УДК 373.2
Трацевская Анастасия Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье обсуждается взаимосвязь воспитательного процесса и профессионального мастерства педагога-воспитателя. Рассматриваются основные составляющие мастерства, дается оценка их состояния, в том числе и на основании результатов опросов. Принципиальное значение в структуре профессионального мастерства, с точки зрения автора, являются: формирование у педагогов осознания профессиональной значимости своего труда, педагогических убеждений, потребности в самовоспитании, изучении и познании ученика, развитии интеллектуальной культуры, навыков технологии воспитания и педагогической этики.
Ключевые слова: воспитание, педагог-воспитатель, отношение к профессии, педагогическое мастерство, позиция учителя.
В практике реформирование воспитательной работы часто видят в поисках оптимального содержания, новых технологий, совершенствовании управления педагогическим процессом. Бесспорно, все это имеет прямое отношение к повышению воспитательной функции школы, но не в первую очередь. На первое место необходимо поставить личность педагога. Ведь сами по себе все элементы воспитательного процесса не влияют на развитие личности. Они выступают лишь в качестве средства в руках высокопрофессионального специалиста. Успех педагога определяется тем, как он владеет этими средствами. Профессиональное мастерство педагога-воспитателя - основное условие преобразования воспитательного процесса. К сожалению, на эту проблему в педагогических коллективах обращают внимание крайне редко.
Анализ протоколов педагогических советов, тематики заседаний методических объединений показывает следующую картину. На первый план выходят вопросы, связанные с организационными делами, на второй - разные методики, на третий -содержание воспитания. И только на пятом месте стоят вопросы профессионального мастерства воспитателя. Последние занимают от 5 до 10% от общего числа рассматриваемых вопросов в течение года. Думается, что это приводит к понижению профессионального мастерства воспитателей, к потребительскому отношению к науке, методическим разработкам. Такой вывод подтверждается воспоминаниями студентов о своих школьных годах и педагогами-практиками - участниками курсов повышения квалификации. Отвечая на вопрос «В чем Вы видите пути совершенствования воспитания учащихся?», они в первую очередь называют улучшение материальной базы, совершенствование руководства, указывают на отсутствие помощи родителей, администрации школы и т. д. И только незначительная часть говорит о своем профессиональном мастерстве, берет отдельные нерешенные проблемы под свою ответственность. А некоторые даже утверждают, что учитель не должен за-
ниматься воспитанием. К сожалению, количество таких ответов с каждым годом увеличивается. Данную позицию часто занимают и те педагоги, которые по своим служебным обязанностям должны профессионально заниматься воспитанием. Имеются в виду воспитатели, классные руководители, педагоги-организаторы, школьные психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.
Воспитатель, кем бы он ни был, - учитель-предметник, руководитель кружка, клуба, работник внешкольного учреждения - должен выполнять две задачи. Первая - знать все возможные влияния окружающей среды на ребенка, вторая - определить свои возможности, свои функции, исходя из особенностей того социального института, который он представляет. Тем более эти задачи должны решать профессионалы - учителя, воспитатели, классные руководители. Поэтому ниже мы поведем разговор о проблемах и качествах личности, которые в одинаковой степени должны иметь все работники школы - от директора до обслуживающего персонала. Не претендуя на всесторонность рассмотрения этой проблемы, хочется остановиться лишь на отдельных положениях, которые, на наш взгляд, имеют принципиальное значение. Среди них - формирование у педагогов осознания профессиональной значимости своего труда, педагогических убеждений, потребности в самовоспитании, изучении и познании ученика, развитии интеллектуальной культуры, навыков технологии воспитания и педагогической этики.
Что касается степени осознания профессиональной значимости своего труда, то у части педагогов она заниженная. В ответах на вопрос: «Довольны ли Вы своей профессией воспитателя?» - из тридцати отвечающих только 2-3 отвечают утвердительно («да»), «не совсем» - 5-10 человек, остальные отмечают, что они не довольны своей профессией. В последние годы количество отрицательных ответов увеличилось примерно вдвое. Размытость идеалов, отсутствие определенности в теории воспитания и образования, вседоз-
© Трацевская А.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
13
воленность в массовых средствах информации, экономическая нестабильность поколебали у педагогов интерес к профессии воспитателя.
