Научная статья на тему 'Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости: социологический анализ'

Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3166
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / МОТИВЫ ЗАНЯТОСТИ / СТУДЕНТ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафиуллина Фарида Рафисовна

В статье представлен анализ социологического исследования вовлеченности студентов г. Казани в трудовую занятость, а также рассмотрены мотивы осуществления трудовой деятельности исходя из материального положения семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Position of the Students and the Motives of Employment: Sociological Analysis

The paper presents an analysis of the sociological study of involvement of students in the city of Kazan employment situation and discusses the motives of the work based on the financial situation of the family.

Текст научной работы на тему «Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости: социологический анализ»

Ивестт Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4

УДК 316

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ И МОТИВЫ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ф. р. сафиуллина

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан E-mail: far491@mail.ru

В статье представлен анализ социологического исследования вовлеченности студентов г. Казани в трудовую занятость, а также рассмотрены мотивы осуществления трудовой деятельности исходя из материального положения семьи. Ключевые слова: материальное положение, мотивы занятости, студент, трудовая занятость.

Financial Position of the students and the Motives of Employment: sociological Analysis

F. R. safiullina

The paper presents an analysis of the sociological study of involvement of students in the city of Kazan employment situation and discusses the motives of the work based on the financial situation of the family. Key words: financial situation, reasons of employment, student, employment.

Студенческая трудовая занятость была и остается актуальной социально-экономической проблемой, довольно широко рассматриваемой социологами и экономистами в различных ее аспектах. Анализ научного дискурса по проблеме показывает, что исследователи едины в одном - мотивационную основу трудовой занятости студенческой молодежи составляет материальная неудовлетворенность, вынуждающая студентов в период обучения в вузе искать дополнительные источники дохода.

Особенностью современной России является рост количества студентов, совмещающих учебу и работу. Этому способствуют такие факторы, как низкий уровень стипендий, не позволяющий обеспечить даже потребительский минимум, сокращение бюджетных мест и отсутствие ощутимой социальной поддержки со стороны государства. Интересным является и то, что вне зависимости от материального достатка семьи большинство студентов стремятся вступить в трудовые отношения еще во время обучения в вузе. Безусловно, мотивационная система студентов различных социальных групп сильно отличается - от физического выживания и необходимости оплачивать обучение в вузе до желания приобрести опыт и навыки практической работы.

Опрос, проведенный в вузах г. Казани, позволил выяснить мотивы трудовой занятости студентов. Анкетирование проводилось в марте - сентябре 2012 г., объем выборочной совокупности

составил 1000 человек (40,8 % из них - юноши и 59,2 % - девушки). В выборку вошли пять государственных вузов: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), Казанский национальный исследовательский технологический университет (Казанский государственный технологический университет

- КНИТУ (КХТИ)), Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ), а также два негосударственных вуза: Институт социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ) и Институт экономики, управления и права (ИЭУП). Материальное положение своей семьи студенты оценили следующим образом: 44,2% из них относятся к группе «ограниченные в средствах», денег хватает только на приобретение необходимых продуктов и одежды, покупка товаров длительного пользования вызывает затруднения; 40,4%

- «обеспеченные», у них покупка товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) не вызывает затруднений, но на дачу, машину и прочее приходится копить; 6,8% - «богатые», они могут себе позволить купить товары длительного пользования, такие как машина, дача; 5,9%

- «малоимущие» студенты, у них денег хватает только на приобретение продуктов питания; для 2,7% участников опроса проблематичным является покупка самых необходимых вещей - у них не хватает денег даже на продукты питания, они относятся к группе «бедные» (рис. 1).

В трудовую занятость вовлечены студенты с различным уровнем достатка. Так, в группе «малоимущих» и «бедных» заняты более трети опрошенных (38,6 и 34,6 % соответственно). Примерно одинаковое число студентов, относящихся к «ограниченным в средствах» (26,4 %), «богатым» (24,2 %) и «обеспеченным» (21,2 %), заняты в тех или иных сферах экономической деятельности. Это свидетельствует о том, что материальное положение семьи не оказывает влияния на трудовую занятость, так как студенты с разным уровнем достатка практически в равной доле вовлечены в разные виды трудовой деятельности. Однако среди неработающих студентов есть и те, кто нуждается в работе. Так, большая часть студентов из «бедных» семей (65,4%), ис-

© Сафпуллпна Ф. Р., 2013

Ф. Р. Сафиуллина. Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости

Малоимущие 5,9%

Бедные 2,7%%

Богатые 6,8%

Ограниченные в средствах 44,2°%

Обеспеченные 40,4%

Рис. 1. Материальное положение студента и его семьи

пытывая материальные трудности, указали, что нуждаются в работе. Вероятнее всего, для остальных студентов учеба является приоритетом в настоящее время, поэтому они не нуждаются в работе (так ответили 7,7% респондентов), при этом затруднились ответить 26,9% респондентов. Более половины студентов из «малоимущих» семей (59,6%) и семей со «средним достатком» (50,6%) хотят работать, и примерно одинаковое число студентов с тем же достатком (доля среди «малоимущих» - 28,1%, из семей со «средним достатком» - 28,3%) не нуждаются в работе. При этом затруднились ответить 12,3% студентов из

«малоимущих» семей и 21,1% студентов из семей

%

80,00 (50,00 400,00 20,00 0,00

со «средним достатком». Не нуждаются в работе студенты, указавшие высокий материальный достаток своей семьи (среди «состоятельных» - 40,0%, «богатых» - 45,5%), однако примерно в равной доле студенты из «состоятельных» (41,8%) и «богатых» семей (36,4%) указали, что нуждаются в работе, при этом затруднились ответить 18,2% студентов из «состоятельных» и 18,1% студентов из «богатых» семей. Это свидетельствует о том, что «богатые» студенты не испытывают материально-бытовых трудностей, вследствие чего не стремятся выходить на рынок труда досрочно, а концентрируют свои силы на успешной учебе (рис. 2).

