< >
о о
о
со О
Г. М. Цинченко G. M. Tsinchenko
Политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей
Politics in the Attitude of Children, who Remained Themselves without the Care of the Parents
Цинченко Галина Михайловна Tsinchenko Galina Mikhailovna
Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch
филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National
Доцент кафедры социологии и социальной работы Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)
Кандидат социологических наук, доцент Associate professor of the Chair of Sociology and
[email protected] social work.
PhD in sociology, Associate Professor galina_ts55@mail .ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
семья, политика, дети-сироты, замещающая семья
KEY WORDS
the of family, the policy, the child-orphan, the replacing family РЕФЕРАТ
Статья посвящена теоретическим аспектам политики в отношении детей, оставшихся баз попечения родителей. Рассматривая семью как наиболее благоприятную среду для воспитания и социализации детей, автор показывает, что только продуманной комплексной семейной политикой можно вывести семейный институт из кризиса и снизить количество детей-сирот.
ABSTRACT
Article is dedicated to the theoretical aspects of policy with respect to of children, remained bases of the care of parents. Considering family as the most favorable medium for the training and socializations of children, the author shows that only by thought-out complex family policy it is possible to take family institute away from the crisis and to reduce a quantity of child-orphans.
Феномен социального сиротства, когда дети становятся сиротами при живых родителях, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политики страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХ в. приобрело новые формы и масштабы, что заставляет исследователей искать и новые подходы к его изучению.
Необходимость обращения к данной теме обусловлена также потребностью
комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как данное социальное явление отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствуя о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной философии, психологии и педагогики, экономики,права, истории, политологии и других общественных наук. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и
морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожи-тельств, рост внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по разным данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы, можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала 1990-х гг.1.
Рост детей, оставшихся без попечения родителей, рост семейных дисфункций, асоциального поведения несовершеннолетних определяет и проблему несовершенства семейной политики, которая должна быть в гораздо большей степени направлена не просто на увеличение численности населения, а на воспроизводство социально активного, образованного и граждански зрелого молодого поколения. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной политики, которые направлены, главным образом, не на профилактику, устранение причин негативных явлений, а только на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в профилактике и выявлении семейного неблагополучия, оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей.
Социальное сиротство — сложный многофакторный феномен, теоретико-методологические основы изучения которого можно найти в различных отраслях социологического знания. В социологии семьи социальное сиротство предстает как деструктивный феномен, актуализирующийся в периоды социально-эконо-
1 Усыновление в России: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей: [Электронный ресурс]. URL: http://www. usynovite.ru/statistics/2006/ammount/ (дата обращения: 23.05.2013).
мических кризисов и других макросоци- о альных потрясений, вызывающих дезак- ^ цептацию существующих традиционных ^ семейных функций. ^
Практический аспект решения про- g блемы социального сиротства лежит в L-сфере семейной социальной политики. о Данное направление концентрирует свое о внимание на взаимоотношениях государ- < ства и семьи как основных социальных ^ институтов. Представление о семье как о х структурной единице общества указыва- 2 ет на ее функциональность и выводит на н-проблему выработки оптимальной моде- ^ ли их взаимодействия, а также анализа щ возможностей государства защитить семью от воздействия деструктивных процессов. Особо следует выделить региональный и международный компоненты семейной социальной политики2.
В современной российской научной литературе, посвященной проблеме социального сиротства, основной акцент делается на содержании детей-сирот в приютных учреждениях и рекомендациях потенциальным усыновителям по преодолению негативного психологического опыта пребывания в приютном учреждении, так как приютное учреждение вписывается в контекст теории тотального института с его жестким контролем и ритуалистическим характером социализирующих функций.
В Санкт-Петербурге, по официальным данным, насчитывается около 5000 детей, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству в семьи. Подавляющее большинство из них — сироты при живых родителях, предоставленные сами себе. У этих детей за плечами огромный негативный опыт: они находились в социально неблагополучной среде, страдали от пренебрежения, нередко были свидетелями или даже сами подвергались насилию. Зачастую у них не сформированы представления
2 Концепция семейной политики Рязанской области на 2007-2015 гг. Официальный сайт Правительства Рязанской области: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rya-zanreg.ru/social/dem/concept/ (дата обращения: 15.03.2013).
о о нормах человеческого общежития,
^ они не обладают элементарными гигие-
^ ническими и бытовыми навыками. Дети,
^ оставшиеся без попечения родителей,
^ находятся в состоянии повышенной тревожности и внутренней растерянности.
о Они испытывают сложные, противоре-
со
о чивые чувства к родителям и к тому,
< что с ними произошло, и все это не с может не отражаться на их отношении х к окружающим.
