ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211031 2021, № 05 (май) УДК 378.147
Подготовка журналистов
к профессиональной деятельности
в контексте современных вызовов
образовательного пространства
Сасим Анна Викторовна1
Академия гражданской защиты МЧС России, Химки, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства, связанные с бумом информационных и коммуникационных технологий за последние два десятилетия. Особый интерес в исследовании представляют вопросы формирования и совершенствования коммуникации на базе средств ИКТ. Проблемным представляется вопрос фейковых новостей, дезинформации, которые становятся обычным явлением. В качестве методических приемов рассматривается оценка достоверности источников контента, поскольку в цифровой среде возникает необходимость проверять как источник информации, так и сам контент, подлинность его содержания, особенно если речь идет о пользовательском контенте. Актуальность исследования в статье обусловлена необходимостью изучения особенностей подготовки журналистов к профессиональной деятельности в условиях цифро-визации образования. Целью исследования является анализ процесса подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования средств ИКТ для профессиональной мобильности будущих журналистов, развития практики взаимодействия между широкими слоями общественности по актуальным и общественно значимым вопросам в области журналистского расследования, контента. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику формирования и развития 1Т-коммуникации в аспекте подготовки студентов-журналистов к профессиональной деятельности с применением современного инструментария в условиях цифровизации общества в целом и высшего образования в частности для проведения журналистских расследований. Практическая значимость исследования состоит в определении важности применения средств ИКТ, предоставляющих журналистам разнообразные виды профессионально ориентированной технической помощи и оптимизации управления процессом подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства.
Ключевые слова: фактчекинг, дезинформация, контент, верификация, средства ИКТ, исследовательский инструментарий, визуальный контент, журналистика данных, управление обучением, проверка источников и контента.
Поступила в редакцию Received 21.02.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.21
Принята к публикации Accepted for publication 30.03.21 Опубликована Published 31.05.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Сасим Анна Викторовна, кандидат философских наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», г. Химки, Россия.
Введение
Журналисты, историки и исследователи - это люди, которым приписывают предоставление знаний человечеству. Среди них именно журналисты обобщают и интерпретируют всю информацию о текущих событиях и происшествиях по всему миру. В связи с интенсификацией информационных и коммуникационных технологий за последние два десятилетия мир журналистики сильно изменился. Сегодня мы знаем о событиях в мире в режиме реального времени. Прошли те времена, когда приходилось ждать несколько дней или даже недель, чтобы узнать о событиях, происходящих в отдаленных частях мира. Вместо этого современные средства массовой информации предоставляют круглосуточные новости и регулярно обновляют информацию, поступающую из самых отдаленных уголков мира. Кроме того, социальные сети приводят к еще более быстрому распространению информации.
Все это привело к резкому увеличению спроса на журналистов, подготовка которых отвечает современным вызовам времени. В свою очередь, это сделало курсы журналистики или интегрированные курсы журналистики и коммуникации гораздо более популярными, чем когда-либо прежде. Чтобы удовлетворить этот спрос на курсы журналистики и коммуникации, многие ведущие университеты сегодня предлагают программы, такие как бакалавр журналистики, магистр журналистики и т. д. Кроме того, многие ведущие частные университеты изменили учебные планы таких программ, чтобы лучше отобразить влияние современных технологий на журналистику, что позволит студентам лучше подготовиться к вызовам реального мира.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Как известно, во второй половине XX века появились информационные коммуникации, способные объединять страны и континенты. Возникшая вследствие этого глобальная медиасреда, включающая многочисленные средства передачи информации, породила важные социальные проблемы, связанные с влиянием на человечество подобного феномена, о котором размышляли такие исследователи, как И. А. Киреева, Л. А. Апанасюк, Н. В. Белозерцева, К. С. Браженец [1].
Исследование в нашей статье опирается на теоретические и практические источники в области массовой коммуникации, журналистики, филологии и педагогики. Интерес к изучению роли средств ИКТ в современном информационном пространстве и вопросов их взаимодействия с журналистской деятельностью нашел свое воплощение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов. Д. Ю. Кульчицкая в своей работе поднимает вопрос социальных сетей как инструментов в работе журналиста, которые, с одной стороны, способствовали демократизации процесса обмена информацией, с другой стороны, создают определенные риски в работе журналистов [2].
