семейного воспитания, низкая мотивация потенциальных замещающих родителей на принятие ребенка в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители.
И последнее направление деятельности - научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства
УДК 371.4
должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.
Чернорицкая Елена Владимировна
Общеобразовательная школа «Созвучие», г. Вологда
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 90-Х ГГ. ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются воспитательные концепции социально-нравственного воспитания школьников, предложенные учеными-педагогами 90-х гг. ХХ века.
Ключевые слова: качества личности, воспитание, развитие.
90-е годы ХХ века в России стали переломным моментом в жизни страны. Это годы распада СССР, но, что еще более страшно - годы угрозы распада России. Данный период характеризовало чудовищно быстро распространяемое копирование западных, особенно американских, форм жизни. Через массовую культуру, СМИ, кино и телевидение в Россию проникли 3 силы зла: власть денег, насилие и секс. В самой России освободились от уз советской идеологии дегероизация и антипатриотизм. В итоге, Россия закружилась в хороводе этих троллей. Свобода и вседозволенность - вот основные причины моральной деградации общества, считает А.В. Юревич. В графике динамики индекса нравственного состояния современного российского общества он показывает падение индекса за период с 1990 г. по 1996 г. почти на 93% (1990 г. - 193,2%, 1996 г. -100%). Основными виновниками нравственных проблем общества ученый называет псевдолибералов 90-х годов и их идеологический девиз: «можно все, что не запрещено законом». «Сейчас налицо все основные признаки вызревания новой идеологии и, соответственно, новых ориентиров развития общества. В ее основе - идея о том, что у безнравственного общества нет будущего» [7].
В сложившейся ситуации только школа может противопоставить разгулу безнравственности
организованный процесс формирования социально-нравственных качеств личности - социальнонравственное воспитание. Созданные в 90-е гг. ХХ в. концепции воспитания проектируют различные пути выхода из нравственного кризиса. Несмотря на разницу в концептуальных подходах к воспитанию, можно утверждать, что центральным компонентом в них является приобретение социально-нравственного опыта личности.
В системно-ролевой теории формирования личности ребенка Н. М. Таланчука в каждой социальной сфере, актуальной для становления личности ребенка, находятся те или иные нравственные ценности: в сфере семьи - долг и ответственность перед родителями и родными, в сфере ученического коллектива - дисциплина и ответственность перед коллективом, в сфере общества -патриотизм, честь, достоинство, нравственные убеждения, в сфере мира - толерантность, принятие общечеловеческих ценностей, в эгосфере -гармония между личным и общественным, навыки самовоспитания, воля к достижению цели, духовные потребности. Осваивая эти и другие ценности, ребенок, по мнению Н.М. Таланчука осваивает, а затем выполняет социальные роли, среди которых нравственная роль - главная действующая сила, ибо «какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главным всегда остается человек с его
© Чернорицкая Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
223
определенными нравственными убеждениями и отношениями» [5].
В концепциях педагогической поддержки
О.С. Газмана и его соратников аспекты социально-нравственного воспитания также получили своеобразное преломление. Необходимость углубления понимания педагогической поддержки побудила Н.Б. Крылову опубликовать статью «Психологическая, педагогическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого». Педагогическая поддержка рассматривается как универсальное явление и в нравственном аспекте представляет собой помощь в становлении чувств долга, эмпатии, доброты. Основанное же на педагогической поддержке общение взрослого и ребенка позволяет создать особое культурное пространство, изменяющее как ребенка, так и взрослого. Для того чтобы воспитание стало подлинным взаимодействием, необходим дополнительный способ взаимоотношений между взрослым и ребенком. Этим способом могут быть «культурные практики» ребенка, по существу, способы освоения ребенком жизненного опыта - «опыта сопереживания, доброжелательности, любви, дружбы, помощи заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости» [3]. Эти практики могут быть самостоятельно найдены ребенком в своей жизни, но большинство из них должны быть педагогически организованы в «разнообразной культурно-образовательной среде до школы, в школе и вне школы» [3].
На основе научных идей и богатейшего практического опыта Н.Е. Щурковой разработана концепция формирования образа жизни, достойной Человека. Концепция основана на ценностносмысловых ориентациях личности в современном мире. Личностью, по мнению автора, человек становится тогда, когда реализует свои природные способности, берет на себя ответственность за свои поступки, когда рефлексирует, оценивает, понимает себя и других, когда выполняет свое предназначение на Земле, т.е. когда становится Человеком. Н.Е. Щуркова предлагает по-новому взглянуть на формирование нравственных качеств личности. В любом нравственном качестве мы видим заложенную ценность, а, значит, формируя отношение к какой-либо ценности, мы формируем качество личности. Например, воспитывая достоинство по отношению к своему
«Я», мы формируем честность; ведя дискуссии о праве человека на свободу, мы воспитываем дисциплинированность, т.к. нарушая дисциплину, мы нарушаем право человека на свою свободу; и т.д.
