Научная статья на тему 'Получатели пособия по временной нетрудоспособности (сравнительный анализ российских и международных норм)'

Получатели пособия по временной нетрудоспособности (сравнительный анализ российских и международных норм) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право социального обеспечения / страхование / обязательное социальное страхование / нетрудоспособность / пособие по временной нетрудоспособности / получатели пособия по временной нетрудоспособности / social security law / insurance / social insurance / sickness benefit / sickness / sickness benefit recipients

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Фатима Олеговна

Статья посвящена исследованию законодательства о пособии по временной нетрудоспособности. Автор проводит сравнительный анализ соответствия российского законодательства о пособии по временной нетрудоспособности положениям международного права социального обеспечения, в частности Всеобщей декларации прав человека 1948 г., конвенциям и рекомендациям Международной организации труда и Европейскому кодексу социального обеспечения. Особое внимание уделяется Конвенции МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни». Сделан вывод о наличии в действующем российском законодательстве ряда противоречий международным нормам, несмотря на соответствие по принципиальным вопросам: круг охвата населения, случаи предоставления пособия, соотношение с заработком застрахованного, продолжительность выплаты и т. д. Дается общая характеристика истории изменения законодательства в указанной сфере за последние годы, тенденций развития. Ставится под сомнение обоснованность ряда положений действующего законодательства. В частности, подвергаются критике дифференциация размера пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа получателя, а также лишение граждан данного пособия в случае умышленного причинения вреда своему здоровью. Предлагаются пути совершенствования законодательства РФ с учетом опыта зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SICKNESS BENEFIT RECIPIENTS (COMPARISON OF RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW)

The article deals with the legislation on sickness benefit. The author conducts a comparative analysis of compliance with Russian legislation on sickness benefit of international social security law, particularly Universal Declaration of Human Rights, conventions and recommendations of International labour Organization, European Code of social security. Special attention is paid to the Convention of ILO № 130 (1969) “Medical Care and Sickness Benefits” (1969). It is concluded that some of the existing Russian norms contradict international standarts. But the fundamental issues (protected persons, covered contingencies, qualifying period, previous earning of the beneficiary) accord them. The author provides the brief description of the main changings of existing legislation in last few years, development trends. He criticizes the dependence of the amount of the security on work experience, and deprivation benefit in case of intentional causing health damage. Suggests ways of improving the legislation of the Russian Federation based on the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Получатели пособия по временной нетрудоспособности (сравнительный анализ российских и международных норм)»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Ф. О. Сулейманова*

Получатели пособия по временной нетрудоспособности (сравнительный анализ российских и международных норм)

Статья посвящена исследованию законодательства о пособии по временной нетрудоспособности. Автор проводит сравнительный анализ соответствия российского законодательства о пособии по временной нетрудоспособности положениям международного права социального обеспечения, в частности Всеобщей декларации прав человека 1948 г., конвенциям и рекомендациям Международной организации труда и Европейскому кодексу социального обеспечения. Особое внимание уделяется Конвенции МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни». Сделан вывод о наличии в действующем российском законодательстве ряда противоречий международным нормам, несмотря на соответствие по принципиальным вопросам: круг охвата населения, случаи предоставления пособия, соотношение с заработком застрахованного, продолжительность выплаты и т. д. Дается общая характеристика истории изменения законодательства в указанной сфере за последние годы, тенденций развития. Ставится под сомнение обоснованность ряда положений действующего законодательства. В частности, подвергаются критике дифференциация размера пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа получателя, а также лишение граждан данного пособия в случае умышленного причинения вреда своему здоровью. Предлагаются пути совершенствования законодательства РФ с учетом опыта зарубежных стран.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: право социального обеспечения, страхование, обязательное социальное страхование, нетрудоспособность, пособие по временной нетрудоспособности, получатели пособия по временной нетрудоспособности.

* Сулейманова Фатима Олеговна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 123995, Россия, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9 (dzfatima@yandex.ru).

Suleymanova Fatima Olegovna — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor Department of Labor Law and Social security Law, Kutafin Moscow State Law University, 9, Sadovaya-Kudrinskaya street, Moscow, Russia, 123995 (dzfatima@ yandex.ru).

