Научная статья на тему 'Правовые основы социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний'

Правовые основы социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1853
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / СТРАХОВЩИК / INSURER / ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТРАДАВШЕГО / PROGRAMME FOR THE REHABILITATION OF THE VICTIM / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / INSURANCE PAYMENTS / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / ACCIDENT AT WORK / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / MEDICO-SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

Статья посвящена организационно-правовым основам социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний. В ней рассматриваются основные положения Федерального Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые определяют социальную защиту пострадавших. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, а также реабилитационную деятельность учреждений медико-социальной экспертизы. В настоящей статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, использование которых способствует их социальной интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR THE SOCIAL PROTECTION OF PERSONS WHO HAVE RECEIVED HEALTH DAMAGE AS A RESULT OF AN ACCIDENT AT WORK AND OCCUPATIONAL DISEASES

The article is devoted to the organizational and legal bases of the social protection of persons who received health damage as a result of an accident at work and occupational diseases. It describes the main provisions of federal law No. 125-FZ dated July 24 "on compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases", which define the social protection of the victims. An important point of the article is a section describing the additional costs associated with damage to the health of the insured person at his medical, social and vocational rehabilitation, as well as rehabilitative institutions medical social examination. The present article provides key terms and concepts, revealing modern theoretical-methodological and substantive basis for the rehabilitation of victims as a result of an accident at work and occupational diseases, which contributes to their social integration.

Текст научной работы на тему «Правовые основы социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний»

УДК-316.3

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОЛУЧИВШИХ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© 2016

Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. Статья посвящена организационно-правовым основам социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний. В ней рассматриваются основные положения Федерального Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые определяют социальную защиту пострадавших. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, а также реабилитационную деятельность учреждений медико-социальной экспертизы. В настоящей статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, использование которых способствует их социальной интеграции в общество.

Ключевые слова: социальное страхование, страховщик, программа реабилитации пострадавшего, страховые выплаты, несчастный случай на производстве, медико-социальная реабилитация.

THE LEGAL BASIS FOR THE SOCIAL PROTECTION OF PERSONS WHO HAVE RECEIVED HEALTH DAMAGE AS A RESULT OF AN ACCIDENT AT WORK AND OCCUPATIONAL DISEASES

© 2016

Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian state University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. The article is devoted to the organizational and legal bases of the social protection of persons who received health damage as a result of an accident at work and occupational diseases. It describes the main provisions of federal law No. 125-FZ dated July 24 "on compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases", which define the social protection of the victims. An important point of the article is a section describing the additional costs associated with damage to the health of the insured person at his medical, social and vocational rehabilitation, as well as rehabilitative institutions medical social examination. The present article provides key terms and concepts, revealing modern theoretical-methodological and substantive basis for the rehabilitation of victims as a result of an accident at work and occupational diseases, which contributes to their social integration.

Keywords: social insurance; the insurer; programme for the rehabilitation of the victim; insurance payments; accident at work; medico-social rehabilitation.

В последние десятилетия основной организационно-правовой формой компенсации утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в Российской Федерации являлся институт индивидуального возмещения вреда. В условиях рыночной экономики при неизменно возникающих финансовых трудностях для многих предприятий, их неплатежеспособности и банкротстве, когда и сам работодатель подвержен финансовым рискам, такая система не обеспечивала защиту интересов пострадавших работников. Основной проблемой последних выступает отсутствие практической возможности получить возмещение причиненного им вреда при ликвидации организации (источника вреда) без правопреемника. Смена моделей распределительных отношений, введение оплаты медицинских и других социальных услуг также обостряли вопросы, связанные с возмещением утраты трудоспособности на производстве. Неэффективность существовавшей системы проявлялась и в аспекте профилактики травматизма и профзаболеваний, поскольку не содержала действенных экономических стимулов для работодателей в повышении безопасности производственного процесса [1, с. 129].

