Научная статья на тему 'Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции'

Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL HEALTH / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT'S YOUTH / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

Социальное здоровье молодежи рассматривается автором данной статьи как интегральная личностная характеристика, представляющая собой деятельностное состояние молодого человека. Социальное здоровье указывает на степень удовлетворенности молодого человека своим положением в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social health of student’s youth as an indicator of the socio-cultural integration

Social health of student’s youth is considered by the integrated personal characteristic which forms an active condition of the young man. Social health indicates such questions as how young people perceive the situation in society, their position in society and the rate of satisfaction in it.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции»

Н.Х. Гафиатулина

кандидат социологических наук, доцент кафедры моделирования социальных процессов Южного федерального университета*

Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции

Проблема социального здоровья студенческой молодежи в современном обществе приобретает особую актуальность в условиях социальных трансформаций в связи с лавинообразными темпами социальных изменений, возрастанием социального риска, углублением социальной напряженности, обострением социальной дифференциации студенческой молодежи как социально-демографической группы, к деятельности которой в условиях современного общества резко возрастают и предъявляются все новые требования. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого молодого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением. С социальным здоровьем российской студенческой молодежи, с ее осознанием своей роли в обществе и уровнем ее социокультурной интеграции связываются перспективы общественного развития.

Надо сказать, что социокультурная интеграция является одним из наиболее важных и сложных феноменов современной социальной действительности. В ней отражаются сущностный смысл общественного бытия и проблема молодого поколения как составной части социального целого (общества) в динамично меняющихся культурных и социальных условиях. Исходя из интерпретации двуединого контекста мира социального целого, раскрывающегося и в системном выражении, и в том, как его видят действующие индивиды, социокультурная интеграция представляется не только наследием объективного научного знания, но и результатом субъективного понимания.

С этой позиции в понимании социокультурной интеграции выделяется аспект внешней и внутренней устойчивости индивидов и групп в системе социальных связей и взаимоотношений. При этом соотнесенность такой особой социально-демографической группы, как студенческая молодежь, с социальным сообществом определяется наличием условий для адаптации к разнообразным ситуациям,

* Гафиатулина Наталья Халиловна, е-таП: gafiatulina@yandex.ru

выработке самосохранительных моделей поведения, основанного на реализации личностных резервов и поддержании социального здоровья.

В определении студенческой молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие ее от других групп:

- возрастные границы студенческого возраста;

- специфика социального статуса;

- ролевые функции и особенности поведения;

- характеристики социально-демографической группы;

- процесс адаптации, социализации и социально-культурной интеграции в конкретный исторический период;

- самоидентификация и социокультурное самоопределение студенческой молодежи как особой социальной группы.

В ракурсе данной статьи мы полагаем, что в настоящее время категорию «студенческая молодежь» можно рассматривать с точки зрения социокультурного подхода как неоднородную социокультурную общность потребителей услуг высшего профессионального образования, характеризующуюся разнообразием стилей жизнедеятельности, различными типами социального здоровья и фактором стабильности.

В теории личности А. Адлера описывались три фактора стабильности и динамики личности, которые, на наш взгляд, можно соотнести с позитивным социальным здоровьем: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Так, А. Адлер полагал, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если же усиливается стремление к самозначимости, то понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности'.

В данном положении вполне ясно вырисовывается зависимость социального здоровья от включенности субъекта в социальную жизнь, интегрированности в нее. Локализация социального здоровья выделяет так называемый внешний локус-контроль, при котором молодые люди видят источник своих переживаний в социальном окружении, в том, как воздействует на них общество в целом.

Социальное здоровье, исходя из нашего анализа, относится к категории понятий, отличающихся высокой степенью обобщения, и выступает в качестве показателя степени адаптированности и социокультурной интеграции. Оно характеризует общее внутреннее состояние студенческой молодежи, формирующееся в ее академической повседневности, включает ее отношение к окружающей действительности, оценку условий жизнедеятельности и жизненных перспектив, степень удовлетворенности учебой, жизнью в целом.

1

Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 133-139.

Социальное здоровье, по мнению ряда ученых, идентично пониманию социального благополучия. Так, принятая Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) концепция характеризует категорию здоровья как «состояние физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и патологических состояний»2. ВОЗ признала, что данное определение отражает наиболее полное понимание здоровья как целостной обобщенной характеристики качества жизни отдельного человека и населения.

Так, В.Н. Иванов в содержание понятия «социальное здоровье» населения в целом и молодежи в частности включает качество человеческой жизни, складывающееся из физического, психического здоровья человека, экологического состояния окружающей среды, культурно-нравственного ощущения себя и всех тех факторов, которые в первую очередь определяют социальное самочувствие личности. Исследователь рассматривает социальное здоровье граждан России как управляемый объект и считает, что на сегодняшний день необходима количественная и качественная оценка такого состояния для выявления «болевых точек» в обществе с целью изменения опыта оздоровления

„ я

российской молодежи3.

