ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211026 2021, № 04 (апрель) УДК 378.147:004.9
Аспекты межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов
Сасим Анна Викторовна1
Академия гражданской защиты МЧС России, Химки, Россия anna-sasim@mail.ru
Аннотация. Средства ИКТ расширяют возможность реализации межкультурной ^-коммуникации в условиях взаимодействия всех участников учебного процесса. Применение учебно-методических материалов на основе средств ИКТ и организация взаимодействия преподавателя и студентов-журналистов создают интегрированную 1Т-обучающую среду, позволяющую реализовать межкультурную коммуникацию, повысить качество обучения и образовательных сервисов и услуг, обеспечить доступ к образовательным ресурсам с любого мобильного устройства. Актуальность исследования в статье обусловлена активной пространственной информационной динамикой в области коммуникации в условиях цифровизации образования журналистов. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование профессионально ориентированной межкультурной коммуникации, основанной на использовании средств ИКТ как компонента процесса подготовки студентов -журналистов к квалифицированной деятельности. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости применения средств ИКТ для профессиональной мобильности, развития практики взаимодействия между широкими слоями общественности по актуальным и общественно значимым вопросам в области межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведённого исследования дополняют теорию и методику формирования и развития межкультурной ^-коммуникации в аспекте подготовки студентов-журналистов к профессиональной деятельности с применением современного инструментария в условиях цифровизации общества в целом и высшего образования в частности. Практическая значимость исследования состоит в направленности применения средств ИКТ, предоставляющих участникам межкультурной коммуникации разнообразные виды профессионально ориентированной технической помощи и поддержки, а также в решении таких проблем, как оптимизация управления обучением, повышение эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: средства информационных и коммуникационных цифровых технологий (ИКТ), самостоятельная работа, межкультурная ^-коммуникация, информатизация образования, информационный обмен, управление учебной деятельностью, участники учебного процесса.
Поступила в редакцию Received 10.02.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.21
Принята к публикации Accepted for publication 29.03.21 Опубликована Published 30.04.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Сасим Анна Викторовна, кандидат философских наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», г. Химки, Россия.
Введение
Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) вошли в жизнь общества во всех её областях, включая образовательную сферу. Использование персонального компьютера в учебном процессе привело к развитию новой отрасли знаний -компьютерной лингводидактики, где персональный компьютер характеризуется как дидактическое средство, представляющее материал особым способом и оказывающее влияние на процесс межкультурной ГГ-коммуникации в обучении студентов-журналистов.
Средства ИКТ находят свое применение на всех формах обучения студентов-журналистов - очной, очно-заочной и дистанционной. Понятие «цифровизация» подразумевает полную автоматизацию учебного процесса, начиная с проектирования этапов подачи учебного материала и заканчивая его представлением студентам, а также последующим обслуживанием продукта. Стремительное развитие средств ИКТ требует обучения журналистов, готовых объективно освещать любые стороны реальной действительности, осмысливать многообразие человеческого бытия, а также специфические формы внелич-ностного общения. Решение этих проблем, несомненно, должно исходить из реорганизации процесса образования студентов-журналистов в области межкультурной ГГ-коммуникации. Цифровизация образования меняет рынок труда и создает условия для появления новых компетенций. Реформа образования в области межкультурной ГГ-коммуникации заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Для ГГ-взаимодействия между широкими слоями общественности по актуальным и общественно значимым вопросам необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой, возможностью подключения к сети Интернет, смарт-досками, мобильными цифровыми лабораториями виртуальной и дополненной реальности и др.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Методологическую основу исследования составили теоретические и практические положения педагогических исследований в области цифровизации высшего образования в России и за рубежом.
Стратегические направления информатизации образования в эпоху цифровых информационных технологий в исследовании И. В. Роберт предусматривают концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса [1]. В основе данной концепции лежит методология подготовки кадров к инновационной деятельности в сфере информатизации образования, которую рассматривает З. Ф. Мазур, определяя направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий [2]. И. В. Роберт указывает на необходимость конвергенции педагогической науки и цифровых информационных технологий, целенаправленного процесса формирования компетенций, необходимых для профессиональной деятельности [3]. Вместе с тем И. В. Роберт рассматривает информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде, которое способствует развитию познавательной активности студентов при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием [4].
