Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1293
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ / ВУЗЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейн-заде Рена Гаджиага Кызы, Деревянченко Александр Алексеевич

Статья посвящена исследованию проблемы экспорта образовательных услуг в России и ее особенностей. В ней прослеживается динамика численности иностранных студентов в российских вузах, их этнический состав, а также формы обучения и специализации. В статье рассмотрены факторы, влияющие на экспорт образовательных услуг и проблемы, которые мешают успешной его реализации в России. Показано, что экспорт образовательных услуг в России не только может повысить конкурентоспособность российского образования в мире и увеличить долю несырьевого экспорта, но и частично решить демографическую проблему. Основной вклад в рост численности студентов-иностранцев дали страны СНГ, причем с большим отрывом здесь лидирует Казахстан. Из западных стран солидный вклад дают страны Азии, в частности Китай, а также африканские страны. Сейчас иностранные студены, приезжающие учиться в Россию, предпочитают очную форму обучения, а количество студентов-иностранцев, обучающихся в частных (негосударственных), вузах стало уменьшаться. Спрос на российское образование растет, и привлекают студентов-иностранцев не только столичные вузы, но и высшие учебные заведения в регионах Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что развитие экспортного потенциала должно стать одним из приоритетных направлений российской образовательной политики на всех уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article is devoted to the study into the issue of the export of educational services in Russia and its features. It traces the dynamics of the number of foreign students in Russian universities, their ethnic composition, as well as the forms of education and specialization. The article considers the factors affecting the export of educational services and the problems that prevent its successful implementation in Russia. It is shown that the export of educational services in Russia can not only increase the competitiveness of Russian education in the world and increase the share of non-resource exports, but also partially solve the demographic problem. The main contribution to the growth of the number of foreign students was made by the CIS countries, with Kazakhstan leading by a large margin. From Western countries, a solid contribution is made by Asian countries, in particular, China, as well as African countries. Now foreign students who come to study in Russia prefer full-time education, and the number of foreign students studying in private (non-state) universities has begun to decrease. The demand for Russian education is growing - and foreign students are attracted not only by the capital's universities, but also by higher educational institutions in the regions of the Russian Federation. The authors conclude that the development of export potential should become one of the priorities of the Russian educational policy at all levels.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

МОНИТОРИНГ (ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ)

DOI: 10.17805/zpu.2021.1.10

Иностранные студенты в российских вузах

Р. Г. Гусейн-заде

МИРЭА — Российский технологический университет

А. А. Деревянченко

МИРЭА — Российский технологический университет,

Московский гуманитарный университет

Статья посвящена исследованию проблемы экспорта образовательных услуг в России и ее особенностей. В ней прослеживается динамика численности иностранных студентов в российских вузах, их этнический состав, а также формы обучения и специализации. В статье рассмотрены факторы, влияющие на экспорт образовательных услуг и проблемы, которые мешают успешной его реализации в России.

Показано, что экспорт образовательных услуг в России не только может повысить конкурентоспособность российского образования в мире и увеличить долю несырьевого экспорта, но и частично решить демографическую проблему. Основной вклад в рост численности студентов-иностранцев дали страны СНГ, причем с большим отрывом здесь лидирует Казахстан. Из других стран солидный вклад дают страны Азии, в частности Китай, а также африканские страны. Сейчас иностранные студены, приезжающие учиться в Россию, предпочитают очную форму обучения, а количество студентов-иностранцев, обучающихся в частных (негосударственных) вузах, стало уменьшаться. Спрос на российское образование растет, и привлекают студентов-иностранцев не только столичные вузы, но и высшие учебные заведения в регионах Российской Федерации.

Авторы приходят к выводу о том, что развитие экспортного потенциала должно стать одним из приоритетных направлений российской образовательной политики на всех уровнях.

Ключевые слова: экспорт образования; система высшего образования; студенты-иностранцы; вузы; негосударственные вузы; численность иностранных студентов; очная форма обучения; заочная форма обучения

ВВЕДЕНИЕ

Экспорт образовательных услуг во всех развитых странах становится одним из важнейших факторов стимулирования роста экономики. Сегодня наиболее популярными для получения высшего образования среди студентов являются США и Великобритания. В Европе лидерами являются Германия, Франция, Чехия, Финляндия, Италия, Швеция. Постепенно популярной становится и учеба в Китае. Однако и Россия восстанавливает утраченные позиции в экспорте образования. Увеличение приема иностранных граждан в российские вузы рассматривается одним из основных

направлений развития российской высшей школы. Реализация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»1 предусматривала, что численность иностранных студентов должна была увеличиться в три раза к 2024 г. В конце 2018 г. вышел национальный проект «Образование»2, который подтвердил стратегию экспорта российского образования, но уже скорректировал эти цифры к более реалистичным. В рамках этого проекта численность иностранных студентов до 2024 г. (в те же сроки) должна увеличится в два раза — до 425 тыс. человек. Выполнение этих планов требует серьезной финансовой поддержки и развития необходимой инфраструктуры. На нацпроект «Образование» было выделено в общей сложности 784,5 млрд руб. Целями проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, а также вхождение России в десятку ведущих стран по качеству общего образования (Школьные аттестаты ... , 2020: Электронный ресурс).

