Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2
ПОДГОТОВКА
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Г.Ф. Беляева, Р.А. Городницкий
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ
В статье анализируются современный этап развития образовательного процесса на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, отвечающий потребностям государственного и муниципального управления в России, и восприятие этого процесса выпускниками факультета. Внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс, совершенствование учебных управленческих практик, научная работа со студентами приводят к росту удовлетворенности полученным образованием и формируют у выпускников намерения продолжать образование. В то же время уровень практической подготовки на факультете еще недостаточен и требует совершенствования. В статье приведены результаты опроса выпускников 2009 г.
Ключевые слова. Формы обучения, инновационные образовательные технологии, диагностика знаний, информационно-коммуникационные технологии, удовлетворенность образованием, практическая подготовка, научная работа студентов, аспирантура, дополнительное образование.
A modern stage of the development of educational process which satisfies the requirements of state and municipal management in Russia at the School of Public Administration of the Moscow State University and the perception of this process by the graduate students of the School are considered in the article. The implementation of innovative educational technologies to the educational process, the improvement of the educational mana-
Беляева Галина Федоровна — кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: qalina050243@mail.ru Городницкий Роман Александрович — кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории, заместитель декана по учебной работе факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ro-manqjr@maik.ru
gement practices and the student's research bring to the better student's satisfaction of the acquired education and forms the intention of graduate students to improve their education. At the same time the level of practical training at the School is not quite sufficient and requires a certain improvement. The results of the graduate student poll at 2009 year are given in the article.
Key words. Forms of training, innovative educational technologies, knowledge diagnostics, ICT, satisfaction of the education, practical training, student's research, postgraduate course, continuing education.
Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку и практическую направленность управленческого образования. Подготовка государственных и муниципальных управленцев осуществляется на основе изучения дисциплин по теории и практике управления в сочетании с углубленным изучением экономических и правовых дисциплин, а также иностранных языков. Учебный процесс на факультете государственного управления строится на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и примерных учебных планов, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. По каждой учебной дисциплине разработаны рабочие учебные планы, утверждены и изданы программы курсов и сопровождающие их реализацию учебно-методические материалы, структура которых отвечает требованиям Федерального агентства по образованию.
В рамках действующих специализаций за последние годы на факультете был подготовлен ряд новых специальных курсов. К наиболее значимым из них следует отнести «Коммуникационные технологии в управлении», «Политико-административные и неинституциональные механизмы в государственном управлении», «Политические стратегии корпораций», «Информационное обеспечение управления проектами», «Международные организации», «Управление рисками», «Внешнеэкономическая деятельность компании», «Стратегии регионального управления», «Управление социальным капиталом», «Анализ иерархий и иерархических процессов», «Организационное проектирование», «Управление качеством», «Тренинг креативности», «Социальный маркетинг», «Управление социальным капиталом» и ряд других. На факультете также читают лекции и проводят мастер-классы крупные специалисты-практики, консультанты высших органов федеральной и муниципальной власти России, руководители бизнес-структур.
Формы обучения на факультете государственного управления достаточно разнообразны. Они базируются как на традиционных лекциях, совмещенных с семинарами, так и на современных инновационных методах обучения. Инновационные образовательные технологии включают в себя следующие методы обучения: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, работу в группах, метод «мозгового штурма», проведение дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод блиц-опроса, метод анкетирования.
Обширные возможности для внедрения инновационных образовательных технологий дает весьма популярный метод «case studies» или анализ конкретных ситуаций. Разнообразные модификации данного метода позволяют существенно расширить круг практических занятий со студентами управленческих специальностей. Так, метод «сквозного кейса», используемый, в частности, в курсе управления проектами, имитирует работу группы в качестве команды разработчиков реального проекта. Суть метода заключается в том, что группа студентов разбивается на команды, работающие над конкретной ситуацией в течение двух семестров, описание которой предоставляется в начале курса. Таким образом, все стадии управления проектом отрабатываются на одном кейсе, что создает эффект реальной проектной работы. Интересен также опыт использования «live cases» или «живых кейсов». Студентам для анализа и составления прогноза предлагается управленческая ситуация, существующая в России в настоящее время и имеющая несколько альтернативных вариантов развития. В дальнейшем в течение курса появляется возможность оценивать адекватность прогнозов и производить их корректировку в режиме реального времени, что существенно повышает эффективность выработки навыков прогнозирования. Метод апробирован на курсах «Стратегии корпоративного управления» и «Корпоративные конфликты в антикризисном управлении».
В курсе «Антикризисное управление организацией» итоговым мероприятием становится масштабная деловая игра-тренинг, проводящаяся как соревнование между академическими группами. Включение активных тренинговых элементов, традиционно мало используемых в высшем образовании, помогает закрепить материал курса и выработать интерес к различным его аспектам. Арбитрами на игре-тренинге выступают выпускники факультета, что укрепляет связь между различными поколениями студентов и способствует их адекватной само-
оценке. Деловые и ролевые игры, ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого студента, дают возможность их участникам реализовать на практике теоретические знания, а также умения и навыки, освоенные в период обучения на факультете.
Инновационные методы обучения построены на принципиально ином подходе к передаче информации, на принципе делового взаимодействия преподавателя и студента. Эти методы предполагают активное и заинтересованное включение в работу учащегося, творческое применение студентами полученных теоретических и практических знаний. Интерактивная модель обучения дает возможность проводить неформальные дискуссии, свободно излагать материал, уменьшить количество лекций и проводить больше семинарских занятий, пробуждать инициативу студентов, давать им групповые задания, которые требуют коллективных усилий, проводить постоянный контроль за их выполнением в течение всего семестра.
Большое внимание в подготовке студентов отводится изучению современных компьютерных технологий. В течение семи семестров студенты осваивают цикл компьютерных дисциплин и самостоятельно работают в компьютерных классах.
Кафедра иностранных языков обучает студентов активному владению английским языком в сфере профессиональной деятельности управленца. Студентам, успешно изучившим английский язык и прошедшим подготовку по переводу, присваивается квалификация переводчика и выдается соответствующий диплом. Кроме того, студенты обязательно изучают второй иностранный язык (немецкий, французский или испанский). Свободное владение иностранными языками необходимо будущим управленцам для освоения международного опыта государственного администрирования, участия в международных конференциях, личного общения с коллегами из других стран в России и за рубежом.
Факультет уделяет большое внимание организации самостоятельной работы студентов. С этой целью по всем учебным дисциплинам приобретены в библиотечный фонд современные учебные и учебно-методические материалы, периодические издания (журналы, газеты, справочники). Для всех видов постоянных управленческих практик в соответствии с ГОС и учебным планом разработаны соответствующие программы.