Связь развития средств массовой коммуникации со спецификой культуры и социальных отношений обусловила обращение к источникам, раскрывающим проблемы информационно-психологического воздействия, которые рассматриваются ученым Л. А. Апанасюк в контексте современного медиапространства [3]. Исследование Д. Г. Янг, К. Х. Джеймисон, С. Поулсэн, А. Голдринг раскрывает опосредующие психологические механизмы (интерес сообщения, путаница в сообщении, контраргументация и т. п.) [4].
В последнее время российские исследователи также обратились к теме этических рамок журналистского контента, анализируя их с коммуникативной точки
зрения и фиксируя те изменения, которые произошли в сфере журналистики в связи с развитием социальных медиа. Так, в работе Е. Л. Вартановой предъявляются требования к современному журналисту, ставится вопрос о подготовке журналистских кадров в области IT-коммуникации в условиях трансформации профессии [5].
Этические рамки контента, концепции моделирования и конструирования педагогического процесса Е. В. Смирнова изучает в аспекте формирования межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия [6].
Анализ трудов специалистов в области гуманитарных и технических дисциплин Л. А. Апанасюк, А. А. Солдатова и И. А. Киреевой позволяет сделать выводы о важности междисциплинарного характера обучения студентов, возможности обеспечения интенсификации учебного процесса, качественного изменения методов, форм и содержания обучения, развития личности обучаемого, формирования и развития умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между профессионально ориентированным и межкультурным образованием [7].
Понятие «фактчекинг» пришло в новые медиа из традиционной журналистики, точнее, из принципов работы редакции: редакционный фильтр - необходимое условие в технологии работы журналиста. М. С. Корнев считает, что эта технология обусловлена этическими принципами: независимость, объективность, беспристрастность, точность [8]. Благодаря соблюдению этих принципов появляется доверие аудитории и формируется репутация издания.
Фактчекинг и верификация информации - неотъемлемая часть образовательного процесса, особенно это касается области экономики, политики, общественных проблем. А. Винтерсик определяет основные факторы, затрудняющие процесс проверки информации, а также наиболее сложные случаи в практике [9].
М. С. Борзова изучает эффективность влияния верификации информации и факт-чекинга на социальные изменения в обществе, а также их информационно-психологическое воздействие в условиях цифровизации общества в контексте современных вызовов образовательного пространства [10]. Острые вопросы массовой информации в культурной парадигме переходного периода ставятся Л. А. Полелуевой, которая определяет журналистику как термин гораздо шире, чем даже 20 лет назад [11].
Последние исследования медиапространства резюмируют развитие особого направления - «паражурналистики фейковых новостей». Исследование С. Д. Балма-евой и М. М. Лукиной ставит целью выявить, как новые технологии повлияли на рабочий процесс современных российских журналистов, какие из этих технологий реально используются, в каком виде и с каким результатом [12]. При этом рабочий процесс рассматривался во всей его целостности: от поиска тем, сбора информации и общения с ньюсмейкерами до требований к навыкам журналиста, изменений в редакционной структуре и взаимоотношений с коллегами и начальством.
Результаты слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс представлены в работе А. Г. Качкаевой [13].
Социальные сети, в частности Twitter, получили широкое распространение в редакциях новостей для различных целей, включая поиск потенциальных клиентов и контента, распространение историй, сбор комментариев пользователей и привлечение трафика на корпоративные веб-сайты. Б. Р. Херави и Н. Харровер разработаны способы
использования журналистами социальных сетей для поиска и проверки, а также их отношение к социальным сетям с точки зрения доверия [14]. Анализ показал, что журналисты скептически относятся к уровню доверия к социальным сетям. С одной стороны, журналисты понимают, что социальные сети представляют собой ценный источник информации, от проработки которого не стоит отказываться, однако они осознают и тот факт, что этот источник требует специфического подхода, более осторожной проверки. Так, С. Г. Мельник выявляет и классифицирует виды смысловых искажений информации, описывает возможные социальные последствия [15].
И. Шапиро, С. Брин, И. Бедард-Брале, К. Мичейлович подчеркивают важность выявления смысловых искажений в области проведения лингвистического контент-анализа публикаций в СМИ в рамках образовательного процесса студентов-журналистов [16]. А. Раухфляйш, Х. Арто, Дж. Метаг, С. Пост и М. С. Шафер приводят результаты опыта экспертных контент-анализов публикаций в СМИ [17].
