Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЕМ / communication / communication policy / students’ social sentiment / satisfaction with training

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Ольга Евгеньевна, Сычева Анастасия Владимировна

Социальное самочувствие студентов анализируется в качестве одного из ключевых показателей эффективности коммуникационной политики высшего учебного заведения. На основе данных социологического исследования авторы рассматривают компоненты социального самочувствия студентов Тульского государственного университета. Предложены рекомендации по оптимизации научной, учебной, воспитательной и информационной деятельности ТулГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочарова Ольга Евгеньевна, Сычева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SOCIAL SENTIMENT AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF THE UNIVERSITY COMMUNICATION POLICY

Students’ social sentiment as an indicator of the effectiveness of the university communication policy is analyzed. Based on the data of sociological research the author analyses components of the social sentiment of the students of Tula State University. The recommendations for optimizing of the scientific, educational and communicative activity are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА»

УДК 378:316.77 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-59-74

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА

О.Е. Бочарова, А.В. Сычева

Социальное самочувствие студентов анализируется в качестве одного из ключевых показателей эффективности коммуникационной политики высшего учебного заведения. На основе данных социологического исследования авторы рассматривают компоненты социального самочувствия студентов Тульского государственного университета. Предложены рекомендации по оптимизации научной, учебной, воспитательной и информационной деятельности ТулГУ.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникационная политика, социальное самочувствие студентов, удовлетворенность обучением.

Коммуникационная политика университета представляет собой совокупность установок и действий, реализуемых в сфере осуществления внешних и внутренних корпоративных коммуникаций вуза. Она выступает основой позиционирования вуза в коммуникативном пространстве и закрепляет нормы и правила коммуникативного взаимодействия как внутри организации, так и с различными субъектами внешней среды. Целью коммуникационной политики является позиционирование университета на рынке образовательных услуг посредством формирования имиджа и репутации у целевых аудиторий.

Безусловно, одной из ключевых целевых аудиторий университета выступает студенческое сообщество. Самочувствие этой социальной категории самым непосредственным образом сказывается на эффективности деятельности вуза и его имидже, транслируемом на внешние группы общественности. Степень удовлетворенности студентов различными аспектами процесса обучения в университете - это, с одной стороны, показатель эффективности работы образовательного учреждения, а с другой - основа формирования адекватной стратегии развития университетской деятельности.

Социологический мониторинг «Удовлетворенность студентов обучением в ТулГУ» проводится с целью исследования и анализа динамики мнений студентов о различных особенностях студенческой жизни для выработки мер по повышению степени их удовлетворенности учебным и внеучебным процессами. Очередной этап исследования осуществлялся в июне-августе 2022 г. с использованием дистанционных технологий при помощи сервиса «Личный кабинет студента».

В ходе исследования в июне-августе 2022 г. были опрошены студенты 1 - 6 курсов очной формы обучения. В выборке представлены все институты, входящие в состав Тульского государственного университета. Общий объем выборки составил 1500 чел., в структуре выборки доля респондентов мужского пола составила 35,5 %, женского - 64,5 %.

Восприятие имиджа Тульского государственного университета.

Удовлетворенность студентов обучением в высшем учебном заведении находится в прямой зависимости от характера восприятия имиджа вуза и его отдельных составляющих: руководства, профессорско-преподавательского состава и пр. Именно поэтому в задачи исследования входит оценка имиджа университета, сложившегося в сознании студентов. Привлекательный имидж вуза - это одна из предпосылок формирования позитивного восприятия студенческой жизни, а также повышения удовлетворенности студентов процессом обучения. Благоприятный имидж способствует привлечению абитуриентов не только из Тульской, но и из иных областей.

Результаты исследования показывают, что в студенческой среде доминирует позитивное восприятие Тульского государственного университета. Об этом свидетельствует, в частности, распределение ответов на вопрос о том, каков был бы выбор студентов, если бы они снова поступали в вуз. Абсолютное большинство опрошенных (80,5 %) выразили высокую степень уверенности, что снова поступили бы в ТулГУ, и лишь 19,5 % утверждают, что не хотели бы повторить свой выбор. Устойчивость ориен-таций на выбор вуза объясняется рядом факторов, в числе которых - воспринимаемые достоинства ТулГУ.