Кафедрами факультета используются следующие средства диагностики знаний студентов: контрольные работы, опросы, тестирование, экзамены, зачеты. Экзаменационные билеты по дисциплинам разработаны в соответствии с ГОС и отража-
ют требования к обязательному минимуму освоения дисциплин. Контроль результативности обучения студентов включает в себя входной контроль знаний студентов, текущий контроль успеваемости, рубежный контроль. Входной контроль проводится преподавателями с помощью тестирования и письменных контрольных работ, определяется базовый уровень знаний студенческой группы. В течение учебных семестров на факультете действует текущий контроль знаний. Он позволяет контролировать систематичность работы студентов в семестре по всем дисциплинам. Преподавателями в деканат один раз в семестр представляются сведения о работе каждого студента. Текущий контроль успеваемости студентов проводится преподавателями в межсессионный период в течение всего срока обучения студента на факультете в форме письменных контрольных работ, тестов, устного опроса, написания рефератов или выполнения письменных заданий по отдельным темам. Итоговый контроль успеваемости студентов включает экзаменационные сессии и государственную итоговую аттестацию. Экзаменационные сессии, проводимые в соответствии с «Положением о курсовых, экзаменах и зачетах в МГУ», позволяет преподавателям оценить степень усвоения материала по изучаемым курсам и дисциплинам.
Итоговая аттестация выпускников проводится на основе комплексного анализа актуальности и современности тематик дипломных работ, отчетов председателей аттестационных комиссий, экспертной оценки качества дипломных работ, итогов комплексных экзаменов по специальностям и защиты дипломных работ.
Начиная с 2001 г. на факультете государственного управ -ления Московского университета ежегодно проводятся опросы выпускников. Цель этих исследований — изучение удовлетворенности выпускников полученным образованием, отношение к продолжению образования, проблемы трудоустройства. В этих опросах принимало участие большинство пятикурсников каждого года выпуска, опросы до 2004 г. проводились после сдачи выпускных экзаменов (начало июня), начиная с 2005 г. — после защит выпускниками дипломных работ (в мае).
Непрерывное совершенствование качества подготовки высококвалифицированных управленческих кадров на ФГУ оказывает непосредственное влияние на восприятие и оценку студентами учебного процесса, на их удовлетворенность обучением, полученной специальностью, на их жизненные планы, связанные с дальнейшим образованием и работой.
Опрос выпускников ФГУ в 2009 г. показал также, какое влияние на их оценку учебного процесса в целом и на их жизненные планы оказал финансово-экономический кризис, переживаемый Россией вместе со всей мировой экономикой. Опрос показал, что негативные последствия кризиса в первую очередь сказались на работе выпускников во время учебы. Кроме того, усложнилась ситуация с поиском работы после получения диплома. По данным социологических исследований, проводимых разными социологическими службами в нашей стране, известно, что вуз или факультет считается «престижным», «элитарным», во всех отношениях успешным, если после получения диплома его выпускникам обеспечено 100%-е трудоустройство по избранной специальности. Сбои в процессе трудоустройства, по каким бы причинам они ни возникали, заставляют выпускников задуматься о качестве образования, востребованности профессии и в конечном счете оказывают влияние на удовлетворенность полученным образованием.
Опрос выпускников 2009 г. проводился в мае, после защиты выпускниками дипломных работ, по стандартизированному вопроснику методом раздаточного анкетирования. Всего было опрошено 145 выпускников. По специальностям и специализациям опрошенные выпускники распределились следующим образом:
1. Государственное и муниципальное управление. Опрошено 112 выпускников: 24 выпускника специализации «Государственное регулирование экономики», 46 выпускников специализации «Государственное стратегическое управление», 20 выпускников специализации «Управление политическими процессами» и 22 выпускника специализации «Финансовые технологии в управлении».
2. Антикризисное управление. Опрошено 33 выпускника.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
ПОЛУЧЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Картину общей удовлетворенности полученным на факультете образованием позволяет прояснить вопрос: «Сбылись ли Ваши ожидания, связанные с обучением на факультете государственного управления МГУ?» — который ставится перед выпускниками факультета каждый год. Ответы на этот вопрос позволяют проследить динамику оценки выпускниками полученного образования. В 2009 г. выпускники различных специальностей и специализаций в разной степени удовлетворены полученным образованием. В табл. 1 приведены результаты, по-
лученные при ответах выпускников на этот вопрос, в процентах от числа всех опрошенных выпускников и в процентах от числа опрошенных выпускников каждой специальности и специализации.
В шапке таблицы указаны аббревиатуры специальности и специализаций, а в скобках приведено количество опрошенных выпускников по каждой из них: антикризисное управление (АКУ) — 33 респондента, государственное регулирование экономики (ГРЭ) — 24 респондента, государственное стратегическое управление (ГСУ) — 46 респондентов, управление политическими процессами (УПП) — 20 респондентов, финансовые технологии в управлении (ФТУ) — 22 респондента.
Таблица 1
Удовлетворенность образованием выпускников 2009 г., %
№ Варианты ответов Все (145) ГРЭ (24) ГСУ (46) АКУ (33) УПП (20) ФТУ (22)
1 Получил необходимую практическую и теоретическую подготовку 34 50 26 30 20 45
2 Подготовлен к практической работе. Теории недостаточно 8 13 4 18 — 5
3 Теоретически подготовлен хорошо, практики не хватало 52 33 61 39 75 45
4 Теоретически и практически недостаточно подготовлен 3 — 4 3 5 5
5 Затрудняюсь ответить 3 4 4 3 — —
Записи на свободной строке (в скобках дана аббревиатура специальностей и специализаций):
1. «Считаю себя хорошо подготовленной как теоретически, так и практически. Но это связано не столько с ФГУ сколько с работой, которая была параллельно с учебой. Факультету многого не хватает» (АКУ).
2. «Все понемногу, детально ничего. Большой минус — невозможность работать. Главное сейчас — опыт. Жалею, что не стала поступать в Высшую школу бизнеса МГУ, там студенты обязаны работать с первого курса. Может быть, и потеряла 5 лет своей жизни. Посещаемость — обязаловка» (АКУ).
3. Студентка, считающая себя теоретически и практически недостаточно подготовленной (отметила 4-й вариант
ответа), пояснила: «На факультете очень многие преподаватели не дают то образование, которое соответствует реалиям» (ГСУ).
4. Студент, считающий себя теоретически и практически недостаточно подготовленным (отметил 4-й вариант ответа), написал: «Отсутствие подготовки к реальной действительности» (ГСУ).
5. Студент, не удовлетворенный практической подготовкой (отметил 3-й вариант ответа), написал: «Главное, полученные тут знакомства» (ГСУ).
6. Студентка, отметившая 3-й вариант ответа, написала: «Не считаю выбранную специальность приемлемой для себя. Иду на второе высшее. Но полученные знания всегда пригодятся» (УПП).
7. Студент, отметивший 1-й вариант ответа, написал: «Все зависело от человека, индивидуально. Процесс обучения на факультете поставлен грамотно» (ФТУ).
В 2008 г. количество выпускников, полностью удовлетворенных теоретической и практической подготовкой на ФГУ, составляло 47% от числа опрошенных респондентов — лучший показатель за все годы опросов. В 2001 г. их было 20%. В 2009 г. число полностью удовлетворенных снизилось до уровня 2004 г. — 34%.
В 2008 г. число выпускников, считающих, что «практики явно не хватало», составило 36%, что явилось минимальным значением начиная с 2001 г. (57%). В 2009 г. число не удовлетворенных практической подготовкой вновь увеличилось до 52%. Общее число выпускников, не удовлетворенных теоретической подготовкой, практической подготовкой или тем и другим одновременно (сумма выбравших варианты ответов 2, 3, 4 в табл.
1), составило 63% (уровень 2003 г.).
В 2009 г. более других удовлетворены полученным образованием выпускники специализации «Государственное регулирование экономики», самые неудовлетворенные — выпускники специализации «Управление политическими процессами».
