Научная статья на тему 'Социальное самочувствие тверских студентов: опыт социологического исследования'

Социальное самочувствие тверских студентов: опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
544
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТУДЕНЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL CONDITION / SOCIAL POLICY / STUDENTS / REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блохина Марина Валерьевна, Григорьев Леонид Геннадьевич

В статье исследуется социальное самочувствие студентов вузов Твери. Социальное самочувствие рассматривается как интегральная характеристика удовлетворенности индивида (группы) различными сторонами своей жизни и как один из показателей эффективности социальной политики. На основе анализа данных социологического исследования, проведенного среди студентов тверских вузов, выявляются особенности социального самочувствия регионального студенчества. В целом тверские студенты удовлетворены содержанием и условиями учебной деятельности, большинство из них планируют работать по специальности в Тверском регионе. Наиболее актуальные проблемы студенческой молодежи материальное благосостояние, трудности в учебе, возможности трудоустройства, отсутствие собственного жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social WELL-BEING of Tver's students: AN experience of sociological research

The article examines social condition and social wellbeing of students of Tver higher education institutions. Social well-being is considered as an integral characteristic of satisfaction with the individual (group) different aspects of their life and as an indicator of the effectiveness of the social policy. Features of social condition of students of Tver region come to light by the analysis of the results of the authors' sociological research. In general the Tver students are satisfied with the contents and conditions of educational activity. Most of them are planning to work in their specialty in the Tver region. The most pressing problems of students are their material well-being, learning difficulties, possibilities of employment and some others.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие тверских студентов: опыт социологического исследования»

УДК 378:364.67

БЛОХИНА Марина Валерьевна — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социологии и социальных технологий факультета управления и социальных коммуникаций Тверского государственного технического университета (ТвГТУ) (170026, Россия, г. Тверь, наб. А. Никитина, 22; bmvtstu@mail.ru) ГРИГОРЬЕВ Леонид Геннадьевич — к. филос.н., доцент; профессор кафедры социологии и социальных технологий факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ (170026, Россия, г. Тверь, наб. А. Никитина, 22; bmvtstu@mail.rugrig1969@rambler.ru)

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ТВЕРСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье исследуется социальное самочувствие студентов вузов Твери. Социальное самочувствие рассматривается как интегральная характеристика удовлетворенности индивида (группы) различными сторонами своей жизни и как один из показателей эффективности социальной политики. На основе анализа данных социологического исследования, проведенного среди студентов тверских вузов, выявляются особенности социального самочувствия регионального студенчества. В целом тверские студенты удовлетворены содержанием и условиями учебной деятельности, большинство из них планируют работать по специальности в Тверском регионе. Наиболее актуальные проблемы студенческой молодежи - материальное благосостояние, трудности в учебе, возможности трудоустройства, отсутствие собственного жилья.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социальная политика, студенчество, региональные вузы, молодежная политика

В последние десятилетия в социально-гуманитарном знании все чаще используется понятие «социальное самочувствие». По мнению специалистов, социальное самочувствие выступает интегральным критерием удовлетворенности человека жизнью в социуме, фиксирует уверенность (неуверенность) в будущем, отражает состояние социальной сферы в муниципалитете, регионе, стране. Одновременно социальное самочувствие является комплексным показателем эффективности функционирования социальных институтов, может также рассматриваться как обобщенный индикатор реакции населения на общественные преобразования, обусловленной степенью удовлетворения социальных потребностей. Число публикаций, посвященных социальному самочувствию, ежегодно растет [Петрова 2000; Крупец 2003; Душацкий 2004; Дулина, Токарев 2009; Асланова 2012].

Объективный анализ социального самочувствия населения охватывает не только изучение материального благосостояния граждан, но и обращение к их эмоциям, чувствам, настроениям. Это не только исследование проявлений социальной активности, но и учет физического самочувствия и состояния здоровья. Подобный подход характерен, например, для работ Р.В. Карамельского, посвященных социальному самочувствию студенческой молодежи [Карамельский 2012]. Автор включает в структуру социального самочувствия эмоциональные оценки, личные диспозиции, психолого-волевые качества, а также их проявления в социальных практиках студентов.

Популярность эмпирических исследований социального самочувствия связана с тем, что они имеют большое практическое значение, их результаты используются в сфере разработки и реализации социальной политики, адекватных мер социальной поддержки различных категорий населения.

