УДК 911.3
В. А. Невзоров
Социально-экономический анализ малых городов Костромской области
Статья посвящена социально-экономической характеристике малых городов Костромской области. Рассмотрены потенциальные возможности социально-экономического развития городов Буя, Галича, Нерехты, Солигалича, Чухломы и поселка городского типа Красное-на-Волге.
Ключевые слова: социально-экономическая ситуация, периферия, инфраструктура, виды экономической деятельности, структура промышленного производства.
V. А. Nevzorov
The Social and Economic Analysis of Towns of the Kostroma Region
The given article is devoted to the social and economic characteristic of towns of the Kostroma region. Are regarded potential possibilities of social and economic development of towns Buyi, Galich, Nerekhta, Soligalich, Chukhloma and the settlement of a town type Krasnoe-on-Volga.
Keywords: a social and economic situation, periphery, infrastructure, kinds of economic activities, an industrial production structure.
Современная социально-экономическая ситуация малых городов центральной и северозападной России вызывает особенную тревогу. Вот уже как два десятилетия сокращается демографический и производственный потенциал городского населения малых городов. К сожалению, города Костромской области в этом случае не являются исключением. Необходимо решение по ряду острых вопросов внутренней организации, развития, выживания и воспроизводства систем городского расселения. Найти некоторые ответы на эти вопросы, проанализировать ситуацию, сложившуюся в промышленности, социальном комплексе, а также предложить перспективные виды деятельности по выходу из кризиса малых городов Костромской области призвана настоящая статья.
Объектами нашего исследования станут 5 малых городов (Буй, Галич, Нерехта, Солигалич и Кострома) и 1 поселок городского типа Красное-на-Волге, которые были исследованы в начале октября 2010 года. Данные города, несмотря на их отнесение к категории малых, имеют определенный вес в социально-экономическом отношении Костромской области. В Административно-территориальном устройстве Буй, Галич и Не-рехта являются городами областного подчинения, Солигалич и Чухлома районного так же, как
и поселок городского типа (ПГТ) Красное-на-Волге. Совокупная численность населения этих городов составляет 86534 человека на начало 2010 года или 12,6 % Костромской области и 18,3 % городского населения. По площади территории города вместе с окружающими их сельскими территориями составляют около 25 % Костромской области.
Буй. Город Буй представляет собой в муни-ципально-территориальном делении самостоятельное муниципальное образование - городской округ, административный центр Буйского района с населением 25330 человек.
Город обладает выгодным транспортно-географическим положением. Находясь на северо-западе Костромской области, Буй является крупным железнодорожным узлом с разветвленной транспортной схемой на Москву, Санкт-Петербург и Восток.
Значителен демографический потенциал города и муниципального района. По числу жителей он уступает только Костроме. Вместе с тем, необходимо отметить общую для абсолютного числа городских и сельских поселений Костромской области тенденцию сокращения численности населения города. Начиная с 1989 года, население города сократилось почти на 7,5 тысяч человек. Основные причины сокращения числен-
© Невзоров В. А., 2011
ности населения, как и везде естественная убыль и миграционный отток населения в крупные города Ярославль и Кострому.
Основными видами экономической деятельности города являются железнодорожный транспорт, обрабатывающие производства (химическая, деревообрабатывающая, пищевая), связь и коммуникации.
Основа железнодорожного транспорта на территории Костромской области - Северная железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги», являющейся составной частью транспортного коридора Север - Юг Транссибирской магистрали. На территории Буйского железнодорожного узла находятся подразделения, обеспечивающие содержание путей, устройств автоматики, связи, энергообеспечения и осуществляющие пропуск вагонопотока на Москву, Дальний Восток, Санкт-Петербург и Архангельск. Обслуживание железной дороги - одно из мест приложения труда для местного населения. Буй как железнодорожный узел постепенно увеличивает свою пропускную способность. В ноябре 2006 года было завершено строительство вторых путей на участке Буй - Вологда [1,4].
Велико значение предприятий химической промышленности, которые обеспечивают более 70 % от объема химической продукции, производимой в Костромской области. Химическое производство представляют 4 предприятия: ОАО «Буйский химический завод» (производство ор-гано-минеральных удобрений для теплиц), ЗАО «Экохиммаш» (производство технических моющих средств, огнетушащих порошков и составов, средств для обработки металлов), ЗАО «ФК» (производство фосфатирующих концентратов для обработки металла, буры), ЗАО «Коагулянт» (производство коагулянта) [4].
