Научная статья УДК 378:316.354
^1:10.22394/1818-4049-2022-99-2-21-32
Реализация приоритетного проекта «Экспорт образования» в социологическом измерении
Тюрина Юлия Александровна1, Луценко Екатерина Леонидовна2, Казаку Олеся Викторовна3
1'2,3 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск, Россия
Аннотация. В силу исторических, геополитических и экономических причин высшая школа регионов России находится в различных условиях при реализации федерального проекта «Экспорт образования». Основной составляющей проекта, на которую ориентированы вузы в организации международной деятельности на сегодняшний день, является показатель - численность иностранных студентов в определенном соотношении с численностью обучающихся вуза. Однако ключевая стратегическая цель проекта - это повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг за счет привлекательности отечественных образовательных программ для иностранных граждан, улучшения условий их проживания в период обучения в России, что, в конечном итоге, должно в разы увеличить объем выручки от экспорта образовательных услуг. Организация международной деятельности и работы с иностранными студентами в вузах, а также выполнение показателя «численность иностранных студентов» в рамках реализации проекта стало темой представленного исследования, основными методами которого были определены: нестандартизированное интервью руководителей, курирующих вопросы международной деятельности университетов, и опрос иностранных студентов вузов Хабаровского края. Полученные результаты позволяют утверждать, что проект «Экспорт образования»> не учитывает региональные условия его реализации, выполнение количественных показателей дополнительно не финансируется и отдается на откуп университетам. Иностранные студенты края не демонстрируют полной удовлетворённости обучением и организацией жизнедеятельности. Все это, с одной стороны, объясняется особенностями мотивации их нахождения в вузах России, а именно Хабаровского края, с другой -отечественной спецификой системы высшего образования
Ключевые слова: экспорт образования, высшее образование, международная деятельность, студенты, университет, обучение, мотивация, работа, социологическое исследование, Хабаровский край
Для цитирования: Тюрина Ю. А., Луценко Е. Л., Казаку О. В. Реализация приоритетного проекта «Экспорт образования» в социологическом измерении // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 2 (99). С. 21-32 . https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-21-32
Implementation of the priority project «Export of education»
in sociological dimension
Yulia A. Tyurina1 , Ekaterina L. Lutsenko2, Olesya V. Kazaku3
1,2,3The Far-Eastern state university of communication, Khabarovsk, Russia
Abstract. Implementation of the priority project «Export of education in sociological dimension annotation due to historical, geopolitical and economic reasons, higher education in the regions ofRussia is in different conditions in implementation ofthe federal project «Export of Education»>. The main component of the project, which universities are focused on in organizing international activities, today is the indicator - the number of foreign students in a certain ratio with the number of university students. However, the key strategic goal of the project is to increase the competitiveness of Russian education in the international market of educational services due to the attractiveness of domestic educational programs for foreign citizens, improve their living conditions during the period of study in Russia, which, ultimately, should significantly increase the amount of revenue from export of educational services. Organization of international activities and work with foreign students in universities, as well as the implementation of the indicator «number of foreign students», within the framework of the project, became the subject of the presented study, the main methods of which were determined: non-standardized interviews of leaders in charge of international activities of universities, and a survey foreign students of universities of the Khabarovsk territory. The obtained results allow us state that the project «Education Export» does not take into account the regional conditions for its implementation, the implementation of quantitative indicators is not additionally funded and is left to the mercy of universities. Foreign students of the region do not demonstrate complete satisfaction with education and organization of life. All this, on the one hand, is explained by the peculiarities of the motivation for their stay in the universities of Russia - the Khabarovsk territory, on the other hand, by the domestic specifics of the higher education system.
Keywords: export of education, higher education, international activity, students, university, training, motivation, work, sociological research, the Khabarovsk territory
For citation: Tyurina Yu. A., Lutsenko E. L., Kazaku O. V. Implementation of the priority project «Export of education» in sociological dimension // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 2 (99). Pp. 21-32. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-21-32
Введение
Федеральный проект «Экспорт образования» реализуется в России с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. Основная стратегическая цель создания проекта - «повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации»1. Одними из исполнителей проекта являются Министерство науки и
высшего образования РФ и университеты страны, в чьи нормативные документы и целевые показатели внесены составляющие рассматриваемого проекта.