Не вдаваясь в методологические и методические тонкости анализа социального самочувствия, обсуждаемые в указанных выше научных публикациях, отметим, что данная методика социального анализа обладает значительным эвристическим потенциалом и широко используется в социологических исследованиях.

Следует подчеркнуть, что исследования социального самочувствия молодежи не

сводятся к получению информации о проблемах молодого поколения той или иной территории. Они позволяют более объективно оценить социальную ситуацию в регионе в целом, выявить «болевые точки» социальной сферы, разработать стратегические и тактические меры, необходимые для ее устойчивого развития. Важно, чтобы это понимали не только ученые, общественники, журналисты, но и представители управленческих структур.

Внимание к возможностям исследований социального самочувствия в контексте проблем социальной политики в современном российском обществе особенно усилилось в последние годы на фоне подогреваемого СМИ роста интереса к разного рода опросам, мониторингам, «замерам», «срезам» и иным диагностическим процедурам, позволяющим оценить социально-экономическое положение, политическую ситуацию и социально-психологическую атмосферу в отдельных муниципалитетах и регионах, а также определить эффективность работы руководителей разного ранга, выстроить соответствующие рейтинги.

Например, в начале 2013 г. Общественная палата РФ выступила с инициативой проведения общественного мониторинга деятельности по решению особо значимых социальных задач, поставленных в указах президента РФ 7 мая 2012 г. №№ 596606. Напомним, что в майских указах В.В. Путина были провозглашены важнейшие ориентиры социальной политики государства (создание специальных рабочих мест для инвалидов; ликвидация очередей в детские сады; доведение уровня заработной платы школьных учителей до средней по региону и другие задачи). Функции общественного мониторинга заключались в усилении общественного контроля за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти по решению приоритетных задач социального развития страны; в получении достоверной информации о том, как на местах (в конкретных регионах, муниципальных образованиях) ведется работа по решению названных социальных задач, какие проблемы существуют в этой сфере, что нужно предпринять для преодоления этих трудностей.

План проведения мониторинга был разработан Общественной палатой России. Организатором мониторинга в Тверской обл. выступила региональная Общественная палата. Отличительными особенностями мониторинга как крупного социального проекта стали: его общественный характер; объективность получаемых данных; прозрачность всех исследовательских процедур и открытость результатов; разнообразие форм и методов работы, применяемых в рамках мониторинга, который не сводился только к социологическим опросам, а предполагал организацию «горячих линий», работу с жалобами и обращениями граждан, широкое общественное обсуждение выявляемых проблем, в т.ч. и на интернет-площадках, разработку рекомендаций для органов власти разных уровней [Григорьев 2014].

Однако определенные изъяны общественного мониторинга, обозначившиеся в ходе его проведения (невозможность адаптировать централизованно разработанный инструментарий к особенностям региона, ограниченность проблематики исследований майскими указами президента, сложности с обеспечением репрезентативности), обусловили необходимость организации и проведения в Тверской обл. собственных социальных исследований, в полной мере учитывающих ситуацию в регионе и характерные для него проблемы.

Именно поэтому в 2014 г. Общественной палатой Тверской области было инициировано, а кафедрой социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета проведено прикладное социологическое исследование, посвященное социальному самочувствию студентов тверских вузов. По репрезентативной выборке были опрошены 400 студентов, обучающихся в ведущих тверских государственных и негосударственных высших учебных заведениях1. Согласно замыслу исследования предполагалось раскрыть разные аспекты социального самочувствия тверского студенчества, изучить положение данной общности в структуре регионального социума, осмыслить существующие в студенческой среде настроения, понять волнующие студенческую молодежь проблемы, создать своего

1 Тверской государственный университет (ТвГУ), Тверской государственный технический университет (ТвГТУ), Тверская государственная медицинская академия (ТГМА), Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института (ТФ МГЭИ), Тверской институт экологии и права (ТИЭП).

рода социальный портрет тверского студента, причем сделать это в контексте общей социально-экономической и социально-политической ситуации в регионе.

