УДК 349.3;331.526
С. А. Сильченко,
канд. юрид. наук, доцент, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И РЫНОК ТРУДА В УКРАИНЕ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В современных условиях одним из важнейших элементов рыночной экономики является рынок труда, отображающий соотношение спроса и предложения на рабочую силу на определенном этапе развития экономической системы страны. Происходящие на рынке труда процессы не остаются без внимания со стороны государства, которое теми или иные способами пытается влиять на состояние занятости, её экономическую, региональную и социальную составляющие. Отметим, что правовое регулирование в этой сфере является важным инструментом регуляторного воздействия. Поэтому научное сообщество проявляет повышенное внимание к указанным проблемам. Например, 19 - 21 мая в 2011 г. Украинской ассоциацией специалистов трудового права при поддержке Севастопольского института банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины в г. Севастополе проведена научнопрактическая конференция на тему: «Правовые основы трудоустройства и занятости населения в условиях рыночной экономики». Традиционно эта проблематика интересует правоведов-трудовиков, однако в последнее время в науке права социального обеспечения появляются соответствующие исследования. Данная статья подготовлена автором на основе доклада, сделанного на конференции, и отображает собственное представление о процессах, происходящих на рынке труда под воздействием мер по реформированию социального страхования.
Правовые нормы регламентируют средства социальной политики в сфере занятости, в том числе связанные с функционированием социального страхования. Последнее играет существенную роль не только в предотвращении наступления негативных последствий безработицы, но и определенным образом влияет на состояние рынка труда, выполняя стимулирующую функцию по расширению возможностей использования наемного труда.
Все вышеизложенное порождает научный интерес к изучению проблем рынка труда, занятости и безработицы. Эти вопросы являются предметом исследования правоведов, экономистов, социологов, о чем свидетельствуют работы В. П. Владимировой, Б. М. Генкина, М. Л. Головко, О. А. Гришновой, Э. М. Либановой, В. П. Пастухова, С. В. Попова, В. В. Юровской и др. [3-7; 13; 16].
Не ставя задачу исследовать все правовые аспекты рынка труда в Украине, автор стремится исследовать воздействие мероприятий по реформированию социального страхования на состояние этого рынка в современных условиях.
Мировой финансовый кризис, последствия которого Украина испытывает до сего времени, подтолкнул власть к совершению ряда кардинальных действий, призванных повысить эффективность социальной защиты. Но они, как оказалось, направлены на обеспечение экономии государственных средств и ресурсов страховых фондов. Поэтому встал вопрос социальной эффективности этих мер.
Одним из первых мероприятий в этом направлении стало принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влиянию мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» [2; 2009. - № 18. - Ст. 247]. Его принятие было вызвано разрастанием кризисных явлений на рынке труда под влиянием финансового кризиса. Как справедливо отмечает И.В. Пирон, современное состояние занятости населения Украины характеризуется резким снижением спроса на труд, закрытием или временным прекращением деятельности предприятий, сокращением работников, неполным рабочим днем, и как следствие - пополнением рядов безработных. Это непосредственно связано с финансово-экономическим кризисом, начавшимся во второй половине в 2008 г. и длящимся поныне [12, с. 300].
О масштабах причиненного кризисом вреда свидетельствуют, в частности, такие данные. Численность работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы, с начала кризисного периода колебалась в пределах от 1071,4 тыс. лиц в январе в 2009 г. до 112,8 тыс. - в марте 2010 г., с постепенным снижением к отметке 54,6 тыс. в августе 2010 г. В тоже время наивысший пик частичной занятости (неполный рабочий день) приходился на март 2009 г. (1230,8 тыс. лиц). Доля частично занятых на протяжении января 2009 - августа 2010 г. уменьшилась с 10,1 до 5,0 % количества штатных работников. При этом наиболее стремительно росла доля занятых неполный рабочий день в промышленности (16,8 % в декабре 2009 г.), что подтверждало тенденцию стремительного сокращения объемов производства [8, с. 4].