В контексте работы вузов проект затрагивает вопросы организации обучения иностранных студентов, организации студенческих городков, подготовки преподавателей для работы с иностранными студентами, интеграции иностранных обучающихся в жизнедеятельность университетского сообщества
1 Паспорт Федерального проекта (Экспорт образования». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3-образования».иЕЬ: http://government.ru/info/27864/
и в социально-культурное пространство города или региона.
Рассмотреть реализацию проекта (который в исполнении уже более двух лет) возможно на основе анализа организации международной деятельности университетов и работы с иностранными студентами, для чего авторами и было проведено:
- нестандартизированное интервью руководителей международной деятельности университетов Хабаровского края, в чьи задачи входит организация международного процесса и весь спектр работы с иностранными обучающимися (привлечение иностранных обучающихся в вуз, адаптация, обучение, внеучебная деятельность, проживание в студенческом городке и т. д.);
- опрос иностранных студентов Хабаровских вузов как основных потребителей образовательных услуг в контексте реализации проекта.
Полученные результаты выявили ряд проблем в реализации проекта, свойственных как вузовской системе России в целом, так и региональным вузам, в частности.
Результаты исследования
Руководители служб и управлений, курирующих международную деятельность и организацию работы с иностранными студентами трех университетов Хабаровского края, выступили экспертами в вопросах организации международного процесса и работы с иностранными обучающимися в рамках реализации Проекта «Экспорт образования». Эксперты стали участниками нестандартизированно-го интервью2 и ответили на вопросы по следующим блокам:
- реализация проекта «Экспорт образования»;
- мотивация выбора иностранными студентами региона (Хабаровский край);
- мотивация выбора иностранными студентами программы обучения;
- организация учебного процесса: особенности, проблемы;
- внеучебная работа;
- мероприятия для привлечения иностранных студентов в вузы региона.
Реализация проекта Экспорт образования
Все эксперты, принявшие участие в интервью, знают о проекте и ориентированы в своей деятельности на выполнение основного показателя (численность иностранных студентов). Данный показатель университетами выполняется, несмотря на трудности, возникшие из-за пандемии в последние годы, и благодаря возможности работать со студентами из других стран в режиме онлайн.
Мотивация выбора региона
По мнению экспертов, мотивация приезда иностранных студентов в Хабаровский край и в конкретный вуз отличается в зависимости от страны прибытия.
Студенты из дальнего зарубежья (в основном это студенты из КНР) обучаются на внебюджетной основе и приезжают в Хабаровский край по следующим причинам:
- близость с территориями проживания в Китае;
- не смогли сдать хорошо выпускные экзамены и не смогли поступить в вуз на родине;
- образование в Хабаровском крае дешевле, чем в стране их проживания.
Данные, полученные в ходе нестандар-тизированных интервью экспертов, коррелируют с результатами исследования «Академическая мобильность китайских студентов в России», в рамках которого основными мотиваторами для обучения в российских вузах выделены «доступная китайским студентам стоимость обучения», «общая положительная для них психологическая атмосфера в России» [Та-натова, Погосян, Королев, 2019. С. 152, 156].
Приезжающие из ближнего зарубежья
2 Интервью «Организация международной деятельности и работы с иностранными студентами в контексте реализации федерального проекта «Экспорт образования.»» проведено в январе 2022 года, интервьюер - профессор кафедры «Философия, социология и право»ДВГУПС, д-р социол.наук Ю.А. Тюрина. В интервью приняли участие три руководителя, курирующие международную деятельность и организацию работы с иностранными студентами трех вузов Хабаровского края. Полномочия и должностные обязанности участников интервью гарантируют полную осведомленность в анализируемых направлениях деятельности и достоверность представленной информации.
по квотам Министерства науки и высшего образования РФ и программе переселения соотечественников6 выбирают Хабаровский край из-за проживающих в этом регионе родственников и близких (трудовые мигранты). Следует заметить, что студенты из стран ближнего зарубежья практически сразу устраиваются на работу, так как работа и гражданство являются их основной целью.
Мотивация выбора программы обучения
Выбор студентами образовательной программы также зависит от страны прибытия и статуса заезда. Для студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся на внебюджетной основе, интересны программы, которые востребованы на рынке труда в их странах. Эксперты называли среди таковых программ: менеджмент, лингвистику, инженерные направления. Отметим, что, по мнению экспертов, программы инженерной направленности стали менее доступны для иностранных студентов из дальнего зарубежья, так как практическое обучение на технических объектах не всегда возможно организовать из-за отсутствия допуска к ним иностранных граждан. Студенты из ближнего зарубежья выбора программ обучения не имеют, так как заезжают по квотам, при которых программы уже определены.
