Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / CHILD-PARENTAL RELATIONS / FAMILY / SOCIALIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович

В статье анализируется роль детско-родительских отношений в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста. Детско-родительские отношения являются важным фактором в процессе социализации ребенка. Социализация предполагает индивидуализацию: у каждого ребенка свой путь развития. Задача родителей - анализировать желания ребенка, формировать и стимулировать социально желаемые действия, давать образцы поведения, передать ценности, развивать интересы. Семья непосредственно оказывает влияние на формирование восприятия себя и мира в целом, другими словами, если ребенок чувствует себя значимым для семьи, то он увереннее себя чувствует и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILD-PARENTAL RELATIONS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article analyzes the role of child-parent relationships in the process of socialization of senior preschool children Child-parent relationships are an important factor in the process of socialization of a child. Socialization implies individualization: every child has his or her own way of development. The task of parents is to analyze the child's desires, form and stimulate socially desirable actions, give behavior patterns, convey values, and develop interests. The family directly influences the formation of the perception of the self and the world as a whole, in other words, if the child feels significant for the family, he/she feels more confident in society as well.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

а также сделать его важным специалистом не только в области издательской деятельности и подготовки печатных изданий, но и специалистом в области маркетинга, готового руководить любым предприятием, любого масштаба и габарита.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. - 334 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

3. Авсянников, Н.М. Маркетинг в образовании: учеб. пособие / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2007. - 158 с.

4. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

5. Акопова, М.А., Попова, Н.В. Междисциплинарная сущность компетентностного подхода в высшем образовании / М.А. Акопова, Н.В. Попова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». - 2011. - № 4 (136). - С. 76-80.

6. Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. д-ра педагогических наук / Н.И. Алмазова. - СПб, 2003. - 47 с.

7. Асадуллин, P.M. Стратегии современного профессионального педагогического образования / Р.М. Асадуллин // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: БИРО, 2007. - С. 5-9.

8. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентостного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

9. Бернет, Дж., Мориарти, С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб: Питер, 2001. - 864 с.

10. Бурцева, Т.А., Миронова, Н.А., Наумова, Л.Н. Анализ содержательных аспектов процедуры маркетингового исследования / Т.А. Бурцева, Н.А. Миронова, Л.Н. Наумова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 7. - С. 46-58.

11. Галетова, Н.Л. Организация маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг / Н.Л. Галетова. - М.: ЛАТМЕС, 2000. - 196 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Гогицаева Ольга Урузбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ);

доктор педагогических наук, профессор Кочисов Валерий Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье анализируется роль детско-родительских отношений в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста. Детско-родительские отношения являются важным фактором в процессе социализации ребенка. Социализация предполагает индивидуализацию: у каждого ребенка свой путь развития. Задача родителей - анализировать желания ребенка, формировать и стимулировать социально желаемые действия, давать образцы поведения, передать ценности, развивать интересы. Семья непосредственно оказывает влияние на формирование восприятия себя и мира в целом, другими словами, если ребенок чувствует себя значимым для семьи, то он увереннее себя чувствует и в обществе. Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, социализация, развитие личности. Annotation. The article analyzes the role of child-parent relationships in the process of socialization of senior preschool children Child-parent relationships are an important factor in the process of socialization of a child. Socialization implies individualization: every child has his or her own way of development. The task of parents is to analyze the child's desires, form and stimulate socially desirable actions, give behavior patterns, convey values, and develop interests. The family directly influences the formation of the perception of the self and the world as a whole, in other words, if the child feels significant for the family, he/she feels more confident in society as well. Keywords: child-parental relations, family, socialization, personal development.

Введение. Проблема снижения роли семьи в формировании личности, ее воспитательного воздействия, в наше время особенно актуальна: разрушаются нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность между родителями и детьми. Наметилась тенденция уклонения родителей от воспитания детей. Количество детей-сирот и социальных сирот при наличии родителей растет. Для многих детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, характерен широкий спектр отклонений как в психическом развитии, так и поведении.

Семья для ребенка - это целый мир: место его рождения, основная среда жизнедеятельности и развития. В этом мире дети живут, действуют, делают открытия, учатся любить, радоваться, сопереживать, вступают в отношения с родителями. Неблагоприятные взаимоотношения в семье отрицательно влияют на здоровье ребенка, травмируя его психику, тормозя развитие личности, являясь десоциализирующим фактором.

