Л.В. Мардахаев
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО СУБЪЕКТНОСТЬ
Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, субъектность воспитания, неформальное воспитание, формальное воспитание, совоспитание.
Аннотация. В статье раскрывается существо социального воспитания, а также субъектность в его реализации. Выделены и охарактеризованы виды воспитания: неформальное, формальное, внеформальное, событийное, целенаправленное, совоспитание, а также реакция воспитанника на воспитательное воздействие (самовоспитание, самосовершенствование). Охарактеризована субъектность каждого вида воспитания и необходимость учета совокупного характера субъектности в целенаправленности в воспитательном влиянии на несовершеннолетнего. Раскрывается понимание существа адекватности и неадекватности реакции воспитанника на воспитательное воздействие, определяющее направленность и действенность самовоспитания и самосовершенствования.
Существует несколько подходов к пониманию существа социального воспитания. В 2010 году по инициативе А.В. Мудрика проведена дискуссия о понимании существа социального воспитания на страницах журнала «Вопросы воспитания» [1]. Систематизация материалов дискуссии и других источников позволила констатировать, что сущность социального воспитания заключается в целенаправленной деятельности, направленной на формирование личности человека, подготовки его к наиболее полной самореализации в общественной и культурной жизни в соответствии со сложившимися в ней социокультурными нормативными моделями поведения.
Социальность в воспитании определяет, с одной стороны, его обусловленность по отношению к чему, к какой социальной среде, социальной роли оно осуществляется, а с другой - с позиции того, кто выступает его субъектом, какие цели и способы их достижения он ставит.
Различными исследователями выделялись идеи социального воспитания, которые определили следующие направления:
- гражданское воспитание - воспитание гражданина, патриота своей страны;
- общественное воспитание - воспитание социально-активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности;
- нормативное воспитание - официально (государственно) обусловленное воспитание;
- формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством, стремящимся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество;
- социокультурное воспитание, обусловленное своеобразием учреждения, его социокультурной средой;
- социокультурное воспитание в семье по социальному идеалу, модели;
- типовое социальное воспитание человека с особыми нуждами в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности;
- антисоциальное воспитание как следствие упущений и недостатков, а также доминирующего влияния каких-либо негативных факторов воспитательного воздействия на ребенка;
- диссоциальное воспитание (лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) - формирование антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных - политических и квазикультовых) организаций (сообществ);
- исправление (перевоспитание) последствий негативного социального (диссоциального) воспитания человека;
- навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран (культурная, идеологическая или религиозная экспансия), имеющее место в деятельности различных стран.
пробA€мы современной психологии и пепйгогики
- профессионально-ориентированное воспитание, обусловленное профессиональным назначением выпускника и реализуемое в процессе его подготовки в вузе, колледже. [9, 34-44]
Осмысление существа социального воспитания позволяет утверждать также, что оно представляет исключительно сложное явление, сопровождающее растущего человека с самого рождения. Как подчеркивал С.А. Калабалин (1903 - 1972), воспитанник А.С. Макаренко (1888 - 1039): «Воспитание, воспитание и еще раз воспитание, невоспитания в природе не существует... Воспитание есть всегда, но оно может быть положительное, хорошее, добропорядочное, но может быть и плохое, отрицательное». [2, 189]
Систематизации материалов различных литературных источников и данных своего исследования позволяет выделить в воспитании: неформальное, формальное, внеформальное, со-бытийное, целенаправленное, совоспитание, а также реакцию воспитанника на воспитательное воздействие (самовоспитание, самосовершенствование). Каждый аспект определяется своей субъектностью, а их единство и определяет то своеобразие воспитательного воздействия на конкретного воспитанника, которое характерно для становления его воспитанности. Данный факт диктует необходимость раскрытия существа каждого компонента воспитательного воздействия.
Неформальное - это естественное воспитание, растущего человека, обусловленное повседневным образом его жизни. Образ жизни - это устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и деятельности, определяющие стиль жизни. Проявляется стиль жизни в манерах повседневного поведения, организации рабочего и свободного времени, ценностных предпочтениях, вкусах и прочем индивида, с учетом возраста и статуса в среде жизнедеятельности. Каков образ жизни человека, таков и он. [7]
Начинается неформальное воспитание, когда ребенок находится еще в утробе матери. От ее образа жизни во многом зависит, каким он родится, с какой предрасположенностью к самопроявлению и развитию.