Основным видом деятельности студентов является учеба, поэтому в структуре социального самочувствия студенчества именно учебная деятельность занимает особо важное место. Исследование показало, что подавляющему большинству опрошенных студентов интересно учиться (на соответствующий вопрос ответили «да» 39% респондентов; «скорее да, чем нет» — 47%). Примерно столько же участников опроса сообщили, что им «нравится учиться» в их вузе (84%). Почти 2/3 тверских студентов удовлетворены качеством подготовки по своей образовательной программе (67%). Поддержание данных параметров социального самочувствия студентов на достаточно высоком уровне связано с развитием системы профессиональной ориентации в регионе, активной работой по повышению качества образования, которую в последние годы ведут региональные вузы, отчаянно борющиеся за привлечение студентов в условиях демографического спада.

Достаточно красноречивыми оказались ответы студентов на вопрос: «Что бы Вы хотели улучшить в Вашем учебном заведении?» Чаще всего высказывались пожелания «организовать помощь в трудоустройстве» (23%), «увеличить размер стипендии» (18%), «совершенствовать организацию питания» (10%), «улучшить оснащенность аудиторий» (10%). Подобные рекомендации должны стать руководством к действию для руководителей образовательных организаций. Студенты оптимистично оценивают перспективы развития своих учебных заведений, более половины уверены, что положение их вуза в ближайшие годы улучшится (54%), лишь 5% участников исследования придерживаются противоположного мнения.

Очевидно, что получение высшего образования выступает для молодежи инструментом приобретения востребованной профессии и последующего успешного трудоустройства. Поэтому нынешняя и будущая трудовая занятость студентов оказывает большое влияние на их социальное самочувствие. Результаты исследования свидетельствуют: большинство студентов считают, что смогут найти работу по получаемой специальности, закончив вуз (75%). 2/3 респондентов планируют работать по получаемой специальности (66%). 30% тверских студентов работают в настоящее время. Правда, среди них лишь каждый пятый трудится в сфере получаемой специальности (17%), еще у 20% учащихся вторичная занятость частично связана с профилем обучения. В современных условиях администрациям вузов необходимо содействовать вторичной занятости своих студентов в рамках получаемого образования (предусмотреть возможность обучения по индивидуальному графику, использовать формат производственной практики, создавать рабочие места для студентов в подразделениях самого учебного заведения, укреплять связи с потенциальными работодателями).

Важным показателем социально-экономической ситуации в регионе являются планы студентов, связанные с местом будущего трудоустройства. Где рассчитывают применить на практике полученные профессиональные знания и умения тверские студенты? В условиях усиления трудовой миграции, постоянного оттока молодых специалистов из Верхневолжья в столичные мегаполисы этот вопрос имеет принципиальное значение. Примерно половина студентов тверских вузов рассчитывают устроиться на работу непосредственно в Твери (49%), каждый десятый собирается работать в Тверской области (11%). Четверть участников исследования надеются трудоустроиться в Москве или Санкт-Петербурге (24%), лишь 6% планируют найти работу за рубежом. Заняться бизнесом, открыть собственное дело определенно планирует каждый пятый студент (22%), еще треть ответили на соответствующий вопрос «скорее да, чем нет» (34%). Для Тверской обл. по прежнему актуальными остаются меры по закреплению высококвалифицированных специалистов — выпускников тверских вузов в регионе.

Особый интерес представляет аксиологический компонент социального самочувствия студенческой молодежи. Проведенное исследование позволило проникнуть в мир ценностей тверских студентов. Ценности учащихся вузов имеют следующую иерархию: семья (29%), здоровье (18%), любовь (11%), друзья (10%), интересная работа (7%), материальный достаток (6%).

Приверженность большинства тверских студентов привычным семейным ценностям подтверждается тем, что, по данным исследования, подавляющее большинство респондентов планируют создать семью (88%), почти 2/3 собираются иметь двоих детей (62%), троих и более детей рассчитывают завести 18% учащихся и только 16% ориентированы на однодетную семью.

Безусловно, радует доминирование в ценностном сознании участников опроса традиционных жизненных ценностей, тревожит лишь невысокая позиция ценности «образование» (4%), что отражает массовый характер и небывалую доступность высшего образования в современных условиях.