В итоге можно сделать вывод, что выпускники, окончившие ФГУ в 2009 г., в целом менее удовлетворены полученным образованием, чем их предшественники 2008 г. Уровень теоретической подготовки их удовлетворяет, но число не удовлетворенных практической подготовкой заметно возросло: в 2008 г. таких выпускников было чуть более трети, в 2009 г. — 52%.
Выпускникам были заданы вопросы, уточняющие их общие оценки удовлетворенности полученным образованием. По при-
знаку «удовлетворенность условиями учебы» у выпускников всех специальностей и специализаций преобладает ответ «скорее удовлетворен». Вместе с полностью удовлетворенными условиями учебы их 90%, столько же, сколько было в 2008 г.
Полностью удовлетворены качеством преподавания 24% выпускников, но в целом (по сумме вариантов ответа «полно -стью удовлетворен» и «скорее удовлетворен») удовлетворены 85% выпускников (в 2008 г. — 94%). Неудовлетворенных и затруднившихся с ответом 22 человека — 15% от общего числа опрошенных выпускников. В 2008 г. их было 7%.
ОЦЕНКА ВЫПУСКНИКАМИ КУРСОВ И СПЕЦКУРСОВ
Комментарии выпускников об учебном процессе на факультете позволяют выявить те конкретные характеристики учебных курсов, благодаря которым выпускники называют их «лучшими курсами за 5 лет обучения» или «неудачными курсами за 5 лет обучения». Отличительные признаки лучших и неудачных курсов из года в год с незначительными изменениями повторяются и чаще всего существуют одновременно.
Всего в рейтинге лучших 2009 г. 11 курсов набрали более 10 голосов (в 2008 г. их было 15). Максимальное и равное количество голосов набрали курсы «Политология» и «Стратегический менеджмент» (по 38 голосов каждый — по 26% всех опрошенных выпускников).
В 2008 г. лидерами рейтинга лучших были те же курсы. Курс «Стратегический менеджмент» набрал максимальное количество голосов среди всех лучших курсов — 50 (39% всех опрошенных выпускников 2008 г.), курс «Политология» набрал 42 голоса (33% всех опрошенных выпускников 2008 г.). Остальные курсы значительно отставали от лидеров, а большинство было названо незначительным числом выпускников (1—3 голоса).
Курсы «Стратегический менеджмент» и «Политология» каждый год являются лидерами рейтинга лучших курсов ФГУ, в этом году они разделили между собой первое место. Но в 2009 г. вторым лидером, очень близким по числу голосов к двум первым, является курс «Международное право» — 23% всех опрошенных (в 2008 г. этот курс занимал 7-е место). Впервые в рейтинге лучших курсов появился курс «Математические методы в управлении» — 11% всех опрошенных (7-е место).
«Социологический портрет лучшего курса», выстроенный на основании признаков, которые чаще всего повторяются в
6 ВМУ, управление (государство и общество), № 2
комментариях студентов начиная с 2001 г., фактически не изменился. Но в 2009 г. усилился акцент на практическое применение знаний, связь с инновациями и применение знаний в работе студентов.
Первый и главный признак, упоминаемый чаще других, — личность преподавателя. Выпускники 2009 г. дают такие отзывы о лучших курсах: «Кадры решают все!», «Качество курса зависит от преподавателя!», «Высокий профессионализм преподавателя», «Интересные курсы и преподаватели — супер!», «Отличная теоретическая база, прекрасно разработанный преподавателем курс», «Захватывающее преподавание».
Второй признак лучшего курса — его содержание: курс «интересный, содержательный, информативный, актуальный, полезный», «замечательная подача материала», «сложный, но великолепно структурированный курс» — включает в себя «большой объем нового, полезного материала», «развивает мышление и кругозор».
Третий признак — курс имеет большое практическое значение, дает знания, непосредственно применимые на практике, необходимые в работе, «включает в себя практические задания», дает «важные практические навыки».
Можно сделать вывод, что теоретическая значимость и новизна материала, методическое мастерство преподавателя, умение преподавателя общаться с аудиторией, связь с практикой для наших студентов являются важнейшими характеристиками качества учебного процесса.
В рейтинг курсов по признаку «неудачный за пять лет обучения» попали 10 курсов, набравшие от 6 до 13 голосов (максимальное значение).
Этот рейтинг отличается от предыдущего (по признаку «лучший») тем, что выпускники назвали меньше курсов, большинство курсов названо 1—2 выпускниками.
Как и в предыдущем случае, можно отметить целый ряд причин, в силу которых курс воспринимается студентами как неудачный. При этом курс может быть признан студентами неудачным в силу объективных обстоятельств, не связанных с его теоретическим и методическим потенциалом. В «социологическом портрете неудачного курса» именно такими обстоятельствами являются первые два признака, которые называют выпускники в своих комментариях.
1. Если курс читается на 4—5-м году обучения, но не связан со специализацией, а является общеобразовательным, у студентов это вызывает нарекания (например,
курс «Демография»), Их мнение — общеобразовательные дисциплины должны читаться на младших курсах.
2. Если в учебном плане отводится слишком мало времени для чтения курса, он воспринимается негативно («мелкий курс», «краткосрочный»). При этом курс может признаваться интересным и полезным, но времени для усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков фактически не было. Выпускники 2009 г. отмечают это обстоятельство так: «Короткие курсы (раз в 2 недели) — слишком мало времени для получения информации», «для понимания предмета», «слишком короткий курс при высокой значимости предмета» (например, «Бухучет»).
3. «Плохо читался», «отсутствие методики», «все зависело от преподавателя, как он подавал курс», «нечеткая подача материала», все зависело «от таланта преподавать», «отсутствие системы и методики преподавания», «отсутствие комплексного, системного подхода» — недостатки курса, связанные с методикой преподавания.
4. На дублирование, повторы выпускники 2009 г. жалуются реже, чем выпускники 2008 г. Однако чаще звучат претензии, близкие по смыслу: «курс не содержал ничего нового», «многие предметы повторяют друг друга», курс «не несет теоретической и практической нагрузки», «ненужный курс», «скучно, бесполезно». Неумение связать курс с профилем факультета и специальности, отсутствие ощущения новизны материала воспринимаются на старших курсах очень болезненно, так как студенты считают, что, слушая «ненужный» курс, повторяющий пройденный материал, они зря тратят время.
5. Недостаток либо отсутствие связи со специальностью и с практикой: «Нет практической связи со специальностью», курс «не имеет отношения к специальности», «некомпетентность или отсутствие практики у преподавателя», «сомнительная применимость на практике». Курс должен быть «практичным». Сюда же можно отнести те курсы, названные выпускниками неудачными, которые, по их мнению, являются «ненужными», «бесполезными».
6. Личность преподавателя. Фактически это тот же признак, который есть у лучшего курса, но с полярным значением. Выпускники 2009 г. дают следующие комментарии: «плохое общение преподавателя во время учебного процесса», «скандалы», нет «активного взаимодействия
со студентами», «невнимание к студентам», преподаватель «ненавидит студентов».