Упомянутым Законом были внесены изменения в законодательство о занятости и социальном страховании на случай безработицы. Кроме традиционных категорий застрахованных лиц (наемные работники, лица, проходящие альтернативную (невоенную) службу) к их числу отнесены лица, работающие на условиях гражданско-правовых договоров, а также все военнослужащие, кроме проходящих срочную
службу. Расширено содержание понятия «подходящая работа» и это позволило органам государственной службы занятости более гибко подходить к вопросу трудоустройства безработных. Для обеспечения временной занятости предусмотрены общегосударственные оплачиваемые работы. Возобновлена выплата пособия по частичной безработице. Особо отметим тот факт, что в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [2; 2000. - № 22. - Ст. 171] была внесена ст. 71, посвященная обеспечению профилактики наступления страховых случаев. Тем самым учтена социальная направленность обязательного социального страхования, поскольку оно направлено не только на сохранение имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, но и обеспечивает профилактику наступления социальных рисков.
Но, как справедливо отмечает Л. Лисогор, возможность применения норм данного Закона относительно выплаты пособий по частичной безработице, как и одноразовой выплаты пособия по безработице для создания собственного бизнеса, зависели в первую очередь от финансовых возможностей Фонда социального страхования на случай безработицы. Это значительно суживало перспективы усиления гибкости рынка труда в Украине, поскольку не гарантировало получения работниками доходов на время вынужденной неполной занятости [8, с. 5].
Следующим существенным шагом стало принятие Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» [2; 2011. - № 2-3. - Ст. 11]. Надо отметить, что реализация многих его норм может негативно повлиять на состояние рынка труда в государстве.
Как известно, одним из факторов, способствующих росту экономической активности, и приводящих к возрастанию потребности в использовании рабочей силы, является уменьшение фискальной нагрузки для субъектов хозяйствования, оптимизация администрирования налогов и сборов. Выполняется ли это задание с принятием вышеуказанного Закона?
Представляется, что внедрение единого социального взноса не привело к снижению финансового давления на работодателей в сравнении с суммарным размером всех страховых взносов в существующие фонды социального страхования. База начисления взноса в отдельных случаях даже расширена. Например, единый социальный взнос будет начисляться на всю сумму пособия по временной неработоспособности (и за первые 5 дней, которые оплачиваются за счет работодателя, и за последующие, которые оплачивает Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности). Такой порядок устанавливается ч. 1 ст. 7 упомянутого Закона.
В отличие от ранее действовавшего порядка единый социальный взнос в полном объеме взимается с дохода, полученного физическим лицом, не являющимся субъектом предпринимательской деятельности, от предоставления услуги или выполнения работы. Напомним, что раньше Пенсионный фонд Украины излагал правовую позицию, состоящую в том, что работодатель мог по своему усмотрению начислять на такие выплаты взнос на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Единый социальный взнос также взимается с заработной платы, начисленной работникам после их увольнения. Раньше такая выплата взносом на пенсионное страхование не облагалась, о чем Пенсионный фонд Украины разъяснил в письме от 22 августа в 2006 г. № 10750/03-20 [15].
Со вступлением в силу вышеупомянутого Закона значительно усложнилось финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Единый социальный взнос не засчитывается в счет выплаты данного пособия, как это было предусмотрено ранее прежней редакцией ч. 1 ст. 51 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» [2; 2001. - № 14. - Ст. 71]. Работодатели должны подавать соответствующие заявки-расчеты, а Фонд должен перечислить страхователю средства в течение 10 дней с момента получения заявки.
Напомним, что Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» вступил в силу с 1 января 2011 г. Между тем Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности утвердил Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности лишь 22 декабря 2010 г. [11; 2011. - № 6. - Ст. 306], а вступил он в силу лишь 4 февраля 2011 г. Это привело к появлению в течение января - февраля 2011 г. значительной задолженности по уплате пособий по временной нетрудоспособности (приблизительно 400 млн грн). Хотя в целом Порядок был призван снять проблему зависимости возможности получения пособий от финансового состояния работодателя, ведь средства Фонда имеют исключительно целевое назначение и за их счет нельзя погашать требования кредиторов. Между тем работодатели вынуждены за счет собственных средств финансировать личные потребности работников, оказывая им материальную помощь или заставляя отказываться от получения листков временной нетрудоспособности.