Вступивший в силу Федеральный Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон) трансформировал систему правоотношений по возмещению вреда работнику непосредственно работодателем в систему страховых правоотношений, при которой ответственность перед работником полностью несет страховая компания, то есть страховщик. Как известно, страхование - это создание за счет денежных средств организаций и граждан резервных (страховых) фондов, предназначенных для возмещения вреда, потерь, вызванных различными неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Из

средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Страховщик - это организация, проводящая страхование и принимающая на себя обязательство возместить лицам, участвующим в страховании, ущерб. Страховщик ведает созданием и расходованием средств фонда страхования.

Закон гарантирует реальную защиту пострадавших на производстве независимо от финансового положения работодателя путем придания Фонду социального страхования Российской Федерации (ФСС) статуса единого в России страховщика.

На наш взгляд представляет интерес рассмотрение отдельных положений Закона и других нормативных правовых актов, конкретизирующих эти гарантии.

Новой в Законе является норма того, что страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным: все организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять страхование своих работников. Работодатель обязан зарегистрироваться в исполнительном органе Фонду социального страхования в качестве страхователя и систематически совершать оплату страховых взносов, дифференцированных по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем (условия труда указанных лиц регулируются уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации);

- физические лица, выполняющие работу на осно-

вании гражданско-правового договора (если в указанном договоре зафиксирована обязанность страхователя уплачивать страховщику страховые взносы).

Принципиально по-новому в Законе решается вопрос о праве застрахованного на возмещение вреда. В отличие от прежнего порядка, при котором основанием для получения возмещения вреда являлась вина работодателя, в настоящее время право пострадавшего на обеспечение по страхованию не зависит от этого обстоятельства, т. е. является безусловным.

Право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая, подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья в следствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Факт наступления страхового случая удостоверяется комиссией по его расследованию, которая составляет акт о несчастном случае на производстве, либо акт о профессиональном заболевании. Единый порядок расследования страховых случаев определен постановлением Правительства Российской Федерации, утвердившим «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» и «Положение об учете и расследовании профессиональных заболеваний». Законом (п. 1статьи 5) определено право пострадавшего (застрахованного) на участие в расследовании страхового случая, а также обжалование решения по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд. В связи с этим гарантии социальной защиты застрахованного повышают статус государственной инспекции труда как органа государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, установленный Федеральным Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и «Положением о Федеральной инспекции труда». Государственный инспектор труда при осуществлении своей деятельности обязан установить контроль за тем, чтобы страхователь, безусловно, и своевременно информировал исполнительный орган ФСС о каждом несчастном случае на производстве и направлял в его адрес утвержденные акты по форме Н-1 с материалами расследования. Законом (п. 2 статьи 18) определено участие и ФСС в расследовании страховых случаев, что предполагает необходимость взаимодействия ФСС и государственной инспекции труда в этом вопросе, а также в организации мероприятий по предупреждению страховых случаев [6].

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка.

Закон различает единовременные и ежемесячные страховые выплаты, которые выплачиваются:

- застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) у него имеется та или иная степень утраты профессиональной трудоспособности;

- лицам, имеющим право на их получение, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

Закон не внес изменений в условия определения размеров страховых выплат, размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, Порядок их взаимодействия определен письмом «Об обеспечении взаимодействия Федеральной инспекции труда с Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве и создания единой системы учета страховых случаев и их анализа.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованный

получает в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности, и их размер определяется степенью утраты этой трудоспособности и средним месячным заработком застрахованного до наступления страхового случая. Закон исходит из того, что при определении размера ежемесячных страховых выплат может быть учтена вина застрахованного. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или акте о профессиональном заболевании. При определении степени вины должно рассматриваться заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Впервые Законом предусмотрено, что размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен более, чем на 25 процентов. Размеры единовременной страховой выплаты и дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья не уменьшаются независимо от вины пострадавшего. Таким образом, при наступлении страхового случая отказ от возмещения вреда не допускается. Исключением является ситуация, когда вред возник вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов [7].