< п
^ В течение последних десятилетий н- убеждение, что ребенок должен воспитаем ваться в семье, а не в казенном учрежде-1= нии, стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей, одной из которых является приемная семья.
Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. «...Семья является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить. здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается личность.» [1].
Неизбежная нестабильность и многочисленность социального окружения в сиротских учреждениях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о ребенке и сопровождающей его на протяжении жизни, обеспечивая чувство стабильности, надежности и защищенности, создает крайне неблагоприятные условия для формирования привязанности и эмоционального развития ребенка.
Воспитание в приемной семье детей, лишенных родительского попечения, наиболее предпочтительно по отношению к воспитанию в интернатах. Поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, воз-
можность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.
Существует ряд трудностей в развитии приемных семей в России. Они связаны с отсутствием: психолого-педагогических критериев отбора приемных родителей; комплексной психолого-педагогической и медико-социальной системы сопровождения приемных семей; подготовки, обучения и консультирования приемных родителей.
Цель государственной политики в отношении семьи — создание условий перспективного детства, поддержка семей с детьми, минимизация причин, провоцирующих распад и деградацию семьи, и необходимость изъятия из нее ребенка. Органами управления образованием субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления ведется работа по совершенствованию института приемной семьи. Во многих регионах действуют законы субъектов РФ, регулирующие порядок предоставления приемным семьям дополнительных льгот и материальной поддержки.
Особую значимость приобретают исследования процесса воспитания детей-сирот, переданных в семьи. Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребенка, позволяющий ему овладеть базовыми социальными ролями. В международном и российском законодательстве закреплен принцип приоритета семейного воспитания1. В целях реализации данного принципа с 1 марта 1996 г. в России наряду с усыновлением и опекой (попечительством) была введена еще одна форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, именуемая приемной семьей.
Представления о том, как должна быть организована работа по сопровождению семей, которые воспитывают приемных детей, существенно менялись на протяжении всей практики устройства ребенка, оставшегося без попечения в семью. Происходил достаточно дли-
1 Семейный кодекс Российской Федерации. П. 3 ст. 1. М.: Проспект, 2009. 64 с.
тельный процесс поиска модели работы, которая позволяла бы обеспечить семейное воспитание детям так, чтобы жизнь в семье шла на пользу ребенку, способствовала его развитию.
После устройства замещающая семья и ребенок практически не получают помощи, отслеживается лишь фактическое благополучие ребенка. Реальная способность приемных родителей растить ребенка никак не отслеживается. Люди, благополучные по формальным показателям, зачастую оказываются несостоятельны как воспитатели, в лучшем случае они просто не справляются с задачами воспитания, в худшем — применяют насилие вплоть до крайних степеней жестокости. С другой стороны, реальное благополучие ребенка, его психологическое состояние тоже никак не отслеживается. В результате — большое число неудачных устройств.
Нередко приемные дети не приспособлены к жизни, не имеют поддержки в лице приемной семьи, попадают в криминальную среду, их дети потом также становятся социальными сиротами. Побочным результатом становится негативное общественное мнение о приемных детях вообще.
Прошлый семейный опыт ребенка часто очень негативный, он жил в хаотичной, агрессивной среде, порой не имеет никаких представлений о нормах человеческого общежития, не обладает элементарными гигиеническими и бытовыми навыками. Он испытывает сложные, противоречивые чувства к родителям и к тому, что с ним произошло, и все это не может не отражаться на его отношении к замещающей семье. Его поведение порой пугает, общение с ним может быть тягостным.
Убеждение в том, что ребенку лучше всего воспитываться в семейной обстановке, подтверждает идею того, что ребенку лучше всего расти в своей собственной, кровной семье, даже если она не идеальна. Именно своя семья дает чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей, формированию идентичности и снабжа-
ет человека системой поддержки на всю о
будущую жизнь [3, с. 243]. н
Чаще всего семьи становятся не спо- ^ собными воспитывать своих детей не ^ потому, что не хотят этого, а потому, ^ что бывают не в силах справиться с жизненными трудностями (смерть супруга, о потеря работы, бедность, различные за- о висимости). Задача социальных служб в < таких случаях — своевременное выявле- ^ ние семей в трудной ситуации и оказа- х ние необходимой поддержки. И только 2 если в результате работы становится н-
ясно, что воспитание детей в кровной ^
о
семье совершенно невозможно или пре- щ бывание там опасно для ребенка, ему подыскивается приемная семья.