В качестве основных конкурентных преимуществ ТулГУ, которыми руководствовались студенты при поступлении в вуз, названы следующие:

1) наличие интересующего направления подготовки (23,5 %);

2) территориальное расположение (23,2 %)

3) возможность получения диплома государственного образца (17,3 %);

4) наличие бюджетных мест (13,7 %);

5) качественное образование (11,2 %).

Следует отметить довольно невысокую оценку возможностей трудоустройства, предоставляемых вузом (лишь 2,4 % опрошенных считают это конкурентным преимуществом ТулГУ, в то время как годом ранее этот показатель составил более 10 %). Такая же доля респондентов указала на престиж и солидную репутацию вуза в качестве факторов своего выбора. Заметим, что несмотря на значимость для студентов возможности получения диплома государственного образца, роль этого фактора существенно снизилась за последний год, в то время как территориальное расположение вуза стало гораздо более весомым обстоятельством.

Одной из предпосылок формирования благоприятного отношения к вузу является позитивное восприятие студентами статуса образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Следует отметить, что около половины опрошенных (48,9 %) расценивают позицию ТулГУ как стабильно высокую и повышающуюся. Доля тех, кто считает статус ТулГУ невысоким и снижающимся, значительно меньше - в сумме 7,6 %. Весьма значительная доля респондентов при этом затрудняется дать однозначный ответ на поставленный вопрос (табл.1).

Таблица 1

Оценка статуса ТулГУ, %

№ Оценка Декабрь 2021 Сентябрь 2022

1 Стабильно высокий 22,6 18,4

2 Повышается 30,1 30,5

3 Невысокий 6,0 4,7

4 Понижается 6,4 2,9

5 Затрудняюсь ответить 34,9 43,5

Удовлетворенность студентов процессом обучения находится в прямой зависимости от степени их осведомленности о жизни вуза. В связи с этим в ходе исследования ставилась задача выявления уровня информированности обучающихся о вузе в целом, деятельности его подразделений, различных аспектах учебной, научной и внеучебной жизни.

В целом осведомленность студентов ТулГУ можно оценить как среднюю. Традиционно наиболее высока степень информированности студентов об их направлении подготовки (специальности). Вариант ответа «почти ничего не знаю» чаще всего использовался при оценке осведомленности о культурных традициях вуза (института), проводимых мероприятиях и руководстве вуза. Следует отметить при этом тенденцию роста осведомленности студентов о культурной и событийной жизни вуза: так, с декабря 2021 г. прирост этих показателей составил 4 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень информированности студентов о деятельности вуза, 0%

№ Что Вы знаете о...? Степень осведомленности, %

Почти ничего Кое-что знаю Много знаю

1 Руководстве вуза 16,0 67,0 17,0

2 Студентах и их жизни 7,0 52,9 40,1

3 Преподавателях и их работе 7,9 62,9 29,2

4 Направлении / специальности 2,6 36,4 61,0

5 Культурных традициях вуза 27,8 55,9 16,3

6 Проводимых мероприятиях 18,6 53,9 27,4

Примечательно, что к числу основных источников информации о ТулГУ студенты отнесли сообщества ТулГУ в социальных сетях и ближайшее социальное окружение (друзья, знакомые, обучающиеся в ТулГУ). При этом впервые за время наблюдений официальный сайт ТулГУ не вошел в ТОП-3 источников информации, уступив место кураторам студенческих групп (9,7 %) и профкому (8,6 %) (табл. 3).