Список документов, которые могут понадобиться для оформления страховых выплат и других видов обеспечения также определяется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно пункту 4 статьи 15 закона это следующие документы:

• заявление пострадавшего работника (либо его доверенного лица или лица, имеющего право на получение гарантий, и компенсация в случае смерти пострадавшего);

• акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;

• справка о среднем месячном заработке пострадавшего;

• заключение учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) о степени утраты профессиональной трудоспособности;

• заключение учреждения МСЭ о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации пострадавшего;

• копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем (работодателем), либо гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу пострадавшего работника;

• извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

• заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

• документы, подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации;

• программа реабилитации пострадавшего.

Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком (Фондом социального страхования РФ) для каждого страхового случая. Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного - не позднее 2 дней) со дня поступления всех необходимых документов (их заверенных копий).

При возникновении у пострадавшего стойких ограничений жизнедеятельности он направляется на меди-

ко-социальную экспертизу (МСЭ). Медико-социальная экспертиза лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации по единой нормативно-правовой базе, регламентирующей процедуры и критерии, используемые в данном виде МСЭ. Вместе с тем в различных регионах в рамках действующего законодательства складываются особенности работы, основанные на специфике субъектов [3, с. 27].

Медико-социальная экспертиза лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства от 16.10.2000 г. № 789 с использованием Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых Постановлением Минтруда от 18.07.2001 г. № 56.

Реализация положений вышеозначенных актов осуществляется в атмосфере тесного сотрудничества с ФСС, учреждения МСЭ и системы здравоохранения региона. Основополагающим в совместной работе является постоянный контакт, совместное изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих вышеозначенную сферу деятельности в сочетании с совместным анализом результатов по итогам каждого года. Медицинские организации проводят заседания врачебной комиссии с участием специалистов ФСС, согласовывая план, объем и сроки лечения пострадавшего. В период амбулаторного лечения врачебная комиссия совместно со специалистами ФСС принимает решение о нуждаемости пострадавшего в реабилитации, направляет пострадавшего на МСЭ для составления программы реабилитации пострадавшего (ПРП). Формирование заключений врачебных комиссий о нуждаемости в определённых видах реабилитации пострадавших находится на постоянном контроле и учреждения МСЭ и ФСС. В течение длительного времени нами были изучены различные методики взаимодействия по формированию и передаче в ФСС ПРП: централизованная - через организационно-методический отдел учреждения МСЭ, децентрализованная - непосредственно из бюро МСЭ в Фонд социального страхования. Обе модели имеют свои преимущества и недостатки.

Так, централизованная модель позволяет проводить дополнительную проверку правильности заключений врачебной комиссии и сформированных ПРП, своевременно предпринимать меры по устранению недостатков в обоих документах; децентрализованный вариант выигрывает в скорости и простоте передачи за счёт отсутствия дополнительного промежуточного звена[2, с. 65].

В процессе развития межведомственного взаимодействия с целью повышения качества заключений врачебных комиссий и ПРП вначале использовался централизованный вариант, а когда и в заключениях и в ПРП значительно уменьшилось количество недочётов, функции по передаче ПРП в ФСС стали реализовывать бюро МСЭ, проводившие освидетельствование.

Переосвидетельствование пострадавших проводится в соответствии с пунктом 19 и III разделом Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Особое внимание уделяется анализу результатов проведённых реабилитационных мероприятий, реализации которых активно содействует ФСС.

Степень утраты профессиональной трудоспособности (УТП) устанавливается бессрочно при наличии объективных доказательств необратимости последствий повреждения здоровья и стойкого нарушения профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности. 346

В связи с вышесказанным, установление степени УПТ бессрочно осуществляется не так часто, как в общей статистике по инвалидности (в среднем степень УПТ бессрочно устанавливается каждому пятому повторно освидетельствованному, а инвалидность - каждому третьему). Вышесказанное приводит к некоторому накоплению контингента повторно освидетельствуемых и повышению интенсивного показателя повторной УПТ.