Отметим, что применение единого социального взноса во многом основывалось на опыте Российской Федерации, которая ввела единый социальный налог в 2001 г. Но этот опыт оказался крайне негативным, -за период действия единого социального налога значительно увеличился дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации, а у социальных страховых фондов не хватало средств для повышения размеров социальных выплат застрахованным лицам. Фактически такая государственная социальная политика в России приводила к свертыванию социальных программ. В связи с этим Правительство Российской
Федерации приняло решение ликвидировать единый социальный налог с 1 января 2010 г. и увеличить отчисления в Пенсионный фонд России, фонды медицинского и социального страхования с 26 до 34 % общего фонда заработной платы [9, с. 603].
Но наибольший общественный резонанс вызывают планы реформирования системы пенсионного обеспечения, предусмотренные законопроектом от 13 декабря в 2010 г. № 7455 «О мероприятиях относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы». Наиболее острым при этом является вопрос повышения пенсионного возраста, а также установления ограничений для выплаты пенсий работающим пенсионерам.
Законопроектом предусматривается установить равный для женщин и мужчин возрастной порог для назначения пенсии по возрасту - 60 лет. Одновременно предлагается повысить минимальную продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту до 15 лет. Что же касается пенсий по специальным пенсионным программам (государственные служащие, народные депутаты, ученые и т.п.) предусмотрено увеличение возраста выхода на такую пенсию для мужчин до 62 лет.
Действительно, пенсионный возраст в Украине является одним из самых низких в Европе. Но решать вопрос его повышения необходимо с учетом многих факторов. Прежде всего, это касается как общей продолжительности жизни в Украине, так и длительности периода проживания пенсионера с момента выхода на пенсию.
Кроме того, по мнению многих специалистов, повышение пенсионного возраста заострит проблемы занятости. Ежегодное его повышение для женщин на полгода может повлечь ежегодное увеличение их числа на рынке труда на 150 - 180 тыс. лиц [10, с. 4]. Это приведет к необходимости создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства молодежи, для которой сузятся возможности получения работы. Нельзя недооценивать и другое. Лица предпенсионного возраста более уязвимы относительно их возможного увольнения с работы. Работодатели часто создают такие условия, когда соответствующий работник вынужден оставить работу. Потому придется вести речь о необходимости существенного совершенствования правовой защиты лиц преклонного возраста от угрозы увольнения.
Впрочем нельзя не отметить и позитивные моменты увеличения пенсионного возраста и длительности минимального страхового стажа. Во-первых, повышение пенсионного возраста при прочих равных условиях означает увеличение периода трудоспособного возраста, расширяет возможности развития человеческого потенциала и реализации трудовых прав. Европейская стратегия занятости определяет одним из приоритетных направлений продолжение периода трудовой деятельности, в частности активное старение, отмечая потребность использования уникального опыта и навыков работников старшего возраста. Во-вторых, данный шаг позволит уменьшить негативную демографическую нагрузку на пенсионную систему. По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАН Украины на протяжении 2010 -2015 г. численность населения трудоспособного возраста может уменьшиться на 1,5 млн лиц, а на протяжении 2015 - 2020 г. - на 2,7 млн. Увеличение пенсионного возраста открывает новые возможности для обеспечения экономического роста в условиях истощения трудовых ресурсов [14, с. 6-7].
Как справедливо отмечает В. С. Венедиктов, современное состояние сохранения трудового потенциала в Украине нуждается в настойчивом государственном вмешательстве, поскольку количество работающих практически сравнилось с количеством пенсионеров, а приблизительно 7 млн трудоспособных граждан используют свой трудовой потенциал за рубежом [1, с. 11]. Поэтому реализация мероприятий по дальнейшему реформированию системы социального страхования в Украине должно преследовать разрешение целого комплекса социальных вызовов, которые появились перед государством, в частности на рынке труда. Вполне очевидно, что исключительно правовыми средствами решить проблему невозможно. Но научно взвешенный подход к нормотворчеству, соединенный с прогнозированием возможного влияния от реализации тех или других законодательных предложений, должен оградить общество от обострения проблем занятости и безработицы.
