Научная статья на тему 'Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике'

Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3386
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOVIET PEDAGOGICS / MORAL UPBRINGING / PERSONALITY / IMMATERIALISM / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гореликов Максим Игоревич

Настоящая статья посвящена исследованию понятия «духовно-нравственное воспитание» в советской педагогике. Педагогические исследования в этой области представляют актуальное направление, так как с течением времени духовно-нравственное воспитание не меняет своей важности в общем воспитании. В статье дается определение понятию «духовно-нравственное воспитание», а также выделяются основные факторы духовного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTIONS OF MORAL UPBRINGING IN SOVIET PEDAGOGICS

The article is devoted to the study of the notion "moral upbringing" in Soviet pedagogics. Pedagogical researches in this field represent an important direction as moral upbringing remains important for education in the course of time. The article gives the definition for the notion of "moral upbringing" and distinguishes its main factors.

Текст научной работы на тему «Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

YOUNG RESEARCHERS

УДК 37.034.000.93

М.И. Гореликов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Настоящая статья посвящена исследованию понятия «духовно-нравственное воспитание» в советской педагогике. Педагогические исследования в этой области представляют актуальное направление, так как с течением времени духовно-нравственное воспитание не меняет своей важности в общем воспитании. В статье дается определение понятию «духовно-нравственное воспитание», а также выделяются основные факторы духовного воспитания.

Ключевые слова: советская педагогика, нравственное воспитание, личность, духовность

M.I. Gorelikov

CONCEPTIONS OF MORAL UPBRINGING IN SOVIET PEDAGOGICS

The article is devoted to the study of the notion "moral upbringing" in Soviet pedagogics. Pedagogical researches in this field represent an important direction as moral upbringing remains important for education in the course of time. The article gives the definition for the notion of "moral upbringing" and distinguishes its main factors.

Keywords: Soviet pedagogics, moral upbringing, personality, immaterialism

С течением времени понятие о духовно-нравственном воспитанном человеке меняется, но все же всегда присутствует сходство, которое заключается в том, что такая личность имеет свойственные тому или иному времени моральные и нравственные нормы. По своей сути воспитание это и есть духовно-нравственное обогащение человека [см. 25, с. 41]. Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни [см. 35].

Из данного определения следует, что в советской педагогике целью воспитания человека является его активное участие в жизнедеятельности общества.

Есть несколько определений понятия «цель воспитания». Вот некоторые из них, принадлежащие С. Керенскому, В.В. Воронову, Н.И. Пирогову.

Цель воспитания — это программа человеческой личности, программа человеческого характера, то есть под характером понимается всё содержание личности и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно вся картина человеческой личности, к которой должна стремиться личность [см. 20, а 88].

Кроме того, С. Керенский в своих трудах говорит, что цель воспитания — это развитие в детях стремления к прогрессу. Под прогрессом подразу-

мевается процесс развития в человеческом сознании и воплощение истины и справедливости путем работы критической мысли личности над современной культурой [см. 15, с. 8].

Н.И. Пирогов, говоря о цели воспитания, отмечает следующее. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли» [23, с. 67].

Духовно развитая личность это человек с большой буквы. В.А. Сухомлинский считает, что «... человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать». А человека из воспитуемого делает именного педагог, учитель, воспитатель. В.А. Сухомлинский в слово «Человек» вкладывает глубокий смысл. Это прежде всего доброжелательное отношение к окружающим, высокие моральные принципы, добросовестное отношение к труду, понимание долга перед обществом и перед самим собой, способность к самовоспитанию и изменению себя. Человек — активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Другими словами, если ребенок все же вырастает не человеком в полном смысле этого слова, то повинно

в этом общество, причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью — на учителя, педагога, воспитателя. Духовная невоспитанность, примитивность бытия заключается в том, что у человека нет активной нетерпимости, непримиримости, ненависти ко всему омерзительному и отсутствуют нравственные нормы. Из чего можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание — это процесс становления гармоничной личности, имеющей моральные и нравственные нормы [см. 25, c. 124].

Человек, которого мы воспитываем, должен быть убежден, что он может превратить все вокруг себя в пустыню или уничтожить сам себя, если не научится быть мудрым, осмотрительным, заботливым сыном природы, а потом ее властелином и хозяином. Все это начинается с детства — с детского мышления, с детского видения мира [см. 25, c. 16].

