Научная статья на тему 'Опыт создания единого воспитательного пространства в городском социуме'

Опыт создания единого воспитательного пространства в городском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Ольга Сергеевна, Ижицкая Людмила Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт создания единого воспитательного пространства в городском социуме»

го (для администрации и работника) поля оценки деятельности. Объект мониторинга - сознательна* постановка и решение классным руководителем задач в воспитательной деятельности с классом.

Деятельность в данном направлении осуществлялась в несколько этапов

- в июле 2006 года проектной группой разработан первый вариант программы,

- в октябре - декабре 2006 года осуществлялось пробное проведение мониторинга в пяти образовательных учреждениях,

- в феврале - мае 2007 года проведение мониторинга плана работы классного руководителя осуществлялось в 19 муниципэпьны" образованиях, в 74 об щеобразовательных учреждениях с численностью учащи>ся более 100 человек. В мониторинге приняло участие более 900 классных руководителей,

- в сентябре - ноябре 2007 года прошел отбор тридцати образовательных учреждений и состоялось игкрытие областной площа; ки оилтно-экс-гериментальной работы.

По результатам внедрения программы мониторинга можно отметить, что в регионе формируется система норм деятельности классного руко-юдителя путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся.

Р ализация программы мониторинга обозначила тенденции, позволила сформулировать актуальные проблемы. Судя по анализу полученных

материалов, наибольшее внимание классные руководители "деляют обеспечению реализации образовательных программ по традиционным набавлениям воспитания: воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности. Наиболее общими проблемными зонами в планировании работы классного руководителя видится целеполагание, разработка авто 'ских программ воспитательной работы с классом.

Костромская область, одна из первых, разработала и предложила возможный вариант мониторинга деятельности классного руководителя. Интерес, вызванный разработкой костромских исследователей и пракгиков, выражается в том, что программа мониторинга широко опубликована в таких российских журналах как: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Спутник классно! и руководителя», «Директор школы» «Образование я общество,..

Таковы лишь основные направления и тенденции развития воспитания в Костромской области. В каждом муниципальном образовании, во многих образовательных учреждениях можно обнаружить немало интересных находок, уникальных подходов к организации воспигательного процесса. В постановке воспитания растущего поколения ^появляется социально-активная позиция, инициатива, творческое отношение к работ« педагогов-воспитателей.

О.С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В ГОРОДСКОМ СОЦИУМЕ

Анализ социокультурной, экономической, воспитательной ситуации в городе Костроме, ожиданий педагогической общественности, зап росов детей и их родителей, анализ современных подходов в педагогической науке позволили на городской авгу стовской конференции 1999 г. выдвинуть в качестве стратегической цели -создание единого воспитательного пространства в городском социуме. Достижение этой цели предполагает развитие каждого ребенка как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, способного к включению в социальные от-

ношения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, к творческому саморазвитию и обогащению материально-духовной куль-чуры. Это положение было зафиксировано в соответствующем разделе «Программы совершенствования системы образ звания в г. Костроме до 2005 г.».

В системе общего образования г. Костромы сегодня действует 27 МОУ СОШ; 5 гимназий, 5 лицеев, 2 спецшколы 3 вечерних (сменных) школы, одна школа-интернат, т.е. 43 учреждения, которые объединяют около 24 тысяч учащихся.

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007 Том 13

© О С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая, 2007

Активно работают детьми приоритетно школьного возраста и 15 учреждений дополнительного образования.

Почти за семь лет целенаправленной деятельности в городе сложился определенный опьп создания и развития единого воспичатель-ного пространства.

В образовательных учреждениях отрабатывались со дер жате- . ь но - де яте л ь но стны е, научно-методические, нормативно-правовые, информационные, кадровые, финансово-экономические и др. механизмы воспитания.

