Научная статья на тему 'Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности'

Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СТРУКТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЮГ РОССИИ / SOCIAL HEALTH / RUSSIAN STUDENT YOUTH / STRUCTURAL MARGINALITY / STATUS / SOCIAL VALUE / SATISFACTION WITH LIFE / THE SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Н. Х.

В данной статье социальное здоровье студенческой молодежи как социальное явление рассматривается в контексте теории структурной маргинальности. Автор описывает и обосновывает состояние маргинального статуса студенческой молодежи Юга России. Социальное здоровье студенческой молодежи Юга России является отражением степени ее маргинального положения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Н. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A sociological analysis of social health of the student youth of the South of Russia in the framework of the theory of structural marginality

In this article the social health of the student youth as a social phenomenon is considered in the context of the theory of structural marginality. The author describes and explains the condition of the marginalized status of the student youth of the South of Russia. Social health of the student youth of the South of Russia is a reflection of the degree of her marginal position in society.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности»

Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности

Н.Х. Гафиатулина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В данной статье социальное здоровье студенческой молодежи как социальное явление рассматривается в контексте теории структурной маргинальности. Автор описывает и обосновывает состояние маргинального статуса студенческой молодежи Юга России. Социальное здоровье студенческой молодежи Юга России является отражением степени ее маргинального положения в обществе. Ключевые слова: социальное здоровье, российская студенческая молодежь, структурная маргинальность, статус, социальная ценность, удовлетворенность жизнью, Юг России.

Социальная российская действительность пока дает ученым из различных областей научного знания все больше оснований и поводов для обращения к проблемным социальным группам. Нынешние маргинальные группы в российском обществе сконструированы общественными изменениями, наблюдающимися более двух последних десятилетий. Современные ученые актуализируют проблематику студенческой молодежи как особой маргинальной группы, рассматривая ее в контексте процессов маргинализации в России, и тем самым подчеркивая переходность, неустойчивость, промежуточность социального статуса этой группы.

Наше исследовательское внимание к изучению проблемы социального здоровья российской студенческой молодежи в рамках теории структурной маргинальности определяется: во-первых, ее особенной ролью в общественном воспроизводстве как специфичной и крайне противоречивой социально-демографической группы; во-вторых, переходностью ее социального статуса; в-третьих, с изменениями, происходящими в российском обществе и затрагивающими молодежь, а также отражающимися на ее социальном здоровье и благополучии в целом.

В работах В.Т. Лисовского, Г.Е. Зборовского, В.А. Лукова, В.Т. Шапко, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок и других ученых проведен анализ социального облика студенческой молодежи как особой группы транзитивного типа, имеющей большую долю риска стать маргинальной группой.

Однако прежде чем рассуждать о маргинальном статусе российской молодежи в социуме, необходимо разобраться в особенностях ее социального здоровья в повседневной реальности.

Вопросы изучения проблемы социального здоровья молодежи содержатся в трудах российских социологов (А.С. Москвич, И.В. Зузуля, О.Е. Ноянзиной, Е.В. Курашкиной, Л.В. Булыгиной, Е.В. Цикалюк). Так, например, в диссертационном исследовании А.С. Москвич, социальное здоровье молодежи рассматривается как категория, которая характеризует состояние жизнеспособности общества как социального организма. Это состояние отражает реалии общества [1].

В концепции Э. Фромма здоровье личности в целом зависит, в первую очередь, не от самого индивида, а от структуры данного общества, которое оказывает как развивающее, так и деформирующее влияние на человека [2].

Особый интерес для нас представляет рассмотрение социального здоровья студенческой молодежи Юга России, который является одним из наиболее сложных регионов, в котором присутствуют неоднородность социально-экономического пространства, полиэтничный состав, активные миграционные процессы, повышенный фон социально-политической конфликтности среди молодых людей, проявления экстремизма, аномийных (аддиктивных) форм поведения, а также наличие комплекса проблем, связанных с маргинальным (пограничным положением) современной студенческой молодежи.

