Научная статья на тему 'Молодежь на рынке труда современного Азербайджана: гендерный аспект'

Молодежь на рынке труда современного Азербайджана: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1330
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ГЕНДЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / LABOR MARKET / GENDER / EDUCATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баскакова М.

Высокий уровень безработицы и низкое качество занятости среди молодежи, особенно среди девушек, одна из наиболее острых проблем в большинстве стран мира. В статье рассматриваются проблемы занятости молодежи в экономике современного Азербайджана. Анализируются гендерные различия на рынке труда, в т.ч. препятствия, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве после окончания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баскакова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth on the labor market of modern Azerbaijan: gender aspect

High unemployment rate and poor quality of employment among youth, especially among girls one of the most acute problems in the majority of countries. The paper is dedicated to the issues of youth employment in modern Azerbaijan as well as gender distinctions on a labor market, including obstacles which young people face during job placement after studies.

Текст научной работы на тему «Молодежь на рынке труда современного Азербайджана: гендерный аспект»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2013

ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА

М. БАСКАКОВА доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ1

Высокий уровень безработицы и низкое качество занятости среди молодежи, особенно среди девушек, - одна из наиболее острых проблем в большинстве стран мира. В статье рассматриваются проблемы занятости молодежи в экономике современного Азербайджана. Анализируются тендерные различия на рынке труда, в т.ч. препятствия, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве после окончания обучения.

Ключевые слова: рынок труда, гендер, образование, трудоустройство.

Классификация JEL: J130, J160, J230.

В Азербайджане, как и в большинстве стран мира, молодежь на рынке труда является одной из наиболее уязвимых групп населения и представляет собой весьма специфический контингент. С одной стороны, молодые люди, в общей своей массе, не обладают ни опытом трудоустройства, ни опытом работы (что делает их для работодателей не всегда желанными работниками). Но, с другой стороны, молодежь в целом располагает более современным, более разнообразным, а подчас и более высоким уровнем образования по сравнению с населением старших возрастов, чей человеческий капитал за постсоветский период во многом оказался утраченным. Кроме того, молодые люди, как правило, более мобильны (и территориально, и профессионально), быстрее адаптируются к новым условиям и технологиям. И в этом смысле они более перспективны для новых производств и новых рынков.

Но и сама молодежь - очень неоднородный контингент. Юноши и девушки, несмотря на законодательно установленное равноправие во

1 Работа выполнена при поддержке ILO Decent Work Technical Support Team и ILO Country Office for Eastern Europe and Central Asia.

всех сферах жизнедеятельности и запрет дискриминации, при поиске достойной работы сталкиваются с разными трудностями и препятствиями (или с разной «высотой» этих препятствий), что обусловлено главным образом различиями тендерных ролей, принятых в азербайджанском обществе2.

Распределение тендерных ролей в азербайджанском обществе в целом остается традиционным. В соответствии с ним мужчины считаются «кормильцами» семьи, ответственными за ее стабильное, безбедное и безопасное существование, а женщины - «хозяйками дома, хранительницами семейного очага, матерями». Соответственно наличие хорошего профессионального образования и оплачиваемой занятости считаются для женщин менее важными, чем для мужчин. При этом главным и традиционно «женским» качеством до сих пор принято считать зависимость женщины сначала от родителей, затем - от мужа.

Проведенное нами интервьюирование показало, что все юноши, вне зависимости от места проживания и социального статуса, полностью принимают роль «кормильцев семьи». У девушек же представление о ценности профессиональной занятости варьируется в очень широких пределах. Большая часть девушек, особенно проживающих в сельской местности, оказалась лишена каких-либо карьерных притязаний. В лучшем случае свою работу они оценивают как помощь семье, прямо заявляя, что ни о какой профессиональной карьере в их жизни и речи быть не может. Впрочем в сельской местности и в малых городах есть девушки, сумевшие получить высокий уровень образования и достойную работу, что свидетельствует об отсутствии фатального влияния места проживания и окружения на профессиональную судьбу молодых женщин. На общем фоне резко выделялась группа девушек, ранее прошедших обучение (пусть кратковременное, сроком 1-2 года) в США или в странах Западной Европы. Эти девушки стремятся к получению высокого уровня и хорошего качества образования, занятости по специальности и к карьерному росту.

Практически все девушки, вне зависимости от карьерных устремлений и места проживания, считают работу, связанную с принятием решений, ведением крупного бизнеса, «подходящей преимущественно мужчинам». «Для себя» они оставляют ведение малого бизнеса и самозанятость. Юноши в ответах на эти вопросы с ними солидарны.

2 Информационная база исследования: данные государственной статистики АР, результаты 9 групповых интервью (число участников - 70 человек, юноши и девушки в возрасте от 16 до 24 лет), проведенные в 2010 г. в столице (г. Баку), в малом городе (г. Исма-илли), в двух сельских поселениях (Лахыч и Ивановка). Вторичный анализ результатов исследований, опубликованных ранее.