Сложились важнейшие направления воспитательной работы, которые нашли отражение в комплексных программах и подпрограммах воспитания. По эфициальнь г чанным администраций оОщеобразовательных учреждений в школах, лицеях и гимназиях сегодня реализуется 162 программы воспитания. В каждом образовательном учреждении разработаны программы охватывающие все направления жизнедеятельности учащихся. Специализированные пошрограммы «Здоровье» ре ал и-,уют 17% учреждений, подпрограммы по гражданскому и патриотическому воспитании- - 16%; по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних - 9%; подпрограммы «Семья» - 8%; организации летнего труда и отдыха детей - 7%; программы дополнительного образования - 7; работы с одаренными детьми - 6; профориентации учащихся - 4%; иные - 7,4%.

Воспитательная работа в городе выстраивается вокру«' зажнейших общественно-исторических событий. Так, в 2001-2002 учебном году эта работа была посвящена празднованию 850-летия г. Костромы, в 2003-2004 - оО-тию образования Костромской области, в 2004-2005 гг. -60-летию Великой Победы, в 2006-2007 гг - 855-летию города.

1 радиционным стало участие § чащихся школ и воспитанников УДО в международных, общероссийских; межрегиональных: региональных мероприятиях (фестивалях, турнирах, соревно ваниях, слетах).

В городе сохранена сеть учреждений дополнительного образования. В 15 учреждениях дополнительного образования занимается более 18 тысяч человек. Посещаемость кружков декоративно-прикладной направленности в 2006-2007 уч. году по сравнению с 2002-2003 уч. годом увеличилась на 5,8% кружков эколого-биологичес-

кого профиля - на 1,5%; туристско-краемедчес-кого - на 1,7%; художественного творчеств*! на 9,1%, занятосп- детей в спортивных кружках -на 6,8%, предметных - на 10%. В нас .оящее время наиболее высоким среди учащихся является рейтинг дополнительных образовательных услуг, предлагаемых в предметных кружках (30,1%), кружках художественного творчества (27,0%), а также в спортивных секциях (18,7%).

пасширение временной протяженности воспитательного пространства происходит за счет организации летней занятости детей.

В период с 2003-2004 по 2006-2007 уч. год, несколько увеличивается количество цетей, посещающих лагеря с дневным пребыванием (с 11,3 до 13%), прежде всего, на базе общеобразовательных школ (с 8,9 до 10,7%); на 12,8% увеличивается количество ^ чащихся, охваченных другими формами занятости (с 78,5% в 20032004 до 91,3% в 2006-2007 уч. году), а также количество тех ребят, которые оыли индивидуально трудоустроены (с 11,2 в 2003-2004 до 14,3%-в 2006 -2007 уч. го ту).

В период с 1999 по 2007 гг: Управлением образования, ГМЦ, педагогическими коллективами образовательных учреждений серьезное внимание уделялось совершенствованию научно-методических, нормативно-правовых и информационных основ воспитания.

Одним из направлений совершенствования научно-методических основ воспитания являются участие представителей воспитательного корпуса в научных, научно-методических и научно-практических собраниях и встречах (форумах, конференциях, семинарах"1 м ждународного, российскою, межрегионального уровней. За последние два года педагоги-воспитатели участвовали в 12 региональных, межрегиональных и окружных, в 12 всероссийских и 4-х международных собраниях и конференциях по проблемам воспитания детей и молодежи.

За период с 1999 по 2007 гг. существенно обновлены научно-методические материалы по организации и совершенствованию воспитательной работы в образовательных учреждениях. Подготовлены и опубликованы несколько сборников методических материалов по проблемам воспитания.

Разработкой научно-методических материалов по проблемам воспитания занимаются сегодня непосредственно педагогические коллективы

ОУ. Так, за последние три года 76% общеобразовательных учреждений огразили свой опыт вое питания в различных сборниках брошюрах. Новой приметой научно-методической раооты образовательных учреждений в современных условиях является стремление педагогов отразить свой опыт, видение решения той или иной проблемы воспитательной практики на страницах научно-методических журналов.

Деятельность по совершенствованию научно-методических оснований воспитательной работы выражалась также в участии педагогов школ и УДО в городских, областных конкурсах педагогического мастерства.