SULEYMANOVA F. O. SICKNESS BENEFIT RECIPIENTS (COMPARISON OF RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW)

The article deals with the legislation on sickness benefit. The author conducts a comparative analysis of compliance with Russian legislation on sickness benefit of international social security law, particularly Universal Declaration of Human Rights, conventions and recommendations of International labour Organization, European Code of social security. Special attention is paid to the Convention of ILO № 130 (1969) "Medical Care and Sickness Benefits" (1969). It is concluded that some of the existing Russian norms contradict internationalstandarts. But the fundamental issues (protected persons, covered contingencies, qualifying period, previous earning of the beneficiary) accord them. The author provides the brief description of the main changings of existing legislation in last few years, development trends. He criticizes the dependence of the amount of the security on work experience, and deprivation benefit in case of intentional causing health damage. Suggests ways of improving the legislation of the Russian Federation based on the experience of foreign countries.

KEYWORDS: social security law, insurance, social insurance, sickness benefit, sickness, sickness benefit recipients.

Социальное обеспечение в случае болезни предусмотрено во многих международных актах. Это и Всеобщая декларация прав человека 1948 г (ст. 25), и целый ряд конвенций Международной организации труда (далее — МОТ), и различные акты на региональных уровнях. В соответствии со ст. 13 Конвенции МОТ 1952 г № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», ст. 7 Конвенции МОТ 1969 г № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» и ст. 13 Европейского кодекса социального обеспечения (далее — ЕКСО) каждый член МОТ, в отношении которого соответствующие разделы данных актов действуют, должен обеспечить в случае необходимости предоставление пособия по болезни.

Обстоятельством оказания помощи признается нетрудоспособность, приводящая к прекращению получения заработка (ст. 14 Конвенции № 102, ст. 18 Конвенции № 130 и ст. 14 ЕКСО).

В соответствии с Конвенцией № 130 к лицам, подлежащим обеспечению, относятся:

— либо все работающие по найму, включая учеников;

— либо установленные категории экономически активного населения, составляющие в общей сложности не менее 75 % всего экономически активного населения;

— либо все жители, чьи средства к существованию в течение действия страхового случая не превышают установленных пределов в соответствии с положениями статьи (ст. 19 Конвенции).

Каждый член МОТ обеспечивает на своей территории для лиц, не являющихся гражданами страны и обычно проживающих или работающих в ней, равноправие со своими гражданами в отношении права на пособие по болезни (ст. 32 Конвенции).

Статья 39 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, выплата пособия по болезни (по временной нетрудоспособности) регулируется: Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165 «Об основах обязательного социального страхования»,1 Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,2 Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»3 и другими законами и подзаконными актами.

В связи с этим обеспечение данным пособием происходит в порядке страхования, а источником выплат являются средства Фонда социального страхования РФ и частично средства работодателя.

В последние годы российское законодательство внесло существенные изменения в сферу действия обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. В частности, несколько расширен круг застрахованных за счет отдельных категорий работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду).

Сегодня лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданств, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в добровольном порядке.

1 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

2 СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 18.

3 СЗ РФ. 2007. № 25. Ст. 3042.

Они приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай (временная нетрудоспособность).

Добровольность социального страхования указанных категорий граждан воспринимается в научной литературе неоднозначно. В настоящее время они подлежат обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, но не охватываются в обязательном порядке другими видами социального страхования, в том числе на случай временной нетрудоспособности. Для многих ученых необходимость их полного обязательного социального страхования не вызывает сомнений. Опираясь на ст. 39 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», ряд специалистов считают, что такое страхование должно распространяться на всех работающих граждан, а не только на работающих по трудовому договору.4

Конституционный Суд РФ в Определении от 7 февраля 2003 г. № 65-О признал не нарушающим конституционное право адвокатов на социальное обеспечение положение п. 1 ст. 245 Налогового кодекса РФ, которым адвокаты были освобождены от уплаты единого социального налога в Фонд социального страхования и тем самым исключены из круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию (притом что таким страхованием они были охвачены 60 лет), поскольку им предоставлена возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию. При этом Конституционный Суд сослался на Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»;5 этим Законом, в сущности, предусмотрена возможность добровольного страхования.