Цель статьи — комплексный анализ динамики экспорта высшего образования в России с конца 1990-х гг. до наших дней: численность иностранных студентов в российских вузах, их этнический состав, формы обучения и специализации. В статье рассматриваются факторы, влияющие на экспорт образовательных услуг, а также проблемы, препятствующие активному продвижению российских вузов на мировом рынке высшего образования.

Источниковедческой базой настоящего исследования послужили статистические данные соответствующих служб, агентств и министерств, к примеру Росстата, Министерства образования и науки Российской Федерации, НИУ ВШЭ, а также другие научные источники.

По данным Института статистики ЮНЕСКО, в СССР в 1990-1991 гг. насчитывалось 126 500 иностранных студентов, стажеров, аспирантов, что составляло 10% от мирового «иностранного» студенчества. СССР уступал только США (419 600 студентов-иностранцев в колледжах и университетах) и Франции (136 900), занимая третье место в мире. На конец 1980-х гг. иностранцы обучались в 339 советских вузах (в РСФСР — 175) и 96 НИИ (в РСФСР — 86), а также в 228 средних учебных заведениях (техникумы, училища, школы-интернаты). Широка была и география — иностранных студентов можно было встретить в 120 городах СССР. После 1991 г. ситуация резко изменилась: стремительно разрывались связи со многими государствами, качество высшего образования упало, а интерес к русскому языку и вовсе вошел в пике: за 20 лет число иностранцев, владеющих русским языком, сократилось с 350 млн до 260 млн человек (Арефьев, Шереги, 2014).

Для анализа временной динамики численности иностранных студентов в российских вузах с 1990-х гг. по 2017 г. нами были проанализированы данные Росстата (Россия в цифрах: 2003-2018). Тенденции изменения численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на протяжении последних десятилетий, в сравнении с общей численностью студентов показаны на рис. 1 и 2. Видно, что государственное регулирование экспорта иностранных студентов и активность самих вузов привели в России к росту числа обучающихся иностранцев.

При этом обращает на себя внимание то, что, если заочные формы обучения могут быть популярными в негосударственных вузах, то в государственных основной формой обучения иностранных студентов остается очная форма. Надо подчеркнуть и тот факт, что, если основной прирост количества иностранных студентов в России в 2007-2013 гг. приходился на сегмент заочного образования (Арефьев, Шере-

ги, 2014), то сейчас иностранные студенты, приезжающие учиться в Россию, предпочитают очную форму обучения. По данным за 2017 г., число студентов-очников среди иностранцев возросло на 17%, тогда как увеличение заочников составило 6%. При этом надо заметить, что в СССР практически все студенты-иностранцы учились очно (Щербакова, 2013: Электронный ресурс).

Рис. 1. Численность иностранных студентов, обучающихся на очной форме, в сравнении с общим числом иностранных студентов Figure 1. Number of foreign students studying full-time in comparison with the total number of foreign students

Исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Education at a Glance, 2017) показало, что в 2015 г. в России обучалось около 3% студентов от общемирового числа студентов, выбравших обучение не у себя на родине. При этом 1522 тыс. студентов обучаются в Европе, 226 тыс. — в России, 907 тыс. — в США, 431тыс. — в Великобритании, 294 тыс. — в Австралии, 299 тыс. — во Франции, 229 тыс. — в Германии, 132 тыс. — в Японии и т. д.

Рис. 2. Доля иностранцев из общего числа студентов, обучающихся в России Figure 2. Share of foreigners from the total number of students studying in Russia

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ, ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ СТРАН И РЕГИОНАМ МИРА В СССР основной вклад в состав иностранных студентов давали страны Восточного блока (лидеры — ГДР, Болгария, Польша, Чехословакия), азиатские страны (лидеры — Вьетнам, Монголия, Китай и Афганистан), а также Куба. Наглядно географию стран, откуда в СССР прибывали иностранные студенты, можно увидеть на рис. 3. Практически все студенты-иностранцы учились очно.

Рис. 3. Доля в процентах иностранных граждан, получивших образование в советских вузах с 1950 по 1986 г. (Щербакова, 2013: Электронный ресурс) Figure 3. Percentage of foreign citizens who received education in Soviet universities from 1950 to 1986 (Shcherbakova, 2013: Electronic resource)

Перед распадом СССР лидерами по числу студентов на дневных отделениях советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария. В конце 1980-х гг. в СССР обучались представители 150 стран (Щербакова, 2013: Электронный ресурс).

С 2007 по 2011 г. число студентов-иностранцев в России колебалось в районе 35 000 человек, но в 2012 г. начался значительный рост. Он продолжался до 2015 г., в 2016-м последовал небольшой спад. Но по сравнению с 2012 г. в 2016-м иностранных студентов стало более чем в два раза больше. Наглядно эту динамику можно видеть на рис. 4.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Иностранные студенты - всего,тыс. человек ■ СНГ, Балтии и Грузии □ Азии □ Китая ■ Африки 1 i=i

-—

п

и Г| п 1 п 1

1 I I 1 1 1 1

1 1 1 1 =п

к L к к к к к к L

2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17

Рис. 4. Число принятых на обучение иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры Figure 4. Number of foreign students enrolled in Bachelor's, specialist's, and Master's degree programs

Традиционно российские вузы пользуются популярностью на бывшем постсоветском пространстве. Из стран дальнего зарубежья можно выделить Китай, Индию, Вьетнам и страны Африки. На поток студентов из стран Северной Америки и Западной Европы долгое время оказывал влияние внешнеполитический фактор, хотя в последние годы наблюдается рост популярности российского образования и в европейских странах.

