Научная статья на тему 'Социальное сиротство: профилактика и пути преодоления'

Социальное сиротство: профилактика и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1147
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / SOCIAL ORPHANAGE / PROPHYLAXIS / FAMILY UPBRINGING FORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таболова Елена Мэлсовна

В статье представлены причины социального сиротства и направления деятельности для преодоления данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social orphanage: prophylaxis and ways of overcoming

Reasons for social orphanage and directions of this problem's overcoming activity are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство: профилактика и пути преодоления»

УДК 37

Таболова Елена Мэлсовна

кандидат психологических наук Московский гуманитарный педагогический институт

etabolova@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: ПРОФИЛАКТИКА И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В статье представлены причины социального сиротства и направления деятельности для преодоления данной проблемы.

Ключевые слова: социальное сиротство, профилактика, формы семейного воспитания.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства в г. Москве требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. На данный момент, к сожалению, не существует единых центров, координирующих деятельность учреждений по профилактике и преодолению социального сиротства, а также аккумулирующего научно-исследовательскую и аналитическую информацию по данной проблеме. Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит проблему квалифицированных кадров. Для работы со сложным контингентом необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Социальное сиротство в России обусловлено рядом причин, в первую очередь, это кризис института семьи, который обусловлен бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. Первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей, как правило, с тяжелой степенью неблагополучия. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней сте-

пени асоциальности, с использованием восстановительных технологий.

Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение.

Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот. Воспитание детей-сирот в условиях государственных учреждений, к сожалению, не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в более длительной изоляции он находится в учреждении, тем сильнее выражены деформации по всем направлениям психического развития. С каждым годом увеличивается количество детей-сирот с низким уровнем интеллектуального развития, недостаточностью эмоционально-волевой и мотивационной сфер, устойчивыми формами эгоцентричного и потребительского отношения к жизни, сложившимся девиантным поведением, которое сочетается с отклонениями, как в психическом, так и в личностном развитии.

Все это обуславливает приоритетность семейных форм жизнеустройства детей-сирот, создающих более благоприятные условия для их социального и личностного развития, хотя и здесь есть свои трудности, причинами которых является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс помещения ребенка в семью на воспитание, недостаточная разработанность форм

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Таболова Е.М., 2012

семейного воспитания, низкая мотивация потенциальных замещающих родителей на принятие ребенка в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители.

И последнее направление деятельности - научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства

УДК 371.4

должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Чернорицкая Елена Владимировна

Общеобразовательная школа «Созвучие», г. Вологда

chernorits@yandex.ru

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 90-Х ГГ. ХХ ВЕКА

В статье рассматриваются воспитательные концепции социально-нравственного воспитания школьников, предложенные учеными-педагогами 90-х гг. ХХ века.

Ключевые слова: качества личности, воспитание, развитие.

90-е годы ХХ века в России стали переломным моментом в жизни страны. Это годы распада СССР, но, что еще более страшно - годы угрозы распада России. Данный период характеризовало чудовищно быстро распространяемое копирование западных, особенно американских, форм жизни. Через массовую культуру, СМИ, кино и телевидение в Россию проникли 3 силы зла: власть денег, насилие и секс. В самой России освободились от уз советской идеологии дегероизация и антипатриотизм. В итоге, Россия закружилась в хороводе этих троллей. Свобода и вседозволенность - вот основные причины моральной деградации общества, считает А.В. Юревич. В графике динамики индекса нравственного состояния современного российского общества он показывает падение индекса за период с 1990 г. по 1996 г. почти на 93% (1990 г. - 193,2%, 1996 г. -100%). Основными виновниками нравственных проблем общества ученый называет псевдолибералов 90-х годов и их идеологический девиз: «можно все, что не запрещено законом». «Сейчас налицо все основные признаки вызревания новой идеологии и, соответственно, новых ориентиров развития общества. В ее основе - идея о том, что у безнравственного общества нет будущего» [7].

В сложившейся ситуации только школа может противопоставить разгулу безнравственности

организованный процесс формирования социально-нравственных качеств личности - социальнонравственное воспитание. Созданные в 90-е гг. ХХ в. концепции воспитания проектируют различные пути выхода из нравственного кризиса. Несмотря на разницу в концептуальных подходах к воспитанию, можно утверждать, что центральным компонентом в них является приобретение социально-нравственного опыта личности.

В системно-ролевой теории формирования личности ребенка Н. М. Таланчука в каждой социальной сфере, актуальной для становления личности ребенка, находятся те или иные нравственные ценности: в сфере семьи - долг и ответственность перед родителями и родными, в сфере ученического коллектива - дисциплина и ответственность перед коллективом, в сфере общества -патриотизм, честь, достоинство, нравственные убеждения, в сфере мира - толерантность, принятие общечеловеческих ценностей, в эгосфере -гармония между личным и общественным, навыки самовоспитания, воля к достижению цели, духовные потребности. Осваивая эти и другие ценности, ребенок, по мнению Н.М. Таланчука осваивает, а затем выполняет социальные роли, среди которых нравственная роль - главная действующая сила, ибо «какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главным всегда остается человек с его

© Чернорицкая Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.