Как происходит механизм формирования ценностных отношений к миру? Ребенок воспринимает мир предметно, т.е отражает в сознании свойства и характеристики конкретных предметов и явлений. Задача педагога - предъявить детям мир как систему ценностей. Отвечая на специально подобранные вопросы педагога ребенок должен сделать духовное усилие, прожить отношение к объекту, в результате чего для него высветится духовная ценность представленного объекта, он одухотворится, выйдет за пределы материального мира и наполнится ценностью. Это и есть момент присвоения ценности и перевод ее в личный план нормы жизни. Одухотворенность - вот недостающий элемент воспитательной работы в современной школе, как правильно замечает Н.Е. Щуркова.
В.В. Сериков, обосновывая личностную парадигму образования, выделяет 4 основных положения концепции личностно-ориентированного воспитания:
1. Ребенок в процессе воспитательных отношений сам формирует себя как личность, вырабатывая свои личностные знания, собственное мнение, свое мировоззрение, свой стиль и т.д.
2. Воспитатель в отношениях с ребенком продолжает свою сущность, так как для того, чтобы помочь ребенку овладеть своим собственным личностным опытом, педагог должен понять, от-рефлексировать собственный личностный опыт и предложить его ребенку в качестве средства и помощи в решении жизненных проблем. Эта подлинно духовная связь и является истиной отношений взрослого и ребенка.
3. Основной технологической единицей воспитательного процесса является воспитательная ситуация, порождающая рефлексию нового нравственного опыта на основе субъективации какого-либо явления объективного мира
4. Цель воспитания детерминируется тремя источниками - педагогическим запросом общества (потребность в определенном воспитании), самим ребенком как социальной данностью, самим воспитателем как социальной данностью.
Таким образом, становление личностного опыта школьника происходит на основе общения
с педагогом, который моделирует социальный опыт в воспитательной ситуации. Личность, обогащенная опытом общества, в дальнейшем сама способна сделать вклад в совершенствование социума.
В концепции организации воспитательного процесса, разработанной М. И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, наиболее подробно и четко даны социально-нравственные ориентиры воспитания школьников. Основные положения концепции с включеним технологии организации воспитательного процесса изложены в книге «Организация воспитательного процесса». Воспитание рассматривается как «педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» [3] с целью его полной реализации в обществе. Авторы концепции конкретизируют цели воспитания, выделяя в них два основания: формирование индивидуальности человека и формирование готовности школьника к социальным отношениям. Социальные отношения -это отношения личности и общества в политической, духовной и экономической областях. В духовной области отношений главным регулятором является нравственность ребенка, т.е. «те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях» [4]. Авторы концепции опираются на классические представления о нравственном воспитании школьников:
1. Задачи нравственного воспитания: формирование нравственных чувств, вооружение знаниями о морали, обогащение опыта нравственного поведения, организация нравственного самовоспитания детей.
2. Содержание нравственного воспитания: работа по нравственному просвещению, актуализация источников нравственного опыта, диагностика нравственного воспитания школьников.
Механизм интериоризации нравственных ценностей раскрывается в модели воспитания, предложенной калининградским ученым
О.С. Гребенюком. В основании данной модели лежит интеграция социальных аспектов со сферами индивидуальности человека:
- в интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы и нормы поведения;
- в мотивационной сфере целесообразно формировать обоснованность отношения к нравствен-
ным нормам: сочетание личных и общественных интересов, правдивость, смысл жизни и т.д.;
- в эмоциональной сфере необходимо формировать нравственные переживания и чувства: сочувствие благодарность, отзывчивость, стыд и т.д. В данной сфере очень важны позитивные взаимоотношения взрослых и детей в процессе воспитания.
- в волевой сфере нужно формировать волевые качества личности, благодаря которым реализуются нравственные поступки: мужество, целеустремленность и т.д.;
- в сфере саморегуляции необходимо формировать внутренние основы нравственного поведения: совесть, рефлексию, самокритичность и т.д.;
- в предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки;
- в экзистенциальной сфере, которая помогает человеку вступать в определенные отношения с другими, нужно развивать позитивную Я-кон-цепцию, формировать навыки плодотворных социальных взаимодействий на основе уважения к людям.
Индивидуальность является стержнем личности, и правильно организованное социальное воспитание всех индивидуальных сфер, по мнению авторов концепции, приведет к тому, что «процесс воспитания личности будет и эффективным, и результативным» [3].
Таким образом, воспитательные концепции 90-х г. ХХ века отразили искания ученых в области реализации социально-нравственного потенциала российского образования. Иначе в России и не может быть, даже в самые трудные для нее годы. «Особенность российской ментальности означивается ее нравственно-поисковой деятельностью, поэтому российская «воспитательность воспитания», т. е. его собственно воспитательное содержание может быть только нравственным» [1].
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.
2. Крылова Н.Б. Культурные практики ребенка в образовании (обоснование концепции). - М.: Новые ценности образования: культурные практики. - 2009. - № 4 (420).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
225
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2000.
4. СериковВ.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. ЩурковаН.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. ЮревичА.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник РАН. - 2011. - Т. 81. - № 1.