Научная статья на тему 'Социальное страхование в России'

Социальное страхование в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Россия / страховые взносы / социальная защита / социальное страхование / добровольное медицинское страхование / пенсионное страхование / медицинское страхование / временная нетрудоспособность / фонды социального страхования

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В.

Социальное страхование в России играет важную роль в предоставлении социальной защиты граждан. Эта система предполагает обеспечение граждан материальной поддержкой в случае различных ситуаций, таких как болезнь, инвалидность, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость и смерть кормильца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное страхование в России»

УДК 34

РС! 10.21661/Г-561581 Амбарцумян В.Э.

Научный руководитель Нестерова Н.В.

Социальное страхование в России

Аннотация

Социальное страхование в России играет важную роль в предоставлении социальной защиты граждан. Эта система предполагает обеспечение граждан материальной поддержкой в случае различных ситуаций, таких как болезнь, инвалидность, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость и смерть кормильца.

I Ключевые слова: Россия, страховые взносы, социальная защита, социальное страхование, добровольное медицинское страхование, пенсионное страхование, медицинское страхование, временная нетрудоспособность, фонды социального страхования.

Этап формирования и развития единой системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предполагает реализацию новой концепции защиты населения от ЧС через единую государственную политику. Эта политика включает в себя научно обоснованные теоретические положения, правовые и экономические нормы, организационные меры, направленные на предотвращение и ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей среды. Создание МЧС России позволило воплотить эту концепцию на практике. Страхование в широком смысле слова означает комплекс мер, направленных на восстановление потерь и исправление вреда, причиненного стихийными бедствиями или несчастными случаями в общественном хозяйстве. Социальное страхование является инструментом социальной политики государства, позволяющим создавать специальные страховые фонды для выплаты денежных пособий престарелым и нетрудоспособным лицам. В РФ, где экономика ориентирована на социальные вопросы, большое внимание уделяется социальной защите граждан, включая социальное страхование и помощь. В условиях роста безработицы и нестабильности валюты во всем мире, страхование представляет собой особые договорные отношения между физическими и юридическими лицами и организациями, предоставляющими страховые услуги.

Страхование - это комплекс мер, направленных на создание финансовых ресурсов для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий или несчастных случаев в общественном хозяйстве. Социальное страхование - это инструмент государственной социальной политики, который позволяет создавать специальные фонды для выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам. Россия - государство с социально ориентированной экономикой, поэтому вопросы социальной защиты, включая социальное страхование и помощь, имеют большое значение.

В условиях роста безработицы и нестабильности валюты во всем мире, страхование становится особенно актуальным. Оно представляет собой специальные договорные отношения между физическими и юридическими лицами и организациями, предоставляющими страховые услуги.