Основы организации обучения в высшей школе с применением дистанционных технологий обучения рассматриваются Л. П. Мартиросян с точки зрения вовлечения
в процесс обучения аспектов творческого саморазвития, интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей [5].
И. В. Роберт, И. Ш. Мухаметзянов и В. А. Касторнова рассматривают процесс информатизации образования, базирующийся на активном внедрении средств ИКТ в предметные области, как возможность обеспечить интенсификацию учебного процесса, качественно изменить методы, формы и содержание обучения при соблюдении педагогических и эргономических условий [6]. Справедливо расширяет рамки этого исследования ученый Л. А. Апанасюк, обосновывая положение о важности информационно-психологического воздействия современной образовательной среды [7].
Концепция человека в языковой картине мира, основных свойств и атрибутов, а также систем, регулирующих его физическую и духовную деятельность, влияющих на социальную роль, коммуникативные намерения, рассматривается Н. Д. Арутюновой [8].
Идеи компетентностного и коммуникативного подходов к обучению и формированию иноязычных коммуникативных умений рассматриваются в работе Е. В. Смирновой в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия участников учебного процесса [9].
Ученый Е. И. Пассов анализирует программу-концепцию коммуникативного иноязычного образования, определяя принципы коммуникативности [10].
В исследовании коммуникативного метода обучения Е. И. Пассов определяет основы совершенствования навыков коммуникации [11].
Аспекты профессионально ориентированного и межкультурного образования рассматриваются И. И. Халеевой, раскрывается взаимосвязь языка и культуры в процессе межкультурного общения, взаимовлияние, духовное обогащение каждого из участников коммуникации, выражающееся в обмене информацией и культурными ценностями между представителями различных культур [12].
Е. А. Зацепина, Л. А. Апанасюк, И. А. Киреева, О. А. Бойченко, О. С. Панферова исследуют теоретические положения в области применения лингводидактических средств в иноязычном профессиональном общении, проектных технологий обучения иностранному языку для формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов [13].
Е. В. Смирнова, А. Н. Юрченко, М. В. Смирнов, О. Д. Кравченко, у. А. Абдулга-зис в своей работе подчеркивают, что использование средств ИКТ в процессе обучения межкультурной ГГ-коммуникации обеспечивает: предоставление большого объема информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; индивидуальность дизайна при представлении учебного материала; автоматизированный контроль [14].
Е. В. Смирнова отмечает такие актуальные возможности ГГ-коммуникации, как развитие личности обучаемого, формирование и развитие умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними [15].
Исследователи Л. А. Апанасюк, Е. В. Смирнова, И. А. Киреева рассматривают вопросы организации продуктивного учебного взаимодействия в процессе обучения межкультурной коммуникации [16]. В то же время в работе Е. В. Смирновой представлены электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности [17].
Л. В. Ениной и В. Ф. Зыковым показана культурная парадигма журналистского общения [18]. В работе А. В. Вырковского и А. В. Лавреновой рассматриваются профессиональные и личностные качества журналистского роста, целесообразность использования программно-методического обеспечения в процессе обучения межкультурной коммуникации [19].
Исследователи в области обучения межкультурной коммуникации в вузах и практики журналистского общения подчеркивают целесообразность использования средств ИКТ в различных формах и методах учебной деятельности студентов-журналистов. Так, Е. А. Баранова определяет новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции, исследуя процессы интеграции традиционных и новых медиа [20]. В то же время А. Д. Иванов указывает, что появление принципиально новых роботизированных технологий, исключающих человека в процессе поиска, обработки и публикации информации, особо остро ставит вопросы сохранности профессиональных и этических принципов журналистской деятельности [21].
М. Випонд определяет особенности освоения принципов организации средств массовой информации в Канаде, что важно для нашего исследования в плане подготовки к межкультурной коммуникации будущих журналистов [22]. Культурный лингвистический аспект проанализирован в работе Л. А. Апанасюк, С. Н. Богатыревой, С. Х. Казиах-медовой, Е. А. Разумовской, И. А. Киреевой [23]. Необходимое условие для формирования компетенции межкультурной коммуникации - наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим исто-рико-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. В этом аспекте исследование проводят Л. А. Апанасюк, С. Х. Казиахмедова, Н. В. Белозерцева, И. А. Киреева [24].