Отличие «социологического портрета» неудачного курса 2008 г. от такового 2009 г. заключается в следующем: практически нет жалоб на дублирование и повторы, но появились замечания, связанные с тем, что преподаватель не может найти контакт с аудиторией. Выпускники 2009 г. чаще отмечают отсутствие не только связи курса с практикой, но и связи со специальностью.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ
Большинство выпускников всех специальностей студенческой жизнью в целом удовлетворены (88%). Студенческая жизнь оказалась самой интересной у выпускников специальности «Финансовые технологии в управлении», среди них более всего полностью удовлетворенных (64%) и нет ни одного неудовлетворенного. Для выпускников специализации «Государственное регулирование экономики», которые выше выпускников других специальностей оценили полученное на факультете образование (50% полностью удовлетворенных теоретической и практической подготовкой), студенческая жизнь оказалась менее привлекательной: 38% полностью удовлетворенных и 46% отметили вариант «скорее удовлетворены». В табл. 2 представлены результаты опроса, полученные при ответах на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены студенческой жизнью в целом?» — в абсолютных значениях и в процентах от числа всех опрошенных выпускников 2009 г. и от числа опрошенных выпускников каждой специальности и специализации.
Таблица 2
Удовлетворенность студенческой жизнью в целом
№ Вариант ответа АКУ (33) ГРЭ (24) ГСУ (46) УПП (20) ФТУ (22) Весь поток (145)
1 Удовлетворен полностью 19 (58)* 9 (38) 26 (57) 11 (55) 14 (64) 79 (54)
2 Скорее удовлетворен 10 (30) 11 (46) 13 (28) 8 (40) 8 (36) 50 (34)
3 Скорее неудовлетворен 1 (3) 3 (13) 6 (13) 1 (5) 11 (8)
4 Не удовлетворен — 1 (4) — — 1 (0,7)
5 Затрудняюсь ответить. 3 (9) — 1 (2) — 4 (3)
* Процент от числа всех опрошенных.
Выпускники дали общую оценку внеучебной воспитательной работы на факультете. Мнение выпускников подтверждается результатами анкетирования студентов 2—5-го курса, проведенного на факультете государственного управления с 19 по 28 января 2009 г. по вопросам организации внеучебной работы со студентами. Анкетирование проводилось в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений». Этот опрос выявил отношение студентов, в том числе и выпускников, к конкретным видам деятельности факультета, связанным с их досугом, с работой студенческих общественных организаций, профориентацией и т.д.
В анкетировании принял участие 281 студент. Вопросы тестирования были направлены на выявление системы в воспитательной работе, связанной с развитием и поддержанием творческих инициатив студентов. Особое внимание уделялось профилактическим программам и проведению культурных мероприятий. Тестирование охватывало следующие виды и критерии внеучебной работы на факультете:
1. Организацию и проведение внеучебной работы в образовательном учреждении в целом;
2. Влияние мнения студентов на составление плана организации и проведения внеучебной работы;
3. Справедливость системы поощрения студентов за активное участие во внеучебной работе;
4. Специальную профилактическую работу;
5. Работу социально-психологической службы;
6. Готовность студентов к жизни и труду в современных условиях;
7. Организацию и проведение внеучебной работы;
8. Материально-техническую базу, используемую во вне-учебной работе;
9. Работу студенческих общественных организаций;
10. Работу куратора;
11. Уровень информационного обеспечения организации и проведение внеучебной работы.
Результаты анкетирования студентов факультета государственного управления представлены в виде диаграммы (по горизонтали — виды и критерии внеучебной работы по приведенному выше списку с № 1 по 11, по вертикали — оценки
Оценка студентами внеучебной работы на факультете
студентов по 10-балльной шкале). Средняя оценка в целом по анкете — 6,5 балла, что является достаточно высоким показателем внеучебной воспитательной деятельности факультета (рисунок).
Анализ результатов анкетирования показал, что студенты продемонстрировали свою осведомленность и заинтересованность в деятельности студенческих общественных организаций, в специальной антиалкогольной и антинаркотической профилактике. Деятельность инспекторов курсов и кураторов групп получила высокую оценку студентов — 9 баллов, что свидетельствует о четкой организации и достаточном информационном обеспечении внеучебной работы. В целом организация и проведение внеучебной работы на факультете государственного управления были оценены студентами на 7 баллов. Такая оценка является высоким показателем среди факультетов Московского университета.
Большинство студентов факультета государственного управления продемонстрировали готовность к жизни и труду в современных условиях, что говорит об активной воспитательной и профориентационной работе со стороны факультета. Студенты отметили не только высокий уровень орга-
низации и проведения внеучебной работы, но и отвечающий современным требованиям уровень материально-технической базы, которая используется во внеучебной работе.
Вместе с тем анкетирование выявило и проблемные моменты. Так, например, многие студенты отметили недостаточный уровень работы социально-психологической службы. В рамках МГУ этот показатель в среднем составляет 5 баллов. Достаточно часто отмечалось, что на факультете не всегда учитываются мнения студентов при составлении плана организации и проведения внеучебной работы. Следует отметить, что этот показатель в среднем по МГУ не превышает 6 баллов.
По результатам анкетирования студентов выявлена тенденция к активизации внеучебной деятельности, стремление студентов к активному обсуждению актуальных проблем со специалистами, желание продолжить обучение по выбранной специализации в аспирантуре. Студенты факультета государственного управления в дальнейшем собираются применять полученные знания на практике.
Таким образом, результаты анкетирования студентов 2—5-го курсов и данные опроса выпускников в 2009 г. свидетельствуют о том, что факультет государственного управления уделяет большое внимание организации внеучебной работы со студентами во всем ее многообразии. Внеучебная работа на факультете охватывает широкий спектр направлений: воспитательную работу, социально-профилактическую работу, психологическую помощь, культурно-массовую и спортивную работу, профориентацию и т.д., благодаря чему студенты ощущают себя активными членами дружного факультетского коллектива.
Повышение эффективности учебного процесса
Выпускники 2009 г. высказали свои замечания и предложения по организации учебного процесса на факультете, а также по его совершенствованию и повышению эффективности. Проблема практических знаний, умений и навыков возникает при ответах на любые вопросы, связанные с учебным процессом на факультете. О том, что заинтересованность выпускников в усилении практической подготовки во время учебы на факультете не уменьшается, свидетельствуют их ответы на вопрос: «Как Вы считаете, следует ли усилить практическую подготовку студентов?» Распределение ответов на этот вопрос начиная с 2001 г. представлено в табл. 3 (в процентах от числа опрошенных выпускников в каждом году).
Таблица 3
Мнение выпускников о необходимости усиления практической подготовки (2001-2009 гг.), %
Ответы Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Да 78 85 92 81 87 81 80 72 77
Нет 15 12 3 11 7 6 15 17 17
Затруд. ответить 7 3 5 8 6 10 5 11 6
Данные таблицы показывают, что из года в год приблизительно 70—80% выпускников говорят о необходимости усилить практическую подготовку на факультете. Тенденция устойчивая. Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: студенты в большинстве своем осознают, что именно практика в самом широком смысле слова (практическая направленность всех форм учебного процесса и практика в организациях) превращает их в квалифицированных специалистов, овладевших навыками и умениями, умеющих работать.
Среди тех, кто положительно ответил на вопрос в 2009 г. (112 выпускников из 145), 88 человек (61% от числа опрошенных) дали свои предложения о том, как именно усилить практическую подготовку на факультете. Предложения выпускников распределены на два раздела — практика в организациях и практическое усиление учебного процесса на факультете.
