УДК 373 А 90
Т.Ф. АСАФОВА
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование - один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребенка, его творческих способностей, активной жизненной позиции. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностно-ориентированный и личностно-дея-тельностный подходы в УДО позволяют ребенку занять активную позицию в коллективе, придать общественно-политическую направленность его увлечениям, способностям и потребностям, способствующим жизненному и профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: социальное творчество, дополнительное образование, социально-педагогический потенциал, детские организации.
Сегодня нужны современные педагогические технологии, особые условия развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить и ответственно работать. Одним из возможных вариантов достижения такого результата может быть, как показывает практика, включение детей в различные виды социального творчества.
Социальное творчество связано со способностью человека изменять ситуацию, преобразовывать в своем сознании отношение к жизни. Необходимым условием для формирования готовности к социальному творчеству является включение детей в преобразующую деятельность, в процессе которой достигается зримый, конкретный результат, а вместе с ним и воспитательный эффект - формируются определенные качества личности: способность делать самостоятельный выбор, умение организовывать себя и других, своё дело. Именно в результате преобразующей, созидательной деятельности ребенок «реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения» (А.В. Мудрик).
Формирование у детей мотивов социального творчества - стержневое направление в деятельности Костромского областного Дворца творчества детей и молодежи. Определив эту функцию в качестве основной, педагоги Дворца по-новому посмотрели на свои программы, на своё образовательное пространство (речь идет о связи с
высшими учебными заведениями, общеобразовательными школами, предприятиями и т.д.). Мы стараемся в каждой программе ответить на вопрос: как использовать реальный мир, чтобы подростки адаптировались к социально-экономическим условиям в конкретной жизнедеятельности. Система «актуальных зависимостей» (Б.З. Вульфов): общение, деятельность, отношения - определяют позитивные изменения в детском творческом коллективе и в окружающей действительности, лежат в основе самосовершенствования ребенка и предполагают:
Творческую деятельность в созданных детских коллективах, где ребенок получает необходимые знания и умения, формирует позиции и установки на преобразовательную деятельность, на проявление социальной активности и компетентности;
Включение в отношения с окружающим миром (построение отношений происходит как внутри коллектива, так и за его пределами);
Организацию различных программ, коллективных действий, акций, расширяющих поле включенности детей в социальное творчество.
Сегодня Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи процесс обновления содержания дополнительного образования напрямую связывает углублением именно социального творчества. Интенсивно создаются программы, обеспечивающие развитие социального творчества детей.
© Т.Ф. Асафова, 2009
229
Комплекс социально-педагогических программ: «Наш выбор», «Надежда России», «Моя губерния», «Память сердца», «Актив-прожект» и другие создают условия для проектно-практической и исследовательской деятельности, для реализации собственных проектов, для включения в реальную преобразовательскую практику. Предложенные программы отличаются друг от друга содержанием деятельности детей и адекватным формам и методам работы, учитывающих диапазон интересов детей, но все они погружают старшеклассника в творческую атмосферу, создают условия для самоопределения и самореализации.
Вот, например, современный социально-педагогический проект «Клуб деловых игр «Стратегия»: это комплекс программ, где образование, деятельность и отношения переплетены и взаимосвязаны, участвуя в которых ребенок может проявить самостоятельность, творчество, лидерские качества, реализовать свои интересы.
Важное достижение клуба — это ученики и выпускники клуба, которые являются успешными специалистами крупных фирм и компаний, студентами лучших вузов страны и области, а самое главное, активными и целеустремленными людьми.
А все потому, что деловая игра—это, прежде всего, коллективный имитационный игровой метод активного обучения, который предоставляет каждому ребенку большую свободу выбора действий, дает возможность проявить и развить деловые качества, находчивость и предприимчивость, умение принимать верные решения в условиях быстро меняющихся ситуаций.
Акцент делается на определение зоны возможных действий (карта интересов, определение профессиональных типов личности).
Таким образом, можно говорить, что Клуб деловых игр «Стратегия» предлагает широкий набор образовательных услуг, который предоставляет каждому ребенку большую свободу выбора и возможность для самореализации и творчества.
