов проводили экскурсии, они участвовали в вечерах дружбы и в спортивных соревнованиях [23, с. 3].

С 1979 г. по безвалютному обмену начали приезжать студенты из ГДР. Всего за год Кубань приняла 23 человека по обменной программе из ГДР и Болгарии [24]. В 1981 г. - 27 человек: 14 немецких и 13 болгарских студентов. Молодые люди из ГДР работали в отрядах Краснодарского политехнического института (КПИ), а студенты из НРБ были зачислены в отряды Кубанского государственного университета. 15 студентов из КПИ отправились на работы в Германию. Там они трудились в отрядах института инженеров-педагогов, выполняя вспомогательные работы на заводе. Студенты КубГУ были заняты на сельскохозяйственных работах в составе отрядов Бургасского высшего химико-технологического института.

Кубанские студенты за границей проводили встречи с местной молодежью, организовывали выступление концертных бригад [25].

Численность студентов, приезжавших по безвалютному обмену в СССР, росла и на протяжении 1980-ых гг. В 1984 г. в СССР въехал 5 261 человек, а вместо них в другие страны отправились работать 5 422 будущих специалиста, в 1987 г. въехало 5 660 человек, а выехало - 6 926. По безвалютному обмену в СССР приезжали студенты из Болгарии (НРБ), Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии (ЧССР), Монголии и Югославии. Наиболее многочисленные обменные группы прибывали из ГДР (в 1984 г. - 1 712 человек, в 1987 г. - 1 844 человека), ЧССР (в 1984 г. -1 421 человек, в 1987 г. - 1 385 человек) и НРБ (в 1984 г. - 897 человек, в 1987 г. - 1 113 человек). Меньше всего приезжало студентов из Монгольской Народной Республики (в 1984 г. и 1986 г. по 70 человек) и Югославии (в 1984 г. - 100 человек, в 1986 г. - 70 человек) [26].

С 1988 г. обмен студентами проходил уже не только с социалистическими странами, но и с капиталистическими. Группы советских студентов из Белорусской ССР, Украинской ССР и Крас-

нодарского края были направлены на работы в Финляндию, Федеративную Республику Германию и в Великобританию [27]. В 1989 г. в Самарканде был организован Международный лагерь добровольного труда. В нем, помимо советских студентов, работали их ровесники из Индии, Турции, Франции и Бангладеш. Численность студентов, принимавших участие в обменных группах, возросла до 7 000 человек [28].

Всего за период с 1971 г. по 1986 г. школу студенческих строительных отрядов в Советском Союзе прошли более 140 тысяч иностранцев [29, с. 22].

Воспитание интернационализма в студенческих строительных отрядах не ограничивалось лишь совместной работой советских и иностранных студентов. Внимание уделялось и идейно-воспитательной стороне взаимодействия молодых людей. Уже в 1960-е гг. в студенческих строительных отрядах стали привычными акции солидарности с народами стран, вставшими на путь строительства социализма. В 1962 г. студенты Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, работавшие в Северо-Казахстанской области, выступили с инициативой организовать «День Кубы». Все 33 000 рублей, собранные в этот день, были направлены на создание тракторной колонны для «Острова свободы». В 1965 г. во Всесоюзном студенческом отряде был проведен «День Вьетнама». Такие акции солидарности в студенческих строительных отрядах проводились неоднократно и в последующие годы. Только в 1970 г. было собрано более 500 000 рублей [30, с. 44-45].

Большую роль в интернациональном воспитании играли всемирные акции типа «Юность обличает империализм». Они включали дни солидарности с жителями стран Азии, Латинской Америки и Африки. Во время их проведения организовывались кинематографические вечера, фотовыставки и выступления с «разоблачением преступлений империализма». В этих мероприятиях активное участие принимали и иностранные студенты. Например, только в 1972 г. в акции «Юность обличает империализм» было задействовано около 5 тысяч студентов из 76 стран мира [31].

В интернациональных отрядах большое внимание уделялось не только поддержке борющихся с капитализмом народов, но и изучению культуры других стран. Так, например, когда проводились «национальные дни», поднимались флаги стран, родных для членов отряда, проводились торжественные линейки. Студенты обменивались значками и сувенирами [32]. Так, в 1975 г. в девичьем отряде филологического факультета КубГУ «Дружба», в котором помимо советских студенток работали 10 девушек из Германской Демократической Республики, в свободное от работы время организовывались вечера интернациональной дружбы, поэтические вечера и т. д. [33, с. 1].

Иностранцы, приехавшие трудиться в студенческие отряды, занимались не только работой. Они активно участвовали во всех мероприятиях, организуемых штабами отрядов: в митингах, акциях, днях ударного труда и т. д. Также для них проводились экскурсии, встречи с местными жителями [34]. Например, в 1977 г. в Сочи был проведен митинг солидарности с народами, борющимися против фашизма и реакции, против создания нейтронной бомбы. В нем приняли участие почти полторы тысячи студентов из СССР и из 20 стран мира [35].