Индивидуально-личностная и общественная ценность социального здоровья студенческой молодежи состоит в том, что во-первых, оно являет

собой интегрирующий показатель социального статуса и положения молодежи в обществе; во-вторых, оно выступает социально-психологическим инструментом регулирования поведенческих стратегий, обладая при этом как интегрирующим, так и сдерживающим потенциалом.

Социальное здоровье студенческой молодежи становится, с одной стороны, важнейшим показателем степени включенности молодежи в общество, с другой - определяющим фактором отношения общества к студенчеству.

Согласно мнению Т.Ф. Масловой, позитивные результаты социального здоровья студенческой молодежи анализируются в плоскости представлений о положительных переживаниях, детерминируемые удовлетворенностью различными аспектами жизни, в том числе уровнем доходов, учебой, семьей, общим состоянием физического здоровья. Именно такой баланс дает нам основание характеризовать социально-психологический показатель степени интегрированности личности молодого человека в общество. Как показатель общественной интеграции социальное здоровье характеризуется превалированием так называемого внешнего локус контроля, при котором молодежь видит источник собственных переживаний и своего самоощущения в социальном окружении, и взаимозависимостью с процессом социокультурной интеграции [3]. Степень успешности прохождения процесса социальной интеграции оказывает, с одной стороны, решающее влияние на состояние социального здоровья, а также указывает на наличие и степень маргинализации, а с другой, - степень маргинализации детерминирует процесс социокультурной интеграции и отражается на социальном здоровье российской молодежи.

Социальное здоровье, согласно Е.В. Дмитриевой, осветившей теоретико-методологические основания социологии здоровья, никоим образом не следует сводить к клиническим проявлениям организма, оно

является обобщенной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности молодого человека своим положением в обществе [4], и, тем самым является отражением степени ее маргинального положения.

В чем же специфика теории структурной маргинальности применительно к социологическому анализу социального здоровья студенческой молодежи? Для ответа на данный вопрос обратимся к концепции структурной маргинальности.

Концептуальные основы теории структурной маргинальности сформулированы американскими социологами Р. Парком и Е. Стоунквистом. Отметим, что у Р. Парка понятие маргинальности (от лат. margo - граница, край, предел) обозначало положение индивидуумов, пребывающих на границе двух различных противоборствующих между собой культур, и предназначалось для изучения последствий неадаптированности мигрантов [5]. Е. Стоунквист определяет маргинального индивида в терминах личности или группы (например, группы студенческой молодежи), которые переходят из одной социокультурной среды в другую (к примеру, переходное положение молодежи из статуса студента в статус рабочего, служащего и т.д.) [6]. Здесь, согласно определению степени маргинальности некоторых социальных групп (и студенческой молодежи, как специфичной по ряду признаков социальной группы в особенности) В. Манчини вводит категории сущностной и процессуальной маргинальности, которые позволяют определить генезис маргинальности тех или иных индивидов и социальных групп. Они различаются степенью статичности или динамичности маргинальной позиции, которую занимает конкретный индивидуум или группа. Так, сущностная маргинальность сопряжена со статусом в структуре, когда группа становится маргинальной «по определению», процессуальная же маргинальность основополагается на мобильности, когда группа (в нашем случае группа студенческой молодежи) перемещается из одной позиции в

другую [7]. По нашему мнению, второй вид маргинальности имеет прямое отношение к группе студенческой молодежи, поскольку обобщает в себе признаки социально-ролевой маргинальности. Исходя из концепции Стоунквиста, можем утверждать, что молодежь находится в некотором балансировании между двумя мирами, один из которых преобладает над другим. Ученый применяет определенный перечень характеристик, напрямую, на наш взгляд, отражающий степень влияния маргинального положения на социальное здоровье студенческой молодежи: дезорганизованность, ощущение неприспособленности, алармизм, внутреннее напряжение, изолированность, отчужденность, разочарованность, эгоцентрочность, социальная агрессивность и др. [7].