В докладе Международного департамента и Центра социологических исследований Минобрнауки РФ (см.: Иностранные студенты в России ... , 2016: Электронный ресурс) утверждается, что в 2015 г. в России обучалось на 11,9% больше иностранных студентов, чем в 2014 г. В этом же исследовании указано, что в 2015 г. основной вклад в рост численности студентов-иностранцев дали страны — члены СНГ. При этом произошло некоторое перераспределение в географическом отношении. Так, число студентов из США, учившихся в России, снизилось с 2118 до 1630 человек, из Мьян-мы — с 1383 до 1093 и из Бразилии — с 740 до 530. При этом основным поставщиком иностранных студентов-очников стал Казахстан (27 500 человек), Китай (18 200) и Туркмения (12 100).

Региональным лидером остаются страны СНГ, число студентов оттуда возросло с 69 689 до 80 910 человек; солидный вклад дают страны Азии, студентов из азиатских стран стало 41 722 человека (было 39 162). Третье место занимает Африка: число африканских студентов выросло с 8379 до 9319 человек.

Динамика численности студентов из стран СНГ, обучавшихся в России в период с начала 1990-х гг. по 2018 г., показана на рис. 5: в первой половине 1990-х гг. произошел резкий спад. Тому было много причин, как внутренних, так и внешних: здесь

и формирование государственности в странах бывшего СССР, и недостаток финансовых возможностей, и размежевание на государственном и национальном уровнях. Затем последовало плато на нижнем уровне примерно до середины нулевых, а далее начинается мощный рост числа студентов из стран СНГ, свидетельствующий о том, что российское образование снова становится популярным и востребованным.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Рис. 5. Число граждан СНГ, обучающихся в России по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры Figure 5. Number of CIS citizens studying in Russia for Bachelor's, specialist's, and Master's degree programs

На рис. 6 на стр. 145-146 по данным Росстата (Россия в цифрах: 2003-2018), представлены доли в процентах граждан СНГ, обучавшихся в вузах России в 1992-2018 гг. На них можно видеть, что Казахстан (46 тыс.) является безусловным лидером среди стран СНГ по числу студентов, обучающихся в России. В связи с внешнеполитической ситуацией количество иностранных студентов из Грузии и Украины (12,3 тыс.) к настоящему времени снизилось до 9-10% от общего числа студентов, прибывших из стран СНГ. С 2014 г. количество студентов из Беларуси значительно уменьшилось, зато в последние несколько лет наблюдается стабильный рост количества студентов из Узбекистана (14 тыс.), Туркмении (13,4 тыс.) и Таджикистана.

Из стран дальнего зарубежья в 2017 г. наибольший вклад в численность иностранных студентов в России внес Китай — 12 тыс. человек. Популярна учеба в России также среди граждан Вьетнама и Индии. Не последнюю роль тут имеет географический фактор. Например, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) большинство иностранных студентов (около 70%) — это граждане КНР.

1992/93

1995/96

1998/99

2000/01

2003/04

2006/07

1 — Азербайджан

2 — Армения

3 — Беларусь

4 — Казахстан

5 — Киргизия

6 — Республика Молдова

7 — Таджикистан

8 — Туркмения

9 — Узбекистан

10 — Украина

11 — Грузия

2009/10

2012/13

2015/16

2017/18

1 — Азербайджан

2 — Армения

3 — Беларусь

4 — Казахстан

5 — Киргизия

6 — Республика Молдова

7 — Таджикистан

8 — Туркмения

9 — Узбекистан

10 — Украина

11 — Грузия

Рис. 6. Доли в процентах граждан СНГ, обучающихся в вузах Российской Федерации в 1992-2018 гг.

Figure 6. Percentages of CIS citizens studying at Russian universities in 1992-2018

ВУЗЫ, ГДЕ ОБУЧАЮТСЯ ИНОСТРАНЦЫ В Советском Союзе была принята централизованная система привлечения иностранных граждан в вузы, иностранцы «распределялись» по вузам сверху. После распада СССР экономика перешла на рыночные рельсы, образовался и рынок высшего образования. Вузы получили свободу в своих действиях и могли уже самостоятельно привлекать иностранцев на платной основе, что вело к взрывному росту числа вузов, занявшихся подготовкой иностранцев. Этой деятельностью занялись и государственные вузы, и возникающие негосударственные вузы. Цифры свидетельствуют об этом наглядно: до 1990 г. иностранцы учились в 250 вузах РСФСР, а в 2011 г. число таких вузов увеличилось более чем в три раза. В 2011 г. число вузов,

в которых учились иностранные граждане, составило почти три четверти от общего числа (1115) вузов России. Динамика роста числа вузов России, в которых обучались иностранцы, представлена на рис. 7.