В советской педагогике делается большой акцент на следующих факторах духовно-нравственного воспитания: труд, коллектив, литература, музыка, мышление, родной язык и самовоспитание.

Первый фактор духовно-нравственного воспитания в советской педагогике это труд.

Самосознание человека, развитие его мировоззрения и нравственности получают огромный творческий импульс благодаря участию в производственном труде. В результате созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребенке, подростке, получают выход в жизнь, а это ускоряет процесс его становления — человеческого, гражданского, профессионального. Человек тогда становится человеком, когда трудится во благо общества, во благо коллектива, в котором живет. Трудясь и вкладывая свои силы в коллектив, воспитанник осознает ценности и моральные принципы [см. 20, c. 65].

Кроме того, идея «беззаботного детства» была чужда обществу в советское время и была способна нанести огромный вред будущему. Конечно, стоит учитывать, то время, в которое труд был основным фактором духовного воспитания, это годы когда главной была идея построения социалистического общества. И опыт А.С. Макаренко подтвердил правоту его чеканной формулы: «единственная форма радостного детства — посильная трудовая нагрузка» [20, c. 20].

Многие великие педагоги советского времени связывают духовное воспитание с трудом. Например, К.Д. Ушинский в своих трудах выражает такую точку зрения. «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная животворная сила труда слу-

жит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья» [29, c. 78]. Материальные плоды труда можно потерять, продать, купить, наследовать, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни потерять, ни продать, ни купить. Её можно только развить. И конечно развить можно тоже по-разному [см. 29, c. 41]. Можно либо стать духовно богатым человек, либо духовно убогим. В.А. Сухомлинский говорит: «Загляните в душу павшего человека, и вы убедитесь, что его духовное развитие пошло по линии преобладания инстинктов ... Духовная убогость ведет к нравственному опустошению и падению ... мы должны заботиться, прежде всего, о воспитании человеческой души» [25, c. 125].

Кроме того, В.А. Сухомлинский о труде пишет: «Капризные дети, подростки, не знающие удержу своим прихотям, вырастают там, где с малых лет детские силы не расходуют на труд во имя блага счастья людей, коллектива» [25, c. 139]. Ребенок, который не прикладывает ни малейшей силы к труду, вырастает нравственно не развитой личностью, а такая личность совершенно не ценит духовные ценности, хотя некоторые из них кажутся такими простыми [25, c. 159]. Труд без участия педагога не приносит положительного результата. Взятый изолированно от других граней общественной жизни, труд сам по себе не воспитывает. Воспитательная сила труда проявляется там, где он очеловечен высокими целями и благородными человеческими отношениями. Педагогу стоит приложить немало усилий для правильного воспитания своего ученика. Если воспитатель заставляет, приказывает учить, писать, посадить дерево или любоваться красотой, то маловероятно, что получиться добиться желаемого духовно-нравственного развития. Педагогу крайне важно открыться перед своими подопечными и быть готовым понять их. Так А.С. Макаренко считал, что имеет дело не с «объектом воспитания или обучения», а с «живыми жизнями», организовать которые надо педагогически целесообразно [см. 20, с. 121] В.А. Сухомлинский видел перед собой, прежде всего, человека, а потом уже ученика [см. 25, c. 16].

Педагог должен уважительно и с пониманием принимать мнения и убеждения своих учеников, давать им инициативу и равняться на мнение большинства, стараясь быть образцовым и авторитетным товарищем и помощником для любого из своих воспитанников [см. 20, c. 32].

Педагог должен быть искренен, честен перед своими учениками. Сам педагог должен искренне хотеть воспитать, и сам должен быть духовно и

нравственно развит. В педагогической деятельности ему следует заинтересовать воспитуемых своим образцом, проявить педагогический труд, педагогическое мастерство. «Все мастерство воспитания заключается в том, чтобы, зная, каким должен быть человек, уметь одухотворить человека стремлением к достижению своего собственного идеала» [25, с. 126] Важно выделить те знания, которые преподаватель передает воспитанникам. В.А. Сухомлинский обращает внимание на то, что знания играют исключительно важную роль в формировании нравственного облика [см. 25, с. 124]. Также он выделяет проблему, связанную с тем, что в системе общего образования недооцениваются знания, непосредственно связанные с душой человека, с формированием его убеждений [см. 25, с. 125].

