УДК 378.147
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА: СМЫСЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЖИЗНИ
© 2015
Н.С. Александрова, доктор педагогических наук, профессор Вятский социально-экономический институт, Киров (Россия)
Аннотация. В статье представлены варианты подходов к пониманию социально-культурной адаптации студентов в образовательной среде вуза. Рассматриваются вопросы моделирования социально-культурной адаптации, которая будет способствовать формированию у студентов смысла образования и жизни. Пропагандируется идея трансляции культуры в классическом ее понимании и актуализируется значимость овладения культурных ценностей в процессе образования и жизнедеятельности.
Ключевые слова: социально-культурная адаптация, образовательная среда, культурные ценности, студент, вуз.
Постановка проблемы. Современная социально-экономическая ситуация обострила проблему профессионального становления инициативных и мобильных специалистов. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.» для общества и государства в целом важен такой уровень специалистов, которые в процессе образования и последующей жизнедеятельности будут способны результативно находить и реализовы-вать себя в изменяющихся условиях. В этой связи особую важность приобретает проблема овладения студентами культурными ценностями в процессе социально-культурной адаптации, которые позволят осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего жизненного, личностного и профессионального развития.
Современная социокультурная ситуация осложняется тем, что студенты испытывают затруднения в освоении новых социальных ролей, культурных ценностей, соблюдении норм и правил общения, овладении социальным опытом. Важность понимания сложности современной социокультурной ситуации, необходимость овладения культурными ценностями с целью успешной социально-культурной адаптации студентов, сподвигну-ли нас обратиться к этой теме.
Цель исследования. Анализ социально-культурной адаптации студентов в образовательной среде вуза в ситуации овладения ими смысла образования и дальнейшей жизнедеятельности.
Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы, анализ документов учебно-воспитательного процесса, педагогические методы.
Содержание исследования. Социально-культурная адаптация в понимании большинства членов научного сообщества, осмысливается как процесс приспособления, усвоения индивидом или коллективом новых для них социальных обстановок или социального окружения.
Социально-культурная аадаптация в общем виде выступает как неизменно активный процесс: энергичное модификация социального окружения или трансформация лично себя. Именно трансформация себя, являясь общим направлением адаптации (или приспособления) и разрешая вопросы аадаптации, может проходить как процесс формирования индивидов. Возникает необходимость определения индивидом адаптационной стратегии. С этой целью он определяет:
а) запросы социального окружения их сила, уровень агрессивности, ограниченность индивида в реализации своих потребностей, уровень нарушения привычного образа жизни и постоянства и т.п.;
б) потенциальные возможности индивида в плане модифицирования, изменение среды по своим индивидуальным потребностям;
в) стоимость физических и психологических затрат при определении стратегии модификации окружения или стратегии трансформации лично себя.
В объединенном виде ученые определяют четыре фазы адаптации индивида в новом для него социальном окружении (исследования П. Д. Павленка):
1) первоначальная фаза, когда личность или коллектив понимают, как они должны вести себя в новом для
них социальном окружении, но еще не намерены признавать и принимать систему ценностей нового окружения и стараются соблюдать прежнюю систему ценностей;
2) фаза терпимости, когда личность, коллектив и новое окружение выражают взаимную снисходительность к имеющейся структуре ценностей и стилю жизни относительно одного и другого;
3) аккомодация, т.е. утверждение личностью первостепенных звеньев системы ценностей нового окружения при одновременном принятии нескольких ценностей личности, коллектива и нового социального окружения;
4) ассимиляция, т.е. совершенное совпадение систем ценностей личности, коллектива и окружения [1].
В адаптационном процессе образовательное учреждение и личность находятся во взаимодействии. Например, на эффективность адаптационного процесса значительное воздействие показывают такие составляющие организации, как материально-техническая совокупность средств, разновидность и степень организации процесса обучения, особенности внутри коллективных взаимоотношений и организационная структура и т.д. Образовательная организация через эти характеристики инициирует обучающимся свои запросы и вместе с тем свои выгоды в сравнении с остальными представителями на рынке образовательных услуг.
Значительным моментом социально-культурной адаптации, по мнению В. В. Морозова, служит утверждение личностью некоторой социальной роли. Можно утверждать о некоторых конфигурациях социальной роли в социально-культурной адаптации: инициативной, когда личность хочет оказывать влияние на среду с целью активизации реакции на изменения (нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельность, которую он должен освоить), и пассивной, когда личность не желает такого воздействия и изменения. Эффективность социально-культурной адаптации определяется тем, насколько адекватно личность ощущает себя и свои общественные взаимосвязи.
Социально-культурная адаптация индивида, как правило, включает несколько видов, таких как физиологическую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Физиологический уровень социально-культурной адаптации обозначает возможности организма индивида сохранять свои характеристики в границах, нужных для нормальной жизни при модификации внешних условий.