Одним из теоретиков идеи естественного воспитания является французский философ и педагог Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Свою идею он связывал с неоспоримым, по его мнению, правилом: «В сердце человеческом нет исконной испорченности. В нем не находится ни одного порока, о котором нельзя было бы сказать, как и откуда он туда проник» [11, 94]. Из этого он делал вывод о том, что важнейшим средством формирования человека выступает: свобода, природная жизнь растущего человека, который должен учиться из опыта. Ж.-Ж. Руссо рекомендовал давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставлять им возможность больше действовать самим и меньше требовать от них. «Не налагайте на него никаких наказаний, писал он, - ибо он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить» [11, 94].
Учение Ж.-Ж. Руссо стало основой теории свободного воспитания, которое зародилось в XVIII веке и получило развитие в Европе и США. Сущность его можно понять по высказыванию российского представителя свободного воспитания Л.Н. Толстого (1828 -1910). Он, в частности, писал: «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» [12, 448]. В основе идеи Льва Николаевича было создание наиболее благоприятной среды в семье, в которой родители представляют для своего ребенка пример и воспитывают его своим образом жизни. «Воспитание сводится к тому, - писал он, - чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны.
проба€мы современной психологии и педагогики
Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание» [12, 451].
Образ жизни складывается в семье, образовательной организации, неформальных образовательных организациях, улице, которые способствуют естественному усвоению детьми сложившихся в них ценностей, норм и правил, организованность, дисциплинированность, а также отношение к себе, родителям, педагогам, сверстникам, другим людям. Все это диктует необходимость создавать наиболее благоприятную среду не только в семье, но и в дошкольном и школьном учреждениях, колледже и вузе. Понимание важности среды в воспитании, позволило С.Т. Шацкому (1878 - 1934) выдвинуть идею ее педагогизации. Именно педагогизация среды позволяла ему обеспечивать качество воспитания несовершеннолетних. [14]
Особое место в воспитании, растущего человека принадлежит образу жизни, сложившемуся под влиянием улицы. Не случайно ее называют «мачехой ребенка» и «школой жизни». На улице ребенок может встретить много негатива, который сказывается на его воспитании. В то же время именно на улице он учится адаптироваться к среде, получает как позитивные, так и негативные «уроки жизни», которые усваивает, приобретает способность адаптироваться и реализовать себя. По существу, в ситуации, когда значительную часть времени ребенок находится на улице, то она становится для него своего рода «доминирующим воспитателем», формируя представителя «детей улицы». Такое влияние улицы на несовершеннолетних обусловлено, с одной стороны, ее доступностью и привлекательностью для них, а с другой, - теми ее факторами, под воздействием которых находится и реализует себя конкретный ребенок. При этом влияние на ребенка улицы во многом определяется его возрастом, особенностями, действенностью ее факторов и временем нахождения на улице.
Формальное воспитание - это организованная воспитательная деятельность в учреждениях образования (дошкольного, школьного, дополнительного, а также профессионального. Оно предусматривает не только формирование, но и при необходимости коррекцию, исправление и перевоспитание конкретного воспитанника. Такое воспитание обусловлено функциональными обязанностями субъекта (воспитателя, родителя) или потребностями педагога в воспитании несовершеннолетних (воспитанника) в условиях образовательной организации. В основе его лежит понимание назначения воспитательно-развивающего (учебно-воспитательного) процесса в обеспечении становления личности несовершеннолетнего и его воспитанности. В этот период обучение определяет становление мировоззрения человека, того, что лежит в основе его нравственной, политической, экономической, правовой и иной культуры, а личность, обеспечивающая обучение, придает своеобразие его воспитанности. Как подчеркивал К.Д. Ушинский: «Учение есть могущественнейший орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действительнейшее средство иметь влияние на воспитанников» [13, 191]. На это обращал внимание и Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [12, 451].
В формальном воспитании следует особо выделить место и роль субъекта того, кто в конкретной ситуации непосредственно и/или опосредовано осуществляет воспитательную деятельность по отношению к несовершеннолетнему (несовершеннолетним), кто выступает примером для него (них). «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, - подчеркивал К.Д. Ушинский. - Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Причины такого нравственного магнетизирования скрываются глубоко в природе человека [13, 191].