Социальное страхование - это система, которая предоставляет денежные выплаты или натуральные услуги застрахованным лицам и их семьям в случае наступления страхового случая. Оно может быть обязательным или дополнительным и направлено на компенсацию утраченного заработка или защиту дохода в случае необходимости. Целью социального страхования является защита экономически активного населения от социальных рисков. Определение обеспечения по обязательному социальному страхованию содержится в Федеральном законе от 16 июля 1999 года. В законе используется термин «страховое обеспечение», но более точным будет говорить о социально-страховом обеспечении, подчеркивая различия между социальным и гражданско-правовым страхованием. Страховое обеспечение означает выполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая путем выплат или других видов обеспечения, предусмотренных федеральными законами о социальном страховании. В настоящее время законами регулируются только три вида социального страхования: обязательное пенсионное, обязательное медицинское и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В статье 3 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в РФ от 17 декабря 2001 года содержится похожее, на наш взгляд, слишком широко сформулированное определение социально-страхового обеспечения: выплаты и услуги, на которые имеет право застрахованное лицо при наступлении страхового случая. Обязанность страховщика заключается в предоставлении (организации и оплате) этих выплат и услуг.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 года определено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляет собой выплату денежных сумм застрахованному или лицам, имеющим на это право, в случае наступления страхового случая, который причинил вред жизни и здоровью застрахованного. Обязательство страховщика возникает при наступлении страхового случая в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года. Таким образом, основанием для предоставления социально-страхового обеспечения является наступление страхового случая, который связан с риском социального страхования и требует предупреждения или компенсации его последствий. Если поведение застрахованного лица усилило последствия страхового случая, он может быть лишен страхового обеспечения. Законодательство содержит список условий, которые учитываются при принятии решения администрацией предприятия о лишении работников пособия по временной нетрудоспособности. Например, если работник нарушает режим, установленный врачом, или не является на врачебный осмотр или освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы без уважительных причин в назначенный срок. Срок лишения пособия определяется в каждом случае в зависимости от характера заболевания, продолжительности нетрудоспособности, финансового положения работника и других обстоятельств. Кроме того, возможно уменьшение размера социально-страховых выплат в зависимости от степени вины застрахованного лица в наступлении страхового случая или усиления его последствий. Например, в системе обязательного социального страхования профессиональных рисков ежемесячная страховая выплата может быть уменьшена на 25% в случае грубой неосторожности застрахованного лица, которая привела к увеличению вреда его здоровью. Таким образом, во всех видах обязательного социального страхования, кроме медицинского, страховое обеспечение предоставляется с учетом обстоятельств, которые привели к наступлению страхового случая. Другими словами, социально-страховое обеспечение должно быть обоснованным.

В законе или договоре должны быть четко определены виды обеспечения по социальному страхованию для каждого случая. Это также указано в Федеральном законе от 16 июля 1999 года. Однако статьи 7 и 8 этого закона не согласованы между собой. В статье 8 говорится, что каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Но в статье 7 перечислены только 9 видов страховых случаев, в то время как в статье 8 указано 14 видов обеспечения. Этот перечень не обновлен и до сих пор включает пособие по безработице, которое уже не является страховым обеспечением, а финансируется из бюджета. Кроме того, этот перечень не полон, так как в законах о конкретных видах социального страхования указаны и другие виды обеспечения.

Например, Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, предусматривает выплату пособий по беременности и родам, единовременного пособия при ранней диспансеризации, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет не только застрахованным лицам, но и другим категориям граждан. Таким образом, эти пособия могут быть предоставлены в рамках социального страхования или государственного социального обеспечения (для военнослужащих, обучающихся и т. д.). В будущем, будет лучше отказаться от натуральной формы обеспечения по социальному страхованию, так как она не позволяет учитывать различные факторы, такие как уплаченные взносы и период страхования. В настоящее время, это социально-страховое обеспечение необходимо сохранить только из-за недостаточности финансовых ресурсов в системе и низкого уровня жизни населения. Возникают вопросы и при описании оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (точнее, речь должна идти о санаторно-курортном лечении как о социально-страховой услуге, которая может быть предоставлена застрахованному бесплатно или с частичной оплатой). Во-первых, не совсем понятно, какой вид риска покрывает это социально-страховое обеспечение. Согласно статье 7, временная нетрудоспособность или необходимость медицинской помощи могут быть причиной косвенного отношения к денной ситуации. Однако законодательство не определяет четких условий, при которых застрахованное лицо имеет право на социально-страховое обеспечение, что нарушает принцип определенности условий обеспечения. В Положении о путевках на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденном Правительством РФ, указывается, что распределение и выдача путевок осуществляются не чаще одного раза в год по решению комиссии по социальному страхованию и в пределах выделенных страхователем средств. Таким образом, страхователь имеет право самостоятельно решать, кому предоставить путевки, что ограничивает доступ к этому виду социального страхования для многих работников. Некоторым категориям работников путевки предоставляются в первую очередь, в то время как другие не имеют возможности воспользоваться этим правом, хотя все они равны перед социальным страхованием. В Федеральном законе от 16 июля 1999 года пособие на санаторно-курортное лечение выделяется как отдельный вид обеспечения, который основан на временной нетрудоспособности. Это подтверждается как анализом действующего законодательства, так и связью данного лечения с нетрудоспособностью. Оно может рассматриваться как основной фактор реабилитации после заболеваний или как средство их предотвращения. В проекте Федерального закона о страховании на случай временной нетрудоспособности также упоминается пособие на санаторно-курортное лечение как самостоятельный вид обеспечения. Оно

