Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка журналистов / исследования журналистики / СМИ / педагогизация / университетское образование / professional training of journalistsjournalism research / mass media / pedagogization / university education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Цель представленной научной статьи заключается в исследовании и анализе процесса педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классических университетах с учетом современных вызовов и требований информационного общества. В данной работе проведен обзор существующих исследований и научной литературы. Для анализа собранных данных использовались методы контент-анализа и статистические методы обработки информации. Также применялись методы сравнительного анализа учебных программ, диссертаций и образовательных практик в различных университетах. В представленной статье проведена диагностика педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классических университетах, определены сложности успешной педагогизации, выявлена необходимость интеграции и адаптации процесса обучения к современным критериям журналистской профессии, обозначена важность развития и совершенствования методологий и подходов к подготовке будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the presented scientific article is to study and analyze the process of pedagogization of professional training of journalists in classical universities, taking into account modern challenges and requirements of the information society. This paper provides a review of existing research and scientific literature. To analyze the collected data, content analysis methods and statistical methods of information processing were used. Methods of comparative analysis of curricula, dissertations and educational practices at various universities were also used. The article presents a diagnosis of the pedagogization of professional training of journalists in classical universities, identifies the difficulties of successful pedagogization, identifies the need for integration and adaptation of the learning process to modern criteria of the journalistic profession, identifies the importance of developing and improving methodologies and approaches to training futurejournalists.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

organization features. The paper also discusses the main types of practice, such as educational and industrial, pre-graduate and practice in the learning process. It is important to note that the practice gives students the opportunity to apply their knowledge in practice and develop skills in planning classes, working with various categories of students and solving pedagogical problems. In addition, practice helps to form the professional and personal readiness of future teachers for their future work.

Keywords: pedagogical practice, education system, practical activity of teachers, experimental and practical work, organization of pedagogical practice.

Литература:

1. Бродовская, E.B. Инновационные образовательные технологии в преподавании: учебно-методическое пособие / Е.В. Бродовская. - Тула: Издательство ТулГУ, 2008.

2. Гац, И.Ю. Формирование фонда оценочных средств образовательных результатов слушателей факультета русской филологии: методические рекомендации / И.Ю. Гац. - Москва, 2013.

3. Корнилов, А.А. Основы НИР в вузе: пособие для студентов / А.А. Корнилов. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016.

4. Морозова, Е.В. Специфика подготовки политологов в региональных университетах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://pprv.kubannet.ru/lmorozova.htm

5. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в образовании: пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е издан., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

УДК 37.004

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Вовк Екатерина Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. XXI век свидетельствует о существенных трансформациях в развитии человеческой цивилизации. Разные страны мира осознают необходимость решать глобальные проблемы современности в сотрудничестве на планетарном уровне. Общечеловеческие процессы, основанные на принципах равноправного сотрудничества между странами и народами и на устранении межнациональных, межконфессиональных и межклассовых противоречий, должны отражаться в изменениях в работе мировых средств массовой информации. Расширение и усиление влияния журналистики в современном мире приводят к росту требований к самим журналистам и их профессиональной деятельности. Новая эпоха формулирует свои требования к журналистам как в плане практического опыта и знаний, так и в области профессиональной деонтологической подготовки, осознания своей общественной миссии [1].

Меняющаяся природа средств массовой информации и журналистики в целом, развитие технологий и динамичные изменения в информационной сфере создают постоянную потребность в подготовке квалифицированных журналистов, способных адаптироваться к новым требованиям и технологическим инновациям [2].

Главной задачей массовых коммуникаций является предоставление обществу информации, соответствующей интересам аудитории и ориентированной на анализ окружающей реальности, необходимой для эффективного функционирования общества. В ходе своей профессиональной деятельности журналисты вынуждены взаимодействовать с различными социальными средами для получения информации о современных проблемах. Работа с глубокими социальными знаниями требует от журналистов правильной интерпретации передаваемой информации, что, в свою очередь, требует наличия профессиональных знаний, навыков и умений.

