Научная статья на тему 'Гендерные особенности формирования профессиональных компетенций студентов в рамках трудовой занятости'

Гендерные особенности формирования профессиональных компетенций студентов в рамках трудовой занятости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬ НЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВРЕМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафиуллина Фарида Рафисовна

В статье представлены результаты социологического исследования вовлеченности студентов Казанских вузов временную занятость, а также рассмотрена проблема формирования профессиональных компетенций юношей и девушек в университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Peculiarities of Formation of Professional Competence of Students in the Framework of Employment

The paper analyzes sociological research of involvement of students of Kazan National Research Technological University in temporary employment and views the problems of formation of professional competence of young people in the framework of scientific research university.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности формирования профессиональных компетенций студентов в рамках трудовой занятости»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Социология

УДК 316

Гендерные особенности формирования профессиональных компетенций студентов в

рамках трудовой занятости

Сафиуллина Ф.Р.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ

В статье представлены результаты социологического исследования вовлеченности студентов Казанских вузов временную занятость, а также рассмотрена проблема формирования профессиональных компетенций юношей и девушек в университета.

Ключевые слова: научно - исследовательский университет, студенты, компетенции, профессиональные компетенции, общие компетенции, временная занятость.

Современное российское общество с изменениями в политической, социальной и экономической сферах, а также в связи развитием рыночных отношений порождает новые требования к индивиду, включенному в трудовые отношения. Основное условие, которое выдвигает современный рынок труда - это человек должен быть конкурентоспособным, то есть иметь высокую приспособляемость к условиям быстро меняющейся среды, обладать профессиональной компетентностью, быть готовым к постоянному получению новых знаний, умений, навыков и т.д. Данные качества формируются в образовательном процессе, который является основным источником инвестиций в человеческий капитал. Образование дает теоретические знания, умения, навыки, при использовании которых позволяет индивиду занять соответствующую своим способностям и возможностям социальную нишу. Нынешняя ситуация в новых экономических условиях такова, что существует разрыв между образовательным процессом, с одной стороны, и, рынком труда, с другой. По мнению А.В. Буркова, «среди общепринятых критериев качества высшего профессионального образования в настоящее время ведущим становится трудоустройство выпускников вузов и их успешная карьера по специальности. В настоящее время наиболее конкурентоспособными являются те вузы, которые ориентируют свои учебные программы в соответствии с информационной моделью рынка, ориентированной на потребителя» [1. с. 46].

Как в нашей стране, так и в европейских странах, работодателям нужен специалист, обладающий не только теоретическими знаниями, но и необходимыми компетенциями. В научной литературе существует понимание компетенций как «...интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, . способность человека реализовывать на практике свою компетентность» [2, с. 24]. Компетенции можно подразделять на две группы: общие и профессиональные. Общие компетенции определяют атрибуты, которые могут составлять часть или быть общими для любой из всех имеющихся ступеней высшего образования, необходимы для профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Профессиональные (специальные, предметные) компетенции отражают специфику конкретной предметной профессиональной деятельности [3, с. 51].

Формирование профессиональных компетенции происходит не только через систему профессионального образования, но и в процессе активного погружения в трудовую деятельность. Профессиональное развитие студента в системе вузовского образования имеет несколько этапов: студент на младших курсах в ходе учебы формирует ключевые компетенции, а на старших курсах происходит знакомство с конкретной профессиональной деятельностью, в процессе которого студент формирует уже базовые компетенции. Значительное влияние на формирование профессиональных компетенций

226

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Социология

оказывает трудовая деятельность студента, вовлеченного во временную занятость в процессе обучения в вузе, что позволяет ему овладевать трудовыми навыками, способствует более глубокому освоению профессии.

Для изучения ситуации на рынке труда в Республике Татарстан нами было проведено исследование по изучению временной занятости студенческой молодежи. Опрос проводился в марте 2012 г. в Казани, объем выборочной совокупности составил 1000 человек. В опросе участвовали студенты очного отделения 7 вузов: Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) (33,9 %), Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) (6,7 %), Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) (9,9 %), Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) (20,5 %), Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (15,5 %), Института социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ) (4,9 %) и Института экономики, управления и права (ИЭУП) (8,6 %).