Большое внимание уделяется созданию развивающей среды, закреплению мотивации к предмету, выявлению и активизации внутренних ресурсов обучающихся.
Решение задачи общего развития обучающихся с использованием нестандартных форм и методов обучения и воспитания стимулирует актив-
ность учащихся, ставит их в субъектную позицию, предоставляет им возможность для самовыражения, развивает их творческие способности.
Через современные механизмы, основу которых составляют предоставление возможности ребенку выступить в самых разнообразных амплуа, дети максимально активно усваивают элементы предпринимательской деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь.
Произошли серьезные изменения в методах и методике осуществления образовательной деятельности. Основу программы «Школы экономики, бизнеса и права», «Школы творческой ориентации», «Интер-клуба» и др. составляет самоопределение детей на основе рефлексии имеющегося опыта, выбора собственных путей и способов достижения целей по изменению жизни.
Например, в рамках Школы экономики, бизнеса и права решаются две основные группы задач. Первая связана с подготовкой школьников к будущей профессиональной деятельности, включая и подготовку к предстоящему обучению в вузе. Вторая группа задач связана с обеспечением общего развития индивида с помощью средств допрофессиональной подготовки.
Эти задачи успешно реализуются, что подтверждают результаты. Выпускники Школы экономики успешно сдают выпускные экзамены в школе и вступительные в вузы по выбранной специальности. Учащиеся Школы активно принимают участие в областных и Всероссийских мероприятиях и конференциях, занимают первые места в олимпиадах по экономике и защите прав потребителей.
Достигается это, благодаря тому, что программа Школы позволяет использовать нестандартные формы и методы обучения и воспитания, что обеспечивает каждому старшекласснику возможность осуществить пробу сил, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои жизненные планы.
Большое значение имеет включение старшеклассников в проектную деятельность, результатом которой является определенный продукт социального творчества: волонтерская акция, выпуск газеты, концерт, организация тематического дня.
В практической деятельности осуществляется приобретение знаний и навыков: социальных,
экономических, политических, формируются правовые отношения и социальный опыт, создаются условия для проявления инициативы, активности и творчества.
Основу образовательной деятельности составляет информирование о потенциалах развития личности воспитанника, который должен ответить на вопросы: «Кто я?», «Какой мой дальнейший жизненный путь?». В поисках личной идентичности подросток определяет, какие действия являются для него важными. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности. Тем самым решается основное противоречие между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан», «иначе не могу». А это ведет к тому, что подросток учится формулировать собственные цели, пути и способы достижения, вырабатывает стратегию на основе рефлексии собственных действий.
В процессе обучения каждый обучающийся имеет возможность под руководством опытных специалистов разработать проект, написать исследовательскую работу и представить результаты на различных областных и Всероссийских на-учно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. При этом ребенок выступает как субъект деятельности и отношений. Он имеет возможность выбирать виды деятельности, время и меру собственного участия.
И осуществляется это с помощью таких технологий, как тренинги командообразования, делового моделирования, мультимедийных тренингов, «трюков» в excel и т.д.
Последовательное расширение образовательного пространства вывело нас на новую функцию - организации конструктивного взаимодействия с различными организациями, ведомствами. Ярким примером этому служат областные программы: «Ваш выбор», «Надежда России». Это уникальное для сегодняшнего дня разнообразие социально-преобразующих дел школьников, позволяющих на местах реально улучшить жизнь в области, и вовлечь в решение поднятых детьми проблем широкий круг общественности. Формирование партнерских взаимоотношений с представителями исполнительной и государственной власти, с бизнес-элитой способствует созданию условий для практической реализации социальных инициатив детей и педагогов. Таким образом, преобразование Костромской области ста-
ло общим делом детей и взрослых. А известные в области политики, предприниматели имеют возможность реально участвовать в решении социальных проблем своей территории, используя идеи, проекты, мысли, высказанные молодежью. Школьники же, участвуя в программе, включились в реальную социальную практику, социальное творчество, заявили о себе как о полноправном субъекте развития области.
Например, областная программа «Надежда России» вызвала особый интерес у детей, живущих в сельской местности, предоставляя её участникам возможность активно действовать, и личную уверенность в том, что они будут замечены.