Л. А. Апанасюк, А. А. Солдатов, И. А. Киреева дополняют его изучением вопроса формирования готовности иностранных студентов к межкультурному общению при обучении иностранному языку, рассматривая процесс подготовки иностранных студентов к межкультурному общению средствами социально-культурной деятельности [25].
М. Доуз считает, что в области современной журналистики, которая возникла в течение последних двух десятилетий и которая была усилена стремительно меняющимися технологиями, крайне важно пересмотреть укоренившиеся пути понимания и работу, которую журналисты выполняют в современных условиях [26]. М. Мэйчилл и М. Бейлер обращают внимание на влияние средств ИКТ для осуществления журналистского исследования, в большинстве случаев халатное отношение к профессиональным функциям, затрагивающим и современное мультимедиапространство, приводит к публикации фейковой информации [27].
Ученый В. Хутмачер ставит вопрос о подготовке журналистских кадров в области ГГ-коммуникации с учетом формирования ключевых профессиональных компетенций [28]. Острые вопросы использования современных средств цифровизации в образовании и обучении рассматриваются С. Лунгу [29].
Исследования В. Мартин Петер в области цифровизации образования и зарубежного опыта использования средств ИКТ в учебном процессе высших учебных заведений США показали, что важная роль отводится информационно-коммуникационной компетенции преподавателя, обеспечивающей решение задачи формирования и развития межкультурной ГГ-коммуникации в образовательном процессе [30].
О. Порку акцентирует наше внимание на важности исследования инновационной культуры обучения журналистов [31]. М. Доуз и Т. Витчдже обозначают в своей
работе теоретические положения трансформационных процессов современной журналистики, которые необходимы для освоения специалистами в данной сфере профессиональной деятельности [32].
Изучение обозначенных выше источников позволяет говорить о том, что проблема подготовки будущих журналистов к межкультурной коммуникации на основе применения средств ИКТ рассматривалась многими российскими и зарубежными исследователями. Вместе с тем современные аспекты межкультурной ГГ-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов требуют уточнения в контексте современных требований общества к подготовке специалистов.
Методологическая база исследования
Исследование проводилось в рамках теоретического и экспериментального этапов.
Разработка исследовательского инструментария в рамках теоретического этапа осуществлялась с опорой на положения личностно ориентированного и коммуникативного подходов. Кроме того, был использован комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как методы теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы; диагностические методы; опрос; методы статистической обработки данных.
Исходя из теоретических и методологических основ настоящего исследования, обучение межкультурной ГГ-коммуникации студентов-журналистов является интегрированным, сохраняя все особенности базового уровня обучения и обладая своей спецификой относительно формирования универсальных компетенций, а именно: способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4), способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).
Особый интерес в статье представляет процесс формирования и совершенствования основ межкультурной коммуникации на базе средств ИКТ. Для отбора и описания межкультурной ГГ-коммуникации использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ опыта применения средств информационных технологий в преподавании студентам-журналистам, анализ литературы по педагогике, психологии, компьютерной лингводидактике); эмпирический (беседы со студентами по выявлению эмоционального отношения студентов к использованию средств информационных технологий); анкетирование с целью выявления мотивационных аспектов использования средств информационных технологий при осуществлении ГГ-коммуникации; тестирование (с целью выявления качества умений, степени готовности студентов к использованию средств ИКТ); статистический (обработка результатов, полученных в ходе исследования).
Итоговыми показателями экспериментального этапа исследования стали показатели сформированности универсальных компетенций (УК-4, УК-5).