Экономический уровень социально-культурной адаптации предполагает усвоение последних социальных и экономических стандартов и точек зрения на экономические отношения личности.
Педагогический уровень социально-культурной адаптации определяется приспособлением к режиму обучения, воспитания, которые взращивают ценностные ориентиры личности. Также, адаптация личности определяется комплексным воздействием на нее природных, наследственных, географических обстоятельств.
Психологический уровень социально-культурной адаптации. В психологической науке адаптацию опреде-
ляют как способ привыкания органов чувств к специфи-кам влияющих на них стимулов. Явление психологической адаптации личности осуществляется постоянно, т.к. всегда меняются социальные и экономические обстоятельства жизнедеятельности, политические, моральные, этические установки, экологическая ситуация и т.д.
Профессиональный уровень социально-культурной адаптации обнаруживается в установленной степени владения профессиональными навыками и умениями, в развитии отдельных профессионально важных качеств индивида, в воспитании постоянного позитивного взгляда к своей профессиональной стезе [3].
Эффективная социально-культурная адаптация индивидов вызывает много затрат духовной энергии личности, правильно спланированной учебно-воспитательной работы со стороны образовательного учреждения, главной целью которых, является содействие и помощь в преодолении жизненных преград и сложностей. Именно поэтому профессорско-преподавательскому составу важно осуществлять психологическую и педагогическую помощь в социально-культурной адаптации студентов.
Характеристиками эффективной социально-культурной адаптации ученые в этой области называют социальное положение личности в определенной сфере и психологическая удовлетворенность социальным окружением и ее некоторыми составляющими (удовольствие в работе и ее условиями, содержанием, оплатой труда и т.д.). Характеристиками не результативной социально-культурной адаптации выступают влечение личности к смене социальной среды. Действенность социально-культурной адаптации обусловливается и характеристиками, как непосредственно личности, так и окружения. Например, чем многоаспектнее новое окружение (больше социальных взаимосвязей, трудная коллективная деятельность, социальная неоднородность), чем активнее в ней осуществляются преобразования, тем более трудно для личности оказывается социально-культурной адаптация. Немаловажную роль, определяющую социально-культурную адаптацию играют социальные и демографические характеристики личности, а именно образование и возраст [3].
Результаты и их обсуждение. Изучая социально-культурную адаптацию, нельзя отделять психологический момент от социального. А. А. Налчаджан на базе изучения американских, европейских и российских научных трудов определяет социально-психологическую адаптированность человека как: некоторое состояние взаимоотношения личности и коллектива, когда индивид без продолжительных внешних и внутренних конфликтов эффективно осуществляет свою основную деятельность. При этом он реализует личные социальные потребности, принимает ролевые ожидания, которые предъявляет к нему эталонный коллектив, переживая состояния самореализации и беспрепятственного выражения своих творческих способностей [3].
Анализ эмпирического опыта показывает, что процесс социально-культурной адаптации включает взаимодействие разнообразных сочетаний деятельностных, поведенческих, информационных, психологических стратегий. Их совокупность нацелена на реализацию целей и задач, определяющих содержание интегрированной стратегии адаптации. Из данной стратегии существенными являются те частные адаптивные стратегии, с помощью которых индивид реализовывает адаптацию на таких уровнях: индивидуальном, групповом и социальном, а также в сферах общественной деятельности, психологическом общении и т.д.
Следовательно, социально-культурную адаптацию можно рассматривать в нескольких структурных уровнях: а) общество (макросреда); б) социальная группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация). Кратко охарактеризуем перечисленные уровни (по исследованиям А. В. Мудрика)._
Структура общества (макросреда). На данном уровне процесс адаптации индивидов отличается в зависимости от социальной, экономической, политической и духовной зрелости социума.
Социальная группа (микросреда). Адаптация на этом уровне помогает определить причины, несоответствие увлечений личности с социальным коллективом (учебная группа, семья и т.д.).
Внутриличностная адаптация характеризуется стремлением добиться слаженности, баланса внутренней позиции, и ее самооценки с позицией других индивидов. Нежелание адаптировать себя к модификации социального окружения способствует развитию конфликтных ситуаций, разрушению ценностных установок или приводит к конформистской позиции [4].
Личность является социальным субъектом, т.е. относится к некоторой социальной структуре, которая определяет различные формы, виды, стереотипы деятельности. В таком понимании мы устанавливаем структуру социально-культурной адаптации в таких видах как образовательная, бытовая, культурно-досуговая.
Таким образом, анализ сформированных в настоящий период научных точек зрения по вопросам социально-культурной адаптации разрешает сделать вывод о том, что адаптация относится к вопросам, характеризующимися многоаспектностью подходов в ее изучении. До настоящего времени не сформировано единой концепции социально-культурной адаптации личности. Тем не менее, проанализированные ключевые моменты социально-культурной адаптации человека, служат теоретической базой для ее осуществления.