Отрицательное отношение педагогов к профессии воспитателя дает негативные результаты в практике воспитания. Во-первых, педагоги, негативно относящиеся к своей профессии, негативно относятся к воспитанникам. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» знаменитый психолог Р. Бернс отмечает, что педагоги, позитивно воспринимающие себя, стремятся в своей работе к максимальной гибкости, способны к пониманию потребностей учащихся, умеют придать личностную окраску своей деятельности, владеют стилем легкого, неформального общения с учащимися, способствуют формированию у ребят уверенности в себе, вносят в коллектив жизнерадостность [2]. Таким образом, положительное отношение к самому себе, своей профессиональной деятельности способствует формированию в коллективе необходимой воспитательной атмосферы.
К сожалению, педагогические учебные заведения, институты повышения квалификации, методические объединения, средства массовой информации слабо ведут работу по формированию у педагогов-воспитателей профессиональной значимости их работы. Не ведется эта работа и среди учащихся. Мы много говорим о профессиональной ориентации, но мало делаем. Наши учащиеся знают биографии знаменитых людей, героев, но не знают мысли, убеждения, устремления своих учителей. Отсутствие должной работы по осознанию профессиональной значимости деятельности воспитателя привело к другой проблеме. Проблема эта - низкая профессиональная устойчивость воспитателей. Общеизвестно, что заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги-организаторы по месту жительства меняются по сравнению с другими педагогическими кадрами наиболее часто. Да и классные руководители по возможности стараются уйти от этих обязанностей. Здесь проблема не только в сменяемости. Она влечет за собой более сложные явления, чем мы предполагаем. Дело в том, что цель современных учебных заведений (школ, гимназий, лицеев) - развитие у своих питомцев дарований, склонностей, способностей - носит долгосрочный характер и рассчитана не на один год. Достижение этой цели требует стабильности, взаимодействия и сотрудничества всех субъектов воспитательного процесса. Текучесть педагогических кадров, как правило, приводит к фрагментарности, беспорядочности и бессистемности в воспитательном процессе. В итоге это очень пагубно сказывается на воспитании детей. Чтобы избежать этого, должны быть программы закрепления педагогов-воспитателей на разных уровнях: республиканском, региональном, местном. Они должны включать адаптацию
воспитателя к месту и условиям работы, формирование положительного статуса в коллективе, совершенствование профессионально-квалификационных характеристик, поощрение и стимулирование инициативы и творческого подхода в профессиональной деятельности, удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, своевременную и грамотную оценку деятельности воспитателя дирекцией школы и управлениями образования и др.
Вслед за профессиональной значимостью, профессиональной стабильностью кадров следует обратить пристальное внимание на профессиональную убежденность педагогов-воспитателей. Мы много говорим о программах воспитания, методике воспитательного процесса, материальной базе для внеклассной и внешкольной работы. Все это важно и нужно. Но когда заходит разговор о педагогических убеждениях педагогов-воспитателей, мы часто отмалчиваемся. А ведь с убеждений начинают формироваться профессиональное мастерство воспитателя, его педагогическая позиция. Последняя - это совокупность отношений педагога-воспитателя к самому себе, ученику, педагогическому процессу в целом. Более того, убеждения формируются убеждениями. Не зря основатель русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский (1824-1870) утверждал, что главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Особенно это важно сейчас, когда пошатнулись педагогические идеалы. Вот мнения педагогов.
- В школе учитель учит одному, за стенами школы ученик видит другое.
- Мы не знаем, какие ценности сегодня ложные, а какие - истинные.
- Нет полного взаимопонимания между самими учителями, особенно между старшим и молодым поколениями.
- Наши идеалы добра и справедливости кажутся наивными на фоне погони за наживой и пропагандой образа жизни миллиардеров и детей высших чиновников.
- Мы выглядим смешными, проповедуя детям высокие нравственные идеалы. Они видят, что в жизни один негатив.
Эти высказывания можно продолжать. Но самое страшное, что в них отражена позиция учителя. Учитель, педагог-воспитатель потеряли убежденность в необходимости и полезности своей работы. Не потому ли сегодня учитель превратился лишь в транслятора знаний? Часто ищут работу репетитора. В то же время активизировали свою деятельность миссионеры, экстрасенсы, астрологи, хироманты. В свое время М.А. Булгаков писал, что когда люди ограблены, то они ищут спасения у потусторонней силы. В любой ситуации у педагогов-воспитателей не должно быть растерянности.
