Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / правила и нормы этикета / preschool age / rules and norms of etiquette

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зангиева Светлана Руслановна

Сегодняшнее сообщество устанавливает перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляется на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможность успешного общения в окружающим мире. Приступать к обучению правил и норм этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения. Дошкольный возраст это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today's community sets before educators, teachers and parents the task of educating a highly educated and wellmannered generation that has absolutely all the achievements of the culture created by mankind. Behavioral culture, being a component of universal human culture, reflects the state of social development and, together with this, a significant impact is manifested on it, it also contains mores, traditions, customs, orders, etiquette. Knowledge of modern etiquette expands the inner world of a person, creates for him the possibility of successful communication in the world around him. It is advisable to start learning the rules and norms of etiquette at preschool age, therefore, for the effectiveness of this activity, the educator needs to know the content and essence of etiquette, to own the technology of his training. Preschool age is the age when children develop a flexible attitude to the implementation of the rules of etiquette, the desire to understand them. The child satisfies his desires and develops his abilities by his own work of mind, heart, spirit. The problem of forming preschool children's ideas about the norms of etiquette and rules of behavior is very relevant.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зангиева Светлана Руслановна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Детей необходимо учить быть добрыми и воспитанными с самого раннего возраста. От уровня сформированности этих навыков во многом зависит, в какой степени индивид впишется в общество и насколько быстро и легко он освоит ту трудовую и коммуникативную этику, обретет навыки которые ему понадобятся в будущем. Изучение и практика правил этикета в дошкольном возрасте достаточно хорошо изучается в детском дошкольном учреждении, однако необходимо и родителям включиться в этот процесс, чтобы этот период прошел более плавно и навыки общего этикета закрепились достаточно прочно.

Изложение основного материала исследования. Понятия этикет и нормы этикета обозначают специфическую форму устного и письменного общения, благодаря которой между субъектами общения устанавливаются отношения (дружеские, романтические, семейные и другие). В некоторых школьных программах этикет изучают в младших классах. Чтобы ученики в дальнейшем нормально существовали в обществе, в семье также должны обращать большое внимание внедрению норм этикета в повседневные привычки.

Глядя на стиль общения подростков, многие психологические исследования задаются вопросом, имеют ли этические нормы и правили такое же влияние как у взрослых.

Однако они тут же делают вывод, что без этого невозможно установить нормальные отношения, так как произошел бы регресс (ухудшение) почти к первобытным временам.

Правила этикета для детей условно можно разделить на несколько групп:

• столовая (как вести себя за столом);

• гостевая (как вести себя в гостях и с гостями);

• речевая (как разговаривать со сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми);

• общественная (как вести себя в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кино и др.).

Все это родителям следует прививать с раннего возраста, чтобы мозг быстрее усваивал информацию и поведенческое поведение. Примечательно, что правила этикета для дошкольников учитывают только вышеперечисленные особенности.

Мы предполагаем, что нет такого родителя, который не понимал бы смысла этикета хотя бы подсознательно, но вопрос, когда нужно начинать учить нормам этикета остается открытым. Конфликт между матерью, отцом и детьми часто возникает из-за нежелания детей выполнять требования взрослых, но это может быть связано только с возрастными особенностями, а не с очевидной безответственностью ребенка.

Следует понимать, что поскольку чаще всего ребенок учится, просто наблюдая за другими, обучение нормам и правилам этикета может происходить и на бессознательном уровне. Для ребенка с самого его рождения члены семьи, его ближайшее окружение должны быть примером - это снижает вероятность того, что ребенок «подхватит» плохое поведение. Такие общепринятые фразы, как «приятного аппетита» или «спасибо», нужно использовать и в адрес ребенка, даже когда он еще не совсем ясно понимает их смысл.

Начать сознательное обучение можно примерно с двухлетнего возраста, но не следует превращать это в урок.

Усвоение правил на этом этапе происходит благодаря тематическим играм, задача которых - активнее использовать одни и те же вежливые слова. Это факт, что ребенок сразу поймет, усвоит все советы, но в таком возрасте его за это непозволительно ругать. Однако если ребенок нарушает какие-то очевидные правила, ему нужно об этом сказать. Маленький обидчик должен почувствовать, что сделал что-то не так, но не следует доводить его до слез.