В понимании социального здоровья молодежи должен содержаться такой важнейший аспект, как наличие социальных контактов молодого человека, поскольку само социальное здоровье каждой личности обусловлено связью с социальными структурами и системой взаимодействия всех членов общества. Так, Л.В. Булыгина отмечает, что социальная составляющая здоровья молодого поколения отражает межличностные контакты и проявляется на трех уровнях: на социальном уровне - как социальная активность, интерес к социальной действительности; на природно-биологическом - как результат динамического равновесия функций органов и систем организма; на психическом - как эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности с ценностной ориентацией на здоровый образ жизни4.

Социальное здоровье молодежи - это своеобразный показатель социального мироощущения, которое не сводится к уровню дохода, осознанию себя обеспеченным или бедным, а является обобщенной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности молодого человека своим положением в обществе, показатель его социального самочувствия.

Социальное самочувствие студенческой молодежи - это реально функционирующее сознание и поведение данной социально-

2 Устав ВОЗ. Женева, 1968. С. 1.

3 Иванов В.Н. Социальное здоровье граждан - управляемый объект // Знак вопроса. 2008. № 4. С. 91-98.

4 Булыгина Л.В. Социальное здоровье подростков: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2009.

демографической группы, в котором проявляется эмоционально-комфортная оценка индивидом, социальной группой «уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами...»5. Иными словами, социальное самочувствие является субъективной стороной социального здоровья, поскольку включает в себя внутренние личностные переживания, личный и групповой опыт адаптации к новым условиям российской молодежи.

Социальное самочувствие может типизироваться в зависимости от степени удовлетворенности личности социально-экономическими, социально-психологическими, социокультурными условиями существования как позитивное, пограничное и негативное, отражающее степень выраженности чувств, оценок эмоционального и физического состояния6.

Положительный тип социального самочувствия отражает высокую степень социокультурной интеграции, удовлетворенность студенческой молодежи своим положением в социуме и обладает характеристиками: 1) уверенностью в себе, стабильно позитивным восприятием действительности; устойчивой совокупностью ценностных ориентаций; чувством общности; стремлением к самозначимости, самосовершенствованию; 2) стабильностью связей и отношений; устраивающим молодого человека социальным статусом; положительной социальной ориентацией личности; 3) стабильной положительной самооценкой; удовлетворительным состоянием физического здоровья.

Отрицательный тип социального самочувствия определяется неудовлетворенностью молодежи своим положением, отражает низкую степень интеграции и обладает следующими характеристиками: 1) неуверенностью, растерянностью; кризисом нравственных ценностей; кризисом нравственных ориентиров личности; низкой самооценкой; отсутствием стремления к самозначимости; 2) снижением социального статуса, признаками социальной изоляции и депривации, социальной апатией, маргинализацией; 3) тревожностью, внушаемостью, агрессивностью, приоритетом негативных настроений, ухудшением физического состояния.

Пограничный тип социального самочувствия отражает состояние неопределенности, соответствует среднему уровню интеграции и таким характеристикам, как: 1) размытость локализации; в социальном отношении - отсутствие интереса к проявлению активности; снижение самозначимости; маргинальность; ослабление и рассогласование норм и ценностей; 2) удовлетворительное состояние физического и

5 Бурко В.А. Интерпретация показателя «социальное самочувствие» // Общество и социология: новые реалии и новые идеи: тез. Первого всерос. соц. конгресса. СПб., 2000. С. 56.

6 Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М.К. Горшкова. М.; СПб., 2011.

психического состояния здоровья; 3) тенденции к снижению работоспособности; снижение предприимчивости; индифферентное отношение к существующим проблемам.

Таким образом, социальное самочувствие, являющееся субъективной стороной социального здоровья, - это индикатор адаптации и социокультурной интеграции личности молодого человека с социумом. Изменение одного влечет за собой перемены в другом. Оно измеряется через достаточность или недостаточность объективных условий для реализации собственных притязаний; восприятие молодым человеком благополучия собственной жизни, а также через удовлетворенность или неудовлетворенность жизненными достижениями, условиями существования.

Социальное здоровье определяет сочетание субъективных и объективных жизненных факторов, физиологических и психологических возможностей личности, позитивных и негативных условий формирования жизненной стратегии. Степень успешности прохождения процесса социальной адаптации и социокультурной интеграции оказывает решающее влияние на состояние социального здоровья, с одной стороны, а с другой - состояние социального здоровья обусловливает данные процессы.

Содержание категории социального здоровья включает, по мнению В.Н. Ярской, понятия социального комфорта, социальной безопасности, устойчивости социального статуса. При этом система статусных характеристик социальной группы или отдельно взятого индивидуума охватывает параметры экономической, этнической, профессиональной, образовательной, интеллектуальной, культурной и социально-психологической общественной интеграции молодого поколения7.

По нашему мнению, роль социального здоровья заключается в его регулирующей функции. Становясь мотивом поведения, оно может выражаться в различных формах активности или пассивности индивида. В соприкосновении с социумом происходит воспроизведение системы субъективных ощущений, которые указывают на определенную степень психофизиологической и социальной комфортности. В этом контексте состояние социального здоровья выступает в качестве индикатора социокультурной интеграции молодого человека в социальную среду. Надо отметить, что одновременно состояние социального здоровья является и условием, и результатом процесса социокультурной интеграции.