Озвученные экспертами варианты мотивации выбора иностранными студентами региона и образовательной программы влияют на эффективность обучения. Для приезжающих из ближнего зарубежья обучение в вузах становится каналом миграции и последующего закрепления на территории РФ и Хабаровского края, а для студентов из дальнего зарубежья - возможность упрощенного и более дешевого получения диплома о высшем образовании.
Организация учебного процесса: особенности, проблемы
При характеристике учебного процесса все эксперты отметили ряд проблем,
влияющих на эффективность его организации и усвоения знаний студентами.
Первыми по значимости, по их мнению, являются поточно-групповая организация учебного процесса и языковой барьер.
Поточно-групповая организация учебного процесса, характерная для российских вузов, не позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения студентов. Эта особенность являлась одной из проблем реализации Болонского соглашения [Тюрина, 2009], ориентированного на реализацию принципов мобильности студентов в образовательном пространстве мира. Стала она и проблемой при обучении иностранных студентов.
Если иностранные студенты заезжают по программам обмена группами, то они легко «встраиваются» в поточно-групповую систему. Работающие с ними преподаватели ориентированы на особенности обучающихся (языковые, ментальные и т. д.), тем самым создаются более комфортная среда для адаптации студентов, условия обучения, соответствующие их восприятию и усвоению учебного материала, но исчезает языковая среда страны обучения. Если же иностранный студент прибыл в индивидуальном порядке, то он включается в группу с российскими студентами. В этом случае преподаватель, работающий с группой и с лекционным потоком (в который входит эта группа), стоит перед выбором, либо уделять дополнительное время на «особенного» студента, либо работать со всей группой, не выделяя этого студента, что конечно сказывается на эффективности усвоения материала иностранным студентом.
Языковой барьер, несмотря на развитие партнерских отношений в международном пространстве вузами региона, до сих пор является одной из ключевых проблем в работе с иностранными студентами. Особенно эта проблема обостряется в работе с приезжающими из дальнего зарубежья. Студенты плохо знают русский язык,
3 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289).
не все преподаватели владеют должным образом английским языком или языком страны приезда студентов (китайский и т. д.). В итоге языковой барьер не позволяет студентам свободно воспринимать учебный материал, осваивать профессиональную терминологию, интегрироваться в научно-исследовательские проекты и студенческие сообщества. Изменить ситуацию довольно сложно, так как все показатели работы преподавателей ориентированы на эффективность работы групп и потоков. Индивидуальная работа с иностранными студентами дополнительно не оплачивается, либо оплачивается, не покрывая затраченные, по мнению профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), ресурсы.
Нивелировать данную проблему, по мнению экспертов, непросто.
Во-первых, отсутствует заинтересованность ППС не только в изучении иностранного языка, но и в преподавании на иностранном языке. На изучение и преподавание на иностранном много затрачивается личных ресурсов преподавателя (временные ресурсы, трудозатраты и т. д.), а отдачи как таковой нет. В вузах есть определенное количество преподавателей с языковой подготовкой, но тем не менее для обеспечения одной образовательной программы на иностранном языке требуется целый коллектив преподавателей, который собрать в вузе не удается даже для обеспечения одной образовательной программы.
Во-вторых, недостаточный уровень языковой подготовки приезжающих студентов, который опять же объясняется их мотивацией. Студенты, мотивированные на обучение по выбранной программе в вузах региона, заблаговременно заботятся о своих языковых знаниях и приезжают подготовленные, но таких меньшинство. Студенты, приезжающие из ближнего зарубежья с целью трудоустройства и последующего получения гражданства, и студенты из дальнего зарубежья, выбравшие приезд в регион из-за дешевизны обучения и невозможности поступления в вуз у себя на родине, не были мотивированы к эффективному процессу изучения русского языка заранее, что им и не позволяет быстро адаптироваться к языковой
среде и преодолеть языковой барьер.
Для решения проблем языковой подготовки студентов, как отметили эксперты, в вузах организуют факультативы по русскому языку для отстающих, вовлекают в студенческую внеучебную жизнь, в общежитиях селят иностранцев по соседству с носителями русского языка для создания единой русскоязычной среды. Названные мероприятия экспертами (по их же мнению) полностью проблему не решают.