При этом некоторые вузы практикуют только заочную форму обучения для иностранцев. В 2011 г. вузов, специализирующихся на заочном обучении иностранцев, было 42. Всего же вузов, где иностранные студены учились заочно, было в 2011 г. 673. Интересно, что для очной формы обучения иностранцы предпочитают почти исключительно государственные вузы — такие вузы составляют 96% от всех вузов, где студенты-иностранцы учатся очно. И почти обратная картина наблюдается с заочной формой обучения: число негосударственных вузов здесь составляет 40% от общего числа вузов, в которых иностранные граждане получают образование заочно (Щербакова, 2013: Электронный ресурс).

Как можно видеть на рис. 8, согласно данным Росстата (Россия в цифрах: 20032018), в частных вузах иностранные студенты предпочитают получать образование в заочной форме обучения.

В результате борьбы за эффективность вузов количество частных (негосударственных) вузов уменьшилось, что не могло не сказаться на численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. На диаграмме (рис. 9), составленной согласно статистике НИУ ВШЭ (Индикаторы образования: 2017, 2018), видно, что численность иностранных студентов, обучающихся в частных вузах, начала снижаться с 2014 г., и эта тенденция продолжается по сей день.

Интересно проследить и географическое распределение вузов, где учатся иностранцы. В 2013-2014 гг. около 40% всех иностранных студентов учились в 300 вузах Центрального федерального округа. И 170 этих вузов находились в Москве и Московской области. В Северо-Западном федеральном округе было 96 вузов, где учились иностранцы (16% от общего числа). Еще 13% студентов-иностранцев учились в 91 вузе Сибири. Более подробное распределение по регионам можно видеть в таблице (Обучение иностранных студентов ... , 2019: Электронный ресурс).

250,(

Рис. 7. Динамика роста вузов России, в которых обучались иностранцы (Арефьев, Шереги, 2014) Figure 7. Dynamics of growth of Russian universities where foreigners studied (Arefyev, Sheregi, 2014)

Рис. 8. Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в частных организациях Figure 8. Number of foreign students enrolled in higher education programs

in private organizations

Рис. 9. Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования — бакалавриата,

специалитета и магистратуры (на начало учебного года) Figure 9. Number of foreign students enrolled in higher education programs — Bachelor's, specialist's and Master's degrees (at the beginning of the academic year)

ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

NUMBER OF FOREIGN STUDENTS BY REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Регион Кол-во студентов %

1 Москва 59 289 2,5

2 Санкт-Петербург 23 030 9,7

3 Омская область 11 286 4,8

4 Томская область 10 033 4,2

5 Республика Татарстан 7972 3,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Новосибирская область 7 СЮ '—1 3

7 Ростовская область 5806 2,4

8 Челябинская область 5358 2,3

9 Астраханская область 5137 2,2

Алтайский край 4806 2

Всего в России 237 538 100

Количество студентов-иностранцев в России неуклонно растет. В 2016 г., согласно рейтингу агентства RAEX («Эксперт РА») (Иностранные студенты в России ... , 2016: Электронный ресурс), число иностранных абитуриентов, желавших поступить в российские вузы, выросло по сравнению с предыдущим годом с 7,4 до 8,3% об общего числа абитуриентов. Устоялся топ-лист наиболее популярных вузов среди иностранцев. Согласно данным Центра социального прогноза и маркетинга, в первые семь вузов входят крупнейшие университеты: РУДН, СПбГУ, МГУ, СПбПУ, ТПУ, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина и МГМУ имени И. М. Сеченова.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

По сравнению с советским периодом существенно изменились приоритеты студентов в выборе специальности и сферы будущей деятельности. В СССР более половины студентов-иностранцев учились в инженерно-технических вузах. В 2011 г. таким специальностям обучались уже лишь 20% иностранных студентов, еще столько же в совокупности учились на медицинских и экономических факультетах.

В последние годы снова наблюдается возрастание интереса к инженерным специальностям. Так, в 2014 г., согласно исследованию Международного департамента и Центра социологических исследований Минобрнауки, инженерно-техническое направление выбрали 32 300 студентов-иностранцев (20,7% от общего числа), медицинские специальности — 26 200 человек (16,8%) и экономико-управленческие — 25 800 человек (16,5%). Рост интереса к инженерному делу заметен — число студентов на этих специальностях за год увеличилось на 4400 человек. Особо стоит выделить специальности, связанные с разведкой и разработкой полезных ископаемых, — тут стало учиться на 846 человек больше.

Растет интерес и к гуманитарным профессиям и, что особенно радует, к русскому языку. На гуманитарных факультетах в 2014 г. училось 12,2% от общего числа студентов-иностранцев, а русский язык профессионально изучали 11,8%. В 2014 г. по специальности «русский язык» училось больше на 3800 человек по сравнению с предыдущим годом. Чаще всего иностранные студенты выбирают программы бака-

лавриата (59,5 тыс. человек), специалитет — 43,2 тыс. человек, а магистратуру — лишь 10,99 тыс. человек (там же). Совсем немного иностранцев учатся в докторантуре — всего лишь 81 человек по данным на 2014 г. Это наводит на очевидный вывод — в России иностранцы предпочитают получить базовое высшее образование, а для более углубленного образования они, скорее всего, выбирают более развитые страны.