В 2007 г. впервые в Костроме и области был проведен конкурс педагогического мастерства «Учитель года» в номинации «Наш классный -самый классный». В городе в нем приняли участие 19 педагогов от 19 общеобразовательных учреждений. Десять из чих стали победителями городского конкурса и получили гранты главы самоуправления горе ча Костромы, а в регионе четыре классных руководителя также завоевали призовые места.

В этот период осуществлялось участие педагогических коллективов школ и УДО в конкурсах воспитательных программ, воспитательных систем городского, регионального, федерального уровней. В прошлом году победителями в различных конкурсах регионального уровня стало 51 обргзовательное учреждение, межрегиональных - 11 всероссийских - 17.

За два года для города и региона представителями 18 ОУ было проведено 42 семинара, встречи, демонстрационные площадки.

Показателем совершенствования научно-методических механизмов воспитания является использование новых информационных технологий в организации воспитательной работы. Информационно-коммуникативные технологии используются в настоящее время в методической работе по проблемам воспитания в 90% ОУ, непосредственно в воспитательной работе - в 83% общеобразовательных учреждениях.

Объектом внимания Управления образование админ! [страции г. Костромы является совершенствование кадровых основ воспитание механизмов стимулирования и мотивации деятельности педагогов - воспитателей.

Корпус заместителей директоров школ по воспитательной работе на протяжении пяти лет

постоянно обновлялся. К 1 сентября 2005 года у 54% организаторов воспитания в школа:, стаж составил всего 1 -2 года. К 1 сентября 2007 года 28% заместителей директоров школ по воспитательной работе впервые приступили к выполнению до пкностных обязанностей, еще 28% - именм стаж работы в этой должности 2-3- года, 44% -свыше 3-5-ти лет.

Подобная динамика pj ководителей воспитательной службы школ создает проблему качественной подготовки специалистов этой категории. Повышение ква^фикации кадров осуществлялось через 1 МЦ; КОИПКРО; обмен огы-том работы; самообразование За два последних года курсы повышения квалификации прошли 119 педагогов - воспитателей (заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги - организаторы, социальные педагоги, классные руководители) из 19 школ города.

В ряде образовательных учреждений разработана прозрачная система стимулирования воспитательной работы классны> руководителей, других работников воспитательной службы. Отметим, что определенные условия для поддержки деятельности воспитательной службы образовательных учреждений создаются Управлением образования администрации г. Костромы. Финансирование организации юродских воспитательных мероприятий, участия детей и педагогов в конкурсах различных уровней в 2005 г. составило примерно 600000 рублей, в 2006 г. -130000# руйлей, в 2007 г. - 1700000 рублей.

Одновременно с укреплением воспитательных функций образовательных учреждений города воспитательная служба приступила к созданию единого воспитательного пространства в городском социуме.

Современное состояние воспитательного пространства в городе характеризую! следующие положения.

Первое. Наличие реальных субъектов создания и развития воспитательного пространства в городском социуме. По чанным образовательных учреждений к началу 2005-2006 уч. года субъектами создания воспитательного пространства явились свыше 180 коллективных участников. В настоящее время по данным администраций ОУ в качестве участников выступают свыше 2и0 социальных организаций, их структур и подразделений.

При этом на уровне Управления образования

12

ЗестникКГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13

администрации г. Костромы договоры о сотрудничестве и планы совместной деятельности имеются с 9 партнерами: Управлением ГИБДД УВД по Костромской области; Управлением федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Костромской области, Управлением внутренних дел Костромской области; Комиссией по делам несовершеннолетних и зашиты их пр?в Управления образования администрации г. Костромы и т.д.

Второе. Развитие воспитательного пространства осуществляется в логике: от воспитательных пространств в микрорайонах - к воспитательному пространству города. 83% общеобразовательных учреждения работают над созданием воспитательных пространств в микрорайонах школ.