Как отмечает в своей диссертационной работе, посвященной проблеме маргинализации российского студенчества Е.Н. Зарубин, маргинализация молодежи имеет структурный характер и определяется вытеснением студенческой молодежи на периферию общества, утратой ясных социальных перспектив. Так, автор указывает, что студенческая молодежь отрицательно оценивает собственные жизненные перспективы, а каждый третий придерживается внешней или внутренней маргинализации. Структурная маргинализация студенческой молодежи выражается в понимании неравенства стартовых возможностей [8], а значит, и неравенства ресурсов социального здоровья. Отсюда возникает предрасположенность к социальной эксклюзии, а следовательно, и к формированию низкого уровня социального здоровья данной социально-демографической группы.

Развивая теорию маргинальности, Е. Хьюз обратил внимание на значимость переходных фаз, которые переводят молодых людей от одного образа жизни к другому [9] (жизнь в вузе - переходный этап в подготовке к более взрослой жизни). Хьюз расширил концепцию, включив фактически всякую ситуацию, в которой индивид хотя бы частично идентифицируется с

двумя референтными группами либо статусами, но при этом нигде полностью не принимается (и это напрямую относится к студенческой молодежи Юга России). В таком расширенном формате феномен маргинальности студенческой молодежи появляется, когда она функционирует в жизнедеятельности такого гетерогенного, полиэтничного, изобилующего конфликтогенными явлениями и экстремистскими настроениями, неоднородного по социально-экономическим, историческим геополитическим показателям пространства, как Юг России [10, 11].

Структурная маргинальность в среде молодежи Юга России более низкого класса порождает антисоциальную, экстремистскую, порой даже преступную субкультуру, которая обеспечивает ее носителей значимыми ролями. Однако данные роли не способствуют выходу в официальное общество, а их реализаторы преследуются посредством социального контроля. Наиболее серьезно структурной маргинальности подвержена студенческая молодежь, принадлежащая к национальным меньшинствам Юга России. И если она в довершении к этому принадлежит к низшим стратам общества, то проблем с ее социальным здоровьем еще больше, так как уменьшающийся спрос на неквалифицированную рабочую силу осложнен дискриминацией.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным российскими учеными под руководством М.К. Горшкова, с одной стороны, определяется наличие достаточно высокого уровня социальной напряженности и высокой степени маргинализации молодежи в регионе, с другой - потенциальная возможность достижения и обеспечения национального мира на Юге России посредством разрешения наиболее острых проблем, в том числе повышения качества жизни в регионе, снижения уровня напряженности, формирования и укрепления социального капитала региона [12].

Так, по результатам опроса молодежи 18-24 лет в 2011г., проведенного в Дагестане, Краснодарском крае, Карачаево-Черкессии и Ставропольском крае, молодежь, высказывая свое мнение о ее настоящем социальном положении, весьма часто отмечает, что ее беспокоят многие актуальные социальные «проблемы, решение которых вызывает большие затруднения» и отражается на состоянии здоровья в целом. В частности, молодежь Дагестана дает такой ответ в 42,7% случаев, Краснодарского края - в 45,2%, Ставропольского края - в 36,1%, а Карачаево-Черкессии - вообще в 53,8% случаев [12]. А по результатам эмпирических исследований 2014г. среди студенческой молодежи Южного федерального университета, обнаружено, что к факторам, снижающим уровень эмоционального состояния, студенческая молодежь относит: здоровье и современную политику, семейные проблемы, окружающую общественную среду [13]. Согласно социологическим опросам, проблемами, беспокоящими современную студенческую молодежь в повседневной жизни, являются: здоровье близких людей (51,9%), собственное будущее и положение в обществе (43,1%), собственный уровень доходов (37,8%), собственная учеба и работа, карьера (39,4%). Это ли не является свидетельством отражения на социальном здоровье состояния нестабильности, транзитивности (в нашем случае возрастание маргинальности) [14] молодежи Юга России?

Таким образом, структурная маргинальность студенческой молодежи Юга России может быть определена нами как ситуация, имеющая отношение к положению молодых людей, для которых институциированные роли находятся в недосягаемости, и как следствие, такие люди страдают от дефицита социальной ценности, что, в свою очередь, отражается на состоянии ее социального здоровья.