Вернемся к значению труда как части воспитательного процесса. Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы. В значение труда закладывается большой смысл, другими словами труд рассматривается, как нравственная деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни. Педагоги советского времени считали, что труд должен быть свободным, человек должен сам приниматься за него по сознанию его необходимости. А труд вынужденный, то есть, такой, когда тебя заставляют работать, как раба разрушает человеческую личность. Например, в коммунах, которые ставит в пример А.С. Макаренко, есть необходимость истинно человеческой цели в труде, есть смысл во вкладе в общество, в коллектив, есть понимание важности коллектива и долга перед обществом. И этого понимания педагог добивается через труд, сопровождая его педагогической организацией. А.С. Макаренко считает: «... труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом» [20, с. 72].

К.Д. Ушинский писал о том, что труд для тела необходим, но для души он еще необходимее. Также он связывает понятие труд с наслаждением. Человек скоро забывает, что труду он обязан минутами высоких наслаждений, и неохотно покидает их для нового труда. Он утверждает, что наслаждение, если оно не сопровождается трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошает сердце человека и отнимает у него все его лучшие достоинства. Наслаждаться чем-либо без труда нельзя, так как это «мало-помалу низводит на крайнюю ступень человеческого унижения» [22,

с. 73]. Кроме того, этот психический закон, по которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, прилагается к наслаждениям всякого рода, как бы они возвышенны и благородны ни были. Здесь имеется в виду, что удовлетворение благороднейших стремлений человеческого сердца, подвиги великодушия и патриотизма, любви к человечеству совершается не для наслаждения и дарят человеку только мгновенное счастье, которое почти неуловимо и мимолетно. Человек должен соотносить труд с удовольствием, с отдыхом [см. 29, с. 131].

Мы переходим к вопросу о труде и коллективе, в котором происходит духовное воспитание. Это еще один фактор духовно-нравственного воспитания. Богатая духовная жизнь коллектива не мыслима без труда. Так же труд в духовной жизни мы представляем себе как личное увлечение, творчество ученика. Следует добиваться того, чтобы каждый подросток, юноша, девушка переживали счастье трудового творчества, чтобы труд был не только обязанностью, но и любимым делом. Единство труда и духовной жизни достигается тем, что каждый воспитанник видит, чувствует в материальных результатах труда свою собственную честь, достоинство. Утверждение личности в труде, материализация духовных черт и качеств в том, что творят руки и ум, — это и есть, образно говоря, нить, связывающая труд и духовную жизнь [см. 25, с. 88].

Советская педагогика утверждает, что благотворное действие труда тесно связано с жизнью в коллективе. Это и есть та часть нравственного воспитания, которая заключается в ответственности и долге перед обществом и коллективом. Под коллективом мы подразумеваем не только самих воспитанников, взаимодействующих друг с другом, но и педагога. В.А. Сухомлинский говорит: «И проводник, и юный путник делят все радости и невзгоды трудного подъема по каменистой тропинке»[25, с. 90]. В этих словах, приведенных В.А. Сухомлинским, мы видим, что их роднит общий труд, их роднит общее чувство гордости. Так должно быть и в воспитании. «Гордость и честь, которые нам надо утвердить в душе юного путника, уходят своими корнями в общий труд проводника и юного путника, и лишь там, где есть этот общий труд, и есть воспитание» [25, с. 92]. Педагог должен быть рядом со своими воспитуемыми, а лучше всего, как замечает К.Д. Ушинский, когда учитель, педагог живет в учебном заведении вместе с воспитанниками. При таком режиме образования у педагога есть больше возможности наблюдать, изучать, помогать и просто быть рядом со своими учениками.

Здесь также важно отметить, что педагог берет на себя все обязанности и воспитателя, и учителя, и товарища. Если же одни педагоги читают лекции, другие объясняют, третьи воспитывают, то это непременно приведет к тому, что будет очень трудно найти место для воспитания сердца и характера учеников [см. 29, с. 44].

Только в коллективе воспитывается культурно-нравственный человек. Во времена существования СССР обществу был нужен именно такой человек, осознающий, что он часть коллектива, общества [см. 29, с. 34].

