Научная статья на тему 'Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Тамбовской области'

Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Н. Е.

Социальная адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями развития - серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом, процесс социальной реабилитации таких детей возможен лишь в случае адекватного восприятия инвалидов остальными членами общества и является не менее значимым, чем адаптация инвалидов к этому обществу. Более того, степень гуманности современного общества может быть оценена именно по тому, насколько внимательно оно относится к людям с нарушениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Тамбовской области»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ТИПА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Е. Астафьева

Социальная адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями развития - серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом, процесс социальной реабилитации таких детей возможен лишь в случае адекватного восприятия инвалидов остальными членами общества и является не менее значимым, чем адаптация инвалидов к этому обществу. Более того, степень гуманности современного общества может быть оценена именно по тому, насколько внимательно оно относится к людям с нарушениями в развитии.

Актуальной проблемой современного российского общества является реабилитация детей с нарушениями в развитии, теми, кого в современной педагогической литературе называют «дети с особыми образовательными потребностями». Уровень здоровья населения нашей страны продолжает снижаться. В настоящее время из 35,9 миллиона детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т. е. 1,6 миллиона, относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, и нуждающимися в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

По данным областной детской поликлиники, органов управления образованием районов и городов области, в Тамбовском регионе насчитываются 3100 детей-инвалидов в возрасте от трех до 16 лет. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальной недостаточности (умственно отсталые, в том числе и глубоко умственно отсталые, а также с задержкой психического развития), дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В Тамбовской области насчитываются 17 специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьми видов.

Из них:

- 3 специальных (коррекционных) детских дома, 2 из которых для детей дошкольного возраста;

- 11 специальных (коррекционных) школ-интернатов;

- 3 специальные (коррекционные) школы.

В них обучаются и воспитываются 1516 детей с нарушениями в развитии, среди которых:

- детей-инвалидов - 434;

- детей-сирот - 81;

- детей, оставшихся без попечения родителей - 414.

Проблемой современной системы образования является социализация данной категории детей. Стратегическая цель процесса социализации - научить ребенка жить в обществе, работать в обществе и ладить с обществом. Одной из составляющих процесса социализации детей, имеющих недостатки в развитии, является реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений, вызванных нарушением здоровья.

Социальную реабилитацию ребенка, имеющего отклонения в развитии, можно условно разделить на пять основных направлений:

- социально-правовая;

- медико-социальная;

- социально- психологическая;

- социально-педагогическая;

- социально-бытовая.

Ставя перед собой разные цели, они призваны решать задачи, которые в комплексе способствуют успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Кроме таких факторов, как состояние здоровья, особенности психического развития, этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка. Незнание путей достижения своих жизненных целей приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13,6 %, со страхом и пессимизмом также 13,6 %,

у большинства 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно.

Рассматривая социально-психологическую реабилитацию, необходимо отметить наличие в системе специального (коррекционного) образования Тамбовской области достаточного количества квалифицированных педагогов-психологов, совместно с медицинскими работниками и дефектологами осуществляющими социально-психологическое сопровождение воспитанников на протяжении всего периода обучения. В образовательных учреждениях успешно реализуются коррекционные программы, способствующие успешной социализации детей.

Например, специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 VII вида г. Тамбова реализует программу «Артпедагогика», в которую включены элементы психокоррекции и психотерапии. Результатом работы в данном направлении являются победы воспитанников школы на региональных и Всероссийских конкурсах на равных со здоровыми сверстниками.

Социально-педагогическая реабилитация обеспечивается созданием специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного с нормально развивающимися детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.

На современном этапе одной из действенных форм реабилитации и социальной адаптации становится интегрированное обучение детей с нарушениями в развитии, что предполагает:

-создание государственной системы раннего выявления и ранней медико-психологопедагогической коррекции,

-организацию интегрированного или дифференцированного специального образования, -совершенствование содержания и методов обучения с учетом потребностей развития и обучения детей, прошедших раннюю коррекцию.