Результаты исследования
Обучение студентов-журналистов межкультурной ГГ-коммуникации непосредственно связано с теми учебными инструментами, которые средства ИКТ открывают для университетов и которые ранее не были доступны. Наиболее выделяющимся из них можно считать онлайн-обучение, в состав которого входят как смешанные формы обучения, т. е. совмещение просмотра лекционного видео в режиме онлайн и семинарских занятий в университете, так и непосредственно онлайн. С помощью средств ИКТ студенты развивают свои навыки ГГ-коммуникации в условиях ситуаций
из реального мира. Цифровизация образования ставит задачи повышения качества обучения и образовательных ресурсов; организации единого информационного пространства; оперативного сбора актуальных данных, характеризующих состояние всех областей деятельности вуза; обеспечения доступа к образовательным ресурсам с любого мобильного устройства; предоставления образовательных сервисов и услуг; антитеррористической защищенности.
Интерес преподавателей к средствам ИКТ обусловлен поиском решений следующих проблем:
- реализация межкультурной ГГ-коммуникации;
- организация самостоятельной работы;
- создание и обработка текстов, задач;
- моделирование ситуаций;
- воссоздание среды, ориентированной на профессиональную область.
В качестве инструмента обучающей деятельности средства ИКТ могут использоваться преподавателем для получения информационной поддержки в рамках межкультурной ГГ-коммуникации, технической и профессиональной поддержки. Это позволяет применять их для оптимизации управления обучением, повышать эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:
- получение информационной поддержки в рамках межкультурной ГГ-коммуникации;
- работа с учебными материалами;
- организация коллективной работы (проведение конференций, обмен мнениями и т. д.);
- осуществление дистанционного обучения (студенты заочной, очно-заочной, с применением дистанционных форм обучения, факультативы, лица с ограниченными физическими возможностями и т. д.).
Средства ИКТ предоставляют преподавателю разнообразные виды помощи в плане реализации межкультурной ГГ-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов:
- как средство подготовки раздаточного учебного материала;
- поиск необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет систем справочно-информационного обеспечения;
- оформление материалов для обучения (текстов, рисунков);
- анализ существующих программ и разработок;
- как средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
- как средство для проведения учебных экспериментов и деловых игр.
Студенты-журналисты с помощью средств ИКТ могут не только проводить отбор и анализ материалов. Помимо работы с учебными материалами на основе средств ИКТ студенты самостоятельно выполняют автоматизированные тесты. Компьютерные сети и телекоммуникационные средства дают возможность организовать в режиме реального времени творческую работу студентов над совместными проектами из разных учебных заведений и стран. При этом процесс коллективного творчества позволяет повысить навыки межкультурной ГГ-коммуникации.
Организация процесса межкультурной ГГ-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов влечет за собой преобразование основных компонентов учебного процесса: меняется характер совместной деятельности его субъектов; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе «преподаватель - средства
ИКТ - студент»; внедряются средства ИКТ; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. При этом схема «человек - ГГ-коммуникация» обладает достаточно широкими возможностями и способна предложить принципиально новые подходы к решению отдельных задач учебного процесса в области формирования и развития межкультурной ГГ-коммуникации, в отличие от традиционных.
Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами учебного процесса (преподавателем и студентом), которые имели возможность осуществлять обратную связь. С появлением интерактивных средств ИКТ в обучении в информационное взаимодействие включается третий субъект - средство обучения, функционирующее на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), имеющее возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя. В настоящий период, когда имеется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), ГГ-коммуникация (с обратной связью) может осуществляться с несколькими партнерами, с представителями разных культурных сообществ, в различных режимах работы в Интернете.
В условиях, когда в аудитории находятся студенты с разным уровнем владения учебным материалом, решение задачи индивидуализации и дифференциации учебного процесса возможно только с помощью совместного использования в учебном процессе компонентов традиционного и программного методического обеспечения. При этом содержание учебной информации студент может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности.
Традиционно вид межкультурной ГГ-коммуникации студента был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре, чтении) в процессе объяснения студентам нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) усвоенного материала. Появление средств ИКТ обеспечивает такие новые формы ГГ-коммуникации, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Осуществляется также интерактивная ГГ-коммуникация не только с преподавателем и студентом, но и со средством обучения, функционирующим на базе средств ИКТ. Роль преподавателя как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется, смещаясь в направлении кураторства или наставничества.
