Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное развитие / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / social development / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагкаева Елена Георгиевна

Дошкольный возраст ребенка период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Социальное развитие ребенка это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool age of a child is a period of formation of social development and behavior, an important stage of his social upbringing. The social development of a child is the assimilation of the traditions of society, culture, the environment in which the baby grows, the formation of his values, communication skills. Even in infancy, the child establishes the first contacts with the world around him. Over time, the child learns to establish contacts with adults and trust them, manage his body and actions, build his speech and formalize it with words. To form a harmonious social development of the child, it is necessary to give him and his curiosity maximum time and attention. This is communication, explanations, reading, games, in a word, arming the child with maximum information about the human environment, rules and norms of communication, behavior. The social development of a child in kindergarten can only take place in the warm atmosphere of relations between children created by the educator. A favorable climate in a group is when children feel relaxed and free, when they are heard and appreciated, praised and correctly commented. A good educator knows how to make a child feel significant in a team of peers, while maintaining individuality. The child thus develops a sense of self-esteem and self-belief.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

анализа собранных данных использовались методы контент-анализа и статистические методы обработки информации. Также применялись методы сравнительного анализа учебных программ, диссертаций и образовательных практик в различных университетах. В представленной статье проведена диагностика педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классических университетах, определены сложности успешной педагогизации, выявлена необходимость интеграции и адаптации процесса обучения к современным критериям журналистской профессии, обозначена важность развития и совершенствования методологий и подходов к подготовке будущих журналистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка журналистов, исследования журналистики, СМИ, педагогизация, университетское образование.

Annotation. The purpose of the presented scientific article is to study and analyze the process of pedagogization of professional training of journalists in classical universities, taking into account modern challenges and requirements of the information society. This paper provides a review of existing research and scientific literature. To analyze the collected data, content analysis methods and statistical methods of information processing were used. Methods of comparative analysis of curricula, dissertations and educational practices at various universities were also used. The article presents a diagnosis of the pedagogization of professional training of journalists in classical universities, identifies the difficulties of successful pedagogization, identifies the need for integration and adaptation of the learning process to modern criteria of the journalistic profession, identifies the importance of developing and improving methodologies and approaches to training futurejournalists.

Keywords: professional training of journalists,journalism research, mass media, pedagogization, university education.

Литература:

1. Жидкова, O.B. Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / О.В. Жидкова. - Ульяновск, 2011.

2. «Современная журналистика: новые тренды и особенности информационного мира»: информационно-образовательный портал: [сайт]. -URL: https://nauchniestati.ru/spravka/osobennosti-sovremennoj-zhurnalistiki/

3. Короткое, А.В. Журналистика как наука: от предметной области к преподаванию / А.В. Короткое // Вестник МГИМО Университета. - Москва, 2011.

4. Агеенко, Н.В. Подготовка студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / Н.В. Агеенко. - Самара, 2007.

5. Андреева, Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / Ю.В. Андреева. - Казань, 2006.

УДК 373

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гагкаева Елена Георгиевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Социализация - это усвоение моральных ценностей, норм и правил поведения в окружающем обществе. Социализация осуществляется в основном посредством общения, а семейный круг является первым и основным "социальным институтом", поскольку родитель является одним из первых, с кем дети начинают испытывать потребность в общении.

Изложение основного материала исследования. Социализация детей дошкольного возраста - это многогранный, длительный процесс. Это, возможно, один из самых важных этапов в жизни человека. В соответствии с процессом социализации дети постепенно понимают какую роль они занимают в обществе, учатся действовать и предполагать действия других людей в соответствии с потребностями окружающего мира, постоянно балансируя между своими потребностями и потребностями общества. В образовании эти характеристики называются социальными факторами.

Рассмотрим факторы личной социализации дошкольников:

Внешние факторы. Они определяют форму и содержание социализации дошкольников, определяют носителя для дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутые семьи, детские группы, например, в саду, центре раннего развития, клубах по интересам, детских садах и десятиборье, где культура и религия социальных групп;

Внутренние факторы. Такие факторы отражают индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование образа ребенка и определяют важную деятельность межличностных отношений и контактов.