В своих решениях по жалобам на нарушение конституционного права граждан на социальное обеспечение Конституционный Суд исходит из принципа всеобщности этого права и ответственности государства за его соблюдение и защиту. Но при добровольности страхования принцип всеобщности права на социальное обеспечение не вполне осуществим. Добровольность ведет к тому, что страхованием охватывается лишь некоторая наиболее благополучная в материальном отношении и предусмотрительная часть самостоятельных работников. Большинство же из них не считают участие в страховании первостепенной потребностью и, следовательно, думают, что добровольное страхование является менее надежной, чем обязательное, гарантией их конституционного права на социальное обеспечение в случае болезни и воспитания детей.6

4 Симоненко Г. С. Реформировать социальное страхование необходимо // Человек и труд. 1995. № 2. С. 64; Ковалевский С. М. Проблема правового статуса субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве // Страховое право. 2003. № 2. С. 17; МачульскаяЕ. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 73.

5 СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 5.

6 Виноградова З. Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности // Трудовое право. 2006. № 3. С. 42.

Из ст. 39 Конституции РФ следует, что добровольное социальное страхование является дополнением к государственной системе социального обеспечения, повышающим общий уровень защищенности граждан. Поэтому позиция Конституционного Суда, ставящая добровольное социальное страхование в один ряд с обязательным страхованием и материальным обеспечением за счет государства, т. е. общепризнанными организационно-правовыми формами социального обеспечения граждан, вызывает серьезное сомнение.

По мнению З. Д. Виноградовой, с социально-экономической точки зрения выравнивание социальной защищенности самозанятых и наемных работников будет стимулировать граждан к реализации своих способностей к труду в сфере предпринимательства и снижению давления на рынок рабочей силы.7

В научной литературе было высказано предложение о том, что вопрос об обязательном социальном страховании самозанятых граждан может решаться с учетом уровня их доходов. Так, по мнению М. Ю. Федоровой, если совокупный доход самозанятых граждан за определенный период не превышает установленной величины, то они должны охватываться социальным страхованием в обязательном порядке, в противном случае они могут самостоятельно застраховать себя от социальных рисков.8 Е. Е. Мачульская предлагает использовать этот подход не только к самозанятым, но и к наемным работникам.9

Подобная практика встречается, например, в Германии, где в отличие от иных видов обязательного социального страхования данный вид страхования не является обязательным для лиц, имеющих высокий заработок.

Мы разделяем точку зрения, согласно которой такая позиция представляется весьма спорной. Обязательное страхование определяется не только личной заинтересованностью гражданина в защите своих скромных доходов. В настоящее время обязательное социальное страхование является основным экономико-правовым механизмом, с помощью которого осуществляется содержание нетрудоспособных членов общества, причем на общественно приемлемом уровне. Такое назначение фондов социального страхования оправдывает участие в их создании каждого работающего сообразно размеру его дохода. Законодательство содействует формированию и укреплению общественной солидарности, включая в систему обязательного страхования всех наемных и самозанятых работников, в том числе высокооплачиваемые слои этих работников.

Очевидно, учитывая сходство материального и социального положения самостоятельных и зависимых работников, Рекомендация МОТ № 67 (1994 г) «Обеспечение дохода» указывает на необходимость обязательного пенсионного страхования самозанятых трудящихся. Этим же актом рекомендовано их страхование на случай болезни и материнства, случаи, повлекшие госпитализацию, а также на случай болезни, продолжающейся несколько месяцев.

7 Там же. С. 43.

8 Федорова М. Ю. Современные тенденции развития системы социального страхования // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. М., 2007. С. 170.

9 МачульскаяЕ. Е. Право социального обеспечения. Учебник. М., 2012. С. 74-75.

В Рекомендации МОТ № 134 (1969 г.) «О медицинской помощи и пособиях по болезни» поставлена практическая задача обеспечения пособиями по болезни всего экономически активного населения.

Однако, фокусируясь на соответствии российского законодательства требованиям международных актов, в частности Конвенции № 130, можно прийти к выводу о том, что помимо всех работающих по найму лиц, предусмотренных п. «а» ст. 19 Конвенции, к категориям получателей относятся: члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Указанная Конвенция предусматривает также возможность ограничения круга обеспечиваемых за счет установления необходимого стажа у подлежащего обеспечению лица. При этом условия, определяющие данный стаж, должны быть такими, чтобы они не лишали пособия лицо, обычно относящееся к категориям подлежащих обеспечению лиц (ст. 25 Конвенции).

По российскому законодательству продолжительность стажа не влияет на само право получения пособия по временной нетрудоспособности, а является решающим при определении его размера. Таким образом, по кругу обеспечиваемых мы полностью соответствуем нормам Конвенции.

