Научная статья на тему 'Региональный опыт воспитания: состояние и тенденции развития'

Региональный опыт воспитания: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт воспитания: состояние и тенденции развития»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМЛ

А.А. Анохин

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Традиции воспитать в Костромской области в немалой степени заложены костромской научно-методической школой, а так же историко-педаш-гическим факультетом педагогического института имени Н.А.Некрасов. Еще не стерлись из памяти практика со дания сводных пионерских дружин и разновозрастных объе синений, продолжается проведение лагерных сборов и авторских лагерей «Комсорг», «Соколенок», «Надежда», «Кентавр» и фугих. Сегодня в области не только сохранились сложившиеся ранее традиции в воспитании подрастающего поколения, не и происходит их развитие применительно к новым социокультурным условиям.

В настоящее время в регионе сформировался единый межведомственный подход к реализации образовательной политики, характерно постоянное расширение круга ктивных субъектов воспитания-нового уровня их взаимодействия, развитие социально-педагогической инициативы, восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных 1р;,ждан

Понимание состояния и тенденций развития воспитания в регионе невозможно представить без ценностных ориентиров, определяющих его основные направления. г^то, прежде всего:

- воаштание у школьников патриотических чувств,

- туховно-нравственное воспитание учащихся,

- формирование опыта гражданского поведения и вос.штание правовой грамотности подростков и учащейся молодежи

- воспитание физически здоровой личности, профилактика аддиктив* ого поведения,

- воспитание экономически компетентной личности,

- включение школьников в исследовательскую деятельность.

Конечно, это далеко не полный перечень направлений воспитательной деятельности, однако сегодня названные аспекты представляются наиболее существенными.

Рассматривая все многообразие регионально-

го опыта воспитания, можно воспо п. юваться следующей схемой:

- опыт реализации областных программ как механизм управления региональной системой воспитания учащихся через межведомственные программы, отраслевые программы департаментов и ведомств, общественно-государственные программы;

- опыт формирования территориальных систем воспитания в 1 ородских округах и муниципальных районах костромской области;

- опыт воспиюния в учоеждениях общего, дополни! ельного и профессионального образования;

- опыт воспитания в профессиональной деятельности учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образовали'

В нашей области определена государственная стратегия воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через региональные программы по патриотическому воспитанию по поддержке одаренных детей, детских общественных организаций, по профилактике правонарушений, преступлений и злпу потреблению наркотиками, по безнадзорности и ряд других.

Среди программ, реализуемых департаментом образования и науки Костромской области, особое место занимае. Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее». В рамках данной программы удается консолидировать возможности образовательных учреждений общего и профессионального образования. исследовательских организаций, научных сообществ в решении такой важной задачи как включение учащихся н научно-исследовательскую деятельность. За 10 лет реализации программы в ней приняли участие около четырех тысяч .«гало-дых исследователей, более 700 стали дипломантами областного и Всероссийского уровня, свыше 600 исследований опубликованы в ежегодном сборнике научно-исследовательских рабо. молодых ученых Костромской области. 117 талантливых исследователей приняли участие в конкурсе на присуждение фантов губернатопа Костромской области молодым ученым. Начиная с 1999 года, при-

© А.А. Анохин, 2007

5

суждено 54 гранта. За 2 последних года 3 дипломанта сталь лауреатами Премии Президента России по подь :ржке талантливой молодежи в рам ках приоритетного национального проекта «Образование».

Относительно новой формой организации воспитания следует считать региональный проект «Ученик года». Участниками проекта являются выпускники 9-х,11-х классов. Программа включает выполнение учащимися интеллектуально-творческих заданий, защиту творческих проектов, интеллектуальные, спортивные, музыкально-танцевальные конкурсы. Проект осуществляется с целью выя» пения среди учащихся общеобразовательных школ области ярких, разносторонне развитых личностей, стремящихся к самореализации и саморазвитию, формированию активной жизненной позиции.

Наиболее ярко достоинства совместных усилий государства, бизнеса, общественных объединений в вопросах воспитания школьников проявляются в программе «Надежда России». Сильной стороной данной программы является включение учащихся, руководителей школ и педагогов в социальное проектирование, возможности реализовать потенциалы социального партнерства.

Проект Костромского областного дворца творчества детей и молодежи был направлен для участия во Всероссийской акции «Я - гражданин России» и стал лауреатом, а капитан команды Шибаева Евгения, получила грант Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой молодежи

Патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений осуществляется ^епаота-менпм образования и науки в соответствии с областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области на 2006-2010 годы», совместно с муниципальными органами управления образованием в тесном взаимодействии с командованием костромского гарнизона, военным комиссариатом области, комитетом по делам молодежи, областным советом ветеранов и другими государственными и общественными организациями.