Бедные Малоимущие Ограниченные Состоятельные

в средствах

Богатые

□ да ■ нет □ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Количество студентов, нуждающихся в работе

В ходе проведенного исследования было выявлено, что работающие студенты, относящиеся к различным социальным группам, преследуют различные мотивы досрочного выхода на рынок труда. Учащиеся вузов в основном рассматривают трудовую занятость в большей степени как место, где они могут решить свои материальные проблемы. Так, примерно одинаковое количество студентов из «малоимущих» (68,4%) и «ограниченных в средствах» (63,1%) семей, а также половина студентов из «состоятельных» (51,3%), «бедных» (44,4%) и «богатых» (43,8%) семей досрочно выходят на рынок труда для того, чтобы иметь материальную независимость от родителей. Родители из «богатых» семей, как правило, стараются своих детей обеспечить карманными деньгами, в связи с чем мотивация ранней трудовой деятельности в данной группе выражена меньше всего (18,8%). Менее половины студентов из «бедных» (44,4%), «ограниченных в средствах» семей (40,5%) и примерно одинаковое

количество студентов из «обеспеченных» (37,5%) и «малоимущих» семей (36,8%) причиной желания пойти работать указывают необходимость иметь собственные карманные деньги (рис. 3).

Материальная нужда толкает студентов браться за любую работу. Заинтересованность в приобретении профессиональных компетенций, опыта работы и навыков профессиональной деятельности по специальности, получаемой в вузе, отходит на второй план. Так, меньше половины студентов из «богатых» семей (43,8%) и больше половины студентов из «бедных» (77,8%), «ограниченных в средствах» (66,1%), «состоятельных» (66,1%), «малоимущих» (60,0%) выбирают трудовую деятельность, не связанную с профилем обучения в вузе. У «богатых» студентов работа чаще всего связана напрямую с будущей профессией, которую они получают в вузе, так ответили 31,3% работающих респондентов. 15,0% отметивших свое материальное положение как «малоимущие», почти

Социология

53

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4

%

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

^ /Ж

СР

|Необходимость оплачивать обучение

©Получение навыков работы

□Получение опыта работы:

Необходимость иметь собственные карманные деньги

шИметь материальную независимость от родителей

ВРабота помогает лучше овладеть моей специальностью

Рис. 3 Мотивы занятости студентов

каждый десятый «обеспеченный» (9,9%) и лишь двадцатый (4,6%) из «ограниченных в средствах» трудятся в той сфере профессиональной деятельности, которую они получают в вузе. Трудовая деятельность частично связана с профилем обучения у 29,3% «ограниченных в средствах», а также у 28,4% «обеспеченных», 25,0% «малоимущих», 24,9% «богатых», 22,2% «бедных». В то же время трудовая занятость по профилю обучения могла принести студентам бесценный профессиональный опыт. Это позволило бы им без особых трудностей включиться в трудовой процесс после окончания вуза, сориентироваться на рынке труда и, таким образом, минимизировать безработицу среди выпускников вузов.

Студенты из семей с высоким уровнем достатка рассматривают место своей трудовой занятости не только с точки зрения удовлетворения материальных потребностей, но и приобретения профессиональных компетенций. Так, они хотят иметь не только материальную независимость от родителей (43,8%), но и место, где могут приобрести опыт работы (37,5%), навыки профессиональной деятельности (25,0%). «Богатые» студенты (18,8%) больше, чем «бедные» (11,1%), «состоятельные» (7,5%), «малоимущие» (5,3%) и «ограниченные в средствах» (2,7%), указали, что работа по профессии помогает им лучше овладеть специальностью, которую они получают в вузе.

Несмотря на то что «бедные» (33,3%) студенты в основном трудятся там, где работа не связана с будущей профессиональной деятельностью, тем не менее, именно они больше остальных студентов («богатые» (25,0%), «состоятельные» (22,5%), «ограниченные в средствах» (19,8%), «малоимущие» (10,5%)) указали, что, работая, хотят получить необходимые трудовые навыки. Вместе с тем приобрести опыт работы в ходе трудовой деятельности хотят в большей степени студенты из «богатых» (37,5%), «состоятельных» семей (32,5%), примерно одинаковое количество студентов из «бедных» (22,2%) и «ограниченных в средствах» (21,6%), а также каждый десятый из «малоимущих» (10,5%) семей. Таким образом, чем выше материальное положение семьи, тем больше в системе мотиваций фигурирует желание приобрести необходимый профессиональный опыт работы.

Подводя итоги, заметим, что современный студент всецело включен не только в образовательный, но и в трудовой процесс. В зависимости от уровня достатка семьи студенты преследуют различные мотивы выхода на рынок труда. На наш взгляд, задачей современной системы образования является то, что вне зависимости от уровня материального положения студенты в рамках трудовой занятости должны приобрести опыт в будущей профессии и расширить свои профессиональные компетенции.

54

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.