В развитых европейских странах самостоятельные работники (или их отдельные категории) пользуются социальной защитой в рамках либо общей системы страхования по болезни, либо специальных систем страхования.

В Латвии право на пособие по временной нетрудоспособности наряду с лицами, работающими по трудовому договору, имеют определенные категории самозанятых, в частности присяжные нотариусы, присяжные адвокаты, частнопрактикующие врачи, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В Эстонии право на возмещение утраченного дохода имеют не только индивидуальные предприниматели, но и лица, которые получают вознаграждение на основании определенных гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и т. п.) и за которых другая сторона договоров обязана уплачивать социальный налог. Практически все трудящиеся независимо от оснований выполнения работы имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в Белоруссии.10

К числу охватываемых страховых случаев относятся: нетрудоспособность в результате болезни, связанная с приостановкой выплаты заработка, в соответствии с тем, как она определяется национальным законодательством (ст. 7 Конвенции).

По российскому законодательству случаями выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются:

1) утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

2) необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

10 Виноградова З. Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию... С. 42.

4) осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарной специализированной организации;

5) долечивание в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории РФ, непосредственно после оказания помощи в стационарных условиях (ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Некоторые авторы подразделяют вышеуказанные случаи выплаты пособия на фактическую временную нетрудоспособность и предполагаемую. К фактической относят: заболевание или травму; протезирование; долечивание в санаторно-курортных учреждениях. Предполагаемая временная нетрудоспособность — необходимость осуществления ухода за больным членом семьи, карантин.11

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев в период работы по трудовому договору, осуществления иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Конвенция № 130 предусматривает выплаты пособия по временной нетрудоспособности только в случае болезни, под которой понимается в соответствии со ст. 1 Конвенции болезненной состояние. Таким образом, перечень случаев выплаты пособия по российскому законодательству намного шире, что свидетельствует о соответствии нормам Конвенции.

Продолжительность выплаты. В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 и ЕКСО пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в течение всей продолжительности охватываемого случая. Однако допускается ограничение срока выплаты 26 неделями на каждое заболевание с возможностью непредоставления пособия за первые три дня временной утраты заработка.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 130 пособия по болезни выплачиваются в период всей продолжительности страхового случая, при условии что продолжительность выплаты пособий может быть ограничена периодом не менее 52 недель в каждом случае нетрудоспособности. Данная Конвенция допускает невыплату пособия в течение первоначального периода приостановления выплаты заработной платы, но такой период не должен превышать трех дней (ст. 26 Конвенции).

В соответствии с российским законодательством пособие предоставляется с первого дня нетрудоспособности, но в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы первые два дня — за счет средств страхователя (работодателя), а за остальной период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ (см. табл. 1, 2).

11 Право социального обеспечения / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 253. 696 ЕЖЕГОДНИКИ ПРАВА (www.LAW-MEDIA.org)

Таблица 1

Предоставление выплаты при нетрудоспособности застрахованного

В случае инвалидности При заболевании туберкулезом Трудовой договор до 6 месяцев и при нетрудоспособности, наступающей со дня заключения договора до дня его аннулирования

Заболевание или травма за весь период* не более 4 мес. подряд или 5 месяцев в к/г за весь период не более чем за 75 к/д по этому договору

Долечивание в санаторно-курортной организации не более чем за 24 к/д** за весь период

Карантин за весь период

Протезирование за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно

* За весь период до восстановления трудоспособности или установления (пересмотра) группы инвалидности. ** Календарный день.

Таблица 2

Предоставление выплаты при уходе за членом семьи

Уход за больным членом семьи Специальный перечень заболеваний Ребенок-инвалид до 15 лет ВИЧ-инфицированный Болезни, связанные с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях

Ребенок до 7 лет за весь период лечения, но не более чем за 60 к/д в к/г* не более чем за 90 к/д в к/г за весь период лечения, но не более чем за 120 к/д в к/г по всем случаям ухода за весь период совместного пребывания в стационарной лечеб-но-профи-лактической организации за весь период лечения

Ребенок от 7 до 15 лет до 15 к/д по каждому случаю лечения, но не более чем за 45 к/д в к/г по всем случаям ухода за этим ребенком

Остальные случаи ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении не более чем за 7 к/д по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 к/д в к/г

* Календарный год.