М. Мейчилл и М. Бейлер обращают внимание на влияние средств ИКТ для осуществления журналистского расследования, в большинстве случаев халатное отношение к профессиональным функциям, затрагивающим и современное мультимедиа пространство, приводит к публикации фейковой информации [18]. В то же время А. П. Суходолов и А. М. Бычкова интерпретируют «фейковые новости» как феномен современного медиапространства, определяя понятия, виды, назначение и меры противодействия [19].
В. А. Бейненсон считает, что «основной проблемой в условиях "новых медиа" становится размывание системы ценностей, стирание этических и социальных норм» [20]. Новая интерактивная система дает инструменты в руки не только адекватным социально активным личностям, но и пользователям, одержимым распространением подчас сомнительных идей или просто опьяненным властью новых виртуальных возможностей.
В работе А. В. Вырковского и А. В. Лавреновой проанализированы профессиональные и личностные качества журналистского роста, целесообразность использования программно-методического обеспечения в процессе обучения межкультурной коммуникации [21].
В то же время А. Д. Иванов указывает, что появление принципиально новых роботизированных технологий, исключающих человека в процессе поиска, обработки и публикации информации, особо остро ставит вопросы сохранности профессиональных и этических принципов журналистской деятельности [22].
Особому анализу подвергает С. А. Шомова такие новые и достаточно дискуссионные этические принципы мультимедийной журналистики, как «точность и аккуратность важнее скорости»; прозрачность, то есть четкие указания на источник информации; «добавленная стоимость» любого материала (запрет на механическую перепечатку чужих материалов или собранных другими фактов); возможность и необходимость внесения исправлений в уже опубликованный текст; а также необходимость специальной работы с сетевыми троллями [23].
Проверка контента и источников в социальных сетях становится все более критичной для журналистов и новостных организаций. В исследовании П. Б. Брандцег, М. Лтидерс, Дж. Шпангенберг, Л. Рат-Виггинс, А. Фольштад предлагаются требования и инструменты для проверки контента социальных сетей [24]. Основное внимание вопросам фактчекинга в области политики уделено Дж. А. Готтфрид, Б. Н. Хар-ди, К. М. Виннег, К. Н. Джемисон [25]. Между тем за последнее десятилетие независимые специалисты по фактчекингу появились в большем количестве, в более чем
50 странах открылись специализированные центры по проверке фактов. Однако политическая проверка фактов всегда вызывает споры, считают зарубежные ученые Л. Гравес и Ф. Черубини [26].
М. Доуз полагает, что в области современной журналистики, которая возникла в течение последних двух десятилетий и которая была усилена стремительно меняющимися технологиями, крайне важно пересмотреть укоренившиеся пути понимания и работу, которую журналисты выполняют в современных условиях [27].
Концепция человека в языковой картине мира, основных свойств и атрибутов, основных систем, регулирующих его физическую и духовную деятельность, влияющих на социальную роль, коммуникативные намерения, рассматривается А. Е. Кибрик [28].
Д. Боден и Х. Молоч показывают, насколько жизнь общества нуждается в соприсутствии, физической близости, поясняется характер современной жизни общества и роль передвижений в создании и поддержании релевантных социальных связей [29].
Е. В. Смирнова, А. Н. Юрченко, М. В. Смирнов, О. Д. Кравченко, у. А. Абдулга-зис подчеркивают, что использование средств ИКТ в процессе обучения межкультурной ГГ-коммуникации обеспечивает: предоставление большого объема информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; индивидуальность дизайна при представлении учебного материала; автоматизированный контроль [30].
В итоге анализ вышеуказанных источников позволяет утверждать, что процесс подготовки журналистов к профессиональной деятельности путем использования средств ИКТ рассматривался российскими и зарубежными учеными неоднократно, однако динамика цифровизации высшего образования требует уточнения аспектов данной подготовки при осуществлении ГГ-коммуникации в условиях современных вызовов образовательного пространства.
Методологическая база исследования
Основным объектом предпринятого исследования являются курсы для бакалавров «Журналистское мастерство», «Медиаобразование», «Правовое регулирование СМИ и массмедиа» направления подготовки 42.03.02 «Журналистика», в том числе соответствующие проблемные ситуации и способы их преодоления. В определенных вариациях курсы существуют в российских вузах.
В качестве методических приемов используется реконструкция логики учебных курсов и критическое рассмотрение поведения аудитории и ее восприятия преподавания предложенных компонентов. Курсы и их преподавание погружены в контекст дискуссии о возможности развития журналистского образования на университетском уровне, а также о диапазоне получаемых знаний и навыков.