В общеобразовательных учреждениях созданы и действуют 310 детско-ветеранских ооганиза-ций «Победа», которые проводят раооту по сбору информации о героях-костромичах, ветеранах Ве-

ликой Отечественной войны, организуют работу тимуровских и поисковых отрядов, благоустрак вают памятники погибшим воинам.

Ежегодно проводится исгорико-краеведческая акция «Ищу героя», областная военно-спортивная игра «Зарница-Победа», военно-спортивные соревнования по многоборью «К защита Родины готов», военно-патриотическая игра «Служу Отечеству» на приз Героя Советски!о Союза Г.И.Гузанова, конкурсы солдатской песни, )бластная спартакиада допризывной молодежи, партакиада допризывной молодежи Центрального Федерального округа, другие мероприятия, направленные на подготовку юношей к службе в рядах Вооруженных Сил.

В учреждениях образования созданы и работают 208 музеев и комнат боевой и трудовой славы. Действуют военно-спортивные клубы: «Детский морской центра центр внешкольной работы «Берку!» г. Костромы.

В 90-е годы в России стали возрождаться традиции «кадетского воспитания». В разных уголках страны были открыты кадетские классы, кадетские школы-интернаты, кадетские корпуса при образовательных учреждениях и воинских частях. Традиция возродилась и на Костромской земле.

В 1994 году начался эксперимент по профильному военно-профессиональному обучению и патриотическому воспитанию юношей. На базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 35 города Костромы и Костромского высшего военного командного училища химической защиты (КВВКУХЗ) были открыты классы военно-профессиональной ориентации, а в мае 2000 года образован Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус. В настоящее время кадетские классы действую! в таких образовательных учреждениях как школы № 7, 8 школа-интернат №3 города Костромы.

Как показывав осмысление регионального опыта, содержание кадетского воспитания включает выявление и стимулирование развития потеь циальных способностей юношей, укрепление их здоровья и нравственное закаливание, формирование полезных привычек, ознакомление с исто-рико-кулыурными ценностями народа и традициями армии и флотг наполнение позитивным со-деожанием свободного времени.

Открытие в Костроме Военной Академии РХБЗ им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко создает дополнительные перспективы развития региональной системы кадетского воспита-

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2007, Том 13

ния.

Сегодня можно говорить о конкретных результатах реализации программы патриигического воспитания. Ребята охотно идут служить в армию. Многих из них отбирают служить на флот, в президентский полк, пограничные и, фугие .шитные войска.

О. ним из основных приоритетов является ду-ховно-нравстъенное воспитание подрастающего поколения В этой деятельности мы опираемся на соглашение о сотр) щичестве между администрацией Костромской области и Костромской епархией Русской пра ¿ославной церкви.

Одной из форм сотрудничества религиозного и светского ооразования сшли образовательные педагогические чтения, которые за эти годы были проведены пра! гически во всех муницип; 1ьных образованиях области. За последние 2 года состоялись Тимоновские образовахельные чтения в Ка-дыйском районе, Спиридоновские в г. Нея, Тихоновские в г. Волгореченске, Варнавинские в Ша-рье. Ежегодно проводится научно-практическая конференция, посвященная памяти святых равно-апостс чьных Кирилла и Мефодия. В тгом году она прошла особенно плодотворно. В ней приняли участие студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся учреждений начального профессионального образования и общеобразовательных школ, которые выступили на конференции со своими исследовательскими работами на тему «Моя малая родина».

Взаимодействие органов образования и церкви проявляется в реализации таких региональных проектов, как фестиваль детского гворчесгва «Вифлеемская звезда», областные конкурсы учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, учреждений допоишительного образования <Моя малая родина», «Святыни земли Костромской», фестиваль духовной музыки и колокольных звонов, посвященный памяти преподобного Пахомия Нерехтского.