Поскольку Конвенция № 130 обязывает государства, ратифицировавшие ее, предоставлять обеспечение в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности только в результате болезни, мы рассматриваем требования к продолжительности выплаты лишь в отношении заболевания.

К нарушениям Конвенции мы также не относим ограничение в продолжительности выплаты при заключении трудового договора до шести месяцев и при аннулировании трудового договора, так как Конвенция допускает при непродолжительном стаже даже лишение выплаты в принципе.

В таком случае российское законодательство соответствует требованиям Конвенции, за исключением ограничения продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае инвалидности. Лицам, признанным инвалидами, пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. По истечении этого срока ставится вопрос об изменении трудовой рекомендации инвалида. Данное ограничение не распространяется на инвалидов вследствие заболевания туберкулезом.

Размер. Поскольку по российскому законодательству указанным пособием обеспечиваются главным образом работающие, а не все население с низким уровнем доходов, необходимо руководствоваться ст. 22 Конвенции.

При периодических выплатах ставка пособий, увеличенная на сумму любого семейного пособия, выплачиваемого во время действия страхового случая, составляет для типичного получателя в отношении предусмотренного п. «Ь» ст. 7 случая по меньшей мере 60 % от общей суммы прежних заработков получателя пособия и суммы любых семейных пособий, выплачиваемых подлежащему обеспечению лицу, имеющему одинаковое с типичным получателем число иждивенцев.

По российскому законодательству размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от причины утраты нетрудоспособности, от размера заработка застрахованного лица, продолжительности его страхового стажа и некоторых других причин. Положение об особенностях порядка начисления пособий утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г № 375; Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г № 91.12

Ранее размер пособия определялся с учетом не страхового, а непрерывного стажа. Непрерывный стаж перестал использоваться после Определения Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г № 16-О,13 принятого по жалобе гражданина В. П. Корнилова. Конституционный Суд определил, что прежние нормативные акты СССР в части, увязывающей размер пособия по временной нетрудоспособности с длительностью непрерывного трудового стажа в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ, с 1 января 2007 г не могут применяться как противоречащие Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55) и утрачивают силу. Конституционный Суд РФ констатировал: «Размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, притом что они могут

12 БНА. 2007. № 15.

13 Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3. 698 ЕЖЕГОДНИКИ ПРАВА (www.LAW-MEDIA.org)

подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере... На время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка».

Мы полностью согласны с М. Л. Захаровым: поменяв непрерывный трудовой стаж на страховой, законодатель ничего принципиально не изменил. Размер пособия как зависел косвенным образом от возраста застрахованного, так и зависит.14 Например, при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы (за некоторым исключением), при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения пособие выплачивается в следующем размере:

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100 % среднего заработка;

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80 % среднего заработка;

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60 % среднего заработка.

В случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 % среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

— при амбулаторном лечении ребенка — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица; за последующие дни — в размере 50 % среднего заработка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— при стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за взрослым больным членом семьи при его амбулаторном лечении выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного.

Российский законодатель не лишает права на пособие лиц с непродолжительным страховым стажем, хотя международные акты допускают в целях предотвращения злоупотреблением предусмотреть обязательное требование о наличии срока приобретения права на пособие, иными словами, стажа (ст. 17 Конвенции МОТ № 102 и ст. 17 ЕКСО).

14 ЗахаровМ. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. Монография. М., 2013. С. 255-257.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Пособие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние два календарных года работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

Если обратиться к зарубежному опыту, то, например, во Франции пособие по временной нетрудоспособности исчисляется за последние три месяца до наступления страхового случая. Размер составляет 50 % от среднего заработка, но не может превышать 48 евро в день. Данный размер увеличивается, если на иждивении гражданина находятся три и более детей. Начиная со второго месяца нетрудоспособности размер пособия составляет 66,66 % от среднего заработка, но не свыше 64 евро в день.15

В экономической литературе советского периода вопрос об оптимальной ставке пособия по временной нетрудоспособности не вызывал разногласий. Размер пособия должен был определяться только уровнем утраченного заработка. Такая позиция обосновывалась тем, что временная нетрудоспособность вызывает необходимость непродолжительного перерыва в работе; после выздоровления работник возвращается к выполнению своих обычных обязанностей и получает прежнюю заработную плату.

