ВЕСТН И Криолог
Тема
Проб
современн
номера: л е м ы й молодёжи
Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений
Ефлова Мария Юрьевна -
кандидат социологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань
E-mail: [email protected]
Ишкинеева Фарида Фалесовна -
кандидат социологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань
E-mail: [email protected]
Фурсова Валентина Владимировна -
кандидат социологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань
E-mail: [email protected]
ВЕСТНИ1&гЖи 35
Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений
Аннотация
Молодёжь, в силу своих возрастных, социальных, психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к переменам, происходящим в обществе. Именно от самоопределения молодёжи, её установок, ценностных ориентаций во многом зависит модернизационный потенциал и перспективы развития общества. Авторы статьи на основе инициативного социологического исследования анализируют социальное самочувствие студентов 1-5 курсов Казанского федерального университета, дают краткий обзор основных подходов к проблеме. Выборка составила 679 студентов, отбор респондентов случайный, бесповторный. В ходе исследования был выработан авторский инструментарий. Обработка эмпирических данных реализована в программе SPSS Statistics. Ключевыми задачами исследования являются: определение степени удовлетворённости студентов затронувшими их преобразованиями в различных аспектах вузовской жизни, выявление наиболее существенных (как объективных, так и субъективных) факторов, влияющих на их социальное самочувствие, и обозначение наметившихся возможностей его улучшения. Сфера профессиональной самореализации - одна из важнейших, и от эффективного включения в неё во многом зависит социальное самочувствие молодёжи. Результаты исследования показали неуверенность и нестабильность молодёжи на рынке труда. Наблюдаются серьёзные проблемы при устройстве на работу и в целом в области профессиональной самореализации в соответствии с полученной специальностью. Парадокс в том, что получение высшего образования не гарантирует трудоустройства. Риски, связанные с трудностями самореализации молодых людей, возникают в результате несоответствия их стремлений обрести желаемый социальный статус и ресурсов, имеющихся у различных социальных институтов. Результаты исследования позволяют выявить тенденции социального самочувствия современной молодёжи, демонстрируют её мнение и стиль мышления, акцентируют внимание на аспектах социальной напряжённости и социального здоровья, побуждают задуматься о судьбах молодёжи и перспективах развития страны.
О
п Ключевые
слова: социальное самочувствие, образовательный процесс,
VO социальное настроение, ценностные ориентации, профессиональное
сс
^ самоопределение, социальная активность, профессиональная самореализация
«и и
m oi
Глобализация российского общества в целом и модернизация системы профессионального образования в частности отразились на социальном самочувствии населения. Особенно это коснулось студентов как наиболее активной категории и сказалось на эмоционально-оценочном отношении к затронувшим Россию социально-экономическим новациям, и, в частности, к процессу укрупнения вузов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Одновременность и интенсивность глобальных процессов, таких, как реорганизация в форме присоединения к Казанскому (Приволжскому) федеральному университету целого ряда вузов Татарстана, подготовка и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады-2013, подвели к необходимости мониторинга социального самочувствия студентов Казани.
Осмысление западной и российской социологических традиций позволит глубоко изучить проблематику социального самочувствия. Понимание зарубежных учёных подсказывает, что социальное самочувствие - это многомерная характеристика, охватывающая все аспекты человеческой жизни. Так, MeGillivray и Mark отмечают, что «социальное самочувствие включает в себя многомерные оценки жизни, в том числе когнитивные суждения удовлетворённости жизнью и аффективные оценки эмоций и настроений» [McGillivray 2007]. Термин «социальное самочувствие» как синоним «субъективного благополучия» используется в западной социологии и зависит от объективных и субъективных факторов: материальных и духовных. Busseri M. A., Sadava S. W., Department of Psychology, Brock University (Canada) в структуре субъективного благополучия (SWB) выделяют три элемента: глобальная оценка удовлетворённостью жизнью, позитивные и негативные, аффективные реакции на жизнь. Предложенные элементы исследователи анализируют с позиций основных концепций SWB, выделяя и оценивая сильные и слабые стороны каждой модели, что позволяет авторам сделать вывод: окончательная структура субъективного благополучия не сформирована и нуждается в дальнейших научных исследованиях [Busseri, Sadava 2011]. Л. Бруни и П. Порта приводят разъяснения о различиях между « счастьем» и «субъективным благополучием» [Bruni, Porta 2007], в связи с чем встаёт вопрос о критериях определения субъективного ощущения счастья. Вместе с тем, субъективная трактовка счастья респондентами не является полной, даже в минимальной степени, ибо ограничивается проблемами респондента и его ближайшего социального окружения.