Интегрированный подход не должен противопоставляться системе специального образования, а должен выступать одной из альтернативных форм внутри системы. Интеграция сближает две образовательные сис-

темы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Управлением образования и науки администрации Тамбовской области совместно с Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина в период с 20012004 гг. на базе 5 специальных (коррекционных) образовательных учреждений был проведен педагогический эксперимент по программе «Адаптивное образование детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии».

В результате были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс современные оздоровительно-коррекционные комплексные методики адаптивного содержания, направленные на улучшение психосоматического статуса детей с нарушениями развития и отклонениями в состоянии здоровья.

Интегрированный подход к обучению в специальном образовании связан прежде всего с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с нарушениями развития, с признанием их права на предоставление равных с другими прав и возможностей в разных областях жизни.

Следующая составляющая социальнопедагогической реабилитации - трудовая (профессиональная) реабилитация, направленная на восстановление трудоспособности человека с ограниченными возможностями, а также достижение им материальной независимости и самообеспечения.

Таким образом, достигается социальная адаптация человека с ограниченными возможностями. Задачей специальной (коррекционной) школы является правильная ориентация учащихся в профессиональном отношении, чтобы войти в жизнь достаточно подготовленными и продуктивно трудиться в производственных коллективах

Одним из основных предметов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях является трудовое обучение, которое призвано решать важнейший проблему социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации детей с нарушениями развития.

По данным мониторинга Областного управления образования и науки, на первое полугодие 2006 г. материально-техническая база специальных (коррекционных) образо-

вательных учреждений позволяет осуществлять трудовое обучение по 20 направлениям (вышивка, вязание, графика (черчение), животноводство, ковка, кулинария, металлообработка, обувное дело, овощеводство, плодоводство, растениеводство, резьба, сестринское дело, слесарное дело, столярное дело, технология (вариант для девочек), технология (вариант для мальчиков), чеканка, швейное дело, штукатурно-малярное дело).

Обучение проводится на производственной базе специального (коррекционного) образовательного учреждения при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности, в случае её отсутствия образовательное учреждение заключает договор с учреждением начального профессионального образования, которое проводит обучение на базе специального образовательного учреждения.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание трудового обучения и вызвали необходимость корректировки программы трудового обучения, с целью реализации вопросов трудовой адаптации выпускников специальных школ. В 2006 г. обучение осуществлялось по следующим профессиям: швея, штукатур, парикмахер, тракторист, оператор швейного оборудования.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения имеют в своем распоряжении 55 учебных мастерских общей площадью 2473 кв. м; обеспеченность оборудованием составляет 70 %, обеспеченность дидактическими средствами 50 %, обеспеченность современными учебниками 72 %.

Активное участие в процессе подготовки учащихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни принимают учреждения начального и среднего профессионального образования: ПУ № 14 г. Тамбова, ПУ № 37 г. Мичуринска, ПУ № 11 г. Моршанска и др.

Однако в современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-бытовой адаптации в плане трудоустройства, причем не всегда причина тому - отсутствие рабочих мест. Выпускники специальных (коррекционных) учреждений нуждаются в особой помощи в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда,

часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Таким образом, выпускникам специальных (коррекционных) учреждений требуется специально организованное сопровождение.

Модернизация системы специального образования Тамбовской области реализуется по следующим направлениям:

• стабилизация деятельности уже существующих в области и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебнометодических, кадровых и др.);

• развитие вариативных систем специального образования, как в системе специальных образовательных учреждений, так и в системе общего образования;

• открытие достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

• создание условий для включения детей-инвалидов в культурную жизнь общества;

• открытие на базе высших учебных учреждений Тамбовщины направлений «Специальная педагогика и специальная психология» в системе подготовки педагогических кадров.

Социальная адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями развития - серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом, процесс социальной реабилитации таких детей возможен лишь в случае адекватного восприятия инвалидов остальными членами общества и является не менее значимым, чем адаптация инвалидов к этому обществу. Более того, степень гуманности современного общества может быть оценена именно по тому, насколько внимательно оно относится к людям с нарушениями в развитии.

Каждый ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть принят обществом и быть счастливым в нем, только тогда мы сможет сказать, что работа по реабилитации и социальной адаптации была эффективной.

Поступила в редакцию 10.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.