Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СТРУКТУРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СТРУКТУРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТРУКТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СТАТУС / ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Сизова Наталья Мироновна, Глуховская Дарья Михайловна

На данном этапе общественного развития одной из самых важных и серьезных проблем является поддержание социальной целостности и общественной солидарности. В данной статье структурная маргинальность молодежи рассматривается как социальное явление, формирующее социальное самочувствие данной социальной группы. Интегральным индикатором социального самочувствия молодежи является ее удовлетворенность своим статусом и условиями жизнедеятельности, причем основную причину она видит в противоречиях и изменяющейся социальной реальности, присущих современному российскому обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Сизова Наталья Мироновна, Глуховская Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF RUSSIAN YOUTH IN THE LIGHT OF THE THEORY OF STRUCTURAL MARGINALITY

At this stage of social development, one of the most important and serious problems is the maintenance of social integrity and social solidarity.In this article, the structural marginality of youth is considered as a social phenomenon that forms the social well-being of this social group. An integral indicator of the social well-being of young people is their satisfaction with their status and living conditions, and they see the main reason in the contradictions and the changing social reality inherent in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СТРУКТУРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.77.26.001

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Сизова Наталья Мироновна

кандидат философских наук, преподаватель кафедры административного права, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации natasizo@mail.ru

Глуховская Дарья Михайловна

Правительство Ростовской области, помощник депутата, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Никонова по работе в Ростовской области bru.dasha@yandex.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University gafiatulina@yandex.ru

Natalya M. Sizova

Candidate of Philosophical Sciences,

lecturer of the Department

of Administrative Law,

Rostov Law Institute

Home Affairs Ministries

of the Russian Federation

natasizo@mail.ru

Daria M. Glukhovskaya

Government of the Rostov region,

Deputy Assistant,

The State Duma

Federal Assembly

Russian Federation V.A. Nikonova

for Work in the Rostov region

bru.dasha@yandex.ru

Социальное самочувствие российской молодежи в свете теории

структурной маргинальности

Social well-being of Russian

youth in the light of the theory of structural marginality

Аннотация. На данном этапе общественного развития одной из самых важных и серьезных проблем является поддержание социальной целостности и общественной солидарности. В данной статье структурная маргинальность молодежи рассматривается как социальное явление, формирующее социальное самочувствие данной социальной группы. Интегральным индикатором социального самочувствия молодежи является ее удовлетворенность своим статусом и условиями жизнедеятельности, причем основную причину она видит в противоречиях и изменяющейся социальной реальности, присущих современному российскому обществу.

Ключевые слова: молодежь, структурная марги-нальность, социальное самочувствие, удовлетворенность жизнью, российское общество, статус, изменяющаяся социальная реальность.

Annotation. At this stage of social development, one of the most important and serious problems is the maintenance of social integrity and social solidarity.In this article, the structural marginality of youth is considered as a social phenomenon that forms the social well-being of this social group. An integral indicator of the social well-being of young people is their satisfaction with their status and living conditions, and they see the main reason in the contradictions and the changing social reality inherent in modern Russian society.

Keywords: youth, structural marginality, social well-being, life satisfaction, Russian society, status, changing social reality.

На данном этапе общественного развития одной из самых важных и серьезных проблем является поддержание социальной целостности и общественной солидарности. Это подразумевает, что все социальные группы общества должны определить свое место в противоречивой, рискогенной и экстремальной механике его

функционирования, приняв на себя определенную роль в воспроизводстве структуры общественных отношений и поддержании социальных институтов и ценностно-ориентационных установок. Однако социокультурная адаптация отдельных социальных групп происходит на фоне непрекращающейся борьбы потребностей и

возможностей, ценностей и норм, интересов и установок. Дисбаланс и борьба в общественных отношениях и социальном взаимодействии групп являются неизбежностью: с одной стороны, по причине объективной динамики общественных условий; с другой - в силу сложности и многообразия задач, стоящих перед отдельными социальными группами, в числе которых, безусловно, молодежь. Именно молодежь рассматривается социологами как особая социальная, структурно маргинальная группа, для которой «неопределенность и маргинальность социального статуса является сущностной характеристикой» [1, с. 73].

Поскольку целью публикации является анализ социального самочувствия российской молодежи в свете теории структурной маргинальности, необходимо обозначить три базовых понятия, относящихся к социологической теории: молодежь - как объект исследования, социальное самочувствие и структурная (социальная) маргинальность молодежи - как предмет исследования.

Молодежь, в силу своих возрастных и социально-психологических особенностей, в большей степени, чем другие социальные группы, восприимчива к переменам, происходящим в социуме.