Особый интерес в изучении временной занятости студентов вызывают ее гендерные аспекты. Существуют определенные различия между тем, как себя ведут юноши и девушки на рынке труда, сталкиваясь с проблемами соискания рабочего места, также они по-разному проявляют себя в трудовой деятельности и имеют различные мотивы досрочного выхода на рынок труда. С целью выяснения, того как себя ведут юноши и девушки казанских вузов на рынке труда, обратимся к результатам исследования.

В ходе исследования по половому распределению было выявлено, что работают почти одинаковое количество девушек (32,8 %) и юношей (29,0 %). Девушки ищут в основном стабильный заработок, вместе с тем они выбирают: временную занятость - 44,2 %, постоянную занятость - 30,2 % и в меньшей степени заняты случайно - 11,6 %, самозаняты - 11,6 %, а также прибегают к другим видам занятости - 2,4 %. Юноши включены наряду с временной занятостью (25,0 %), постоянной занятостью (25,0 %), случайной занятостью (25,0 %), самозанятостью (5,0 %) и «другими» видами занятости (10,0 %), также в сезонную работу (10,0 %).

Сферы экономической деятельности, где работают юноши и девушки, разнообразны. Кроме предложенных в анкете сфер экономической деятельности, юноши (15,8 %) и девушки (25,0 %) указали в варианте «другое», конкретные профессии, такие как промоутер, распространитель, анкетер, волонтер, спортсмен, курьер, журналист, домработница, репетитор, маркетолог, охранник и т.д. Из предложенных сфер экономической деятельности, юноши (21,1 %), указали, что в основном работают в сфе-

ре строительства и ремонта, тогда как очень малая часть девушек (2,3 %) задействована в данной сфере экономической деятельности. Девушки (25,0 %) же больше трудятся в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, нежели юноши (10,5 %). Одинаковое количество девушек (15,9 %) и юношей (15,8 %) задействованы в сфере оптовой и розничной торговли. В меньшей степени юноши заняты в таких сферах экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (10,5 %), сфера транспорта и связи (10,5 %) и финансовая деятельность (10,5 %). В несколько меньшей степени девушки (4,5 %) и юноши (5,3 %) работают в сфере обрабатывающего производства. Девушки, в отличие от юношей (0 %), задействованы в сфере государственного управления (4,5 %), в сфере культуры и образования (13,6 %), а также в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (4,5 %). В наименьшей степени девушки представлены в таких сферах экономической деятельности, как транспорт и связь (2,3 %), а также в финансовой деятельности (2,4 %).

Из сказаного видно, что юноши и девушки заняты в тех сферах экономической деятельности, которые не требует определенной профессиональной подготовки, а также наличия профессиональных компетенций. Отсутствие опыта работы, навыков работы, умений, а также низкая стартовая позиция оплаты труда толкают студентов браться за любую предложенную работу. Тем не менее для части студентов временная занятость является площадкой, где они приобретают навыки профессиональной деятельности, учатся работать в команде, приобретают первый опыт трудовой деятельности.

Основным побудителем досрочного выхода на рынок труда среди юношей и девушек является материальная заинтересованность. Это прежде всего связано с низкими размерами стипендий, которые получают студенты. Чуть более половины юношей (59,1 %) и девушек (55,0 %) указали, что работа помогает им иметь материальную независимость от родителей. Девушки (47,7 %) больше, чем юноши (35,0 %) объясняют причину трудовой деятельности в необходимости иметь собственные карманные деньги. Таким образом, большая часть юношей и девушек рассматривают трудовую деятельность, как возможность удовлетворения своих материальных потребностей. В ходе исследования также было выявлено, что заработок в большей степени для юношей (30 %), чем для девушек (2,3 %) выступает средством оплаты обучения. Это обусловлено тем, что плата за обучение у подавляющего большинства девушек (91,1 %), чем у юношей (79,2 %), ложится в основном на плечи родителей. Но, например, многие студенты рассматривают трудовую деятельность не только как средство материального удовлетворения, но и возможность приобретения компетенций.

