Научная статья на тему 'Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество'

Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3253
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / SOCIAL POLICY / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL INTEGRATION / SOCIAL REHABILITATION / LABOR / EMPLOYMENT OF DISABLED PERSONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Романина Лариса Александровна

В статье рассматриваются социальные проблемы детей с ограниченными возможностями; виды социальной интеграции детей-инвалидов; принципы процесса их социальной реабилитации; состояние проблемы занятости молодых инвалидов и практика их профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN SOCIETY

The article deals with the social problems of children with disabilities, types of social integration of disabled children and the principles of the process of their rehabilitation, the state of the employment problems of young people with disabilities and the practice of their professional self.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество»

УДК 37:364.442

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВО

© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru © Лариса Александровна РОМАНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: r-irina75@mail.ru

В статье рассматриваются социальные проблемы детей с ограниченными возможностями; виды социальной интеграции детей-инвалидов; принципы процесса их социальной реабилитации; состояние проблемы занятости молодых инвалидов и практика их профессионального самоопределения.

Ключевые слова: социальная политика; дети-инвалиды; социальная интеграция; социальная реабилитация, трудовая активность, трудоустройство инвалидов.

Социальная политика в отношении детства в современной России основана на укреплении его правовой защиты, поддержке семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечении охраны их здоровья, воспитания, образования и развития, особенно детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. детей-инвалидов. Она представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов по осуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфической части социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностью таких детей и реализацией их основных и законных прав. [1, с. 34-35].

Главной же целью при этом признается не только наиболее полное восстановление здоровья детей-инвалидов и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное формирование у них способностей к социальному функционированию в равных условиях с гражданами, не имеющими ограничений здоровья.

В России, в соответствии с Законом, инвалидом считается лицо, в т. ч. ребенок до 18 лет включительно, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приво-

дящими к ограничению жизнедеятельности, вызывающими необходимость его социальной защиты.

Существующая в нашей стране практика помещения большинства детей с ограниченными возможностями в специализированные учреждения сужает круг их межличностного взаимодействия со здоровыми детьми, а отсюда - и снижение уровня образования, малая социокультурная мобильность, низкая конкурентоспособность при выборе профессии и, как следствие, слабая востребованность в обществе.

Среди вопросов, составляющих проблемное поле процесса интеграции детей-инвалидов в общество, серьезное значение зачастую имеет недостаточная поддержка семей, в которых они проживают.

В частности, новым Жилищным кодексом снято первоочередное право на получение жилья семьями, имеющими детей-инвалидов.

Слабо и, можно сказать, единично решаются вопросы по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства.

Не в полной мере реализуется право на образование детей с нарушением слуха и зрения - мало учебников и литературы, не хватает слуховых аппаратов, других средств, помогающих им учиться и жить свободно и независимо.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут попасть в школы, больницы, в транспорт из-за отсутствия лифтов и пандусов.

И это только часть проблем, которые актуализируют значение социальной поддержки детей-инвалидов.

Подготовка данной категории детей к самостоятельной жизни, включение их в многогранную жизнь общества - важнейшие аспекты их социализации.

По мнению Е.Р. Ярской-Смирновой, человек становится лицом с ограниченными возможностями, инвалидом тогда, когда его внешний вид, поведение, состояние здоровья не соответствуют системе норм, принятых в том социуме, к которому он принадлежит. Однако нарушения не всегда носят статистический характер, зачастую они зависят от социальной среды и отношения окружающих людей, которые могут увеличить или снизить тяжесть дефекта. Поэтому в системе поддержки детей-инвалидов на первое место необходимо ставить не нарушение развития, а самоценность объекта, его личностные качества, человеческое достоинство [2, с. 38-48].

Социальная интеграция личности (В.К. Антонова, Д.В. Зайцев) - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (игровой, образовательной, трудовой); процесс, в ходе которого не только человек стремится максимально адаптироваться к жизни в обществе, но и оно само прилагает усилия для того, чтобы учитывать особенности конкретного человека на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости [3, с. 18].

Что касается детей-инвалидов, то социальная интеграция означает процесс предоставления им прав и реальных возможностей участия во всех видах и формах социокультурной жизни наравне с другими членами общества в условиях, компенсирующих отклонения от развития и ограничения возможностей.

Усвоение социокультурного опыта идет в процессе воспитания, обучения и общественной практики, поэтому интеграцию детей с ограниченными возможностями необходимо рассматривать внутри функционирования

таких социальных институтов, как семья, образование, система социальной защиты.

В.Д. Зайцев выделяет два вида социальной интеграции детей-инвалидов: пассивную интеграцию (осуществляется в семье) и активную (проходит в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования). Именно активная интеграция помогает ребенку лучше изучить мир, приобрести для достойной жизни знания, умения и навыки, проявить личные способности и стать гармоничной частью общества. Этому во многом способствует все чаще практикуемое совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Одним из механизмов социальной интеграции детей-инвалидов является социальная реабилитация, т. е. «процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма». Цель реабилитации -«восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация» (Приложение к совместному Постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29 января 1997 г.).

