ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
© Караева А.А.* *, Фардзинова З.А.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений студенческих отрядов Приморского края, их трудовой деятельности в летний период и организации досуга в учебное время. Так же будут рассмотрены плюсы и минусы в деятельности студенческих отрядов и работа органов местного самоуправления с ними и то, как эта социальнокультурная и трудовая деятельность влияет на социализацию студентов г. Владивостока и Приморского края. Ценность статьи заключается в том, что в ней понятно изложены аспекты деятельности каждого из направлений, четко выражена главная мысль, почему студенческий отряд является инструментом социализации молодежи. Статья будет интересна студентам всех направлений, преподавателям, а так же выпускникам школ с целью популяризации движения.
Ключевые слова: молодежь, региональная молодежная политика, общественная молодежная организация, студенческий отряд, студенты.
В современной России уровень заинтересованности студентов в общественной деятельности довольно таки низок. Студент не видит возможности саморазвития и самореализации в обществе и поэтому не уделяет этому вопросу должное внимание. Ему, в первую очередь, важно получить диплом о высшем образовании, а мысль о том, что проходят бездарно лучшие его годы, студента, как правило, посещает только при трудоустройстве на работу. Действительно, среднестатистический студент не стремится к развитию лидерских качеств путем вхождения в какие-либо общественные объединения. И лишь небольшая часть студентов, которым небезразлично свое будущее и все, что происходит вокруг них, объединяются по интересам, стараясь принести пользу обществу и себе. Как показывает практика, последние легче адаптируются в социуме, быстрее приспосабливаются к новым социальноэкономическим и политическим реалиям. Эффективная самореализация молодых граждан влияет, конечно же, и на их психологический фон.
Социально-политические и экономические процессы, протекающие сегодня в нашем государстве и за его пределами, диктуют необходимость подготовленных творческих и инициативных молодых людей, способных самореализовываться во всех сферах жизни общества и адаптироваться к окру-
* Студент 2 курса кафедры Государственного, муниципального управления и права.
* Старший преподаватель кафедры Г осударственного и муниципального управления и права.
62
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
жающему миру, быть готовыми начать его преобразовывать. Одним из таких инструментов социализации и адаптации являются студенческие отряды различных направлений: проводники, путина, строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, медицинские. Миссия студенческих отрядов связана с развитием общественно-профессиональных и социально-культурных навыков студентов. Посредством данной деятельности молодой человек осваивает значимые ценности, удовлетворяет и развивает свои духовные интересы, которые направлены на самореализацию и изменение себя. Система коллективного самоуправления, являющаяся основой движения студенческих отрядов, формирует ответственность за свои действия, формирует умение принимать эффективные решения. При этом, участники данного движения имеют возможность прочувствовать на себе рынок труда задолго до получения диплома и осознать свои возможности. Являясь практической школой для будущего специалиста, движение студотрядов дополняет теоретические знания, дает возможность сопоставить свои собственные возможности с требованием работодателя.
Основным принципом деятельности студотрядов является добровольный выбор, который также служит для расширения лидерских качеств, способностей и проявлению инициативы. Началом Движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину. В совхозах Северо-Казахстанской области они построили 16 объектов. В следующем году в строительстве участвовало уже 520 студентов МГУ. В 1961 году в студенческих отрядах трудилось уже около 1000 бойцов, а к 1980 году в рядах движения отрядов насчитывалось уже более 800 тысяч человек. Впервые были сформированы студенческие отряды для работы в морских и речных портах [1].
За время существования студенческих отрядов были сформированы основные направления их деятельности.
Студенческие строительные отряды (далее ССО) - это отличный старт для карьеры не только инженера-строителя, но и для ребят любой специальности. Распространённое заблуждение, что стройотряд - это только для парней и только для студентов-строителей. На деле - все совсем не так. Опыт показывает, что в строительных отрядах наравне с будущими строителями трудятся и переводчики, и математики, и экономисты. Было бы желание. Девушки тоже интересуются строительством и даже рвутся в летний трудовой семестр (далее ЛТС) работать на стройку вместе со своим отрядом. Деятельность ССО ведется в течение всего года: в учебном семестре - это творческие и спортивные мероприятия, направленные на сплочение отряда, создание команды, способной выполнять сложные задачи на производстве. Помимо творчества, именно бойцы ССО участвуют в реализации социаль-
Регионы нового освоения: состояние, потенциал, перспективы
63
ных акций, где требуется физическая помощь или навыки работы в строительстве. Но, несмотря на такую подготовку, основное сплочение отряда происходит непосредственно в ЛТС на производстве. Этому способствует тяжелая работа, удаленность объекта и различные ситуации, возникающие в процессе выполнения задач. Технологический процесс также может диктовать «свои условия», и ребятам очень часто приходится оставаться дольше на объекте и перевыполнять план. Работа парней варьируется от штукату-ров-маляров до плотников-бетонщиков, в то время как девушки трудятся на не менее ответственных должностях: штукатуры-маляры или работники производственно-технического отдела.