Гендерный анализ доступности образования

Гендерное равенство доступа ко всем ступеням образования считается одной из основных предпосылок повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и достижения реального гендерного равенства в сфере занятости. В современном Азербайджане девушки и юноши формально имеют равные права на получение образования, но вопрос их паритетной представленности на всех уровнях общего и профессионального образования остается пока не решенным.

Среди учащихся общеобразовательных школ (обязательный уровень образования) девочки составляют меньшинство. В течение последних 10 лет их доля среди школьников медленно падает (в 2000/2001 учебном году доля девушек составляла 47,7%, в 2008/09 - только 46,4%). Это обусловлено не только демографической гендерной асимметрией молодежи соответствующего «школьного» возраста, но и все большим распространением среди родителей идеи о меньшей важности образования для дочерей, чем для сыновей. Крайним проявлением таких настроений стали участившиеся случаи отказа родителей девочек-подростков от продолжения их обучения в старших классах общеобразовательных школ. По мнению экспертов, эти случаи локализированы главным образом в сельской местности южных регионов страны.

В профессиональной школе степень гендерной асимметрии состава учащихся и направление этой асимметрии существенно различаются по уровням образования. Со временем направления этой асимметрии не меняются. Так, начальное профессиональное образование - наименее масштабный и наименее динамично развивающийся уровень профессионального образования (в 2009/2010 учебном году в этих учебных заведениях училось 25,6 тыс. чел., а за последние десять лет численность учащихся здесь выросла на 11,6%). Это преимущественно «мужской» уровень обучения (доля девушек среди студентов ПТУ и лицеев уже много лет составляет около 30%).

В средних специальных учебных заведениях в 2009/2010 учебном году занималось 52,8 тыс. чел. За последние десять лет число учащихся здесь увеличилось на 23,8%. Как и во многих странах СНГ, этот уровень образования является преимущественно «женским». Доля девушек среди студентов этих учебных заведений стабильно составляет 69-71%, и это самая высокая доля среди стран СНГ (рис. 1).

Высшее образование является самым масштабным и быстро растущим сегментом профессионального образования в Азербайджане (в 2009/2010 учебном году в ВУЗах обучалось 139 тыс.чел., а за последние десять лет численность учащихся здесь выросла на 16,3%). Среди обучающихся в ВУЗах, аспирантуре и докторантуре большинство составляют мужчины, причем чем выше уровень образования, тем меньше девушек среди учащихся.

%

Средние специальные учебные заведения

80 60 40 20 0

ни

□ 2000

■ 2005 □ 2006 □ 2007

■ 2008

ю о.

«

к № и 2

а.

<

л

а &

Ч о М

«

N

со

Р. 1-1

Я си н и X се ет

св «

Я

СИ

Н и В)

я

1-&

И

св СП

о

ч ц

о

«

я о о о

Он

я Й н и

я

И *

ч

се

н

Я се н и 15

и 0> ю

св №

Я

о.

к >>

%

Высшие учебные заведения

80

60 40 +

20 | 0

ПН

□ 2000

■ 2005 □ 2006 □ 2007

■ 2008

и

си

Ы

п «

св Ю Си и

«

13 К и

г

Л <

л

и >>

&

И и Ш

Я

эт &

1-ч

Я се н о X се

И л н и со

я <о. Я И

се СО

о «

ч о

к 8 и о о СМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я се н и Я И Я Й э

н

ее Я

я

се

О. «

>>

Источник: Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств. Статистический сборник. М.: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств, 2009.

Рис. 1. Динамика доли девушек среди студентов средних специальных и высших учебных заведений.

По сравнению с большинством стран СНГ в Азербайджане доля девушек среди студентов высших учебных заведений очень низка (в разные годы она колеблется в пределах 45-47%). Более низкие показатели имеют лишь Таджикистан и Узбекистан (рис. 1).

Кроме того, девушки Азербайджана обучаются по крайне узкому кругу традиционных «женских» профессий. В системе государственного среднего специального образования 42,6% всех девушек учится по специальности «образование», еще 17,4% - по гуманитарным и социальным наукам, 12,3% - по специальности «культура и искусство», 11,4% - по спе-

Таблица 1

Динамика доли юношей и девушек среди учащихся учебных заведений

различного уровня (в %)

2003/2004 2006/2007 2008/2009

жен. муж. жен. муж. жен. муж.

Общеобразовательные учреж- 48,0 52,0 47,5 52,5 46,8 53,2

дения

Профессионально-технические 30,5 69,5 28,7 71,3 30,4 69,6

училища и лицеи

Средние специальные учебные 69,5 30,5 70,7 29,3 69,0 31,0

заведения

Высшие учебные заведения 46,2 53,8 47,4 52,6

Аспирантура 27,2 72,8 28,4 71,6 44,5 55,5

Докторантура 21,1 78,9 27,5 72,5

Источник: Women and Men in Azerbaijan .2004, 2007, 2008, 2009. State Statistical Committee of Azerbaijan Republic, Baku.