В настоящее время существует множество источников подготовки кадров для медиасферы. Тем не менее, университетское журналистское образование остается основным путем профессиональной подготовки работников различных средств массовой информации, включая печать, телевидение, радио, интернет-СМИ и информационные агентства. Формирование журналистского мышления, соответствующего современным требованиям и потребностям в изменении системы средств массовой информации, включает изучение разнообразных учебных предметов, а также знакомство с практическим опытом, накопленным в редакциях. Этот процесс требует акцента на практическом применении знаний, умений и навыков. Развитие творческого потенциала студентов-журналистов происходит в близком взаимодействии между теорией и практикой, при котором практика служит опорой и критерием истинности теории, а теория систематизирует практику.

Университетское образование создает основу для дальнейшего профессионального и личностного развития журналистов, которые должны постоянно работать над собой. Формирование журналистов как комплексно развитых, творческих личностей требует согласованных усилий преподавателей. В процессе обучения журналистам необходимо овладеть навыками коммуникации, сбора и анализа информации, написания текстов и дальнейшего развития этих навыков. Университетское образование позволяет студентам войти в профессию и быть готовыми выполнять свои профессиональные обязанности в реальной журналистской практике. Это достижимо при условии постоянного обновления учебных программ и увеличения доли практических занятий в сочетании с академической подготовкой [1].

Изложение основного материала исследования. Актуальные педагогические и научные исследования по педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классическом университете посвящены следующим темам: «Журналистика как наука: От предметной области к преподаванию» (A.B. Коротков, O.A. Шамина); «Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов» (О.В. Жидкова); «Подготовка студентов -будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики» (Н.В. Агеенко); «Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов» (Ю.В. Андреева).

Исходя из темы «Журналистика как наука: От предметной области к преподаванию» (A.B. Коротков, O.A. Шамина), можно сделать вывод, что в области журналистики, педагогизация профессиональной подготовки журналистов в классических университетах представляет собой сложную задачу, которая требует глубокого понимания природы и сущности журналистики как профессии и дисциплины. Научный дискурс вокруг данной темы обнаруживает несколько ключевых аспектов, которые следует учитывать при формировании подходов к профессиональной подготовке журналистов.

Во-первых, разнообразие подходов и теорий к определению сущности журналистики приводит к необходимости учитывать множество точек зрения при разработке программ обучения. Журналистика может рассматриваться как набор навыков и знаний, необходимых для практической деятельности, или как активное воздействие на мировоззрение социальных групп через отбор фактов и комментариев. Подготовка журналистов должна учитывать эту многозначность и предоставить студентам возможность понимать и работать в разных аспектах профессии.

Во-вторых, важно уделять внимание не только передаче практических навыков, но и формированию критического мышления и аналитических способностей у будущих журналистов. Научный подход к журналистике предполагает сбор, систематизацию и критический анализ фактов, что создает основу для новых знаний. Обучение студентов анализу текстов и контекстуальной интерпретации информации поможет им стать более осведомленными и профессиональными журналистами.

Третий ключевой аспект заключается в том, что подготовка журналистов в классическом университете должна быть мультидисциплинарной. Она должна включать различные области знаний, такие как информационные, коммуникационные, исторические и социологические теории. Это поможет студентам понимать журналистику в контексте социокультурных и исторических процессов, а также учитывать медиа-экономику и экономические аспекты средств массовой информации.

В заключение, педагогизация профессиональной подготовки журналистов в классических университетах требует тщательного анализа и синтеза разнообразных методологий и подходов к журналистике. Она должна учитывать многозначность этой дисциплины и предоставлять студентам комплекс знаний и навыков, необходимых для успешной карьеры в сфере журналистики [3].

Рассмотрим исследование из темы: «Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов» (О.В. Жидкова). Конечный результат данной работы подчеркивают важность педагогизации журналистов. Актуализация педагогического компонента в образовательном процессе демонстрирует положительное воздействие на уровень сформированности педагогической компетентности студентов. Это свидетельствует о том, что процесс подготовки журналистов должен включать в себя не только технические и профессиональные навыки, но и педагогические аспекты.

Диалоговое обучение, коммуникативная толерантность и педагогические методы способствуют формированию креативных навыков, ответственности и понимания роли журналистики в обществе у будущих журналистов. Важно понимать, что журналистика не ограничивается только техническими аспектами, но также включает в себя важную педагогическую составляющую, которая помогает студентам стать ответственными и эффективными профессионалами.