А изобретательства, творчества, современных идей и искренних замыслов им не занимать. Стремление к самореализации, активное участие в событиях, происходящих в области, составляют одно из самых важных слагаемых программы «Надежда России». Основу программы составляют социальные и имитационные игры, но, в конечном итоге, они представляют серьезную работу каждого участника в общем деле, демонстрирующую интерес к общественно-политическим процессам, которые происходят в области. Не на словах, а на деле программа «Надежда России» учит не теряться в условиях рыночной экономики, признавать и уважать права других, учит системе взаимоотношений гражданского сообщества, и, превратившись из населения в сообщество граждан, участники Программы активно влияют на жизнь и развитие области. Об этом свидетельствуют направления проектной деятельности: экология, развитие региона, социальная защита различных групп, создание достойных условий для старшего поколения.
А еще программа «Надежда России» - это уникальная возможность общих встреч. Кстати, участники Программы на стартовой встрече среди мотивов участия выбрали, прежде всего, возможность общения с единомышленниками. Встречи-консультации во Дворце, выезды мобильных бригад, пресс-конференции, семинары, телефонные согласования и многие другие формы помогли командам почувствовать, что они находятся в едином пространстве взаимодействия, сотрудничества, понимания.
Бесспорно, в несколько необычной для себя роли находились учредители Программы - бизнесмены, политики. Они оценивали проектнопрактическую деятельность участников, реально
достижимые результаты, согласовывали действия, собирали информацию, обсуждали дальнейшее продвижение Программы
Положительная тенденция последних лет -интенсивное внедрение протрадлм, обеспечивающих развитие социального творчества школьников области. Областные программы: «Моя губерния», «Кострома - Россия: связь времен», «Люблю тебя мой край родной», «Заветной лиры добрый свет», «Прошу слова», «Юные таланты земли костромской» и др. предусматривают различные конкурсы и акции, позволяющие привлечь к социально-значимой и творческой деятельности ежегодно около 20 тыс. школьников области. И количество участников растет год от года, расширяется география. А в целом создается социальная и педагогическая среда, единое пространство взаимодействия, в которой подрастающее поколение осваивает опыт управления, организации своей жизни, учится решать свои проблемы и проблемы родного города, села, деревни.
Предоставление подростку возможности реализовать свои личные, социально-значимые интересы и потребности на основе осознанного выбора является наиболее важным аспектом этой деятельности.
Осмысляя свои функции в развитии личности костромича-гражданина, мы поняли, что наше дополнительное образование должно быть гибкой системой, в которой ребенок может свободно передвигаться, а наша задача представить возможности выбора различных видов деятельности с учетом интересов детей и создать им площадку для демонстрации своих достижений.
Особо хочется подчеркнуть роль детской общественной организации (базой функционирования которой является Костромской областной Дворец творчества детей и молодёжи) в гражданском самоопределении подростка. Программы детской организации представляют серию заданий для детских организаций, они конструировались и моделировались на основе коллективнотворческого планирования в областном лагере актива «Соколенок».
Большую роль в деятельности детских организаций нашей области играет поисковое и краеведческо-исследовательское направления. Так, в течение ряда лет усилиями детских общественных организаций в рамках программы «Губернская экспедиция» собрано более 300 томов воспоминаний земляков об истории края, копий уни-
кальных документов, детский словарь костромских диалектов и топонимов. Собранные материалы переданы в Государственный архив Костромской области, дети и подростки внесли свой ощутимей. вклад в изучение истории Костромского края. Успеху краеведческой работы способствует привлечение преподавателей Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, научных сотрудников музеев, краеведов, библиотекарей. Взрослые с большим интересом выполняют функции консультантов, рецензентов и экспертов.
Детские и подростковые объединения Костромской области активно участвуют в добровольческом движении. Реализация программ «Дети ради детей», «Детский орден милосердия» («ДОМ»), «850 добрых дел», «Семь шагов вместе» позволила объединить усилия детей и подростков на основе равного партнерства, способствовала привлечению внимания к деятельности детской организации. Благодаря таким программам накоплен интересный опыт организации добровольческих инициатив, реализованы уникальные проекты. Деятельность детских организаций заслужила высокую оценку регионального отделения Российского детского фонда педагогов детских домов, интернатов, приютов, детей и взрослых.
