Научная статья на тему 'Об экономической эффективности лечения и реабилитации застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве'

Об экономической эффективности лечения и реабилитации застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗАСТРАХОВАННЫХ ГРАЖДАН / OBLIGATORY SOCIAL EMPLOYMENT / INSURANSE COMPENSATION / INSURED PEOPLE TREATMENT AND REABILITAITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобанов С. Н., Ханченков Н. С.

В статье дана оценка экономической эффективности лечения и реабилитации застрахованных граждан непосредственно после тяжелой травмы на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives an estimate of economical efficiency of insured people treatment and after care right after hard injury at work and at the expense of obligatory social employment casualty and workrelated desease insurance.

Текст научной работы на тему «Об экономической эффективности лечения и реабилитации застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве»

С.Н. Лобанов, Н.С. Ханченков

Управление имущества и подведомственных организаций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, г. Москва Государственное учреждение — Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В статье дана оценка экономической эффективности лечения и реабилитации застрахованных граждан непосредственно после тяжелой травмы на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование, страховое возмещение, лечение и реабилитация застрахованных граждан.

The article gives an estimate of economical efficiency of insured people treatment and aftercare right after hard injury at work and at the expense of obligatory social employment casualty and work-related desease insurance.

Key words: obligatory social employment, insuranse compensation, insured people treatment and reabilitaition.

В январе 2000 года вступил в силу Федераль- редственно работодателями в соответствии с Прави-ный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ лами возмещения вреда здоровью.

«Об обязательном социальном страховании Кризис 90-х годов прошлого столетия, затро-

от несчастных случаев на производстве и професси- нувший большинство промышленных предприятий ональных заболеваний». страны, привел либо к полному невыполнению ими

Он стал первым законодательным актом новой своих обязательств по возмещению вреда постра-России, почти через столетие продолжившим раз- давшим, либо выплаты производились с большими витие страховых принципов защиты пострадавших задержками и, как правило, только ежемесячные, на производстве, заложенных еще в дореволюцион- зачастую без какой-либо индексации. ное время. Однако, этот, только зарождающийся в Другими словами, не обеспечивались гарантиро-

России, вид социального страхования работающих ванность и полнота защиты интересов пострадавше-граждан, в период существования бывшего Союза го и его семьи, особенно в случаях ликвидации или ССР был заменен индивидуальным методом ком- банкротства предприятий.

пенсации возмещения работодателями вреда, при- Кроме того, большую тревогу вызывала медико-

чиненного работнику, и не носил страхового харак- демографическая ситуация в стране. На фоне ухуд-тера. шения состояния здоровья работающих повысился

До 2000 года в России компенсационные выпла- уровень смертности населения трудоспособного воз-ты и оказание дополнительной помощи пострадав- раста от не естественных причин — несчастных слу-шим на производстве от несчастных случаев и про- чаев, отравлений и травм, в том числе производс-фессиональных заболеваний осуществлялись непос- твенно обусловленных. Этот уровень в настоящее

Медицина № 4 2004

в Кузбассе № 4 2004

время соответствует аналогичным показателям в России столетней давности и почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза — в развивающихся.

С учетом вышеназванных тенденций можно с уверенностью сказать, что принятие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон) было существенным этапом в развитии страхования работающих граждан, правовой основой их материальной поддержки при наступлении страхового случая и первым законодательным актом, гарантирующим осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Все организации, независимо от форм собственности, а также физические лица, имеющие наемных работников, обязаны осуществлять страхование своих работников и уплачивать взносы. Возмещение вреда пострадавшим осуществляется независимо от виновности работодателя и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Одновременно с этим, обеспечивается более высокий уровень защищенности работников, включающий, наряду с компенсацией утраченного заработка, возможность медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. По вопросам назначения и определения размера страхового возмещения пострадавший на производстве работник обращается теперь не к работодателю, избегая таким образом конфликта с ним, а к страховщику, которым, в соответствии с Законом, является Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд). Фонд, через свои региональные отделения, действующие во всех субъектах Федерации, обеспечивает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им своих трудовых обязанностей. Возмещение вреда производится в виде пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременных и ежемесячных страховых выплат, а также путем оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, которая включает приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное переобучение и др.

Источником финансирования вышеуказанного страхового возмещения являются средства бюджета Фонда, формируемые за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых работодателями, а также поступления капитализированных платежей предприятий, признанных банкротами, на страховое обеспечение работников этих предприятий, получивших повреждение здоровья на производстве.