Отсутствие заинтересованности и специальной подготовки ППС в работе с иностранными студентами влечет за собой педагогические и методические проблемы в учебном процессе, среди которых эксперты в разной степени значимости отметили следующие:
- чтение лекций и ведение занятий без учета специфики мышления, языковых компетенций и предметной подготовки иностранных студентов;
- отсутствие толерантности и полит-корректности по отношению к обучающимся из разных стран мира.
Названные экспертами проблемы, по их мнению, возможно было бы решить через разработку и применение методического и педагогического материала для работы с иностранными обучающимися, но выполнение этого затрудняется поточно-групповой организацией учебного процесса (применение разных методик в одной группе сложно), отсутствием мотивации преподавателей к этой деятельности (не оплачивается должным образом) или компетенций.
Среди экспертов было отмечено еще одно решение проблем - введение в работу с иностранными студентами института наставничества/ тьюторства. Наставник/ тьютор курировал бы работу конкретных иностранных студентов, помогая им интегрироваться в учебный процесс и в научные сообщества для выполнения исследовательских работ, а также во внеу-чебную студенческую жизнь. Основная сложность введения данного института в жизнь университета - дополнительная финансовая нагрузка для вуза.
Озвученные экспертами проблемы имеют системный характер и в основе своей свойственны отечественным ву-
зам в целом. Поточно-групповая организация учебного процесса (исторически свойственная российской системе высшего образования [Тюрина, 2012]) более дешевая и массовая, и отказ от нее для вузов - это глубинные изменения. Для обучения иностранных студентов, которое объективно дороже из-за их неподготовленности (как минимум языковой), дополнительных ресурсов для вузов (в проекте «Экспорт образования»1) не предусмотрено, и вузу приходится изыскивать их самостоятельно, что не у всех получается. Возникает вопрос целесообразности таких затрат лишь только для обеспечения установленных показателей.
Внеучебная деятельность
Внеучебную работу эксперты характеризуют как действенный механизм социализации и адаптации иностранных студентов как к жизнедеятельности в вузе в целом, так и к специфике учебного процесса в отечественных вузах.
По мнению всех экспертов, важно развивать программы социально-культурной адаптации, вовлекая в эту работу волонтеров, кураторов учебных групп, преподавателей. В вузах формируются интернациональные клубы или клубы интернациональной дружбы, ориентированные в своей работе на установление коммуникаций между студентами, реализацию социально значимых проектов и мероприятий в целях развития межкультурного взаимодействия и профилактики межконфессиональных и межнациональных конфликтов, приобщения иностранных студентов к российской культуре и интеграции их в университетское сообщество.
В работе с иностранными студентами во избежание культурно-религиозных проблем в вузах акцентируется внимание на светском образовании при уважении к культуре и религии каждого. В общежитиях студенты расселяются с учетом межнациональной специфики. Все религиозные обряды студентам рекомендуется совершать в соответствующих местах (храмы и т. д.). Благодаря данной работе эксперты констатируют толерантное отношение студентов друг к другу, несмотря на их полинациональное сообщество (китайцы, мьанмцы, вьетнамцы, кирги-
зы, таджики, узбеки и т. д.)
В организации внеучебной деятельности с иностранными студентами эксперты отмечают важный институт - во-лонтерство. К сожалению, по их мнению, в студенческой среде данный вид во-лонтерства (наставники или волонтеры-buddy) не прижился по сравнению с другими видами. Студенты не «рвутся» работать по организации жизнедеятельности иностранных студентов или сопровождению таковых в университетской среде.
Мероприятия для привлечения иностранных студентов в вузы региона
Характеризуя ситуацию по привлечению иностранных студентов в вузы региона, эксперты высказали ряд проблем:
- отсутствие интересных образовательных программ (устаревшие, невостребованные на рынке труда для стран, из которых приезжают студенты);
- нет образовательно-экспортного портфеля (программы плохо «упакованы» на международном рынке образовательных услуг);
- научно-исследовательская работа неярко представлена и не известна за рубежом;
- региональная и городская среда не адаптирована для иностранцев совсем, нет визуализации на иностранном языке и т. д.;
- нельзя назвать регион привлекательным для иностранцев с точки зрения культурно-исторического наследия или природно-климатических условий;
- отсутствуют социально-значимые программы или проекты международного уровня, привлекательные для иностранцев.
Все эксперты сошлись во мнении, что далеко не все проблемы вуз может решить самостоятельно. Требуется системная работа органов государственной власти федерального и регионального уровней, результатом которой должны стать действенные меры по привлекательности как самого региона, так и его высшей школы. Самостоятельно вузы продвигаются в международном пространстве, но на это требуются значительные ресурсы.