проба€мы современной психологии и пепйгогики
Данный факт свидетельствует о том, что идея, которая была доминирующей в 90-е годы ХХ - начале XXI века о том, что школа отвечает за обучение, а семья - за воспитание, изначально была сформулирована с нарушением природы воспитания. Как вообще может быть так, что значительная часть времени ребенок находится в школе, а за его воспитание отвечает не она, а семья. При этом родители видят своего ребенка какое-то время с его пробуждения и какое-то время перед сном. Никто с родителей ответственности за воспитание своего ребенка снять не может. Исключительно важно понимать, что тот, кто занимается с несовершеннолетними, молодежью, занимаясь обучением, коррекционной, социально-педагогической работой не может снять с себя ответственность за воспитание (воспитательное влияние) на них, так как их влияние велико.
Внеформальное - организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, существенно сказывающейся на несовершеннолетних с определенными воспитательными целями. Такое воспитание, как правило, складывается в формальных и неформальных молодежных объединениях, например, скаутинг, пионерская организация по отношению к тем, кто входит в эти организации, и другие.
Молодежное объединение - это общественное формирование, в котором самостоятельно и добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их интересы и социальные потребности. В нем складываются определенные ценности, нормы и правила, принятые в организации, а также традиции, которые выполняют регламентирующие и воспитательные функции.
Каждое детско-юношеское объединение отличается своим образом жизни, субкультурой, содержанием, формами, методами работы и ориентированы на определенную возрастную аудиторию, особенности, интересы и потребности его участников. Входя в то или иное объединение сверстников, подросток довольно быстро принимает систему ее норм, правил и ценностей. Время и активность самореализации несовершеннолетнего в объединении определяют воспитательное влияние на него. Оно наиболее существенно сказывается на детях школьного и юношеского возраста.
Со-бытийное воспитание (воспитательное воздействие). Жизнедеятельность несовершеннолетних сопровождается различного рода событиями (ситуациями). По существу процесс жизнедеятельности (бытия) растущего человека представляет собой последовательность, сложившихся (складывающихся) ситуаций, каждая из которых оставляет определенный след на его воспитании. «Со-бытийность» (термин предложенный В.И. Слободчиковым) в воспитании - событие, оказавшее существенное влияние на процесс воспитания растущего человека. [8] Она может носить формальный и неформальный характер, выполнять конструктивную или деструктивную функции. Среди них следует выделить:
а) со-бытийные встречи:
- случайные встречи с людьми, ставшими значимыми в жизни воспитанника (неформальная событийность). Особые роли при таких встречах принадлежат родителю, педагогу образовательной организации, педагогу дополнительного образования, тренеру, и пр.). От личности того, с кем встретился несовершеннолетний, зависит, кто на него окажет значимое влияние;
- специально организованные встречи со значимыми людьми (например, родитель ведет ребенка в определенный детский сад, к конкретному педагогу, группу, к конкретному тренеру, руководителю дополнительного образования и пр.), ориентируясь на то, что это и будет для него событийной встречей (формальная со-бытийность);
б) со-бытийная среда воспитания:
- стечение обстоятельств, под воздействием которых ребенок может оказаться в воспитательной среде (неформальная событийность). Такая среда может быть и конструктивной, здоровой, а может быть и дестурктивной;
проба€мы современной психологии и пепйгогики
- создание здоровой и благоприятной среды воспитания в семье, специально организованная детская воспитательная среда (сплоченный коллектив) по педагогизации социокультурной среды воспитания (формальная со-бытийность). Создание формальной со-бытийности в условиях детского сада - это искусство педагога, создавать наиболее благоприятную воспитательно-развивающую среду для детей. Важное место в создании формальной со-бытийности принадлежит родителям по созданию здоровой и благоприятной среды воспитания в семье;
в) со-бытийная детско-взрослая общность:
- стихийно созданная детско-взрослая общность под воздействием процессов, происходящих в социуме, в которую входит ребенок (неформальная событийность);
- специально созданная детско-взрослая общность под воздействием целенаправленной созидательной деятельности (педагога, воспитателя, родителя) (формальная со-бытийность). Благодаря деятельности субъектов воспитания по созданию и поддержанию здоровой общности, способствующая наиболее полному проявлению каждого, кто создает подобную общность;
г) субъектно-созидательная со-бытийность, обусловленная проявлением воспитанников:
- неординарность проявление воспитанника, характерная как в дошкольный, так и в подростковый период неформальная событийность). Эта неординарность не редко создает негативную ситуацию в воспитании;
- специально организованное проявление воспитанника воспитателем в ситуации воспитания (формальная со-бытийность). Подобная со-бытийность обусловлена деятельностью субъекта, который способен оценивать ситуацию и уметь превращать ее в специально созданную (формальную) со-бытийность в воспитании. Как учил А.С. Макаренко, на каждое проявление воспитанника, воспитатель должен уметь найти адекватное воздействие в интересах воспитания. В этом случае, складывающаяся ситуация становится позитивно воспитывающей, а воспитательная деятельность - формально событийной.