14
Вестник КГУ 2019
Дети, как барометры, улавливают мысли и настроение своих старших наставников. И, заметив в них слабость педагогической позиции, сразу начинают искать старшего с более устойчивыми взглядами. Анализируя и сравнивая позицию воспитателя и моральный климат в коллективе учащихся, мы пришли к выводу, что эти два фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В частности, в коллективах учащихся, которыми руководят воспитатели с неустойчивой или низкой педагогической позицией, преобладают негативные явления, такие как неудовлетворенность, холодность отношений, недоброжелательность, равнодушие, отсутствие взаимопонимания. И, наоборот, другая картина наблюдается в коллективе учащихся, где педагог имеет твердую положительную позицию. Среди детей и педагогов существуют согласие, удовлетворенность, теплота отношений, сотрудничество, взаимная поддержка, взаимопонимание, сочувствие. Соответственно атмосфере в коллективе складываются и отношения к воспитателю. И это понятно. Н.М. Амосов в своих записках «Мысли о жизни» заметил, что у людей есть потребность верить в идеалы и авторитеты. По его мнению, причина этого кроется в биологических корнях: слабый ищет защиты в прикосновении к сильному. А.С. Макаренко, а вслед за ним В.А. Караковский, отмечали, что школа должна влиять на окружающую среду, а не наоборот. К сожалению, сегодня окружающая среда в большей степени влияет на школу и, как правило, с негативной позиции. Это отмечают все педагоги. На наш вопрос «Что сегодня в большей степени оказывает негативное влияние на поведение учащихся?» -дали ответ 79 респондентов. 58% из них назвали улицу, 39% - Интернет и телевидение, 33% - дворовые детские компании, 23% - взрослые.
Заставляют задуматься ответы и на второй вопрос «Как Вы считаете, где Ваши воспитанники чаще всего проводят свободное время?», на который 79% респондентов ответили, что у компьютера и в дворовой компании, в учреждениях культуры и спорта - 7%, в клубах, кружках по месту жительства - 5%, в школьных объединениях - 2%, в детских и юношеских организациях - 1%. Как видим, дети уходят из организованных коллективов, соответственно открываются возможности влияния на них негативных факторов. Последние способствуют формированию отрицательных качеств. Педагоги отмечают, что за последние годы больше становится детей и подростков с негативными качествами. В частности, из числа опрошенных педагогов 62% отметили у своих воспитанников такие черты, как жестокость и грубость, 52% - эгоизм и жадность, 19% - алкоголизм, наркомания. Причин появления вышеуказанных негативных качеств много. Но это не дает нам основание перекладывать вину на других. Русский
писатель М.М. Пришвин (1873-1954) подчеркивал, что наставник должен знать, на что детей наставлять. Развивая свою мысль, Пришвин пишет, что наставлять надо на хорошее. Это педагог знает. А если «хорошее» меняется, то наставнику надо самому участвовать в изменении и вести детей за собой. Как правило, учителя, занимающие устойчивую педагогическую позицию, часто организуют свою работу по собственным, отличным от других методикам и придерживаются разных теоретических концепций. Это и есть авторские подходы к воспитанию.
Часто воспитателями работают люди, которые не верят в воспитание, или имеют о нем неправильное, искаженное представление, или занимают крайнюю позицию - так и не иначе. Бесспорно, все это определяет и характер деятельности педагога-воспитателя, его отношение к своей профессиональной работе. Судите сами по высказываниям педагогов.
- Школа должна учить, а не воспитывать.
- Человека перевоспитать невозможно. Что дано природой ребенку, то никакими педагогическими приемами не поправишь.
- Воспитанием должна заниматься только семья.
- Проведение воспитательной работы с учащимися - это трата времени.
- Я не признаю существования социального заказа на воспитание.
Наши «коллеги» занимают такую позицию в силу того, что забывают простые истины: воспитание включает образование; в формировании личности участвуют все социальные институты; воспитание есть во всех сферах, во всех профессиях системы «человек - человек». Большой гуманист, много сил отдавший делу воспитания, В. А. Сухом-линский подчеркивал, что быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем. По его мнению, без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом.