Третье. Если к началу 2005 - 2006 уч. г. развернутые договорные отношения с партнерами по созданию единого воспитательного пространства в микрорайоне были установлены рядом педагогических коллективов ОУ, то в 2007 г. подписание договоров о сотрудничестве является широко распространенной практикой.

Четвертое. В тинам икс установления контактов между социальными учреждениями и организациями в период с 1999 по 2005 гг. наблюдалась различная интенсивность, в частности, пик а.сгивности ОУ приходился на 1999, 2000, 2001 гг.); в настоящее время интенсивность взаимодействия не снижается а приобретает новый импульс.

Пятое. Процесс создания воспитательных пространств в микпорайонах школ приобретает сегодня четкую направленность. Неслучайно на базе образователпных учреждений создаются координационные советы по формированию воспитательных пространств.

При главе самоуправления г. Костромы вопросы развития воспитания, создания единого воспитательного пространства регулируются через Комиссию по организации и проведению массовых просветительских, театрально-зрелищных, споптивных и рекламных мероприятий при Администрации г. Костромы; Городской координационный совет по вопросам организации летнего груда и отдыха детей и подростков г. Костромы.

Шестое. На протяжении семи лет педагогическими коллективами отрабатывались методики взаимодействия с различными социальными партнерами: общеобразовательное учреждение -

УДО: ОУ УДО - семья; ОУ, УДО - учащиеся и их объединения; ОУ УДО - правоохранительные органы и пр

Таким образом, в развитии воспитательного пространства в городском социуме осуществлен переход от «формального» уровня взаимодействия социальных паптнеров к «технологическому», от модели «сосуществование» к модели «содействие», о чем свидетельствуют следующие моменты:

- сформированы основные направления и формы сотрудничества;

- осуществляется переход от разовых акций и мероприятий к разработке долговременных программ сотрудничества во взаимодействии ОУ с другими структурами и организациями;

- разрабатываются нормативно-правовые основы социального партнерства, направленного на создание благоприятных условий для социализации детей и юношества;

- создаются координационные советы по формированию воспитательных пространств в микрорайонах школ; вопросы координации взаимодействия обраливательных, социально-культурных, правоохранительных и иных структур и организаций обсуждаются при главе самоуправления г. Костромы.

Перспектшная реализация принятой стратегии развития воспитания в юроде предполагает определение результатов создания единого воспитательного пространства в городском социуме ^та проблема заслужиьает серьезного обсуждения и глубокого осмысления

С нашей гочки зрения, результатами создания и развития единого воспитательного пространства в городском социуме можно считать три группы взаимосвязанных между собой результатов: результаты личностно ориентированные, результаты процессуальные, результаты продуктивные.

К процессуальным результатам, характеризующим качество деятельности различных социальных партнеров по созданию оптимальных условий для социализации и самореализации учащихся, можно отнести следующие позиции.

1. Во всех ОУ города созданы системы воспитательной работы, происходит постепенная эволюция педагогических систем учеоных заведений общего образования в гуманистические воспитательные системы. Какова динамика этого процесса? К началу 2005-2006 уч. года на эта-

пе разиаботки воспитательной системы находилось 18% образовательных учреждений; на этапе становления - 61%; стабильного развития, развернутой реализации концепции воспет* атель-ной системы - 19% ОУ; на этапе совершенствования - 2%.

2. Различным категориям детей предоставлены реальные возможности для освоения культуры и самореализации в разнообразных видах деятельности через систему дел, акций, мероприятий классного, школьного, городского и регионального уровней, систему дополнительного образования, через организацию летнего тр) да и отдыха.

Подтверждением этого можно считать достижения ребят в разнообразных конкурсах городского, регионального, федерального уровней. Так, в 2006-2007 уч. год)' победителями региональных конкурсов стали 179 человек, а 43 человека — победителями всероссийских конкурсов. Таким образом, если 222 ребенка были удостоены признания на региональном и всероссийском уровнях, то на городском уровне количество отмеченных наградами за участие в конкурсах ребят вырастае< на порядки. Например, только в конкурсе «Нарядим городскую елку » , прошлом году было награждено около 700 учащихся разных возрастных категорий.