Нельзя забывать, что жизнь студента вовсе не сводится только к учебе. Социологический опрос показал, что в свободное время учащиеся тверских вузов предпочитают «встречаться с друзьями» (26%), «читать книги» (13%), «заниматься спортом» (12%), «проводить время на природе» (11%). Здесь уместно отметить, что в рамках исследования социального самочувствия тверских студентов изучалась их удовлетворенность проведением своего свободного времени. Наивысшую оценку своему досугу (5 баллов) дали около трети тверских студентов (31%), еще больше участников опроса оценили его на 4 балла (37%), а почти четверть студентов ограничились 3 баллами (23%). Молодежная политика в целом и внеучебная воспитательная работа в вузах должна и в дальнейшем способствовать укреплению позитивных ценностных ориентаций студенческой молодежи. А организация досуга студентов в общей системе работы с молодежью по-прежнему остается одним из ведущих направлений.

Социальное самочувствие определяется также характером отношений студентов с другими общностями, входящими в социум, вовлеченностью в различные социальные взаимодействия, гражданской активностью и социальной ответственностью. Согласно данным исследования, беспокойство у студентов вызывает состояние межнациональных отношений в Твери: более половины респондентов оценили их как конфликтные (39%) или напряженные (30%). Лишь каждый пятый участник исследования воспринимает их как дружелюбные (17%). Гармонизация межэтнических процессов в Твери остается значимой задачей региональных и муниципальных властей.

Сфера политики почти не привлекает студентов, невысока их гражданская активность — почти половина респондентов не принимают участие в выборах (47%). Несмотря на все усилия, прилагаемые государственными и общественными структурами, уровень политической культуры студенчества остается невысоким, требуются меры по преодолению абсентеизма.

Тревожит студентов и криминальная ситуация в городе. Лишь каждый десятый студент ощущает свою полную защищенность от возможного посягательства преступников (10%), каждый третий ответил на соответствующий вопрос: «скорее да, чем нет» (36%).

Более комфортной для студентов является культурная среда древней Твери. Свыше половины участников опроса в целом удовлетворены возможностями приобщения к культуре и искусству, существующими в городе (60%). Совсем не довольны состоянием культурной сферы лишь 12% учащихся вузов.

Общий контекст социального самочувствия тверских студентов определяется ответами участников исследования на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью в Твери?» Полностью удовлетворены примерно четверть учащихся (26%), «скорее да, чем нет» — более половины респондентов (57%). С умеренным оптимизмом тверские студенты оценивают перспективы развития города. Примерно половина респондентов полагает, что жизнь в Твери в ближайшие годы останется неизменной (54%), почти треть верят, что она улучшится (30%).

Как сделать жизнь в Твери более комфортной для студентов и всех горожан? По мнению участников опроса, в первую очередь следует улучшить «состояние проезжей части» (31%), «работу городского транспорта» (16%), «внешний вид домов» (15%), а также увеличить «количество парков» (15%) и «число маршруток» (7%).

После окончания вуза более трети студентов хотели бы жить в Твери (37%), почти треть — в Москве или Санкт-Петербурге (30%), каждый десятый респондент желает

жить в Тверской области (10%), еще 10% не прочь стать жителями зарубежных стран.

Традиционно в ходе исследования социального самочувствия студентов тверских вузов респондентам предлагалось по 5-балльной шкале оценить удовлетворенность различными сторонами своей жизни.

В частности, выяснилось, что большинство тверских студентов в целом удовлетворены своими отношениями с одногруппниками (оценку 5 баллов выставили 40% участников исследования, еще 41% студентов удовлетворены данной стороной своей жизни на 4 балла). Еще выше степень удовлетворенности студентов отношениями с друзьями: здесь более половины учащихся тверских вузов выбрали оценку 5 баллов (58%), 4 балла выставили 35% студентов.

Своим местом проживания в настоящее время удовлетворены полностью (5 баллов) треть тверских студентов (34%), еще треть участников опроса оценивают место своего проживания на 4 балла (35%), каждый пятый студент оценил эту сторону своего существования лишь на 3 балла (23%).

Исследование показало, что состоянием здоровья полностью удовлетворена лишь пятая часть респондентов (20%), половина студентов дали оценку в 4 балла (51%), каждый пятый участник опроса оценил свое здоровье только на 3 балла (22%). В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что тверские студенты далеко не в полной мере удовлетворены возможностью получать медицинскую помощь. Лишь каждый десятый студент выставил оценку в 5 баллов (12%), треть респондентов дали оценку в 4 балла (33%), еще чаще участники исследования оценивали удовлетворенность получением врачебной помощи в 3 балла (37%).