Социализация личности дошкольников является одной из фундаментальных проблем педагогической науки и возрастной психологии, ее успешность определяет способность индивида играть полноценную роль субъекта в обществе. Развитие степени социализации зависит от того, как развиваются нормы и установки дошкольников. Это необходимо для установления полноправных отношений между членами общества; чтобы они могли ассимилироваться на начальном этапе процесса социализации.

Способ и методика социализации человека в дошкольном возрасте напрямую зависят от стадии развития в пожилом возрасте и определяются основными видами деятельности. Основными моментами личностного развития ребенка в зависимости от его возраста являются:

Самое главное для детей младше года - это общение в семье. Через призму семейных отношений и ценностей они воспринимают и усваивают основную информацию о внешнем мире и формулируют модели поведения.

Через год и примерно через 3 года дети должны общаться в детской группе. Поэтому важно создавать широкие возможности для межличностного общения, создавать условия для привлечения детей в группы раннего развития, детские площадки, детские сады. Там дети учатся общаться со сверстниками. Например, общение в обществе, сочувствие и т.д.

В возрасте от 3 до 6 лет основной способ, которым ребенок общается с миром - это собственная речь: он учится задавать вопросы, общаться, анализировать полученную информацию.

В любом возрасте важно помнить, что социализация дошкольников происходит с помощью игр. Поэтому методы по развития социализации постоянно совершенствуются, стремясь представить информацию в простой, доступной и интересной форме.

Поскольку основными видами деятельности дошкольников являются игровая и коммуникативная деятельность, процесс социализации детей должен осуществляться посредством игры и общения. В результате игровой деятельности у детей развиваются следующие составляющие, существующие в исследуемом возрасте: внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, воля. Развитый интерес позволит дошкольникам больше узнать об изучаемом предмете

(гностический компонент); умение уделять внимание предметам в течение длительного времени или взаимодействовать с людьми позволит ребенку учитывать эмоциональное состояние собеседника (эмоциональную компонент); наличие достаточного объема знаний позволит ребенку применить полученные знания на практике (когнитивный компонент). Следует отметить, что процесс эффективного обучения детей напрямую зависит от развития их внимания. Эффективность процесса социализации зависит от способности запоминать и воспроизводить информацию в течение соответствующего периода времени. Соблюдение норм поведения и применение этих норм в повседневной жизни будет способствовать гармоничному существованию общества. Благодаря улучшению мыслительных процессов у дошкольников и появлению таких способностей, как мышление и воображение, дети могут устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Увеличение объема знаний об окружающем мире, умение анализировать и классифицировать их также будут способствовать эффективной социализации.

Воображение в дошкольном возрасте интенсивно развивается, дети могут получать новые знания по аналогии и синтезу; прогнозировать состояние общения (коммуникативные компоненты); прогнозировать результаты собственной деятельности (компоненты деятельности) [1].

Среди возрастных характеристик дошкольников, влияющих на социализацию, необходимо обратить внимание на развитие речи, чтобы дети могли приобретать новые знания, учиться общаться, координировать свою деятельность с другими (группа занятий учитывает особенности эмоциональных характеристик ребенка). Развитие, которое является ключом к эффективной социализации, зависит от различных форм эмоций. Следует отметить, что, осваивая, например, пантомиму, дети начинают глубже понимать развитие воображения.

В возрасте 5-7 лет ребенок может начинать делать логические выводы (деятельностная составляющая), подчинять свою волю правилам социального поведения, которые будут в будущем (ценностная составляющая).

Давайте определим современные социальные тенденции, которые положительно и отрицательно влияют на процесс социализации детей. Среди позитивных тенденций мы отметили:

- построение отношений между родителями и детьми на основе партнерства в современной семье, признание того, что каждый член должен нести не только ответственность, но и признавать права других (самореализация, инициатива, свобода);

- создание благоприятных условий для физического и умственного развития;

- формирование моделей поведения детей, родительских функций, демонстрируя свое участие в общественной жизни, эмоциональную оценку, примеры событий.