Личностно-ориентированные результаты построения единого воспитательного пространства в городском социуме связаны с изменениями, которые происходят в личности ) чащихся, в их отношениях к миру людям, природе, самим себе.

Приведем только ряд аргументов, доказывающих результативность и правильность выбранной стратегии по созданию единого воспитательного пространства в городском социуме.

Во-первых, стабильно малым остается количество детей, состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете. Так, если в 2002-2003 уч. году на учете в ПДН состоя ю 0.9% учащихся, то в 2007-2008 уч. году это количество составляет 0,8% от общего количества учащихся. Одновременно снижаемся количество школьников, состоящих на внутришкольном учете с 2,7% в 20022003 уч. году до 1,6% в 2007-2008.

Во-вторых, особый интерес имеет отношение учащихся к тому, что происхо тит в школе и за ее пределами.

Поскольку все, что делается в городе по созданию воспитательного пространства, связано

именно с заботой о детях, постелью именно их точка зрения и является ведущей для оценки общей деятельности Чтобы узнать мнения ребят, в ноябре 2007 г. была сконструиро! ана анкета из 9 вопросов, семь из которых являлись открытыми В анкетировании приняли участие примерно 240 человек, т.е. 1% от генеральной совокупности, по 6 человек от каждого общеобразовательного учреждения, среди которых 3 мальчика (юноши) и 3 девочки (девушки), 2 человека - учащиеся начальной школы 2 - представители среднего звена еще 2 человека старшеклассники. Кроме того, организаторы опроса в ОУ должны были учесть, что участники анкеты должны были представлять все степени общественной активности школьного сообщества, т.е. один учащийся должен являться членом ДОО или ДВО. два других - посещать кружок или секцию, четверть^ - быть активным участником классных или школьных дел, пятый - школьником, который занимав' г исполнительскую позицию и чаще не участвус! в делах и мероприятиях школы и класса; шестой -состоять на внутришкольном учете. Опрос не репрезентативный, но позволяющий учесть мнения разных по активности и направленности ребят из всех округов города.

Чтобы выяснить отношение ребят к том), что делают педагогические коллективы в самих образовательных учреждениях, а также отношение учащихся к системе мероприятий по созданию воспитательного пространства в микрорайонах школ и в городе, респондентам оыло предложено ответит-' на 6 вопросов Что тебя и твоих одноклассников в вашей школе ра дует (огорчает)? Что тебя и твоих одноклассников в микрорайоне вашей школы радует (огорчает)? Что тебя и твоих одноклассников в нашем городе радует (огорчает)? Была обработана 131 анкета, в том числе 79 анкет мальчиков и 52 - девочек. Несмотря на то, что в статье приводятся данные не по всем анкетам ребят, тем не менее, общие тенденции в отношении учащихся к изучаемой проблеме уже проявляются цостаточ ю четко.

В школе ребят радуют: условия обучения, его материально-техническая база, такую точку зрения высказали 46,8% мальчиков и 53,8% девочек; взаимоотношения с педагогами (43 и 36,5% соответственно), внеурочная деятельность (25,3 и 38,4%); взаимоотношения между учащимися (17,7 и 17,3% соответственно), организациг дополнительного образования на базе школы (7,6

14

Вестник К ГУ им. Н А. Некрасова, 2007, Том 13

и 7,7%), организация питания, работа столовой (6,3 и 5.7%), бесплатный доступ к услугам Ин-тепнета (2,5 и 1,9%).

Таким образом, можно констатировать, что большинство ребят устраивает организация жизни в школе, они замечают существенные перемены в организации учебного процесса (50,3%), чувствуют себя комфортно в отношениях с учителями (39,8%), их радует возможность себя проявить во внеурочной деятельности и работе кружков, сту тдй и секций ^если суммировать данные, то в среднем такая занятость в школе устраивает 39,5% учащихся;. Наконец, часть ребят (17,5%) чувствует себя уверенно в отношениях с другими ребятами.