Таблица 3

Источники информации о вузе, %

№ Источники информации о ТулГУ Июнь 2021 Декабрь 2021 Сентябрь 2022

1 Сообщества ТулГУ в социальных сетях 47,9 34,1 42,1

2 Друзья, знакомые, обучающиеся в ТулГУ 19,9 31,6 29,8

3 Официальный сайт ТулГУ 9,0 12,1 4,0

Оценка студентами учебного процесса. Одной из задач исследования являлся анализ факторов, детерминирующих восприятие студентами учебного процесса в университете [1]. Одним из таких факторов выступает оценка преподавательского состава. Следует отметить высокую оценку студентами отношений, складывающихся с преподавателями: абсолютное большинство опрошенных (98,4 %) удовлетворены этим показателем и оценивают отношения с преподавателями как весьма благоприятные или скорее благоприятные, чем нет. Высока при этом и оценка профессионализма преподавателей: 52,9 % студентов считают, что практически все преподаватели являются высококвалифицированными специалистами, преподавание ведется на высоком уровне, а занятия интересны. При этом 45,1 % опрошенных дают среднюю оценку, считая, что некоторые преподаватели недостаточно квалифицированы, а проводимые ими занятия не всегда полезны и интересны - это на 13 % больше, чем годом ранее. В целом полученные данные свидетельствуют об устойчивом позитивном восприятии студентами профессорско-преподавательского состава, однако указывают на необходимость регулярного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Оценивая обеспеченность литературой, респонденты указывают, что учебной литературы вполне достаточно (49,3 %). Постепенно увеличивается число студентов, предпочитающих использовать электронные ресурсы в образовательных целях: если в декабре 2021 г. так ответила четверть опрошенных (25,5 %), то в 2022 г. около трети (30,2 %). 7,4 % полагают, что литературы недостаточно, 13,1 % отмечают, что она не всегда доступна. При этом 42,6 % студентов сообщили, что не пользуются услугами библиотеки для подготовки к учебным занятиям, а 50,1 % посещают библиотеку время от времени. Регулярно используют библиотечные фонды лишь 7,3 % респондентов.

При оценке состояния учебных аудиторий большинство респондентов выразили мнение, что оно «нормальное» (56,4 %). Однако 36,1 % указали на то, что практически все аудитории нуждаются в ремонте и техническом переоснащении. Учитывая данные предшествующих мониторин-гов, можно говорить о росте негативных оценок материально-технического состояния аудиторного фонда (он составил около 10 %).

Ответы на вопрос о том, какова степень доступности информационных технологий в ТулГУ, распределились следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Оценка доступности информационных технологий, %

№ Оценка 2021 2022

1 Высокая, имеется достаточное количество компьютеров и необходимых программ 42,3 33,8

2 Средняя, в целом достаточно, но иногда не хватает 45,5 49,1

3 Низкая, компьютеров и необходимых программ явно недостаточно 12,2 17,1

Таким образом, уровень удовлетворенности студентов качеством информационных технологий существенно снизился за прошедший год. Материально-техническое оснащение аудиторий и цифровизация кампус-ного пространства по-прежнему представляют собой значимые вызовы для построения кампусной политики университета. Это подтверждается, в том числе, распределением ответов на вопрос о том, какие проблемы студенческой жизни, по мнению респондентов, являются наиболее значимыми и требующими оперативного решения. Перечень проблем остается практически неизменным с июня 2021 г. Оценивая перечень приоритетных для решения вопросов студенческой жизни, 36,6 % респондентов указали, что в первую очередь следует заняться ремонтом учебных аудиторий, 20,4 % озабочены расширением программ содействия трудоустройству, 12,9 % отмечают необходимость ремонта и расширения общежитий. Значимыми для студентов вопросами выступают также организация доступа к сети Wi-Fi и содействие развитию студенческих инициатив и проектов (по 11 %) (рис. 1).

содействие развитию студенческих инициатив, проектов

20,4

ремонт учебных аудиторий 36,6

ремонт и расширение общежитий

расширение программ содействия трудоустройству

организация питания

организация доступа к сети Wi-Fi

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0%

Рис. 1. Мнение респондентов об основных проблемах студенческой жизни, %

I 12,9

1 s

■ 11

Представления студентов о внеучебной работе в ТулГУ.

Внеучебная деятельность ТулГУ является неотъемлемой частью молодежной политики университета и осуществляется через деятельность ряда структур: отдела внеучебной работы, студенческого клуба, спортивного клуба, институтов ТулГУ, центра содействия трудоустройству и др.