Разработка исследовательского инструментария осуществлялась с опорой на положения междисциплинарного, личностно ориентированного и коммуникативного подходов. Кроме того, был использован комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как методы теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы; диагностические методы; опрос; методы статистической обработки данных.
Исходя из теоретических и методологических основ настоящего исследования, приходим к выводу, что обучение студентов-журналистов является интегрирован-
ным, сохраняя все особенности базового уровня обучения и обладая своей спецификой относительно формирования универсальных компетенций, а именно: способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4), способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).
Особый интерес в исследовании представляет процесс формирования и совершенствования коммуникации на базе средств ИКТ в рамках подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Для отбора и описания коммуникации использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ опыта применения средств информационных технологий в преподавании студентам-журналистам, анализ литературы по педагогике, психологии, компьютерной лингводидактике); эмпирический (беседы со студентами по выявлению эмоционального отношения студентов к использованию средств информационных технологий); анкетирование с целью выявления мотивационных аспектов использования средств информационных технологий при осуществлении ГГ-коммуникации; тестирование (с целью выявления качества умений, степени готовности студентов к использованию средств ИКТ); статистический (обработка результатов, полученных в ходе исследования).
Достоверность выводов исследования обеспечивается применением проверенных практикой теоретико-методологических принципов; репрезентативностью данных эмпирических исследований, научно обоснованной методикой сбора информации и ее интерпретации; логикой построения исследования.
Результаты исследования
Появление компьютеров и развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способствовало кардинальному смещению фокуса подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Благодаря огромному разнообразию доступной информации сегодня журналистика данных развивается и расширяется. Инфографика, интерактивные карты, хронологические графики, круговые диаграммы, вокруг которых выстроена вся журналистская история, - это продукты журналистики данных. Журналистика данных стала не только детищем захлестнувшего мир технологического переворота, но и реакцией медиасферы на повсеместно воцарившуюся событийную журналистику, живущую за счет скорости подачи информации и сенсационности.
Журналистика данных как жанр сталкивается с массой трудностей на каждом этапе производства, в особенности это касается человеческих ресурсов. В современном мире любой, у кого есть смартфон и учетная запись в социальных сетях, может стать журналистом. Множественные источники добавляют информацию в социальные сети, блоги и видео по мере появления новостей. Такая информационная перегрузка часто затуманивает факты. Как следствие, недостаток квалификации, опыта и владения научными методами может приводить к тому, что такой журналист допускает ошибки, вырывает данные из контекста или делает поспешные выводы. Раньше данные приходили в фиксированной, полной форме: книги, газеты и документальные фильмы - и были готовы в окончательном виде. С цифровыми новостями в открытой сети источник новостей становится почти живым, дышащим существом. Он всегда меняется и по-
стоянно развивается. Сообщение в блоге, которое потребитель только что прочитал, может быть отредактировано и пересмотрено несколько раз.
Сегодня журналисты сталкиваются с тем, что их читатели могут быть умнее и более информированы по той части материала, который они получают от журналистов. Потребитель становится более информирован, чем когда-либо, и у него есть безграничный выбор того, где он хочет получать новости. В связи с этим фейковые новости становятся обычным явлением.
Прежде всего, это связано с тем, что у журналистов нет времени на долгосрочные рассуждения. Они должны быть первыми. Они должны быть быстрыми. у них больше нет времени, чтобы глубоко погружаться в историю рассматриваемого вопроса. у них нет времени учиться и размышлять над своими историями. Они полагаются на цитаты других экспертов, чтобы сформировать свои истории.
Настоящее журналистское расследование - это искусство, которое постепенно исчезает. Проведение настоящего расследования требует много времени, что, в свою очередь, требует больших денег. Доход от рекламы, который они получат за эту историю, скорее всего, будет небольшой частью затрат на ее создание. Из-за этого журналистские расследования заменяются 5-10 сообщениями в блогах в день, которые никогда не будут иметь такого содержания, как фактическое расследование.