В последнее время сложилась тенденция создания и реализации партнёрских программ. Так, совместно с Музеем обороны и блокады Ленинграда организован поисковый проект «Мы помним вас, ленинградские дети!». Его участниками собраны уникальные воспоминания, письма, документы и фотографии воспоминания о судьбах ленинградских детей, эвакуированных на территорию нашей области. Восстановлена история 12 детских домов, сведения о 500 воспитанниках и 67 сотрудниках. 370 страниц уникальных поисковых материалов переданы сотрудниками Музея блокады, они отметили личный, интимный характер собранных ребятами источников, кропотливую работу с каждым участником событий.
Особым направлением в нашей деятельности являются экологические акции. В течение 2-х лет организуется эколого-краеведческую акцию «Деревья - патриархи Костромского края». Штаб акции организует экологические проекты по охране уникальных природных объектов: деревьев-долгожителей, бывших дворянских усадеб, парков и т.п. Заочная форма акции делает доступ-
ным участие в ней членов ДОО из отдаленных районов нашей области. В ходе акции юные экологи собрали воспоминания старожилов, фотографии, легенды о деревьях, составили их паспорта. В 2008-09 учебном году Штаб реализует эко-лого-краеведческую программу «Живая душа природы».
Организация содержательного летнего отдыха детей и подростков области - одна из приоритетных задач. Форумом активистов детских организаций области является лагерь актива детских и подростковых объединений «Соколенок», в 2008 году лагерь отметивший 30-летний юбилей. Каждая смена - «штучная» работа педагогического отряда «Товарищ», тематика смен: «Хранители Соколятской планеты», «Город доброго времени», «Регата будущего», «Книга чудес «Соколенка» и т.д. Разработка программы тематической смены идет в течение года.
Инновационное направление деятельности ОДТДиМ — образовательная программа по формированию толерантности у подростков и молодёжи «Интер-клуб». Организаторами клуба разработан проект «Мы разные, мы вместе» по продвижению идеи клуба в области, привлечению внимания к его мероприятиям. В рамках деятельности клуба организован межшкольный обмен со сверстниками из других стран, группа воспитанников Дворца побывала во Франции, семьи ребят принимали юных парижан у себя в гостях. По приглашению классической гимназии г. Нови Сад (Сербия) участники клуба готовят концерт-но-образовательную программу «Ярмарка народных танцев», поездка состоялась в школьные осенние каникулы.
Интеграция системы дополнительного образования и детских и молодёжных общественных объединений сложилась в Костромской области со времен существования пионерской организации. Сотрудничество ведет к углублению содержания деятельности, объединению ресурсов и привлечению социальных партнеров. Ведь именно детские организации являются полигоном социального творчества детей и подростков, и при поддержке (методической, организационной, педагогической) инициатив участников, служат делу гражданского становления подрастающего поколения.
Например, комплексная программа «Моя губерния» включает социальную акцию «Время добрых дел», издательский проект творческих
работ «Костромскому краю - 65!», заочный поисковый конкурс «Судьба семьи в судьбе родного края», конкурс детских туристических маршрутов «Приезжайте в гости к нам». Что дает участие в этих программах членам ФДПО? Во-пер-вых, предоставлена возможность детям раскрыть собственные потенциальные возможности, проявить личную инициативу, лидерство. Во-вторых, они получают опыт уникального взаимодействия с государственными и общественными структурами. В-третьих, активная деятельность помогает членам детской организации определить свою позицию относительно общественно выработанной системы ценностей.
Воспитательные возможности детской организации обусловлены принципами добровольного включения в различные виды социально-ценной деятельности, правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем, осознанием собственной социальной защищенности, неформальностью и нестандартностью содержания деятельности, целенаправленным использованием обучения как средства достижения социально-значимых целей и личностного роста.