Что же касается социальных структур и иных институтов, Diener E., Diener C. (University of Illinois, United States) провели сравнительное исследование субъективной оценки и объективного состояния (психическое состояние, физическое
здоровье, материальное положение, социально-демографические факторы), опросив 5391 взрослых в возрасте от 18 лет и выше, проживающих в сельской местности. Исследование показало наименьший уровень субъективной удовлетворённости у молодёжи [Diener E., Diener C. 2004]. Западные учёные оперируют понятием «субъективное благополучие», российские - «социальным самочувствием». На наш взгляд, «социальное самочувствие» (которое может быть как позитивным, так и негативным) является оценочно нейтральным и потому более приемлемым понятием для научного исследования. Степень развития социального самочувствия проявляется в действиях человека, социальных общностей и может использоваться в качестве измерителя, позволяющего на основе определённых критериев степени его развития судить о человеке, общности, оценивая и сравнивая их с другими. Поэтому, как подчёркивает Е. Н. Бочканова, «выделить эти критерии (а, значит, оценить социальное чувство человека, той или иной общности) - сложная, но необходимая исследовательская задача» [Бочканова 2007].
Следовательно, содержание социального самочувствия пересекается с содержанием не только «качества жизни», но и «образа жизни», «стиля жизни», «уровня жизни», «социальной напряжённости», «социального здоровья», «социального настроения». Н. Л. Баталова отмечает, что смежные социальному самочувствию категории могут находиться с ним в различных отношениях зависимости и выступать в качестве: 1) понятий, характеризующихся пересечением категориальных полей с социальным самочувствием (образ жизни, стиль жизни); 2) понятий, входящих в категориальное поле социального самочувствия (социальная защищённость, уровень гарантированности и т. д.); 3) понятий, которые вступают в сравнение по отношению к категории «социальное самочувствие» [Баталова 2009].
Отечественные учёные дают следующее понимание социального самочувствия - это фактор и показатель адаптации и социокультурной интеграции личности в социум. Изменение одного влечёт за собой перемены в другом. Оно измеряется через достаточность/недостаточность объективных условий для реализации собственных притязаний; восприятие индивидом благополучия собственной жизни, а также через удовлетво-рённость/неудовлётворенность жизненными достижениями, условиями существования [Социальное самочувствие... 2011].
Под «социальным самочувствием» мы понимаем внутреннее состояние социального субъекта, сопровождающееся той или иной степенью удовлетворённости собственными условиями жизнедеятельности. Это состояние определяет качество жизни человека (показатель успешности социальной системы), его социальное поведение, а также влияет на его отношение
к окружающему миру. Поэтому стоит разделять социальное самочувствие личности и социальное самочувствие общности/ группы.
На социальное самочувствие влияет множество как объективных, так и субъективных факторов. К объективным можно отнести уровень, качество жизни; экономические, политические, социокультурные изменения в обществе. К субъективным - ощущение стабильности социальной системы, уверенность в завтрашнем дне, ощущение благополучия и счастья.