Целенаправленное воспитание - это деятельность субъекта воспитания, направленная на обеспечение достижения ближайшей и/или дальней цели. Оно имеет место, когда необходимо сформировать у растущего человека что-либо (привычку к чему-либо, ценностные ориентиры и пр.), изменить интересы воспитанника, исправить или перевоспитать в нем что-либо и так далее. Действенность целенаправленного воспитания во многом определяется субъектом воспитания, принимающим на себя ответственность за свои действия, его пониманием, что и как он хочет воспитать. Целенаправленность в воспитании реализуется через непосредственное или опосредованное влияние и может носить системный, периодический или несистемный характер.
Воспитатели по своему усмотрению целенаправленно стараются что-то сформировать, скорректировать, исправить в своем воспитаннике. Как писал российский педагог А.Н. Острогорский (1841 - 1917 гг.): «По общему представлению воспитание и сводится к борьбе с натурой ребенка. Зол он - надо искоренять в нем злые наклонности; неряха он, беспорядочен - надо приучать его к опрятности и порядку; лжив он - надо наказывать за каждую ложь. Ради этого перевоспитания дурной натуры в хорошую стараются внести в сознание ребенка разные сдерживающие натуру мотивы: страха, стыда, боли и прочего. Понятно, что родителям ввиду такой задачи приходится прибегать к разным искусственным мерам, изобретать средства для воздействия на ребенка.» [10, с. 178].
Особая роль, как субъекта целенаправленного воспитания, принадлежит родителю и педагогу. Успешность его в обеспечении целенаправленности воспитательной деятельности во многом определяется им самим, его способностью реализовать свою подготовленность к воспитанию по отношению к воспитаннику, с учетом его своеобразия, а также умением учитывать особенности воспитательной среды и реакции воспитанника на воспитательную деятельность.
проба€мы современной психологии и пепйгогики
Целенаправленную воспитательную деятельность субъекта следует рассматривать как систему (системность в воспитательной деятельности). В противном случае она будет носить ситуативный характер, и зависеть преимущественно от неформального воспитания. С.А. Калабалин обращал внимание педагогов на то, что каждый день их связывает с воспитанниками десятками тончайших связей. «Их, эти связи-нити, надо все время держать в руках. Выпустишь на день-два - потом на их восстановление потребуется месяц и больше» [2]. Это относиться и к родителю в воспитании своего ребенка, для которого системность выступает важнейшим условием успешности в его целенаправленной воспитательной деятельности.
Реализация целенаправленности в воспитательной деятельность субъекта может носить непосредственный и опосредованный характер. Целенаправленность воспитательной деятельности (воспитания) субъекта по отношению к воспитаннику, как справедливо подчеркивал А.С. Калабалин, «есть искусство, дело живое и творческое» [3]. Она представляет собой определенную систему воспитательных действий, а также образ жизни родителя, воспитателя, как пример для подражания воспитанником (воспитанниками). При этом ему важно знать, что он хочет воспитать и как это обеспечить на практике, учитывая складывающиеся ситуации в воспитании. Такая деятельность в семье начинается с рождения ребенка через уход, удовлетворение его естественных потребностей, реакцию на проявление ребенка и прочего.
Особое искусство субъекта воспитания в обеспечении опосредованного воспитательного воздействия на воспитанника. Во многом оно имеет место тогда, когда субъект воспитания создает среду жизнедеятельности, через которую обеспечивается воспитательное влияние. Такая среда сопровождается характерным образом жизни, инициирующим соответствующее поведение, в том числе и воспитанника, отношения к своему поведению, к выполнению различных видов деятельности и ее результативности и прочего. Опосредованное влияние может осуществляется субъектом через других лиц, действия которых в конкретной ситуации оказываются более действенными.
