Научная статья на тему 'Основные понятия и принципы, используемые в организации работы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности'

Основные понятия и принципы, используемые в организации работы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАДЗОР / СТРАХОВОЙ ТАРИФ / ЗАСТРАХОВАННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землячев Сергей Викторович, Землячева Ольга Андреевна

В статье рассмотрены основы организации деятельности Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Охарактеризованы задачи Фонда, члены Фонда, источники формирования бюджета Фонда. Приведена классификация расходов Фонда. Описана структура органов управления Фондом, полномочия Правления и исполнительной дирекции Фонда. Приведены надзорные функции Фонда. Рассмотрено понятие и основы вычисления страхового стажа. Охарактеризовано понятие и виды материального обеспечения и социальных услуг в страховании по временной утрате трудоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия и принципы, используемые в организации работы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»

УДК 369

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

Землячев С В., к.э.н., НАПКС, Землячева О.А., ассистент, КЭИ КНЭУ

Объективная необходимость совершенствования системы социального обеспечения населения в условиях рыночной экономики создала условия для развития института социального страхования в направлениях, максимально обеспечивающих потребности граждан в социальной защите и базирующихся на принципах самофинансирования. Одним из таких направлений является общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением.

Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы, вследствие временной потери трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременности и родов, частичную компенсацию расходов, связанных со смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, осуществляет Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. По своей сути и законодательному определению он является целевым внебюджетным страховым фондом, исследование деятельности которого и составляет цель данной статьи.

Деятельность фонда регламентируется Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18 января 2001 года №°2240-Ш с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины; другими нормативными актами и уставом Фонда.

Права юридического лица и обособленного субъекта экономики Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности приобретает со дня регистрации своего устава в специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти. Фонд является юридическим лицом, он имеет собственную печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, а также символику, утвержденную в установленном порядке.

Задачами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности являются:

1) руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;

2) сбор и аккумуляция страховых взносов и других средств, предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, предусмотренных законодательством;

3) обеспечение проведения страховых выплат и предоставления социальных услуг;

4) контроль за целевым использованием средств, направленных на материальное обеспечение и финансирование социальных услуг.

Членами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности являются все граждане, подлежащие общеобязательному страхованию. К ним относятся:

• лица, которые работают на условиях трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности или у физических лиц, в том числе в иностранных дипломатических и консульских учреждениях, других представительствах нерезидентов, а также избранные на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других органах;

• члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.

Членами Фонда также могут быть физические лица, застрахованные в системе социального страхования на добровольных началах при условии уплаты ими взносов в установленном законом порядке. К ним относятся:

• граждане Украины, которые работают за пределами территории Украины и не застрахованы в системе социального страхования страны, в которой они находятся, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

• лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (предприниматели, адвокаты, нотариусы, лица, занимающиеся творческой деятельностью и получающие доход непосредственно от этой деятельности).

В системе общеобязательного государственного социального страхования Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности выполняет функции страховщика. При этом страхователями являются работодатели и застрахованные лица (в том числе — добровольно застрахованные лица), а застрахованными — все вышеуказанные члены Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Представителями застрахованных лиц могут быть профсоюзы, их объединения или другие органы, уполномоченные наемными работниками.

Источниками формирования бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности являются:

• страховые взносы страхователей — работодателей и застрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством;

• суммы не принятых к зачету расходов страхователя; штрафы, пени и другие финансовые санкции, примененные к страхователям и должностным лицам;

• благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

• ассигнования из Государственного бюджета Украины;

• прибыль, полученная от временно свободных средств фонда, в том числе резерва страховых средств фонда на депозитном счете;

• другие поступления в соответствии с законодательством.

Средства социального страхования не включаются в Государственный бюджет Украины, не подлежат изъятию и могут быть использованы только по целевому назначению.

Расходами Фонда по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, являются:

• выплата пособия по временной нетрудоспособности, включая уход за больным ребенком;

• выплата пособия по беременности и родам;

• выплата пособия на погребение, кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве;

• обеспечение оздоровительных мероприятий, в том числе: оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их семей, в детские оздоровительные учреждения, содержание санаториев-профилакториев, предоставление социальных услуг во внешкольной работе с детьми;

• создание резерва страховых средств в размере, определенном Кабинетом Министров Украины, для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц;

• обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.

Рассмотрим структуру органов управления Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности. Органами управления Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности являются правление и исполнительная дирекция. Так как принципы общеобязательного государственного социального страхования подразумевают паритетность в управлении фондом представителей государства, застрахованных лиц и работодателей, то в состав правления Фонда эти представители входят в равном количестве (по 15 человек). Представители застрахованных лиц и работодателей делегируются этими сторонами самостоятельно, представители от государства назначаются Кабинетом Министров Украины. Избранный состав правления исполняет свои обязанности в течение шести лет на общественных началах. Председатель правления избирается самим составом правления на два года поочередно от каждой стороны и имеет двух заместителей, представляющих две другие стороны. Заседания правление проводит не реже одного раза в квартал. Обязательным условием для законности принятия решений является присутствие на заседании не менее двух третей состава каждой представительской стороны. Если при проведении голосования голоса распределяются поровну, то решающим является голос председателя правления. Решение правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности является обязательным для выполнения всеми страхователями и застрахованными лицами.