Особый научный интерес для нас представляет рассмотрение социального самочувствия молодежи в условиях современной молниеносно изменяющейся реальности, в которой присутствуют неоднородность социально-экономического пространства, полиэтничный состав, активные миграционные процессы, повышенный фон социально-политической конфликтности среди молодых людей, проявления экстремизма, а также, наличие комплекса проблем, связанных с маргинальным (пограничным положением) современной молодежи [2].

Молодежь, будучи одной из наиболее активных, динамичных и уязвимых групп населения в связи с переходным (маргинальным) социальным статусом, восприимчива к социальным проблемам. Промежуточность (переходность) статуса молодежи связана с ее предопределенностью, т.е. преобладанием предписанной составляющей социального статуса; динамичностью и перспективностью ее статуса, связанной «с интенсивной вертикальной мобильностью, имеющей в норме преимущественно восходящуюнаправленность», а также предопределенным обществом «неравенством статуса младшей и старшей возрастных групп молодежи» [3, с. 55].

Переходность социального статуса как субъективный фактор, с одной стороны, способствует адаптации российской молодежи к изменяющейся реальности как результат динамичности и вертикальной мобильности, а с другой - «препятствует устойчивой социальной идентификации» молодежи, что отражается «в формировании ее жизненных ориентиров», а также сказывается на социальном самочувствии молодежи [3, с. 55].

Изменяющаяся социальная реальность как объективный фактор, находит отражение в обыденном сознании молодежи, экстраполирующемся в

ее социальном самочувствии, включающим социальные настроения молодежи в процессе социального взаимодействия.

Само понятие «социальное самочувствие» вошло в социологическую литературу в 1970-х гг. Аналогом социального самочувствия, по единодушному мнению ученых, служат термины «субъективное благополучие» (subjective well-being), «социальные настроения», «общая удовлетворенность жизнью», «восприятия качества жизни», которые отражают знаковость данной категории как в области научного знания, так и в сфере практического применения.

Предмет субъективного благополучия составляет научный анализ самооценки молодежью ее жизни за определенный период времени [4]. Такая самооценка включает как психоэмоциональные переживания молодых людей, связанные с социальным признанием, социальной ценностью, так и когнитивные суждения о степени удовлетворенности жизнью, достижениями и об удовлетворенности своим статусом.

Изучение социального самочувствия российской молодежи имеет серьезную прикладную ценность, связанную с предвосхищением вероятных рисков для социума в плане утраты ею ценностно-нормативных основ и других социальных скрепов, в числе которых первостепенное значение имеют социальное доверие, активная гражданская позиция, а также переживание социальной справедливости, ибо они являются основными ресурсами конструктивного социокультурного взаимодействия.

Под социальным самочувствием в данной статье понимается внутреннее (субъективное) состояние индивида/группы, выражающееся, в той или иной степени, удовлетворенности собственным статусом и условиями жизнедеятельности.

Социальное самочувствие молодежи имеет тенденцию к снижению, ухудшению в том случае, если молодому человеку или молодежной группе представляется несправедливой степень социального неравенства и недостижимой в потенциальной жизненной перспективе возможность выравнивания шансов улучшения качества своей жизни [5].

Так, на социальном самочувствии молодежи отражается понимание противоречий «между богатыми и бедными (актуальной эту проблему считали в 2009 году 60,5 %, в 2019 году - 69,7 % молодежи)», при этом, согласно выводам М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, «для молодых россиян отличительной чертой богатых является не наличие денег, а качество их жизни» [5, с. 73].

Согласно данным ВЦИОМ, представившему результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде за 2022 год, в ТОП-3 жизненных ориентиров российской молодежи входят:

- высокий уровень благополучия - 58 % молодых респондентов;

- жить спокойно, работая и заботясь о семье -

54 %;

- возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни - 26 % соответственно [6].

Отсутствие у молодежи возможности проявлять активную гражданскую позицию, невысокий уровень доверия к социальным институтам, переживание несправедливости, понимание противоречий в обществе, отражаясь на социальном самочувствии молодежи, ведут к маргинализации как феномену, распространенному в переходные и кризисные периоды функционирования общества. Маргинализации «свойствен феномен «массовой патологии идентичности»: человек переживает отчужденность от всего, в том числе и от самого себя.

В ситуации изменяющейся переходной реальности у населения, в целом, и молодежи, в частности, проявляются социально-психологические «болезни»: неуверенность в завтрашнем дне, недоверие, пессимизм, тревожные состояния, фобии, конфликтность, агрессивность и экстремистские настроения. При этом по утверждению Н.Д. Узлова, «доминирующим становится чувство социально-психологической неудовлетворенности» и «переориентация в сторону авантюрной, утилитарной, сиюминутной деятельности» [7, с. 44].