Почти пятая часть респондентов (19%, в том числе 22,7% ма ьчиков и 15,3% девочек) не на шла поводов для огорчений в школе. В то же время среди факторов, которые вызывают негативные чувства у других ребят, на первое место вышла позиция «условия обучения, материально-техническая база школы», об этом заявили 46,8% мальчиков и 48% девочек. Другими словами, детям и подросткам свойственен диалектический взгляд на происходящее, они видят плюсы и минусы в органи?ации деятельности образовательного учреждения. Вторым по значимости моментом, который вызывает огорчения учащихся, являются взаимоотношения между самими ребятами (18,45%, в том числе 13.9% мальчиков и 23,0% девочек). В отношениях с педагогами недостатки видят 8.9% опрошенных, в организации внеурочной деятельности - 5,35%, а работу кружков, секции, студий считают идеальной, поскольку они не делают никаких замечаний по тому поводу.

Если суммировать полученные данные (то, что ребят радует и соответственно огорчает в ОУ), то можно сделать вывод, что в целом организация воспитательной работы (дополнительного образования, взаимодействие детей и взрослых устраивает оольшинствп школьников.

Поскольку педагогические коллективы совместно со своими партнерами проводят большую работу по педагогизации среды в микрорайонах ОУ, постольку интерес представляет мнения ребят о том, как они оценивают ситуацию в ближайшем социальном окружении.

В рейтинге позитивных составляющих жизни пебят в микрорайоне по месту кительства первое место занимает организация досуга детей и

молодежи (об этом высказались 48,65% опрошенных, в том числе 49,3% мальчиков и ч8,0% девочек), второе - благоустгюйство района (24,8%, соответственно 22,7% мальчиков и 26,9% девочек), третье ■ отношения между людьми; поведение окружающих (12,0%) и наличие магазинов (11,75%), четвертое (5,7%) - расположение микрорайона, шестое (5.)%) - окружающая природа.

В то же время школьники отметили, что не все в микрорайоне их радует. Среди причин такого отношения были перечислены следующие моменты: благоустройство района, работа ЖКХ (38.9%), организация досуга детей и молодежи (18,8%), отношения между людьми: поведение окружающих, рост преступности, наркомании (18.1%), транспортные проблемы, благоустройство дорог (16.2%). природа, а точнее, наличие бездомных живошых (5,4%) 19% респондентов не нашли поводов для огорчений.

Анализ данных показывает что почти 50% респондентов довольны организацией досуга в своем микрорайоне, т.е. дети, подростки, юноши имеют возможности аля самореализации, для занятий различными видами деятельности по месту жительства. Приведем цитаты из отвегов ребят на вопрос «Что тебя и твоих друзей, одноклассников радует в микрорайоне вашей школы?»: «есть дворы, детские площадки, на которых можно весело провести время; «наверно, поле футбольное и спортзалы»; «стадион» «компьютерный клуб»; «раскатанная катулька (каток) возле шкоды»; «спорткомплекс «Спартак», в кот-ром проводятся занятия по различным видам спорта»; рядом находятся ДЮЦ «Ровесник», спортзал, школа искусств»; «ДЮЦ «Ровесник»; клуб «Маяк»; «тихий район, много организаций для детей: детские сады, музыкальные школы»; «зимой заливают каток, устанавливают елку и большую горку»; стадион «Труд»; «лазалки и горки»; «большое количество турников, новых отремонтированных игровых площадок, хороших скамеек»; «баскетбольная площадка на территории школы»; «кинотеатр «Волга»: «я заметил, что наш район стал быстро развиваться. Скоро у нас появятся новые места отдыха: Коллаж, где можно будет сходить в кинотеатр, боулинг, при этом не надо никуда ездить»; центр «Паново»; «на школьном дворе можно поиграть, побегать;- погулять, поотдыхать»; «пядом со школой есть библиотека»;* около нашей школы Ипатьевский мо-

настырь, церковь, Клуб детского творчества «Ипатьевская слобода»; «ДДТ «Жемчужина» «близость парка «Берендеевка», т.к. туда можно сходить погулять, зимой покататься на коньках»; «станция Юннатов»; «у магазина «Дом еды» есть парк, зимой заливают каток и можно кататься на коньках, а летом можно кататься на роликовых коньках»; «музыкальная школа»...