Согласно данным сайта Министерства образования и науки Российской Федерации (Сколько иностранных студентов в России, 2019: Электронный ресурс), в 2016/2017 учебном году у иностранцев наиболее востребованными специальностями остаются инженерно-технические (22,5%). Популярными направлениями остаются «архитектура и строительство», «металлургия, машиностроение и мате-риалообработка», «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «геология, разведка и разработка полезных ископаемых» и др. На втором месте по-прежнему медицинские специальности: 20% студентов. Третье место по популярности занимают программы, связанные с экономикой и управлением, — 13% абитуриентов. Гуманитарно-социальные программы и изучение русского языка выбрали соответственно 12 и 11% абитуриентов.

Лидером по числу иностранных граждан в 2016/2017 учебном году стал Российский университет дружбы народов — там обучались 9580 студентов из-за рубежа. Второе и третье место заняли Санкт-Петербургский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. В первую десятку вошли также Казанский федеральный университет, Томский политехнический университет и Высшая школа экономики.

МОТИВАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ВЫБИРАЮЩИХ РОССИЮ

Если причины, по которым российским вузам выгодно привлекать иностранных студентов, достаточно очевидны, то мотивы самих студентов представляют более сложную картину. В 2012 г. по данной проблеме было проведено социологическое исследование: было опрошено 2000 граждан из 100 стран, которые учились в рамках выделенной для иностранцев квоты государственных стипендий (Арефьев, Шере-ги, 2014). Главной причиной, почему для получения высшего образования была выбрана Россия, 61% респондентов назвали высокое качество обучения.

Похожее исследование было проведено в 2017 г. (Иностранные студенты в России, 2017: Электронный ресурс). Было опрошено 3000 иностранцев, обучавшихся в 100 вузах России. На этот раз только 27% респондентов указали на высокий уровень образования как основной мотив, а 24% назвали основной причиной доступную стоимость обучения. Среди факторов, повлиявших на решение студентов выбрать для учебы Россию, были и субъективные: рекомендации близких, преподавателей, а также направления, выдаваемые национальными министерствами образования.

В 2016 г. британская компания QS составила рейтинг стран с лучшей системой высшего образования (QS Higher Education System Strength Rankings, 2016: Электронный ресурс). Возглавили этот рейтинг США, Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Франция и Нидерланды. Россию эксперты поместили на 26-е место из 50. Это тоже один из косвенных признаков, что уровень российского образования не является решающим при выборе, который делают иностранные студенты, предпочитая учиться в России, а не в странах, где образование качественнее (Краснова, 2014).

Вместе с тем наблюдается ярко выраженная тенденция по улучшению качества высшего образования в России, что сказывается на рейтинге страны. В 2018 г. в рейтинге компании QS Россия уже была 15-й (QS Higher Education System Strength Rankings, 2018: Электронный ресурс). Можно вполне обосновано предположить, что при сохранении такой тенденции качество российского образования снова станет решающим фактором для иностранцев, решивших получить высшее образование за пределами своей страны. Рост числа иностранцев, прибывающих учиться в Россию, — один из самых высоких в мире. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Education at a Glance, 2018: Электронный ресурс), в период с 2013 по 2016 г. этот рост составил 80%. При этом расходы на образование в Российской Федерации остаются ниже среднего показателя по ОЭСР как с точки зрения расходов на одного учащегося, так и доли национального богатства: 3,1% российского валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 4,5% (среднее по странам ОЭСР).

Интересна статистика студентов, прибывающих на учебу из-за границы, и студентов, уезжающих учиться за границу, — так называемый индекс мобильных студентов. В России он на 2016 г. составил 180/118,6 (приехавшие/уехавшие). В США — 124/109,5; в Канаде — 126/102; в Германии — 125/98 (там же).

Согласно данным UNESCO за 2015 г. (самые свежие на сегодня статистические данные, имеющиеся в открытом доступе), за рубежом учатся более 50 000 российских студентов, это примерно 1,5% от общемирового числа студентов-иностранцев. К сожалению, не существует официальной статистики по странам, которые выбирают для учебы граждане России.

СЛОЖНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ

Успешному экспорту российского образования мешают проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в России. Их можно разбить на две группы: бюрократические и цивилизационные.

Бюрократические включают прежде всего непростое получение российской визы и последующую регистрацию в стране. Сейчас для увеличения привлекательности России для иностранных студентов разрабатывается законопроект, согласно которому процедура получения вида на жительства и гражданства для иностранцев, оканчивающих российские вузы и готовых остаться в стране работать, будет упрощена.

Цивилизационные распадаются на множество проблем. Уже упомянутое социологическое исследование 2012 г. (Арефьев, Шереги, 2014) выявило, что студенты-иностранцы испытывают следующие проблемы:

— коммуникационные (при взаимодействии с гражданами России) — 0%;

— языковой барьер — 9,8%;

— социальные (связанные с проявлением агрессии местными жителями в обыденной жизни) — 1,9%.