Высокую оценку со стороны студентов традиционно получает работа кураторов студенческих групп (табл. 5). Следует отметить устойчивость этой тенденции: на предыдущих этапах мониторинга кураторская деятельность также оценена весьма позитивно.

Таблица 5

Оценка студентами работы кураторов студенческих групп, %

Оценка работы куратора Июнь 2021 Декабрь 2021 Сентябрь 2022

Работа куратора очень продуктивна, мы часто встречаемся и получаем необходимую и полезную информацию 59,4 63,7 65,1

Продуктивность работы куратора средняя, мы редко встречаемся, не всегда оперативно получаем информацию 26,1 28,9 25,6

Работа куратора не продуктивна, мы практически не встречаемся / не знаем о наличии куратора 13,5 7,4 9,3

В ходе исследования ставилась задача изучения степени осведомленности студентов о деятельности отдельных структур, осуществляющих внеучебную работу (табл. 6).

Таблица 6

Оценка работы различных организаций ТулГУ, %%

№ Организации ТулГУ Эценка

1 2 3

1 Профком студентов 21,3 40,3 38,4

2 Студенческий клуб 28,0 42,1 29,9

3 Центр содействия трудоустройству 17,7 38,7 43,6

4 Спортклуб 14,4 38,9 46,7

5 Студенческое и аспирантское научное общество 13,3 43,5 43,2

6 Совет молодых ученых 15,0 43,5 41,5

Полученные данные свидетельствуют о существенных сдвигах в уровне информированности и оценках необходимости и полезности работы ряда подразделений. Среди наиболее полезных организаций студентами названы: Спортивный клуб, Региональный центр содействия трудоустройству - Студия карьеры, Студенческое и аспирантское научное общество,

Совет молодых ученых. Остается недостаточно высоким уровень осведомленности студентов о деятельности Студенческого клуба. Примечательно, что значительно снизились оценки деятельности Профкома студентов. Очевидно, недостаточная информированность обучающихся представляет препятствие на пути эффективного осуществления молодежной политики и требует активизации информационно-коммуникационной деятельности подразделений по внеучебной работе.

В ходе исследования ставилась задача изучения уровня вовлеченности студенческой молодежи в такую форму внеучебной активности, как волонтерская деятельность. Результаты свидетельствуют, что более 15 % опрошенных участвуют в волонтерской работе постоянно или время от времени. 17,4 % принимают в ней участие, но редко, основная часть опрошенных (67,3 %) не участвуют в волонтерской деятельности.

Учитывая социальную значимость добровольческой деятельности, а также ее значительный потенциал по развитию нравственно-патриотических качеств личности [2], представляется целесообразным развитие Объединенного волонтерского центра ТулГУ, расширение перечня и тематики реализуемых волонтерских проектов.

В ходе исследования ставилась задача оценки студентами выбранного направления профессиональной подготовки. Согласно полученным данным, удовлетворенность студентов направлением подготовки можно охарактеризовать как стабильно высокую. Так, 81 % опрошенных отметили, что весьма довольны своим выбором, специальность их интересует и дает хорошие возможности трудоустройства (в декабре 2021 г. этот показатель составил 83,4 %). При этом 17,3 % сказали, что учиться им не очень интересно и перспективы трудоустройства неясны, а 1,7 % студентов недовольны выбранным направлением подготовки и не видят реальных перспектив трудоустройства.

При этом основная часть опрошенных (37,1 %) уверены, что обучение в университете способствует формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы и построения карьеры. В то же время 33,5 % ответили, что некоторые знания, умения и навыки они осваивают вне учебного процесса в вузе. Около 12 % респондентов считают, что большая часть информации, преподаваемой в вузе, не имеет практической ценности, а навыки и умения приходится развивать самостоятельно.

При этом студенты высоко оценивают спектр возможностей для прохождения практики, предоставляемых вузом - так ответили 75,4 % опрошенных. 16 % студентов считают, что возможностей прохождения практики, которые предлагает вуз, недостаточно, приходится искать место самостоятельно. И лишь 8,6 % заявили, что вуз практически не дает хороших актуальных мест для прохождения практики.