Социальная реабилитация ставит задачей восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к саморазвитию, трудовой мотивации, активному образу жизни. Исходя из того, что инвалидность (по мнению А.И. Осадчих) выступает как проблема жизнедеятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, структура социальной реабилитации представляет собой систему, состоящую из медицинской (начальное звено), психологической, педагогической, социально-средовой, профессиональной (обучение и воспитание), образовательной (общее образование), правовой, социокультурной форм, которые вместе направлены на выработку у ребенка-инвалида уверенности в собственных силах, создание установки на активную самостоятельную жизнь [4, с. 106]. Такая структура предполагает междисциплинарность и меж-ведомственность этого процесса.

В общий комплекс мер по реабилитации инвалидов, в т. ч. детей, входят социальнобытовая адаптация и социально-средовая реабилитация.

Е.И. Холостова выделяет ряд принципов, на которых должна строиться система социальной реабилитации детей-инвалидов, в т. ч.:

- принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов;

- принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида;

- принцип государственных социальных гарантий для них;

- принцип приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов и др. [5, с. 53-62].

Важным является принцип неразрывной связи детей с ограниченными возможностями и социальной среды, процесс активного приспособления к ее условиям, взаимодействия с ней.

Современные ученые выделяют систему факторов, предопределяющих успех социально-интеграционных процессов, касающихся детей с ограниченными возможностями:

- устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на их интеграцию в общество;

- реализация практики ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий;

- социальная поддержка и помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, а также непосредственно нетипичным детям на протяжении всего их жизненного пути;

- ограничение практики помещения нетипичных детей в учреждения интернатного типа, при необходимости изъятие ребенка из семьи и помещение его на воспитание в альтернативную семью;

- разработка законодательной базы интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями;

- формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями;

- создание и расширение системы профессиональной трудовой подготовки и интеграции лиц с особыми нуждами в государственные и негосударственные структуры [3, с. 28-29].

Последний фактор имеет особенное значение в связи с острой проблемой занятости молодых инвалидов и практикой их профессионального самоопределения.

В последние годы в Российской Федерации произошло сокращение на 1,3 % показателя трудовой активности инвалидов. В то же время наблюдался рост их общей численности. Причем по группам инвалидности прослеживаются различные тенденции в занятости. «Утяжеление» инвалидности, т. е. сокращение доли инвалидов 3 группы, имеющих остаточную трудоспособность и более высокую трудовую активность, и рост удельного веса инвалидов 1 и 2 групп, имеющих ограничения жизнедеятельности и низкую трудовую активность, существенно повлияли на снижение показателя трудовой активности по всей совокупности инвалидов.

Исследования показывают, что занятость сокращалась ежегодно только у инвалидов 3 группы. Так, за последние годы численность работающих инвалидов 2 группы сократилась на 137 тыс. человек, а их трудовая активность уменьшилась с 48 до 42,6 %. Что касается инвалидов II группы, то их трудовая активность несколько возросла: с 8,5 до 9,4 %.

Начиная с 1997 г. наблюдается существенный рост занятости инвалидов с детства, что в определенной степени является следствием проводимой в стране работы по выполнению Указа Президента Российской Федерации. Возможности для трудовой реабилитации инвалидов органически связаны с процессами, протекающими на рынке труда.

Практически во всех регионах применяется квотирование рабочих мест для инвалидов: фактически занятость инвалидов колеблется в пределах от 0,5 до 5 % на предприятиях различных форм собственности.

Трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы. Согласно отчетным данным, в Банки вакансий по рабочим местам для инвалидов, которые созданы в 21 регионе Российской Федерации, лишь 1 % предприятий представляет сведения о вакансиях для инвалидов.

Имеющиеся вакантные места в большинстве своем не соответствуют психофизиологическим возможностям инвалидов, ввиду чего они или сами отказываются от

трудоустройства на такие рабочие места, или получают отказ от работодателей.

Удельный вес работающих инвалидов в среднесписочной численности работников в среднем по России равен 1,5 %, т. е. половинному размеру квоты, предусмотренной Федеральным законом.

Сложившаяся ситуация обостряется тем, что часть вопросов профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов находится в ведении органов социальной защиты, а решение вопросов их трудоустройства на общем рынке труда возложено на органы службы занятости. При этом не учитывается, что профессиональная реабилитация, с одной стороны, является составной частью реабилитационного процесса в целом, включающего в себя кроме нее медицинскую и социальную реабилитацию, а с другой стороны, она представляет единый процесс, включающий, по крайней мере, следующие разделы:

- экспертизу потенциальных профессиональных способностей инвалида;

- профессиональную ориентацию;

- профессиональную подготовку и переподготовку;

- рациональное трудоустройство.