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности является исполнительным органом правления Фонда. Ее деятельность направлена на обеспечение выполнения решений правления. Исполнительная дирекция подотчетна правлению Фонда и функционирует от его имени в пределах и в порядке, которые определены уставом фонда и положением об исполнительной дирекции Фонда. Директор исполнительной дирекции входит в состав правления Фонда с правом совещательного голоса.

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности имеет территориальные отделения в Автономной Республике Крым, областях Украины и городах Киеве и Севастополе. Каждое отделение имеет структуру, аналогичную структуре самого Фонда, и действует на региональном уровне.

Правление отделения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, как и правление Фонда, создается на паритетных началах из представителей государства, застрахованных лиц и работодателей. Количественный состав правления отделения Фонда определяется решением правления Фонда.

Рабочими органами исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и его отделений являются исполнительные дирекции отделений Фонда. Они в свою очередь подотчетны правлениям отделений и исполнительной дирекции Фонда. Исполнительные дирекции отделений Фонда тесно взаимодействуют с профсоюзными органами, работодателями и местными органами исполнительной власти.

Руководителей исполнительных дирекций отделений Фонда назначает и увольняет директор исполнительной дирекции Фонда по согласованию с правлением отделения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

К полномочиям правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности относится:

• определение текущих и перспективных задач Фонда;

• утверждение документов, которые регламентируют внутреннюю деятельность Фонда;

• представление на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложений относительно определения размера взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

• определение по согласованию с Национальным Банком Украины порядка поступления и учета денежных средств Фонда;

• рассмотрение и утверждение годового бюджета Фонда и отчета о его выполнении;

• определение порядка финансирования и условий предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в специальных оздоровительных учреждениях, в том числе детских;

• осуществление контроля за целевым использованием денежных средств Фонда, ведением и достоверностью учета и отчетности относительно их поступления и использования и др.

Широкие полномочия исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, закрепленные за нею законодательством и уставом Фонда:

• обеспечение сбора и аккумуляции взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;

• осуществление оперативного распоряжения страховыми средствами Фонда в пределах утвержденного бюджета Фонда;

• выплата материального обеспечения и предоставление социальных услуг согласно законодательству Украины;

• осуществление контроля за правильным начислением, своевременной уплатой страховых взносов, а также обеспечение целевого использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;

• подготовка и представление на рассмотрение правления предложений относительно размера страховых взносов на будущий год, проекта бюджета Фонда и отчета о его выполнении, предложений относительно размера резервных средств и др.

Рабочие органы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности на местах имеют следующую структуру и направления деятельности:

1. Финансовый отдел — принимает от предприятий отчеты о расчете взносов и своевременности их уплаты, ведет учет поступлений взносов и расходов по средствам фонда.

2. Отдел оздоровительных мероприятий — осуществляет планирование, учет путевок, приобретенных за счет Фонда; обеспечивает застрахованных лиц и членов их семей санаторно-курортным оздоровлением и лечением, детей — отдыхом в детских оздоровительных лагерях; принимает заявки от предприятий и распределяет путевки.

3. Отдел социальных выплат (в некоторых районах — специалист по пособиям) — рассматривает заявления на выплату пособий (материального обеспечения) по социальному страхованию от добровольно застрахованных лиц; консультирует по предоставлению пособия.

4. Контрольно-ревизионный отдел — проводит проверки предприятий относительно правильности исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование по временной нетрудоспособности, а также правильности расходования средств Фонда. При выявлении нарушений производит начисление штрафов и пени.

Надзор за деятельностью фонда осуществляет наблюдательный совет. В его компетенцию входит осуществление контроля выполнения уставных задач и целевого использования средств Фонда. Состав наблюдательного совета формируется на тех же принципах, что и состав правления фонда. Председатель наблюдательного совета не может быть избран от той же стороны, от которой избран действующий председатель правления. Заседания происходят не реже одного раза в полгода. Принятие решений на заседании наблюдательного совета правомочно, если присутствуют не менее двух третей состава совета, в том числе не меньше половины представителей от каждой из сторон. Наблюдательный совет действует на общественных началах.

Государственный надзор в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными погребением, осуще-

ствляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики. Задачей органа государственного надзора является надзор за соблюдением страхователями и страховщиком законов Украины, других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением. Страхователи и страховщик, в свою очередь, обязаны предоставлять должностным лицам органа государственного надзора все документы и информацию, необходимые для выполнения ими своих функций.

Для лиц, застрахованных в сфере социального страхования, большое значение имеет страховой стаж. Практически по всем видам выплат в социальном страховании учитывается размер страхового стажа для определения коэффициента выплаты, либо процентного соотношения назначенной выплаты к рассчитанной выплате. Согласно действующему законодательству, страховой стаж — это период или сумма периодов, в течение которых лицо было застраховано в системе общеобязательного государственного социального страхования и уплачивало, или за него уплачивали страховые взносы в соответствующие фонды.