Взаимодействие учреждения МСЭ, ФСС и медицинских организаций в процессе направления на МСЭ, проведения освидетельствования и реабилитации пострадавших позволяет контролировать все дополнительные расходы, оперативно решать возникающие проблемы и реализовывать гибкий подход к реабилитации пострадавших в зависимости от изменения состояния здоровья.

Дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию включают расходы на:

- дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

- санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживание и питание;

- протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту;

- обеспечение необходимыми транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

- профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов на медицинскую,

социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, за исключением оплаты лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая, производится по решению исполнительных органов Фонда социального страхования РФ, принятому в соответствии с заключением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о видах помощи, обеспечения или ухода, в которых нуждается пострадавший, и сроках их предоставления. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения [5, с. 35].

Если пострадавший одновременно имеет право на бесплатное и льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.

Указанные дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в таких видах помощи, обеспечения или ухода. Оплата дополнительных рас-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

ходов независимо от их вида производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Заключение учреждения МСЭ о нуждаемости пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего (далее - ПРП). В ПРП определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

ПРП разрабатывается в виде документа установленной формы, утвержденной Минтрудом РФ по согласованию с Минздравом РФ (4, п.21). В настоящее время форма ПРП утверждена Министерством труда и социального развития РФ и дана в одном из приложений к нему, другим постановлением Минтруда РФ утверждена Инструкция о порядке заполнения формы ПРП.

В настоящей публикации считаем необходимым предложить специалистам некоторые разъяснения и рекомендации о порядке разработки и реализации ПРП, основанные на анализе действующих законодательных, нормативно-правовых документов.

Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) -это разработанный на основе решения учреждения государственной службы МСЭ комплекс мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, требующих дополнительных расходов на их осуществление, который содержит перечень конкретных видов, форм, мероприятий с указанием порядка их осуществления, то есть объемов, сроков проведения и конкретных исполнителей.

Утвержденные Постановлением Минтруда РФ формы документов (Справка и Выписка из Акта освидетельствования) о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в отличие от прежних (отмененных этим Постановлением), не содержат реквизита «Нуждаемость в дополнительных видах помощи». Единственным легитимным документом, подтверждающим решение учреждения МСЭ о нуждаемости пострадавшего в различных видах реабилитационной помощи и право на ее финансовое обеспечение Фондом, является ПРП.

ПРП составляется в 3 экземплярах:

- 1-й экземпляр выдается на руки гражданину (пострадавшему иди его законному представителю) - как и Справка о результатах определения профессиональной трудоспособности в процентах;

- 2-й экземпляр (копия ПРП) в 3-дневный срок отправляется страховщику (в Фонд) - т.е. основному плательщику указанных реабилитационных мероприятий, или страхователю (работодателю), или пострадавшему (если освидетельствование проводилось по его обращению) для предъявления плательщику - по аналогии с Выпиской из Акта освидетельствования в бюро (главном бюро) МСЭ о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

- 3-й экземпляр - остается в делах учреждения МСЭ - подшивается к Акту освидетельствования (и является неотъемлемой частью Дела, освидетельствованного во МСЭ).

ПРП составляется на срок, необходимый для реализации реабилитационных мероприятий. С точки зрения оптимальной организации исполнения, финансирования и контроля реализации рекомендованных мероприятий целесообразно составлять ПРП сроком на 1 год. Нуждаемость в каких-либо мероприятиях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации без срока переосвидетельствования не определяется. Действующими нормативно-правовыми документами оплата различных видов реабилитационной помощи и, следовательно, определение нуждаемости в них, без срока переосвидетельствования не предусмотрены.

Особо следует отметить право пострадавшего на компенсацию дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, уже на этапе временной нетру-

доспособности, до выявления признаков стойкой утраты трудоспособности. Определение нуждаемости пострадавшего в отдельных видах реабилитации в этот период также относится к компетенции учреждений МСЭ, что закреплено п. 9 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [4, с. 21].

До принятия Правительством РФ соответствующих нормативных правовых актов оплата дополнительных расходов осуществлялась на основе «Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение».