циальности «здравоохранение». По остальным специальностям учится только 16,3% всех девушек. Схожая ситуация и в высшем образовании: среди студенток государственных ВУЗов 31,9% специализировались по гуманитарным и социальным наукам; 19,6% учились по специальности «образование»; 15,3% - обучались естественным наукам, 11,4% - «экономике и менеджменту». По остальным 28 выделяемым специальностям обучались 21,8% всех студенток. Эта особенность выбора объясняется, с одной стороны, широким распространением в обществе патриархального представления о том, «где прилично работать женщине». С другой стороны, работа по этим специальностям, как правило, связана с занятостью в бюджетном секторе экономики. Это хотя и определяет низкий уровень оплаты труда (что отпугивает многих мужчин), но при этом обеспечивает относительно высокий уровень социальной защищенности работника (что очень высоко ценится женщинами). У юношей линейка профессий и специальностей обучения многократно разнообразнее и включает в себя новые и перспективные профессии и специальности, востребованные на современном рынке труда: сфера информатики, электроники, радиотехники, телекоммуникаций, энергетики, машиностроения, строительства, геологии.

Таким образом, юноши и девушки, выходящие из сферы образования, обладают разным объемом профессиональных знаний и компетенциями по мало пересекающемуся списку профессий. Это снижает конкурентоспособность девушек на рынке труда, сужает их возможности трудоустройства, усложняет доступ к новым высокооплачиваемым профессиям, а также является предпосылкой сохранения отраслевой, профессиональной и вертикальной сегрегации в сфере занятости.

Гендерные аспекты рынка труда Азербайджана

Сегодня юноши и девушки, вступающие на национальный рынок труда, а затем и в сферу занятости, оказываются в крайне асимметричном пространстве, большая часть которого находится в неформальном секторе экономики.

Эта асимметричность прослеживается по многим параметрам: в неодинаковом отношении большинства работодателей к работникам разного пола (к их трудоустройству, оплате труда, карьерному продвижению, увольнению); в высоком уровне отраслевой, профессиональной и вертикальной сегрегации национальной экономики, гендерных различиях заработной платы. Важно также и то, что в неформальном секторе экономики работодатели часто нарушают права работников, не предоставляя им законодательно установленные социальные льготы и гарантии. На первый взгляд, эта проблема в одинаковой степени касается всех работников. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что отсутствие подобных льгот и гарантий особенно чувствительно для молодых женщин. Ведь именно они совмещают материнство и уход за ребенком, а потому испытывают большие потребности в получении льгот, связанных с беременностью, родами и кормлением грудью, воспитанием детей. Это касается установленных законодательством льгот для профессионально занятых женщин или обоих родителей.

Экономическая активность молодежи Потребности современной азербайджанской молодежи в оплачиваемой занятости на фоне молодежи других стран относительно велики (табл. 2), что объясняется низким уровнем охвата населения обучением (табл. 3).

Таблица 2

Уровень экономической активности юношей и девушек по возрастам в различных странах СНГ (в % от численности соответствующей возрастно-половой группы, 2008 г.)

Возраст, лет Азербайджан Украина Казахстан Армения

15 - 19 девушки 32,1 15,6 20,2 32,1

юноши 35,0 18,2 25,3 35,5

20 - 24 девушки 71,2 56,0 66,0 54,7

юноши 83,4 73,4 72,8 82,9

25 - 29 девушки 83,3 72,7 88,4 61,4

юноши 95,1 91,4 95,6 96,5

Источник: Статистический отдел ЕЭК ООН. База данных составлена из официальных национальных и международных (Евростат и МОТ) официальных источников.

Таблица 3

Численность студентов средних специальных и высших учебных заведений в расчете на 10 000 населения (2008 г., на начало учебного года)

Численность студентов средних специальных учебных заведений Численность студентов высших учебных заведений

Азербайджан 61 158

Армения 96 348

Беларусь 163 435

Казахстан 320 402

Кыргызстан 92 458

Молдова 92 322

Россия 158 529

Таджикистан 46 212

Украина 87 512

Источник: Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств. Стат. сб. М.: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств, 2009. С. 161-162.

Доля девушек среди экономически активной и занятой молодежи по мере увеличения их возраста имеет тенденцию к снижению, в то время как у юношей, наоборот - к росту. Среди безработных и экономически неактивных тенденция обратная. В качестве наиболее вероятного объяснения явления может быть то, что в младших молодежных возрастах девушки меньше охвачены обучением, но еще не обременены семейными обязанностями. Поэтому они в большей степени стремятся иметь работу, что обусловливает их высокую долю среди экономически активных и занятых. Впоследствии, в связи с выходом замуж и необходимостью выполнения обязанностей по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, девушки становятся не только менее экономически активными в сравнении с юношами, но и менее привлекательной рабочей силой для работодателей. Это предопределяет их высокую долю среди безработных.