Особенности пребывания и обучения в России, в том числе в Хабаровском крае, иностранных студентов как потреби-
телей образовательных услуг в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования»1 возможно проиллюстрировать на основании результатов опроса обучающихся, проведенного в двух вузах Хабаровского края4.
Иностранные студенты высказали свое мнение об обучении в России по следующим блокам:
- организация учебного процесса;
- внеучебная деятельность;
- привлекательность вузов региона для иностранных студентов.
Важно отметить, что выводы, полученные на основе анализа мнений экспертов, коррелируют с ответами студентов, принявших участие в опросе.
Организация учебного процесса
Обучение в университете включает в себя несколько процессов - непосредственно сам процесс усвоения знаний; взаимодействие (коммуникация) с преподавателями, кураторами, одногруппни-ками и другими студентами; организация внеучебной деятельности и т. д.[Казаку, Спасский, Любицкая, 2020. С. 68-77]. Для иностранных студентов всё это осложняется необходимостью интеграции в иную культурную и языковую среду. Полученные в ходе опроса данные показывают, что менее половине (45%) иностранных студентов нравится или скорее нравится процесс обучения в России (табл. 1).
Таблица 1 Распределение ответов на вопрос: «Подскажите, пожалуйста, нравится
ли Вам учиться в России?» (в % от числа опрошенных)
Варианты ответов %
да 10
скорее да, чем нет 35
скорее нет, чем да 20
нет 35
Источник: авторское исследование4.
Наиболее популярные ответы на открытый вопрос о неудовлетворенности обучением в России представлены в та-
блице 2. Так, абсолютное большинство (98%) отметили языковой барьер как фактор неудовлетворенности обучением, что подтверждает мнение экспертов о том, что это является ключевой проблемой в работе с иностранными студентами.
На втором месте - условия проживания в общежитии (70%), что, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения и понимания причин высокого уровня неудовлетворенности. Среди таковых могут быть: необходимость проживания в комнате с малознакомыми людьми (часто - представителями других стран), изменение привычного ритма жизни (в том числе смена часового пояса и климата), необходимость самостоятельно обустраивать быт и выполнять всю работу по поддержанию чистоты, готовить еду (часто из непривычных продуктов) на общей кухне, проблемы материально-технической оснащенности и т. д.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы не удовлетворены во время обучения в России?»5
(в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
языковой барьер 98
условия проживания в общежитии 70
возможность подработки 68
организация процесса обучения 50
Источник: авторское исследование.
Интересно, что большой процент (68%) респондентов, отвечая на вопрос о неудовлетворенности обучением в России, отметили, что неудовлетворены имеющимися возможностями трудоустройства. Такое внимание к проблеме трудоустройства участников опроса, с одной стороны, актуализирует изучение мотивации обучения иностранных студентов в России, с другой стороны, актуализирует рассмотрение вопроса возможности их подра-
4 Опрос «Обучение в вузах Хабаровского края в представлениях иностранных обучающихся» проводился в январе 2021 г. - феврале 2022 г. через Google-форму, с использованием квотной выборки, выборочная совокупность составила 157 респондентов. Генеральная совокупность иностранных студентов, обучающих в вузах составила 1235 человек. Организатор опроса - доцент кафедры ДВГУПС «Международные коммуникации, сервис и туризм», канд.социол.наук Луценко Е. Л
5 При ответе на данный вопрос респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа.
ботки во время учебы. Напомним, что по мнению экспертов, принявших участие в опросе, получение образования в России для студентов из ближнего зарубежья -это канал миграции и последующего закрепления на территории РФ.
Половина участников опроса указали, что не удовлетворены организацией процесса обучения, что коррелирует с данными в таблице 1.
Представленные в таблицах 2, 3 и 4 ответы респондентов иллюстрируют наличие языкового барьера в учебном процессе (96% ответивших). И именно языковой барьер - главный фактор, по их мнению, неудовлетворенности процессом обучения (98%) и причина сложностей выстраивания коммуникации (23% «да, из-за незнания русского языка» и 49% «да, я не понимаю русских студентов»). При этом 90% участников опроса изучают русский язык.
Таблица 3 Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, существует ли языковой барьер в учебном процессе?» (в % от числа опрошенных).
Вариант ответа %
да 96
нет 4
если да, то вы учите русский язык? 90
Источник: авторское исследование.