Л.М. Банникова говорит о маргинальности как о «социально-патологической форме адаптации» различных слоев населения к изменяющимся условиям жизни [8].

В современном научном социологическом знании представлены два ключевых подхода к изучению маргинальности личности и группы.

В соответствии с первым подходом, маргиналь-ность понимается как характеристика личности/группы, не выполняющей общественные функции, не наделенной социальным статусом, не включенной в социальные структуры и находящейся на периферии общества. Это маргиналь-ность-периферийность [9].

Согласно второму подходу, представляющему для нас предметный интерес в рамках заявленной проблемы исследования, маргинальность трактуется «как состояние социальных групп и индивидов в процессе структурных преобразований в обществе (изменение социальных статусов)». Это маргинальность-переходность [9, с. 151].

Социальное самочувствие, как раз, и представляет собой такое состояние, которое, по мнению исследователей, может рассматриваться в качестве важного «индикатора реакции человека на общественные преобразования, являясь интегральным критерием его удовлетворенности жизнью в социуме, что дает возможность выявить степень адаптации личности к новым социальным реалиям» [10, с. 81].

Структурная маргинальность характеризует особое положение молодых индивидов и/или молодежных групп «в иерархично структурированном

социальном пространстве. Это либо промежуточное положение между социальными, структурными единицами, либо самое низкое положение в социальной иерархии» [11, с. 161].

Социальное самочувствие рассматривается, в основном, как важный механизм рефлексивного актуального социального знания и отражает положение молодежи в социальной иерархии. «Социальное самочувствие выступает как темпоральное измерение, позволяющее составлять и корректировать жизненные и образовательные траектории молодежи, с помощью сравнения прошлого и настоящего, надежды на благоприятные изменения и опасения неблагоприятных изменений» [12, с. 87]. А в условиях изменяющейся социальной реальности, структурная маргинальность молодежи «становится постоянной переменной жизнедеятельности», «непредсказуемость будущего вызывает «естественность» маргинальности как жизни в настоящем» [13, с. 14].

Универсальный механизм действия маргинализации выражается в том, что она поражает практически все возрастные группы молодежи. Но, согласно исследованиям И.В. Лесковой, наибольшей маргинальности подвержено юношество низших слоев общества. Откликом на состояние неудовлетворенности обладания социальной ценностью также является молодежная культура и субкультура, которая также имеет маргинальную и рискогенную природу. Структурная маргинальность в молодежной среде более низкого класса и слоям молодежи, принадлежащим к национальным меньшинствам, способствует порождению преступной субкультуры, «которая обеспечивает ее носителей значимыми (внутри этой субкультуры ролями). Однако эти роли не способствуют выходу в официальное общество, а их исполнители преследуются» [14, с. 258]. В этой связи, О.Н. Галсанамжилова рассматривает молодежь как специфическую переходную группу, находящуюся «на жизненном перепутье» и относящуюся к группе «запланированных маргиналов» [11, с. 161].

Ю.А. Зубок и В.И. Чупров в своем авторском социологическом исследовании показали взаимосвязь рискогенности социокультурной среды с социальным самочувствием молодежи, указав, что «при осмыслении причины и последствий угроз для безопасности условий жизни, настроения приобретают социальный характер», поскольку «социальные настроения проявляются в отношении к жизни, удовлетворенности ее условиями по месту жительства, в уровне социальной напряженности» [3, с. 70]. Большинство молодежи и ее родителей склонны считать, что в их жизни преобладают неопределенность и риск [3, с. 72].

В связи со сказанным выше, есть все основания полагать, что современная молодежь структурно маргинальна. Причины, приводящие к маргинализации молодежи, коренятся в глубоких структурных изменениях общества. Усиление маргинализации молодежи приводит к негативному социальному самочувствию и неприглядным формам ее самовыражения, различным видам девиант-ного поведения (в силу потребности в

самоутверждении) [15], дезориентации и дезинтеграции. Именно маргинальные группы молодежи переживают наиболее глубокие, принципиальные

Литература:

1. Разинский Г.В. Молодежь в городе: истоки, состояние, тенденции / Г.В. Разинский // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2016. № 3. С. 73-88.

2. Гафиатулина Н.Х. Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной марги-нальности / Н.Х. Гафиатулина // Инженерный вестник Дона. 2015. № 1. Ч. 2. URL : ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n1p2y2015/2826

3. Зубок Ю.А. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности : монография / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2022. 304 с.