227

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Социология

Так большинство юношей (30 %) и девушек (25 %) рассматривают временную занятость как шанс получить необходимые навыки и опыт работы (15,0 % юношей и 18,2 % девушек). Причем именно девушки (11,4 %) уверены, что занятость поможет лучше овладеть специальностью (юноши - 0 %).

Работодатели на рынке труда предъявляют жесткие требования к молодым специалистам. Отсутствие необходимых профессиональных компетенций делает молодых специалистов наиболее уязвимой социальной группой на рынке труда. В связи с этим многие студенты уже в процессе обучения включаются в трудовую деятельность для обретения необходимых компетенций. Юноши больше (68,1 %), чем девушки (56,0 %) уверены, что работу легче найти тем студентам, которые в достаточном объеме обладают профессиональными знаниями и навыками. Примерно одинаковое количество девушек (60,4 %) и юношей (59,4 %) считают, что успех в поиске работы прежде всего зависит от наличия опыта работы по специальности. А вот то, что 59,4 % юношей и 56,7 % девушек считают, что для успешного трудоустройства нужны связи, знакомства (протекционистский подход при подборе персонала) является негативным фактором для выпускников. К другой группе факторов можно отнести факторы личностного, психологического характера: умение презентовать себя и свои способности, наличие дополнительных знаний, навыков и положительных личных качеств. Больше девушки (45,5 %), нежели юноши (36,2 %) уверены, что студент должен уметь представить себя должным образом на собеседовании. Больше девушки (24,6 %), нежели юноши (18,8 %), необходимым условием при поиске работы называют дополнительные знания и навыки - владение иностранными языками, специализированными программами, наличие водительского удостоверения. Юноши (7,2 %) больше, чем девушки (3,0 %) считают немаловажным наличие положительных личностных качеств, таких как добросовестность, ответственность, исполнительность, организованность, умение начатое доводить до конца, стрессоустойчивость, пунктуальность, организованность, вежливость, способность избегать (решать) конфликтные ситуации и т.д.

В связи с этим можно отметить, что высшее учебное заведение должно быть ориентировано на выпуск молодого специалиста, обладающего компетенциями. Высшие учебные заведения должны осуществлять не только мониторинг рынка труда, но и содержательно изучать потребности работодателей в необходимых специалистах.

Работодатель стремится взять на вакантную должность того студента, который обладает профессиональными компетенциями, который уже с первого рабочего дня сможет без всякого обучения включиться в трудовую деятельность, а также сможет

228

быстро освоиться в трудовом коллективе. Данную проблему сможет решить система обучения третьего поколения, основанная на компетентностном подходе, которая предполагает, что студент уже со студенческой скамьи сможет в процессе обучения в вузе формировать профессиональные компетенции.

Внедрение компетентностного подхода в систему образования выдвигает на первый план проблему связи теории с практикой, аудиторных занятий с практической работой в рамках университетских лабораторий. А это, в свою очередь, требует обновления материально-технической базы, а также вливания денежных средств в развитие образовательного процесса в вузе. Только те объемы инвестиций, которые ежегодно вкладываются в крупные федеральные и исследовательские вузы, могли бы гарантировать реализацию компетентностного подхода, в процессе которого конечным результатом образовательного процесса выступал бы молодой специалист, обладающий качествами высокого профессионализма.

Литература:

1. Бурков А.В. Методология экономико-статистической оценки и моделирования качества высшего образования с учетом критерия занятости: дис. ... докт. экон. наук. - Самара, 2009. - 366 с.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенции студентов в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2007. - 200 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Социология

Gender Peculiarities of Formation of Professional Competence of Students

in the Framework of Employment

F.R. Safiullina

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper analyzes sociological research of involvement of students of Kazan National Research Technological University in temporary employment and views the problems of formation of professional competence of young people in the framework of scientific research university.

Key words: scientific research university, students, competence, professional competence, general competence, temporary employment.

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.