Список литературы: 1. Венедиктов В. С. Теоретико-методологічні підходи до сучасних проблем зайнятості та
працевлаштування в Україні / В. С. Венедиктов // Правові засади зайнятості та працевлаштування населення в умовах ринкової економіки : матеріали наук.-практ. конф., м. Севастополь, 19 - 21 трав. 2011 р. / за ред. В. С. Венедиктова. - Севастополь : Укр. асоц. фахівців труд. права, Севастопольський ін-т банківської справи Укр. акад. банківської справи Нац. банку України, 2011. - С. 11-14. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Владимирова Л. П. Экономика труда : учеб. пособ. / Л. П. Владимирова. - М. : Изд. дом «Дашков и Ко», 2000. - 220 с. 4. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учебник. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 384 с. 5. Головко М. Л. Зайнятість населення України: соціально-економічні, правові та історичні аспекти / М. П. Головко, В. П. Пастухов. - К. : Друкарня ФПУ, 1998. - 381 с. 6. Грішнова О. А. Економіка праці та соціально-трудові відносини / О. А. Грішанова. - К. : Т-во «Знання», 2009. -390 с. 7. Лібанова Е. М. Ринок праці : навч. посіб. / Е. М. Лібанова. - К. : Центр навч. л-ри, 2003. - 224 с. 8. Лісогор Л. Гнучкість зайнятості на ринку праці та соціальний захист/ Лариса Лісогор // Праця і зарплата. - 2011. - N° 13. - С. 4-5. 9. Люблін В. Д. Правові аспекти реформування пенсійної системи України в сучасних умовах / В. Д. Люблін, І. Б. Тацишин // Форум права. - 2010. - № 4. - С. 600-604. 10. Маршавін Ю. Пенсійна реформа та проблеми зайнятості / Юрій Маршавін // Праця і зарплата. - 2010. - № 42. - С. 4-5. 11. Офіційний вісник України. 12. Пірон І. В. Сучасна державна політика зайнятості населення в Україні / І. В. Пірон // Форум права. -2010. - № 1. - С. 300-306. 13. Попов С. В. Зайнятість та ринок праці в умовах ринкової економіки : моногр. / С.В. Попов - Сімферополь : КЮІ ОДУВС, 2008. - 328 с. 14. Ткаченко Л. Підвищення пенсійного віку і ринок праці / Лідія Ткаченко // Праця і зарплата. - 2010. -№ 30. - С. 6-7. 15. Щодо нарахування внесків на загальнообов'язкове державне пенсійне страхування на суми оплати праці працівникам, які на день виплати цих сум не перебувають у трудових відносинах з підприємством : Лист Пенсійного фонду України від 22.08.2006 р. № 10750/03-20 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://zakon.nau.ua/doc/?doc_id=281313. 16. Юровська В.
Стаповлеппя і розвиток загальнообов’язкового державного соціального страхування па випадок безробіття I І. В. Юровська II Право України. - 2004. - № 10. - С. 37-41.
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И РЫНОК ТРУДА В УКРАИНЕ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Сильченко С. А.
Статья посвящена исследованию вопроса влияния законодательных актов, направленных на реформирование социального страхования, на состояние занятости и рынка труда в Украине.
Ключевые слова: безработица, занятость, единый социальный взнос, пенсионный возраст, социальное страхование.
REFORM OF SOCIAL INSURANCE MARKET AND LABOUR MARKET IN UKRAINE: LEGAL
ASPECTS OF INTERACTION Silchenko S. A.
The article presents research of influence of legislation that is aimed to reform social insurance upon employment status and labour market in Ukraine.
Key words: unemployment, employment, single social insurance fee, retirement age, social insurance.
Поступила в редакцию 01.06.2011 г.