Библиографический список
1. Etzioni А. The Parenting Deficit. - Demos, UK, 1993.
2. Personal, social, health and economic (PSHE) education is a planned programmer of learning opportunities and experiences that help children and
young people grow and develop as individuals and as members of families and of social and economic communities. www.pshe-association.org.uk
3. Values Education and Quality Teaching. The Double Helix Effect. - Springer, 2009. - C. 34.
УДК 37.013
Приступа Елена Николаевна
доктор педагогических наук, профессор Московский гуманитарный педагогический институт
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Автор размышляет о становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, которое зависит от характера процесса социального воспитания.
Ключевые слова: социальное воспитание, здоровье, воспитанность.
щ щ еленаправленная социализация лично-
I I сти ребенка происходит в педагогичес-Д 1 ки организованной среде и теснейшим обраЗом связана с социальным воспитанием, которое, в свою очередь, является ведущим фактором социального развития, влияющим на процесс формирования социального здоровья личности ребенка.
Воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Эти структуры направлены, в том числе, на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.
Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Задачами социального воспитания являются, по мнению Ю.В. Васильковой:
1) индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка; 2) организация защиты прав на достойную жизнь в обществе; 3) помощь в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни; 4) организация охраны здоровья ребенка, а также его соци-
альную, физическую, познавательную и творческую деятельность [1, с. 54-55].
Основными принципами социального воспитания, сформулированными Ю.В. Васильковой, являются: 1) принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии); 2) принцип народности (учет национальной культуры, традиций и родного языка); 3) принцип гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации); 4) принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.
Исследования Е. Павличенко доказательно показали, что в процессе психолого-педагогичес-кого сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать, на каком уровне воспитанности находится ребенок. Так, автор формулирует следующие характеристики уровней воспитанности [2].
Первый уровень (высокий) характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве: целостностью личностной характеристики, наличием устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявлением активной общественной позиции и устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличие коммуникативных навыков.
© Приступа Е.Н., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
269
Второй уровень воспитанности (средний) характеризуется устойчивым положительным поведением, некоторым нарушением целостности личностной характеристики, невысокой потребностью в коммуникативной деятельности, наличием отдельных коммуникативных навыков.
Третий уровень (низкий) характеризуется неустойчивым поведением, наличием срывов, поведение регулируется не внутренними потребностями, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими стимулами и побудителями, имеет место нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.
Заключительный четвертый уровень (неудовлетворительный) характеризуется нравственной невоспитанностью школьника, проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации и несформированности целостной личностной характеристики; имеется деформация функциональной структуры личности; отсутствует психологическая установка на общение и взаимодействие.
Анализ показал, что качества личности выступают в человеке на первый план, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осознает свое место в обществе. То есть под социальным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Обобщая обзор научной литературы по проблеме социального развития и социального воспитания в становлении личного социального здоровья, определим, что социальное здоровье личности является одной из сторон общего здоровья; социальное здоровье школьника - это результати-рующий компонент педагогической деятельности. Характеризуется социальными нравственными нормами, степенью их принятия ребенком; социальное здоровье - социально-педагогическая категория, поскольку на нее оказывают влияние особенности процессов социальной адаптации, социализации, социального развития, социального воспитания; социальное здоровье школьника зависит:
1) от качества процессов социальной и социально-психологической адаптации личности, имеющие свои возрастные и индивидуальные особенности на разных этапах социального развития человека в период детства;
2) от характера социализации в средовых микрофакторах (семье, детских образовательных учреждениях);
3) от усилий и активности самого человека в достижении личных целей, осознания своего смысла жизни, формирования собственной жизненной позиции, преодолении трудных жизненных ситуаций, помогающей позиции, конструктивном преобразовании и совершенствовании окружающей среды (социальной, биогенной, абиогенной); социальное здоровье школьника зависит от особенностей антропогенеза (онтогенеза и филогенеза), культурогенеза, исторического этапа развития человечества, от правильного соблюдения педагогических принципов при-родосообразности, культуросообразности, самодеятельности.
Главным фактором формирования и развития социально здоровой личности является культура данного общества. Социокультурная динамика личности проявляется в двух отношениях: во внешнем плане она находит свое выражение в виде механизмов социализации (экстрасоциаль-ный подход), а во внутреннем плане - выступает в виде свободного выбора и реализации той или иной формы социальной активности - интросо-циальный подход.
Таким образом, социально-приемлемое и социально-неприемлемое становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, зависит, в том числе, от характера процесса социального воспитания.
Библиографический список
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Academia, 2004. - 439 с.
2. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Воспитание школьников. - 2006. - N° 1. - С. 33-36.
270
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18