Изложение основного материала статьи. Актуальность нашего исследования заключается в значимости форм отношений в семье при развитии социально важных качеств личности и гармоничности сферы общения, а также их особой ролью в формировании самосознания человека и его отношения к

окружающему миру. Доминирующая тенденция взаимодействия взрослых и детей в семье -целенаправленное воздействие на ребенка, преобладание мира взрослых над миром детства. С помощью сравнительно-сопоставительного метода и контент-анализа научной литературы исследуется роль детско-родительских отношений в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

Вопросам взаимоотношений и сложностям общения родителей и детей, уделяли внимание многие видные отечественные и зарубежные психологи, педагоги, философы, анализируя роль семьи в социализации ребенка. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоении ребенком общественного опыта и культуры по средством взаимодействия с их носителем - взрослым [21. Теория развития общения и межличностных связей в семье, концепция роли общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности ребенка изложена М.И. Лисиной [91. Концепции отечественной психологии, отражающие специфику развития личности в дошкольном детстве посвящены работы В.С. Мухиной, В.А. Петровского, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Субботского; взаимодействие взрослого и ребенка изложены в работах О.У. Гогицаевой, А.И. Захарова, В.Н. Дружинина, Г.А. Ковалева, В.К. Кочисова, М.И. Лисиной, Т.А. Рузской; положения Д.И. Фельдштейна о социализации ребенка с момента рождения, о нахождении его среди предметов, имеющих социальные функции [4, 5, 6, 7, 13, 141. Трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, И.С. Кона заложены общие основы психологии общения, в том числе в семье, подчеркивается решающая роль семьи в формировании нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств ребенка [1, 7, 8, 10, 11, 121. Как видим из анализа литературы, в современной педагогической психологии важна проработка проблем, связанных с влиянием семейного воспитания на социализацию детей дошкольного возраста.

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования в психологической науке. В отечественной психологии существует два понятия, которые рассматриваются как синонимы социализации: «развитие личности» и «воспитание». Итак, социализация - это процесс усвоения человеком социального опыта и системы социальных отношений. Социализируясь, он приобретает общественно одобряемые формы поведения, убеждения, учится взаимодействовать и общаться с другими людьми. С другой стороны, социализация - это и активное воспроизводство самим человеком социальных норм, отношений, ролей. Процесс социализации включает также познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической деятельности, имеет отношение к качествам, которые человек приобретает, и психологическим механизмам, посредством которых идет социализация. Определяющее значение для социализации подрастающего поколения имеет общественное воспитание.

Источниками социализации детей являются: взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности и общении; опыт, полученный ребенком на разных этапах детства; саморегуляция, связанная с переходом внешнего контроля во внутренний самоконтроль. Усвоение социальных норм, развитие системы саморегуляции происходит в процессе интериоризации социальных ценностей и установок.

Таким образом, процесс социализации можно охарактеризовать как процесс становления самосознания и активной жизненной позиции, развития саморегуляции, постепенного расширения по мере приобретения социального опыта сферы общения и деятельности человека. Институтами социализации являются семья, образовательные учреждения, коллективы сверстников. Ведущая роль в социализации ребенка отводится общению со взрослыми и сверстником в ходе общественно значимой коллективной деятельности. Посредством этих контактов человек адекватно воспринимает и оценивает других людей и себя.

Обогащаясь общественным опытом в процессе социализации, человек индивидуализируется, становится субъектом социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей.

Процесс усвоения социальных установок и убеждений, общепринятых в социуме, форма поведения и общения, вхождение в группы и взаимодействие с их членами и есть социализация.

Благодаря этому процессу формируются основные убеждения, оказывающие большое влияющие на оценку взрослым человеком окружающего мира, а также на его ощущение степени ценности и значимости собственного Я.

Отношение значимых взрослых к достижениям ребенка в различных сферах содействует формированию его самооценки и уровня притязаний, оказывает влияние на отношения со сверстниками, на формирование личности в целом.

«Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль... Доверие и искренность - вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе» [13].

Главными задачами семьи как института первичной социализации детей являются формирование социальных потребностей, компетентности и готовности к самостоятельной деятельности, создание условий для развития самосознания детей.

Родительство имея социокультурную природу, характеризуется системой предписанных обществом норм и правил, определяющих функции семьи и модели ролевого поведения. Родители ответственны за создание условий, отвечающих возрастным особенностям и обеспечивающих личностное развитие ребенка на каждом этапе онтогенеза.

Вместе с тем, родителям часто не достаточно времени и психолого-педагогических знаний для полноценного общения с ребенком и понимания возрастных особенностей его развития.