Выступая условием социальной интеграции, социальное здоровье интерпретируется с психологической точки зрения, исходя из того, что молодой человек реализует себя в социальной среде при важном условии: когда он наделен адекватным уровнем психической энергии,

7 Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 27 - 33.

идентифицирующей его способность активно действовать, достигать устойчивости и позволяющей адаптироваться к изменившимся условиям.

Что касается результата социокультурной интеграции, то социальное здоровье объясняется с социологической точки зрения. Так, например, Э. Дюркгейм полагал, что отрицательное мировосприятие распространяется на широкие слои населения, что в свою очередь порождает аномию - рассогласование ценностей и норм, приводит к

~ о

росту социальной апатии8.

Взаимосвязь психологического и социального в контексте беспокойства и тревожности в обществе в целом и в молодежной среде в частности дает возможность говорить об отрицательном ракурсе состояния социального здоровья, его дезинтеграционной роли.

Позитивные результаты социального самочувствия (социального здоровья) анализируются в плоскости представлений о положительных эмоциях, детерминируемые удовлетворенностью различными аспектами жизни, в том числе уровнем доходов, учебой, семьей, общим состоянием здоровья. Именно такой баланс дает нам основание характеризовать социально-психологический показатель степени интегрированности личности молодого человека в общество. Как индикатор социокультурной интеграции, социальное здоровье характеризуется преобладанием так называемого внешнего локус-контроля, при котором люди видят источник своих переживаний и своего самоощущения в социальном окружении, и взаимозависимостью с процессом социокультурной интеграции. Степень успешности прохождения процесса социальной адаптации и интеграции оказывает, с одной стороны, решающее влияние на состояние социального здоровья, а с другой - состояние самочувствия детерминирует данные процессы9.

Социокультурная интеграция оказывает на социальное здоровье молодежи автономное, не связанное с другими переменными (социально-структурными, демографическими) влияние, способствуя возникновению положительных социально-психологических состояний, таких как цельность личности молодого человека, самоуважение, целеустремленность, и связанных с ними благоприятных психофизиологических реакций. Кроме того, социальная интеграция выступает источником информации и мотивации, инициирующих

молодежь заботиться о своем здоровье в целом и социальном здоровье

10

в частности10.

Согласно одной из версий зависимости между социокультурной интеграцией и социальным здоровьем, чем больше общественных взаимоотношений и взаимосвязей, в которые вовлекается молодой человек, тем лучше не только для его социального здоровья, но и для

8 Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998.

9 Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие как показатель социокультурной интеграции // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 131-134.

1 Русинова Н.А., Панова Л.В., Сафронов В.В. Здоровье и социальный капитал // Социологические исследования. 2010. № 10.

здоровья в целом (но в том случае, если характер этих интеракций не будет являться отрицательным). ^гласно другой трактовке, основное значение приписывается социальной изоляции, поскольку она приводит к социальному нездоровью и в целом является продуцирующим стресс фактором, приводящим к чувству одиночества, снижающим самооценку молодежи и ее уверенность в способности отслеживать и контролировать все происходящее11.

Надо отметить, что механизм воздействия социальной интеграции на социальное здоровье современной российской молодежи обеспечивается именно благодаря помощи других людей, позволяющей воспринимать неблагоприятные события в менее негативном свете и дающей возможность для выработки эффективных стратегий преодоления социально-психологических стрессов.

Можно обозначить несколько функциональных разновидностей социальной интеграции: информационно-коммуникативную,

аффективно-оценочную и инструментальную. Первая предполагает получение конкретной рекомендации или необходимых сведений по определенному вопросу. Вторая, аффективно-оценочная, предполагает проявление к данному молодому человеку со стороны окружения заботы, аттракции, понимания, признания личностной значимости и помощи при принятии решений; инструментальная же функция предполагает конкретную практическую помощь в тех ситуациях, когда молодой человек, в силу субъективных или объективных причин, неспособен самостоятельно справиться с возникшими трудностями.

Таким образом, анализ социального здоровья российской молодежи позволяет выделить специфику данного феномена, заключающуюся в том, что оно определяет уровень социального здоровья молодежи и ее интеграцию, реализуемую через социальную устойчивость.

Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции. Социальное здоровье молодежи рассматривается автором данной статьи как интегральная личностная характеристика, представляющая собой деятельностное состояние молодого человека. Социальное здоровье указывает на степень удовлетворенности молодого человека своим положением в обществе.

Ключевые слова: социальное здоровье, студенческая молодежь, социокультурная интеграция, социальное самочувствие.

Gafiatulina N.K. Social health of student's youth as an indicator of the socio-cultural integration. Social health of student's youth is considered by the integrated personal characteristic which forms an active condition of the young man. Social health indicates such questions as how young people perceive the situation in society, their position in society and the rate of satisfaction in it.

Key words: social health, student's youth, socio-cultural integration, social well-being.

11 Berkman L.F, Glass T. Social Integration, Social Networks, Social Support, and Health // Social Epidemiology / L.F. Berkman, I. Kawachi (eds.). Cambridge, 2010. P. 137-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.