В целом вклад молодежи (15-29 лет) в экономическую активность населения Азербайджана значителен: в 2008 г. молодежь составляла 28% всего экономически активного населения страны. Это связано не только с высоким уровнем экономической активности молодежи, но и с ее высокой долей среди населения трудоспособного возраста.

Занятость мужчин и женщин, занятость молодежи. Понятие «занятое население» в Азербайджане имеет достаточно широкую трактовку, что во многом определяет высокие значения показателей занятости населения (так, например, к занятым относятся лица, имеющие в своей соб-

ственности земельный пай). Среди населения старше 15 лет у женщин уровень занятости в 2008 г. равнялся 64%, у мужчин - 69,9%, а среди 15-24-летних он составлял 48,5% (и у девушек, и у юношей). При этом молодежь составляет почти четверть всего занятого населения (среди занятых женщин девушки 15-29 лет составляют 26,7%, а среди всех занятых мужчин насчитывается 26,6% юношей этого возраста).

Особенностью современного азербайджанского рынка труда является низкая доля наемных работников (только 34,8% всех занятых). Отмечается также преимущественно неформальный характер занятости «не по найму» (складывается главным образом за счет наименее социально защищенных форм - самозанятости и занятости в крестьянских хозяйствах). При этом женщины, как наименее конкурентоспособные работники, существенно реже, чем мужчины, имеют статус занятых «по найму» (наемными работниками являются только 30,4% всех занятых женщин и 39,4% мужчин).

Проблемы молодежной безработицы. Уровень общей безработицы в стране в целом невысок (в 2008 г. у женщин он составлял только 4,9%, у мужчин - 7,1%). Но в первую очередь эта проблема касается молодежи. Достаточно сказать, что безработные девушки (15-29 лет) составляли в 2008 г. 59,1% всех безработных женщин, а юноши - 54,9% всех безработных мужчин страны.

Таблица4

Уровень общей безработицы среди молодежи, рассчитываемый по методологии МОТ (девушки и юноши 15-24 лет, чел., в % от численности экономически активных групп соответствующего пола и возраста)

Уровень безработицы среди молодежи 2003 2004 2005 2006 2007

Девушки 20,5 17,8 16,8 16,7 10,5

Юноши 19,0 16,4 15,7 15,7 18,2

Источник: Статистический отдел ЕЭК ООН. База данных составлена из национальных и международных (Евростат и МОТ) официальных источников.

Зарегистрированная безработица в Азербайджане, как и во всех странах СНГ, по своим масштабам и уровню существенно меньше безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ. Это связано с правилами регистрации безработных в государственных службах занятости, оказывающими негативное влияние на стимулы безработных к регистрации и на объективные возможности получения ими статуса безработного. Это, например, ограничение возможностей получения статуса зарегистрированного безработного для сельских жителей-собственников земельных наделов или для впервые ищущих работу.

Так, в 2008 г. уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,5% у женщин и 1,1% у мужчин. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных почти столь же велика, как среди безработных, определяемых по методологии МОТ. В 2008 г. девушки 15-29 лет составляли 44,1% всех зарегистрированных безработных женщин, юноши - 48,0%. Эти доли могли бы быть больше, но, по существующим правилам, статус безработного не могут получить впервые ищущие работу, каковыми, как правило, являются молодые люди.

Гендерный разрыв оплаты труда. В Азербайджане гендерный разрыв в оплате труда очень велик - один из самых больших среди стран СНГ. В среднем женщины получают почти в два раза меньше мужчин. Но в последние годы зафиксирована тенденция достаточно быстрого сокращения этого разрыва (в 2005 г. он составлял 54,6%, в 2008 г. - 46,8%).

Таблица5

Отношение средней заработной платы женщин к средней заработной плате мужчин в некоторых странах СНГ (в %)

2005 2006 2007 2008 2009

Азербайджан 45,4 46,5 50,8 53,2

Грузия 48,9 49,1 50,3

Кыргызстан 65,8 67,3 67,3

РФ 60,7 63,1 65,3

Источник: Статистический отдел ЕЭК ООН. База данных сформирована на основе национальных официальных источников.

В основе гендерных различий в оплате труда лежит целая система экономических, социальных и культурных факторов. К их числу относятся: распространение прямой или косвенной дискриминации в отношении женщин; традиционное гендерное разделение труда, формирующее высокий уровень сегрегации (отраслевой, профессиональной и вертикальной); низкая оценка той работы, которой занимаются женщины.

Так, например, женщины значительно чаще мужчин занимаются малооплачиваемыми видами экономической деятельности: 84,7% всех работающих женщин заняты там, где оплата труда в среднем ниже, чем по экономике в целом (сельское хозяйство, торговля, образование и оказание медицинских и социальных услуг). Среди работающих мужчин эта доля существенно ниже - только 62%.

