Научная статья на тему 'Социальное развитие ребенка-инвалида в современных условиях в детском доме-интернате'

Социальное развитие ребенка-инвалида в современных условиях в детском доме-интернате Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
856
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранова Тамара Федоровна

Автор рассматривает процесс социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта как процесс постоянного взаимодействия и взаимовлияния ребенка с окружающей социальной средой, считая целесообразным организацию образовательного процесса в детских домах-интернатах в направлении, прежде всего, социального становления ребенка-инвалида как личности. Сам социум рассматривается как социально-образова-тельный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баранова Тамара Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие ребенка-инвалида в современных условиях в детском доме-интернате»

УДК: 316

Баранова Тамара Федоровна

аспирант кафедры социальной политики и социального управления Института повышения квалификации bbm1957@yandex.ru Tamara F. Baranova

graduate student of chair of social policy and social management Institute of professional development bbm1957@yandex.ru

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ДЕТСКОМ ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ

SOCIAL DEVELOPMENT OF A HANDICAPPED CHILD AT ORPHAN HOME UNDER MODERN CONDITIONS

Аннотация. Автор рассматривает процесс социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта как процесс постоянного взаимодействия и взаимовлияния ребенка с окружающей социальной средой, считая целесообразным организацию образовательного процесса в детских домах-интернатах в направлении, прежде всего, социального становления ребенка -инвалида как личности. Сам социум рассматривается как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.

Ключевые слова: дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, социальная адаптация, социальная модель инвалидности, Программа социализации воспитанников детского дома-интерната, управление по результатам, социально-педагогический мониторинг

Annotation. The author examines the process of social adaptation of a child with the defect of mental development as a process of constant interaction and mutual influence of a child and social environment and considers the organization of the educational process in orphan homes expedient primarily in the area of social formation of a handicapped child as a person, society itself is seen as a socio-educational resource for the formation of adaptive orientated, educational content and program -methodical support.

Keywords: children with limited intellectual abilities, social adaptation, social model of disability, the Рrogram of socialization of orphan's home children, management based on performance results, socio-pedagogical monitoring.

Актуальность содержания статьи определяется переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании — во всем образе жизни людей, раскрывающими актуальность многих проблем детства — образования,

сохранения здоровья, социальной защищенности. Тенденции современного трансформирующегося общества: снижение жизненного уровня семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается.

Детская популяция в настоящее время включает в себя три большие группы детей: нормально развивающиеся дети, одаренные дети и дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. Число детей с проблемами в развитии из года в год возрастает в связи с ростом факторов риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5—8% детей с наследственной патологией, 8—10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4—5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития. По данным Министерства образования и науки РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития.

Развитие нетипичного ребенка осуществляется как процесс постоянного взаимодействия и взаимовлияния ребенка с окружающей социальной среды. Отношение общества к ребенку во многом определяется тем, насколько его поведение соответствует социальным ожиданиям. Поведение ребенка в значительной степени обусловлено позицией, которую он занимает в обществе, его социальным статусом и социальными ролями. Уже сам процесс выделения различных проблем или характера ограничений в возможностях детей предполагает, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике — осознанно или неосознанно происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Причиной социального отклонения у ребенка являются отклонения в здоровье. При этом большинство отклонений являются вторичными. Для того, чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество. Уровень отклонения часто зависит от взаимодействия между степенью органического ухудшения и уровнем возможностей. Независимо от причины и уровня нарушения, социально-реабилитационная работа не может быть минимизирована. Даже при тяжелой степени дефекта функциональное нарушение является продуктом взаимодействия между конституциональными особенностями и воздействием окружающей среды, и, это может быть модифицировано. Одним из значимых

положений, возникших в последние годы, является утверждение о том, что потенциалом для изменения поведения является динамическая природа нарушения. Е.А.Стребелева считает, что «вторичные нарушения могут вовсе не возникнуть, если воспитание ребенка направлено на их предупреждение, или могут быть своевременно скоррегированы педагогическими методами».

Многие ученые придерживаются мнения, что, если под нормой здоровья понимать состояние человека, позволяющее ему эффективно взаимодействовать с природной и социокультурной средой, то педагогу, работающему с умственно отсталыми детьми, необходимо придерживаться относительного понимания нормы: нормальным является движение, изменение, достижение - ребенок с диагнозом олигофрения может быть очень далек от возрастных психологических норм когнитивного развития, но может быть нормальным с точки зрения способности к позитивным изменениям определенных видов поведения.

Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями отличается от развития обычного ребенка. Исследователями отмечаются замедленный темп развития, отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка: в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям — пассивное отношение к сверстникам, окружающими взрослым, и в отношении к самому себе. Большинство таких детей также имеют нарушения соматического характера, вследствие чего снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети быстро утомляются [3].

Ребенок с отклонениями в развитии имеет объективно гораздо меньше социальных возможностей абилитации по сравнению со здоровым. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход оздоровления и социализации. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) поддерживающих программ для детей-инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и абилитации.

Необходимо отметить, что для более полноценного развития ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями важно расширение границ его жизненного пространства, а это значит: обеспечить максимальную широту социальных контактов, жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу специализированных учреждений (он должен, как и здоровые дети, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и, по мере возможности, участвовать в них).

На сегодня «социальная модель инвалидности» постепенно вытесняет «медицинскую модель инвалидности», рассматривающей проблему инвалидности исключительно в медицинском аспекте. Если медицинская

модель делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, которых необходимо исправлять или изолировать, то социальная модель рассматривает решение проблемы через создание системы социальных служб, помогающих инвалидам жить.

Социальная модель делает акцент на самом инвалиде, предоставляя ему определенный набор услуг и ориентируя на достойное существование. Именно в этом направлении и происходит переориентация социальной политики в отношении инвалидов в России.

Социализацию, социально-психическую адаптацию ребенка - инвалида определяют как интеграцию ребенка в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка.

Дети с выраженной степенью интеллектуального недоразвития составляют самую представительную группу среди воспитанников детских домов-интернатов. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л.С. Выготского, мы считаем целесообразным организацию учебно-воспитательного процесса в детских домах-интернатах в направлении, прежде всего, социального становления ребенка - инвалида как личности, которая прижизненно формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности.

В контексте данной работы социализация рассматривается как процесс активного постоянного взаимодействия нетипичного ребенка с окружающей средой, одним из условий конструирования которого является образовательная программа. Социализация как процесс усвоения ценностей тесным образом связана с функционированием института образования.

Мы исходим из того, что подготовка подростка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку.

Конкретизируя звенья социальных структур, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников, были отобраны прежде всего те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь может не состояться.

Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательной программы и её учебно-методическое обеспечение были максимально связаны с жизненным опытом ребенка.

Через установление четкой связи учебной деятельности с окружающей действительностью умственно отсталым ученикам становится понятней смысл их занятий, создается мотивация к познавательной деятельности.

При этом сам социум рассматривался как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.

Для социализации детей-инвалидов требуется значительно больше времени. Чем дольше умственно отсталый ребенок находится в специальной образовательной среде, тем больше можно сделать для его развития как личности и для повышения его социальной компетенции.[5]

В целях обеспечения формирования адаптивных навыков использовались средства всех учебных предметов. Однако традиционное построение учебного процесса и учебных программ не давало, как показал опыт, желаемых результатов в вопросах социализации умственно отсталых подростков. Опыт учителей-практиков показал, что наиболее успешной и доступной учебная деятельность оказывается при использовании инновационной технологии интегрирования образовательных областей с коррекционным предметом социально бытовая ориентировка.[2]

Программа социализации воспитанников Детского дома-интерната строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна обеспечивать:

• охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья

детей;

• эмоциональное благополучие каждого воспитанника;

• интеллектуальное, духовно-нравственное, психологическое, экономическое, правовое развитие воспитанника;

• допрофессиональную и профессиональную подготовку воспитанника;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• создание условий для социально-развивающей среды;

Предлагаем некоторые фрагменты адаптированной нами Программы:

Психологическое направление.

Задачи. Развитие самосознания воспитанника, обучение анализу своих чувств, поступков. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом. Развитие высших психических функций (внимание, мышление, память).

Содержание работы. Диагностика познавательных процессов. Оказание помощи детям, имеющим трудности в усвоении образовательных и коррекционных программ. Регулирование отношений между воспитанниками. Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков. Психологическая помощь детям и их родителям.

Формы работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Сюжетно-ролевые игры и драматизация. Психологические тренинги. Игры, упражнения на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы. Проведение тематических бесед.

Критерии эффективности. Создание дружеской и эмоционально-теплой атмосферы между детьми. Эмоциональное благополучие каждого воспитанника.

Правовое направление.

Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов «мое», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности. Профилактика правонарушений. Знание прав и обязанностей воспитанника интерната. Знание личной документации.

Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей воспитанника ДДИ. Представление об органах социальной защиты. Знание личной документации.

Формы работы. Заучивание правил поведения в различных социумах. Чтение поучительных рассказов, сказок, Беседы о правилах поведения. Беседы об органах социальной защиты, о личной документации. Встречи с представителями органов правопорядка.

Критерии эффективности. Знание правил поведения, своих прав и обязанностей. Соблюдение норм поведения в общественных местах.

Контрольно-диагностическое направление.

Задачи. Сбор, системный учет, обработка и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач социализации детей. Осуществление контроля за исполнением законодательства о правах детей-инвалидов.

Содержание работы. Административные плановые, оперативные проверки. Мониторинг социальной компетентности воспитанников. Мониторинг адаптации поступивших воспитанников. Мониторинг подготовки к вхождению во взрослую жизнь (в ПНИ). Мониторинг межличностного общения, основ социализации воспитанников группы. Создание банка данных социально-педагогических особенностей воспитанников ДДИ, систематическая работа по его обновлению.

Формы работы. Наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, обобщение, анализ.

Критерии эффективности. Динамика социализации воспитанника, группы.

В основе контрольно-диагностического направления нашей программы лежит концепция финских авторов и П.И.Третьякова управления по результатам. Определив основные цели программы социализации воспитанников, в ходе его реализации руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель

сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы. В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив -ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса [4].

Однако, при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. Таким образом, в развивающемся учреждении изменения происходят не хаотично, они прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Важно, чтобы те цели, которые ставит руководитель, с введением инновации позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Ведь нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи.

Планирование и организация становятся более гибкими и позволяют приобщить каждого к делу, активно включиться в процесс.

Таким образом, управление по результатам дает возможность целенаправленного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата.

Для этого нами активно используются различные виды мониторингов.

Социально-педагогический мониторинг является одним из видов мониторинга и предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах личности или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на поведение, которая затрудняет их адаптацию и интеграцию в социальной среде.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность, объективность, надежность. В качестве способов осуществления мониторинга используются: текущее наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликации, опросные методы.

Проводимые в нашем детском доме-интернате виды мониторингов были адаптированы с учетом контингента воспитанников - детей с ограниченными возможностями (умственная отсталость умеренной, тяжелой степени). В ходе проведения мониторингов по каждому воспитаннику решались следующие задачи: первичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, разработка индивидуальной коррекционной программы развития (образования, социализации), промежуточная диагностика, внесение корректировок, итоговая диагностика, анализ развития с целью выявления динамики в развитии и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и социального сопровождения ребенка, обобщение итогов, кроме того - обучение педагогов, анализ результативности деятельности педагогов [1].

Применяемые мониторинги охватывают жизнь ребенка от поступления в интернат до выпуска - перевода во взрослый психолого-неврологический интернат или на самостоятельное проживание: мониторинг адаптации вновь прибывшего воспитанника, мониторинг межличностного общения, мониторинг

социальной компетентности, мониторинг подготовки старших воспитанников к жизни во взрослом психоневрологическом интернате, мониторинг подготовки к встрече с опасностью, мониторинг адаптивного поведения.

Преимуществом данной технологии является возможность получения достоверной информации от всех участников процесса. Ее актуальность обусловлена тем, что зачастую работа с детьми направлена на борьбу со следствиями, что не способствует выработке адекватных мер профилактической и коррекционной работы. Социально-педагогический мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющих адаптацию личности или группы детей; выявить проблемы, определить возможности в преодолении проблем данной группы детей, или ребенка.

Литература:

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей: методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2008.

3. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2008.

4. Маханева М.Д. Управление развитием: Проблемы, планирование, перспективы. М.: ТЦ «Сфера», 2007.

5. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога /2 издание. М.: ТЦ «Сфера», 2007.

Literature:

1. Belaya K.U. Management of DOU: control and diagnostic function. M.: TZ «Sfera», 2005.

2. Ivanova N. V., Bardinova E.U., Kalinina A.M. Social development of children: methodical textbook.-M.: TZ Sfera, 2008.

3. Maralov V.G., Frolova L.P. Correction of personal development of preschool children. M.: TZ Sfera, 2008.

4. Makhaneva M. D. Management of development: Problems, planning, prospects. M.: TZ Sfera, 2007.

5. Ovcharova R. V. Reference book of the social teacher/2nd edition. M.: TZ Sfera, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.