Многолетний опыт показал, что устройство в семью само по себе еще не гарантирует благополучного будущего для ребенка. Отношения, позитивно развивавшиеся несколько лет, могут внезапно разрушиться, когда ребенок станет переживать подростковый кризис идентичности. Нередко ребенок, который рос и развивался в замещающей семье, в условиях заботы и контроля, оказывается совершенно не способен к самостоятельной жизни. Отсюда возникло, с одной стороны, осознание необходимости сопровождать семью на протяжении всего времени размещения ребенка, оказывать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка. С другой — пришло убеждение, что забота о ребенке не должна завершаться в момент достижения им совершеннолетия, ему необходима помощь в период перехода от жизни в заботящейся о нем семье к самостоятельности. Важно не просто вырастить его, но и снабдить «социальной сетью» — системой поддержки, которая позволит ему справляться с жизненными трудностями.
Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия для
о детей, перенесших тяжелые психологи-^ ческие травмы и имеющих проблемы в ^ психическом развитии. ^ Нельзя отменить прошлый опыт ре-^ бенка, но возможно помочь ему в настоящем — и тем самым повлиять на
ш
о его будущее.
о Научные исследования и общемиро-< вая практика доказали, что помещение с ребенка в семью будет успешным только х в том случае, если: 2 • ребенок подготовлен к такому поме-н- щению;
^ • семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка; • после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.
Требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.
Несмотря на многочисленные социально-экономические меры, направленные на предотвращение сиротства, проблема остается нерешенной. Это свидетельствует о том, что принимаемые меры не учитывают каких-то важных аспектов проблемы сиротства и не приводят к ощутимым результатам. В настоящее время основные усилия государства сосредоточены в социально-экономической сфере. Работа с психологическими и медицинскими факторами (выявление, ранняя диагностика, формы работы по преодолению проблем) практически не проводится.
Многие нормы права не имеют соответствующих методических и теоретических разработок. Это относится к отбору кандидатов в приемные родители, подготовке родителей и детей к новым условиям существования, созданию семей на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и возможностей конкретной семьи, проверке процесса воспитания приемных детей, последующему сопровождению созданных приемных семей.
Проанализировав факторы, влияющие на благополучие детей, воспитывающихся в приемных семьях, неотъемлемой мерой по совершенствованию данной формы устройства детей, лишившихся попечения родителей, является создание эффективной системы сопровождения приемных семей. Решать проблему воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях в течение последних нескольких лет пытаются во многих регионах РФ. В некоторых сиротских учреждениях имеется опыт организации жизни детей, имитирующей условия проживания в семье. Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня, дети сами убирают свое жилье, готовят (при помощи воспитателей) для себя еду. Такая организация жизни позволяет подготовить воспитанников к будущей самостоятельности, формирует у них необходимые навыки самообслуживания. Однако развития этот опыт не получил по ряду объективных причин, одной из которых является то, что приобретение отдельных навыков, даже очень важных для будущей самостоятельной жизни, и социализация в условиях семьи — это вовсе не одно и то же. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением социальных норм и освоением социальных ролей, он обогащает личность за счет формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное для ребенка в семье — существование взрослого, которого можно называть «папа» или «мама». Наличие детско-родитель-ских отношений, даже при отсутствии кровного родства, переживается ребенком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений. Никакой заменитель семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении, никогда не заменит опыта познания взаимоотношений между людь-
ми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие, — все это естественным образом проявляется в обыденной жизни.
Поэтому любая форма замещающего семейного воспитания нам видится как предпочтительная для ребенка, лишившегося этой возможности в родительской семье, если только она соответствует его индивидуальным потребностям и отвечает условиям абсолютной безопасности.