Но, как мы отмечали выше, есть педагоги, хотя их немного (от 5 до 10%) которые отрицают силу воспитания. В чем причина? Наш опыт работы со студентами и педагогами в системе повышения квалификации педагогических кадров убеждает, что среди них, как привило, молодые педагоги и педагоги с большим педагогическим стажем. Первые еще не определились в своей работе, у них низкая профессиональная устойчивость, некоторые из них желают переменить место и вид работы. У них отсутствует опыт воспитательной деятельности, самообразовательной работы. Молодые воспитатели в значительной степени настроены на организацию собственного досуга. В отличие от них педагоги с высокой профессиональной устойчивостью ориентированы на такие занятия в свободное время, которые непосредственно связаны
с профессиональной деятельностью. Но последние часто отстают от современных достижений в области теории и методики воспитания. Их социальный, жизненный опыт морально и профессионально устарел. А пополнить свои знания новыми они по разным причинам не смогли. Это привело к тому, что интенсивность встречаемых трудностей по мере роста стажа работы не только не уменьшается, но даже увеличивается. К этому следует добавить изменение за последнее время нравственных ценностей; отсутствие программ по воспитанию, сориентированность на исполнительскую деятельность, экономическую нестабильность, перегрузку учителя; выполнение педагогами несвойственных им функций; отсутствие квалифицированной методической помощи на местах. Последнее, на наш взгляд, имеет принципиальное значение. Те лица в школе, которые должны заниматься методической работой с педагогами-воспитателями, часто бывают слабо подготовлены по современным вопросам теории и методики воспитания. Воспитатель вынужден обращаться к своим коллегам. Последние оказывают помощь, исходя из своих представлений о том или ином вопросе. Наши наблюдения совпадают с выводами специально организованных в этом плане исследований. Так, В. Л. Васильченко, который изучал стабилизацию учительских кадров, на вопрос «Кто чаще всего оказывает Вам помощь в работе?» получил следующие ответы (учителя могли указать несколько вариантов): директор школы - 20,7%, завуч - 34,6%, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы - 8,9%, учителя-коллеги - 50,1%.
Общеизвестно, что учитель учит своих питомцев лишь до тех пор, пока учится сам. Эта простая истина мало когда звучит по отношению к педагогу-воспитателю. А зря. Можно с уверенностью сказать, что воспитатель воспитывает других до тех пор, пока занимается самовоспитанием. Самовоспитание - это фундамент профессионализма. К сожалению, в педагогических институтах этому уделяется недостаточно внимания. Учат всему: как определить содержание воспитания, подобрать соответствующие методики, организовать и спланировать воспитательную работу и т. д. Но в действительности воспитатель может передать ребенку лишь только то, что имеет или умеет сам.
В ряде загородных детских оздоровительных лагерей мы попросили ребят ответить на вопрос «Если бы ты был директором школы, что бы ты пытался изменить в поведении своих учителей?». Вот несколько ответов.
- Чтоб были справедливы в выставлении оценок и наказании за плохое поведение (Толя М., 10 лет).
- Я постарался бы, чтобы учителя были отзывчивы. Попросил позаниматься со мной учителя, а он ответил, что нет времени (Юра К., 11 лет).
- Потребовала бы, чтобы уважительно относились к ученикам. У нас многие учителя не отвечают на приветствия ребят (Катя С., 11 лет).
- Сказала бы учителям, чтобы не говорили, что из нас в жизни ничего не получится (Ира М., 10 лет).
Ребята высказали то, что у них наболело. В школах, которые представляли ребята, наверное, проводились разные мероприятия. Но все они могут оказаться нейтральными, если в процессе их проведения нет доброго отношения друг к другу. Сегодня мы проводим занятия в школах вежливости, разрабатываем уроки этики, но все нравственные нормы не столько должны провозглашаться на уроках и в школах, сколько утверждаться в повседневном отношении учеников и учителей. Кстати, в нашем социологическом опросе из 93 педагогов (классных руководителей) ответили, что испытывают затруднения в формировании в коллективе учащихся искренности 44%, отзывчивости 42%, справедливости 32%, уважительности 41%, оптимизма 51%.