В связи с обозначенными вопросами, главная цель исследования - мониторинг социального самочувствия студентов 1-5 курсов Казанского университета. На аналитической стадии поставлены задачи: определить степень удовлетворённости студентов затронувшими их преобразованиями в различных аспектах вузовской жизни; выявить наиболее существенные факторы, влияющие на социальное самочувствие студентов и наметить возможные пути улучшения их социального самочувствия. Для проведения исследования использованы социологический и статистический методы изучения ситуации. В рамках социологического исследования были разработаны специальные анкеты, включающие оценочные варианты ответов на вопросы. Выборка составила 679 студентов, отбор респондентов случайный, бесповторный. В ходе исследования был выработан авторский инструментарий. Обработка эмпирических данных реализована в программе SPSS Statistics. На аналитической стадии применялись методы частотного и кросстабуляционного анализа.
Оценка степени удовлетворённости образовательным процессом в КФУ
Результаты опроса свидетельствуют о неоднозначной оценке студентами процесса укрупнения вуза и проведения масштабного спортивного события. 22% к слиянию относятся положительно, 39% - негативно, 29% выражают своё безразличие и, наконец, 10% не могут дать точного ответа. При ^ этом 30% считают, что на качестве и организации учебного
Гп
процесса проводимые в университете изменения никак не .о отразились, 28,4% фиксируют отрицательное влияние, 27,3%
|| ю затрудняются с оценкой. Интегральная оценка степени удов-
|| ь летворённости в аспекте образования подтвердилась вопросом:
^ «Удовлетворены ли Вы процессом обучения в КФУ?». Ответы
респондентов распределились следующим образом: вполне удовлетворены - 48,8% студентов, не совсем удовлетворены -
5 О I
Н ^^ 35,6%, не удовлетворены - 9,2% и 6% затруднились с отве-
U
ш OI
том. Результаты опроса свидетельствуют, что учебный процесс не устраивает студентов в полной мере.
Конкретные проблемы, волнующие студентов и определяющие их социальное самочувствие: на первом месте - проблема высокой стоимости образовательных услуг, на втором - проблема неудовлетворительного преподавания, на третьем - проблема нарушения равенства шансов на получение образования, на четвёртом - несоответствие образования рынку труда.
С целью выявления конкретных проблем, волнующих студентов и определяющих их социальное самочувствие, был задан уточняющий вопрос: «Если Вы не удовлетворены, то чем именно?». Можно было выбрать не более трёх вариантов: на первом месте - проблема высокой стоимости образовательных услуг (зависит от престижа учебного заведения и от востребованности специальностей на рынке труда), на втором -проблема неудовлетворительного преподавания, вызванная применением устаревших методик, на третьем - проблема нарушения равенства шансов на получение образования (тревожный фактор, возможно, вызван слиянием вузов), на четвёртом - несоответствие образования рынку труда. В меньшей степени (по 10%) студентов волнует низкий уровень образования и коррупция в системе образования, отсутствие контроля государства за процессом обучения (7%), 16% затрудняются ответить (см. .. таблицу .. 1)
Таблица 1
Области неудовлетворённости, беспокойства студенческой молодёжи в сфере образования
Вариант ответа %
Высокой стоимостью образовательных услуг 17
Устаревшими методиками преподавания 15
Нарушением равенства шансов на получение образования 13
Несоответствием образования спросу на рынке труда 12
Коррупцией в системе образования 10
Низким уровнем образования 10
Отсутствием контроля государства над процессом обучения 7
Чем-либо ещё 1
Затрудняюсь ответить 16
Престижность обучения в университете сведена к попытке выяснить отношение к вузу. На вопрос: «Какие чувства Вы испытываете, когда говорите знакомым, что учитесь в КФУ?» подавляющая часть ответили - «гордость» (62,1%). Вариант «ничего не испытываю» выбрали 18,2% ^н респондентов. В то же время 16,4% выбрали позицию «долж-
гч ное, ничего особенного» и, наконец, 2,5% - «разочарование».
о. В целом это говорит о довольно позитивной оценке КФУ,
I» ^ который для получения качественного образования осознанно
5 О |—
|| х выбрали более половины студентов - 58,4% .
и Другим важным показателем, определяющим не только
| о* удовлетворённость обучением, но и возможность подготовки
X 11 специалистов высокой квалификации, является материаль-
у 00 ная база вуза. В анкете предлагалось оценить материальное
Ц О! обеспечение учебного процесса (удобство аудиторий, качество
Проблема профессионального самоопределения - сложный вопрос в жизни студентов, находящийся в прямой корреляции с их социальным самочувствием.