Воспитательная деятельность субъекта представляет собой воздействие на сознание воспитанника, мотивирование его проявления, поддержку в чем-либо, регламентацию определенных действий, контроль деятельности в различных ситуациях, стимулирование проявления в определенной деятельности, поведении и прочем. Одновременно всякая воспитательная деятельность субъекта сопровождается его личным примером, которым он, как правило, либо подкрепляет ее действенность, либо демонстрирует необязательность, способствуя воспитанию у воспитанника лицемерия. «Каждый педагог, - подчеркивал С.А. Калабалин, - хочет он того или нет, воспитывает по образу своему и подобию, а, значит прежде всего сам должен являться примером настоящего человека» [2, 151].
Изложенное позволяет утверждать, что с позиции субъекта (родителя, педагога, воспитателя) целенаправленность в воспитании представляют собой его способность чувствовать, понимать, и наиболее полно, педагогически целесообразно реализовать сложившуюся или складывающуюся ситуацию в интересах целей, которые он ставит в воспитании отдельных воспитанников и коллектива в целом. Такая способность характерна для мастеров педагогического дела и дается она не каждому, а только тем, кто склонен к импровизации с учетом складывающейся обстановки, и стремиться овладеть этим искусством, повседневно накапливая опыт. Практика убедительно доказывает, что подобному мастерству педагога научить нельзя, им можно только овладеть, если педагог, воспитатель имеет к этому соответствующую предрасположенность.
Совоспитание - это то, что целенаправленно или нецеленаправленно сопровождает воспитание конкретного ребенка (группу), оказывая на него (нее) существенное влияние. Такое воспитательное воздействие может оказывать музыка, телевидение (совоспитатель), интернет, гаджеты и пр. В качестве совоспитателя могут
проба€мы современной психологии и пепйгогики
выступать отдельные лица в семье (например, бабушка, стремящаяся доминировать в своем воспитательном воздействии), разведенные родители, значимые взрослые и прочие.
Главным в совоспитании выступает субъект (совоспитатель). От него зависит, направленность и действенность воспитания конкретного ребенка. Характерно, что совоспитатель может быть явным, что позволяет определить направленность и действенность его воспитательного воздействия. Однако его место и роль может носить не явный характер, что затрудняет определить субъектность и его действенности. В некоторых ситуациях совоспитателями могут выступать несколько субъектов, результат действенности их влияния выявить особенно сложно.
В зависимости от субъекта совоспитания возникает необходимость знать, кто это, направленность и действенность участия его в воспитании и, с учетом их влияния, принимать меры. Таковыми могут быть поддержка совоспитателя, когда он выполняет позитивную функцию и старается совместно обеспечить воспитательное влияние. И наоборот, при негативном влиянии делать все, привлекая другие возможности воспитательного воздействия для снижения негативного воспитательного влияния, максимального ограничения такового и принятия мер (комплекса мер) для противодействия влиянию совоспитателя.
Изложенное свидетельствует о том, что в процессе воспитания несовершеннолетнего родителю, педагогу необходимо знать, кто выступает субъектом его воспитания и чье влияние на него носить доминирующий характер. Это позволит определить направленность и интенсивность его влияния для определения своей позиции - соучастника или субъекта целенаправленного воспитательного влияния.
Реакция воспитанника на воспитательное воздействие. Всякое воздействие вызывает определенную реакцию воспитанника, которая может носить адекватное или неадекватное проявления. Адекватное (от лат. adaequatus - приравненный, равный) -соответствующее ситуации проявление личности в поведении, деятельности, умение контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах. Неадекватное -несоответствие реакции индивида ситуации, которые ее вызывают. Это несоответствие относится как к проявлению в поведении, так и в интенсивности, длительности и качеству деятельности. Именно по проявлению воспитанников можно судить о действенности воспитательного воздействия на него. Неадекватность проявления воспитанника (воспитанников) - свидетельство о недостаточной действенности воспитательного воздействия субъекта, которое находит свое проявление в воспитательной среде.