По достижении им четырехлетнего возраста можно начинать прививать ребенку этикет всех перечисленных выше отраслей. Этим вопросом также занимаются воспитатели в детском саду и школе, но основная ответственность все равно лежит на родителях. С этого момента социальная среда ребенка расширяется и задачей взрослых становится наблюдение за социальной средой ребенка. Поскольку ребенок на этом этапе своей жизни еще не понимает разницы между хорошим и плохим, он легко может перенять плохое поведение у человека, который не желает вести себя хорошо.

Каждое из правил этикета имеет дюжину своих подправил, но для инстинктивной ориентации в любом случае ученик должен знать наверняка хотя бы самые важные позиции.

Дети, которые не учатся уважению, этикету и тому, как обращаться с другими, рискуют вызвать неприязнь со стороны сверстников, подвергнуться остракизму со стороны учителей и одноклассников в школьные годы и столкнуться с проблемами в социальных ситуациях во взрослом возрасте. К сожалению, научить детей хорошим манерам непросто. Если бы дошкольники могли нарисовать картину Вселенной, они бы поставили себя в центр. Их не особенно заботят нужды других.

Вежливость по отношению к другим необходима независимо от их возраста и положения. В качестве практике обучения нормам этикета можно использовать общепринятые выражения приветствия и прощания, а также пожелания и слова благодарности. В современном обществе даже случайное нечаянное игнорирование таких действий может привести к обиде или гневу.

Детей дошкольного и школьного возраста следует учить, что пожилые люди заслуживают большего уважения: при общении с ними, по крайней мере, следует избегать фамильярности. Нужно повторять, что люди пенсионного возраста или инвалиды часто нуждаются в сторонней помощи, и школьники - среди тех, кому ее приходится оказывать в первую очередь. Это правило особенно важно соблюдать в условиях поездки в общественном транспорте:

За пределами родных стен дети гарантированно встречают незнакомцев, поэтому их нужно научить всегда выглядеть опрятно и сообразно обстановке. Чистота и порядок - обязательные атрибуты для любого члена общества. По той же поговорке, им сопутствует разум, но постоянное несоблюдение правил чистоты принижает даже гения в глазах окружающих.

Основные правила вежливости включают в себя отказ от использования резких слов и силовых методов разрешения конфликта. Не почетно вступать в драку, даже если противник старше и сильнее. Школьникам строго запрещено пить и курить.

Не следует нарушать личное пространство людей, даже если вы их хорошо знаете. В людных местах недопустимо громко кричать или смеяться, привлекая всеобщее внимание, а также слушать громкую музыку без наушников. В стесненных условиях общественного транспорта можно даже мешать окружающим, ведя относительно тихий разговор по

телефону. Также не рекомендуется слишком активно вмешиваться в чужую жизнь (например, шпионить за чужим устройством).

Речевой этикет для детей.

Проблема этики общения для детей не менее значима, чем любые другие правила поведения. Ребенку следует проявлять уважение к старшим и учить проявлять словесное уважение. Например, тот, кто здоровается со взрослыми, не вступает в разговор с пожилыми людьми, не забывает с ними прощаться. Однако в контексте общения уважение следует проявлять не только к старшим, ноик сверстникам и детям младше себя [1].

Ребенок должен знать такие слова благодарности, как спасибо и спасибо. Если он в чем-то виноват, ему следует извиниться перед теми, кого он обидел.

Гостевой этикет для детей.

В рамках гостевого этикета родители должны объяснить детям, как вести себя в качестве гостя и как принимать гостей. К основным правилам для детей относятся:

• гостям не обязательно приходить без приглашения;

• не задерживайтесь надолго на вечеринке;

• ходите в гости только в хорошем настроении;

• пригласить гостей прийти заранее;

• большинство гостей радушны и внимательны ко всем гостям.

Для маленьких детей, которые еще не умеют читать, игры и сказки - лучший способ приобщить к нормам поведения. Читая их о героях, совершивших неправильные поступки и пострадавших от них, родители учат ребенка основным правилам этикета. Хорошим подспорьем в этом деле являются предложенные правила в стихотворной форме.

Для игр также можно выбирать игрушки и куклы, в которых воспитателем может выступать сам ребенок. Такие игры приятны детям, ведь им не обязательно быть послушным учеником.

Обучение детей этикету в старшем возрасте возможно и через игру. Например, детям могут быть представлены какие-то правила, написанные на листке бумаги, а продолжение каждого правила придется искать самостоятельно.