В ранговой шкале жизненных приоритетов лидирующую позицию занимает желание «иметь хорошую, дружную семью, детей».
лабораторий, компьютерных классов и т. д.) с целью узнать уровень удовлетворённости. В целом были получены следующие ответы: вполне удовлетворены - 46,4%, не вполне удовлетворены - 37,7%, полностью не удовлетворены - 12,7%, затруднились ответить - 3,2%. Почти половина студентов (52,3%) отмечают обеспеченность учебного процесса учебниками и учебными ресурсами как недостаточную.
Ценностные ориентации и установки студентов
Проблема профессионального самоопределения - сложный вопрос в жизни студентов, находящийся в прямой корреляции с их социальным самочувствием. Учащиеся в силу возраста и ограниченного жизненного опыта затрудняются при выборе учебного заведения и нередко профессионально определяются под влиянием случайных факторов или авторитетного мнения родителей. Тем не менее, согласно полученным результатам, 58,4% студентов КФУ заявляют о том, что «скорее шли за знаниями»; 22,9% «скорее шли за дипломом» и лишь 10,4% студентов признаются - «ни о чём я не думал, все поступали, и я тоже»; ещё 8,3% затрудняются дать однозначный ответ. Это говорит о том, что большая часть старается подходить к выбору вполне осознанно.
Растущая значимость ценностей частной жизни, таких как семья, дети, отмечаемая некоторыми исследователями, подтвердилась. В ранговой шкале жизненных приоритетов, составленной на основе полученных результатов, лидирующую позицию занимает желание « иметь хорошую, дружную семью, детей». Приоритетность ценности семьи можно объяснить её универсальностью, а также « возрастной и социальной спецификой социальной группы (существующая зависимость студентов от благополучия их родительской семьи дополняется ориентацией на успешное создание семьи собственной)» . Вторую позицию занимает установка на материальную обеспеченность, третью - на карьерный рост и признание. Одно из последних мест - наличие интересной, творческой работы и здоровье. Влияния возрастных или гендерных различий на структуру ценностных приоритетов не наблюдается (см.. .. таблицу .. 2).
На вопрос: «Как Вы думаете, будете ли Вы конкурентоспособны на рынке труда после окончания КФУ в России?» положительно отвечают 40,7% студентов. А на подобный вопрос о конкурентоспособности в Европе, Америке - всего лишь 13,9%. При этом большинство российских студентов (75,4%) выражают желание уехать в другую страну. Стремление жить и работать за рубежом без выяснения конкретных мотивов трудно объяснить, но предположить, что одним из них является возможность респондентов реализовать себя, можно. Полагают
ли они, что у них будет подходящая работа в жизни - на такой вопрос 44% отвечают отрицательно, 32% - затрудняются, половина опрашиваемых (50,9%) работать намереваются в Казани.
Таблица 2
Жизненные приоритеты студентов КФУ
Вариант ответа %
Иметь хорошую дружную семью, детей 39
Быть материально обеспеченным, ни в чём не нуждаться 26
Сделать карьеру, добиться общественного признания 15
Иметь интересную творческую работу 10
Быть здоровым и долго прожить 8
Что-либо другое 1
Затрудняюсь ответить 1
Не только в процессе учебной деятельности, но и после окончания вуза у студентов возникает множество проблем с трудоустройством. И от того, может ли он обратиться к структурам, решающим подобные вопросы, или к близким людям, с доверием и уверенностью в том, что ему обязательно помогут, также зависит его социальное самочувствие. На вопрос «На чью помощь Вы рассчитываете в будущем трудоустройстве?» - 12,4% советуются с родителями. В целом студенты рассчитывают на себя и свои способности (71,8%).