В последние годы выпускники, характеризуя свою практическую подготовку, все реже упоминают практику в организациях, они хотят овладевать необходимыми умениями и навыками непосредственно в учебном процессе на факультете. По сравнению с предыдущими опросами число выпускников, высказывающих пожелания, связанные с практикой в организациях, начиная с 2005 г. стабильно невелико: в 2005 г. высказались на эту тему 23% опрошенных, в 2006 г. — 13, в 2007 г. — 8, в 2008 г. — 10, в 2009 г. — 16%.
Пожелания выпускников, связанные с проведением практики в организациях, практически не меняются за годы опросов: студенты хотели бы более четко организованной практики, непосредственно связанной с их специализацией и проходившей как в коммерческих, так и в государственных организациях по выбору студентов. В 2009 г. чаще звучат просьбы увеличить число компаний, в которых проходит практика, и сделать ее более длительной. Выпускники хотят, чтобы практика ста-
ла для них эффективной работой как в фирмах, так и в государственных организациях, работой над реальными проектами. Вот некоторые из прозвучавших предложений (в скобках приводится аббревиатура специальности или специализации):
«Расширить перечень компаний для прохождения практики» (ФТУ).
«Больше внимания уделять студенческой практике; организовывать "рабочие лаборатории" — сотрудничество с компаниями» (ФТУ).
«Расширить список организаций для прохождения практики, особенно в финансовых и инвестиционных компаниях» (ФТУ).
«Более длительная практика в компаниях по специально -сти. Возможно, даже в течение года, чтобы иметь возможность общаться по специфике с преподавателями. Участие в реальных проектах в рамках кафедральных мастерских (лабораторий)» (ФТУ).
«Увеличить длительность практики на 3-м курсе» (ГСУ).
«Больше стажировок в организациях» (ГСУ).
«Длительность стажировки, сроки, более удобные для студентов (в плане сбора документов), больше практиков-преподавателей» (ГСУ).
«Однозначно следует провести ряд перемен в практической стороне. Студенты выходят без опыта или с опытом работы с оргтехникой, полученной на практиках 4—5-го курса» (ГРЭ).
«Нужно организовывать работу студентов на предприятиях (1—2 дня в неделю), помимо учебных дней» (ГРЭ).
«Лучше освещать возможности практики» (АКУ).
«Тренинги в непосредственных рабочих условиях, в реально действующих компаниях» (АКУ).
Начиная с 2005 г. предложения выпускников все больше нацелены на приобретение практической подготовки в процессе обучения. Выпускники предлагают более широко внедрить в учебный процесс активные формы обучения. Для выпускников 2008 и 2009 гг. это прежде всего «case-study», деловые игры, симуляции, тренинги. Все чаще звучат просьбы включать студентов в работу над проектами реальных компаний, с тем чтобы научиться применять полученные теоретические знания на практике и принимать самостоятельные управленческие решения. По-прежнему выпускники предлагают проводить занятия с руководителями организаций, с работающими специалистами — семинары, встречи, обсуждения, экскурсии. Создается впечатление, что выпускники плохо представляют себе, как применять в своей профессиональной деятельности полученные теоретические знания. Ниже приводятся некото-
рые предложения выпускников по усилению практической подготовки на факультете:
«Больше мастер-классов с практическими специалистами» (АКУ).
«Необходимо усилить общение студентов факультета государственного управления с практиками, имеющими опыт государственного управления» (АКУ).
«В ходе изучения экономических и управленческих наук можно было бы уделять больше внимания конкретным проектам, тенденциям, желательно организовывать встречи с представителями компаний, государственных организаций с обсуждением и т.д.» (ГРЭ).
«Следует сохранить фундаментальный характер образования, присущий МГУ. Тем не менее можно ввести дополнительные спецкурсы по выбору, дающие различные практические навыки» (ГРЭ).
«Внедрить практику на семинарах с помощью ролевых игр (как пример)» (ГСУ).
«Приглашать больше практикующих успешных менеджеров, мастер-классы» (ГСУ).
«Необходимо теорию совмещать с практикой, применять возможные технологии на практических занятиях, давать возможность доступа к программам, которые будут применяться на работе» (ГСУ).
«Необходимо организовать больше деловых игр, давать больше практических заданий, чтобы студент больше думал и применял теорию на практике» (ГСУ).
«Необходимо проводить кейсы и менять метод обучения, приближая его к практике» (ГСУ).
«Кейсы, мастер-классы и тренинги от лидеров-практиков, клубы, конкурсы как в ГУ—ВШЭ, бизнес-инкубатор, кейс компетенций, сотрудничество с международными консалтинговыми фирмами BAIN, BCG, McKihsey» (УПП).
«На всех курсах, где это возможно, следует проводить деловые игры, особенно уделив внимание функционированию государственного аппарата, различным процессам в государственных органах» (УПП).
«Навыки презентации, лекции практиков (хотя бы единичные). Главное — преподаватель, способный вызвать уважение как личными качествами, так и профессиональным опытом» (УПП).
«Семинары представителей российских компаний» (ФТУ).
«Как финансисту были бы интересны практикумы по анализу инвестиционных проектов, оценки стоимости бизнеса» (ФТУ).
«Любые занятия с практиками из банков, государственного аппарата, бирж» (ФТУ).
Таким образом, практика во всех ее формах в настоящее время воспринимается студентами как необходимая и органичная часть общеобразовательного процесса, не менее значимая, чем теория. Можно с уверенностью сказать, что научно-образовательный потенциал факультета в восприятии студентов и выпускников значительно возрастет, если, во-первых, более широко внедрить практически ориентированные занятия непосредственно в учебный процесс (мастер-классы, работа над проектами и т.д.). Во-вторых, сделать более эффективными постоянные управленческие практики вне факультета — стажировки, в том числе и зарубежные, работу в организациях и на предприятиях. Фактически, чтобы факультет и студенты придерживались единого мнения о достаточности практической подготовленности выпускников как профессионалов, необходимо усилить практику во всех ее формах.
Выпускники дали свои предложения по совершенствованию организации учебного процесса на факультете государственного управления. Их ответы на вопрос: «На Ваш взгляд, какие изменения следует внести в организацию учебного процесса?» — касаются самых разных сторон процесса обучения и студенческой жизни. Из 145 опрошенных выпускников 2009 г. высказали свои замечания и предложения 89 человек (61%). В 2008 г. их было 59%. В целом начиная с 2005 г. более половины выпускников (от 50 до 70%) предлагают усовершенствовать организацию учебной работы на факультете, повысить ее эффективность.
Предложения выпускников 2009 г. можно разделить по тематике на несколько блоков: организация учебного процесса, непосредственно связанная с его логикой и содержанием; расписание занятий; информированность студентов обо всех изменениях в учебном процессе и факультетских мероприятиях; общие вопросы (работа библиотек, столовых, раздевалок и т.д.). Ниже приведены некоторые предложения выпускников в соответствии с их специализацией (в скобках приводится аббревиатура специальности или специализации):
«Уделить больше внимания семинарам, не сводить семинары к зачитыванию докладов» (АКУ).
«Пересмотреть учебный план, чтобы 9-й семестр не был таким объемным» (АКУ).