Представляет интерес отношение учащихся к ситуации в городе. Так, 50,3% респондентов (43% мальчиков и 57,6% девочек) испьиывают радость от организации досуга детей и молодежи в городском социуме, треть респондентов (30,9%) гордятся историческими и культурными достопримечательностями нашего города, 18.1% и 17,8% школьников, участвовавших в опросе, удовлетворены состоянием сферы обслуживания и наличием больших магазинов и внешним обликом города, развитием ЖКл соответственно. 4,1% детей указывают на то, что в городе постепенно решается транспортная проблеме Позицию «все радует» разделяют 2,8% учащихся.

В то же время срсди главных проблем современной Костромы юные граждане назьиают благоустройство города, развитие ЖКХ (43,6%); организацию тоанспортных перевозок и состояние дорог (28,9%), поведение жителей, грубость безответственное отношение к природе, памятникам культуры, рост преступности, наркомании, алкоголизма в городском сообществе, низкий уровень жизни людей (20,3%). Огорчает ребят и недостаточное развитие сферы обслуживания и организаци- досуга детей и молодежи (17,5%).

Среди опрошенных 13 9% ребят, которых ничего не огорчает при этом среди «идеалистов» 20,2 % мальчиков и 7,6% девочек.

Изучение ответов учащихся позволяет сделать вывод о том, что те меры и решения, которые сегодня принимаются участниками создания воспитательного пространства, имеют позитивный отклик у детей и школьной молодежи, свидетельствуют об определенных успехах в достижении намеченной педагогической стратегии об оптимизации условий для разностороннего развития юных костромичей.

Наконец, к продуктивным результатам процесса создания благоприятных условий для социализации, самореализации школьников можно отнести жизненно-практические результаты, которые характеризуют вклад учащихся в обустройство города, в улучшение жизни его жителей,

в том числе детей.

Во-первых, для большинства учащихся Костромы социально значимая деятельность является привлекательной. Так, на вопрос анкеты «Некоторые взрослые считают, что дети слишком малы, чтобы участвовать в решении проблем школы, микрорайона, города. Ты согласен с этим утверждением?» мнения ребят распределились следующим образом: позицию «сотасен(сна)» заняли 7,8% опрошенных (18,9% мальчиков и 6,6% девочек), позицию «не согласен(сна)» -74,8% детей (69,6% мальчиков и 80,0% девочек), затруднились отьетить 12,5% (соответственно 11,5 и 13,4%). Друшми словами, для школью ков сегодня наиболее распространенной является деятельная позиция, которую они занимают в общественной жизни школы, микрорайона и города.

В каких реальных делах участвуют юные костромичи? На вопрос анкеты «Скажи, какое доброе дело и для кого ты сделал за последние полгода?» только 4,7% детей ответили «не знаю», «забыл», «не помню», в том числе, 7,5% мальчиков и 1,9% девочек, т.е. большинство школьников (95,3%) считают, что за последние полгода они были созидателями и совершали добрые дела. Возникает вопрос: какие и для кого? В первую очередь, о чем св1 детельствуют ответы ребят на соответствующий вопрос, для города и его жителей (38,8% опрошенных), для родных и близких (33,4%), для школы и педагогов (22,3%), для друзей (12.4%).