С целью приобщения подрастающего поколения к традиционным, духовным, нравственным и культурным ценнос!ЯМ Отечества, воспитания патриотизма и любви к °одине в учебный процесс обрячова 1 сльных учреждений Костромской области была введена социокультурная программа «Истоки». Одна из главных задач в реализации «Истоков» - организация совместной деятельности ученика, его семьи, учителя по формированию духов-

ности и нравственности юного гражданина. В текущем учебног i году данный предмет ведётся в 3 75 из 426 школ области, его изучают более 75? о школьников вторых-седьмых классов. С 2007 г. осуществляется введение программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольных образовательны учреждениях области. В на-ноящий момент они приняты к работе более чем в 20 % дошкольных > чреждений. С 2008 года начнётся введение в учебные планы учреждении на-<ального профессионального образования Костромской области учебного курса «Истоки мастерства».

С целью демонстрации практического опыта педагогов планир^гся создание областны с опорных площадок по программе «Социокультурные истоки» на базе муниципальной основной общеобразовательной школы № 4 им. Ф.Н.Красовского г. Галича, Печенкинской основной школы Шарь-инского района, а также в г. Нерехте да в ноябре 2007 года состоялся Всероссийский семинар для учителей истоковедения.

Более 75% школ Костромской области являются сельскими. В инстигте повышения квалификации работает лаборатория «Сельская школа». Традиционным направлением воспитания в сельских школах области является трудовое. Около полувека на оазе этих школ работают учебно-трудовые бригады и школьные лесничества.

Сегодня ситуация в сельском хозяйстве региона не простая. Сельскохозяйственные предприятия и предприятия лесопр э мы пшенного комплекса не могут поддерживать школы в том виде, как это было в 60-80-е годы. Несмотря на это в регионе продолжает не только сохраняться, но и развиваться позитивный опыт деятельности трудовых объединений.

В соответствии с постановлением губернатора Костромской области «Об ученических трудовых бригадах в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности», большую организационно-методическую работу проводит областная станция юных натуралистов, в частности, восстановлена практика областных конкурсов юных полеводов, жиьотноводов, садоводов, опощевоцов.

Активно работают растениеводческие трудовые объединения Чухломского, Мантуровского, Га-личского, Нейского, Буйского, Красносельского, Костромского районов. Популярным остается выращивание саженцев, расчистка леса на телянках

Педагогию Психология. Социальная pa6oia. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007

школьными лесничествами. В данной сфере трудятся более, зух десятков бригад Межевского, Ней-ского, Макарьевского, Шарьинского и др. районов области.

Анализ опыта трудовых объединений Спасской общеобразовательной основной шкот Ман-туровского района, Гагаринского школьного лесничества Буйского района, Марьинской и Космы-нинской школ Нерехтского района позволяет утверждать, что сешдня ключевыми ориентирами воспитания в трудовых объединениях учащихся являются воспитание грамотных гтриродопользо-вателей, современных экономически компетентных бизнесменов, готовых адаптироваться и на селе, и а городе. Данное обстоятельство доказывает диссертационное исследование бывшего дирек-хора Марьинской, а ныне школы № 4 г. Нерехтт Пополитовой Ольги Витальевны.

В содержание работы школьных трудовых объединений Костромско" области входят:

- маркетинговые исследования, составление бизнес-плана на год, экономические расчеты, организация грамотной реализации произведенной продукции

- гуманитарная помощь пожилым с^мнам выращенной учащимися сельхозпродукт,,—й,

- ландшафтный дизайн, строительство дендрариев, альпийских горок,

- сортоизучение, экологические исследования.

Инпересен опыт создания на базе Марьинской

школы летней био-опытной базы городской средней школы № 4 г. Нерехты. Заслуживает специально!. проработки предложение о создании в Костромской области федеральной экспериментальной площадки по проблемам организации деятельности ученических трудовых бригад в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. Любопытную идею о создании кооперативной сети сбыта сельхозпродукции школьных учебно-трудовых бригад высказали участники круглого стола, состоявшегося 30 октября 2007 года.

Серьезное внимание уделяется в области физическом}' оспитанию. Согласно постановлению губернатора в обпасти четвертый год проводится летняя спартакиад а шкпцьников. В 2008 году впервые за последние годы будет проведена зимняя спартакиада школьников и спартакиада учащиеся начального профессионального образования. Проводятся Президентские состязания. С 2004 года на гаэиобретение спортивного оборудования школам

области выделено 22,5 млн. рублей.

Еще одним важным аспектом воспитания следует назвать опыт экономического воспитания старшеклассников. Значительных успехов в указанном направлении добились педагоги Костромского областного дворца творчества детей и молодежи. Во Дворце реализуется дополнительная оора-зоватегьная программа '(Школа экономики, бизнеса, права». Учебная про.рамма Шкилы расширяет и обогащает кругозор учащегося, увеличивает объем и качество знаний по различным предметам, которых не вс^етишь в программе общеобразовательной школы: основы менеджмента, финансы и банковское дело, психология делового общения, деловой аныийскии, основы маркетинга и др.