Дошкольники должны изучать основные манеры, такие как приемлемое поведение в общественных местах, манеры за столом, этикет и развитие навыков дружбы. Хотя дошкольники могут не понимать, почему так важно соблюдать этикет, они могут научиться вести себя правильно. Дошкольники изучают свои обычаи, неоднократно попадая в ситуации, требующие хороших манер. Используйте сборники рассказов, ролевые игры, игры и свидания, чтобы помочь дошкольникам узнать о правилах этикета. Также важно быть примером хорошего поведения.

Рассмотрим шаги для усвоения этикета в дошкольном возрасте.

Шаг 1

Познакомьте дошкольников с этикетом с помощью книжек с картинками. Делитесь книгами с дошкольниками, обсуждая манеры, вежливость и учтивость.

Шаг 2

Игра с мягкими игрушками поможет дошкольникам научить манерам. Устройте фантастическое чаепитие с дошкольниками и плюшевыми мишками, и они по очереди будут говорить «пожалуйста» и «спасибо» и получать еду. Продолжайте эту практику во время еды. Альтернативно, вместо мягких игрушек можно использовать марионеток.

Шаг 3

Играйте с дошкольниками в турнирные игры, чтобы помочь им научиться ждать своей очереди. Играйте в карточные игры, такие как «Старая дева» или «Пойди на рыбалку», или в настольную игру, например «Змеи и лестницы». В каждой игре дошкольнику необходимо терпеливо ждать своей очереди, прежде чем принять собственное решение.

Шаг 4

Дошкольникам организуйте свидания доя игр с другими детьми того же возраста. Свидания для игр предоставляют взрослым возможность помочь детям практиковать традиции, поскольку они учатся очереди и делиться информацией во время игры. Используйте игру, чтобы помочь дошкольникам устно поприветствовать друг друга и извиниться, если другой ребенок поранится во время игры.

Шаг 5

Будьте примером хорошего поведения. Дошкольники наблюдают за всем, что делают окружающие их взрослые, и за всем, за чем можно наблюдать. Каждый день показывайте детям хорошее поведение, доброту, терпение и щедрость и напоминайте им, как правильно себя вести.

Шаг 6

Будьте осторожны с детьми при использовании неподобающего поведения. Постепенно направляйте дошкольников к соответствующему поведению. Например, ребенок может сказать: «Я хочу еще кетчупа». Направляя ребенка, вы можете поправить: «Может быть, ты имел в виду: можно мне еще кетчупа, пожалуйста?». Используйте положительное подкрепление в качестве похвалы за вежливое поведение.

Выводы. Манеры играют очень большую роль в воспитании и развитии детей. Именно благодаря этим привитым с детства правилам и нормам они вырастают вежливыми и понимают, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Сложность этого процесса состоит в том, что ребенку дошкольного возраста нужно правильно представить эти правила. Наилучшей формой доя этого является игровая форма обучения. За соблюдение этих правил ребенок должен получать похвалу, чтобы того, чтобы закрепить свой успех.

Аннотация. Сегодняшнее сообщество устанавливает перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляется на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможность успешного общения в окружающим мире. Приступать к обучению правил и норм этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения. Дошкольный возраст - это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной.

Ключевые слова: дошкольный возраст, правила и нормы этикета.

Annotation. Today's community sets before educators, teachers and parents the task of educating a highly educated and well-mannered generation that has absolutely all the achievements of the culture created by mankind. Behavioral culture, being a component of universal human culture, reflects the state of social development and, together with this, a significant impact is

manifested on it, it also contains mores, traditions, customs, orders, etiquette. Knowledge of modern etiquette expands the inner world of a person, creates for him the possibility of successful communication in the world around him. It is advisable to start learning the rules and norms of etiquette at preschool age, therefore, for the effectiveness of this activity, the educator needs to know the content and essence of etiquette, to own the technology of his training. Preschool age is the age when children develop a flexible attitude to the implementation of the rules of etiquette, the desire to understand them. The child satisfies his desires and develops his abilities by his own work of mind, heart, spirit. The problem of forming preschool children's ideas about the norms of etiquette and rules of behavior is very relevant.

Keywords: preschool age, rules and norms of etiquette.