«Упорядочить логику курсов по хронологии и последовательности (к примеру, "Гражданское право" лучше читать два семестра, чем один, так как это — основа)» (АКУ).
«Логично нужно выстроить учебный процесс. Больше сквозных предметов и взаимосвязи» (АКУ).
«Затруднителен доступ в библиотеку, сайт факультета обновляется с опозданием» (АКУ).
«На старших курсах делать больший уклон на практическую деятельность и меньший — на теоретическую подготовку» (ГРЭ).
«Не делать "окон" между парами» (ГРЭ).
«Уменьшить пары и перемены. Замена преподавателей, когда они болеют. Меньше по числу студентов должны быть учебные группы» (ГСУ).
«На начальных курсах было очень мало предметов, на 5-м же было 18. В итоге все эти курсы изучались поверхностно» (ГСУ).
«Преподаватели должны более адекватно оценивать студентов, не должно быть такого отношения, как на данный момент» (ГСУ).
«Оповещать заранее студентов о сроках, датах экзаменов и других мероприятиях» (ГСУ).
«Информированность + организованность» (ГСУ).
«Участие в проекте "мобильный студент"» (УПП).
«Сделать нормальное расписание» (УПП).
«Меньше бюрократизма» (УПП).
«Больше дисциплины и прав студентов. Четкие требования» (УПП).
«Некоторые предметы нельзя разбивать, они должны следовать друг за другом: история — история государственного управления» (ФТУ).
«Общеобразовательные курсы должны быть на младших курсах, а не на 4—5-м, когда студентам нужна конкретика и практика» (ФТУ).
«Уменьшить количество лекций, увеличив число семинарских занятий по ключевым для каждой специальности предметам» (ФТУ).
«Правильнее распределить спецкурсы на 4—5-м году обучения (перегружен 5-й курс)» (ФТУ).
«Больше реальной практики с привлечением студентов и реальной работы в компаниях» (ФТУ).
В предложениях выпускников по совершенствованию организации учебного процесса на факультете вновь встречаются просьбы, связанные с практической подготовкой непосредственно в процессе обучения: увеличить количество практических курсов, практических занятий по теоретическим курсам, кейсов, деловых игр, ситуационных игр, чаще приглашать специалистов-практиков.
Выпускники просят уменьшить учебную нагрузку на старших курсах за счет увеличения нагрузки на младших курсах. Особенно это касается общеобразовательных дисциплин, которые, по их мнению, должны читаться на младших курсах. Вызывает недовольство не только перегруженность занятиями на старших курсах, но и наличие «окон» в расписании занятий. В 2009 г. актуальной стала ситуация с информированностью студентов обо всех изменениях в расписании, о факультетских мероприятиях, конференциях и т.д.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования, потребовав радикального пересмотра используемыгх методик обучения. Учебные аудитории факультета оснащены новейшим отечественным учебно-научным оборудованием и оборудованием зарубежного производства, что позволяет преподавателям использовать инновационные методики и активные методы работы со студентами. На факультете имеются 4 компьютерных класса и 8 аудиторий, оборудованных плазменными панелями и проекторами.
Парк вычислительной техники факультета содержит 231 IBM-совместимый компьютер. Функционируют две локальные сети, которые объединены магистральными каналами в единую корпоративную сеть факультета, имеющую выход в сеть Internet. Об уровне оснащенности факультета современным информационно-коммуникационным оборудованием, используемым в учебном процессе, дает представление табл. 4.
Для студентов создан учебно-методический портал (http:// www.lib.ru), где по каждому реализуемому учебному плану размещены учебно-методические комплексы по специальности в разделах для студентов и преподавателей. Организован центр самостоятельной подготовки студентов, оснащенный компьютерами с выходом на учебно-методический портал факультета и в Internet (2 кабинета — на 30 и на 15 человек).
Большинство выпускников 2009 г. — 112 человек из 145 опрошенных — удовлетворены работой компьютерных классов. На вопрос: «Удовлетворены ли Вы работой компьютерных классов?» — их ответы распределились следующим образом (количество ответов и процент от числа опрошенных):
1. Да — 112 ответов (77%).
2. Нет — 24 ответа (16%).
3. Затрудняюсь ответить — 9 ответов (6%).
Таблица 4
Парк компьютерной техники, сетевого оборудования и мультимедиасистем на факультете государственного управления (по состоянию на конец 2009 г.)
Количество Intemet-cepBepoB 12
Количество локальных сетей 2
Количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Internet 191
Общее количество единиц вычислительной техники (компьютеров): 232
из них используется в учебном процессе все
Общее количество единиц IBM PC-совместимой вычислительной техники: 231
из них с процессорами Pentium-II и выше все
из них с двухъядерными процессорами или с двумя и более процессорами с тактовой частотой более 1 ГГц 135
в том числе приобретено в 2008 г. 30
Количество компьютерных классов 4
Количество аудиторий и компьютерных классов, оборудованных мультимедиапроекторами 8 + 4
Удовлетворенность студентов работой компьютерных классов факультета во все годы опросов была достаточно высокой (70—80% опрошенных). Выпускники вносят свои предложения по усовершенствованию их работы. По их мнению, оборудование компьютерных классов должно быть дополнено принтерами и сканерами, а также необходимо открыть хотя бы один компьютерный класс со свободным доступом в течение всего дня.
НАУЧНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ.
ВЫПУСКНИКИ О ПРОДОЛЖЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
На факультете государственного управления проводится большая научная работа со студентами, цель которой — подготовить будущих специалистов, многие из которых хотят поступить в аспирантуру, к дальнейшим самостоятельным научным исследованиям. Для этого им необходимо получить подготовку по методологии и технологиям научно-исследовательской работы. В соответствии с научными интересами студентов в рамках избранных ими направлений и специальностей преподавателями кафедр формируется тематика дипломных работ (проектов), которая рассматривается и утверждается на заседаниях кафедр. Темы распределяются на основании пожеланий
студентов и утверждаются приказом по факультету с закреплением за определенным научным руководителем. Студенты самостоятельно определяют базу преддипломной практики, как правило, по месту своей основной работы. Студенты обеспечиваются соответствующими методическими рекомендациями по прохождению практики и по подготовке и защите дипломной и выпускной квалификационной работы. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется по следующим направлениям: 1. Теория и технологии управления. 2. Государственное управление. 3. Управление в социальной сфере. 4. Антикризисное управление. 5. Трансформация российской экономики и государство.
На факультете государственного управления проводятся следующие конференции и семинары с привлечением студентов:
1. Международная научная конференция «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации».
2. Международная конференция по государственному управлению «Инновации в государственном управлении и реформы».
3. Управленческая наука и проблемы подготовки управленческих кадров (главный теоретико-методологический семинар ФГУ). Руководитель — декан ФГУ А.В. Сурин. Семинар проводится 2—3 раза в год, на семинарах обсуждаются важнейшие проблемы управления и подготовки управленческих кадров.
4. «Электронное правительство». Руководитель семинара — декан ФГУ А.В. Сурин. В рамках семинара рассматриваются вопросы применения информационных технологий (ИТ) в сфере государственного управления. Участвовать в работе семинара могут все желающие. В рамках семинара возможно участие студентов в рабочих проектах и исследованиях по грантам. Формат семинара предполагает форму обсуждения докладов (до 30 мин.).