Исследование также подчеркивает необходимость совершенствования методов обучения и внедрения диалогового стиля преподавания в учебный процесс. Это позволяет студентам лучше понимать способы творческой деятельности, формировать культуру учебного труда и стремление к самообразованию.

Все эти выводы указывают на важность интеграции педагогического компонента в профессиональную подготовку журналистов. Это помогает им не только овладеть техническими навыками, но и стать ответственными, креативными и профессиональными журналистами, способными эффективно взаимодействовать с обществом и влиять на него через свою работу [1].

В исследовании из диссертации «Подготовка студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики» (Н.В. Агеенко) подробно рассмотрены ключевые аспекты педагогизации профессиональной подготовки журналистов, а также важность формирования готовности студентов к соблюдению норм профессиональной этики. Авторы акцентируют внимание на необходимости адаптации журналистского образования к изменениям в современном обществе, где политические, экономические и социальные факторы оказывают значительное влияние на журналистику.

Исследование подчеркивает, что профессиональные журналисты должны обладать не только техническими навыками, но и этической компетентностью, которая позволит им принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Оно также поднимает вопрос о том, каким образом эту готовность можно формировать в процессе обучения в университете.

Авторы предлагают интегративный подход к образованию будущих журналистов, объединяя содержательные и организационные элементы для достижения наилучших результатов. Этот подход включает развитие различных компонентов готовности, включая ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и рефлексивный.

Успешное формирование готовности к соблюдению норм профессиональной этики у студентов будет способствовать развитию их профессионализма, а также повышению доверия со стороны общества. Это, в свою очередь, является залогом успешной карьеры будущих журналистов [4].

Представленное исследование на тему «Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов» (Ю.В. Андреева) обозначает важные аспекты, связанные с адаптацией образовательных программ к современным вызовам и потребностям в сфере журналистики. В контексте изменений в политической, экономической и социокультурной сферах современного общества, авторы исследования подчеркивают важность модернизации профессиональной подготовки журналистов.

Специальное внимание уделяется вопросам формирования готовности студентов-журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Осознание двойственного характера журналистской профессии и значимости нравственных аспектов становятся центральными вопросами в процессе обучения. Этот подход включает в себя интеграцию идей гуманизации и гуманитаризации журналистского образования.

Инновационные методы, такие как кейс-метод и мастер-классы, представляют собой важные элементы педагогической системы, способствующие развитию профессиональных навыков и этических принципов будущих журналистов. Дополнительно, важно выделить, что исследование поднимает вопросы мотивации и профессиональной активности студентов в разные периоды обучения [5].

Выводы. Педагогизация профессиональной подготовки журналистов в классических университетах представляет собой сложную задачу, которая требует учета изменений в современном обществе, включая политические, экономические и социокультурные аспекты.

Подготовка журналистов должна включать в себя развитие не только технических навыков, но также критического мышления и аналитических способностей, что является ключевым элементом научного подхода к журналистике.

Педагогическая подготовка журналистов должна быть мультидисциплинарной, включая различные области знаний, такие как информационные, коммуникационные, исторические и социологические теории.

Необходимость в интеграции педагогических компонентов в профессиональную подготовку журналистов, включая развитие различных компонентов готовности, таких как ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и рефлексивный.

Аннотация. Цель представленной научной статьи заключается в исследовании и анализе процесса педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классических университетах с учетом современных вызовов и требований информационного общества. В данной работе проведен обзор существующих исследований и научной литературы. Для

анализа собранных данных использовались методы контент-анализа и статистические методы обработки информации. Также применялись методы сравнительного анализа учебных программ, диссертаций и образовательных практик в различных университетах. В представленной статье проведена диагностика педагогизации профессиональной подготовки журналистов в классических университетах, определены сложности успешной педагогизации, выявлена необходимость интеграции и адаптации процесса обучения к современным критериям журналистской профессии, обозначена важность развития и совершенствования методологий и подходов к подготовке будущих журналистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка журналистов, исследования журналистики, СМИ, педагогизация, университетское образование.