Одним из факторов удовлетворенности студентов процессом обучения является оценка ими возможностей научной деятельности. Полученные результаты говорят о том, что большинство опрошенных студентов (58,2 %) полагают, что ТулГУ предоставляет все возможности для занятия наукой; 38,2 % считают, что возможности научного творчества есть, но они ограничены, и лишь 3,6 % опрошенных утверждают, что в ТулГУ практически нет возможности заниматься научными исследованиями.

Следует отметить, что из числа опрошенных активно занимаются научной деятельностью 14,8 %, планируют заниматься 47,3 %, более трети студентов (37,9 %) наукой не интересуются (рис. 2). Поскольку предыдущие этапы мониторинга показывали аналогичные результаты, можно говорить об относительной устойчивости ориентаций студентов на научно -исследовательскую работу.

Рис. 2. Отношение студентов к научным исследованиям, %

Для выявления уровня вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность участникам исследования также был задан вопрос об их вовлеченности в работу молодежных лабораторий Тул-ГУ. Полученные данные свидетельствуют, что степень вовлеченности в деятельность молодежных лабораторий относительно невелика: их участниками являются 2,2 % опрошенных. Однако большинство респондентов (63,7 %) отметили, что считают нужным развитие подобных лабораторий, хотя сами и не участвуют в их деятельности, а 17,2 % планируют стать участниками, что свидетельствует о значительном потенциале молодежных лабораторий в качестве инструмента вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую работу (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пока нет, но в перспективе планирую

не участвую в их работе, хотя считаю их нужными

не участвую в их работе, и не понимаю, зачем они нужны

да, участвую

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

Рис. 3. Вовлеченность студентов в работу молодежных лабораторий, %

Оценка перспектив трудоустройства и карьерного роста, которые дает образование, полученное в вузе, способно в значительной степени повлиять на степень удовлетворенности процессом обучения [3-4]. Опрошенные студенты вполне позитивно оценивают свои возможности в плане построения карьеры. При этом большинство из них ориентированы на работу по специальности: в общей сложности 73,3 % ответили, что намерены связать свою работу с направлением подготовки. Около 6 % респондентов уверены, что работать по полученной специальности не будут, остальные затруднились определенно ответить на поставленный вопрос.

В качестве основных факторов выбора работы студенты назвали следующие:

1 место - возможности для роста и развития (40,9 %)

2 место - уровень зарплаты (23,8 %)

3 место - надежность и стабильность работы (14,7 %).

Отметим, что рейтинг факторов выбора места работы остается практически неизменным. Производную роль при выборе места трудоустройства играют такие факторы, как гибкий график работы, количество сотрудников и взаимоотношения в коллективе, масштаб деятельности и задач, известность компании, льготы и социальный пакет, технологическое оснащение и др. (по 1-4 %).

Примечательно, что большинство опрошенных 59,3 % ориентированы на трудоустройство в Тульском регионе после окончания университета - это на 7 % меньше, чем в декабре 2021 г. 23,5 % опрошенных планируют найти работу в Москве и Санкт-Петербурге, 9,7 % - в других городах России, 6,3 % хотят найти работу или продолжить обучение в зарубежных

странах. Динамику ориентаций в сфере трудоустройства можно проследить на рис. 4.

Рис. 4. Ориентации студентов в сфере трудоустройства (2021-2022), %

В числе привлекательных для студентов сфер занятости - государственный сектор (18,4 %), предпринимательство (на открытие собственного бизнеса ориентированы 17,7 % опрошенных). Сравнительно менее привлекательны такие области занятости, как сфера производства, некоммерческий сектор, сфера образования и науки (4-7 %). Возможность трудоустройства в Тульском государственном университете рассматривают для себя около четверти опрошенных, большинство же (75 %) к построению карьеры в ТулГУ не готово.

Следует отметить достаточно уверенные оценки обучающимися собственных возможностей в плане построения карьеры: более половины опрошенных (59,6 %) полагают, что обладают всеми необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками или, по меньшей мере, имеют хороший потенциал для развития компетенций. Не считают себя готовыми к построению карьеры 9,8 % респондентов, остальные затруднились с ответом.