Сформированные таким образом средства бюджета Фонда направляются в 2004 году на обеспечение возмещения вреда пострадавшим, в т.ч. на выплату пособий по временной нетрудоспособности

по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 1 млрд. 450 млн. рублей, на единовременные и ежемесячные страховые выплаты — 21 млрд. 343,4 млн. рублей, на медицинскую социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, включая финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, — 3 млрд. 834,3 млн. рублей. При этом возмещение вреда пострадавшим обеспечивается независимо от того, уплачивает ли работодатель на текущий момент страховые взносы или нет, а также достаточно ли его страховых взносов на страховое обеспечение пострадавших на его производстве работников, так как Закон предусмотрел принцип солидарной ответственности работодателей-страхователей.

В части оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ установил только перечень реабилитационных мероприятий, подлежащих оплате за счет средств социального страхования, но не установил порядок предоставления таких услуг и размеры их оплаты, предоставив это право Правительству Российской Федерации. Этот перечень фактически повторил виды возмещения вреда, предусмотренные ранее действовавшими Правилами возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Первым шагом к изменению ситуации можно считать принятие Федерального закона от 7 августа 2003 года № 118-ФЗ, внесшего изменения в перечень реабилитационных мероприятий.

С учетом норм этого закона, у Фонда появилась возможность оплачивать лечение застрахованного непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или выявления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, что позволило страховщику, т.е. Фонду, не только компенсировать пострадавшему последствия тяжелого несчастного случая на производстве, но и экономически воздействовать на страхователя и лечебно-профилактическое учреждение (далее — ЛПУ), оказывающее медицинские услуги застрахованному.

Прежде чем заключить договор с ЛПУ на оплату лечения застрахованных лиц после тяжелых несчастных случаев, страховщик производит отбор учреждений здравоохранения, которые способны оказать высококвалифицированную, высокотехнологичную медицинскую помощь пострадавшему от тяжелой травмы на производстве.

Оплачивая оказанную медицинскую помощь вместо работодателя-причинителя вреда, Фонд снимает с работодателя дополнительную финансовую нагрузку.

Но основная задача, стоящая перед Фондом: средства социального страхования должны «работать» на здоровье человека.

4 № 4 2004

До принятия Правительством Российской Федерации, в развитие Федерального закона № 118-ФЗ, положения, регламентирующего условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов, рядом региональных отделений Фонда (Санкт-Петербургское, Нижегородское, Астраханское, Кузбасское Кемеровская область, Свердловское, Омское, Челябинское, по Ханты-Мансийскому автономному округу) проведен эксперимент, нацеленный на отработку механизмов взаимодействия страхователей, медицинских организаций и других заинтересованных структур при осуществлении лечения застрахованных непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

В этих целях, под руководством и с участием авторов, подготовлен принципиально новый порядок документооборота (договоры между всеми участниками реабилитационного процесса: региональное отделение — лечебно-профилактическое учреждение, региональное отделение — реабилитационное учреждение); разработаны порядок взаимодействия регионального отделения и клинико-экспертной комиссии и методика калькулирования затрат на медицинскую реабилитацию, осуществляемую подведомственными Фонду центрами реабилитации; проводится работа со страхователями по оптимизации работы медицинских служб предприятий и других лечебно-профилактических учреждений в части оказания первой и догоспитальной помощи пострадавшим и отрабатывается документооборот по возврату средств страхователю, который произвел оплату за пострадавшего по случаю, являющемуся страховым для Фонда.

Включению Кемеровской области в данный эксперимент немало способствовала проведенная в 2002 году Кузбасским региональным отделением Фонда апробация оплаты лечения в ранние сроки, сразу после получения застрахованными лицами тяжелых травм.

Эта работа проводилась в условиях действия норм Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) и Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 г. № 332. В соответствии с указанными документами, оплата дополнительной медицинской помощи (сверх программы государственных гарантий) за счет средств обязательного социального страхования производилась при соблюдении двух условий:

- поступления пострадавшего от несчастного случая на производстве в стационар;

- наличия заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимости допол-

нительной медицинской помощи в период временной нетрудоспособности.

Несмотря на сложности, возникавшие при решении вопросов оплаты дополнительной медицинской помощи в ранние сроки после травмы (нормативные сроки расследования несчастного случая и составления акта формы Н-1, получения заключения МСЭ), в 2002 году региональным отделением Фонда была произведена такая оплата по 39 случаям тяжелых травм. Результаты очевидны:

- 26 человек (или 66,7 %) были возвращены к трудовой деятельности;

- 10 застрахованным (27,8 %) установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10-40 %, со сроком переосвидетельствования один год;

- только 3 застрахованным (8,3 %) установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 90-100 %.

В начале 2004 года, на базе Кузбасского и Нижегородского региональных отделений Фонда, отрабатывался «пилотный» проект оплаты лечения и реабилитации пострадавших непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве.