С другой стороны, в конечном итоге все это приводит к тому, что сегодня граждане осведомлены о новостях больше, чем когда-либо в истории. Более информированное общество способно принимать более рациональные, более информированные решения. Из-за этого сомнительным компаниям становится труднее обмануть людей. Смартфон значительно снизил конфиденциальность и приподнял завесу секретности: обычные граждане фиксируют инциденты и события на своих смартфонах, а затем распространяют видео через социальные сети. Тем, кто имеет корыстные интересы, становится труднее манипулировать правдой и изображать инциденты в более благоприятном свете. Случаи жестокости и угнетения больше нельзя скрывать или приукрашивать. Истина видна всем. В таком сценарии многие основные медиакана-лы пытаются отойти от традиционных моделей и использовать возможности смартфонов и социальных сетей. Сегодня рассказы очевидцев и визуальный контент являются очень важными и убедительными инструментами, которые журналист или издатель новостей может использовать, чтобы рассказать впечатляющую историю. В сценарии сенсационных новостей скорость является критическим фактором при проверке информации из социальных сетей. Здесь следует отметить, что по мере того, как люди привыкают получать все больше и больше информации в режиме реального времени, они будут иметь все больший спрос на дополнительную информацию и анализ. Проблема усугубляется объемом визуального контента, доступного в Интернете, который может быть лишен контекста и переработан с помощью мистификаторов, обманывающих политиков и профессиональных журналистов.
Для оценки достоверности источников необходимо обучать студентов вузов направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» методам изучения и практики проверки источников и контента, экспертизе изображений, предоставлять им инструменты обнаружения несоответствия в метаданных изображения, которые предполагают манипуляции, обнаружения клонов и анализа уровня ошибок, который может дать полезную информацию.
Необходимо обучать использовать инструменты проверки, чтобы установить, откуда источник был опубликован, триангулировать источник, анализируя его ис-
торию в социальных сетях, чтобы проверить возможность его нахождения в определенном месте в определенное время, следует практиковать умения задавать важные вопросы, использовать доказательства, вести ход расследования по контенту, который был подвергнут цифровым манипуляциям с помощью программного обеспечения для редактирования фото или видео, созданный или переданный с намерением ввести в заблуждение, проводить личное собеседование, результаты которого часто приводят к подтверждению противоречивых отчетов и заявлений с мест преступлений или несчастных случаев, где рассказы травмированных свидетелей или жертв могут значительно отличаться от фактических. Дезинформация не всегда может быть злонамеренной. Бывает так, что человек просто не может вспомнить события должным образом или, возможно, решил приукрасить историю.
В связи с вышесказанным так важна трансформация подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства.
Заключение
Таким образом, в настоящее время невозможно полагаться только на один источник для получения новостей и информации. Газеты все еще существуют сегодня, но не нужно ждать новостей целый день, мы ждем секунды благодаря появлению Интернета и круглосуточных новостных станций. Журналистика - это продукт каждой газеты, каждой новостной станции и каждой новостной статьи. Журналистика ставит общественное благо превыше всего и использует определенные методы для сбора и оценки информации. Журналистика предназначена для того, чтобы приносить пользу людям, и журналисты должны регулярно проверять, о чем они пишут, чтобы убедиться, что информация проверена и точна. Поэтому сегодня первоочередной задачей является оптимизация подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Верификация подготовки требует применения в обучении журналистов информации, которая включает как традиционные инструменты (звонок спикеру, поиск первоисточника, поиск альтернативного источника и т. д.), так и возникшие относительно недавно благодаря возможностям Интернета (проверка (фактчекинг) подлинности аккаунта в социальных сетях, анализ метаданных снимка, верификация по месту и времени создания видео и т. д.). В цифровой среде возникает необходимость проверять как источник информации, так и сам контент, подлинность его содержания, особенно если речь идет о пользовательском контенте. Европейские исследователи выделяют четыре основных элемента фактче-кинга в социальных медиа: происхождение (оригинальность контента), источник (кто загрузил), дата (когда создан) и локация (где создан). Данные элементы важно использовать в подготовке журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства.
Ссылки на источники
1. Научные исследования в профессиональной деятельности социально-гуманитарных направлений подготовки магистров / И. А. Киреева, Л. А. Апанасюк, Н. В. Белозерцева, К. С. Браженец. - М.: ООО «Русайнс», 2019. - 114 с.
2. Кульчицкая Д. Ю. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста: результаты опроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2017. - № 4. - С. 119-135.
3. Апанасюк Л. А. Информационно-психологическое воздействие в современном обществе // Современное медиапространство и информационная деятельность МЧС России: сб. тр. секции № 23 ХХХ Междунар. науч.-практ. конф. / Академия гражданской защиты МЧС России. - Химки, 2020. - С. 5-10.
4. Fact-Checking Effectiveness as a Function of Format and Tone: Evaluating FactCheck.org and FlackCheck.org / D. G. Young, K. H. Jamieson, S. Poulsen, A. Goldring // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2017. - P. 1-27.