При этом в рамках одного вида деятельности женщины чаще, чем мужчины работают по малооплачиваемым профессиям и/или занимают более низкие должностные (или квалификационные) позиции. Об этом, в частности, свидетельствует то, что уровень оплаты труда женщин

отстает от уровня оплаты труда мужчин во всех без исключения видах экономической деятельности вне зависимости от степени их феминизации (рис. 2).

Источник: Women and Men in Azerbaijan 2009. State Statistical Committee of Azerbaijan Republic, Baku.

Рис. 2. Отношение среднемесячной номинальной заработной платы женщин к среднемесячной номинальной заработной плате мужчин (в % по видам экономической деятельности) и доля женщин среди занятых в этих видах экономической деятельности (2008 г.).

По данным государственной статистики, в рамках занятости по одним и тем же профессиям уровень оплаты труда мужчин, как правило, оказывается выше, чем у женщин. Еще одна причина различий в оплате труда мужчин и женщин - прямая дискриминация по признаку пола. В Азербайджане дискриминация в оплате труда по любому признаку, в том числе и по признаку пола, законодательно запрещена. Однако эксперты подтверждают существование этой проблемы, которая локализуется главным образом в неформальной занятости и частично на предприятиях частной формы собственности. В настоящее время доля прямой дискриминации по признаку пола в общей разнице заработной платы мужчин и женщин не ясна, поскольку отсутствуют соответствующие исследования и оценки.

Гендерные аспекты трудоустройства в Азербайджане

Современная азербайджанская молодежь при поиске работы использует очень широкий круг методов, как традиционных, так и современных, подчас малодоступных взрослому населению. Каждый метод трудоустройства имеет свою историю, динамику и логику развития, свою «целевую аудиторию» как среди работодателей, так и среди выпускников. Но дать какую-либо количественную оценку интенсивности и масштабов использования этих методов юношами и девушками не представляется возможным из-за отсутствия необходимой статистики.

Поиск работы и трудоустройство с помощью профессиональных учебных заведений. Еще два десятилетия назад «распределение» на работу выпускников после окончания ими профессиональных учебных заведений было основным методом их трудоустройства. Приход рыночной экономики полностью разрушил эту систему. В последние годы государство и учебные заведения вновь стали проявлять заинтересованность в трудоустройстве части выпускников, реализуя его как добровольное трудоустройство, осуществляемое по заявкам государственных организаций и/или частных компаний. Но этот метод трудоустройства молодежи касается только выпускников элитных учебных заведений и «дефицитных» специальностей.

Несмотря на формальную гендерную нейтральность, этот метод трудоустройства, как правило, оказывается гендерно асимметричен. Во-первых, из-за низкой доли девушек среди обучающихся по дефицитным специальностям, а во-вторых, из-за дискриминационных практик, используемых негосударственными компаниями. Так, по свидетельству экспертов, крупные компании, в том числе и иностранные, еще несколько лет тому назад на стадии подачи заявки практиковали прямую дискриминацию - запрет на принятие на работу девушек, окончивших учебные заведения. Их могли принимать на работу с меньшей заработной платой, чем юношей. Однако в последние годы практика изменилась. Компании стали охотнее брать девушек, но только на отдельные профессии и позиции, например, в кадровые отделы. Это также является дискриминацией, но только косвенной (через формирование профессиональной сегрегации).

Трудоустройство на государственную службу. В государственном секторе много сделано для достижения прозрачности и объективности при приеме на работу. В настоящее время процесс трудоустройства на государственную службу сформирован гендерно максимально нейтрально, о чем свидетельствуют не только мнения экспертов, но и мнения самих молодых людей, прошедших эту процедуру найма. И те, и другие отмечают, что самое главное для соискателей вакансий - хорошо сдать специализированный тест. Новая организация трудоустройства на государ-

ственную службу, по мнению экспертов, не только фактически решила проблему дискриминации по признаку пола и возраста при приеме на работу, но и проблему взяток за право получения должности.

Службы занятости. Исследование показало, что молодежь с целью трудоустройства и/или обучения/переобучения достаточно активно обращается как в государственную, так и в частные службы занятости. Достаточно сказать, что в 2008 г. среди 3393 чел., прошедших профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации в органах государственной службы занятости, этот контингент составил 74%. Но сами объемы трудоустройства через эту службу невелики. Кроме того, поскольку службы аккумулируют в своих базах данных не самые лучшие вакансии, а профессиональное обучение проводится главным образом по рабочим профессиям, можно предположить, что в эту службу обращаются в первую очередь молодые люди, окончившие непрестижные и периферийные профессиональные учебные заведения, а интенсивность обращений имеет обратную зависимость от уровня профессионального образования молодых людей.

Что касается гендерного аспекта трудоустройства и профессионального обучения молодежи посредством обращения в государственную службу занятости, то практика работы, например, регионального отделения в г. Исмаилли, показала, что девушки проходят такое обучение существенно реже юношей, а список профессий, по которым происходит их обучение, существенно меньше. При этом девушек обучают таким «традиционно женским» профессиям, как ковроткачество, народные промыслы. Юношей обучают «мужским» профессиям (водитель, тракторист). Впрочем, существует ряд профессий, по которым обучаются и юноши, и девушки. Такой является, например, профессия парикмахера.