В отдельности остановимся на социальной адаптации индивидов в ходе профессионального образования.
Социальные и экономические перемены, проистекающие в нашей стране, снижают качество профессиональной подготовки в высшем образовании. Наблюдается неоднородность в социокультурных ориентирах, снижение воспитательной возможности семьи, что способствует разнонаправленности интересов студентов, их эмоциональной переменчивости, снижению обучаемости и воспитуемости и как результат - невысокая социально-культурная адаптивность выпускников образовательных учреждений.
Как установили ученые (Ю. А. Александровский, С. А. Беличева, К. Левин и др.), ведущим моментом в недостаточной профессиональной подготовке - это низкая социально-культурная адаптация студентов к учебному процессу [5; 6; 7].
Адаптация студентов в образовательном пространстве служит главной основой процесса социально-культурной адаптации индивида в обществе. Вопросы социально-культурной адаптации студентов образовательных организаций объединены с профессиональным самоопределением, развитием готовности студентов к наилучшему освоению профессии на основе персональной и социальной взрослости (К. Г. Кязимов, В. С. Леднев и др.) и оценкой личностных перспектив [8; 9].
Для определения эффективности работы по социально-культурной адаптации студентов образовательных организаций важно располагать критериями, которые позволят определить эффективность работы и наметить дальнейшие перспективы в реализации образного видения изучаемого направления в процессе профессионального образования.
В соответствии с нашей проблематикой логично дробление критериев на объективные и субъективные. К объективным критериям, в общем, относятся: плодотворность деятельности, истинное положение в группе, успеваемость; к субъективным критериям - удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная), взгляд на многообразные аспекты и условия деятельности и общения, а также к себе самому.
В научных исследованиях выявлена зависимость между объективными и субъективными критериями:
чем выше удовлетворенность трудом, в том числе учебой, тем более высокая степень адаптации, поскольку рост удовлетворенности означает насыщение притязаний (по исследованиям Т. И. Юферовой) [10].
Кроме того, к показателям адаптированности личности причисляют следующие: уверенность в себе, ясность самосознания, ответственность, наличие «своей линии» поведения, умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства. Адаптированность личности также выражается в эмоциональных состояниях и социально, лич-ностно значимых чувствах. К ним относятся: ощущение внутреннего комфорта, приемлемое самочувствие, ощущение жилищно-бытовой устроенности, положительное отношение с друзьями и приятелями и великодушный уровень удовлетворенности этими отношениями.
Раскрывая проблему критериев оценки эффективности социально-культурной адаптации, важную для нашей экспериментальной части исследования, отметим, что их избрание во многом обусловливается теоретическими подходами к адаптации, в рамках которой эта оценка реализовывается. По взглядам исследователей (Ю. А. Александровский, С. А. Беличева, К. Левин), например, критерий включенности индивида в процесс общественных отношений не является надежным показателем в определении результативности адаптации. Эмпирический опыт работы автора исследования также доказательно подтверждает необходимость привлечения других критериев для оценки результативности адаптации. Назовем их применительно к сфере образования и относительно объективности и субъективности.
Объективные критерии: воззрение на учебу; уровень общих способностей; практическая подготовленность к профессиональной деятельности (наличие знаний, умений, навыков по предпочтенной профессии); интерес к выбранной профессии; выполнение требований к учебе, достижение соответствия ее показателей и получение постоянных положительных результатов; проявление творческой активности (участие в техническом творчестве, конкурсах по профессии, рационализаторстве); присутствие профессиональных планов и цели в жизни; степень готовности к самостоятельной жизни; стремление к самосовершенствованию; характер взаимоотношений; присутствие серьезных увлечений.
Субъективные критерии: степень удовлетворенности профессией; удовлетворенность условиями учебы; удовлетворенность личным положением в коллективе; удовлетворенность образовательным сообществом.
Объективные и субъективные критерии социально-культурной адаптации взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Позитивное отношение к профессии отпечатывается на результатах учебы и практики, и, наоборот, результаты учебы и практики отражаются на отношении к профессии (удовлетворенность). Проявление неудовлетворенности профессией, учебой, коллективом группы вызывает у обучающегося стремление поменять выбранную профессию (специальность) или сменить образовательное учреждение. Появление неудовлетворенности сообщает о начале перехода процесса адаптации в свою противоположность - дезадаптационный процесс.
Согласованность действий участников образовательного процесса, соответствующие технологии обучения и воспитания [11] разрешат достигнуть позитивных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, реализовать процесс социально-культурной адаптации студентов, а, следовательно, сориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, лучшим образом отыскать свое место в социуме.
Выводы. Таким образом, в последние два десятилетия четко обозначилась ориентация российского образования на общекультурное развитие личности. Однако в последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату образования формулируются исключительно в категории компетенции/компетентности.