5. Вартанова Е. Л. Современный журналист в представлениях общества // Медиаальманах. - 2016. - № 2. - С. 8-10.
6. Смирнова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III Междунар. науч. заоч. конф. -Тольятти: ТГУ, 2012. - С. 124-129.
7. Apanasyuk L. A., Soldatov A. A., Kireeva I. A. Readiness formation of foreign students to intercultural communication in teaching foreign language // Economic and Social Development. Book of Proceedings. - 2019. - P. 462-467.
8. Корнев М. С. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию // Журналист. - 2015. - № 5. - С. 54-56.
9. Wintersieck A. Debating the Truth: the Impact of Fact-Checking During Electoral Debates // American Politics Research. - 2017. - 45 (2). - P. 304-311.
10. Борзова М. С. Роль фактчекинга в современной журналистике // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Тулупова. - Воронеж, 2017. - С. 5-7.
11. Поелуева Л. А. Массовая информация в культурной парадигме переходного периода: дис. ... д-ра филос. наук. - Саранск, 2005. - 305 с.
12. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Д. Балмаевой, М. М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. - 114 с.
13. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные? / под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. - 127 с.
14. Heravi B. R., Harrower N. Twitter journalism in Ireland: Sourcing and trust in the age of social media // Information, Communication & Society. - 2016. - 19. - P. 1194-1213.
15. Мельник С. Г. Смысловые искажения в текстах интернет-издания: опыт экспертного анализа // Век информации. - 2016. - Вып. 2. - С. 53-57.
16. Verification as a Strategic Ritual / I. Shapiro, C. Brin, I. Bedard-Brale, K. Mychajlowycz // Journalism Practice. -2013. - 7 (6). - P. 657-673.
17. How journalists verify user-generated content during terrorist crises / A. Rauchfleisch, X. Artho, J. Metag, S. Post, M. S. Schafer // Analyzing Twitter communication during the Brussels attacks. Social Media + Society. - 2017. -July - September. - P. 1-13.
18. Machill М., Beiler М. The Importance of the Internet for Journalistic Research: A Multi-method Study of the Research Performed by Journalists Working for Daily Newspapers, Radio, Television and Online // Journalism Studies. - 2009. - 10 (2). - P. 178-203.
19. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятия, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 143-169.
20. Бейненсон В. А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. - Н. Новгород, 2017. - C. 80.
21. Вырковский А. В., Лавренова А. В. Профессиональные и личностные качества российских журналистов: оценка менеджеров печатных и интернет-СМИ // Медиаальманах. - 2015. - № 2. - С. 49-56.
22. Иванов А. Д. Транспарентность роботизированной журналистики: как новые технологии угрожают принципам профессии // Вестн. Челябинск. ун-та. Филологические науки. - 2017. - № 8 (404). - С. 28-33.
23. Шомова С. А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии // Медиаальманах. - 2016. - № 4. - С. 12-20.
24. Emerging Journalistic Verification Practices Concerning Social Media / P. B. Brandtzaeg, M. Ltiders, J. Spangenberg, L. Rath-Wiggins, А. Folstad // Journalism Practice. - 2016. - 10 (3). - P. 323-342.
25. Did Fact Checking Matter in the 2012 Presidential Campaign? / J. A. Gottfried, B. W. Hardy, K. M. Winneg, K. H. Jamieson // American Behavioral Scientists. - 2013. - 57 (11). - P. 1558-1567.
26. Graves L., Cherubini F. The Rise of Fact-checking Sites in Europe. - Reuters Institute for the Study of Journalism, University of Oxford, 2016. - 212 p.
27. Deuze M. Technology and the individual journalist: agency beyond imitation and change // The changing faces of journalism / ed. B. Zelizer. - N. Y.: Routledge, 2009. - 136 p.
28. Кибрик, А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфическое в языке). - М., 1992. - 336 с.
29. Boden D., Molotch H. Cyberspace meets the compulsion of proximity // The cybercities reader / ed. S. Graham. -L.: Routledge, 2004. - P. 101-105.
30. Implementation of IT-communication of participants of the educational process under conditions of digitalization of higher education / E. V. Smirnova, A. N. Yurchenko, M. V. Smirnov, O. D. Kravchenko, U. A. Abdulgazis // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2020. - Vol. 9. - № 4. - P. 253-257.