Организация процесса обучения и языковой барьер отмечаются как главные факторы неудовлетворенности иностранными студентами и в ряде других социологических исследований [Рахимов, 2010. С. 127-130; Иванова, 2001], выявивших, что более 70% опрошенных испытывали на себе данные факторы, и они вызвали у них дискомфорт в период обучения, в том числе как результат недостаточного уровня языковой подготовки преподавателей, ведущих общепрофессиональные дисциплины.
Ответы на вопросы о взаимодействии иностранных студентов с русскими обучающимися подтверждают мнения экспертов о сложностях реализации учебного процесса при наличии языкового ба-
рьера и поточно-групповой организации учебного процесса при обучении иностранцев смешанных группах.
Четверть респондентов не стремятся к взаимодействию с русскими студентами и половина - не понимают их (табл. 4). Данная ситуация усложняет процесс включения иностранных студентов в активное усвоение русского языка, знание которого необходимо как для успешного обучения, так и для жизнедеятельности в вузе, не позволяет качественно организовать учебные занятия как в группах, так и индивидуально.
Таблица 4 Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, сложно ли взаимодействовать с русскими студентами?» (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
да, из-за незнания русского языка 23
мне не нужно это взаимодействие 25
да, я не понимаю русских студентов 49
нет, не сложно, есть русские друзья 3
Источник: авторское исследование.
Характеризуя восприятие материала на лекциях, только 10% принявших участие в опросе, отметили, что им несложно это делать (табл. 5). Однако необходимо учитывать, что преподаватели в российских вузах зачастую адаптируют (упрощают) учебный материал, представляют большую его часть в письменном виде (конспекты, презентации), у студента есть возможность воспользоваться электронным переводчиком или словарем.
71% студентов ответили, что материал лекций сложен, но они стараются его понимать; 19% считают, что им сложно понять терминологию. Это объяснимо, так как во многих дисциплинах используются термины, имеющие специфическую трактовку именно в аспекте изучаемой науки, в этих случаях словари не могут дать точный перевод, и студентам требуются дополнительные объяснения преподавателей.
Таблица 5 Распределение ответов на вопрос: «Сложно ли Вам воспринимать материал на лекциях?» (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
да, но стараюсь понимать 71
сложно понять терминологию 19
нет 10
Источник: авторское исследование.
Участники опроса получают такую помощь от преподавателей. Так, на вопрос «Занимаются ли преподаватели с вами дополнительно?» 17% ответили «да, постоянно», при этом 35% ответили «да, когда попрошу». Почти половина (48%), принявших участие в опросе такой помощи от преподавателей не получают.
Таблица6 Распределение ответов на вопрос: «Занимаются ли преподаватели с Вами дополнительно?» (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
нет 48
да, когда попрошу 35
да, постоянно 17
Источник: авторское исследование.
Помощником в российских вузах в решении вопросов и сложностей при организации учебного процесса и внеучебной деятельности для студентов является куратор. Институт кураторства существует достаточно давно, и во многих университетах сложилась практика закрепления куратора для группы в целом и дополнительно для иностранных студентов.
Все иностранные студенты, принявшие участие в опросе, отметили, что у них есть куратор, и большинство (70%) - он помогает в учебе, чаще всего по личной просьбе - 56%.
Внеучебная деятельность Уровень удовлетворенности студентов
процессом обучения сопряжен с внеу-чебной деятельностью. Её организация и вовлеченность обучающихся - еще одно направление деятельности куратора.
Ответы респондентов вновь показывают противоположные позиции: примерно половина (48%) отметили, что «куратор помогает вне учебы» (в том числе -когда попрошу) и почти столько же (52%) - «не помогает».
При этом только 10% иностранных студентов участвуют во внеучебных мероприятиях, треть - не участвует совсем. Вовлеченность студентов во внеучебные мероприятия университета имеет важное значение для социализации6, усвоения языка и культуры, выстраивания взаимодействия. Однако сами иностранные студенты зачастую не проявляют желания участвовать в таких мероприятиях, и, по словам экспертов, предпочитают привычный отдых - просмотр фильмов (чаще всего на родном языке) и компьютерные игры, сон, либо работают.
В российских университетах реализуются программы адаптации первокурсников к учебному процессу, включающие знакомство с вузом, специализированные организационные, культурно-массовые и социально-значимые мероприятия для иностранных студентов, учитывающие национально-этнические и культурно-религиозные особенности.