Представим некоторые ответы ребят, чтобы охарактеризовать вклад детей в жизнь юрода, «вместе с одноклассниками участвовали в стройке ТЦ «Эльдорадо», «убирал регулярно мусор на детской площадке», «участвовал в работах (экологических)», «посадил много деревьев»; «помогал с папой благоустраивал детскую площадку у нас во дворе» «мы всей семьей убирали наш двор от мусора»: «помогала красить детский городок во дворе, приняла участие в городских концертах»: «защитил честь города на соревнованиях по плаванию»; «я вызвался добровольцем к отцу 1 еоргию "^дельштейну восстанавливать православный храм ■ п. Красное»; «каждую неделю сама мою свой подъезд»; «перевожу „оседку-ба-бушку через дорогу каждый день»; «участвовала в акции, посвященной детям, больным раком», «участвовала в концерте ко Дню пожилого человека»; «мы ездили в автопробег. Мы были в Ост-

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2007, Том 13

ровском, Кадые, Нее. В Кадые мы сажали деревья, в Нее ходили п детский дом, играли там с детьми, дарили им подарки, ходили в дома жителей и помогали бабушкам и дедушкам по хозяйству. «Выиграла соревнование по бадминтону в первенстве Костромской области и выигранные деньги отдала на лечение другим детям, нуждающимся в них»; «помогала тушить пожар около школы, приносила игрушки в детский дом» и др.

Таким образом, на основе анализа всего массива данных, имеющихся на данный момент в распоряжении сотрудников отдела воспитания и дополнительного образования, городского методического центра Управления образования администрации г. Костромы, можно сделать вывод' стратегия по созданию единого воспитательного пространства в городском социуме реализуется планомерно, при заинтересованном участии социальных партнеров и ведущей позиции педагогических коллективов образовательных учреждении, с учетом природно-пространственных, экономических, культурных условий города, о чем свидетельствуют некоторые результаты лич-ностно-ориентиопванного. процессуального и жизненно-практического характера.

Однако в процессе создания единого воспитательного прос 1ранства можно выделить и ряд проблем: отсутстие благоприятных и оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, включая детей группы «риска» проблема повышения методического потенциала кадров воспитательной службы, в том числе, классных руководителей, и, вследствие этого, обеспечения преемственности в организации воспитания в масштабах города; проблема поддержки и сти-м} тирования процесса создания в образовательных учреждениях гуманистических воспитательных систем.

Проблемой является укрепление содержа-тельно-деятельностных, научно-методических основ воспитания. Перспективным практическим решением является отработка механизмов взаимодействия с различными партнерами: УО, УДО - семья, УО. УДО - ТОСы, УО, УДО СМИ, УО. УДО - представители различны^ конфессий- на-

циональных меньшинств.

Особого подхода требует проблема взаимодействия ДОО с ОУ, а также развитие детского общественного движения в шроде, реализация детского социального проекта «Добрый и чистый город».

В ближайшее время требуется ускорить работу по созданию координационных советов в микрорайонах школ, в городских округах, возможно, специализированного совета при главе самоуправления г. Костромы

Таким образом, главной комплексной задачей оптимизации воспитания в городе, рассчитанная на решение в ближайшей перспектиъе (в период 2007 - 2010 гг.), связана с достижением нового, творческого, уровня в развитии воспитательного пространства в городском социуме. Адекватной ему моделью взаимодействия учреждений образовательного комплекса и иных социальных организаций является «модель сотрудничества)4 для которой характерно:

- глубоко продуманное, вариативное, многоуровневое, содержательно наполненное единство взаимосвязанных действий всех су&ьектов-участников создания широкого воспитывающего поля, высокая степень координации их деятель-ностей с четко определенным, одинаково значимым для всех сторон предметом общих усилий, не исчерпывающим, тем не менее, специфических областей функционирования отдельных учреждений - социально-педагогических субъектов;

- ярко выраженная инициативность, творческое отношение коллективов учреждений и организаций в разрешении возникающих проблем воспитания в городе, систематическое обсуж те-ние переплетавны* целей и задач, содержания, форм, способов их взаимосвязанных деятельно-стей;

- конструктивность, многоканальность, правовая обоснованность взаимодействия учреждений образовательного комплекса и социально-педагогических структур, их действительное партнерство в реализации воспитательной стратегии в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.