Перспектива поэтапного приближения к выплате пособия в размере утраченного заработка во всех случаях временной нетрудоспособности была проанализирована и признана целесообразной и в юридической литературе. Так, К. С. Батыгин полагал, что законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности будет развиваться в направлении выдачи этих пособий всем работающим в размере 100 % заработка независимо от причины временной утраты трудоспособности, трудового стажа и других обстоятельств.16 Соответственно, при таком подходе снимался вопрос об основаниях дифференциации его размера.

Разумеется, вывод о необходимости полного возмещения временно утраченного работником заработка был сделан применительно к относительно низкой оплате труда и низкой степени ее дифференциации в условиях социализма. Но он подтверждается и практикой социального страхования некоторых стран с рыночной экономикой. Так, пособие по временной нетрудоспособности равно 100 % заработка в Бельгии и Люксембурге.17

15 Право социального обеспечения / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. С. 253.

16 Батыгин К. С. Ответственность по законодательству о социальном страховании. М., 1974. С. 138. — См. также: Иванова Р. И. Социальное обеспечение в государственном организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект). Автореф. дис. ... д. ю. н. М., 1987. С. 43-44.

17 Долинская Л. М. Социальное страхование: опыт Европы // Человек и труд. 2004. № 8. С. 17.

В Германии работодатель должен сохранять за работником заработок на период первых шести недель нетрудоспособности. После этого страховая касса начинает выплачивать пособие в размере 70 % от заработка в пределах «потолка» страховых платежей. Как правило, пособие выплачивается за одно заболевание не более 78 недель в течение трех лет. Кроме того, в случае ухода за заболевшим ребенком в возрасте до 12 лет (если в семье нет никого, кто бы мог осуществлять такой уход) у застрахованного лица возникает право на пособие за 10 рабочих дней (на одного ребенка за один календарный год) и не более 20 дней, если он или она в одиночку воспитывает ребенка.18

Вряд ли можно считать достаточно обоснованной дифференциацию размеров пособий в зависимости от страхового стажа. Краткосрочность обеспечения по временной нетрудоспособности не требует учета прошлых «заслуг» застрахованного лица, в том числе в формировании страхового фонда. Природе этого страхового риска более соответствует равная степень защиты доходов всех застрахованных независимо от имеющегося у них стажа работы (периода страхования).

Различия в ставках пособий в зависимости от продолжительности предшествующей деятельности фактически устанавливают преимущества в уровне защиты застрахованных более старших возрастов по сравнению с молодежью. Между тем последняя категория более подвержена риску временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшими детьми младших возрастов, и стажевые требования, ведущие к снижению возмещения утраченного заработка, несовместимы с ее особой ответственностью за благополучие детей.

В большинстве европейских стран дифференциация размеров пособий носит крайне ограниченный характер. Основаниями дифференциации являются характеристики самой нетрудоспособности (ее причина, тяжесть и продолжительность), но не продолжительность трудовой деятельности, а также семейная нагрузка застрахованного (наличие и число иждивенцев).

Значительный интерес для оценки наиболее рациональных вариантов совершенствования нашего законодательства о пособиях представляет опыт некоторых стран — бывших республик Советского Союза, отказавшихся от дифференцированного (в зависимости от продолжительности трудового стажа) подхода к правовому регулированию уровня обеспечения временно нетрудоспособных работников. Так, в Белоруссии размер пособия за первые 6 дней нетрудоспособности равен 80 % заработка, за остальное время — 100 % заработка. В Литве пособие также возрастает с 80 до 100 % заработка, но при продолжительности болезни свыше 30 дней. В Латвии установлена единая норма обеспечения (80 % заработка) для всех случаев и всех категорий застрахованных. В Эстонии пособие выплачивается в размере 80 или 100 % заработка в зависимости от вида нетрудоспособности (болезнь, уход за больным ребенком и т. д.) и вида лечения (амбулаторное, стационарное).

Необходимо остановиться и на минимальном размере пособия для лиц, имеющих стаж менее шести месяцев, и иных лиц, для которых пособие выплачивается в минимальном размере. Его величина устанавливается на уровне

18 Право социального обеспечения / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. С. 541-542.

минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата в настоящее время не выполняет своей функции, она все еще не достигла прожиточного минимума в стране. С учетом этого представляется адекватным ориентироваться не на МРОТ, а на прожиточный минимум, хотя и его размер не отвечает международным стандартам.