A. B. CacuM
Anna V. Sasim,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Advertising and Public Relations, Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Moscow Region, Russia [email protected]
Training journalists for professional activities in the context of modern challenges of the educational area Abstract. The article discusses aspects of the preparation of journalists for professional work in the context of modern challenges for educational environment associated with the boom of information and communication technologies over the past two decades. The issues of forming and improving communication based on ICT tools are of particular interest for the study. The issue of fake news and disinformation, which are becoming commonplace, seems to be problematic one. An assessment of the content sources reliability is considered as methodological technique. Since in a digital environment there is a need to check both the source of the information and the content itself, the authenticity of its content, especially if we are talking about user content. The relevance of the study in the article is due to the need to examine the peculiarities of journalists training for professional work in the conditions of education computerization. The purpose of the study is to analyze the process of training journalists for professional work in the context of modern challenges for educational environment. The study uses theoretical and empirical methods. According to the results of the study, the article presents theoretical and practical confirmation of the need and significance of the use of ICT tools for the professional mobility of future journalists, the development of the practice of interaction between the general layers of the public on topical and socially significant issues in the field of journalistic investigation and content. Theoretical significance is that the results of the study complement the theory and methodology for the formation and development of IT-communication in the aspect of training students-journalists for their professional work using modern tools in the conditions of society computerization as a whole and higher education in particular for journalistic investigations. The practical significance of the study is to determine the importance of the use of ICT tools providing journalists with a variety of professionally oriented technical assistance and optimizing the management of journalists training for their professional work in the context of modern challenges for educational environment. Key words: fact-checking, disinformation, content, verification, ICT tools, research tools, visual content, data journalism, training management, source and content verification. References
1. Kireeva, I. A., Apanasyuk, L. A., Belozerceva, N. V. & Brazhenec, K. S. (2019). Nauchnye issledovaniya v profes-sional'noj deyatel'nosti social'no-gumanitarnyh napravlenij podgotovki magistrov, OOO "Rusajns", Moscow, 114 p. (in Russian).
2. Kul'chickaya, D. Yu. (2017). "Social'nye seti kak instrument v rabote rossijskogo zhurnalista: rezul'taty oprosa", Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika, № 4, pp. 119-135 (in Russian).
3. Apanasyuk, L. A. (2020). "Informacionno-psihologicheskoe vozdejstvie v sovremennom obshchestve", Sovremen-noe mediaprostranstvo i informacionnaya deyatel'nost' MCHS Rossii: sb. tr. sekcii № 23 XXX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Akademiya grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii, Himki, pp. 5-10 (in Russian).
4. Young, D. G., Jamieson, K. H., Poulsen, S. & Goldring, A. (2017). "Fact-Checking Effectiveness as a Function of Format and Tone: Evaluating FactCheck.org and FlackCheck.org", Journalism & Mass Communication Quarterly, pp. 1-27 (in English).
5. Vartanova, E. L. (2016). "Sovremennyj zhurnalist v predstavleniyah obshchestva", Mediaal'manah, № 2, pp. 8-10 (in Russian).
6. Smirnova, E. V. (2012). "Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii v usloviyah polikul'turnogo, informacionnogo i kommunikacionnogo vzaimodejstviya", Aktual'nye problemy teoreticheskoj i prikladnoj lingvistiki i optimizaciya prepo-davaniya inostrannyh yazykov: materialy III Mezhdunar. nauch. zaoch. konf, TGU, Tol'yatti, pp. 124-129 (in Russian) .
7. Apanasyuk, L. A., Soldatov, A. A. & Kireeva, I. A. (2019). "Readiness formation of foreign students to intercultural communication in teaching foreign language", Economic and Social Development. Book of Proceedings, pp. 462467 (in English).
8. Kornev, M. S. (2015). "Faktcheking: 5 nadezhnyh sposobov proverit' informaciyu", Zhurnalist, № 5, pp. 54-56.
9. Wintersieck, A. (2017). "Debating the Truth: the Impact of Fact-Checking During Electoral Debates", American Politics Research, 45 (2), pp. 304-311 (in English).
10. Borzova, M. S. (2017). "Rol' faktchekinga v sovremennoj zhurnalistike", in Tulupov, V. V. (ed.). Kommunikaciya v sovremennom mire: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Voronezh, pp. 5-7 (in Russian).
11. Poelueva, L. A. (2005). Massovaya informaciya v kul'turnoj paradigme perekhodnogo perioda: dis. ... d-ra filos. nauk, Saransk, 305 p. (in Russian).
12. Balmaeva, S. D. & Lukina, M. M. (2016). Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016, Gumanitarnyj un-t, Ekaterinburg, 114 p. (in Russian).