5. Семинар-школа «МГУ-2015: стратегия развития». Семинар-школа проводится 1 раз в 2 года с участием руководства МГУ, представителей федеральных органов власти, ученых и политиков. В центре внимания — проблемы управления и стратегии развития крупного университетского комплекса — МГУ им. М.В. Ломоносова.
6. «Государство — бизнес — некоммерческие организации: проблемы социальной ответственности и межсекторного взаимодействия». Ежемесячный научно-практический семинар, ежемесячные заседания. Научный руководитель — профессор ФГУ, доктор исторических наук
А.Я. Лившин. В рамках семинара рассматриваются актуальные проблемы межсекторного взаимодействия, социальной ответственности, развития благотворительности, формирования гражданского общества в России.
В 2005 г. решением Ученого совета ФГУ на факультете создан Центр инновационных стратегий. Центр призван консолидировать научные силы, инициировать проектную деятельность и эффективно управлять ею на факультете, создавать условия для финансовой подпитки научного сектора. Директор центра — профессор О.П. Молчанова.
Основные задачи центра:
1. Осуществление практических разработок в области инновационного менеджмента.
2. Разработка и осуществление инновационных проектов и программ в области государственного, муниципального и корпоративного управления.
3. Осуществление организационной и методической поддержки развития инновационных форм обучения и консультирования.
4. Развитие партнерского сотрудничества с российскими и зарубежными организациями и ассоциациями для проведения совместных научно-исследовательских работ.
На факультете действует Научное студенческое общество, а также ряд научных кружков по отдельным наукам. Например, официальный дискуссионный клуб «Территория политики» (под руководством заведующего кафедрой политического анализа профессора А.И. Соловьева) объединяет студентов факультета специализации «Политическое управление», а также студентов, интересующихся теорией и практикой политического управления. Клуб организует встречи с видными политиками, участвует в межвузовских политических дебатах на злободневные темы вместе со студентами других вузов, в том числе и зарубежных. В весеннем семестре 2007/08 учебного года в нем принимали участие студенты Финансовой академии при Правительстве РФ и Университета Оепезео (США).
Факультетом государственного управления МГУ в течение 4 лет проводится Всероссийский форум молодых РЯ-специа-листов «Сфера» с участием студентов вузов России и СНГ, изучающих теорию и практику РЯ и смежных видов коммуникаций (маркетинг, реклама, РЯ и др.) или интересующихся этой сферой. Программа форума предусматривает проведение следующих мероприятий: конкурса студенческих РЯ-проектов; студенческой научно-практической конференции; конкурса спич-
райтинга и ораторского искусства; практического конкурса «РЯ-практика»; мастер-классов и тренингов; круглых столов.
Многогранная деятельность факультета, направленная на воспитание и развитие научныгх интересов студентов, формирует у них устойчивую потребность продолжать образование. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты опросов выпускников, большинство которых не собираются расставаться с избранной специальностью и нацелены на дальнейшее совершенствование в своей профессии. Усилия коллектива факультета по развитию научного потенциала будущих специалистов приносят достойные плоды. Об этом свидетельствует и степень удовлетворенности студентов избранной специальностью (табл. 5).
Таблица 5
Удовлетворенность избранной специальностью (выпускники 2009 г.)
№ Вариант ответа АКУ (33) ГРЭ (24) ГСУ (46) УПП (20) ФТУ (22) Весь поток (145)
1 Удовлетворен полностью 18 (55)* 7 (29) 14 (30) 8 (40) 8 (36) 55 (38)
2 Скорее удовлетворен 11 (33) 14 (58) 22 (48) 9 (45) 12 (55) 68 (47)
3 Скорее не удовлетворен 3 (9) 2 (8) 7 (15) 2 (10) — 14 (10)
4 Не удовлетворен — — 1 (2) — — 1 (0,7)
5 Затрудняюсь ответить 1 (3) 1 (4) 2 (4) 1 (5) 2 (9) 7 (5)
* Процент от общего числа опрошенных.
Большинство выпускников 2009 г. — 85% — удовлетворены своей специальностью. По признаку «удовлетворенность избранной специальностью» выпускники разных специальностей отличаются друг от друга. Среди полностью удовлетворенных своим выбором (первый вариант ответа) выделяются выпускники специальности «Антикризисное управление» — 55%. Неудовлетворенных и сомневающихся (варианты ответов 3, 4, 5) 22 человека — 15% от числа всех опрошенных выпускников (в 2008 г. — 9%). Их более всего среди выпускников специализации «Государственное стратегическое управление» — 21%.
Выпускники ФГУ, проявившие способности и интерес к научной деятельности, могут продолжить обучение в аспирантуре по следующим направлениям: экономика, право, политология, социология, история, философия. Ежегодно в аспирантуру факультета поступает не менее 50 человек. В 2009 г.
7 ВМУ, управление (государство и общество), № 2
немного снизилось число выпускников, желающих продолжать свое образование. И все же большинство из них, как и в прошлые годы, собираются учиться в аспирантуре или получать второе высшее образование. В 2004 г. так ответили 86% опрошенных, в 2005 г. - 83, в 2006 г. - 87, в 2007 г. - 81, в 2008 г. - 88, в 2009 г. - 76%.
В табл. 6 приведено распределение ответов выпускников на вопрос: «Каким образом Вы хотели бы продолжить свое образование?» Данные приведены по специальностям и специализациям в абсолютных значениях (число ответов) и в процентах от числа опрошенных выпускников данной специальности. В шапке таблицы указаны аббревиатуры специальности и специализаций, а в скобках приведено количество опрошенных выпускников по каждой из них: АКУ - 33 респондента, ГРЭ -24, ГСУ - 46, УПП - 20, ФТУ - 22.
Сумма процентов по столбцу таблицы может превышать 100, так как некоторые выпускники давали по два ответа (чаще всего они отмечали аспирантуру и дополнительное образование).
Таблица 6
Намерения выпускников 2009 г. продолжать свое образование
№ Вариант ответа АКУ (33) ГРЭ (24) ГСУ (46) УПП (20) ФТУ (22) Весь поток (145)
1 Аспирантура ФГУ 16 (48)* 6 (25) 9 (20) 10 (50) 8 (36) 49 (34)
2 Аспирантура другого факультета МГУ - 1 (4) 3 (6) - 1 (5) 5 (3)
3 Аспирантура другого вуза 2(6) 2 (8) 6 (13) 2 (10) 1 (5) 13 (9)
4 Дополнительное образование 10 (30) 8 (33) 15 (33) 6 (30) 5 (22) 44 (30)
5 Пока не знаю 7 (21) 8 (33) 14 (30) 2 (10) 8 (36) 39 (27)
* Процент от числа опрошенных.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что число желающих продолжить свое образование в аспирантуре достаточно велико - 67 человек, 46% от числа всех опрошенных выпускников (в 2008 г. их было 37%). Число намеревающихся поступить в аспирантуру ФГУ за период с 2004 по 2009 г. немного уменьшилось - с 41 до 34%. Среди тех, кто хочет учиться в аспирантуре, пять человек намереваются поступить в аспирантуру другого факультета МГУ (3%) и тринадцать человек (9%) -
в аспирантуру другого вуза. Выражают желание поступить в аспирантуру ФГУ 48% выпускников специальности «Антикризисное управление» и половина выпускников специальности «Управление политическими процессами», реже говорят об этом выпускники специализации «Государственное стратегическое управление» (20%).