Заключение
Таким образом, содержание межкультурной ГГ-коммуникации приобретает творческий характер, что требует от участников образовательного процесса постоянного обновления своих знаний и профессионального роста. Важнейшим условием эффективности межкультурной ГГ-коммуникации в условиях информатизации обучения студентов-журналистов становится информационная культура. Это значит, что участникам учебного процесса необходимо знать возможности средств ИКТ в своей предметной области и обладать навыками работы с ними.
Преподавателю необходимо иметь навыки управления познавательной деятельностью студентов как в цифровых лабораториях, так и в период их самостоятельной работы с дидактическим комплексом информационного обеспечения учебной дисциплины; уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный мате-
риал для его реализации в педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами и самостоятельно разрабатывать элементы названного дидактического комплекса и реализовывать их в учебном процессе вуза.
Роль студента как участника межкультурной IT-коммуникации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи.
Процесс обучения межкультурной IT-коммуникации переходит с уровня пассивного потребления информации на уровень активного преобразования информации в индивидуальных, групповых, а также коллективных формах и видах учебной деятельности с использованием средств ИКТ.
Таким образом, реализация межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов ориентирует учебный процесс на диалог культур, активизацию имеющихся у каждого студента интеллектуальных способностей, знаний и компетенций, развитие способности к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, формирование творческих способностей, познавательного интереса, трудолюбия, максимальный учет индивидуальных особенностей студентов и предпочитаемых способов работы с учебным материалом; обеспечивает реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Ссылки на источники
1. Роберт И. В. Стратегические направления развития информатизации образования в эпоху цифровых информационных технологий // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы VI Межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Военной академии связи посвящается. - СПб., 2019. - С. 31-41.
2. Мазур З. Ф. Концепция и методология подготовки кадров к инновационной деятельности в сфере информатизации образования // Ученые записки ИИО РАО. - 2008. - № 28. - С. 200-204.
3. Роберт И. В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. - 2020. - Т. 23. - № 1-2. - С. 145-164.
4. Роберт И. В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. - М., 2001. - № 5. - С. 3-30.
5. Мартиросян Л. П. Современное состояние организации дистанционного обучения в высшей школе // Ученые записки ИИО РАО. - 2006. - № 21. - С. 12-16.
6. Robert I. V., Mukhametzyanov I. Sh., Kastornova V. A. Pedagogical and ergonomie conditions for the formation of information educational space // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - Р. 647-654.
7. Апанасюк Л. А. Информационно-психологическое воздействие в современном обществе // Современное медиапространство и информационная деятельность МЧС России: сб. тр. секции № 23 XXX Междунар. науч.-практ. конф. / Академия гражданской защиты МЧС России. - Xимки, 2020. - С. 5-10.
8. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 896 с.
9. Смирнова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III Междунар. науч. заоч. конф. - Тольятти, ТГУ, 2012. - С. 124-129.
10. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - 173 с.
11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с.
12. Xалеева И. И. Межкультурное измерение // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 564. - С. 11-20.
13. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке / Е. А. Зацепина, Л. А. Апанасюк, И. А. Киреева, О. А. Бойченко, О. С. Панферова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 4. - С. 42-52.
14. Implementation of IT-communication of participants of the educational process under conditions of digitalization of higher education / E. V. Smirnova, A. N. Yurchenko, M. V. Smirnov, O. D. Kravchenko, U. A. Abdulgazis // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2020. - Vol. 9. - № 4. - Р. 253-257.
15. Смирнова Е. В. Актуальные возможности представления учебного иноязычного текста при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Текст: филологический, социокультурный,
региональный и методический аспекты: материалы IV Междунар. науч. конф.: в 2 ч. - Тольятти: ТГУ, 2011. -С. 368-374.
16. Апанасюк Л. А., Смирнова Е. В., Киреева И. А. Организация продуктивного учебного взаимодействия в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 57-8. - С. 7-12.
17. Смирнова Е. В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. - Самара, 2013. - № 1 (2). - С. 43-46.
18. Енина Л. В., Зыков В. Ф. Практика журналистского общения: [учеб. пособие] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 76 с.
19. Вырковский А. В., Лавренова А. В. Профессиональные и личностные качества российских журналистов: оценка менеджеров печатных и интернет-СМИ // Медиаальманах. - 2015. - № 2. - С. 49-56.