Очень много о воспитании в коллективе говорит в своих работах А.С. Макаренко. Он отмечает, что, живя в коллективе, воспитуемый учится думать о других, осознает долг перед членами коллектива. Он приводит примеры, того как они переживают друг за друга в плане успеваемости. Воспитуемые начинают осознавать, что они одно целое. И именно воспитатель доносит до них эту высокую духовно -нравственную истину, заключающуюся в гуманном отношении друг к другу. А.С. Макаренко говорит: «... в коллективе развивается понятие о ценности коллектива, о его достоинстве» [29, с. 51]. А.С. Макаренко в своих трудах демонстрирует отношения между воспитателем и воспитуемым, где каждый участник педагогического процесса понимает свой долг друг перед другом. В таких взаимоотношениях редко можно встретить вора или единоличника. [20, с. 96]. В то же время, совсем не наблюдать безнравственность и аморальность невозможно. Для того чтобы разрешать неблагоприятные ситуации, требуется вмешательство педагога. Осознание воспитанниками чувства товарищества, единства и коллективизма помогает воспитателю разрешить конфликтную ситуацию. В.А. Сухомлинский говорит, что «благодаря переживанию чувства товарищества воспитанники предстают друг перед другом такими, какие они есть» [24, с. 53]. «В атмосфере трудового товарищества сердце ребенка становится очень чутким, отзывчивым ко всему хорошему, доброму» [23, с. 55]. Это и есть то духовно-нравственное воспитание, которое дает педагог. Воля воспитателя в такой коллективной, товарищеской атмосфере воспринимается ребенком, как совет доброго друга, товарища, единомышленника [см. 25, с. 95].

Здесь важно сказать, о том, что подлинный воспитатель, знающий свое дело, пробуждает и развивает у своего воспитанника стремление быть хорошим. Правдивое, искреннее чувство педагога, источником которого является моральное право поучать, — это и есть такая животворная сила, которая пробуждает стремление быть хорошим. Насто-

ящий педагог редко говорит своим воспитанникам, чтобы они были хорошими. Доброту его души воспитанники чувствуют в его глубокой правдивости и искренности. Эти слова подтверждает В.А Сухомлинский, говоря: «Доброта педагога — это, прежде всего, большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты и фальши» [26, с. 601]. «Подлинная доброта — это правдивость» [26, с. 602]. Правда бывает горькой, тревожной, в ней воля и требование. Но эта правда помогает ребенку утвердить в своей душе стремление быть хорошим, потому что доброта по своей сути никогда не унижает человеческого достоинства [см. 25, с. 96].

Атмосфера правдивости и откровенности, создающаяся в коллективе благодаря высокой эмоциональной культуре и воспитанности педагога, формирует у воспитанников убеждение в том, что они и их наставник — товарищи в общем труде, единомышленники. Воспитание лишь тогда является подлинной передачей нравственных ценностей от старшего к младшему, когда воспитатель и его питомцы чувствуют радость трудового содружества [см. 25, с. 97]. Только тогда воспитанники будут верить и ждать своего учителя и взращивать в себе духовность, будут идти за ним. Этого воспитатель достигает при помощи труда и коллектива. Никакое средство вообще, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний [см. 20, с. 45].

Литература — это одна из важнейших составляющих духовно-нравственного воспитания. Мы избираем только наиболее интересные книги. Впечатления, переживания, чувства, которые остаются после прочтения книг, — это «те тончайшие нити, которые связывают коллектив в дружную семью» [25, с. 79]. Во время отдыха, на перемене полезно поговорить о прочитанных книгах. Это духовное общение должно удовлетворять. Интерес учителя к художественной литературе — это как раз та сфера духовной жизни, в которой соприкасаются воспитатель и воспитанник. В школе важно, чтобы классный руководитель, какой бы предмет он ни преподавал, умел заинтересовать своих учеников умной, интересной беседой о художественном произведении, об идеале молодого человека, отраженном в искусстве. Также важно, чтобы сам педагог читал и изучал литературу и занимался другой духовно развивающей работой.

В.А. Сухомлинский указывает на такую проблему: порой дети с нежеланием читают хорошую художественную книгу и особенно научную. «Нет чтения — нет и духовного единства воспитателя и воспитанника, воспитатель не знает личности своего воспитанника» [25, с. 81]. Сухомлинский также помогает нам понять, что книга — это главный, вечный источник богатой духовной жизни школьного коллектива. «Чтение книг, — говорит он, — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если же ученик совсем не читает, то его душе не доступны многие духовные потребности, его мир убог и уныл» [см. 25, с. 86]. Нужно добиваться, чтобы хорошая книга стала другом подростка, чтобы он хотя бы час в день стремился провести с этим другом. Добиться, конечно, этого совсем не просто, но В.А. Сухомлинский в своих трудах приводит следующий пример решения этой проблемы.