Большое значение имеет пищевая промышленность города. Претерпевший глубокую модернизацию в 1997 году местный мясокомбинат выпускает до 1500 тонн продукции, поступающей на прилавки магазинов Ярославской, Московской, Владимирской, Ивановской и других областей.
В наиболее критической ситуации в связи с низкими ценами на лесопродукцию и снижением спроса оказались предприятия лесной и деревообрабатывающей отрасли: ООО «Русский Лес» и ЗАО «Буйлес». В настоящее время они не осуществляют свою производственную деятельность, имеют задолженность по налоговым платежам,
по выплате заработной платы, проводится процедура банкротства [4].
Связь и телекоммуникации - это одна из наиболее динамично развивающихся и прибыльных отраслей современной городской экономики. Этот вид деятельности на территории города представлен в основном частным бизнесом. Население города в достаточном объеме обеспечено современными услугами связи (почтовая связь, общедоступная электрическая связь, подвижная связь: МТС, Билайн, Мегафон, Теле-2), расширяется сеть кабельного телевидения. В городе выпускаются три газеты, работают две телевизионные компании, имеется проводное и эфирное радио: «Русское радио Буй», «Ретро БМ» [4].
В целом, анализируя ситуацию в промышленном производстве и транспорте, можно отметить достаточно устойчивую экономическую базу, сложившуюся в городе за последние десятилетия. Дальнейшее промышленное развитие города столкнется с рядом проблем: высокими темпами убыли населения, особенно в трудоспособном возрасте, а также в связи со сложившимся территориальным расположением города (ограниченность территории двумя реками и железнодорожной линией, отсутствием в городе свободных земельных участков). Последняя проблема представляется разрешимой путем объединения городского округа и сельских поселений в единое муниципальное образование.
Перспективным приложением к основной деятельности в городском округе города Буй мог бы стать туризм. Совместно с Буйским муниципальным районом, на территории которого находятся интересные исторические объекты, город может участвовать в организации экскурсионных и экс-курсионно-развлекательных туров по новым разработанным маршрутам по Буйскому району: «Край богохранимый», «Старинные села», «Истоки и духовность», «История дворянских родов Сипягиных, Нарышкиных, Шиловских» и пр. [4]
В окрестностях города Буя находятся Желез-ноборовский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, Макарьево-Писемский женский монастырь, храмовый комплекс с. Контеево и другие.
Галич. Город Галич расположен в живописнейшем месте Костромской области - на склоне южного берега озера Галичское. В русских летописях Галич впервые упоминается в 1238 году. Муниципальные реформы, проводимые в Рос-
Социально-экономический анализ малых городов Костромской области
сии, отвели Галичу роль муниципального округа в составе Костромской области.
Так же, как и в Буе, в городе основным видом экономической деятельности является железнодорожный транспорт. По территории Галича и района проходит Транссибирская магистраль, которая связывает их с Москвой, Санкт-Петербургом и Кировом, а на Кострому отходит отдельная железнодорожная ветка. Таким образом, город и район связаны железной дорогой с обеими столицами, а также с областями Ярославской, Кировской, а дальше - с Уралом и Сибирью. Кроме того, по территории района идет автомобильная дорога федерального значения Санкт-Петербург - Екатеринбург.
Как и большинство райцентров Галич демографически депрессивен. Миграционный отток и естественная убыль привели к уменьшению численности населения города за последние 20 лет на 6 тысяч человек. Еще большее сокращение численности населения компенсирует относительно центральное положение Галича к ряду периферийных районов, таких как Чухломской, Солигаличский, Антроповский и ряд других.
Сегодняшний Галич - это один из наиболее крупных городов Костромской области с хорошо развитой машиностроительной, легкой и пищевой отраслями промышленности. ОАО «Галич -ский автокрановый завод» выпускает автокраны грузоподъемностью от 20 до 50 тонн. В 1961 году был выпущен первый галичский экскаватор. Видное место в структуре пищевой промышленности занимает старейший ликероводочный завод. После периода экономического упадка вновь успешно работают обувная, швейная, мебельные фабрики, завод металлоизделий, изменившие форму собственности [5].
Солигалич. Это центр Солигаличского муниципального района Костромской области с населением 6,3 тысяч человек. По мнению многих жителей окружающих районов и городов, Соли-галич представляет собой «отдельную страну». Об этом говорит его периферийное положение, особый городской уклад жизни местных жителей, проявляющийся в аккуратности, чистоте, патриархальности. Так, город сохранил свою регулярную планировочную структуру, выдающиеся памятники архитектуры. В Солигаличе практически отсутствую многоэтажные дома, много деревянных домов с цветным узорочьем наличников.