Нам видится парадокс в этом, т.к. система образования как среда, в которой происходит социализация человека, происходит усвоение основного содержания культуры и присвоение ее обучающимися.
Интердисциплинарный характер феномена культуры требует обращения к достижениям в различных отраслях социального знания, учета концептуальных идей философии, культурологи, социологии, педагогики, его целостного рассмотрения как центрального в работах европейских и российских исследователей. При этом современные исследователи признают, что понятие «культура» многофункционально и включает в себя: предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.); человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Вместе с тем, если проанализировать определение понятия культуры, то заметим, что в нем отсутствует тот, ради кого осуществляется воспитание - личность. Включение человека как субъекта культуры с целью его развития, может изменить общепринятое понимание культуры, с одной стороны, и обеспечит интеграцию педагогики и культуры, с другой. Действительно, педагогика оперирует понятиями «образование», «воспитание», «обучение», но не применяет понятие «культура» как объединяющую категорию в процессе формирования человека как личности цивили-зационного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. - М., 2004.
2. Морозов В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. // Социально-политический журнал. - 2002. №1.
3. Налчаджан А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2007.
5. Александровский Ю. А. Социальные катаклизмы и психическое здоровье. / Ю.А. Александровский // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 99-104.
6. Беличева С. А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростка. - М.,1999. - 182 с.
7. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.
8. Кязимов К.Г. Требования рынка труда к качеству рабочей силы / К. Г. Кязимов. - М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 2002. - 46 с.
9. Леднев В. С. Основы теории содержания профессионально-педагогического образования / В. С. Леднев, П. Ф. Кубрушко. - М.: ЭГВЭС, 2006. - 287 с.
10. Юферова Т. И. Формирование психологического пола / Т. И. Юферова // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. - С. 137-146.
11. Платонова Р. И., Воронов В. В. Технологии обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 162-166.
SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF THE STUDENTS: MEANINGS OF EDUCATION AND LIFE
© 2015
N.C. Aleksandrova, doctor of pedagogical sciences, professor Vyatka Social and Economic Institute, Kirov (Russia)
Abstract. The article presents the options for approaches to the understanding of socio-cultural adaptation of the students in the educational environment of the university. The problems of modeling socio-cultural adaptation, which will foster the students education and the meaning of life. It promoted the idea of broadcasting culture in the classic sense of the word and is updated importance of mastering cultural values in education and life.
Keywords: socio-cultural adaptation, educational environment, cultural values, student, university.
УДК 337.321
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА
© 2015
Е.Г. Афанасьева, преподаватель
Тольяттинский социально-экономический колледж, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье автор рассматривает пути формирования общих компетенций у студентов учреждения среднего профессионального образования с учётом ресурсов внеучебной деятельности в рамках воспитательной работы, показывает роль воспитательной работы в формировании общих компетенций в процессе профессиональной подготовки современного специалиста, обосновывает необходимость использования различных видов мониторинга эффективности воспитательной работы учреждения СПО.
Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, воспитательная работа, внеучебная деятельность, компе-тентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, ресурсы колледжа, мониторинг.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения ориентированы на решение важной проблемы современности - подготовку специалиста качественно нового уровня. Образование считается качественным, если у обучающихся сформированы компетенции, обеспечивающие выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования состоит в том, чтобы:
- любой начинающий специалист не просто обладал определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности;
- воспитать человека, который по окончании учебного заведения сможет ориентироваться в окружающей жизни и будет готов эту жизнь преобразовывать и совершенствовать.
Государству необходима новая личность, обладающая такими качествами как интеллигентность, коммуникабельность, сознательность, самостоятельность, толерантность, контактность в различных социальных группах и ориентированная на нравственные и духовные ценности. Молодые люди получают профессиональное образование не только в процессе профессионального обучения, но и в процессе профессионального воспитания и развития, формирования в них сознательных и активных граждан, патриотов своей страны. Студенты проходят важный этап социализации, у них активно формируется социальная зрелость, они обогащаются нравственно и эстетически, моделируют свой профессиональный жизненный путь, развивают в себе такие личностные качества, как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать в команде при любых обстоятельствах, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия, учатся предотвращать любые конфликтные ситуации или умело находить из них выход. Обучение в учреждении среднего профессионального образования неразрывно связано с формированием общих компетенций.
Под общими компетенциями понимаются «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Стандарты
профессионального образования рассматривают общие компетенции как конечные результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).
Компетенции являются связующим звеном между имеющимися знаниями и требованиями проблемной ситуации, это способность найти в ней адекватное действие. В таких случаях важны не столько знания специалиста о каком-либо аспекте своей деятельности, сколько его умения находить правильные решения в достаточно общих для этой деятельности ситуациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования призваны формировать у студентов следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных зна-