В расширении социальных ориентаций воспитанников помогают программы авторских лагерей: «Соколенок», «Город Надежда». Это, своего рода, творческие лаборатории современных форм воспитательной деятельности. И многие педагогические коллективы видят в них верного помощника, исток творчества и самодеятельного потенциала детей, ресурс развития социально-педагогического творчества. Создание единого пространства - дети, педагоги, ученые КГУ им. Н.А. Некрасова, руководители сферы молодежной политики, коллективы УДО, лидеры детских и молодежных общественных объединений -это и главная цель и результат социально-педагогической деятельности. Это, в свою очередь, требует создания многоуровневых сетей взаимодействия и насыщения их программными продуктами: для лидеров общественных объединений, для педагогов, для школьников города и области. Исторически сложилось, что авторские лагеря - это кадровый ресурс региональной системы образования. Цепочка личностного продвижения может быть подкреплена сотнями жизненных примеров: участник программы лагеря - стажер -студент института педагогики и психологии - вожатый — методист - руководитель детского твор-
ческого объединения. И на определенном этапе профессионального продвижения создаются собственные творческие проекты: авторский лагерь «Кентавр» (Б.В. Куприянов), бизнес-лагерь «Корпорация» (Е.В. Жаров), образовательный проект: «Расширяем границы общения» (А.В. Метлин) и др.
В авторском образовательном лагере «Надежда» создана сконцентрированная во времени и пространстве модель государства, в котором есть власть, бизнес и экономика. Участники в течение лагерной смены проживают игровую, но насыщенную событиями и личными достижениями вторую свою жизнь.
Помимо практического опыта ведения бизнеса или управления экономикой игрового государства (владение и управление предприятиями, найм на работу в частные компании, действующие на территории молодежного бизнес лагеря, деятельность в правительстве игрового государства) участники лагеря отрабатывают практические навыки и получают бесценные знания в уникальных деловых играх, тренингах и мастер-классах.
Первая ступень - это обязательные занятия, которые проводят специалисты из ВУЗов города, работники костромских банков, предприниматели, их важное условие - практикоориентирован-ность.
Вторая ступень — это занятия на факультетах (по выбору): предпринимательство; история экономики и туристического бизнеса; государственное управление; дизайн; деньги, кредит, банки; журналистика; юриспруденция; реклама и маркетинг; психология общения; статистика; музыка и пластика.
Третья ступень - постановка цели на год. Дети включают фантазию на полную катушку, вспоминают все свои заветные мечты и выбирают самую важную для них цель - цель на год. При ее постановке ребята применяют все свои знания, полученные на занятиях по целеполаганию и на занятиях в университете.
Хочется сказать, что именно такая по структуре (три ступени обучения) и по содержанию
(общие занятия, занятия по факультетам, самостоятельная работа) система образования выбрана потому, что она позволяет научиться качественно ставить цели, связывать их с реальной жизнью, добиваться этих целей, тем самым активно участвуя в общественной жизни. В конце обучения ребятам предлагается применить эту схему к своей настоящей жизни, улучшив ту ее часть, которую они считают наиболее важной для себя, а общелагерные мероприятия выстроены таким образом, что образуют целостную систему роста ребенка и дают возможность ему проявиться. В совокупности образуется мощный блок подготовки ребенка к самостоятельной жизни и формированию жизненной позиции.
Важная особенность сегодняшнего дня в нашем учреждении — педагоги, вышедшие на путь создания собственного творческого продукта, не могут работать в одиночку. Сегодня время, когда новаторы объединяются в творческие сообщества. А мы всячески стараемся им помочь, организуя встречи, конференции, обмен опытом, конкурсы педагогического мастерства. Прекрасно понимая, что новое за молодыми педагогами, создали областную лабораторию молодых педагогов, деятельность которых оказывает влияние на развитие социально-педагогического творчества в регионе, повернули педагогов к программно-целевому проектированию, где в центре стоит ребенок и его развитие. Считаем, удивительный сплав мудрости и молодости - важнейший источник преобразований в системе дополнительного образования.
Уверенно смотрим в завтрашний день, т.к. знаем, что без дополнительного образования, без развития социально-педагогического потенциала ключевые задачи образования решить нельзя. Именно в нашей системе присутствует вариативность и возможность для творческих проявлений и развития ребенка. И этот животворный родник стал особенно значимым сегодня, когда на первый план выдвигается задача воспитания личности, способной творчески жить и ответственно работать в условиях развивающегося общества.