Стоит подчеркнуть, что до тех пор, пока новые формы общественного регулирования не обеспечат институциированные роли для студенческой

молодежи, структурная маргинальность и неблагополучное социальное здоровье молодых людей, особенно таких сложных регионов, как Юг России, абсолютно неизбежна. Необходимо, в первую очередь, признать наличие проблемы структурной маргинальности студенческой молодежи и степени ее значимости для жизни всего российского социума, а в дальнейшем планирование и проведение широкомасштабной молодежной социальной политики.

Литература

1. Москвич А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона (на примере Хабаровского края): автореф. дис. ...канд. социол. н. Хабаровск, 2008. C. 9.

2. Фромм Э. Здоровое общество. URL: freck.pp.ru/hamlib/EFromm-TheSaneSociety.html.

3. Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие как показатель социокультурной интеграции. Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 131-134.

4. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М., 2002. С. 102.

5. Park R.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. №6. pp. 881-893.

6. Stoneguist E.V. The marginal Man. A study in personality and culture conflict. New Jork: Russel and Russel, 1961. P. 221.

7. Manchini B.J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday // Intern. rev. of mod. Sociology. New Delhi, 1988. Vol. 18. №2. pp. 189-190.

8. Зарубин Е.Н. Маргинализация российского студенчества (структурный аспект): автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. С. 3.

9. Hughes E.C. Social change and status protest: An assay on the marginal man // Phylon-Atlanta, 1945. Vol. 10, №1. pp. 59-65.

10. Свечкарев В.П. Технологии проактивного противодействия экстремизму // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2606.

11. Мощенко И.Н., Иванова И.М. Основные социальные сферы концентрации конфликтного потенциала на Юге России // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2614.

12. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект. Под ред. М.К. Горшкова. М., СПб., 2011. С. 77.

13. Сажина Л.В. Социологический анализ факторов, моделирующих физические и эмоциональные аспекты здоровья современной студенческой молодежи Южного Федерального университета // Инженерный вестник Дона, 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2538.

14. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // Инженерный вестник Дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824.

References

1. Moskvich A. S. Social'noe zdorov'e molodezdi kak factor social'no-economicheslogo razvitiya regiona (na primere Habarovskogo kraya) [Social health of young people as a factor of socio-economic development of the region (on the example of the Khabarovsk Krai)]: author. dis. ...candles. of sociology. sciences. Khabarovsk, 2008. P. 9.

2. Fromm E. Zdorovoe obschestvo [Healthy society]. URL: freck.pp.ru/hamlib/EFromm-TheSaneSociety.html.

3. Maslova T.F. Social'noe samochuvstvie kak pokazatel sociokultyrnoj integracii [Social well-being as indicator social cultural integration]. The well-being of population in the modern Russia. Rostov-on-Don, 2010. pp. 131-134.

4. Dmitrieva E. C. Sociologiya zdorov'ya: metodologicheskie podchodi I kommunikacionniye programmi [Sociology of health: methodological approaches and communication program]. M., 2002. P. 102.

5. Park R.E. Human migration and the marginal man. American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. №6. pp. 881-893.

6. Stoneguist E.V. The marginal Man. A study in personality and culture conflict. New Jork: Russel and Russel, 1961. P. 221.

7. Manchini B.J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday. Intern. rev. of mod. Sociology. New Delhi, 1988. Vol. 18. №2. pp. 189-190.

8. Zarubin E. N. Marginalizatciya rossijskogo studenchestva (structurnij aspekt) [The marginalization of Russian students (structural aspect)]: author. diss. ... candles. of sociology sciences. Novocherkassk, 2004. P. 3.

9. Hughes E.C. Social change and status protest: An assay on the marginal man // Phylon-Atlanta, 1945. Vol. 10, №1. pp. 59-65.

10. Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2010. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2606.

11. Moshchenko I.N., Ivanova I.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2010. №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2614.

12. Social'noe samochuvstvie naseleniya v usloviyach refofm: regional'nij aspect [Social well-being of the population in the conditions of reforms: regional aspect]. Under edition M.K. Gorshkov. M., SPb., 2011. P. 77.

13. Sazhina L.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2538.

14. Gafiatulina К.К. М^^шУ] vestnik Dona (Яш). 2013, №3 ЦЯЬ: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.