Annotation. The purpose of the presented scientific article is to study and analyze the process of pedagogization of professional training of journalists in classical universities, taking into account modern challenges and requirements of the information society. This paper provides a review of existing research and scientific literature. To analyze the collected data, content analysis methods and statistical methods of information processing were used. Methods of comparative analysis of curricula, dissertations and educational practices at various universities were also used. The article presents a diagnosis of the pedagogization of professional training of journalists in classical universities, identifies the difficulties of successful pedagogization, identifies the need for integration and adaptation of the learning process to modern criteria of the journalistic profession, identifies the importance of developing and improving methodologies and approaches to training futurejournalists.

Keywords: professional training of journalists,journalism research, mass media, pedagogization, university education.

Литература:

1. Жидкова, O.B. Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / О.В. Жидкова. - Ульяновск, 2011.

2. «Современная журналистика: новые тренды и особенности информационного мира»: информационно-образовательный портал: [сайт]. -URL: https://nauchniestati.ru/spravka/osobennosti-sovremennoj-zhurnalistiki/

3. Короткое, А.В. Журналистика как наука: от предметной области к преподаванию / А.В. Короткое // Вестник МГИМО Университета. - Москва, 2011.

4. Агеенко, Н.В. Подготовка студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / Н.В. Агеенко. - Самара, 2007.

5. Андреева, Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / Ю.В. Андреева. - Казань, 2006.

УДК 373

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гагкаева Елена Георгиевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Социализация - это усвоение моральных ценностей, норм и правил поведения в окружающем обществе. Социализация осуществляется в основном посредством общения, а семейный круг является первым и основным "социальным институтом", поскольку родитель является одним из первых, с кем дети начинают испытывать потребность в общении.

Изложение основного материала исследования. Социализация детей дошкольного возраста - это многогранный, длительный процесс. Это, возможно, один из самых важных этапов в жизни человека. В соответствии с процессом социализации дети постепенно понимают какую роль они занимают в обществе, учатся действовать и предполагать действия других людей в соответствии с потребностями окружающего мира, постоянно балансируя между своими потребностями и потребностями общества. В образовании эти характеристики называются социальными факторами.

Рассмотрим факторы личной социализации дошкольников:

Внешние факторы. Они определяют форму и содержание социализации дошкольников, определяют носителя для дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутые семьи, детские группы, например, в саду, центре раннего развития, клубах по интересам, детских садах и десятиборье, где культура и религия социальных групп;

Внутренние факторы. Такие факторы отражают индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование образа ребенка и определяют важную деятельность межличностных отношений и контактов.

Социализация личности дошкольников является одной из фундаментальных проблем педагогической науки и возрастной психологии, ее успешность определяет способность индивида играть полноценную роль субъекта в обществе. Развитие степени социализации зависит от того, как развиваются нормы и установки дошкольников. Это необходимо для установления полноправных отношений между членами общества; чтобы они могли ассимилироваться на начальном этапе процесса социализации.

Способ и методика социализации человека в дошкольном возрасте напрямую зависят от стадии развития в пожилом возрасте и определяются основными видами деятельности. Основными моментами личностного развития ребенка в зависимости от его возраста являются:

Самое главное для детей младше года - это общение в семье. Через призму семейных отношений и ценностей они воспринимают и усваивают основную информацию о внешнем мире и формулируют модели поведения.

Через год и примерно через 3 года дети должны общаться в детской группе. Поэтому важно создавать широкие возможности для межличностного общения, создавать условия для привлечения детей в группы раннего развития, детские площадки, детские сады. Там дети учатся общаться со сверстниками. Например, общение в обществе, сочувствие и т.д.

В возрасте от 3 до 6 лет основной способ, которым ребенок общается с миром - это собственная речь: он учится задавать вопросы, общаться, анализировать полученную информацию.

В любом возрасте важно помнить, что социализация дошкольников происходит с помощью игр. Поэтому методы по развития социализации постоянно совершенствуются, стремясь представить информацию в простой, доступной и интересной форме.

Поскольку основными видами деятельности дошкольников являются игровая и коммуникативная деятельность, процесс социализации детей должен осуществляться посредством игры и общения. В результате игровой деятельности у детей развиваются следующие составляющие, существующие в исследуемом возрасте: внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, воля. Развитый интерес позволит дошкольникам больше узнать об изучаемом предмете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.