Кроме реабилитации Законом также предусмотрены страховые выплаты застрахованному, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, которые производятся самим страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику (ежемесячные страховые выплаты - производятся страхователем в сроки, установленные для выплаты заработной платы). Лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователем, страховые выплаты производятся страховщиком. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который производятся указанные выплаты.

Защита интересов пострадавших в части обеспечения по страхованию определена п. 8 и 9 статьи 15 Закона: при задержке страховых выплат в установленные сроки, производящий выплаты обязан выплатить застрахованному пеню в размере 0,5 процента от выплачиваемой суммы за каждый день просрочки. В случае задержки ежемесячных выплат, производимых страхователем, более чем на один месяц, указанные выплаты производятся страховщиком по заявлению пострадавшего.

Впервые в едином Законе закреплены права работника на активное участие, как в расследовании страхового случая, так и в недопущении последнего. Согласно п. 11 статьи 17 Закона ему гарантируется бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва и с отрывом от производства в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.

Снижение числа производственных травм и профессиональных заболеваний по Закону становится выгодным для работодателей [. Законом предусмотрен механизм экономической заинтересованности последних, основанный на дифференцировании страховых взносов (тарифов) в зависимости от фактических затрат, связанных с возмещением вреда, состояния условий труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости. Дополнительную основу экономической заинтересованности работодателем в улучшении условий труда дают положения статьи 22 Закона о скидках и надбавках к страховым тарифам, которые устанавливаются страховщиком с учетом состояния охраны труда на предприятии.

В заключении необходимо отметить, что Федеральный Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» защищает материальное положение и тех потерпевших (утративших трудоспособность до введения в действие Закона), чье право на получение возмещение вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева О.С., Ан A.B., Кадырова С.Т. Социально-демографический портрет инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве. Материалы региональной научно-практической конференции (семинара) «Актуальные проблемы инвалидности, медико-социа-лыюй экспертизы и реабилитации инвалидов» - Ростов-на-Дону, 13-15 февраля 2006 года. М.: ФБМСЭ - 2006. - С. 129-137.

2. Линник В.В., Измеров Н.Ф., Осадчих А.И., Пузин С.Н., Лаврова Д.И. Заболеваемость и инвалидность вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. М.: ФЦЭРИ - 2003. - 122 с.

3. Сабанов З.М. Проблемы комплексной социальной реабилитации и пути ее решения //Nauka i studia. 2016. Т. 6. С. 153-156.

4. Кесаева Р.Э. Семья и медицина. // Монография, под ред. доктора истор. наук, профессора, член-корр. РАО А.А. Магометова. Изд-во Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетогурова: Владикавказ, 2006. - 351с.

5. Корочкина И. Е., Иволгина Н.В. Выплаты пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний. «Российский налоговый курьер», № 13-14 июль 2008 г. С.-28

6. Лаврова Д. И., Зуев Г. И., Танюхина Э. И. и др. Медико-социальные критерии предоставления инвалидам технических средств реабилитации.- М,, 1996.- 233 с.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» (с приложениями).

8. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 21.07.1998 г. № 125-ФЗ.

9. Сабанов З.М. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания населения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 290-292.

10. Сабанов З.М. Социальная защита лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве //News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 62-66.

11. Васильева Л.А., Матвеев В.Ю. Анализ травматизма, профессиональных заболеваний и меры по повышению безопасности труда в АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 4 (35). С. 9-17.

12. Васильева Л.А., Тараканов Д.А. Корреляционный анализ травматизма и расходов на мероприятия по охране труда // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 101-103.

13. Васильева Л.А., Матвеев В.Ю., Онегова Н.В. Анализ травматизма и профессиональной заболеваемости работников Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2014. № 6 (37). С. 33-44.

14. Шуварин М.В., Батова Н.С. Основные проблемы гигиены труда в сельском хозяйстве // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 145-149.

15. Васильева Л.А., Тараканов Д.А. Специальная оценка условий труда: цели и перспективы // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 128-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.