Подытоживая, важно отметить, что в Советском Союзе уделялось большое внимание воспитанию интернационализма среди молодёжи. Начиная с 1960-ых гг. к работе в студенческих отрядах стали активно привлекаться иностранцы. Это были студенты из-за рубежа, обучавшиеся в вузах СССР, а также приезжавшие по безвалютному обмену. Количество иностранных студентов в отрядах увеличивалось вплоть до второй половины 1980-ых гг. Лишь в период «перестройки» численность иностранцев в стройотрядах пошла на спад. При этом во вторую половину 1980-ых гг. продолжал отмечаться рост количества студентов, приезжавших в СССР по безвалютному обмену. Советские студенты могли знакомиться с культурой других стран, не только общаясь с приехавшими иностранцами, но и выезжая на работы в зарубежные студенческие отряды.

Воспитание интернационализма не ограничивалось общением с гражданами других стран. В ходе идейно-воспитательной работы проводилось большое количество различных мероприятий, во время которых советские студенты могли оказывать помощь жителям других стран, знакомиться с их культурой и обычаями. Это были различные национальные дни, вечера интернациональной дружбы, дни ударного труда, митинги и другие мероприятия.

Стоит отметить, что советский опыт воспитания интернационализма обширен. И некоторые его аспекты могут быть подробно рассмотрены на предмет возможного использования для воспитания современной молодежи в духе уважения к представителям других стран и наций.

Ссылки:

1. Эсенбулатова Э.Х., Адиев А.З. Политико-правовые аспекты противодействия национализму в России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 3. С. 52-56. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2019-1-3-52-56.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1981. Т. 41. 696 с.

3. Документы КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии. М., 1987. 384 с.

4. XVI съезд Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. Т. 1. М., 1971. 527 с.

5. Анохина Т.Я., Панин Е.В. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах // Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 134-143.

6. Хорошилова Т.В. Студенческие трудовые отряды высших учебных заведений Дальнего Востока РСФСР: формирование, опыт, уроки (1957-1991 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2012. 23 с.

7. Ляскин В.П., Ермошин Г.Т., Приступко В.А. ССО: стройка, студенты, отряд. М., 1985. 295 с.

8. Артемьев Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи. История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959-1975). М., 1978. 106 с.

9. Мы - интернационалисты: документы и материалы о международных связях ВЛКСМ и советской молодежи (1945-1985 гг.). М., 1986. 317 с.

10. Документы ЦК ВЛКСМ. 1971. М., 1972. 400 с.

11. Документы ЦК ВЛКСМ. 1972. М., 1973. 304 с.

12. Ляскин В.П., Ермошин Г.Т., Приступко В.А. Указ. соч. С. 20.

13. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. М17. Оп. 7. Д. 117. Л. 67.

14. Там же. Оп. 8. Д. 438. Л. 17.

15. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 2006. Оп. 15. Д. 102. Л. 5.

16. ЦДНИКК. Ф. 2006. Оп. 16. Д. 317. Л. 12.

17. Там же. Оп. 22. Д. 96. Л. 7

18. Там же. Оп. 26. Д. 77. Л. 9.

19. Там же. Оп. 32. Д. 63. Л. 8.

20. РГАСПИ. Ф. М17. Оп. 8. Д. 500. Л. 45.

21. ЦДНИКК. Ф. 2006. Оп. 30. Д. 63. Л. 8.

22. Надолго останемся в памяти // По заветам Ленина. 1974. № 26. С. 2.

23. Варельджан Г. Подружились в Болгарии // По заветам Ленина. 1978. № 29. С. 3.

24. ЦДНИКК. Ф. 2006. Оп. 20. Д. 100. Л. 9.

25. Там же. Оп. 24. Д. 56. Л. 167-168.

26. РГАСПИ. Ф. М17. Оп. 8. Д. 556. Л. 83.

27. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф. 63. Оп. 37. Д. 142. Л. 5.

28. РГАСПИ. Ф. М17. Оп.8. Д. 636. Л. 10.

29. Приступко В.А. Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов. 1959-1990 годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1998. 28 с.

30. Артемьев Е.Ф. Указ. соч. С. 44-45.

31. РГАСПИ. Ф. М17. Оп. 3. Д. 314. Л. 8.

32. Там же. Оп. 3. Д. 316. Л. 63.

33. Плотникова Т. Комиссар Таня Назаренко // По заветам Ленина. 1975. № 35. С. 1.

34. ЦДНИКК. Ф. 2006. Оп. 30. Д. 63. Л. 8.

35. Там же. Оп. 16. Д. 525. Л. 11.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.