Одним из наиболее перспективных направлений профориентационной работы с инвалидами, как показывает передовой опыт, является создание системы содействия их занятости и профессиональной реабилитации.

Государственная политика в отношении социально уязвимых групп населения в течение многих лет основывалась на принципах изоляции и компенсации инвалидов, что породило, с одной стороны, незнание обществом их проблем, с другой - неподготовленность материально-технической, кадровой и финансовой базы для решения этих проблем.

По данным социологического исследования, проведенного Федеральной службой занятости РФ, уровень безработицы среди инвалидов значительно выше, чем в среднем у населения. Так, если доля неработающих инвалидов в общей их численности в большинстве обследованных регионов превышает 85 %, то доля незанятого населения в общей его численности колеблется от 51 до 60 %.

Основной причинной безработицы среди инвалидов молодого трудоспособного возраста является состояние здоровья. Вместе с

тем, следует отметить, что эта причина является основной для 87 % инвалидов 1 и 2 групп, в то же время среди инвалидов 3 группы по этой причине не работают лишь 25-30 %.

Помимо этого причинами являются отсутствие работы по профессии, удаленность работы от дома, неподходящие условия труда.

Среди инвалидов значительно больше, чем в целом по населению, продолжительность периода безработицы. Так, если в целом по России от общей численности безработных 8 % являются безработными более одного года, то среди опрошенных инвалидов трудоспособного возраста доля неработающих более года составляет от 69 до 90 %.

Фактором, препятствующим трудоустройству инвалидов, зачастую является недостаточный уровень их образования (преобладают инвалиды с неполным средним, включая начальное вспомогательное, и средним образованием), что значительно сужает возможности их трудоустройства, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

Следует подчеркнуть, что около 40 % инвалидов согласны пройти переобучение с целью дальнейшего трудоустройства, и это требует организации соответствующих курсов.

Основными причинами, из-за которых инвалиды желали бы трудоустроиться, являются не только низкий уровень доходов, но и необходимость для них в полноценной жизнедеятельности.

Вместе с тем, при трудоустройстве важными для инвалидов являются условия и режим труда. Анализ результатов исследования показал, что среди инвалидов обоего пола, всех возрастов независимо от места проживания и уровня доходов преобладает желание работать в облегченных условиях, работать на дому, иметь неполный рабочий день.

Итак, основными причинами, по мнению самих инвалидов, препятствующими их трудоустройству, являются:

- для инвалидов, проживающих в городах, - несоответствие предлагаемых вариантов их желаниям или рекомендациям ВТЭК;

- для проживающих в поселках городского типа - неблагоприятные условия труда, большое расстояние от дома;

- для проживающих в сельской местности предлагаемые варианты не соответствуют ранее полученной профессии или рекомендациям ВТЭК.

Вызывает беспокойство тот факт, что 16 % неработающих инвалидов в основном - молодые люди до 29 лет, которые не имеют никакой профессии и поэтому не могут работать без предварительного обучения. Значительная часть из них нуждается в профориентационной консультации у специалиста-психолога и дальнейшей дифференцированной профориентации.

При опросе инвалидов об условиях, которые они считали бы для себя наиболее важными для обучения (переобучения) профессии, ответы распределились следующим образом:

- хотели бы обучаться (переобучаться) на рабочем месте - 48 %;

- хотели бы обучаться (переобучаться) в учебных заведениях обычного типа - 35,3 %;

- больше подходят специализированные учебные заведения для инвалидов - 10,7 %;

- по состоянию здоровья мог бы обучаться (переобучаться) только в домашних условиях - 6 % полученных ответов [4, с. 26-36].

Из этого видно, что подавляющее большинство молодых инвалидов выбирают для

себя обычные условия для повышения профессионального уровня, что требует создания для этого системы специальной подготовки [7].

1. Быков А.К., Серянова Н.А. Государственная социальная политика в области воспитания детей: сущность, содержание, и тенденции развития. М., 2005.

2. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1994. № 4.

3. Зайцев Ю.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, 2003.

4. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / под ред. А.И. Осадчих. М., 1999.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2004.

6. Романина Л.А. Профессиональная ориентация молодых инвалидов. Тамбов, 2009.

7. Куличенко Р.М. Содержательные и технологические аспекты социальной работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. Психологопедагогический журнал. Тамбов, 2006. № 2.

С. 18-24.

Поступила в редакцию 19.11.2011 г.

UDC 37:364.442

PROBLEMS OF INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN SOCIETY

Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor Scientific Head of Academy of social and Educational Technologies, e-mail: rai-sa_kulichenko@mail.ru

Larisa Aleksandrovna ROMANINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor-Consultant of Social Work, Juvenology and Management in social sphere Department, email: r-irina75@mail.ru

The article deals with the social problems of children with disabilities, types of social integration of disabled children and the principles of the process of their rehabilitation, the state of the employment problems of young people with disabilities and the practice of their professional self.

Key words: social policy; children with disabilities; social integration; social rehabilitation; labor; employment of disabled persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.