Оценка общей удовлетворённости студентов своей жизнью
Исследование показало, что студенты могут позволить себе питаться в соответствии со своими вкусами (64,4%), приобретать самые необходимые продукты (74,9%). Они довольны семейной жизнью (52,8%) и, в случае необходимости, легко приспосабливаются к новым общественным условиям - 57,9%, заявляют о том, что им хватает умений жить в таких условиях. Однако, распределение ответов на вопрос: «Чего из перечисленного Вам в жизни не хватает (здоровья, хорошего
™ жилья,руководителей, способных управлять государством,
о. и т. п.)?», показывает, что почти половина респондентов
I» ^ (48,3%) ссылаются на неполное соблюдение прав человека,
|| ^ экологической безопасности (44,5%) и недостаточность госу-
^ ^ дарственной защиты от понижения уровня жизни (41,2%).
5 О* Молодые люди хотели видеть более способных руководителей,
X управляющих государством (38,4%). Более того, лишь 14,8%
у ГО могут с уверенностью говорить о стабильности в обществе/
Ц ^ государстве. А каждый второй студент (49%) не уверен в том,
что ситуация в стране будет улучшаться.
Затронувшее Казань переустройство в форме присоединения других вузов к КФУ и знаковое событие Универсиада-2013 - не являются факторами серьёзных изменений в сфере удовлетворённости студентов процессом обучения.
С целью выяснения степени социальной активности студентов во внеучебной сфере и их отношения к проведению Универсиады-2013 в Казани, на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете в связи с предстоящей Универсиадой?» 42,2% ответили, что гордятся, а около 37% - что раздражены; а на вопрос: «Какое значение оказывает Универсиада на КФУ, на ваш взгляд?» 39,2% студентов видят положительное значение (расширение международных связей), 21% уверены, что она поднимает статус студенческого сообщества. «Планируете ли Вы посещать мероприятия Универсиады?» - желание проявили 30,1%, другие 31,1% не включают это в свои планы; 34,9% - ответили «как получится», ещё 4% затруднились с ответом. Таким образом, студенты мало заинтересованы в подобном мега-мероприятии.
В итоге
Таким образом, затронувшее Казань переустройство в форме присоединения других вузов к КФУ и знаковое событие Универсиада-2013 - не являются факторами серьёзных изменений в сфере удовлетворённости студентов процессом обучения. Большинство тенденций, выявленных на основе полученных в ходе исследования результатов, свойственны студенчеству в целом. Но делать вывод о том, насколько позитивны или негативны эти тенденции, не имея данных для сравнения, довольно трудно. В связи с этим предлагается дальнейшее проведение подобного мониторинга с периодичностью один раз в 1-2 года для выявления динамики мнений. Пока можно констатировать неуверенность и нестабильность молодёжи на рынке труда, где наблюдаются серьёзные проблемы при устройстве на работу и в целом в области профессиональной самореализации в соответствии с полученной специальностью. Парадокс в том, что получение высшего образования не гарантирует трудоустройства. В то же время, сфера профессиональной самореализации -одна из важнейших, и от эффективного включения в неё зависит социальное самочувствие современной российской молодёжи.
Библиографический список
Бочканова Е. Н. 2007. Социальное самочувствие горожан как детерминанта содержания и направленности муниципальной политики. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Екатеринбург. 25 с.
Баталова Н. Л. 2009. Социальное самочувствие молодёжи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект). Автореф. дисс. канд. социол. наук. Тюмень. 26 с.
Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Пер. с нем. М.: Логос, 2010. 249 с.
Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / Под ред. М. К. Горшкова. М. - СПб.: Нестор-История, 2011. 176 с.
Busseri M. A., Sadava S. W. 2011. A review of the tripartite structure of subjective well-being: Implications for conceptualization, operationalization, analysis, and synthesis // Personality and Social Psychology Review. V. 15. № 3. P. 290-314.
Bruni L., Porta P. L. 2007. Introduction // Luigino B., Porta P. L., eds. Handbook on the Economics of Happiness. Cheltenham, UK: Edward Elgar. P. 303-334.
Diener E., Diener C. 1996. Most people are happy // Diener E., Diener C. Psychological Science. V. 7. № 3. May. P.181-185.