Исследование позволило также выявить круг проблем, наиболее актуальных для тверских студентов в настоящее время. Среди них — «материальные затруднения» (30%), «проблема трудоустройства» (25%), «проблемы с учебой» (20%), «проблемы с жильем» (10%). Следует отметить, что значительной части тверского студенчества присущ социальный оптимизм, больше половины участников исследования полагают, что благосостояние их семей улучшится (56%), противоположного мнения придерживаются лишь 7% респондентов.

Заслуживает внимания, что ни тип учебного заведения (государственное или негосударственное), ни профиль получаемого образования, ни гендерный фактор не оказывают существенного влияния на характеристики социального самочувствия тверского студенчества, которое по итогам исследования представляется достаточно целостной общностью, которая скрепляется особой вузовской идентичностью.

Изучение социального самочувствия тверского студенчества показало, что наиболее благополучная картина складывается при рассмотрении тех сторон жизни студентов, которые связаны с учебной деятельностью. В студенческой среде преобладают позитивные ценности, во многом унаследованные от старших поколений.

Несмотря на особую идентичность, студенты являются неотъемлемой частью городского социума и, как все горожане, испытывают на себе, с одной стороны, все блага, а с другой — все издержки постоянного проживания в региональной столице.

На социальное самочувствие тверских студентов позитивно влияют широкие возможности, открывающиеся для молодых горожан благодаря близости крупнейших мегаполисов, наличию авторитетных региональных вузов, предлагающих качественное образование, деятельности большого числа учреждений культурного отдыха и интересного проведения свободного времени, реализации многообразных проектов в сфере молодежной политики.

В то же время социальное самочувствие тверского студенчества, безусловно, омрачают жилищно-коммунальные проблемы города, недостаточная комфортность городской среды с точки зрения молодых жителей, невысокий уровень доступной медицинской помощи, напряженные межэтнические отношения, недостаточная степень защиты от возможных криминальных посягательств.

Однако, несмотря на эти негативные факторы, значительная часть студентов рас-сматриваеют Тверскую землю как место не только учебы, но и дальнейшей жизни,

работы, создания семьи и воспитания детей, рассчитывая со свойственным молодому поколению оптимизмом на постепенное решение существующих проблем и улучшение условий жизни.

Список литературы

Асланова О.А. 2012. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии. — Теория и практика общественного развития. № 2. С. 59-63.

Григорьев Л.Г. 2014. Общественный мониторинг как инструмент социологического сопровождения социальной политики (на примере Тверской области). — Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС. С. 56-65.

Дулина Н.В., Токарев В.В. 2009. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти. — Социокультурные основания стратегии развития регионов России. Материалы всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Смоленск: Универсум. С. 89-95.

Душацкий Я.Е. 2004. Материально-властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии. — Социологические исследования. № 4. С. 64-71.

Карамельский Р.В. 2012. Социальное самочувствие российского студенчества (региональный аспект): автореф. дис. ... к.соц.н. Казань. 22 с.

Крупец Я.Н. 2003. Социальное самочувствие как интегральный показатель адап-тированности. — Социологические исследования. № 4. С. 143-144.

Петрова Л.Е. 2000. Социальное самочувствие молодежи. — Социологические исследования. № 12. С. 50-55.

BLOKHINA Marina Valer'evna, Cand.Sci.(Soc.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Social Technologies, Tver State Technical University (22, A. Nikitina Emb, Tver, Russia, 170026; bmvtstu@mail.ru)

GRIGOR'EV Leonid Gennad'evich, Cand.Sci.(Philos), Associate Professor; Professor of the Chair of Sociology and Social Technologies, Tver State Technical University (22, A. Nikitina Emb, Tver, Russia, 170026; grig1969@rambler.ru)

SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS IN TVER: AN ATTEMPT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Abstract. The article examines social condition and social well-being of students of Tver higher education institutions. Social well-being is considered as an integral characteristic of satisfaction with the individual (group) different aspects of their life and as an indicator of the effectiveness of the social policy. Features of social condition of students in Tver region come to light by the analysis of the results of the authors' sociological research. In general the Tver students are satisfied with the contents and conditions of educational activity. Most of them are planning to work in their specialty in the Tver region. The most pressing problems of students are their material well-being, learning difficulties, possibilities of employment and some others. Keywords: social condition, social policy, students, regional higher education institutions, youth policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.