В Азербайджане сложилась сеть коммерческих служб трудоустройства. Часть из них работает по принципу взимания платы за свои услуги с работодателей, часть - с населения, ищущего работу. В подавляющем большинстве случаев работа коммерческих служб трудоустройства сосредоточена в крупных городах. При этом предлагаемая работа может относиться как к официальной, так и к неофициальной занятости. Как показали проведенные интервью, молодые люди при поиске работы используют возможности коммерческих служб трудоустройства.

Поиск работы через знакомых и родственников. Обращение к знакомым и родственникам, а также к преподавателям/работникам ВУЗов, виртуальным знакомым с интернет-форумов сегодня является востребованной стратегией поиска работы у молодежи. Многие молодые люди, особенно проживающие в малых городах и в сельской местности, считают, что устроиться работать на хорошую должность можно только через знакомых, родственников или «за деньги» (то есть за взятку).

Трудоустройство через подачу объявлений и поиск работы по объявлениям. В ходе проведения опроса выяснилось, что ни один из его участников не подавал объявлений с предложением своих услуг. Что касается поиска работы по объявлениям, то даже теоретически такой метод поиска работы пока доступен только жителям крупных городов или жителям провинции, желающим трудоустроиться в крупном городе. В малых городах и сельской местности отсутствуют СМИ, которые публиковали бы информацию о местных вакансиях.

Поиск работы через Интернет. Интернет сегодня - один из самых новых, перспективных, эффективных и быстро развивающихся каналов трудоустройства, поскольку позволяет проводить поиск работы на множестве сайтов с минимальной затратой времени и средств (по сравнению с большинством иных каналов трудоустройства). При этом поиск работы через Интернет может осуществляться как в режиме, аналогичном поиску работы через неэлектронные СМИ (подача объявлений, посылка резюме, поиск вакансий по сайтам компаний и кадровых агентств), так и в режиме, сходном с поиском работы «через знакомых и родственников» (через сети, форумы). Для молодежи этот канал будет иметь особое значение, поскольку именно эта часть населения лучше владеет новым инструментом коммуникаций и поиска информации. Кроме того, компьютерная грамотность на современном рынке труда является важнейшим конкурентным преимуществом претендента на вакансию.

Попытки начать свой бизнес. Часть молодых людей, участвовавших в опросе (правда, очень небольшая), рассматривала возможности своей занятости вне сферы наемного труда. В ситуации катастрофической нехватки рабочих мест, сложившейся сегодня в Азербайджане, создание собственного бизнеса для некоторой части молодежи может стать приемлемой стратегией занятости. Интервьюирование показало, что начать собственное дело хотели бы и юноши, и девушки. Однако степень готовности молодых людей к этому шагу крайне низка.

Гендерно асимметричные барьеры в трудоустройстве молодежи Азербайджана

Широкое распространение дискриминационных практик при приеме на работу. Исследование показало, что в Азербайджане дискриминационные практики при приеме на работу распространены на всех стадиях процедуры найма: при подаче рекламного объявления о наличии вакансии, при отборе кандидатов, при оформлении на работу. Причем все эти нарушения сосредоточены главным образом в частном и в неформальном секторах экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объявления о вакансиях. В Азербайджане, как и на всем постсоветском пространстве, дискриминация женщин (и в том числе девушек) при приеме на работу часто начинается уже в тот момент, когда работодатель только дает объявление о наличии вакансии у него на предприятии. Во многих таких объявлениях, размещаемых в средствах массовой информации, напрямую указывается не только пол желаемого работника, но подчас его(ее) возраст, а порой и предпочтительная внешность будущего сотрудника. Последнее требование выдвигается только тогда, когда работодатель хочет нанять на работу женщину. Как правило, работодатели объясняют появление подобных объявлений желанием сэкономить время соискателей на подбор будущей работы.

Дискриминационные требования к девушкам на стадии отбора кандидатов. Многие работодатели считают, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы, поэтому при приеме на работу отдают предпочтение мужчинам, не считая это проявлением дискриминации. Но даже если работодатели согласны взять на работу женщин, многие из них стремятся брать только женщин, свободных от семейных обязанностей. Поэтому при приеме на работу достаточно типичной является ситуация, когда работодатель задает девушке, ищущей работу, вопросы, касающиеся ее семейного положения, намерения в ближайшем будущем иметь детей.

Жестко закрепленное в азербайджанском обществе традиционное разделение труда, по которому все домашние заботы лежат только на женщине, не позволяет работодателю даже предположить, что какими-то льготами для работников с семейными обязанностями может воспользоваться мужчина. Поэтому, по свидетельству юношей, при трудоустройстве им не задают вопросов относительно их брачного статуса.