История экономического развития такова, что Солигаличский уезд не имел достаточно развитой
промышленности, почти половина дохода от которой приходилась на лесопильные заводы. При этом заводская обработка леса практически отсутствовала. Кожевенное дело было представлено кожевенным заводом Собенниковых. Солигалич являлся центром кузнечного ремесла. Местными кузницами вырабатывались кузнечно-слесарные изделия, особой известностью среди которых пользовались солигалич-ские топоры [8].
Солигаличский район, являясь экономическим продолжением города, обладает значительным природно-ресурсным потенциалом среди районов Костромской области. Прежде всего, район располагает самым крупным в центральной России месторождением известняков - основного сырья для производства цемента и обжига извести. Почти 80 % площади Солигаличского района занято лесом, поэтому лесные ресурсы являются основным долговременным фактором, определяющим масштабы и структуру лесопромышленного комплекса, его специализацию.
Кроме леса, к основным природным богатством района относятся запасы торфа, извести, глины. Запасы торфа оцениваются в 600 млн. м3[8].
Рекреационные ресурсы представлены лечебными водами бальнеологического санатория им. А. П. Бородина, расположенного в Солигаличе. Санаторий очень демократичен как по ценам, так и по доступности своих источников лечения.
Структура промышленного производства города существенно отличается от таковой в других городах и районах. Здесь первое место занимает производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство извести и известняковой муки местного известкового комбината) - 64,5%. Затем идет производство пищевых продуктов (18,2 %), далее - обработка древесины и производство изделий из дерева (13,8%).
Из предприятий пищевой промышленности пользуется популярностью, как у местных жителей, так и у туристов продукция ООО «Солигаличский гормаслосырзавод». Завод производит масло сливочное, цельномолочную продукцию, за хороший вкус и качество ценятся солигаличские сыры. Из пищевых продуктов также производится хлеб и хлебобулочные изделия, напитки, среди которых наиболее известен натуральный густой со-лигаличский квас, а также джемы и кондитерские начинки.
Солигалич - это во многом город-музей под открытым небом. Потенциальные возможности
развития города могут быть связаны с развитием познавательного туризма. В городе, кроме прекрасно сохранившейся деревянной, гражданской застройки, имеются выдающиеся памятники церковной архитектуры (Рождественский собор 1668, 1792-94, 1887 гг., ансамбль Воскресенского монастыря 1663-69 гг., ансамбль церкви Николая Чудотворца и Преображения на Наволоке и многие другие) [2].
Чухлома. Небольшой районный центр на берегу второго по площади озера области Чухломского. Годом основания Чухломы считается 1381 год. Город никогда в своей истории не занимал высокого социально-экономического положения.
Основным природным объектом района является Чухломское озеро, имеющее площадь 48,7 км2. Озеро заилено и окружено малоизрезанными топкими болотистыми берегами, оно мелководно, преобладает глубина 1,6 м (наибольшая глубина 5,7 м). На территории Чухломского муниципального района имеется большое количество месторождений строительных материалов (суглинки для производства кирпича и керамзита, песков строительных и песчано-гравийной смеси), торфа и сапропелей.
В Чухломе проживает 5506 человек, что составляет 43,8 % от общей численности района.
Лесная отрасль является ведущим сектором экономики района и города. Наиболее крупные лесозаготовительные предприятия: Чухломской филиал ГП КО «Костромахозлес», ООО «Лес-снаб», ООО «Лесник» [9]. Это своеобразные точки роста местной экономики.
Чухломской муниципальный район имеет необходимые предпосылки для развития массового въездного туризма. К сожалению, негативное воздействие на формирование качественного, конкурентоспособного туризма оказывают отсутствие развитой инфраструктуры туризма, большая удаленность от областного центра, низкий уровень сохранности культурно-исторических объектов и их отдаленность друг от друга.
Один из путей динамичного развития Чухломского муниципального района - привлечение средств частных инвесторов в экономику района. Наиболее перспективными сферами капиталовложений являются: лесозаготовка, деревообработка и туризм [9].
Красное-на-Волге. Красное-на-Волге является крупным по численности поселком городского типа в Костромской области (7,4 тысячи человек). Это значительный в России центр ювелир-
ного промысла. О местной специализации постоянно напоминают плакаты еще на подъезде к поселку.