В одной школе была открыта «Комната мысли». В небольшом читальном зале собрали около трехсот самых лучших книг. Эта комната сразу вызвала интерес у подростков. И своей задачей создатель этой комнаты видел в том, чтобы создать картину высшего счастья культурного человека — счастья духовного общения с книгой, счастья того уединения, которое дает большое интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

Книги открывали перед учащимися не только окружающий мир. «Читая, человек познает самого себя — в этом как раз и заключается то богатство духовной жизни, которое приносит человеку книга. Это богатство — в радости познания. Юноша, для которого умная книга стала другом, чем больше читает, тем больше убеждается, как мало еще знает, но это убеждение не рождает у него чувство отчаяния», — говорит В.А. Сухомлинский [25, с. 558]. Перед воспитанником раскрывается огромный безграничный мир познания. Через книгу он познает мир.

Специально в этой комнате были собраны книги о мужестве и непоколебимости людей, которые предпочитали смерть и лишения отказу от истины. Все они были собраны для того, чтобы подросток увидел человека, чье имя стало для многих поколений настоящим образцом, чтобы он в одном из этих образцов или в какой-то его части увидел себя, увидел свой идеал. Идеал — это сложное понятие. Мы его рассматриваем как духовную сердцевину личности. В.А. Сухомлинский говорил: «Стремление к идеалу и вера в идеал является средоточием духовной жизни человека в юношеские годы» [25, с. 151].

Еще одна составляющая духовно-нравственного воспитания — это самовоспитание. Получается, что через книги ученик учится искать свой идеал, а через поиск идеала учится самовоспитанию. Стремление к идеалу — это первый толчок, стимул самовоспитания, а без самовоспитания нельзя представить полноценную духовно-нравственную жизнь. Вообще, научить подростков, юношей и девушек воспитывать самих себя — это одна их вершин педагогического мастерства и искусства. К.Д. Ушин-ский в своих сочинениях высказывается об идеале следующим образом: «... идеал человека, к какому бы он веку не принадлежал, всегда хорош относительно этого века . в глубине души каждого шевелятся его (идеала) черты. Сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, человек, тем не менее, берёт его за образец, он желает осуществления идеала» [29, с. 239]. К.Д. Ушинский нам преподносит идеал как то, к чему стремятся люди, что заставляет их становиться лучше [см. 29, с. 92].

И постепенно «Комната мысли» стала очагом богатой духовной жизни. Стало очевидно, что подростки научились смотреть на самих себя глазами мужественного борца, они начали пробовать измерять себя героической меркой. У них появилось стремление духовно развиваться.

Говоря о книге как об одном из элементов духовно-нравственного воспитания важно сказать, что научившись смотреть на себя глазами духовно развитого героя из книг, ученик обретает способность говорить с самим собой, исповедоваться перед своей собственной совестью. Это и есть высшая ступенька духовной жизни, и этой ступеньки достигает лишь тот, кто в нравственном богатстве человечества нашел для себя образец. Мы должны добиваться того, чтобы в годы отрочества в ранней юности человек понял, почувствовал, пережил высшую человеческую красоту — верность убеждениям, преданность идеалам народа, мужество, непоколебимость перед трудностями, чтобы эта красота взволновала, раздумья о собственном будущем. И никогда не допускать опустошения духовной жизни коллектива. «Самое главное, — отмечает В.А. Сухомлинский, — чтобы каждый юноша, каждая девушка нашли книгу, которая потрясла бы, взволновала, оставила в душе след на всю жизнь. Чтение этой книги становится этапом, поворотным пунктом в духовной жизни» [25, с. 81].

Также очень большое значение в духовной жизни коллектива имеет музыка. В.А. Сухомлинский утверждает, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры. «Музыкальный образ — могу-

чая сила, воздействующая на сердце, облагораживающая чувства. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а воспитание гармоничного человека» [26, с. 359]. Ученики должны не просто слушать, а понимать и переживать музыку. Так мы видим, что книга, музыка, искусство входят в духовную жизнь школьников.