«Одной из наиболее распространенных причин отклонений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения — неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком. Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении социальной адаптации или даже в виде болезни» [13].

Условия, которые оказывают влияние на социализацию ребенка, с одной стороны способствуют, а с другой - мешают полноценному развитию. Таким образом, взаимоотношения в семье формируют мотивационно-потребностную сферу ребенка, положительный взгляд на мир и на самого себя, или приводят к низкому самоуважению и недоверию к окружающему миру.

Родительское отношение - стиль воспитания - способствуют развитию тех или иных особенностей психики и поведения ребенка.

Д.М. Болдуин описывая демократический и контролирующий стили родительского воспитания,

отмечает, что: «...демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, готовностью родителей прийти на помощь, и, одновременно, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка» [1].

Контролирующий стиль предполагает много ограничений в поведении детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Как показывает практика, в семье с демократическим стилем воспитания ребенок отличается умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, желанием контролировать других детей, но и сам же с трудом поддается внешнему контролю. Вместе с тем, такому ребенку свойственно хорошее физическое развитие, социальная активность, но им не присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности и оригинальности мышления, бедная фантазия» [7].

Болдуин Д.М., рассматривая совокупность характеристик детей, выделил «.три группы детей: компетентные, избегающие и незрелые» [1].

Вышесказанное позволяет предположить, что условием воспитания детей является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Анализируя научную литературу, можно предположить, что механизмом формирования самоконтроля и социальной компетентности ребенка выступает интериоризация средств контроля, которые применяются родителями. Адекватный контроль является сочетанием эмоционального принятия с требованиями, их четкость, непротиворечивость и логичность в предъявлении к ребенку. Дети с адекватным родительским отношением характеризуются адаптированностью к социальной среде, коммуникабельны сверстниками, дружелюбны, эмпатичны, активны и независимы.

В.И. Гарбузовым описаны три типа неправильного воспитания: «Воспитание по типу А - эмоциональное отвержение: неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки их «улучшения» и «коррекции», сочетающиеся с жестким контролем и регламентацией всей жизни ребенка, с навязыванием единственно правильного поведения. Воспитание по типу Б - гиперсоциализирующее: тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди сверстников, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Воспитание по типу В -эгоцентрическое: «кумир семьи», «маленький», «смысл жизни» - концентрирование внимания всех членов семьи на ребенке» [3].

Каждая семья использует свою систему воспитания, при этом можно выделить четыре тактики семейного воспитания и, соответственно, отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество. Из них лишь сотрудничество, характеризующееся опосредованностью межличностных отношений целями совместной деятельности и нравственными ценностями, делает семью коллективом.

М.И. Лисиной раскрыты закономерности развития самосознания детей в зависимости от особенностей семейного воспитания. В семье, где ребенку уделяют время и положительно оценивают его развитие, дети воспитываются с адекватным представлением о себе. Дети же с неадекватным, заниженным представлением о себе, чаще всего, растут в семьях, где их низко оценивают, часто наказывают, не верят их успеху [9].

От обстоятельств воспитания в семье зависит адекватность самооценки и поведения ребенка. Исходный уровень притязаний ребенка в отношениях и деятельности задается, как правило, родителями. Ребенок с высоким уровнем притязаний и завышенной самооценкой рассчитывает в таком случае, на успех в отличие от детей, с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой.

Значительный вклад в раскрытие проблемы влияния отношений в семье и поведения родителей на поведение ребенка сделала Л. Беньямин [15]. Автором разработана и экспериментально обоснована модель взаимоотношений «родитель-ребенок» позволяет охарактеризовать поведение каждого из них с учетом типа взаимоотношений между ними. В соответствии с данной моделью, взаимосвязь в поведении родителей и детей неоднозначна. Ребенок может ответить на одно и то же поведение взрослых по разному: при предоставление самостоятельности - инициативой, при преследовании - бегством.

В своем исследовании Л. Беньямин подвергает рассмотрению также «вопрос о соотношении самосознания ребенка как формы» его саморегуляции и отношения к нему родителей [15]. Это соотношение раскрывается через интроекцию как перенесение внутрь родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Ущемление личностного достоинства трансформируется в самосознании ребенка в стремление к самообвинению, доминирование родителей в отношениях преобразуется в жесткое саморуководство.

По способам интериоризации социального опыта ребенком можно выделить следующие типы общения:

- Прямое или косвенное, т.е. через поведение, внушение ребенку родителями образа себя или самоотношения.

- Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования стандартов выполнения им различных действий, уровня притязаний.

- Контроль поведения ребенка, в котором он усваивает способы самоконтроля.

- Косвенное управление развитием самосознания путем вовлечения ребенка в поведение, которое приводит к повышению или понижению его самооценки, изменению образа самого себя.

Основными чертами, которые родители выделяют в ребенке и одновременно делают объектом их внушающегося воздействия, являются: волевые качества: целеустремленность и способность ребенка к самоорганизации; дисциплинированность - в родительской интерпретации послушание; подчинение ребенка родительскому авторитету; интересы и способности.

Высказывания родителей о поведении или чертах характера, транслированные в самосознание ребенка, начинают определять его самосознание изнутри.

Как видим, родители воздействуют на формирование самооценки и самоуважение ребенка, вооружают его оценками и стандартами выполнения социальных действий, а также целями, к которым необходимо стремиться, идеалами и образцами, на которые стоит ориентироваться, планами, которые нужно реализовывать.

Выводы. Таким образом, проведенная нами работа позволила сделать выводы, что межличностное общение в семье является центральным моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования, ресурсы роста и развития.

Источниками социализации являются: передача культурного опыта через семью и другие социальные институты, взаимное влияние людей в совместной деятельности, опыт, процесс саморегуляции. На социализацию ребенка влияют микро - и макрофакторы, к которым относятся семейный климат, социальное окружение, средства массовой информации (СМИ), субкультура.

Основной задачей семьи в успешной социализации детей являются: удовлетворение потребности в социальном контакте, формирование компетентности в деятельности, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий, создание условий для развития самостоятельности и самосознания.

Литература:

1. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Том 1. Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. - М.: Либроком, 2011.

2. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Культурно-историческая психология. -2007. - №4. - C. 101-112.

3. Гарбузов Виленин Исаакович. Воспитание ребёнка в семье: Советы психотерапевта. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 296 с.

4. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Теоретические основы социальнопедагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2015. № 3. С. 133-138.

5. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социальнопсихологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 126-136.

6. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье: на примере российских, украинских и казахских семей: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т]. - Москва, 2010. - 20 с.

7. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 83-86.

8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 2013. - 196 с.

9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб. Изд.: Питер. 2009. 96 с.

10. Магометов А.А. Историческая ретроспекция современных проблем отечественного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 3. С. 49-54.

11. Тарарухина О.В., Гуриева С.Д. Развитие методологии изучения межличностных отношений в социальной психологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №1. С. 101-107.

12. Темирова М.М., Гогицаева О.У. Проблемы возрастных отношений в семье // Международный студенческий научный вестник. 2014. №4. С. 2

13. Техтелева Н.В. Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2008. - 22 с.

14. Чеджемов С.Р., Магометов А.А. Культура, интеллигенция, образование: история и теория (на материалах осетинского народа). Владикавказ, 2014.

15. Benjamin L.S. (1974). Structural analyses of social behavior (SASB). Psychological Review 81: 392-425.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант, преподаватель кафедры изобразительного искусства Горбач Надежда Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития творческой самостоятельности у студентов художественно-педагогических специальностей. Автором рассмотрены основные проблемы развития творческой самостоятельности как личностного качества выпускников художественно-педагогических направлений, а также возможные пути решения этих проблем. Во внимание берется прежде всего организация образовательного процесса, как основной фактор развития творческой самостоятельности студентов как их личностного качества.

Ключевые слова: самостоятельность, творчество, творческая самостоятельность, развитие самостоятельности в творчестве, самостоятельная работа студента, проблемы развития творческой самостоятельности, проблемное обучение, будущий педагог-художник.

Annоtation. The article presents the results of a theoretical study of the problem of the development of creative independence among students of art and pedagogical specialties. The author considers the main problems of the development of creative independence as a personal quality of graduates of artistic and pedagogical directions, as well as possible ways of solving these problems. First of all, the organization of the educational process is taken into account, as the main factor in the development of students' creative independence as their personal quality.

Keywords: independence, creativity, creative independence, development of independence in creativity, independent work of a student, problems of developing creative independence, problem learning, future teacher-artist.

Введение. На современном этапе развития общества выпускник высших учебных заведений должен быть не только компетентным специалистом, но и личностью, обладающей творческим мышлением, способностью к самостоятельной творческой самореализации в профессиональной деятельности. В отношении выпускников художественно-педагогических специальностей данные требования вступают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.