4. Чугуенко В.М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения / В.М. Чугуенко, Е.М. Бобкова // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 15-23.

5. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований : монография / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ФНИСЦРАН, 2020. 668 с.

6. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analit-icheskii-obzor/cennosti-molodezhi

7. Узлов Н.Д. Маргинальная личность как субъект затрудненного общения / Н.Д. Узлов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11. № 2. С. 43-63.

8. Банникова Л.М. Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации населения к меняющимся условиям жизни / Л.М. Банникова // Ползуновский альманах. 2000. № 2. URL : http ://new.elib.altstu. ru

9. Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества / Н. Акопян // 21 ВЕК. 2005. № 1. С. 150-165.

10. Антипина Н.Л. К вопросу изучения социального самочувствия студенческой молодежи / Н.Л. Антипина // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 81-84.

11. Галсанамжилова О.Н. К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе / О.Н. Гал-санамжилова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 4. С. 160-169.

12. Засыпкин В.П. Социальное благополучие и социальное самочувствие студенческой молодежи сквозь призму ценностных ориентаций / В.П. Засыпкин, Е.В. Мастюгина // Вестник Сургутского государственного педагогического ун-та. 2021. № 5(74). С. 84-93.

изменения в социальном статусе и характеризуются противоречивостью и неопределенностью положения.

Literature:

1. Razinsky G.V. Youth in the city: origins, state, trends / G.V. Razinsky // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. 2016. № 3. Р. 7388.

2. Gafiatulina N.Kh. Sociological analysis of the social health of student youth in the South of Russia in the framework of the theory of structural marginality / N.Kh. Gafiatulina // Engineering Bulletin of the Don. 2015. № 1. Part 2. URL : ivdon.ru/ru/magazine/ar-chive/n1 p2y2015/2826

3. Zubok Yu.A. Youth in the cultural space: self-regulation of life : monograph / Yu.A. Zubok, V.I. Chu-prov. M., 2022. 304 p.

4. Chuguenko V.M. New trends in the study of social well-being of the population / V.M. Chuguenko, E.M. Bobkova // Sociological research. 2013. № 1. Р. 15-23.

5. Gorshkov M.K. The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of many years of research : monograph / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. FNITSRAN, 2020. 668 p.

6. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analit-icheskii-obzor/cennosti-molodezhi

7. Uzlov N.D. Marginal personality as a subject of difficult communication / N.D. Uzlov // Bulletin of Psych i at ry and Psychology of Chuvashia. 2015. Vol. 11. № 2. Р. 43-63.

8. Bannikova L.M. Marginality as a socio-pathologi-cal form of adaptation of the population to changing living conditions / L.M. Bannikova // Polzunovskiyal-manakh. 2000. № 2. URL : http://new.elib.altstu.ru

9. Akopyan N. Marginality as one of the main characteristics of a transforming society / N. Akopyan // 21 st century. 2005. № 1. Р. 150-165.

10. Antipina N.L. On the issue of studying the social well-being of student youth / N.L. Antipina // Modern science-intensive technologies. 2016. № 5-1. Р. 8184.

11. Galsanamzhilova O.N. On the issue of structural marginality in Russian society / O.N. Galsanamzhilova // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2006. Vol. 9. № 4. Р. 160-169.

12. Zasypkin V.P. Social well-being and social well-being of student youth through the prism of value orientations / V.P. Zasypkin, E.V. Mastyugina // Vesnik of the Surgut State Pedagogical University. 2021. № 5(74). Р. 84-93.

13. Зарубин Е.Н. Маргинализация российского

студенчества: структурный аспект : автореф.....

канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. 28 с.

14. Лескова И.В. Маргинальность и культурная идентификация молодежи / И.В. Лескова // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. М., 2008. № 2 (38). С. 252-259.

15. Чикаева К.С. Социальная агрессия как форма девиантного поведения молодежи в российском обществе / К.С. Чикаева, С.В. Юшина, Н.М. Сизова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zarubin E.N. Marginalization of Russian students: a structural aspect : author.....cand. sociological sciences. Novocherkassk, 2004. 28 p.

14. Leskova I.V. Marginality and cultural identification of youth / I.V. Leskova // Social policy and sociol-ogy.Interdisciplinaryscientificandpracticaljournal. M., 2008. № 2(38). Р. 252-259.

15. Chikaeva K.S. Social aggression as a form of deviant behavior of youth in Russian society / K.S. Chikaeva, S.V. Yushina, N.M. Sizova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2022. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.