Решение проблемы социального сиротства видится в переориентировании государственной семейной политики на стимулирование семейного благополучия. Задача государства, ориентированного на семейное благополучие, — создать условия для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с рождением, воспитанием детей. При таком подходе семья и государство становятся партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие как отдельной семьи, так и государства в целом. Благополучные семьи становятся заинтересованными в сохранении экономической, политической, социальной, демографической стабильности государства не менее чем государство в благополучии и социальной и экономической устойчивости российских семей. Необходимо, чтобы количество семей, которые готовы принять на воспитание ребенка, превышало количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит максимально приблизить воспитание детей-сирот к семейному воспитанию в родной семье. Чтобы институт приемной семьи стал престижен, необходимо законодательное закрепление объема социальных гарантий. Например, на федеральном уровне должно быть закреплено, что в случае серьезной болезни ребенка-сироты, когда требуется дорогостоящее лечение или операция, то это осуществляется за счет федерального бюджета. Все остальное делается на уровне региона. По всей стране необходимо создание инфра-
структуры профессионального сопро- о вождения семей с детьми, куда семьям н можно было бы обратиться, бесплатно ^ получить консультацию психолога, педа- ^ гога, социолога, юриста, т. е. всех спе- ^ циалистов, которые занимаются проблемами детства и специализируются о на проблеме детства. Сегодня приемные о родители сталкиваются с тем, что у нас < нет ни детских психиатров, ни детских ^ психологов, т. е. врачей, специализи- х рующихся на особенностях поведения 2 детей-сирот, их психики. Таких специ- н-алистов очень мало, и в основном они ^ работают в Москве, Санкт-Петербурге. ° Система профессионального сопровождения, создание профессиональных центров поддержки, помощи семьям с детьми должна быть создана по всей стране. Такой подход позволил бы сократить сиротство, создать гарантии для тех, кто хочет взять ребенка-сироту в семью, потому что рисков стало бы гораздо меньше. В настоящее время ежегодно 30% семей, принимающих детей-сирот на воспитание, по данным председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулиной, возвращают их в детские интернатные учреждения1. Так формируется вторичное сиротство, которое понимается нами как отказ от ранее усыновленных и переданных под опеку детей или же повторное изъятие их из приемных семей, что влечет за собой психические травмы и морально-нравственную деградацию ребенка. Если причинами первичного социального сиротства являются падение жизненного и культурного уровня российского общества, деградация институтов материнства и отцовства, то причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных ин-
1 Интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Мизулиной Еленой Борисовной. 18 мая 2013 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/action/interx (дата обращения: 20,05,2013).
о ститутов контроля, отбора, подготовки ^ и профессионального сопровождения ^ замещающих семей. Трансформации ^ общественной системы сопровождались ^ сокращением социальных обязательств государства, что усугубило кризис семьи о и демографические проблемы. Поэтому о с начала 2000-х гг. органы государствен-< ной власти формируют новую страте-^ гию семейной политики, призванную х вывести российское общество на путь 2 устойчивого и безопасного развития. н- В Посланиях Президента Федерально-^ му Собранию РФ разных лет намечены с: основные приоритеты политического развития страны. Предлагаемый комплекс мер в аспекте нашей темы ориентирован на модернизацию семейной политики, которые, по мнению Президента РФ, невозможны «...без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям»1. Важнейшей задачей современной семейной политики выступает повышение ее эффективности. По мнению главы государства, это может быть достигнуто при условии передачи негосударственному сектору некоторых «функций, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять»2. Концептуальными, системообразующими положениями системы предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних являются следующие постулаты. • Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности является семья, биологическая родная семья и семейное окружение. Главная забота государства, общества, системы защиты материнства, отцовства и детства — сохранение родной семьи для ребенка. Необходима государственная семейная политика, направленная не просто на воспроизводство населения страны, а на укрепление и стимулирова-
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11мая.
2 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая.
ние социально благополучной семьи, оказание ей помощи в воспитании, обучении детей, предоставлении жилья, грантов на обучение детей в высших учебных заведениях, увеличение числа учреждений, организаций, помогающих семье воспитать образованное, культурное молодое поколение.
• Реабилитация ребенка без реабилитации его семьи невозможна. Необходимо формирование социальной системы помощи семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, основной задачей которой является создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.
• Формирование личности ребенка, приспособленной к самостоятельной жизни, социально востребованной и полноценной, возможно только в условиях социально благополучной семьи.
• Для предотвращения вторичного сиротства, отказа от усыновленных и опекаемых детей необходимо создание служб сопровождения семьи при органах опеки и попечительства, социо-защитных учреждениях, работающих с детьми, лишенными родительского попечения. На службы должны быть возложены обязанности по отбору, обследованию, обучению кандидатов на любую из форм устройства детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение. Для легитимности социального сопровождения замещающих семей в целях предотвращения вторичного сиротства соответствующие поправки и дополнения должны быть внесены в Семейный кодекс Российской Федерации [2, с. 123].
Таким образом, воспитание и социализация детей наиболее успешно проходит только в условиях благополучной семьи. Только научно обоснованная комплексная государственная семейная политика сможет обеспечить создание условий перспективного детства, под-
держку семей с детьми, минимизацию ятия из нее ребенка, вывод института
причин, провоцирующих распад и де- семьи из кризиса и сокращение соци-
градацию семьи и необходимость изъ- ального сиротства.
Литература
1. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М.: Ламартис, 2006. 352 с.
2. Осипова И. И. Патронат — межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005. 172 с.
3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 318 c.
References
1. Ilyin I. A. The way of spiritual updating. M.: Lamartis, 2006. 352 p.
2. Osipova I. I. Patronage — interdepartmental system of prevention of family trouble, social orphanage and offenses of minors. Kostroma, 2005. 172 p.
3. Ovcharova R. V. Psychological maintenance of parenthood: tutorial. M.: Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2003. 318 p.
< >
о о