Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Социология
УДК 316.4
Социальное самочувствие российских студентов в контексте устойчивого развития высшей школы
Ишкинеева Ф.Ф.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии, заведующая Лабораторией социологических исследований Казанского (Приволжского) федерального университета
Ахметова С.А.
Кандидат философских наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета
Бушкова-Шиклина Э.В.
Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и социальной психологии Вятского государственного университета
Чернова С.А.
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и рекламы Вятского государственного гуманитарного университета
В статье на эмпирическом материале анализируются различные аспекты социального самочувствия студентов Казанского и Вятского университетов как представителей федерального и государственного вузов. Делается вывод, что при наличии сходных тенденций наблюдаются некоторые различия, связанные с более благоприятными возможностями для профессионального развития студентов федерального вуза.
Ключевые слова: социальное самочувствие, федеральный университет, региональный университет, студенты, образовательные услуги, устойчивое развитие.
В сфере образования в России и за рубежом наблюдается ряд мировых трендов, определяющих состояние системы образования под влиянием вызовов времени: массовизации и интернационализации
образования, в том числе интеграции учебных заведений в глобальное образовательное пространство; принятия международных норм в сфере образования; подверженности мировой экономики кризисам;
207
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Социология
формирования нового технологического уклада в промышленности, что сказывается на снижении объемов финансирования образования в развитых странах и поиске путей повышения эффективности вложенных в образование средств; цифровой революции, развития информационно-коммуникационных технологий, способствующих появлению технологий on-line-образования [1].
Усиливающаяся конкуренция на рынке образовательных услуг способствует трансформации традиционных моделей образовательных учреждений. Наиболее успешными в ближайшем будущем, по мнению ведущих экспертов, станут следующие типы вузов: 1) элитные - университеты, имеющие глобальный бренд и многовековую историю, 2) массовые университеты: ориентированы на качественное образование среднего класса по всему миру,
3) нишевые: узкоспециализированные, 4) местные: городские и региональные, 5) университеты непрерывного (пожизненного) обучения.
В России наиболее распространенными из этих типов вузов являются региональные, насчитывается более 1000 вузов, большинство из которых разбросаны по регионам и испытывают нехватку квалифицированных кадров и ресурсов. Несмотря на это, они продолжают предоставлять студентам полный пакет образовательных программ, зачастую не имея возможности обеспечить их качество [1, с. 43]. В то же время небольшие региональные вузы имеют свои преимущества: «семейная» обстановка, возможность специализации (например, педагогической, медицинской и пр.), тесной научно-практической связи с местными работодателями и др.
В соответствии с указанными тенденциями в литературе все чаще актуализируется проблема устойчивого развития вуза как способа выживания в постоянно изменяющихся условиях [2-4]. Устойчивость рассматривается как свойство системы оставаться в состоянии равновесия и тождества со своей сущностью в условиях изменений. При этом условием устойчивого развития становится «рост возможностей системы в основном за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов, а также за счет повышения качества управления» [5, с. 20]. Устойчивое развитие вуза рассматривается с двух сторон: как устойчивое социально-экономическое системное развитие и как устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов и преподавателей. При этом успешность личностно-профессионального развития студентов зависит от создания единого личностно-профессионального пространства, базирующегося на принципах разумной организации образовательного пространства, опережающего развития (ориентированного на будущее) и основанного на видении профессиональных перспектив содержания образования, его технологичности. Закономерно возникает
вопрос о критериях оценки устойчивости развития вуза, эффективности его деятельности в условиях реформ в системе высшего образования.
Одним из критериев эффективности деятельности вуза является социальное самочувствие студентов. Социальное самочувствие - сложное для исследования явление, характеризующееся многоплановостью, комплексностью и динамичностью. Это - своеобразный показатель «социальных мироощущений личности, социальных групп и общностей» [6, с. 59]. Анализ научных источников позволяет выделить несколько подходов к пониманию социального самочувствия той или иной категории населения.
1. Самочувствие как удовлетворенность человека различными сторонами жизни: как правило, исследователи выделяют трудовую, бытовую и социально-политическую сферы [7-8].
2. Социальное самочувствие как удовлетворенность человека реализацией жизненной стратегии в целом, смысложизненных потребностей [9].
3. Социальное самочувствие как показатель социальной адаптированности - результата приспособления индивида или группы к конкретным социокультурным условиям, как оценка успешности той или иной социальной группы [10].
4. Социальное самочувствие как критерий комфортности окружающей среды [11].
Социальное самочувствие студентов рассматривается как интегральная характеристика достигнутого уровня благополучия, выражающаяся в оценках реальных параметров жизни (внешних условий жизнедеятельности, степени адаптированности к социокультурным условиям); оценках своего внутреннего состояния, являющихся результатом рефлексии по поводу собственных успехов и неудач.