20. Баранова Е. А. Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции: мифы и реальность // Вестн. РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2017. - Вып. 22. - № 1. - С. 177-188.
21. Иванов А. Д. Транспарентность роботизированной журналистики: как новые технологии угрожают принципам профессии // Вестн. Челябинск. ун-та. Филологические науки. - 2017. - № 8 (404). - С. 28-33.
22. Vipond M. The mass media in Canada. - Strasbourg: James Lorimer & Company, 2017. - 84 p
23. Dominant concepts of english lullabies in the cultural linguistic aspect / L. A. Apanasyuk, S. N. Bogatyreva, S. Kh. Kaziakhmedova, E. A. Razumovskaya, I. A. Kireeva // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2019. -Vol. 9. - № 3. - Р. 9-18.
24. Socio-cultural conditions for the formation of the competence of intercultural communication of migrant students / L. A. Apanasyuk, S. Kh. Kaziakhmedova, N. V. Belozertseva, I. A. Kireeva // Modern Journal of Language Teaching Methods, 2019. - Vol. 9. - № 1. - Р. 274-279.
25. Apanasyuk L. A., Soldatov A. A., Kireeva I. A. Readiness formation of foreign students to intercultural communication in teaching foreign language // Economic and Social Development. Book of Proceedings. - 2019. - Р. 462-467.
26. Deuze M. Technology and the individual journalist: agency beyond imitation and change // The changing faces of journalism / ed. B. Zelizer. - N. Y.: Routledge, 2009. - 136 p.
27. Machill М., Beiler М. The Importance of the Internet for Journalistic Research: A Multi-method Study of the Research Performed by Journalists Working for Daily Newspapers, Radio, Television and Online // Journalism Studies. - 2009. - 10 (2). - P. 178-203.
28. Hutmacher W. Key Competencies of Europe // Reportof the Symposium. Council for Cultural Cooperation (CDCC). -Strasbourg, 1997. - 164 p.
29. Lungu S., Beliavskaya G. Analysis of informational teaching technologies // Informatologia. Zagreb. - 1998. -№ 1/2. - P. 73-74.
30. Martin P. W. Information Technology and U. S. Legal Education: Opportunities, Challenges, and Threats // Journal of Legal Education. - 2002. - Vol. 52. - № 4. - P. 506-515.
31. Porcu O. Exploring innovative learning culture in the newsroom // Journalism: Theory, Practice and Criticism. University of Groningen. - 2017. - P. 117. - URL: https://www.rug.nl/research/portal/files/47926391/Exploring_inno-vative_learning_ culture_in_the_newsroom.pdf.
32. Deuze M., Witschge T. Beyond journalism: Theorizing the transformation of journalism // Journalism (Lond). 2018. - № 19(2). - P. 165-181. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5777551.
Anna V. Sasim,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Acting Head of Advertising and Public Relations Chair, Civil
Defense Academy of EMERCOM of Russia, Novogorsk, Khimki, Moscow Region, Russia
anna-sasim@mail.ru
Aspects of intercultural IT-communication in the educational process of students-journalists
Abstract. ICT tools expand the opportunity of implementing intercultural IT communication in the context of interaction of all participants in the educational process. The use of educational and methodological materials based on ICT tools and the organization of teacher - students journalists interaction represent an integrated IT-learning environment that allows us to implement intercultural communication, improve educational services and provide access to educational resources from any mobile device. The relevance of the study is due to the spatial information dynamics in the field of communication in the context of journalists' education computerization. The aim of the study is the theoretical and practical confirmation of professionally oriented intercultural communication based on the use of ICT tools as a component of the process of preparing student journalists for qualified work. Theoretical and empirical methods are used in the study. Based on the results of the study, the article presents a theoretical and practical justification of the necessity and significance of using ICT tools for professional mobility and the development of the practice of interaction between broad sections of the public on topical and socially significant issues in the field of intercultural communication. The theoretical significance lies in the fact that the study complements the theory and methodology for the formation and
A. B. CacuM
development of intercultural IT communication in the aspect of preparing journalism majors for professional activities using modern tools in the context of computerization of society in general and higher education in particular. The practical significance lies in the direction of the use of ICT tools that provide participants of intercultural communication with various types of professionally oriented technical assistance and support, as well as solving such problems as optimizing learning management, increasing the effectiveness of the educational process.