Довольно высоко оценивая свои карьерные шансы, студенты отмечают особую значимость soft-skills (надпрофессиональных компетенций, включающих коммуникабельность, креативность, критическое мышление, навыки работы в команде и пр.) - так считают 26,8 % опрошенных. В целом же респонденты полагают, что для успешного трудоустройства и построения карьеры необходимо сочетание всех видов навыков - hard-skills, soft-skills, digital-skills (56,7 %).

К числу навыков, необходимых современному специалисту для успешного функционирования на рынке труда, относится знание ино-

странных языков. Основная часть опрошенных студентов оценила свой уровень владения английским языком как средний (33 %), ниже среднего (19,1 %) и начальный (15,6 %). Лишь 13,2 % полагают, что их уровень выше среднего, 6,8 % оценили его как продвинутый. В связи с этим представляется целесообразным развитие программ дополнительного профессионального образования в сфере обучения иностранным языкам.

В ходе исследования выявлено, значительная доля опрошенных студентов ТулГУ (21,7 %) имеет постоянную работу, 18,7 % - временные подработки. 29 % респондентов находятся в поисках работы, 30,6 % не работают и пока не собираются (рис. 5). 65,4 % студентов указали на наличие у них опыта трудовой деятельности.

35,0%

30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

30,6% 29,0%

18,7% 21,/%

имею временные подработки

работаю на постоянной основе

не работаю и пока не собираюсь

пока не работаю, но ищу работу

Рис. 5. Вовлеченность студентов в трудовую деятельность, 0%

В целом полученные данные демонстрируют высокую степень ориентации студенческой молодежи на начало трудовой деятельности в период обучения в вузе. Очевидно, подобные установки требуют внимания с точки зрения организации учебного процесса, а также производственных практик таким образом, чтобы содействовать эффективному совмещению учебной и рабочей деятельности и адаптации молодежи на рынке труда.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Среди студентов Тульского государственного университета преобладает позитивное восприятие имиджа вуза и удовлетворенность выбором образовательного учреждения. Основными конкурентными преимуществами ТулГУ студенты считают наличие интересующего направления подготовки, территориальное расположение, возможность получения диплома государственного образца, бюджетных мест, а также качественное образование и профессионализм преподавателей.

2. Уровень осведомленности студентов ТулГУ о деятельности университета в целом оценивается как средний. Наиболее высока степень информированности студентов о выбранном направлении подготовки и особенностях студенческой жизни. Отмечена тенденция роста осведомленно-

сти студентов о культурной и событийной жизни вуза, что свидетельствует об эффективности проводимой в этом отношении информационно-коммуникационной политики.

3. Основными источниками информации о ТулГУ для студентов выступают сообщества университета в социальных сетях и ближайшее социальное окружение (друзья, знакомые, обучающиеся в ТулГУ), а также кураторы студенческих групп и профком. Официальный сайт ТулГУ не был отнесен респондентами к приоритетным информационным источникам.

4. Полученные данные свидетельствуют о существенных сдвигах в уровне информированности и оценках необходимости и полезности работы ряда подразделений. Среди наиболее полезных организаций студентами названы: Спортивный клуб, Региональный центр содействия трудоустройству - Студия карьеры, Студенческое и аспирантское научное общество, Совет молодых ученых. Остается недостаточно высоким уровень осведомленности студентов о деятельности Студенческого клуба, значительно снизились оценки деятельности Профкома студентов. Очевидно, недостаточная информированность обучающихся представляет препятствие на пути эффективного осуществления молодежной политики и требует активизации информационно-коммуникационной деятельности подразделений по внеучебной работе.

5. Студенты весьма высоко оценивают складывающиеся отношения с преподавателями, а также профессионализм профессорско-преподавательского состава ТулГУ, полагая, что практически все преподаватели являются высококвалифицированными специалистами, их занятия интересны и проводятся на высоком профессиональном уровне, однако наблюдается некоторое снижение оценок уровня профессионализма, что указывает на необходимость регулярного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

6. Перечень студенческих проблем, требующих, по мнению опрошенных, первоочередного внимания, остается практически неизменным с июня 2021 г. К числу важнейших из них относятся: ремонт учебных аудиторий, содействие трудоустройству, ремонт и оснащение общежитий, организация доступа к сети Wi-Fi. Данные опроса свидетельствуют о росте негативных оценок материально-технического состояния аудиторного фонда. Уровень удовлетворенности студентов качеством информационных технологий также существенно снизился. Таким образом, материально-техническое оснащение аудиторий и цифровизация кампусного пространства по-прежнему представляют собой значимые вызовы для построения кампусной политики университета.