Еще об одном свойстве воспитания. Процесс воспитания двухсторонний. Ученик воспитывается учителем, а учитель - учеником. Это должно быть известно ребенку. Воспитатель каждый раз должен поблагодарить своего воспитанника за хороший пример для подражания, поучительный поступок, доброжелательный совет и т. д. Именно такой подход является результатом воспитательного усилия педагога. Л.Н. Толстой любил подчеркивать, что он многому научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего -у своих учеников. То, что подметил великий писатель, впоследствии довольно подробно обосновали психологи. Так, Л.С. Выготский отмечал, что через других мы становимся самими собой. Происходит это благодаря тому, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет другим. Говоря иначе, человек становится для себя тем, чем он является для других.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что для воспитания важно не только то, что мы делаем, но и как. Взаимодействие, взаимотворчество, сотрудничество способствуют формированию как у учащихся, так и у учителей самоопределения, самоутверждения, самореализации и саморазвития.
Понимание профессиональной значимости своей работы, стабильность кадров, педагогическая убежденность и потребность заниматься самовоспитанием окажутся малоэффективными для деятельности педагога-воспитателя, если свою работу он не будет строить идя от ребенка. В традиционной педагогике мы идем к ребенку. Несем ему свое понимание мира, предъявляем к нему свои требования, проводим для него те или иные дела. Но занимаем мы правильную позицию лишь тогда, ког-
Вестник КГУ А 2019
16
да идем от ребенка. При этом надо не опуститься, а подняться до ребенка. Знать его возможности, склонности, дарования, способности. Эти мысли высказывали и участники нашего опроса.
- Нет знаний о психологии современного ученика и негде их получить (педагог сельской школы).
- Учитель забыл свое детство (студенты).
- Ребенок не может реализовать свои творческие способности в школе (родитель).
- Школа не готовит ребенка к жизни в обществе (общественник).
На протяжении всех лет обучения и повышения квалификации воспитателя учат не как изучить ребенка, а что с ним делать. Это тоже авторитарная педагогика. Гуманистическая педагогика идет от ученика. Не зря русский писатель, философ В.Ф. Одоевский (1803-1869) подчеркивал мысль: чтобы учить ребенка, надо быть самому и человеком, и младенцем. Эту же мысль, но шире высказывал Д.И. Писарев. По его мнению, для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Профессиональное познание каждого ученика - вот основная задача педагога-воспитателя. Именно познание ребенка определяет содержание и технологию воспитательной работы. К сожалению, как показывает наш социологический опрос, сегодня 67% педагогов из числа опрошенных не удается разнообразить воспитательную работу в соответствии с потребностями детей; 60% не владеют педагогической технологией диагностирования уровня воспитанности учащихся; 47% испытывают затруднения в оказании помощи учащимся в исправлении ими своих недостатков. Отсутствие вышеуказанных навыков приводит к тому, что в работе с детьми процесс воспитания оказывается малоэффективным. Это понятно, потому что наилучшие условия для педагогического процесса - понимание и человеческие отношения между педагогом и учеником. И самое основное: мы научим ребенка заниматься самовоспитанием. Без последнего нет истинного воспитания.
Профессиональное мастерство педагога-воспитателя определяется также его интеллектуальным развитием. Образованность, начитанность, интеллигентность, отзывчивость и есть педагогический профессионализм. Все это от развития ума и сердца. Сегодня произошли глобальные изменения в психологии и интеллектуальном развитии ученика. Возрастание культурного и образовательного уровней родителей, их повышенный интерес к Интернету, периодической печати, литературному наследию, разнообразию радио- и телепередач, организация познавательных и неформальных объединений школьников - все это привело к тому, что процесс обучения в школе перестал быть един-
ственным источником знаний для учеников. Исследователи установили, что в среднем ученики IV-VIII классов уделяют просмотру телепередач от 2,5 до 4,5 часов ежедневно, а еще больше работают за компьютером.