Следовательно, самой большой проблемой, возникающей у иностранных студентов, является языковой барьер, поскольку большинство образовательных программ ведется на русском языке. Из этой проблемы вытекает и другая — технического характера. Существующие университетские информационные сайты плохо адаптированы для иностранных студентов, что создает для них серьезные организационные сложности.

В каждом вузе, где есть студенты-иностранцы, предусмотрены языковые курсы, но языковую проблему это не всегда решает — не в последнюю очередь из-за сложности русского языка для иностранцев. В последнее время становится все больше программ на английском языке, но пока их мало.

Еще одна серьезная проблема — социализация. Подавляющее большинство жителей России не знают никакого языка, кроме русского. По данным исследования EF Education First в 2015 г. (Россия стала 39-й из 70 стран ... , 2015: Электронный ресурс), Россия занимает 39-е место (между Эквадором и Мексикой) в рейтинге уровня владения населением хотя бы одним из популярных языков. По этой части отставание нашей страны от стран Европейского союза почти катастрофическое.

В 2015 г. Левада-Центр провел аналогичное исследование, которое выявило, что 86% жителей России не знают никаких языков, кроме родного русского. Только 14% знают хотя бы один иностранный язык, да и то не более чем на среднем уровне. 70% респондентов также отметили, что ни разу не выезжали за пределы России (Иностранные студенты в России ... , 2016: Электронный ресурс). Проблема усугубляется еще и тем, что в последние годы неуклонно снижается популярность русского языка и числа тех, кто говорит на русском. Если в 1980-х гг. на русском языке говорили 350 млн человек в мире, то сейчас их число уменьшилось до 270 млн.

По уровню знания английского языка Россия — аутсайдер. В 2017 г. страна находилась на 24-м месте среди 27 европейских стран в рейтинге владения английским языком EF EPI-2017. Согласно докладу Еврокомиссии «Европейцы и их языки», хотя бы один иностранный язык знают более 54% жителей Евросоюза, а для 38% из них этот язык — английский. Данные Education First (English Proficiency Index (EF EPI) сводетельствуют, что семь из десяти стран мира с наивысшим уровнем владения английским языком находятся в Европе. По данным HeadHunter, 66% россиян имеют «базовый уровень» и лишь 12% читают, пишут и говорят по-английски более или менее свободно. Один из шагов в направлении повышения знания английского языка уже сделан: с 2020 г. в российских школах будет обязательный ЕГЭ по английскому языку. Если молодые люди смогут общаться со своими иностранными сверстниками, для последних жизнь в России в качестве студентов существенно упростится.

И наконец, одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются в России студенты-иностранцы, — это недостаточный уровень толерантности российского общества. Издание Insider Monkey, руководствуясь двумя социологическими опросами, составило сводный рейтинг стран, в которых сильнее всего выражены расистские настроения. К сожалению, Россия в нем расположилась на 20-м месте. Немалое число жителей России (17%) не желают видеть представителей другой расы даже в качестве соседей по дому (Кого не хотят видеть своими соседями ... , 2019). Однако наблюдается и обнадеживающая тенденция. Согласно Левада-Центру, с 2013 по 2015 г. заметно возросло число людей, готовых помогать незаконным мигрантам, в том числе и представителям других рас.

На адаптацию иностранных студентов влияют следующие факторы: климат; лич-ностно-психологические отношения; педагогическая система; быт; межличностное общение; проживание в интернациональных общежитиях. На большинство из этих факторов, как уже говорилось выше, как государство, так и сами вузы стараются влиять в сторону улучшения (Обучение иностранных студентов в Российской Федерации, 2019: Электронный ресурс).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский экспорт образовательных услуг не только может повысить конкурентоспособность российского образования в мире и увеличить долю несырьевого экспорта, но и частично решить демографическую проблему.

В статье проанализировано распределение иностранных студентов, обучающихся в России, по основным группам стран и регионам мира. Показано, что основной вклад в рост численности студентов-иностранцев дали страны СНГ, причем с большим отрывом здесь лидирует Казахстан. Из других стран солидный вклад дают страны Азии, в частности Китай, а также африканские страны.

Сейчас иностранные студены, приезжающие учиться в Россию, предпочитают очную форму обучения — 63%. Около половины очников обучается на бюджетных местах, а те, кто обучается на платной основе, предпочитают получать образование на заочных отделениях. При этом количество студентов-иностранцев, обучающихся в частных (негосударственных) вузах, стало уменьшаться.