Участники фокус-групп выделили еще одно достаточно распространенное дискриминационное требование работодателей к девушкам, ищущим работу. Это - «презентабельный» внешний вид.

Гендерные аспекты территориальной трудовой мобильности молодежи. Огромные различия в степени развития городской и сельской сфер занятости, рынка труда и образовательных услуг, большая разница между уровнем жизни населения крупных городов и регионов, а также высокая доля сельских жителей среди населения формируют значимые миграционные потоки как внутри страны, так и за ее пределы. Молодежь (юноши и девушки) включена в эти потоки как в рамках образовательной, так и в рамках трудовой миграции.

Проведенные интервью показали, что гендерные различия в препятствиях для участия юношей и девушек в образовательной миграции, в том числе и за пределы страны, существенно меньше, чем гендерные различия в препятствиях для их участия в трудовой миграции, даже внутри страны, не говоря уж о трудовой миграции за ее пределы. Дело в том,

что современные «патриархальные» традиции, допуская отъезд молодых девушек из дома с целью получения образования, по отношению к их трудовой миграции не столь толерантны. Сельские семьи в большинстве не поддерживают переезд девушек в город с целью трудоустройства. Исключением может быть ситуация, когда девушка переезжает в другой населенный пункт к близким родственникам. Здесь, правда, следует учитывать, что за пределами групповых интервью оказались те девушки, которые после окончания обучения все же остались жить в городах. Часть - в результате брачной миграции, а часть - устроившись на работу.

Важным препятствием в трудовой миграции у молодежи является высокая стоимость аренды жилья в крупных городах. При небольших размерах заработной платы, предлагаемой, как правило, молодым людям, высокая стоимость жилья часто делает экономически бессмысленным подобное трудоустройство. Важно понимать также, что этот барьер при поиске работы имеет разную « высоту» для юношей и девушек. Поскольку размер «женских зарплат» в среднем существенно меньше «мужских», а стоимость аренды жилья от пола квартиросъемщика, как правило, не зависит, то девушкам сложнее оплачивать квартиру, чем юношам.

Гендерные различия в социальных нормах оплаты труда (проблема самодискриминации девушек). Как было показано, в Азербайджане чрезвычайно велик гедерный разрыв в уровне оплаты труда. Немалую роль в формировании этого разрыва играют более низкие требования женщин и девушек к уровню оплаты своего труда. Опрос показал, что во всех группах представления юношей и девушек относительно того, что такое «хорошая заработная плата», расходились на 15-40% не в пользу девушек. Сходные результаты были получены и в ходе выборочного статистического обследования «О переходе молодежи в возрасте 15-29 лет от обучения к работе», проведенного в Азербайджане в 2005 г. Опрос показал, что среди жителей городов минимальный размер месячного дохода, ниже которого юноши отказались бы от предлагаемой работы, в среднем был на 14% выше, чем у девушек. Среди жителей сельской местности гендерный разрыв этого показателя оказался еще больше - 25%3.

Таким образом, получается, что современные азербайджанские девушки, вне зависимости от уровня образования и места проживания, априори оценивают стоимость своего труда дешевле, чем юноши, имеющие сходный уровень образования и живущие там же. Девушки заранее готовы пойти работать за меньшие деньги, чем юноши, а размер удовлетворяющего их заработка будет также ниже.

3 Рассчитано по: «Выборочное статистическое обследование в Азербайджане «О переходе молодежи в возрасте 15-29 лет от обучения к работе». Баку, Государственный комитет АР по статистике, 2006. С. 253.

Гендерные различия в практике использования компьютера и глобальной сети. Интервьюирование, проведенное в рамках проекта, показало, что молодежь Азербайджана, как юноши, так и девушки, очень активно используют Интернет-ресурсы для поиска работы, передачи своих СУ работодателям. Здесь правда следует сделать оговорку: в стране существуют региональные и поселенческие различия в возможности использовать ресурсы Интернета для трудоустройства. Речь идет не только о доступе молодых людей к Интернету (как в смысле доступности самого Интернета, так и в смысле наличия у молодых людей навыков, достаточных для использования ресурсов Сети при поиске работы), но и о возможности на практике применить полученную информацию. Ведь, с одной стороны, низкая территориальная мобильность жителей Азербайджана заставляет людей искать работу, ориентируясь главным образом на локальные рынки труда, но, с другой стороны, региональные и поселенческие рынки труда по-разному представлены в самой сети. Так, столичный рынок труда представлен в Интернете в более полном объеме, чем, например, рынок труда г. Исмаилли. Для молодых людей -жителей сельской местности - услуги Интернет-связи оказались фактически недоступны, что существенно сужало их возможности поиска работы. Кроме того, как показал опрос, проведенный в 2008 г., юноши являются компьютерными пользователями чаще, чем девушки (среди 16-24-летних девушек пользователями компьютеров являлись только 42,5%, а среди юношей этого возраста - 58,5%, то есть в 1,4 раза больше)4. Это означает, что в современном Азербайджане девушки, несмотря на достаточно высокий уровень компьютерной грамотности, обладают меньшими возможностями поиска работы через современные средства связи, чем юноши.