Думается, что с повышением цен на развлекательно-познавательные мероприятия в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях количество часов, проводимых детьми у экранов телевизоров, компьютеров значительно возросло. Сегодня, как показывают олимпиады, конкурсы, около 60-70% учеников-старшеклассников более осведомлены о новейших достижениях науки, культуры и техники, чем педагоги. Этого нельзя не учитывать педагогу-воспитателю, если он думает о престиже своей профессии и своей личности. Самообразовательная деятельность - это фундамент, на котором у педагога-воспитателя возводятся профессиональные знания. Интеллектуальная культура педагога способствует развитию у него коммуникативных способностей, установлению контактов со школьниками, родителями, общественностью, своими коллегами. Кроме того, знание новых достижений в области науки, техники, искусства, спорта дает возможность обогатить содержание воспитания и общения учителя и ученика. К сожалению, самообразовательная деятельность педагога-воспитателя в последнее время значительно уменьшилась. Причин несколько. Их хорошо охарактеризовали студенты и слушатели курсов повышения квалификации.
- В продаже нет практико-ориентированной литературы, которую можно использовать в работе.
- Выполнение не свойственных нам обязанностей так велико, что съедает все свободное время. Я имею в виду сбор денег на организацию бесплатного питания в школе, распределение гуманитарной помощи, уборку и ремонт классов.
- Раньше я могла поехать из деревни в город, сходить в театр, посетить художественную выставку, побывать в музее. Сегодня все это мне не по карману.
- В каком магазине вы видели популярную литературу по науке и искусству? Там порнография и детективы.
Бесспорно, все вышесказанное не способствует развитию интеллектуальной культуры педагога-воспитателя, а без нее и наша технология воздействия на развитие ученика окажется без содержания. Значит, компенсировать это должны управления и отделы образования, институты усовершенствования, методические учреждения, администрация школ. В частности, они должны обеспечить защиту прав педагога-воспитателя на свободное время, доступ к новой научной и культурной информации, произведениям искусства, театральным постановкам и др.
Параллельно с проблемой культурного уровня и общей эрудиции встает и проблема профессио-
нальных знаний педагога-воспитателя, постоянное их пополнение и обогащение. Данная проблема значительно серьезнее, чем нам кажется. В нашем социологическом исследовании 65% классных руководителей из числа опрошенных не владеют теорией и технологией прогнозирования содержания воспитания; 55% затрудняются определить критерии оценки воспитанности учащихся; 63% - установить контакты с общественностью; 63% не могут перестраивать воспитательную работу с учетом достижений педагогической науки; 53% не учитывают в воспитании учащихся позитивные и негативные факторы общества; 51% не строит воспитание учащихся с учетом местных историко-культурных условий и промышленно-экономического окружения. Сегодня, когда научные открытия меняют престиж и суть учебных предметов, образ нашей жизни, нельзя жить конспектами вчерашнего дня. И любимым становится педагог-воспитатель, который не просто ведет к истине, а заставляет активно думать, смело решать противоречия сегодняшнего дня, раскрывает далекие перспективы, учит воспитанников их видеть. Сильный, здоровый интеллект педагога-воспитателя заставляет идти за ним и делает процесс воспитания не только интересным, но и радостным.
Деятельность педагога-воспитателя - очень тонкое и сложное дело. Общая эрудиция и профессиональная компетентность педагога могут быть не востребованы воспитанниками, если они не материализуются повседневно в профессиональной технологии, методике, педагогической этике.
Профессионализм педагога-воспитателя, на наш взгляд, заключается в следующем: во-первых, только в позитивном восприятии воспитанников; во-вторых, в использовании ненасильственных методов воспитания; в-третьих, в стимулировании деятельности ученика. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.
Итак, позитивное отношение к ребенку. Профессиональный воспитатель ищет в ребенке в первую очередь только положительное, не дает своему воспитаннику негативных оценок, предпочитает метод поощрения вместо наказания. К сожалению, мы часто слышим, как педагог-воспитатель утверждает: «Из тебя ничего не выйдет», «Это для тебя непостижимо», «Ты был и останешься двоечником» и др. Все это запрещенные методы в педагогике. Они убивают в ребенке надежду. Американский писатель и публицист М. Твен (1835-1910) советовал избегать тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. По его мнению, эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, утверждает М. Твен, наоборот, внушает вам чувства, что и вы можете стать великим. Но педагоги часто забывают о таком таинстве в воспитании, как внушающее воздействие педагога на своего воспитанника.