Key words: means of information and communication digital technologies (ICT); independent study, intercultural IT-communication, computerization of education, information exchange, learning management, educational process participants. References
1. Robert, I. V. (2019). "Strategicheskie napravleniya razvitiya informatizacii obrazovaniya v epohu cifrovyh infor-macionnyh tekhnologij", Razvitie voennoj pedagogiki v XXI veke: materialy VI Mezhvuz. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 100-letiyu Voennoj akademii svyazi posvyashchaetsya, St. Petersburg, pp. 31-41 (in Russian).
2. Mazur, Z. F. (2008). "Koncepciya i metodologiya podgotovki kadrov k innovacionnoj deyatel'nosti v sfere informatizacii obrazovaniya", Uchenye zapiski IIO RAO, № 28, pp. 200-204 (in Russian).
3. Robert, I. V. (2020). "Napravleniya razvitiya informatizacii otechestvennogo obrazovaniya perioda cifrovyh infor-macionnyh tekhnologij", Elektronnye biblioteki, t. 23, № 1-2, pp. 145-164 (in Russian).
4. Robert, I. V. (2001). "Informacionnoe vzaimodejstvie v informacionno-kommunikacionnoj predmetnoj srede", Uchenye zapiski IIO RAO, Moscow, № 5, pp. 3-30 (in Russian).
5. Martirosyan, L. P. (2006). "Sovremennoe sostoyanie organizacii distancionnogo obucheniya v vysshej shkole", Uchenye zapiski IIO RAO, № 21, pp. 12-16 (in Russian).
6. Robert, I. V., Mukhametzyanov, I. Sh., Kastornova & V. A. (2019). "Pedagogical and ergonomic conditions for the formation of information educational space", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, pp. 647-654 (in Engish).
7. Apanasyuk, L. A. (2020). "Informacionno-psihologicheskoe vozdejstvie v sovremennom obshchestve", Sovremennoe mediaprostranstvo iinformacionnaya deyatel'nost'MCHS Rossii: sb. tr. sekcii № 23 HKHKH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Akademiya grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii, Himki, pp. 5-10 (in Russian).
8. Arutyunova, N. D. (1999). Yazyk i mir cheloveka, 2-e izd., ispr., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 896 p. (in Russian).
9. Smirnova, E. V. (2012). "Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii v usloviyah polikul'turnogo, informacionnogo i kom-munikacionnogo vzaimodejstviya", Aktual'nye problemy teoreticheskoj i prikladnoj lingvistiki i optimizaciya prepo-davaniya inostrannyh yazykov: materialy III Mezhdunar. nauch. zaoch. konf., Tol'yatti, TGU, pp. 124-129 (in Russian).
10. Passov, E. I. (2000). Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya, Prosveshchenie, Moscow, 173 p. (in Russian).
11. Passov E. I. (1991). Kommunikativnyj metod obucheniya inostrannomu govoreniyu, 2-e izd., Prosveshchenie, Moscow, 205 p. (in Russian).
12. Haleeva, I. I. (2009). "Mezhkul'turnoe izmerenie", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo uni-versiteta, № 564, pp. 11-20 (in Russian).
13. Zacepina, E. A. et al. (2020). "Formirovanie kommunikativnyh umenij u studentov neyazykovyh vuzov pri realizacii proektnoj deyatel'nosti na inostrannom yazyke", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4, pp. 42-52 (in Russian).
14. Smirnova, E. V. et al. (2020). "Implementation of IT-communication of participants of the educational process under conditions of digitalization of higher education, International Journal of Applied Exercise Physiology, vol. 9, № 4, pp. 253-257 (in Engish).
15. Smirnova, E. V. (2011). "Aktual'nye vozmozhnosti predstavleniya uchebnogo inoyazychnogo teksta pri ispol'zovanii sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij", Tekst: filologicheskij, sociokul'turnyj, regional'nyj i metodicheskij aspekty: materialy IVMezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch., TGU, Tol'yatti, pp. 368-374 (in Russian).