7. Около 15 % опрошенных студентов активно занимаются научной деятельностью, еще более 47 % планируют принимать в ней участие, 38% студентов наукой не интересуются. Полученные на различных этапах мониторинга данные позволяют говорить об относительной устойчивости

ориентаций студентов на научно-исследовательскую работу. При этом большинство студентов (порядка 60 %) высоко оценивают возможности научного творчества, предоставляемые Тульским государственным университетом. Участниками молодежных научных лабораторий являются 2,2 % опрошенных студентов, более 17% планируют участвовать в их деятельности, что свидетельствует о значительном потенциале молодежных лабораторий в качестве инструмента вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую работу.

8. Студенты весьма высоко оценивают спектр возможностей для прохождения практики - 3/4 опрошенных вполне удовлетворены работой вуза в этом направлении. Основная часть респондентов считают, что обучение в университете способствует формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы и построения карьеры.

9. Остается стабильно высоким показатель удовлетворенности студентов выбранным направлением подготовки: 81 % опрошенных отметили, что весьма довольны своим выбором, специальность их интересует и дает хорошие возможности трудоустройства. При этом студенты вполне позитивно оценивают свои возможности в области трудоустройства и карьерного роста, большинство из них ориентированы на работу по специальности и трудоустройство в Тульском регионе после окончания университета. Однако к числу своих конкурентных преимуществ в плане построения карьеры опрошенные студенты не относят знание иностранных языков: лишь 13 % полагают, что их уровень выше среднего, около 7 % оценили его как продвинутый. В связи с этим представляется целесообразным развитие программ дополнительного профессионального образования в сфере обучения иностранным языкам.

10. Данные исследования демонстрируют высокую степень ориентации студенческой молодежи на начало трудовой деятельности в период обучения в вузе: около 22 % студентов имеют постоянную работу, 19 % -временные подработки, а 29 % респондентов находятся в поисках работы. Очевидно, подобные установки требуют внимания с точки зрения организации учебного процесса, а также производственных практик таким образом, чтобы содействовать эффективному совмещению учебной и рабочей деятельности и адаптации молодежи на рынке труда.

11. Доля студентов, участвующих в волонтерской работе постоянно или время от времени, составляет чуть более 15 %, еще 17 % также принимают участие в добровольческой активности, но редко. Основная часть опрошенных (более 67 %) не участвуют в волонтерской деятельности. Учитывая социальную значимость добровольческой деятельности, а также ее значительный потенциал по развитию нравственно-патриотических качеств личности, представляется целесообразным развитие Объединенного волонтерского центра ТулГУ, расширение перечня и тематики реализуемых волонтерских проектов.

По итогам исследования руководству вуза и отдельных его структурных подразделений предложены следующие рекомендации:

В области материально-технического обеспечения учебного процесса:

- продолжение работы по реализации кампусной политики: реновация кампуса, развитие университетской инфраструктуры, обновление материально-технической базы, ремонт общежитий и аудиторного фонда (в том числе повышение доли трансформируемых пространств в аудиторном фонде);

- цифровизация кампусного пространства, обеспечение доступа к сети Wi-Fi на территории студенческого городка, расширение доступа обучающихся к компьютерной технике и информационно-коммуникационным технологиям.

В области образовательной деятельности:

- модернизация портфеля образовательных программ путем взаимодействия с организациями и предприятиями региона;

- внедрение образовательных модулей по совершенствованию профессиональных и надпрофессиональных компетенций, в том числе развитие программ дополнительного профессионального образования в сфере обучения иностранным языкам;

- развитие принципов и технологий проектно-ориентированного обучения, стимулирование студенческого предпринимательства, развитие программ стажировок;

- регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

В области научной деятельности:

- популяризация научной деятельности в студенческой среде через Студенческое и аспирантское научное общество, в том числе разработка и внедрение системы стимулирования научной активности молодых исследователей (эффективный контракт), развитие молодежных лабораторий и студенческих КБ;

- разработка системы мер по вовлечению студенческой молодежи в деятельность молодежных лабораторий.