За все время существования ССО в Приморском крае ребятам удалось побывать на Камчатке на строительстве аэропорта Петропавловск-Кам-чатский, в Амурской области на космодроме «Восточный». Но основная деятельность стройотрядов ведется в родном Приморском крае: Президентское кадетское училище, микрорайон Снеговая падь, КСК «Фетисов арена», мост на о. Русский и через бухту Золотой рог - вот неполный перечень объектов, в возведение которых бойцы ССО внесли весомый вклад. Выбор объекта зависит от отряда и его активности в течение всего года. В ЛТС 2014 года студентам-строителям посчастливилось принять участие во Всероссийской студенческой стройке «Космодром «Восточный». Такой опыт позволил приобрести друзей со всей России: начиная от Калининграда и заканчивая Хабаровском. Кроме того, общение с отрядами из других регионов показало, что нашим отрядам есть, к чему стремиться и куда расти. Таким образом, студенческие строительные отряды - это, своего рода, социальный лифт, который позволит найти постоянное место работы и своего работодателя, получить необходимые знания и опыт по инженерной специальности. Ситуации, возникающие в отряде на производстве, учат решать личностные и межгрупповые конфликты, правильно организовывать работу отряда и отдых.
В летнее время пассажиропоток на железных дорогах заметно увеличивается, следовательно, ОАО «РЖД» необходимо гораздо большее число работников, чем обычно. В эти напряжённые летние месяцы им на помощь приходят студенческие отряды. Работа летом в таком студенческом отряде помогает бойцам не только заработать, но и увидеть другие города, познакомиться и пообщаться с новыми интересными людьми, попробовать свои силы в серьёзном, ответственном деле [2].
В Приморском крае, а именно во Владивостоке, студенческие отряды проводников в летний период работают с июля по сентябрь. В работе приобретаются также и навыки решения конфликтных ситуаций, что, безусловно, пригодится студенту, будучи взрослым. К плюсам можно отнести то, что студенты работают с полным социальным пакетом и получают официальный трудовой стаж с белой зарплатой. Минусом является сложная процедура прохождения медицинской комиссии. Студенты, которые приходят в на-
64
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
правление проводников, как правило, не связанны с данной сферой деятельности. Они ее выбирают как способ временного трудоустройства.
Приморское региональное отделение на протяжении двух лет является опорной площадкой по формированию отрядов проводников в Дальневосточном федеральном округе. Работа опорной площадки высоко оценена на всероссийском уровне, а высокий уровень профессиональной подготовки бойцов студенческих отрядов проводников Приморского края позволил в 2014 году бойцам из города Владивостока стать финалистами Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Проводник года». Это говорит о востребованности данного механизма социальной адаптации.
Современные студенческие педагогические отряды (далее СПО) составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, бойцы педагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищённых слоёв населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения. СПО, помимо обеспечения вторичной занятости студентов, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущему педагогу, подготовить учащуюся и студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда. В Приморском крае много детских лагерей, но не хватает бойцов и старших вожатых, которые могли бы разрабатывать программу и реализовывать ее не только в Приморском крае, но и в других регионах.
Все направления отрядов базируются только во Владивостоке, потому что существует проблема недостаточной агитации и информированности, а так же отсутствие людей, которые могли бы заниматься популяризацией движения за пределами Владивостока. Разобрав каждое направление отрядов г. Владивостока, можно отметить, что эта организация несет в себе огромный потенциал для развития личных качеств молодого человека, ведь не мало тех, кто до вступления в движение был необщителен и скромен, но со временем он раскрывался не только для себя, но и для окружающих.
Для саморазвития отряд играет огромную роль, потому что именно здесь студент находит свои лидерские способности путем трудовой и общественной деятельности. Пока человек находится в студенческом отряде, он учится понимать людей, слушать и слышать их, что очень важно в жизни. Студенческий отряд - это школа жизни, которая дает эмоции, знания, опыт для дальнейшей взрослой жизни. Студенческий отряд, является незаменимым инструментом социализации молодёжи, потому что современная молодёжь активна и хочет развиваться, а в студенческом отряде дает все возможности для этого.
Подводя итог, можно сказать, что студенческий отряд показывает то, каково брать ответственность на себя. Как у инструмента социализации моло-
Регионы нового освоения: состояние, потенциал, перспективы
65
дежи, у студенческого отряда большой потенциал, потому что в процессе деятельности происходит интеграция отдельного человека в большую отрядную группу. Приморский краевой студенческий отряд, как и отряды других регионов очень сильно влияют на студентов: молодой человек становится выносливее, активнее и общительнее. Студенческие отряды можно назвать идеальным местом для самореализации и социализации молодежи, где можно найти много полезных знакомств и обрести достаточное количество новых навыков и умение общаться с людьми. Студенческий отряд - это возможность проявить себя с любой стороны, будь это спорт, творчество или работа. Общение с разными людьми, у которых свои приоритеты, цели, жизненные позиции помогают найти студенту самого себя. В российских студенческих отрядах открытая и свободная атмосфера, оказывающая на молодых людей большое влияние в социализации, что позволяет молодому человеку во взрослой жизни быть полностью адаптированным.
Список литературы:
1. http://shtabso.ru/13.html.
2. http://shtabso.ru/22.html.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСТРОВА РУССКИЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
© Кондратюк К.В.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье обсуждается и разрабатывается концепция наиболее выгодного направление развития острова Русский, с учетом особенностей его местоположения и наличия определенных ресурсов.
Ключевые слова территория опережающего развития, остров Русский, потенциал, наличие ресурсов, инфраструктура, техносфера, рекреационные ресурсы.
Будущее уникальной островной территории Владивостокского городского округа является одной из актуальных проблем. Это обусловлено тем, что еще несколько лет назад остров Русский был малозаселенным, с неразвитой инфраструктурой и транспортом, однако саммит АТЭС в 2012 году, для которого он стал площадкой проведения, в корне изменил его судьбу. Так, был построен вантовый мост, целый городок Дальневосточного Федерального Университета, медицинский центр, мини-ТЭЦ, а также автомо-
* Студент. Научный руководитель: Коршенко О.П., доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности в техносфере.