Кроме этого, содержание программы Школы экономики, бизнеса и права позволяет использовать нестандарта 1е формы и методы обучения и воспитания. Участие ребят в деловых и организационно, ;еятелъноотных играх, олимпиадах по экономике и основам потребительских знаний, интернет-олимпиаде, конференциях, конкурсах социальных и предп}. инимачельских проектов, тренингах командообрг^ования и личностного роста обеспечивает каждому старшекласснику возможность осуществить пробу сил, выбрать свою нишу в социальной реальности, внести коррективы в свои жизненные планы.

Особое внимание уделяется подготовке научно-исследовательской работы. Объектом исследования зачастую являются реально действующие предприятия на территории Костромской области, на которых ребята проходят практику.

Выпускники Школы экономики, бизнеса и права не только уверенно выбираюг будущую профессию и род деятельности, но и сгановятся целе/ст-ре\< ленными, ответственными и коммуникабг :ь-ньгми лодьми, умеют работать в команде и принимать эффективные решения.

Новым явлением в организации воспитания школьников можно назвать сетевое взаимодействие обпазовательных учреждений различных му-ншплтальных образований. В рамках «Корпоративной сети Чухлома-Галич», в котором участвуют школы Чухломского. Галичского. Парфеньевско-го районов, г. Галича и 1 имназия №15 г. Костромы, были разработаны и проведены локальные проекты: «Виртуальный музей», «Медиацентр», «Экологическая тропа», «Виртуальное паломничество: святые места Костромской области», сетевая

8

ВестникКГУ им. Н.А. Некрасо а, 2007, Том 13

виртуальная игра «Зарница». Иь гернет-акции -«Чухломичи и Галичан», фрошу». «Помоги ветерану». Ребята искали информацию о своих земляках, тружениках тыла и фронтовиках, най, генную информацию размещали на сайте чиртуального музея корпоративной сети, общались друг с лру-гом через Интернет. Интернет-акции позволили подросткам включться в социально-значимую деятельность.

В рамках областного эксперимента по теме «Модель интерактивной телекоммуникационной подчержки образовательного процесса» на базе средней школы № 5 г. Костромы проводится комплекс мероприятий по адаптации форм организации внеурочной деятельности учащихся посредством 1,истанционных средств. V частниками сетевого ьзаимодействия стати коллективы 14 школ из м^ншщпальных образований области (от Нсрех-ты до Вохмы).

В основу эксперимента положена идея интерактивной телекоммуникационной поддержки жизнедеятельн кг и школы, которую можно транслировать на образовательные учреждения Костромской области. Построенная модель позволи :а организовать целенаправленно'* взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся меж, (у собой посредством компью.ерных телекоммуникаций.

Хорошо просматривается эффективность воспитания в проекте сетевого взаимодействия образовательных учреж тений в организации допрофес-сиональной, профессиональной подготовки и профильного обучения школьников. Участие в данном проекте принимают школы Ней и Нейского района, Парфеньевского и Чухломского районов, профессиональный лицей № 23 г. Чухломы и Костромской лесомеханический колледж. Идея проекта состоит в воспитании сельского жителя, хото-рому присуши современное образование, социально-профессиональная мобильность, трудолюбие и работоспособность, любовь и уважение к родному краю.

В городских округах и муниципальных районах области происходит формирование территориальных систем воспитания В этом направлении продуктивно работают муниципальные образования городов Волгореченска, Галича, Шарьи, Не-рехты, а также Костромского, Нерехтского, Парфеньевского Шарьинского муниципальных районов.

Заслуживает внимания работа Нерехтской дет-

ской общественной организации «Новое поколение», соэ данной шесть лет назад 1етьми и взрослыми. На сегодняшний день это организация, насчитывающая более 400 подростков, объединенных в 20 команд, действующих на базах школ и дома творчества юных «Автограф» г. Нерехты. Работа «Нового поколения» строится на реглиза-ции общественно-значимых проектов, к финансированию которых привлекается частный бизнес, благотворительные фонды Члены организации «Новое поколение» жители малого города и поэтому в их поведении проявляются, характерные для жителей этого типа поселений, соборность, общинность, склонность к коллективному оеше-нию проблем. Юным нерехтчанам присуще эсно-ьательное. ответственное хозяйское отношение к окружающему миру. Их основное кредо: «Я смотрю вокруг и примечаю, что нужно подправить, обустроить, улучшить, что нужно решать всем миром». Общественная деятельность детей и взрослы к поддерживается муницин^ьными органами власти, выстроен круг деловых партнеров и структура сотрудничества, в которую входят все школы города.