Кроме того, мы выделяем мышление и родной язык, имея в виду язык как «лучший, никогда не увядший и вечно вновь распускающийся цвет всей духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории» [29, с. 147]. К.Д. Ушинский придает языку большое духовное значение, принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа. Он заставляет нас задуматься, почему маленький ребенок в 5-6 лет говорит на своем родном языке лучше, чем взрослый человек на изучаемом долгие годы иностранном языке.

К.Д. Ушинский приводит такие факты:

1) Слово (родного языка) нашло в организме ребенка уже подготовленную для себя родную почву.

2) Ребенок был совершенно перенесен в среду того народа, сквозь язык которого открылся ему мир божий.

3) Ребенку суждено было жить и действовать среди того народа, язык которого заменил ему язык родины [29, с. 150].

К.Д. Ушинский хочет донести очень важную смысложизненную идею, которая заключается в том, что если язык, на котором начинает говорить ребёнок, противоречит врожденному национальному его характеру, то этот язык никогда не окажет сильного влияния на его духовное развитие, как оказал бы родной ему язык. То есть каждое слово его родного языка в детстве несет в себе отражение его внутреннего духовного мира [см. 29, с. 148].

Вот дополнительные примеры влияния мышления и слова на нравственное развитие. Если педагог

не будет обращать должного внимания на развитие слова, речи, языка и будет заставлять только зубрить, то тогда воспитанники не смогут выразить словом духовную красоту окружающей природы [см. 26, с. 278].

В.А. Сухомлинский предлагает следующий пример. Он советует водить учеников в сад или лес и, любуясь природой, описывать её. В этом месте очень важно отметить, что следует развивать и слово, и различные формы мышления, и способность правильно выражать свои мысли.

Мышление выступает, как ключ к умению правильно пользоваться словом, описывая и выражая красоту природы вокруг. «Природа — неисчерпаемый источник мысли, школа развития умственных способностей» [25, с. 16].

В советской педагогике духовно-нравственное воспитание занимает значимое место. Нельзя представить воспитание в советское время без духовного воспитания. Такие педагоги, как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, говорят о важности духовно-нравственного воспитания. Формирование духовно-нравственного человека достигается с помощью труда, коллектива, самовоспитания, музыки, родного языка и др.

Советская педагогика имела своей целью формирование моральных качеств личности. Особенностью нравственного воспитания в советской педагогике стало то, что по мере развития его теории и практики оно все больше сращивалось с идейно-политическим направлением воспитательной работы. В советское время люди имели духовно-нравственный образец и идеал для подражания, который заключался в стремление быть полезным обществу, быть частью общества, а значить быть духовно-нравственно воспитанным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для высшей школы — М., 2004. — 354 с.

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. № 4 — С. 117-121.

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. — 454 с.

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М., 2000. — 480 с.

5. БолдыревН.И., ГончаровН.К. Педагогика. — М., 1988. — 432 с.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). — М.: Педагогика, 1989. — 430 с.

7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 192 с.

8. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. — Киев: Радянська школа, 1982. — 246 с.

9. Григорович Л.А. Педагогика и психология. — М., 2004. — 298 с.

10.Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб., 2006. — 340 с.

11. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика,

1998. — 452 с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая Психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.

13.Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. — М.,1998. — 288 с.

14.Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

15.Керенский С. Факторы воспитания. Алатырь. Типография И.Ф. Филатова 1909. — 68 с.

16.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. — 388 с.

17.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., — 1976

18.Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. — Л., 1978. — 394 с.

19.Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. — М.: Просвещение, 2006. — 452 с.

20. Макаренко А.С. О воспитании — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Полииздат, 1990. — 415 с.

21.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.

22.Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

23.ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985. — 496 с.

24.Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

1999. — Кн. 2 Процесс воспитания — 256 с.

25. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1979. — 560 с.

26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3. — М.: Педагогика, 1981. — 640 с.

27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

28. ТолстойЛ.Н. О воспитании// Педагог. Соч. — М., 1953. — 540 с.

29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1974. — 584 с.

30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1974. — 438с.

31. Чернышевский Н.Г. Сочинения. — М.: изд. «Мысль», 1987. — 688 с.

32.Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение: Кн. для учителя: пер с нем. — М.: Просвещение, 1996. — 380 с.

33.ЯкобсонП.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969. — 480 с.

34. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс] — М., 2012 — 2015. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (Дата обращения: 10.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Советская библиотека [Электронный ресурс] М., 2010 — 2015. URL: http://bse.sci-lib.com/ (Дата обращения 17.05.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.