Научная статья на тему 'Социальное воспитание в процессе формирования социального здоровья личности ребенка'

Социальное воспитание в процессе формирования социального здоровья личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1031
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАННОСТЬ / SOCIAL UPBRINGING / HEALTH / UPBROUGHTNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приступа Елена Николаевна

Автор размышляет о становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, которое зависит от характера процесса социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social upbringing in childs personality social health formation process

The author reflects on childs individual social health formation as part of health in whole; that depends on social upbringing process character.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание в процессе формирования социального здоровья личности ребенка»

Библиографический список

1. Etzioni А. The Parenting Deficit. - Demos, UK, 1993.

2. Personal, social, health and economic (PSHE) education is a planned programmer of learning opportunities and experiences that help children and

young people grow and develop as individuals and as members of families and of social and economic communities. www.pshe-association.org.uk

3. Values Education and Quality Teaching. The Double Helix Effect. - Springer, 2009. - C. 34.

УДК 37.013

Приступа Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор Московский гуманитарный педагогический институт

[email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Автор размышляет о становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, которое зависит от характера процесса социального воспитания.

Ключевые слова: социальное воспитание, здоровье, воспитанность.

щ щ еленаправленная социализация лично-

I I сти ребенка происходит в педагогичес-Д 1 ки организованной среде и теснейшим обраЗом связана с социальным воспитанием, которое, в свою очередь, является ведущим фактором социального развития, влияющим на процесс формирования социального здоровья личности ребенка.

Воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Эти структуры направлены, в том числе, на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.

Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Задачами социального воспитания являются, по мнению Ю.В. Васильковой:

1) индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка; 2) организация защиты прав на достойную жизнь в обществе; 3) помощь в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни; 4) организация охраны здоровья ребенка, а также его соци-

альную, физическую, познавательную и творческую деятельность [1, с. 54-55].

Основными принципами социального воспитания, сформулированными Ю.В. Васильковой, являются: 1) принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии); 2) принцип народности (учет национальной культуры, традиций и родного языка); 3) принцип гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации); 4) принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Исследования Е. Павличенко доказательно показали, что в процессе психолого-педагогичес-кого сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать, на каком уровне воспитанности находится ребенок. Так, автор формулирует следующие характеристики уровней воспитанности [2].

Первый уровень (высокий) характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве: целостностью личностной характеристики, наличием устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявлением активной общественной позиции и устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличие коммуникативных навыков.

© Приступа Е.Н., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

269

Второй уровень воспитанности (средний) характеризуется устойчивым положительным поведением, некоторым нарушением целостности личностной характеристики, невысокой потребностью в коммуникативной деятельности, наличием отдельных коммуникативных навыков.

Третий уровень (низкий) характеризуется неустойчивым поведением, наличием срывов, поведение регулируется не внутренними потребностями, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими стимулами и побудителями, имеет место нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.

Заключительный четвертый уровень (неудовлетворительный) характеризуется нравственной невоспитанностью школьника, проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации и несформированности целостной личностной характеристики; имеется деформация функциональной структуры личности; отсутствует психологическая установка на общение и взаимодействие.

Анализ показал, что качества личности выступают в человеке на первый план, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осознает свое место в обществе. То есть под социальным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Обобщая обзор научной литературы по проблеме социального развития и социального воспитания в становлении личного социального здоровья, определим, что социальное здоровье личности является одной из сторон общего здоровья; социальное здоровье школьника - это результати-рующий компонент педагогической деятельности. Характеризуется социальными нравственными нормами, степенью их принятия ребенком; социальное здоровье - социально-педагогическая категория, поскольку на нее оказывают влияние особенности процессов социальной адаптации, социализации, социального развития, социального воспитания; социальное здоровье школьника зависит:

1) от качества процессов социальной и социально-психологической адаптации личности, имеющие свои возрастные и индивидуальные особенности на разных этапах социального развития человека в период детства;

2) от характера социализации в средовых микрофакторах (семье, детских образовательных учреждениях);

3) от усилий и активности самого человека в достижении личных целей, осознания своего смысла жизни, формирования собственной жизненной позиции, преодолении трудных жизненных ситуаций, помогающей позиции, конструктивном преобразовании и совершенствовании окружающей среды (социальной, биогенной, абиогенной); социальное здоровье школьника зависит от особенностей антропогенеза (онтогенеза и филогенеза), культурогенеза, исторического этапа развития человечества, от правильного соблюдения педагогических принципов при-родосообразности, культуросообразности, самодеятельности.

Главным фактором формирования и развития социально здоровой личности является культура данного общества. Социокультурная динамика личности проявляется в двух отношениях: во внешнем плане она находит свое выражение в виде механизмов социализации (экстрасоциаль-ный подход), а во внутреннем плане - выступает в виде свободного выбора и реализации той или иной формы социальной активности - интросо-циальный подход.

Таким образом, социально-приемлемое и социально-неприемлемое становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, зависит, в том числе, от характера процесса социального воспитания.

Библиографический список

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Academia, 2004. - 439 с.

2. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Воспитание школьников. - 2006. - N° 1. - С. 33-36.

270

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.