Однако следует также помнить, что негативные проявления современного общества не способствуют гармоничному существованию человека в обществе и не позволяют человеку самореализоваться:

- отношения между родителями и детьми напряженные (не может "слушать" другого человека);

- недостаточная коммуникация родителей (сокращение времени общения и взаимодействия с детьми);

- отсутствие положительной эмоциональной атмосферы в семье.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений по содействию социализации детей регулируется Федеральными национальными образовательными стандартами. Их цель - обеспечить уникальность и самооценку детей как особый период жизни и развития детей; они предполагают, взаимодействие между учителями и родителями; развитие характера, с помощью игр, исследований и познавательной деятельности; уважительное отношение к личности.

Существуют различные аспекты работы, связанной с социализацией детей, проводимой дошкольными образовательными учреждениями:

- знакомство с кодексами и нормами социального поведения;

- усвоение морали и моральных ценностей;

- развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование уважительного отношения к людям, к окружающему миру, к их семьям и к себе;

- независимость и духовное становление.

Поскольку родители являются заказчиками образовательных услуг и считаются партнерами дошкольных образовательных учреждений в реализации образовательной деятельности для детей, мы считаем необходимым отметить, что реализация работы в этих сферах будет наиболее эффективным взаимодействием с родителями [2].

Социальное развитие дошкольников - один из основных элементов формирования системы личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками включает в себя не только социальные аспекты развития дошкольника, но и его психологические процессы (память, мышление, речь и т.д.), этот уровень развития дошкольника пропорционален уровню его последующей деятельности по адаптации в обществе.

Социальное развитие дошкольников включает в себя следующие параметры.

* Степень, в которой формируется чувство принадлежности к семье и уважения к другим.

* Уровень развития общения детей со взрослыми и сверстниками.

* Степень подготовки детей к совместной деятельности со сверстниками.

* Степень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие детей.

* Уровень развития цели и независимость.

* Формирование позитивного отношения к работе и уровня творчества.

* Уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социальных, семейных и природных условиях).

* Уровень интеллектуального развития (в социально-эмоциональной сфере) и развитие эмпатии (чувствительность, сострадание).

Выводы. Подводя итог, мы отметили, что процесс социализации дошкольников будет наиболее эффективным, если будет учтено влияние семьи и современного общества на этот процесс, а также в процессе понимания детьми окружающего мира и признания их его неотъемлемой частью.

Таким образом, можно создать эффективную работу, вовлекая родителей в жизнь детского сада, мобилизуя их, поощряя к сотрудничеству, решая запланированные образовательные задачи.

Аннотация. Дошкольный возраст ребенка - период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Социальное развитие ребенка - это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем

теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе - это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя.

Ключевые слова: социальное развитие, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Preschool age of a child is a period of formation of social development and behavior, an important stage of his social upbringing. The social development of a child is the assimilation of the traditions of society, culture, the environment in which the baby grows, the formation of his values, communication skills. Even in infancy, the child establishes the first contacts with the world around him. Over time, the child learns to establish contacts with adults and trust them, manage his body and actions, build his speech and formalize it with words. To form a harmonious social development of the child, it is necessary to give him and his curiosity maximum time and attention. This is communication, explanations, reading, games, in a word, arming the child with maximum information about the human environment, rules and norms of communication, behavior. The social development of a child in kindergarten can only take place in the warm atmosphere of relations between children created by the educator. A favorable climate in a group is when children feel relaxed and free, when they are heard and appreciated, praised and correctly commented. A good educator knows how to make a child feel significant in a team of peers, while maintaining individuality. The child thus develops a sense of self-esteem and self-belief.