Адаптация первокурсников начинается со знакомства с университетским комплексом [Тюрина, Бикбулатова, На-дорожная, Луценко, 2021. С. 11] - расположение аудиторий, библиотек, спортзалов, столовых, общежитий и т. д. Студентам объясняют правила организации учебного процесса (в том числе расписание занятий, где можно найти эту информацию и т. п.) и проживания в общежитиях.
Все респонденты отметили, что получили помощь в адаптации, когда приехали на место учебы.
Абсолютное большинство получило по-
6 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 года с изменениями 2020 года. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/; Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020 07310075?index=4&rangeSize=1
мощь в знакомстве с университетом, в прохождении медицинской комиссии и получении страховки (табл. 7).
19% опрошенных не отметили, что получили помощь в знакомстве с городом, в котором расположен университет, хотя с точки зрения культурной адаптации, мобильности в городской среде и выстраивания социальной жизни это является необходимым.
Таблица 7 Распределение ответов на вопрос: «Какую помощь Вам оказывали при приезде в университет?»7
(в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
знакомство с
университетом 100
прохождение медкомиссии 100
экскурсия по городу 81
получение страховки 100
другое 1
Источник: авторское исследование.
Привлекательность вузов региона для иностранных студентов
Важными факторами выбора вуза и удовлетворенности обучением является привлекательность региона месторасположения университета.
Как показывает исследование8, менее четверти иностранных выпускников планируют вернуться после завершения обучения к себе на Родину, 80% предполагают остаться в России для получения следующих ступеней образования либо трудоустройства.
В своих оценках иностранные студенты отметили, что им «нравится Россия» (37%), «условия проживания в России и возможность получения гражданства» (30% ответов).
Результаты, представленные в таблице 8, показывают, что чаще всего вуз выбирают из-за проживающих в этом регионе родственников и близких (72%), а также из-за возможности получения хорошей специальности (70%).
Таблица 8 Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы выбрали вуз, в котором учитесь?»7 (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
учатся знакомые и родственники 72
возможность получить хорошую специальность 70
могу здесь найти работу после окончания вуза 61
нравится город, хочу здесь остаться 54
Источник: авторское исследование.
61% опрошенных отметили вариант «могу здесь найти работу после окончания вуза», что коррелирует с полученными в целом в опросе данными о намерении иностранных студентов остаться в России, после окончания обучения и привлекательности РФ и Дальневосточного региона для дальнейшего трудоустройства.
Более половины респондентов (54%) отметили, что им «нравится город, хочу здесь остаться», что подтверждает дальнейшие миграционные намерения иностранных студентов.
Половина участников опроса не стали бы менять регион/вуз, поскольку «всё устраивает здесь» (табл. 9). 45% респондентов сменили бы регион для учебы (большинство из них на Краснодарский край и центральную часть России).
Таблица 9 Распределение ответов на вопрос: «Если бы была возможность выбрать
другой регион для учебы, куда бы Вы уехали?» (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа %
Краснодарский край 20
центр России (Москва, Санкт-Петербург) 18
Приморский край 2
все устраивает здесь 55
другое 5
Источник: авторское исследование.
7 При ответе на данный вопрос респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа
8 Коррелирует с исследованиями и других авторов. Шаталова-Давыдова Д. А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 382.
Заключение
Подводя итог, отметим, что Федеральный проект «Экспорт образования» определяет для вузов России конкретные задачи. Основной показатель на сегодняшний день - это количество иностранных студентов. Его выполнение вузами, со слов экспертов, принявших участие в опросе, дополнительно не финансируется и отдается на откуп университетам. Ситуация для вузов Хабаровского края осложняется отсутствием привлекательности региона (по сравнению с другими регионами России и мира) для иностранных студентов и сложностью конкуренции с ведущими и сильноресурсными вузами страны (которые благодаря своему расположению и исторически сложившимся партнерским связям находятся в более плотном бизнес-пространстве). Работа с иностранными студентами для вузов региона трудозатратна, и вузы заинтересованы в большей степени в выполнении показателя - численность иностранных студентов в определенном соотношении
с численностью обучающихся вуза.