выплачивается за дни лечения в санатории, которые не включены в ежегодный оплачиваемый отпуск, а также за время проезда к месту лечения и обратно. Кроме того, оно может быть предоставлено для оплаты части стоимости проезда, если застрахованный является получателем государственной социальной помощи для малоимущих граждан. Таким образом, выплата данного пособия будет компенсировать не только риск потери заработка, но и риск дополнительных расходов на проезд к месту лечения и обратно. В данном случае сочетаются различные формы социального обеспечения - социальное страхование и социальная помощь, которые финансируются за счет средств социального страхования. Это является проявлением принципа перераспределения в страховой системе. Федеральный закон о трудовых пенсиях является еще одним примером того, что законодатель не учитывает необходимость регулирования различных видов социального страхования в комплексе, включая организацию страхования, права и обязанности его участников, финансовую систему и социальное обеспечение. Это подтверждается

При рассмотрении субъектного состава лиц, принимающих участие в деле, стоит обратить внимание на фундаментальные основы, именно на теорию права, в которой субъект является элементом любой правовой сделки. На первый взгляд, необходимо определить типы субъектов по общей правовой теории, так как из доктринального признака можно потом определить особенности субъекта, присущие ему уже в рамках гражданского процессуального разбирательства. Действующим ГПК РФ круг субъектов гражданского процесса может быть косвенно определён по итогам анализа и обобщения целого ряда норм начальных глав процессуального акта.

тем, что право на трудовую пенсию предоставляется только гражданам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании. В большой степени проблемы с соотношением Федерального закона от 16 июля 1999 года с законами, регулирующими различные виды социального страхования, могут быть объяснены отсутствием четкой концепции развития системы социального страхования на момент принятия рамочного закона. Некоторые положения этого закона на сегодняшний день противоречат Налоговому кодексу и не могут быть применены. Некоторые принципы, заявленные в законе, не были конкретизированы и развиты в законах, регулирующих отдельные виды социального страхования, включая социально-страховое обеспечение. Все это указывает на необходимость улучшения социально-страхового законодательства с учетом приоритета прав и интересов застрахованных лиц. Другими словами, в законе необходимо четко определить виды, условия, размеры и объемы социально-страхового обеспечения в первую очередь.

Ре-

Так, ст. 2 в числе задач гражданского судопроизводства определяется «защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов» индивидуальных и коллективных субъектов производства (т. е. граждан и организаций). Расширенная трактовка понятия «граждане», общепринятая не только в ГПК РФ, но и в общих положениях Гражданского кодекса Российской Федерации [1, с. 4].

Ю.К. Толстой определял правоотношения как особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения [2, с. 159.].

Литература

1. Глава 1. Общие положения. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона [Электронный ресурс]. -жим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document[d=462328 (дата обращения: 29.12.2023).

УДК 34.347

Р01 10.21661/Г-561685

Смирнов А.С.

Лица, участвующие в деле, как субъекты гражданского процессуального правоотношения

Аннотация

В статье рассматриваются субъектный состав и субъекты гражданского процесса, основой которого являются судебный орган и лица, непосредственно принимающие участие в процессе. Рассматривается классификация гражданского процесса, его субъекты на основе разных подходов определяются их особенностями. Автор обозначает легальную классификацию судов, участников дел и лиц, которые содействовали осуществлению правосудия.

Ключевые слова: суд, гражданское право, гражданское судопроизводство, субъекты гражданского правоотношения, судебный орган, содействие в осуществлении правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.