Отдельно следует отметить создание условий для привлечения иностранных студентов. Рост открытости, повышение толерантности, дифференцированный подход к преподаванию, развитие коммуникативных навыков у преподавателей и, не в последнюю очередь, овладение иностранными языками — все это необходимые условия для создания той атмосферы, которая может привлечь обучающихся из других стран. Не стоит забывать о том, что чем больше вузы будут проникаться пониманием, сколь выгодно и престижно обучать студентов-иностранцев, тем выше будет между ними конкуренция, а это, в свою очередь, будет толкать вузы к развитию. Повышая свой имидж, привлекая иностранных студентов, улучшая научные показатели, вуз будет повышать и свой международный рейтинг, тем самым усиливая интерес к себе потенциальных студентов из других стран. Многие российские вузы это уже осознали и работают в данном направлении. Отрадно, что спрос на российское образование растет, и привлекают студентов-иностранцев не только столичные вузы, но и высшие учебные заведения в регионах Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/method/other/l_7.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

2 Национальный проект «Образование». URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/26/ natsionalnyy_proekt_obrazovanie.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

3 Данные, в частности по численности студентов за 2004-2005, 2012-2013 и 2016-2017 гг., взяты из справочника за более поздний год. Так, данные за 2016-2017 гг. берутся из справочника за 2018 г., а не за 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арефьев, А. Л., Шереги, Ф. Э. (2014) Иностранные студенты в российских вузах. М. : Центр социологических исследований. 228 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/ upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

Индикаторы образования: 2017 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забату-рина и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2017. 320 с. [Электронный ресурс] // Сайт Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/primarydata/ io2017 (дата обращения: 20.12.2020).

Индикаторы образования: 2018 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2018. 400 с. [Электронный ресурс] // Сайт Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2018 (дата обращения: 20.12.2020).

Иностранные студенты в России (2017) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-v-rossii-/ (дата обращения: 20.12.2020).

Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну (2016) [Электронный ресурс] // Учеба.ру. URL: https://www.ucheba.ru/article/2895 (дата обращения: 20.12.2020).

Кого не хотят видеть своими соседями жители разных стран. Насколько нетерпимы россияне (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/infostat/kogo-ne-hotiat-videt-svoimi-sosediami-jiteli-raznyh-stran-naskolko-neterpimy-rossiiane-5ce533126e8bc700b334 aff4?utm_source=serp (дата обращения: 20.12.2020).

Краснова, Г. (2014) Российское образование на экспорт [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL: https:// issek.hse.ru/press/134790524.html (дата обращения: 20.12.2020).

Обучение иностранных студентов в Российской Федерации (2019) [Электронный ресурс] // VisaSam.ru URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (дата обращения: 20.12.2020).

Россия в цифрах. 2003-2018 : краткие стат. сб. М. : Росстат, 522 с.

Россия стала 39-й из 70 стран по показателю владения английским языком (2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «РосБизнесКонсалтинг». URL: https://www.rbc.ru/ economics/03/11/2015/563866969a79474acfd69663 (дата обращения: 20.12.2020).

Ручкин, А. Б. (2019) Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение № 2. C. 21-32. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.2

Сколько иностранных студентов в России (2019) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/ skolko-inostrannykh-studentov-v-rossii/ (дата обращения: 20.12.2020).

Школьные аттестаты захотели промаркировать QR-кодами (2020) [Электронный ресурс] // LENTA.RU. 30 декабря. URL: https://lenta.ru/news/2020/12/30/attestats/

Щербакова, Е. М. (2013) Евразийский демографический барометр. Демографическая ситуация в странах СНГ, 2012 год. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly № 571-572. С. 1-19. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/barometer571.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

Education at a Glance 2017: OECD Indicators (2017) [Электронный ресурс] // OECDilibrary. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2017-en. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/ education-at-a-glance-2017_eag-2017-en (дата обращения: 20.12.2020).

Education at a Glance 2018: OECD Indicators Russian Federation [Электронный ресурс] // OECDilibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/19991487. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ education/education-at-a-glance-2018_eag-2018-en (дата обращения: 20.12.2020).

QS Higher Education System Strength Rankings (2016) [Электронный ресурс] // TOPUNIVERSITIES. URL: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016#sorti ng=rank+custom=rank+order=desc+search= (дата обращения: 20.12.2020).

QS Higher Education System Strength Rankings (2018) [Электронный ресурс] // TOPUNIVERSITIES. URL: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2018 (дата обращения: 20.12.2020).

Дата поступления: 23.12.2020 г.

FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES R. G. Guseyn-zade MIREA — Russian Technological University A. A. Derevyanchenko MIREA — Russian Technological UniversityMoscow University for the Humanities

The article is devoted to the study into the issue of the export of educational services in Russia and its features. It traces the dynamics of the number of foreign students in Russian universities, their ethnic composition, as well as the forms of education and specialization. The article considers

the factors affecting the export of educational services and the problems that prevent its successful implementation in Russia.

It is shown that the export of educational services in Russia can not only increase the competitiveness of Russian education in the world and increase the share of non-resource exports, but also partially solve the demographic problem. The main contribution to the growth of the number of foreign students was made by the CIS countries, with Kazakhstan leading by a large margin. From Western countries, a solid contribution is made by Asian countries, in particular, China, as well as African countries. Now foreign students who come to study in Russia prefer full-time education, and the number of foreign students studying in private (non-state) universities has begun to decrease. The demand for Russian education is growing — and foreign students are attracted not only by the capital's universities, but also by higher educational institutions in the regions of the Russian Federation.

The authors conclude that the development of export potential should become one of the priorities of the Russian educational policy at all levels.