Для определения уровня социального самочувствия студентов различных типов вузов: федерального - Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) и регионального - Вятского государственного гуманитарного университета (Вят-ГГУ) в 2014 г. проведен репрезентативный опрос студентов 2-4 курсов различных факультетов (1200 и 400 респондентов соответственно). Ошибка выборки - в пределах допустимых значений (3,5-5 %). Базовым эмпирическим методом явился формализованный опрос по специально разработанному вопроснику. Результаты опроса подверглись статистической обработке в операционной программе IBM SPSS Statistics
21.00 (архивы лабораторий социологических исследований Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ и ВятГГУ).
На социальное самочувствие студентов влияют условия жизнедеятельности вуза и их оценка студентами. Удовлетворенность студентов образовательным процессом - одна из составляющих интегральной оценки социального самочувствия. При-
208
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Социология
ведем данные, характеризующие студентов обоих вузов в этом отношении.
Из таблицы 1 видно, что в Вятском университете студентов, удовлетворенных процессом обучения, значительно меньше. Для выявления конкретных проблем, волнующих студентов и определяющих их социальное самочувствие, использован уточняющий вопрос: «Если Вы не удовлетворены, то чем именно?» Для студентов обоих вузов на первом месте - высокая стоимость образовательных услуг (зависит от престижа учебного заведения и от востребованности специалистов на рынке труда). На втором месте в КФУ- проблема неудовлетворительного преподавания, вызванная применением устаревших методик; третье место заняла проблема нарушения равенства шансов на получение образования; четвертое - несоответствие образования требованиям рынка труда. У студентов ВятГГУ на втором месте - несоответствие образования спросу на рынке труда. Менее всего студентов в обоих вузах волнуют проблемы отсутствия контроля государства за процессом обучения в вузе и коррупция в системе образования. Другим важным показателем, определяющим не только удовлетворённость обучением, но и возможность стать специалистом высокой квалификации, является материальная база вуза (удобство аудиторий, качество лабораторий, компьютерных классов и т.д.). Сравнение данных по вузам показывает, что среди студентов ВятГГУ больше неудовлетворенных материально-технической базой своего вуза, чем среди студентов КФУ: «вполне удовлетворены» - по 53 %, «не вполне удовлетворены» - 43 % и 37 % соответственно, «полностью не удовлетворены» - 2 % и 8 %.
Удовлетворенность процессом обучения во многом определяется престижностью вуза. Престижность вуза косвенно определялась с помощью вопроса: «Какие чувства Вы испытываете, когда говорите знакомым, что учитесь в КФУ/ВятГГУ?». Две трети опрошенных студентов КФУ - 66 % - заявили: «гордость», такой же ответ выбрали 37 % кировчан. Вариант «ничего не испытываю» был выбран 16 % студентов КФУ и 32 % студентов ВятГГУ и, наконец, 2,5-4 % - «испытывают разочарование». В целом результаты опроса свидетельствуют о по-
Таблица 1
Распределение студентов по степени удовлетворенности процессом обучения (в % к числу респондентов в каждом вузе)
ВятГГУ КФУ
Да, удовлетворен 49 66
Не совсем удовлетворен 36 18
Не удовлетворен 9 7
Затрудняюсь ответить 6 9
Всего 100 100
зитивной оценке студентами своих вузов, в то же время среди студентов КФУ почти вдвое больше лиц, гордящихся своим университетом, чем среди студентов г. Кирова.
Профессиональное самоопределение - важный и сложный этап в жизни студентов, находящийся в прямой корреляции с их социальным самочувствием. Как показывает практика, учащиеся в силу своих возрастных особенностей и, следовательно, ограниченного жизненного опыта, а также фактора нестабильности жизни в России, не всегда имеют четкое представление о своем профессиональном будущем и испытывают существенные трудности при выборе учебного заведения. Будучи абитуриентами, они нередко совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов. Результаты исследования показали, что 58 % студентов КФУ «скорее шли за знаниями», 23 % «скорее шли за дипломом» и лишь 10 % студентов признаются - «ни о чем я не думал, все поступали и я тоже». Аналогичная ситуация отмечается у студентов ВятГГУ - более половины из них (55 %) пришли в вуз учиться, получать знания. В то же время, результаты опроса показали, что такие факторы, как связи и знакомства в вузе, неофициальная плата, участие и победы на всероссийских олимпиадах, меньше всего (в 1-3 % случаев) влияют на поступление в вуз. Это говорит о том, что большинство студентов все-таки старается подходить к выбору профессии вполне осознанно.
В среде студентов преобладает стратегия «действия по ситуации», которая, возможно, является наиболее оптимальной в нестабильных социальноэкономических условиях. Поэтому среди значимых личных и общественных проблем выделяются в первую очередь проблемы материального характера (заработная плата, уровень жизни, совмещение работы и учебы). Уровень жизни студентов, наличие/ отсутствие материальных проблем, возможности потребления значительно влияют на социальное самочувствие студентов.
Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что у каждого второго студента ВятГГУ имеются материальные проблемы, студентов КФУ, имеющих материальные проблемы, меньше - 39 %. О том, что материальная обеспеченность не являет-
Таблица 2
Распределение студентов по наличию/ отсутствию материальных проблем (в % от общего числа опрошенных в каждом вузе)
Проблемы ВятГГУ КФУ
Да, серьезные проблемы 6 5
Да, небольшие проблемы 47 34
Нет никаких проблем 45 54
Затрудняюсь ответить 2 7
Всего 100 100
209
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Социология
ся для студентов приоритетной по значимости, по крайней мере для казанских студентов, свидетельствуют результаты опроса: озабоченность в этом плане проявили 13 % казанских студентов и 26 % кировских студентов, что подтверждает тезис о более низком уровне жизни кировчан по сравнению с жителями г. Казани.
На социальное самочувствие студентов, несомненно, влияет состояние их здоровья. Результаты опроса показали, что среди студентов КФУ больше лиц, полностью удовлетворенных состоянием своего здоровья: 38 % против 30 % студентов ВятГГУ (табл. 3).
Таблица 3
Удовлетворенность студентов состоянием своего здоровья (в % к числу респондентов в каждом вузе)
Ответы ВятГГУ КФУ
Полностью удовлетворен 30 38
Не вполне удовлетворен 64 53
Полностью не удовлетворен 5 5
Затрудняюсь ответить 1 4
Всего 100 100
Противоречивость и неоднозначность преобразований, происходящих в стране и в вузе, отражаются на настроениях студентов. Практически каждый третий студент обоих вузов испытывает чувство раздражения, безразличия, пессимизма, неверия в будущее (32-36 %). Тем не менее преобладающим настроением у студентов обоих вузов является позитивный настрой: 62-66 % студентам свойственны спокойствие, уверенность, оптимизм (табл. 4).
Таблица 4
Распределение студентов в соответствии с оценкой настроения (в % к числу опрошенных в каждом вузе)
Настроение ВятГГУ КФУ
Спокойствие 34 32
Уверенность, оптимизм 28 34
Раздражение 15 14
Безразличие 14 10
Пессимизм, неверие в будущее 7 6
Другое 2 4
Всего 100 100
В целом можно констатировать, что в общей характеристике социального самочувствия студентов федерального и регионального вузов так или иначе отражаются потенциалы региона и вуза. В принципе показатели социального самочувствия студентов обоих вузов имеют идентичный характер, расхождения, зафиксированные в процессе опроса, свидетельствуют о различиях в специфике функци-
онирования регионов - дотационном и регионе-до-норе - и, соответственно, находящихся в них вузов. Студенты Казанского университета находятся в более благоприятных условиях, так как федеральные вузы обладают большими возможностями для развития. В то же время потенциал обоих вузов далеко не исчерпан. Университеты как федеральные, так и региональные могут и должны стать площадкой для реализации научного, культурного, интеллектуального и общественного потенциала студентов, что позволит улучшить их социальное самочувствие и, как результат, ускорить ход поступательного развития страны.
Литература:
1. Эпоха «Гринфилда» в образовании // Центр образовательных технологий Московской школы управления СКОЛКОВО. - М., 2013. - URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/ research/education_10_l0_13.pdf (дата обращения: 12.04.2015 г.).
2. Мельникова О.Ю. Образование для устойчивого развития в вузе в современных экономических условиях // Современные научные исследования: теория, методология, практика. - 2014. - Т. 1. -№ 5 (5). - С. 97-103.
3. Маркова М.В. Маркетинг взаимодействия как инструмент устойчивого взаимодействия вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2013. - № 1. - С. 58-61.
4. Тищенко М.П. Формирование профессио-
нальных компетенций выпускников вузов в контексте устойчивого развития // Вюник Дншропетровського державного аграрного
ушверситету. - 2013. - № 2. - С. 161-164.
5. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов вуза // Вестник Минского университета. - 2015.
- № 1(9). - С. 19-24.
6. Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 2. - С. 59-63.
7. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. - М.: Институт социологии РАН, 1992. - 160 с.
8. Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социс. - 1998. - № 8.
- С.88-94.
210
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Социология
9. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс. - 2000. - № 12. - С. 50-55.
10. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс. - 2003. - № 4. - С. 143-150.
11. Щербакова В.П. Социальное самочувствие молодежи - интегральный показатель ее адаптации к общественным переменам в России. - URL: http://psibook.com/sociology/sotsialnoe-samochuvstvie-molodezhi-integralnyy-pokazatel-ee-adaptatsii-k-obschestvennym-peremenam-v-rossii.html (дата обращения: 12.02.2014 г.).
Social Well-being of Russian Students in the Context of Stable Development of Higher School
F.F. Ishkineeva, S.A. Akhmetova Kazan (Volga Region) Federal University
E.V. Bushkova-Shiklina Vyatka State University
S.A. Chernova
Vyatka State University of Humanities
Based on empirical data, the paper presents different aspects of social well-being of students of Kazan (Volga-region) Federal University and Vyatka State University as representatives of federal and state universities. The authors come to the conclusion that notwithstanding common tendencies there are certain differences connected with better opportunities for professional development of the federal university students.
Key words: social well-being, federal university, regional university, students, educational services, stable development.
211