В области внеучебной работы:

- развитие Объединенного волонтерского центра ТулГУ, расширение перечня и тематики реализуемых волонтерских проектов;

- активизация информационно-коммуникационной деятельности подразделений по внеучебной работе;

- стимулирование участия студентов в конкурсных проектах («Лидеры России», «Студент года», «Цифровой прорыв», «Конкурс грантов Росмолодежи» и др.).

В области информационной работы:

- популяризация культурных традиций вуза и институтов, оптимизация системы информирования студентов о вузовских мероприятиях с целью формирования лояльности к вузу;

- использование актуальных для студентов каналов и инструментов коммуникации в соответствии с коммуникационной политикой вуза (активное использование сообществ ТулГУ в социальных сетях, развитие ме-диаволонтерства, проектов Медиацентра);

- отслеживание динамики изменения отношения к деятельности ТулГУ в глазах внутренних групп общественности (студенты, преподаватели) для корректировки концепции позиционирования вуза.

Список литературы

1. Гоголева Е. Н., Маркина Н. Л. Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 70-77.

2. Сычева А. В. Перспективы развития добровольческого движения в современном российском обществе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 93-99.

3. Домбровская А. Ю. , Пырма Р. В. , Батанина И. А. Профессиональные стратегии российской молодежи в условиях цифровизации и их репрезентация в социальных медиа: результаты комплексного прикладного анализа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5(153). С. 162-182.

4. Кондратенко Н. А., Шашкова С. Н. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 71-79.

Бочарова Ольга Евгеньевна, канд. социол. наук, доц., bocharova_olga@inbox.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Анастасия Владимировна, канд. социол. наук, доц., dobtro71@Jist.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

STUDENTS' SOCIAL SENTIMENT AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF THE UNIVERSITY COMMUNICATION POLICY

O.Y. Bocharova, A. V. Sycheva

Students' social sentiment as an indicator of the effectiveness of the university communication policy is analyzed. Based on the data of sociological research the author analyses

components of the social sentiment of the students of Tula State University. The recommendations for optimizing of the scientific, educational and communicative activity are given.

Keywords: communication, communication policy, students' social sentiment, satisfaction with training.

Bocharova Olga Yevgenjevna, candidate of sociological sciences, docent, bo-charova_olga@inbox.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Anastasiya Vladimirovna, candidate of sociological sciences, docent, dob-tro71@list.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 316.3-05 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-74-85

ИНДИКАТИВНЫЕ АТРИБУТЫ БАЗЫ ЗНАНИЙ

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ

С.Н. Макаров

Описан один из исследовательских этапов разработки социально-управленческой экспертной системы. Освещается проблема воссоздания знаний на основе учета социальных характеристик источников информации. Проведен анализ таких показателей как пол, возраст, организационный статус, стаж работы, образование, религиозная принадлежность. Репрезентативность данных характеристик в контексте их применения в социально-управленческой экспертной системе проверена эмпирически путем экспертного опроса респондентов региона - Смоленской области.

Ключевые слова: управление, социально-управленческая экспертная система, управленческая информация, база знаний, социальные показатели.

Введение

Общественные процессы находятся в перманентной динамике. Каждый этап развития характеризуется определенными качественными изменениями свойств социальной реальности. В настоящее время, в период информационного общества, во главу угла ставится информация как ресурс для управления социальными процессами, явлениями и феноменами. Подобная ситуация предполагает появление новых механизмов для реализации функционала на всех уровнях общественной жизни. Социальные взаимодействия становятся более сложными, а научно-технический прогресс своими достижениями отвечает на современные вызовы, предлагая решения и способы их разработки.

В какой-то степени подобные закономерности способствуют пониманию трансформации современного предметного поля такой отрасли социологического знания, как социология управления. В данной сфере зако-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.