Красное-на-Волге во многом является типичным пригородом не только Костромы, но и Москвы. Это главное впечатление, которое остается от посещения этого городка. Главная особенность пригорода - это симбиоз города и деревни, который сложился еще в советские годы [3]. В окрестностях города появились коттеджные поселки, идет активное освоение благоприятных для летнего отдыха поволжских земель.
В поселке расположены Верхне-Волжская государственная инспекция пробирного надзора, училище художественной обработки металлов, музей ювелирного и народно-прикладного искусства.
Перспективы развития поселка и района будут связаны с решением важной транспортной проблемы - созданием портовой инфраструктуры на Волге. Красное-на-Волге является не совсем поселком на великой русской реке, его отдаляет примерно километр недавно построенной хорошей асфальтированной дороги. На территории Красносельского района можно ожидать создания особой экономической зоны. Перспективными направлениями являются шоп-туризм, познавательный туризм и возрождение льноводческой отрасли в окрестностях поселка.
Нерехта. Муниципальный район город Не-рехта и Нерехтский район - является одним из типичных для европейской части России муниципальных образований, включающих в себя город с достаточно развитой промышленностью, и сельскую территорию, где преобладающей сферой занятости является сельское хозяйство.
Муниципальный район город Нерехта и Не-рехтский район расположен в самой юго-западной части Костромской области в административно-территориальных границах городского поселения город Нерехта и 13 сельских поселений.
При самой маленькой занимаемой территории (последнее место среди 24-х районов Костромской области, 1,9 % общей площади области), Нерехтский район является одним из самых населенных - по численности постоянного населения район стоит на 5-м месте, в нем проживает 5,3 % жителей области [8].
У Нерехтского муниципального района очень неплохие перспективы для развития промышленности и сельского хозяйства. Развивается строительный комплекс, перерабатывающая
Социально-экономический анализ малых городов Костромской области
промышленность, машиностроительная и электротехническая отрасли. К ним можно добавить туризм. Нерехта сохранила во многом свои памятники старины.
Одной из проблем Нерехты и ее окрестностей можно назвать географическое положение. В современных рыночных условиях равноудален-ность города от областных центров и близкое к ним положение усиливают и без того значительный отток населения, особенно находящегося в трудоспособном возрасте.
Выводы. Почти все рассматриваемые города расположены в наиболее освоенной западной части Костромской области. Самое благоприятное экономико-географическое положение имеют населенные пункты, расположенные на транспортных магистралях (Буй, Галич, Нерех-та), это предопределило большую численность населения среди муниципальных территорий и устойчивость окружающего сельского каркаса расселения населения. Наименее благоприятное положение характерно для Чухломы, Солигали-ча, которые расположены далеко от областного центра. Промежуточное положение имеет поселок Красное-на-Волге, с одной стороны, городок наиболее близко расположен к Костроме, с другой, имеет транспортные ограничения, особенно выход в соседнюю Ивановскую область.
Все рассматриваемые населенные пункты можно отнести к демографически депрессивным
территориям. Относительно низкая естественная убыль характерна только для Красносельского района (в 2008 и 2009 годах она составляла около 4 человек на 1000 населения). Сложная обстановка характерна для Нерехтского и Чухломского районов, показатели рождаемости и смертности которых хуже среднеобластных. Высокая естественная убыль населения района усугубляется миграционным оттоком.
Красное-на-Волге, Галич и Буй являются экономическими лидерами, не только в рассматриваемой группе муниципалитетов, но и среди большинства городов Костромской области. Немного отстает по удельному весу объемов производства, работ и услуг Нерехта. Скромные позиции имеют Солигаличский и Чухломской районы.
По обороту розничной торговли среди рассматриваемых городов выделяются Нерехта и Буй, они уступают только Костроме и Костромскому району. Безусловно, важным фактором прогресса торговли является развитый потребительский рынок этих городов.
Все исследуемые населенные пункты объединяет значительный туристско-рекреационный потенциал. Приоритетное значение в будущем здесь будет иметь познавательный, санаторно-оздоровительный, активный, паломнический и сельский виды туризма.
Библиографический список
1. Город Буй - земли Костромской уголок [Текст] / сост. В. Флеров ; ред. Т. Гончарова. - Кострома : Костромаиздат, 2010.
2. Исторические города и села Костромской области [Текст] / под ред. С. Н. Конопатова. - Кострома, 2004.
3. Нефедова, Т. Г. Костромская провинция в поисках экономической ниши [Текст] / Т. Г. Нефедова // География. Методическая газета для учителей географии. - 2007.- №10. - С. 7-18.