При исчислении пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого на основании листка о нетрудоспособности страховой стаж работника учитывается в следующем порядке: при наличии страхового стажа до пяти лет пособие назначается в размере 60% от начисленного пособия, при страховом стаже от пяти до восьми лет пособие назначается в размере 80% от начисленного пособия, 100% начисленного пособия назначается лицам, чей стаж превышает восемь лет. Кроме того, при назначении пособия не учитывают страховой стаж и назначают в полном размере при начислении пособия по беременности и родам, лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы всех категорий, участникам военных действий, донорам, имеющим право на льготу и некоторым другим льготным категориям граждан, указанным в законодательстве.

Материальное обеспечение и социальные услуги в страховании по временной утрате трудоспособности застрахованным лицам, которые работают на условиях трудового договора, и членам кооператива, назначаются и предоставляются по основному месту работы за счет уплаченных ими страховых взносов.

В случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации материальное обеспечение по страховым случаям, которые наступили до их ликвидации (реорганизации), выплачивается застрахованным лицам их правопреемником, а в случае отсутствия правопреемника — исполнительной дирекцией отделения Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, а также в связи с расходами, обусловленными погребением по месту регистрации ликвидированного предприятия как страхователя.

Застрахованным лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и тем, которые работают за пределами территории Украины, назначение и выплата материального обеспечения, а также предоставление социальных услуг осуществляется исполнительной дирекцией отделения Фонда по месту регистрации их как страхователей.

Решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (выбирается) на предприятии, в учреждении, организации, в состав которой входят представители администрации предприятия и застрахованных лиц.

Комиссия по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой материального обеспечения, принимает решение об отказе в его назначении, о прекращении выплаты материального обеспечения, рассматривает правильность выдачи листков нетрудоспособности и других документов, которые являются основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг.

Документы о назначении помощи по временной нетрудоспособности, по беременности и родам рассматриваются не позднее 10 дней со дня их поступления.

Сообщение об отказе в назначении помощи и указанием причин отказа и порядка обжалования выдается или посылается заявителю не позже пяти банковских дней после вынесения соответствующего решения.

Назначенное, но не полученное в связи со смертью застрахованного лица материальное обеспечение выплачивается членам семьи, которые проживали вместе с ним, или наследникам. Не полученное застрахованным лицом своевременно материальное обеспечение выплачивается за прошлое время без ограничений в любой срок в размере, установленном на время наступления страхового случая.

Расходы на материальное обеспечение и социальные услуги страхователи-работодатели осуществляют в счет средств Фонда с соответствующим учетом проведенных затрат при уплате страховых взносов на социальное страхование по временной утрате трудоспособности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенные исследования позволили обобщить теоретические и практические положения по функционированию фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, выявить базовые принципы организации работы данного фонда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Укра!ни «Про загальнообов'язкове державне сощальне страхування у зв'язку з тимчасо-вою втратою працездатносп та витратами, зумовленими похованням» вiд 18.01.2001 р. №2240-Ш

2. Iнструкцiя про порядок надходження, облiку та витрачання коштiв Фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатностi: Затверджено Постановою Правлшня Фонду соцiального страхування з тимчасово! втрати працездатносп вiд 26.06.2001 р. №16.

3. Постанова КМУ «Про затвердження Порядку оплати перших п'яти дшв тимчасово! непрацез-датностi внаслщок захворювання або травми, не пов'язано! з нещасним випадком на виробнищи, за рахунок коштiв пiдприeмства, установи, оргашзаци» вiд 6.05.2001 р. №439.

4. Постанова Фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатносп «Про розмiри допомоги за загальнообов'язковим державним сощальним страхуванням у зв'язку з тимчасовою втратою працездатносп та витратами, зумовленими похованням» вщ 29.03.2002 р.

5. Положення Фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатносп «Про комгаю (уповноваженого) шдприемства, установи, оргашзаци iз загальнообов'язкового державного сощального страхування у зв'язку з тимчасовою втратою працездатносп та витратами, зумовленими похованням» вщ 09.07.2001 р. №21.

6. Постановление Правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности «Об утверждении Инструкции о порядке планирования, учета, выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных лиц и членов их семей, приобретенных за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности» от 24.12.2001 г. №51.

7. Постанова Правлшня фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатносп «Про граничш витрати кош^в Фонду на санаторно-курортне лшування» вщ 19.09.2001 №36.

8. Наказ Мшютерства охорони здоров'я «Про затвердження 1нструкци про порядок видачi документ, що засвщчують тимчасову непрацездатшсть громадян» вщ 13.11.2001 р. №455.

9. Постанова Фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатносп «Про затвердження 1нструкци про порядок проведення ревiзiй та перевiрок по коштах Фонду сощального страхування з тимчасово! втрати працездатносп» вщ 19.09.2001 р. №38.

10. Пантелийчук Л. Выплата пособий по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением // Бух. учет и аудит. — 2002. — №10.

11. Страхование на случай временной потери трудоспособности // Все о бухгалтерском учете. — 2003. — 24 апреля (№40).

12. Страхование от нетрудоспособности учитывает ли время учебы в вузе при расчете страхового стажа // Все о бух. учете. — 2003. — 24 апреля (№40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.