Easterlin R. 2004. The Economics of Happiness // Daedalus. № 133 (2). P. 26-33.
McGillivray M. 2007. Human Well-being: Issues, Concepts and Measures // McGillivray M., ed. Human Well-Being: Concept and Measurement. Basingstoke, UK: Palgrave MacMillan. Р. 88-112.
Frey B. S., Alois S. 2002. Happiness and Economics: How the Economy and Institutions Affect Human Well-Being. Princeton, N. J.: Princeton University Press. 200 p.
Students' Social Well-Being and Values in the Context of Social Changes
Eflova Maria Yurievna
Candidate of sociological sciences, docent of Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Ichkineeva Farida Falesovna
Candidate of sociological sciences, docent of Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Fursova Valentina Vladimirovna
Candidate of sociological sciences, docent of Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. Young people are particularly perceptive to the changes that occur in society because of their age and social and psychological peculiarities. Their self-understanding, social values and purposes determine the modernisation potential and perspectives of society's development. The authors of the following article analyse the social well-being of 1st- to 5th-year KFU students using initiative social research. The authors conduct brief analyses of the main approaches to the problem of social well-being. The key aims of the research are to define students' level of satisfaction with changes in different aspects of university life, to determine the main factors that affect the students' well-being, and to propose means of improving students' social well-being. There are many subjective and objective factors that influence social well-being. The field of professional realisation is one of the most important factors that strongly affect youth's social well-being. The results of the current research demonstrate the youth's lack of confidence and instability in the labour market, which
displays serious difficulties in youth employment and professional realisation. The paradox is that a high level of education does not guarantee employment. The risks that are associated with the uncertainty of youth's opportunities for self-realisation are caused by the imbalance of students' social position expectations and the resources of various social institutions. The results of the research demonstrate the trends of youth social well-being, showing youth opinions and mental style, and bring attention to the aspects of social tension and social health, the future of youth and a country's development.
Keywords: social well-being, educational process, social mood, social values, professional realization, social activity.
References
Batalova N. L. Social'noe samochuvstvie molodiozhi v uslovijah izmeniajushhegosia obschestva (regional'ny aspekt) [Social well-being of young people in the changing society]. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk. Tiumen, 2009. 26 p.
Bochkanova E. N. Social'noe samochuvstvie gorozhan kak determinanta soderzhanija i napravlennosti municipal'noH politiki [Social well-being of citizens as a determinant of the content and orientation of municipal policies]. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 25 p.
Bruni L., Porta P. L. Introduction. Luigino B., Porta P. L., eds. Handbook on the Economics of Happiness. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2007, pp. 303-334.
Busseri M. A., Sadava S. W. A review of the tripartite structure of subjective well-being: Implications for conceptualization, operationalization, analysis, and synthesis. Personality and Social Psychology Review, 2011, Vol. 15, no. 3, pp. 290-314.
Diener E., Diener C. Most people are happy. Diener E., Diener C. Psychological Science, 1996, Vol. 7, no. 3, May, pp. 181-185.
Easterlin R. The Economics of Happiness. Daedalus, 2004, no 133 (2), pp 26-33.
Frey B. S., Alois S. Happiness and Economics: How the Economy and Institutions Affect Human Well-Being. Princeton, N. J., Princeton University Press, 2002. 200 p.
Gorshkov M. K., ed. Social'noe samochuvstvie naseleniya v uslovijah reform: regional'ny aspekt [Social well-being of citizens in reform period: regional aspect]. Moscow - Saint Petersburg, Nestor-Istorija, 2011. 176 p.
McGillivray M. Human Well-being: Issues, Concepts and Measures // McGillivray M., ed. Human Well-Being: Concept and Measurement. Basingstoke, UK: Palgrave MacMillan, 2007, pp. 88-112.
Sovremennoe obschestvo: obschestvo riska, informacionnoe obschestvo, obschestvo znaniy [Modern society: risk society, informative society, knowledge society]. Moscow, Logos, 2010. 249 p.