Сегодня целый ряд исследователей отмечают негативное влияние учителя на личность ученика. Так, А.В. Воробьева в своей диссертационной работе отмечает, что примерно 22% учителей отрицательно влияют на развитие учащихся. Согласно данным анкетирования, проведенного Н.Д. Исай-чевой, 30,3% детей и подростков сталкиваются с грубостью, мстительностью и высокомерием учителей. Наши наблюдения в процессе организа-ционно-деятельностной игры «Поиск» показывают, что до 15% педагогов желали бы не работать воспитателями, поскольку они видят в своих учениках только негативное, т. е. им нечего у детей и подростков развивать. Они могут только усугублять отрицательное.
В чем причина негативного отношения педагога-воспитателя к детям? Думается, в несовместимости личностных и профессиональных качеств. Так, например, педагог-воспитатель должен любить детей, а он иногда больше любит свое благополучие. Профессия требует быть оптимистом, а он по своей натуре пессимист. Поэтому и твердит: воспитание невозможно. Должен в соответствии со своими функциями развивать в ребенке положительное, а он все время концентрируется на отрицательном. И так далее. Эту мысль можно передать словами великого английского драматурга У Шекспира. Он указывал, что для оценки чьего-нибудь качества надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
Современная психологическая наука в оценке деятельности педагога-воспитателя во главу угла ставит его личность. При этом престижными, по последним научным исследованиям, считаются такие свойства, которые отражают коммуникативную направленность личности педагога и облегчают ему общение с детьми (гуманизм, отзывчивость, доброта, общительность и др.). Короче говоря, речь идет об умении учителя общаться с учеником. В свою очередь, умение общаться с детьми и педагогически целесообразно воздействовать на них не есть удел избранных, наделенных счастливой индивидуальностью от рождения. Оно основано, прежде всего, на хорошем знании психологии детей, развитой психологической зоркости учителя, благодаря чему достигается понимание глубинных механизмов поведения детей, их психических состояний, переживаемых невзгод и радостей. Все это и составляет умение жить с детьми, влиять на них, быть авторитетным, любимым педагогом.
Если подвести итог вышесказанному, то педагог-профессионал должен строить процесс воспитания по следующей структуре: по характеру она должна быть гуманистической, по сущности - духовной, по содержанию - культурологической, по технологии - ненасильственной, по управлению -демократической, по воздействию субъектов - открытой.
18
Вестник КГУ 2019
Библиографический список
1. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. - 1998. - № 2. - С. 2-11.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
3. Виттингтон Р. Мир начинается с меня: учебная программа для формирования ненасильственных ценностей у учеников 6-х классов / Р. Виттингтон, Л. Крайтс, Г. Моран и др. - М., 1993. - 139 с.
4. Кабуш В. Т. Воспитать человека / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. - Минск: Зорны Ве-расок, 2015. - 158 с.
5. Лебеденко А.А. Философия сердца в концепции гуманной педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2005. - 125 с.
6. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 154 с.
7. Шпона А. Воспитательный процесс в теории и практике. - М., 2009. - 224 с.
8. Этические беседы / сост. В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. - Минск: АПО, 2012. - 304 с.
References
1. Bajkova L.A. Vospitanie v tradicionnoj i gumanisticheskoj pedagogike // Klassnyj rukovoditel'. - 1998. - № 2. - S. 2-11.
2. Berns R. Razvitie YA-koncepcii i vospitanie. -M.: Progress, 1986. - 424 s.
3. Vittington R. Mir nachinaetsya s menya: uchebnaya programma dlya formirovaniya nenasil'stvennyh cennostej u uchenikov 6-h klassov / R. Vittington, L. Krajts, G. Moran i dr. - M., 1993. - 139 s.
4. Kabush VT. Vospitat' cheloveka / V.T. Kabush, T.V Plahova, A.V. Tracevskaya. - Minsk: Zorny Verasok, 2015. - 158 s.
5. Lebedenko A.A. Filosofiya serdca v koncepcii gumannoj pedagogiki. - M.: Izd. Dom SHalvy Amonashvili, 2005. - 125 s.
6. Tubel'skij A.N. Formirovanie opyta demokraticheskogo povedeniya u shkol'nikov i uchitelej. - M.: Ped. o-vo Rossii, 2001. - 154 s.
7. SHpona A. Vospitatel'nyj process v teorii i praktike. - M., 2009. - 224 s.
8. EHticheskie besedy / sost. V.T. Kabush, A.V. Tracevskaya. - Minsk: APO, 2012. - 304 s.