Keywords: social development, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Беляева, Т.К. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: постановка проблемы / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова // КНЖ. - 2020. - №3 (32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno-lichnostnogo-razvitiya-doshkolnikov-postanovka-problemy

2. Логачева, Л.Р. Особенности реализации социального развития дошкольников / Л.Р. Логачева, Т.А. Черникова // СДО. -2021. -№3 (105). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-realizatsii-sotsialnogo-razvitiya-doshkolnikov

УДК 373

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Гебенова АидаДжандаровна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Физическое воспитание в детском саду способствует развитию основных двигательных навыков. Фундаментальные двигательные навыки рассматриваются как строительные блоки для последующего приобретения двигательных навыков, связанных со специфическими доя спорта движениями и мастерством. Более того, если общее двигательное развитие не освоено, дети могут всю жизнь испытывать трудности с последующим приобретением двигательных навыков. Таким образом, приобретение основных двигательных навыков имеет решающее значение, но, несмотря на его важность, к сожалению, развитие основных двигательных навыков упускается из виду многими, кто работает с дошкольным образованием.

Изложение основного материала исследования. Причин, по которым приобретению основных двигательных навыков уделяется мало внимания, может быть много, но основная причина исходит из предположения, что созревание будет лежать в основе развития основных двигательных навыков. Несомненно, взросление играет важную роль в ходе моторного развития и скорости усвоения, но его нельзя считать единственным фактором, способствующим развитию двигательных навыков.

На самом деле идея о том, что взросление является движущей силой, ответственной за раннее приобретение двигательных навыков, является ошибочным представлением, которое ограничивает наше понимание ранних процессов, лежащих в основе моторного развития. Более того, поскольку считалось, что созревание является движущей силой раннего приобретения двигательных навыков, этим навыкам не требовалось обучать в ходе ежедневных занятий физкультурой в детском саду и даже в начальной школе.

Описанное выше заблуждение, связано с тем фактом, что развитию моторики у младенцев раннего возраста не нужно обучать: младенцы учатся сидеть, стоять и ходить, например, самостоятельно, а позже то же самое происходит с малышами младшего возраста, которые бегают, прыгают и бросают. Поскольку эти ранние приобретения навыков, по-видимому, не требуют обучения или структурированной практики, ошибочное представление о том, что взросление является единственной движущей силой, проникло в понимание раннего двигательного развития.

Несмотря на то, что это происходит без специального обучения и практики, некоторые исследователи подвергают сомнению факторы, отличные от созревания, влияющие даже на так называемый фундаментальный двигательный паттерн, и даже предположили, основываясь на неопубликованных данных, что результаты этих и других исследований указывают на то, что на фазу фундаментального двигательного развития большое влияние оказывают факторы окружающей среды, которые мы можем добавить, например, структурированную практику и инструкции, предоставляемые учителем.

Физическое воспитание в начальной школе - это единственное место, где дети могут быть проинструктированы и подвергнуты вмешательству для достижения мастерства в основных двигательных моделях.

Недавние объяснения моторного развития подчеркивают, что моторные навыки изменяются в результате интерактивных процессов между индивидом и окружающей средой. С такой точки зрения, несмотря на изменения, происходящие во многих биологических системах, которые приводят к некоторым изменениям в развитии, наше биологическое наследие постоянно модулируется нашим взаимодействием с окружающей средой, что обеспечивает нам адаптацию и обучение. Многие факторы окружающей среды могут повлиять на раннее приобретение двигательных навыков, но структурированная практика и инструкции должны быть предоставлены всем детям от детского сада до средней школы. Более того, эти условия должны быть созданы в такой последовательности и сообразности, чтобы помочь детям приобрести и, что более важно, усовершенствовать свои двигательные навыки. Таким образом, роль физического развития и активности в раннем школьном возрасте имеет решающее значение для уровня двигательного развития детей.

Несмотря на всю его важность, результаты раннего физического воспитания как части дошкольной программы все еще нуждаются в демонстрации. Одна из трудностей при этом заключается в том, что двигательное развитие в течение первых лет претерпевает драматические изменения, которые значительно усложняют оценку прогресса. Более того, двигательное развитие в эти ранние годы следует оценивать в первую очередь по общей структуре двигательных навыков, а не по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.