В настоящее время все больше школ области выходит на уровень программирования, создания воспитательных систем. Назову наиоолее интересные адреса. Обучение и воспитание школьников в рамках содержательных моделей «Русск я школа» обеспечивают средние школы № 41 г. Костромы и № 4 г. Нерехты. Модель «Школа - центр исолого краеведческого образования» характерна для ряда школ Кадыйского и Чухломского районов. «Шко ла крестьянское хозяйство» реализуется в практике Марьинской основной школы Нерехтского района.

По итогам третьего Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных. учреждениях» шпломантами стали средние школы № 14 и № 29 г. Костромы, Юрьевская основная школа Островского района, Самет-ская основная школа Костромского района, политехнический колледж, детско-юношеский центр «Ровесник» г. Костромы.

Важным компонентом реализации Национального проекта «Образование) в Костромской области является разработка и осуществление программы мониторинга деятельности классных руководителей. Идея программы мониторинга состоит в повышении качества воспитательной работы в школе за счет совершенствования планирования оаботы классного руководителя и создания обше-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетикя № 4, 2007

9

го (для администрации и работника) поля оценки деятельности. Объект мониторинга - сознательна* постановка и решение классным руководителем задач в воспитательной деятельности с классом.

Деятельность в данном направлении осуществлялась в несколько этапов

- в июле 2006 года проектной группой разработан первый вариант программы,

- в октябре - декабре 2006 года осуществлялось пробное проведение мониторинга в пяти образовательных учреждениях,

- в феврале - мае 2007 года проведение мониторинга плана работы классного руководителя осуществлялось в 19 муниципэпьны" образованиях, в 74 об щеобразовательных учреждениях с численностью учащи>ся более 100 человек. В мониторинге приняло участие более 900 классных руководителей,

- в сентябре - ноябре 2007 года прошел отбор тридцати образовательных учреждений и состоялось игкрытие областной площа; ки оилтно-экс-гериментальной работы.

По результатам внедрения программы мониторинга можно отметить, что в регионе формируется система норм деятельности классного руко-юдителя путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся.

Р ализация программы мониторинга обозначила тенденции, позволила сформулировать актуальные проблемы. Судя по анализу полученных

материалов, наибольшее внимание классные руководители "деляют обеспечению реализации образовательных программ по традиционным набавлениям воспитания: воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности. Наиболее общими проблемными зонами в планировании работы классного руководителя видится целеполагание, разработка авто 'СКИХ программ воспитательной работы с классом.

Костромская область, одна из первых, разработала и предложила возможный вариант мониторинга деятельности классного руководителя. Интерес, вызванный разработкой костромских исследователей и пракгиков, выражается в том, что программа мониторинга широко опубликована в таких российских журналах как: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Спутник классно! и руководителя», «Директор школы» «Образование я общество,..

Таковы лишь основные направления и тенденции развития воспитания в Костромской области. В каждом муниципальном образовании, во многих образовательных учреждениях можно обнаружить немало интересных находок, уникальных подходов к организации воспигательного процесса. В постановке воспитания растущего поколения ^появляется социально-активная позиция, инициатива, творческое отношение к работ« педагогов-воспитателей.

О.С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В ГОРОДСКОМ СОЦИУМЕ

Анализ социокультурной, экономической, воспитательной ситуации в городе Костроме, ожиданий педагогической общественности, зап росов детей и их родителей, анализ современных подходов в педагогической науке позволили на городской авгу стовской конференции 1999 г. выдвинуть в качестве стратегической цели -создание единого воспитательного пространства в городском социуме. Достижение этой цели предполагает развитие каждого ребенка как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, способного к включению в социальные от-

ношения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, к творческому саморазвитию и обогащению материально-духовной куль-чуры. Это положение было зафиксировано в соответствующем разделе «Программы совершенствования системы образ звания в г. Костроме до 2005 г.».

В системе общего образования г. Костромы сегодня действует 27 МОУ СОШ; 5 гимназий, 5 лицеев, 2 спецшколы 3 вечерних (сменных) школы, одна школа-интернат, т.е. 43 учреждения, которые объединяют около 24 тысяч учащихся.

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007 Том 13

© О С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая, 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.