Получить дополнительное образование намеревается треть или около трети выпускников всех специальностей и специализаций, за исключением специализации «Финансовые технологии в управлении» (22%).
27% опрошенных выпускников пока не хотят продолжить свое образование.
В последние годы желание получить дополнительное образование — чаще всего второе высшее — стало заметной тенденцией среди выпускников российских вузов. «Погоня за вторым дипломом», как часто называют эту ситуацию социологи, возникла в силу ряда причин, и в первую очередь она свидетельствует о сложности развития современного рынка труда в России. Бизнес, по мнению экспертов, формирует свои кадровые потребности приблизительно на три года. Выпускник, который учился пять лет, выходит из вуза на другой рынок труда, не тот, который сформировал его представления о престижности, востребованности выбранной им специальности и высокой оплате труда в данной сфере деятельности. Выпускники хотят найти высокооплачиваемую интересную работу с перспективами должностной карьеры, но оказывается, что это сделать нелегко.
Трудности с поисками работы, высокие требования, предъявляемые работодателями к специалистам, и часто завышенные ожидания выпускников, связанные с работой после получения диплома, побуждают их ориентироваться на продолжение образования. Продолжение учебы поможет им отодвинуть на некоторое время сложные проблемы, связанные с поиском работы. На решение продолжать учебу влияет и такой фактор, как неуверенность выпускников в достаточности полученных практических навыков и умений, о нехватке которых говорят 52% выпускников 2009 г. Второй диплом о высшем образовании, по мнению выпускников, должен стать условием их профессиональной успешности и конкурентоспособности. Именно в силу этих причин число выпускников, выразивших желание получить второе высшее образование, до нынешнего года постоянно росло и в 2008 г. достигло максимума за все годы мониторинга — 53% опрошенных. Но в 2009 г. такое желание высказало только 30% выпускников. Вполне вероятно, что
сказалось влияние финансово-экономического спада, который породил неуверенность в реальном осуществлении жизненный планов, связанных с получением второго высшего образования, поскольку для этого потребуются немалые капиталовложения.
Выпускники 2009 г. назвали те специальности, по которым они хотели бы обучаться в аспирантуре или получить дополнительное образование. Перечень специальностей сгруппирован в соответствии со специальностью или специализацией выпускников. Иногда выпускники называют несколько специальностей дополнительного образования. Специальности дальнейшего образования называют даже те выпускники, которые пока не решили, будут ли они продолжать образование после окончания ФГУ.
Специальность «Антикризисное управление»
«Бизнес-менеджмент». «Юрист» — 2 ответа. «Несколько языков, финансовый анализ». «Английский язык + немецкий (филология)». «ВМК». «Сравнительная политология». «Юрист, экономист». «Теория и методика танцевального спорта (РГУФ-КиСТ)». «MBA (когда будет достаточный опыт). Можно, конечно, и сейчас, но это будет опять же голая теория» — 2 ответа.
Специализация «Государственное регулирование экономики»
«Востоковедение (языковое)». «Управление персоналом». «Государственное регулирование экономики». «Банковское дело». «Скорее не по какой-то специальности, а по сфере моей будущей работы». «Юриспруденция». «Реклама, маркетинг». «Иностранные языки, психология». «Экономика». «Юриспруденция либо экономика».
Специализация «Государственное стратегическое управление»
«Психология, дизайнер, астролог». «Режиссура». «Дизайн». «Медицина». «Филология». «Творческая профессия». «Кинематография». «Юридическое или пройти повышение квалификации за границей». «Юрист». «Экономист». «Режиссер».
Специализация «Управление политическими процессами»
«Экономическая теория, право». «International Relations». «Телевидение». «Юриспруденция». «История искусств». «Инновационный менеджмент». «Менеджмент в сфере организации туристического и гостиничного бизнеса». «Политические конфликты».
Специализация «Финансовые технологии в управлении»
«Финансовый менеджмент». «Финансы». «Юридическое». «Экономика, менеджмент». «Финансовое управление компанией».
В 2009 г. большинство выпускников хотят продолжить образование по своей или смежной специальности. Чаще называют экономические, финансовые, юридические специальности или MBA. Выпускники 2009 г., будучи первокурсниками, отмечали, что рассматривали в качестве варианта для поступления юридический (30% опрошенных первокурсников) или экономический (32% опрошенных первокурсников) факультеты МГУ, которые являлись в момент поступления выпускников 2009 г. на ФГУ серьезными конкурентами нашего факультета. За время учебы на факультете число желающих приобрести юридическую специальность упало с 30 до 6%, число желающих получить экономическое образование упало с 32 до 13%. Это еще раз подтверждает факт удовлетворенности выпускников специальностью, полученной на факультете государственного управления, а также свидетельствует о том, что, в отличие от абитуриентов, выпускники внимательно отслеживают конъюнктуру рынка труда. Экономическую или финансовую специальность чаще хотят получить выпускники специализаций «Государственное регулирование экономики» и «Финансовые технологии в управлении».
Перечисленные выше причины возникшей потребности во втором дипломе касаются тех выпускников, которые выражают желание расширить и углубить знания по своей специальности или получить смежную специальность, помогающую в работе и расширяющую возможности трудоустройства. Специальности второго высшего образования, которые называют выпускники, свидетельствуют об этом. Например, выпускники специальности «Финансовые технологии в управлении» хотят расширить знания в области финансов, финансового менеджмента, финансового управления компаниями. Но не исключаются и другие причины: получение второго высшего позволит менять виды деятельности, в большей степени соответствовать требованиям работодателей к молодым специалистам. Оно может понадобиться в случае, если смежная специализация второго высшего образования окажется более востребованной на динамично развивающемся рынке труда. Сильными мотивами являются личный интерес к углублению своей профессиональной специализации, а также расширение круга личного общения благодаря учебе.
Выпускники, которые в качестве специальности второго высшего образования указывают иные специальности, не связанные с полученным образованием, например «танцевальный спорт», «дизайн», «востоковедение», «режиссура» и т.д., вероятно, в свои семнадцать лет сделали неправильный выбор
вуза и факультета. Иногда они сами в этом признаются. В опросе 2009 г. их оказалось вместе с теми, кто хочет стать юристами, 26 человек - 18% от числа всех опрошенных. Выбор ими дополнительного образования, чаще всего не связанного с полученной специальностью, свидетельствует о том, что, будучи абитуриентами, они не были достаточно информированы о будущей работе, мотивированы на выбор определенной специальности, т.е. профориентированы.
В заключение хотелось бы отметить, что в целом результаты ежегодного мониторинга выпускников вселяют оптимизм. Они подтверждают тот факт, что усилия коллектива факультета государственного управления по совершенствованию учебного процесса, управленческих практик и научная работа со студентами отвечают интересам и ожиданиям будущих управленцев, нацеливают их на дальнейшее повышение своего профессионального уровня. Разработка, использование и совершенствование инновационных технологий в образовании являются одним из важнейших направлений развития факультета государственного управления. Профессорско-преподавательский коллектив факультета не только выступает в роли носителя знаний и воспитателя будущих специалистов, но и является руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студентов, способствуя самостоятельной выработке у них критериев и способов ориентации в поиске рационального в современном информационном потоке.