Формально без оценки того, достаточен или недостаточен размер самой заработной платы, можно сделать вывод о том, что минимальная ставка пособия соответствует минимальным стандартам социального обеспечения, закрепленным в международных актах. Конвенция МОТ № 102 и ЕКСО предусмотрели, что размер данной выплаты должен быть не менее 45 % прежнего заработка. А согласно ст. 22 Конвенции МОТ № 130 ставка пособия должна составлять по меньшей мере 60 % прежних заработков его получателя.

Ограничения при выплате пособия. В соответствии с Конвенцией МОТ № 130 выплата пособия может быть приостановлена в соответствии с национальным законодательством:

a) на все время отсутствия данного лица на территории соответствующего члена МОТ;

b) на все время, пока данное лицо получает возмещение в связи с тем же страховым случаем от третьей стороны в пределах размера такого возмещения;

c) если данное лицо пыталось обманным путем получить такое пособие;

d) если страховой случай вызван преступным деянием данного лица;

e) если страховой случай вызван серьезным и умышленным проступком данного лица;

^ если данное лицо без уважительной причины пренебрегает медицинской помощью, а также услугами службы медицинского восстановления, предоставленными в его распоряжение, или не соблюдает правил, установленных для проверки наличия страхового случая, или правил поведения получателей пособий;

9) на все время, пока данное лицо находится на государственном содержании или на содержании учреждения или службы социального обеспечения;

И) на все время, пока данное лицо получает другое денежное пособие по социальному обеспечению, кроме семейного пособия, при условии что часть пособия, выплата которого приостановлена, не превышает размера другого пособия.

В установленных случаях и пределах часть обычно причитающихся денежных пособий по болезни выплачивается лицам, находящимся на иждивении данного лица (ст. 28 Конвенции).

Российское законодательство предусматривает случаи уменьшения размера пособия, периоды, когда оно не назначается, и случаи отказа в назначении пособия.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:

— нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

— неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

— заболевание или травмы, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

В этих случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов, со дня, когда было допущено нарушение.

В случае заболевания или травмы, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением, пособие в минимальном размере выплачивается со дня наступления нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:

— за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

— за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;

— за период заключения под стражу или административного ареста;

— за период проведения судебно-медицинской экспертизы;

— за период простоя, за исключением случаев, когда нетрудоспособность наступает до периода простоя и продолжается в период простоя; пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата.

Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются:

— наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

— наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления (ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Особо необходимо остановиться на случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Речь идет не об ограничении прав застрахованных, а о детализации неординарных ситуаций, чтобы за работником в период временной нетрудоспособности сохранялся тот уровень дохода, который бы у него был, если бы он оставался здоровым. Таким образом, сохраняется заработок по не связанным с нетрудоспособностью причинам, и, соответственно, пособие не будет назначаться; либо же выплата заработка ограничена по причинам, также не связанным с болезнью гражданина. Данные случаи не противоречат целям компенсации утраченного заработка и не будут анализироваться.

Остальные случаи уменьшения выплаты или отказа в назначении пособия по российскому законодательству предлагаем разделить на две группы.

1) соответствующие предусмотренным в Конвенции случаям ограничения в выплате пособия;

2) выходящие за рамки, допустимые Конвенцией.

К первой группе можно отнести:

— нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

— неявку застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

— заболевание или травмы, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением;

— наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Заболевания или травмы, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением, самостоятельно не указаны в Конвенции как дающие право законодателю ограничивать права получателя, однако представляется, что данный случай является разновидностью серьезного и умышленного проступка лица, указанного в ст. 28 Конвенции. По крайней мере, в традиции российского законодателя относить состояние опьянения именно к разновидности такого проступка.

Ко второй группе можно отнести самое спорное основание лишения застрахованного пособия, которому нельзя найти логического объяснения, — это наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства.

Применение столь строгих мер, как лишение права на пособие по временной нетрудоспособности, нельзя назвать обоснованным. Представляется, что лицо наносит себе повреждения и причиняет вред своему здоровью, а уж тем более пытается покончить с собой совсем не с целью получить соответствующее пособие. Подобные случаи крайне редки. Как правило, умышленное причинение вреда собственному здоровью совершается лицами в особо тяжелых жизненных ситуациях, связано с психическим или психологическим расстройством здоровья и не должно лишать его поддержки со стороны государства.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о соответствии (за исключением одного вышеназванного случая лишения лица пособия) российского законодательства, гарантирующего обеспечение граждан пособием по временной нетрудоспособности, международным нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.