Эффективность предложенной модели проекта продемонстрирована в ходе эксперимента, проведенного в первом полугодии 2004 года Кузбасским региональным отделением Фонда с участием Центра здоровья шахтеров в г. Ленинске-Кузнецком. Благодаря вовремя проведенным пяти пострадавшим реконструктивным операциям в связи с травмами конечностей (стоимость одной операции составила около 35 тыс. рублей) и ранней их реабилитации в подведомственном Фонду центре реабилитации «Топаз» (затраты составили 23 тыс. рублей), удалось не только не допустить инвалидизации пострадавших, но и вернуть их к трудовой деятельности.

В Нижегородском региональном отделении Фонда за 9 месяцев 2004 года было зарегистрировано 8 несчастных случаев на производстве, квалифицированных как тяжелые, из них четыре травматических повреждения кисти, три травмы нижней конечности и одна сочетанная травма. Все пострадавшие были работниками ОАО «ГАЗ», зарегистрированного в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в филиале № 1 указанного регионального отделения. Своевременная и высококвалифицированная медицинская помощь, оказанная этим пострадавшим сразу же после травматического повреждения, способствовала во всех приведенных случаях сокращению продолжительности лечения, последствия тяжелых для здоровья травм были существенно минимизированы, в четырех случаях пострадавшие признаны трудоспособными (таблица). Лечение было оплачено за счет средств Фонда в сумме 272,6 тыс. рублей.

Экономическую эффективность при организации реабилитационного лечения этих пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая можно подсчитать и она складывается из нескольких составляющих.

Таблица 1

Вид травматического повреждения пострадавшего от несчастного случая на производстве Продолжительность Ориентировочные Сумма выплат лечения сроки временной Фонда за лечение (период временной нетрудоспособности Результаты лечения в период временной нетрудоспособности), при данном виде нетрудоспособности, дни травмы, дни тыс. руб.

I. Травмы кисти

Пострадавшая А. Пострадавший Б. Пострадавший З. Пострадавший Р. 105 120-130 инвалид III гр., 16,73 40 % утраты профессиональной трудоспособности 170 220-240 трудоспособен 31,43 70 120-130 инвалид III гр., 45,70 40 % утраты профессиональной трудоспособности 81 до 100 инвалид III гр., 17,29 40 % утраты профессиональной трудоспособности

II. Травмы нижней конечности

Пострадавшая Е. Пострадавшая З. Пострадавший К. 62 90-100 трудоспособная 15,89 98 90-100 трудоспособная 22,53 231 до 10 мес. инвалид II группы, 91,02 80 % утраты профессиональной трудоспособности

III. Сочетанная травма

Пострадавшая В. 77 120-130 трудоспособная 32,03

Во-первых, за счет сокращения длительности временной нетрудоспособности уменьшились выплаченные пострадавшим суммы пособий по временной нетрудоспособности. Учитывая, что среднедневное пособие по временной нетрудоспособности в I квартале 2004 г. по филиалу № 1 сложилось в сумме 213,52 руб., а длительность временной нетрудоспособности пострадавших по видам травматического повреждения уменьшилась на 155, 103 и 60 дней, соответственно, экономия средств Фонда на выплаты пострадавшим по «больничным листкам» составила 678,99 тыс. рублей. Таким образом, затраты средств Фонда на своевременное и высокотехнологичное лечение пострадавших непосредственно после тяжелых травм на производстве с лихвой окупились экономией выплат по «больничным листкам», превысившей затраты на лечение почти в 2,5 раза.

Можно подсчитать экономическую выгоду, связанную с восстановлением трудоспособности четверых работников, получивших тяжелую травму на производстве, и, соответственно, отсутствием факта назначения им ежемесячного страхового возмещения, а также оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение и приобретение лекарственных средств. Принимая во внимание, что средние размеры страхового возмещения по Нижегородской области в III квартале 2004 года составили: ежемесячные выплаты — 1568 рублей, стоимость санаторной путевки — 13518 рублей, выплаты на приобретение лекарственных средств — 807 руб., ежегодно не будут расходоваться средства Фонда в сумме около 132,56 тыс. рублей. Если учесть, что средний возраст трех вернувшихся к труду пострадавших жен-

щин 52 года и средний возраст жизни женщин в Нижегородской области составляет 69-70 лет (срок дожития 17-18 лет), а у пострадавшего мужчины эти показатели равны 24 года и 58-60 лет (34-36 лет), соответственно, то предполагаемая экономическая эффективность составляет более 11,5 млн. рублей.