Особое значение в воспитании имеет адекватность реакций воспитанника (обучаемого) на воспитательное воздействие. «Человек не рождается личностью, -подчеркивал С.А. Калабалин, - а становится ею, путем целесообразного, продуманного воспитания. Оно достигает цели, если приводит в движение самих воспитуемых, вызывает у них интересы, возбуждает потребности» [2]. Таким движением выступает устремление воспитанника в самосовершенствовании, его способность ставить социально-значимые цели, определять способы их достижения и умение их достигать.
Следует подчеркнуть, что сформировавшееся педагогическое мастерство субъекта, искусство его воспитательной деятельности носит исключительно личностный характер, повторить, скопировать которое невозможно. В одном из интервью известный иллюзионист Амаяк Акопян привел слова своего отца Арутюна Акопяна: «Если просто заниматься копированием трюков, то за копией не будет личности. Повторить трюк можно, но повторить личность нельзя». В воспитании точно также педагогическое мастерство, искусство воспитательной деятельности отделить от личности педагога невозможно. Данный факт диктует необходимость родителю, педагогу формировать свое личностное педагогическое мастерство. Это реализуется, если родитель учится видеть проявления своего ребенка, мгновенно его оценивать и адекватно реагировать на него, прогнозируя последствия для воспитания. При этом обязательно анализировать воспитательную
пробA€мы современной психологии и пепвгогики
действенность своей реакции, и таким образом учиться искусству адекватного воспитательного влияния на своего ребенка.
По отношению к педагогу как субъекту воспитания, требуется, с одной стороны, отбирать тех, кто любит детей, имеет предрасположенность к воспитательной деятельности, а с другой, - способствовать развитию их искусства в воспитании различных категорий детей и молодежи с учетом профессионального назначения. Это способствует становлению его индивидуально выраженного мастерства.
Изложенное позволяет представить существо субъектности в социальном воспитании несовершеннолетнего во всем его многообразии. Понимание его существа позволяет учитывать сложность и понимать исключительную роль субъекта воспитания в решении целей социального воспитания. Таково понимание сущности и содержания социального воспитания. Его раскрытие позволяет выделять организацию и специфику воспитания каждого человека (в зависимости от ситуации, в которой он оказался), прогнозировать его перспективы. Одновременно оно помогает осмыслить специфику субъектности в воспитании несовершеннолетних.
1. Вопросы воспитания. - 2010. - № 4(5).
2. Калабалин, С.А. Педагогические размышления : сб. [Текст] / С.А. Калабалин; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. - Москва : Юстиция, 2017. - 532 с.
3. Калабалин, А.С. Педагогические размышления : сб. - Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / А.С. Калабалин; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. - Москва : Группа МДВ, 2017. - 546 с.
4. Калабалина, Г.К. Педагогические размышления : сб. - Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / Г.К. Калабалина; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. - Москва : Группа МДВ, 2018. - 546 с.
5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова и др. -Москва: «Педагногика», 1982. Т.1. - 656 с. Т.2. - 576 с.
6. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. [Текст] / А.С. Макаренко - Москва: «Педагогика»,
1983-1986.
7. Мардахаев, Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ : Электр. науч. журнал. - 2018. - № 3 (16) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://ma123.ш/ш/joumal/цитисэ-№-316-2018/ (Дата обращения 12.5.2018).
8. Мардахаев, Л.В. Со-бытийность и его влияние на воспитание, растущего человека / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. - 2018. - № 4 (17) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// та123.ги/ш^оита1/цитисэ-№-417-2018/ (Дата обращения 12.5.2018).
9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: социальное воспитание : учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов [Текст] / Л. В. Мардахаев. - Москва - Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 403 с.
10. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение [Текст] / А.Н. Острогорский // Мудрость великих педагогов. - Москва : Абрис, 2018. - С.324-367.
11. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. - Т. 1 [Текст] / Ж.-Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - Москва : Педагогика, 1981. - 656 с.
12. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой; сост. Н.В. Вейкшан. - Москва : Педагогика, 1989. - 542 с.
13. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения : В 6-ти т. - Т. 1 [Текст] / сост. С.Ф. Егоров. - Москва: Педагогика, 1988. - 414 с.
14. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. [Текст] / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - Москва : Педагогика, 1980. Т.1. - 304 с. Т.2. - 416 с.