16. Apanasyuk, L. A., Smirnova, E. V. & Kireeva, I. A. (2019). "Organizaciya produktivnogo uchebnogo vzaimodejstviya v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov", Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, № 57-8, pp. 7-12 (in Russian).
17. Smirnova, E. V. (2013). "Elektronnye sredstva uchebnogo naznacheniya dlya formirovaniya navykov i umenij inoyazychnoj deyatel'nosti", Samarskij nauchnyj vestnik, Samara, № 1 (2), pp. 43-46 (in Russian).
18. Enina, L. V. & Zykov, V. F. (2016). Praktika zhurnalistskogo obshcheniya: [ucheb. posobie], M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Ural. feder. un-t, Izd-vo Ural. un-ta, Ekaterinburg, 76 p. (in Russian).
19. Vyrkovskij, A. V. & Lavrenova, A. V. (2015). "Professional'nye i lichnostnye kachestva rossijskih zhurnalistov: ocenka menedzherov pechatnyh i internet-SMI", Mediaal'manah, № 2, pp. 49-56 (in Russian).
20. Baranova, E. A. (2017). "Novye zhurnalistskie kompetencii v usloviyah mediakonvergencii: mify i real'nost'", Vestn. RUDN. Ser. Literaturovedenie, zhurnalistika, vyp. 22, № 1, pp. 177-188 (in Russian).
21. Ivanov, A. D. (2017). "Transparentnost' robotizirovannoj zhurnalistiki: kak novye tekhnologii ugrozhayut principam professii", Vestn. Chelyabinsk. un-ta. Filologicheskie nauki, № 8 (404), pp. 28-33 (in Russian).
22. Vipond, M. (2017). The mass media in Canada, James Lorimer & Company, Strasbourg, 84 p. (in Engish).
23. Apanasyuk, L. A. et al. (2019). "Dominant concepts of english lullabies in the cultural linguistic aspect", Modern Journal of Language Teaching Methods, vol. 9, № 3, pp. 9-18 (in Engish).
24. Apanasyuk, L. A. et al. (2019). "Socio-cultural conditions for the formation of the competence of intercultural communication of migrant students", Modern Journal of Language Teaching Methods, vol. 9, № 1, pp. 274-279 (in Engish).
25. Apanasyuk, L. A., Soldatov, A. A. & Kireeva, I. A. (2019). "Readiness formation of foreign students to intercultural communication in teaching foreign language", Economic and Social Development. Book of Proceedings, pp. 462467 (in Engish).
26. Deuze, M. (2009). "Technology and the individual journalist: agency beyond imitation and change", in Zelizer, B. (ed.). The changing faces of journalism, Routledge, N. Y., 136 p. (in Engish).
27. Machill, M. & Beiler, M. (2009). "The Importance of the Internet for Journalistic Research: A Multi-method Study of the Research Performed by Journalists Working for Daily Newspapers, Radio, Television and Online", Journalism Studies, 10 (2), pp. 178-203 (in Engish).
28. Hutmacher, W. (1997). "Key Competencies of Europe", Report of the Symposium. Council for Cultural Cooperation (CDCC), Strasbourg, 164 p. (in Engish).
29. Lungu, S. & Beliavskaya, G. (1998). "Analysis of informational teaching technologies", Informatologia. Zagreb,
№ 1/2, p. 73-74 (in Engish).
30. Martin, P. W. (2002). "Information Technology and U. S. Legal Education: Opportunities, Challenges, and Threats", Journal of Legal Education, vol. 52, № 4, pp. 506-515 (in Engish).
31. Porcu, O. (2017). "Exploring innovative learning culture in the newsroom", Journalism: Theory, Practice and Criticism. University of Groningen, p. 117. Available at: https://www.rug.nl/research/portal/files/47926391/Explor-ing_innovative_learning_ cul-ture_in_the_newsroom.pdf (in Engish).
32. Deuze, M. & Witschge, T. (2018). "Beyond journalism: Theorizing the transformation of journalism", Journalism (Lond), № 19(2), pp. 165-181. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5777551/ (in Engish).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Сасим А. В. Аспекты межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 04 (апреля). - С. 113-123. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211026.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11026
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Сасим А. В., 2021
977230412021004