Принявшие участие в опросе иностранные студенты вузов Хабаровского края не демонстрируют полной удовлетворённости обучением, они испытывают серьезные проблемы из-за языкового барьера и особенностей организации учебного процесса, не интегрированы во внеучебную работу должным образом. Все это, с одной стороны (как и отмечали эксперты), объясняется особенностями мотивации нахождения в вузах России -Хабаровского края: миграционные каналы, получение более дешевого образования при невозможности поступления из-за плохих результатов экзаменов в своей стране, что не способствует эффективности учебного и внеучебного процессов. С другой стороны, объясняется спецификой системы высшего образования России: поточно-групповая организация учебного процесса, низкий уровень языковых компетенций преподавательского состава, финансовые проблемы в обеспечении международных программ, региональная специфика.
Список источников:
1. Иванова М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.
2. Казаку О. В., Спасский Е. Н., Любицкая Г. С. Образовательное поведение студентов (на примере технического вуза). Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе. Под редакцией Ю. А. Тюриной. 2020. С. 68-77.
3. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе // Язык и культура. 2010. № 4 (12). С. 123-136.
4. Танатова Д. К., Погосян В. Г., Королев И. В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150-157.
5. Тюрина Ю. А., Бикбулатова А. А., Надорожная М. В., Луценко Е. Л. Организационные и социально-педагогические аспекты внедрения изменений в законодательстве РФ об образовании на примере вуза // Гуманитарные науки на Дальнем Востоке России. 2021. Выпуск № 71. С. 11-17.
6. Тюрина Ю. А. Социодинамика образовательного процесса в России: социологический анализ. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2009. 256 с.
7. Тюрина Ю. А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: монография. В 2 т. Т. 2. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. 232 с.
8. Шаталова-Давыдова Д. А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 381-383. URL: https:// moluch.ru/archive/240/55472/ (дата обращения: 19.04.2022).
References:
1. 1. Ivanova M. I. (2001) Socio-psychological adaptation of foreign students to higher education in Russia: diss. ... Dr. psikhol. Sciences. SPb.: 353. (In Russ.)
2. Kazaku O. V., Spassky E. N., Lyubitskaya G. S. (2020) Educational behavior of students (on the example of a technical university). Socio-pedagogical technologies in the socialization of the future professional in Materials of the III All-Russian scientific and practical conference of representatives of academic science and practitioners in the field of educational activities in higher education. Edited by Yu. A. Tyurina: 68-77. (In Russ.)
3. Rakhimov T. R. (2010) Features of the organization of training of foreign students in a Russian university YAzyk i kul'tura [Language and Culture]. No. 4 (12): 123-136. (In Russ.)
4. Tanatova D. K., Pogosyan V. G., Korolev I. V. (2019) Education of Chinese students in Russian universities: motivation and demotivation Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. No. 5: 150-157. (In Russ.)
5. Tyurina Yu. A., Bikbulatova A. A., Nadorozhnaya M. V., Lutsenko E. L. (2021) Organizational and socio-pedagogical aspects of introducing changes in the legislation of the Russian Federation on education on the example of a university Gumanitarnyye nauki na Dal'nem Vostoke Rossii [Humanities in the Far East of Russia]. Issue No. 71: 11-17. (In Russ.)
6. Tyurina Yu. A. (2009) Sociodynamics of the educational process in Russia: a sociological analysis. SPb.: Ed. house St. Petersburg. un-ta: 256 p.
7. Tyurina Yu. A. (2013) Transformation of education in Soviet and post-Soviet Russia: a comparative analysis: a monograph. In 2 vols. T. 2. Khabarovsk: Publishing House of the Far Eastern State University: 232. (In Russ.)
8. Shatalova-Davydova D. A. (2019) Foreign students as part of the new educational system in Russia Molodoy uchenyy [Young scientist]. No. 2 (240): 381-383. URL: https:// moluch.ru/archive/240/55472/ (date of access: 04/19/2022). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 4.04.2022.
The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 21.03.2022; accepted for publication 4.04.2022.
Информация об авторах
Ю. А. Тюрина - доктор социологических наук, профессор, проректор по воспитательной работе и связям с общественностью, Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
Е. Л. Луценко - кандидат социологических наук, доцент Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
О. В. Казаку - кандидат социологических наук, доцент Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Information about the authors
Yu. A. Tyurina - Doctor of Sociology, Professor, the philosophy, sociology and law chair, pro-rector for educational work and PR, the Far-Eastern state university of communication
E. L. Lutsenko - Candidate of Sociology, Assistant Professor, the chair of international communications, service and tourism, the Far-Eastern state university of communication
O. V. Kazaku - Candidate of Sociology, Assistant Professor, the Far-Eastern state transport university Russian Federation