Keywords: export of education; higher education system; foreign students; universities; private universities; number of foreign students; full-time education; extramural studies

REFERENCES

Aref'ev, A. L. and Sheregi, F. E. (2014) Inostrannye studenty v rossiiskikh vuzakh. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii. Moscow, Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii. 228 p. Available at: http://www.socioprognoz.ru/flles/File/2014/full.pdf (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Indikatory obrazovaniia: 2017: Data Book (2017) / N. V. Bondarenko, L. M. Gokhberg, I. Iu. Zabaturina et al.; Moscow, National Research University Higher School of Economics. 320 p. [online] Available at: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Indikatory obrazovaniia: 2018: statisticheskii sbornik / N. V. Bondarenko, L. M. Gokhberg, N. V. Kovaleva et. al.; Moscow, National Research University Higher School of Economics. 400 p. [online] Available at: https://www.hse.ru/primarydata/io2018 (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Inostrannye studenty v Rossii (2017) Sait Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-v-rossii-/ (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Kogo ne hotyat videt' svoimi sosedyami zhiteli raznyh stran. Naskol'ko neterpimy ros-siyane (2019) Available at: https://zen.yandex.ru/media/infostat/kogo-ne-hotiat-videt-svoimi-sosediami-jiteli-raznyh-stran-naskolko-neterpimy-rossiiane-5ce533126e8bc700b334aff4?utm_sour-ce=serp (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Inostrannye studenty v Rossii: kto i zachem priezzhaet v stranu. Ucheba.ru [online] Available at: https://www.ucheba.ru/article/2895 (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Krasnova, G. (2014) Rossiiskoe obrazovanie na eksport. Ofitsial'nyi sait Instituta statisticheskikh issledovanii i ekonomiki znanii HSE [online] Available at: https://issek.hse.ru/press/134790524.htm l (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Obuchenie inostrannykh studentov v Rossiiskoi federatsii (2019) VisaSam.ru [online] Available at: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (accessed: 20.12.2020)

Rossiia v tsifrakh. 2003-2018: Brief statistical compilation. Moscow, Rosstat Publ., 522 p. (In Russ.).

Rossiia stala 39-i iz 70 stran po pokazateliu vladeniia angliiskim iazykom (2015) Ofitsial'nyi sait kompanii «RosBiznesKonsalting» [online] Available at: https://www.rbc.ru/economics/03/11/2015/ 563866969a79474acfd69663 (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Ruchkin, A. B. (2019) Eksport rossiiskogo obrazovaniia v strany Afriki: vyzovy i resursy razvitiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 21-32. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.2. (In Russ.).

Skol'ko inostrannykh studentov v Rossii (2019) Sait Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: https://studyinrussia.ru/actual/articles/skolko-inostrannykh-studentov-v-rossii/ (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Shkol'nye attestaty zakhoteli promarkirovat' QR-kodami (2020) LENTA.RU. December 30. [online] Available at: https://lenta.ru/news/2020/12/30/attestats/ (In Russ.).

Shcherbakova, E. M. (2013) Evraziiskii demograflcheskii barometr. Demograflcheskaia situatsiia v stranakh SNG, 2012 god. Demoskop Weekly, no. 571-572, pp. 1-19. [online] Available at: https:// demoscope.ru/weekly/2013/0571/barometer571.pdf (accessed: 20.12.2020). (In Russ.).

Education at a Glance 2017: OECD Indicators (2017) OECDilibrary. DOI: http://dx.doi. org/10.1787/eag-2017-en [online] Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017_eag-2017-en (accessed: 20.12.2020).

Education at a Glance 2018: OECD Indicators Russian Federation. OECDilibrary. DOI: https:// dx.doi.org/10.1787/eag-2018-80-en [online] Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/ education-at-a-glance-2018_eag-2018-en (accessed: 20.12.2020)

QS Higher Education System Strength Rankings (2016) TOPUNIVERSITIES [online] Available at: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016#sorting=rank+custom=rank+o rder=desc+search= (accessed: 20.12.2020).

QS Higher Education System Strength Rankings (2018) TOPUNIVERSITIES [online] Available at: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2018 (accessed: 20.12.2020).

Submission date: 23.12.2020.

Гусейн-заде Рена Гаджиага кызы — аспирант кафедры гуманитарных и общественных наук МИРЭА — Российский технологический университет. Адрес: 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 78. Тел.: +7 (499) 215-65-65. Эл. адрес: [email protected]

Деревянченко Александр Алексеевич — доктор социологических наук профессор, профессор кафедры гуманитарных и общественных наук МИРЭА — Российский технологический университет. Адрес: 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 78. Тел.: +7 (499) 215-65-65. Эл. адрес: [email protected]

Guseyn-zade Rena Gadzhiaga kyzy, Postgraduate Student, Department of Humanities and Social Sciences, MIREA — Russian Technological University. Postal address: 78, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation, 119571. Tel.: +7 (499) 215-65-65. E-mail: [email protected]

Derevyanchenko Aleksandr Alekseyevich, Doctor of Sociology, Professor, Department of Humanities and Social Sciences, MIREA — Russian Technological University. Postal address: 78, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation, 119571. Tel.: +7 (499) 215-65-65. E-mail: a_der@ km.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.