Срочная служба в Армии - как временное препятствие при трудоустройстве. Сложности с трудоустройством, обусловленные необходимостью прохождения срочной службы в рядах Азербайджанской Армии, возникают у юношей, обучающихся в высших учебных заведениях, не проходивших такую службу и желающих найти высококвалифицированную работу. В отношении таких юношей потенциальные работодатели испытывают определенную настороженность, заполнение вакансии по профессиям квалифицированного и высококвалифицированного труда, как правило, требует определенных затрат на проведение специальной подготовки и обучение/переобучение претендента. Если же юноша, претендендующий на вакансию, после прохождения обучения уйдет служить в Армию, то обратно на свое рабочее место он может и не вер-

4 Статистический отдел ЕЭК ООН. База данных составлена из официальных национальных и международных источников.

нуться. А это означает необходимость дополнительных затрат на поиск и обучение нового кандидата.

Многие юноши указывают, что вопрос о прохождении службы в Армии задавался им практически всеми потенциальными работодателями, даже в государственных учреждениях. После прохождения службы в Армии это препятствие для трудоустройства у них полностью исчезает. Поэтому часть молодых людей сознательно переносит время трудоустройства на «достойные» позиции на «послеармейскую» жизнь.

Существует также несколько трудностей и препятствий для трудоустройства молодежи на достойную работу, в которых гендерная составляющая относительно невелика или их гендерный аспект не очевиден.

Отсутствие опыта работы по специальности. Наиболее часто упоминаемым препятствием, которое возникает у молодых людей при попытке трудоустройства, является отсутствие у них опыта работы по специальности. И эта проблема касается как юношей, так и девушек. Надо отметить, что речь в первую очередь идет о выпускниках профессиональных учебных заведений всех уровней.

Частично эту проблему призвана решить практика устройства «стажировок» для учащихся профессиональных учебных заведений. Оформлением этих стажировок, как правило, занимаются сами учебные заведения. Однако отнюдь не все такие стажировки выполняют поставленные задачи. Дело в том, что работодатели часто не заинтересованы в качественном проведении таких стажировок и относятся к ним формально. В результате молодые люди не получают тех специфических знаний реального производства, на которые рассчитывали. Проблема «замкнутого круга», когда молодых людей не принимают на работу, потому что у них нет опыта, а опыта нет потому, что их не принимают на работу, хотя и достаточно старая, но остается острой до сих пор и для юношей, и для девушек.

Трудности и препятствия, стоящие перед теми, кто хочет начать свой бизнес. Опрос показал, что и для юношей, и для девушек, желающих открыть свой бизнес, основным препятствием для осуществления этих планов является отсутствие финансовых средств. Различия планов создания собственного бизнеса у юношей и девушек заключаются главным образом в видах экономической деятельности, в рамках которой те и другие предполагают открыть свое дело или организовать самозанятость. Девушки чаще всего видят «собственное дело» в сфере услуг (правда, насколько точно они себе представляют практику ведения бизнеса, судить трудно, поскольку, например, в Исмаилли все девушки, высказавшиеся за открытие собственного дела, хотели открыть свою парикмахерскую). У юношей перечень возможных сфер приложения предпринимательских усилий существенно шире. Это и туристический бизнес, и транспортные перевозки, и строительство.

* * *

Наше исследование показало, что относительно низкий уровень охвата профессиональным обучением всей молодежи Азербайджана формирует высокий уровень экономической активности этой категории населения. При этом, несмотря на соответствие законодательства Азербайджанской Республики международным нормам и отсутствие в нем каких-либо дискриминационных положений, широко распространенные в стране традиционные представления о роли и месте женщин в обществе существенно ограничивают возможности девушек в получении профессионального образования. Соответственно снижается их конкурентоспособность на рынке труда, а в конечном итоге формируется низкое качество их профессиональной занятости. Ситуацию усугубляет широкое распространение дискриминационных практик при приеме на работу и низкие профессиональные притязания самих девушек, а также их значительно меньшая, чем у юношей, территориальная мобильность. В результате формируется низкая эффективность использования человеческого потенциала молодежи (и в первую очередь девушек), что не способствует экономическому росту страны.

Эту ситуацию можно было бы скорректировать проведением специализированной государственной политики, нацеленной на выравнивание доступа юношей и девушек к рабочим местам достойного труда. Однако пока имеющиеся инструменты не приспособлены к решению гендерных проблем трудоустройства молодежи. Так, государственные программы, ориентированные на улучшение положения женщин в сфере занятости и на рынке труда, не имеют возрастной составляющей (в них не учитывается специфика проблем, с которыми сталкиваются девушки). Государственные молодежные программы не имеют гендерного преломления - в них не ставится задача учета гендерной специфики проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.