13. Kachkaeva, A. G. (ed.) (2010). Zhurnalistika i konvergenciya. Pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timedijnye? Moscow, 127 p. (in Russian).
14. Heravi, B. R. & Harrower, N. (2016). "Twitter journalism in Ireland: Sourcing and trust in the age of social media", Information, Communication & Society, 19, pp. 1194-1213 (in English).
15. Mel'nik, S. G. (2016). "Smyslovye iskazheniya v tekstah internet-izdaniya: opyt ekspertnogo analiza", Vek infor-macii, vyp. 2, pp. 53-57 (in Russian).
16. Shapiro, I., Brin, C., Bedard-Brale, I. & Mychajlowycz, K. (2013). "Verification as a Strategic Ritual", Journalism Practice, 7 (6), pp. 657-673 (in English).
17. Rauchfleisch, A. et al. (2017). "How journalists verify user-generated content during terrorist crises", Analyzing Twitter communication during the Brussels attacks. Social Media + Society, July - September, pp. 1-13 (in English).
18. Machill, M. & Beiler, M. (2009). "The Importance of the Internet for Journalistic Research: A Multi-method Study of the Research Performed by Journalists Working for Daily Newspapers, Radio, Television and Online", Journalism Studies, 10 (2), pp. 178-203 (in English).
19. Suhodolov, A. P. & Bychkova, A. M. (2017). "Fejkovye novosti" kak fenomen sovremennogo mediaprostranstva: ponyatiya, vidy, naznachenie, mery protivodejstviya", Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, t. 6, № 2, pp. 143-169 (in Russian).
20. Bejnenson, V. A. (2017). "Proverka dostovernosti informacii v usloviyah novyh media: problemy i vozmozhnosti", Zhurnal-istika vsisteme alternativnyh istochnikovinformacii: sb. materialovnauch. konf., N. Novgorod, p. 80 (in Russian).
21. Vyrkovskij, A. V. & Lavrenova, A. V. (2015). "Professional'nye i lichnostnye kachestva rossijskih zhurnalistov: ocenka menedzherov pechatnyh i internet-SMI", Mediaal'manah, № 2, pp. 49-56 (in Russian).
22. Ivanov, A. D. (2017). "Transparentnost' robotizirovannoj zhurnalistiki: kak novye tekhnologii ugrozhayut princi-pam professii", Vestn. Chelyabinsk. un-ta. Filologicheskie nauki, № 8 (404), pp. 28-33 (in Russian).
23. Shomova, S. A. (2016). "Novye media i "novaya etika": k voprosu o cennostnyh transformaciyah zhurnalistskoj professii", Mediaal'manah, № 4, pp. 12-20 (in Russian).
24. Brandtzaeg, P. B. et al. (2016). "Emerging Journalistic Verification Practices Concerning Social Media", Journalism Practice, 10 (3), pp. 323-342 (in English).
25. Gottfried, J. A. et al. (2013). "Did Fact Checking Matter in the 2012 Presidential Campaign?", American Behavioral Scientists, 57 (11), pp. 1558-1567 (in English).
26. Graves, L. & Cherubini, F. (2016). The Rise of Fact-checking Sites in Europe, Reuters Institute for the Study of Journalism, University of Oxford, 212 p. (in English).
27. Deuze, M. (2009). "Technology and the individual journalist: agency beyond imitation and change", in Zelizer, B. (ed.). The changing faces of journalism, Routledge, New York, 136 p. (in English).
28. Kibrik, A. E. (1992). Ocherki po obshchim i prikladnym voprosam yazykoznaniya (universal'noe, tipovoe i specifi-cheskoe v yazyke), Moscow, 336 p. (in Russian).
29. Boden, D. & Molotch, H. (2004). "Cyberspace meets the compulsion of proximity", in Graham, S. (ed.). The cyber-cities reader, Routledge, London, pp. 101-105 (in English).
30. Smirnova, E. V. et al. (2020). "Implementation of IT-communication of participants of the educational process under conditions of digitalization of higher education", International Journal of Applied Exercise Physiology, t. 9, № 4, pp. 253-257 (in English).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Сасим А. В. Подготовка журналистов к профессиональной деятельности в кон тексте современных вызовов образовательного пространства // Научно методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 05 (май). - С. 59-69. -URL: http://e-koncept.ru/2021/211031.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11031
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Сасим А. В., 2021
www.e-koncept.ru