И, наконец, можно сравнить результаты лечения пострадавшего при существующей сегодня системе его организации и финансирования с результатами медико-реабилитационного обслуживания пострадавшего за счет средств Фонда после произошедшего несчастного случая на производстве лечения пострадавшего, имея в виду уменьшение степени утраты профессиональной трудоспособности. Как правило, в первом случае пострадавшим с аналогичными по тяжести и объему травматическими повреждениями кисти устанавливается П-Ш группы инвалидности и 50-60 % утраты профессиональной трудоспособности, при травмах нижних конечностей — П-Ш группы инвалидности и 50-80 % утраты профессиональной трудоспособности. В рассматриваемом случае трое пострадавших с травмами кисти стали инвалидами III группы и потеряли 40 % профессиональной трудоспособности и только пострадавший К. с тяжелейшей травмой нижней конечности и травматическим шоком I степени получил инвалидность II группы и ему определено 80 % утраты профессиональной трудоспособности. Налицо реальная экономия средств Фонда на выплаты ежемесячного страхового возмещения за счет понижения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Экономическую эффективность от ранней медицинской помощи и реабилитации пострадавших

№ 4 2004 Медицина

№ 4 2004 в Кузбассе

вследствие тяжелых несчастных случаев на производстве с августа 2003 г. (т.е. с момента начала действия новой нормы Закона) и по 01.10.2004 года можно рассмотреть и на примере Кемеровской области, где Кузбасским региональным отделением Фонда оплачено лечение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 256 пострадавшим на производстве вследствие тяжелых травм, из них 77 человек прошли последующий реабилитационный курс в Федеральном государственном учреждении Центре реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Топаз».

В таблице 2 приведены результаты лечения и реабилитации в ЛПУ и Центре реабилитации «Топаз».

Очевидно, что из 90 человек с законченным курсом лечения (графы 4 + 12 = 55 + 35 = 90) выписаны к труду с полным выздоровлением 35 пациентов (38,9 %). Кроме того, 14 пострадавшим (15 %) установлена утрата профессиональной трудоспособности в 10-20 % на год с прогнозом полного выздоровления. Таким образом, 54,4 % пострадавших на производстве (графы 4 + 5 + 12), лечение которым было оплачено за счет средств обязательного социального страхования, вернутся к труду.

При средней ежемесячной страховой выплате по данному региону, которая, по итогам 9 месяцев 2004 года, сложилась в 3950,6 рублей, ежемесячная экономия средств Фонда составит 193,6 тыс. рублей (3950,6 х 49), в год — 2323,0 тыс. рублей. Если учесть, что расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в Кемеровской области составляют ежемесячно на одного получателя 6318,3 руб., то ежегодная экономия

на реабилитационных мероприятиях составит 3715,0 тыс. рублей (6318,3 х49 х 12). Экономический эффект от возврата к полноценному труду 49 человек составит 6038,0 тыс. рублей ежегодно. При этом расходы Фонда на оплату лечения в стационаре и реабилитацию в Центре реабилитации указанных 49 человек составили 1592,5 тыс. рублей.

При подсчете экономического эффекта от своевременно оказанной высококвалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи и реабилитации, необходимо учесть и количество тяжелых несчастных случаев на производстве, которые, как правило, заканчивались потерей профессиональной трудоспособности и выходом на инвалидность.

Так, только по Кемеровской области ежегодно травмируются на производстве от 5 до 6 тысяч человек, из них 500-600 человек получают тяжелые травмы (10 %). В целом по России за 2003 год, по данным мониторинга баз данных региональных отделений Фонда, осуществленного на основе ЕИИС «Соцстрах», травмы на производстве составили более 118 тысяч случаев, тяжелыми среди них признаны около 17,5 тысяч (около 15 %).

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что новая схема организации и финансирования лечения застрахованного работника после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве выгодна с экономической точки зрения и имеет явную социальную направленность — средства Фонда «работают» на здоровье человека, а их экономия на выплате страхового возмещения может быть направлена на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Таблица 2

Результаты лечения и реабилитации в ЛПУ и Центре реабилитации "Топаз"

Всего В т.ч.

(человек, реабилитация

за период: в ФГУ ЦР Временная

август 2003 г. - ФСС РФ нетрудоспособность

сентябрь 2004 г.) "Топаз"

256

77

157

55

Стойкая утрата профессиональной трудоспособности

В т.ч. проценты утраты профессиональной трудоспособности 10-20 30 40 50 60 70-80 90-100

14 7 6 5 8 9 6

Выздоро- Леталь-вление ность*

35

Примечание: * - летальный исход в стационаре ЛПУ в первые 5 дней после травмы.

Всего

9

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА» -Санкт-Петербург, 14-16 апреля 2005 г.

Прием заявок и тезисов до 1 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.