Литература:

1. Карпова, С.И. Методическое сопровождение воспитания навыков этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста / С.И. Карпова, Ю.В. Устрицкая // Гаудеамус. - 2019. - №4 (42). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-vospitaniya-navykov-etiketnogo-povedeniya-u-detey-starshegO" doshkolnogo-vozrasta

УДК 378.2

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ

СЕРИАЛА"ТЕД ЛАССО"

Заякина Галина Алексеевна бакалавр

Вятский государственный университет (г. Киров);

Чупракова Ольга Викторовна кандидат филологических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Английский язык представляет собой многообразные варианты этого языка в разных странах. Однако существует несколько национальных вариантов английского языка, где особой прагматической ценностью обладают британский и американский вариант английского языка. При обучении иностранному языку важно помочь студентам уяснить эту разницу и научиться применять эти навыки в контексте соответствующей нации. Если главная цель студента - свободная коммуникация с помощью английского языка, то следует ориентироваться на американский вариант, так как он более распространен и широко используется в международном контексте. Сериал "Тед Лассо" может эффективно использоваться для изучения американского варианта английского языка. Анализируя произношение, лексику, сленг и идиоматические выражения героев сериала, обучающиеся могут лучше понять и овладеть характерными чертами, особенностями американского варианта английского языка. Сериал "Тед Лассо" поможет им лучше адаптироваться и успешно общаться в американском контексте английского языка.

Изложение основного материала исследования. Определение «национальный язык» учёные трактуют разными способами. По взгляду В.А. Кожемякиной, национальный язык представляет собой язык, который принадлежит к определенной нации и является языком социально-исторического сообщества людей этнической принадлежности. Национальный язык имеет две формы, устную и письменную и включает в себя все формы существования данного языка, как литературный язык, так и различные территориальные диалекты, жаргоны и др. [4, С. 148]. Для P.A. Будагова национальный язык - это наивысшая форма литературного языка данной нации, которая стала самостоятельной нацией с определенным единством не только в экономической и политической, но и в культурно-исторической сферах [2, С. 454]. Именно национальный язык представляет собой основу для формирования национального варианта языка.

Национальный вариант языка - это формы национальной речи, которые хотя и не сильно структурно отличаются, но все же имеют автономию в пределах национальной общности [7, С. 190-194]. Согласно Я.И. Фишману, национальный вариант языка представляет собой определенный язык, который используется в качестве официального или одного из официальных языков в определенной национальной стране. Он отмечает, что в таком языке могут присутствовать уникальные особенности грамматики, произношения и лексики, связанные с историей и культурой этой нации [9, С. 41]. Фишер С.Д. считает, что национальный вариант языка - это совокупность лингвистических особенностей, которые характеризуют языковую форму национальной группы. Он указывает, что характеристики этих вариантов могут включать морфологические, лексические, синтаксические и фонетические отличия, которые дифференцируют один язык от других национальных и языковых групп [8, С. 78].

Следовательно, национальный вариант языка - это специфическая разновидность языка, которая формируется национальной общностью в определенной стране или регионе. Он отличается от других диалектов или вариантов языка тем, что становится официальным языком данного государства и используется во всех сферах жизни, включая государственный аппарат, образование, науку, культуру и коммуникацию. Отличительные черты национального варианта могут включать собственные специфические словари, национально-идеологические термины, использование устойчивых фразеологических оборотов и национально-колоритных выражений [5, С. 32].

Главная отличительная черта функционирования английского языка — это использование его в качестве, государственного, национального и официального литературного языка многими нациями. Английский язык является национально негомогенным. Варианты английского языка, где английский язык является родным языком для большинства населения: в Канаде, США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Наиболее яркими примерами национальных вариантов языка являются английский британского варианта (British English) и английский американского варианта (American English). Они отличаются в грамматике, лексике и произношении, имеют свои характерные свойства в использовании и идиоматике [6, С. 50].

Американский вариант английского языка имеет явные отличия от британского варианта английского языка. Американский вариант языка считается упрощенным и был разработан для объединения государства [3, С. 42]. История английского языка в Америке началась в начале XVII века и включала два периода: ранний, когда формировались американские диалекты, и поздний, когда разрабатывался американский вариант литературного английского языка [10, С. 13].

В первую очередь рассмотрим особенности произношения раннего английского языка:

1) было окончательно удалено [г] в конце слова и между гласными и согласными звуками;

2) некоторые сочетания гласных с [г] были заменены новыми двойными звуками [is], [иэ], [еэ];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.