УДК 316.77
Н.В. Калинина
ФАКТЧЕКИНГ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА И СМИ
Фактчекинг и верификация информации рассматриваются как неотъемлемая часть редакционного процесса и составляющая профессиональной компетентности современного журналиста. В эпоху «информационного беспорядка» журналисты и СМИ должны активно противодействовать распространению дезинформации, придерживаясь принципов качественной журналистики.
Ключевые слова: информационный беспорядок, дезинформация, фактчекинг, верификация, качественная журналистика, цифровые технологии, профессионализм.
FACTCHECKING IN THE WORK OF THE MODERN JOURNALIST AND THE MEDIA
In presented article the author analyzes factcheck and vérification as a necessary com-ponent of the modern professional competence of journalists in the digital age. Information disorder becomes a globalproblem. Journalists and the media should actively oppose the spread of disinformation and misinformation and be based on the principles of quality journalism.
Key words: information disorder, disinformation, misinformation, factchecking, vérification, quality journalism, digital tools, skill set.
Институт журналистики за свою историю неоднократно испытывал кризис доверия в обществе. В XXI в. новый кризис происходит в условиях перманентной цифровой революции, кардинально трансформирующей мировую медиаиндустрию и ставящей новые вызовы перед медиапрофессионалами. Между журналистикой и другими смежными видами массово-коммуникационной деятельности размываются границы, а онлайн-платформы играют все большую роль в публикации и распространении различного медиаконтента, в том числе и новостного, в сравнении с профессиональными СМИ. И хотя кажется, что данная проблема не нова, а существует столько же, сколько и сама журналистика, но именно сложность, глобальность и глубина информационного загрязнения в эру цифровых технологий имеют беспрецедентный характер. Современная информационная среда характеризуется, в частности, тем, что онлайн-технологии и социальные сети позволяют любому пользователю создавать, редактировать и распространять контент в режиме реального времени. Трансмедийность и виральность цифрового контента приводят к появлению всевозможных форм ложной, поддельной и манипули-руемой информации в сетевом пространстве. При этом исследователи Клэр Уордл (Claire Wardle) и Хоссейн Дерахшан (Hossein Derakhshan) отмечают, что понятие «фейковые новости» (fake news) не только не отражает истинный масштаб проблемы, а скорее редуцирует картину современного мира, а также дает возможность с легкостью манипулировать модным термином для дискредитации свободной и независимой журналистики [1].
В подготовленном в 2017 г. для Совета Европы докладе для адекватного описания информационно-коммуникативной ситуации в современном мире они предлагают более обобщающий и емкий термин - «информационный беспорядок» (Information Disorder). Авторы подчеркивают сложность и многомерность явления, рассматривают его через три группы параметров - виды дезинформации, структурные элементы и этапы.
Важность проблемы информационного загрязнения напрямую связана с существованием самой журналистики как социального института. Поэтому ее обсуждение происходит как в широком общественно-политическом контексте (через связь журналистики и демократии), так и в рамках профессионально-творческих проблем (свобода и независимости СМИ, этическое саморегулирование профессии, журналистское образование).
Выпуск 88, 2020
Вестник АмГУ
123
Проблема укрепления доверия к журналистике и противодействия дезинформации стала одной из четырех основных тем первой Глобальной конференции по свободе СМИ (Global Conference for Media Freedom) в июле 2019 г. Инициаторами мероприятия выступили правительства Канады и Великобритании при содействии ЮНЕСКО [2].
Также в профессиональной медиасреде растет понимание необходимости корректировки и уточнения профессиональных стандартов, интеграции новых навыков в работу журналистов по противостоянию проникновения в СМИ вредоносной и некачественной информации. «Сильная этичная журналистика необходима в качестве альтернативы и противоядия от загрязнения информационной среды и эффекта обесценивания новостей в более широком смысле» [3].
В Глобальной хартии этики журналистов (The IFJ Global Charter of Ethics for Journalists), принятой Международной федерацией журналистов (МФЖ) на 30-м Всемирном конгрессе 12 июня 2019 г. в Тунисе, в первом пункте подчеркивается: «уважение к фактам и праву общества на достоверную информацию является первейшей обязанностью журналистов» [4].
В этой связи актуальнейшей задачей становится повышение квалификации медиапрофессионалов в сфере верификации информации, которая должна заключаться не только во внутриредакционных процессах. Журналисты и СМИ сами должны принимать активное участие в общественном диалоге, в противостоянии информационному беспорядку и содействовать активному выявлению новых форм и случаев дезинформации. И это требует от журналистов и в целом от работников медиа специальной компетенции.
В понятия «фактчекинг» (или фактчек) и «верификация» применительно к журналистской практике и в целом к цифровой среде зарубежные и отечественные исследователи вкладывают разный смысл. Не обращаясь специально к анализу всевозможных существующих дефиниций, отметим только, что сложились различные подходы к соотношению данных терминов - от их отождествления до разграничения и даже противопоставления. По нашему мнению, верификация и фактчек предстают в качестве взаимосвязанных сторон комплексного процесса исследования информации и медиаконтента на предмет их достоверности. В таком виде верификация выступает скорее методологическим принципом, а фактчек - набором конкретных инструментальных методик и техник. Это не противоречит, например, определениям, данным в Оксфордском словаре английского языка, в котором под верификацией понимается «процесс установления истинности, точности или обоснованности чего-либо», а под фактчеком - исследование для установления фактов [5].
В силу того, что стремительно совершенствуются технологии по фабрикации и манипулированию информацией в публичном пространстве, от журналистов и сотрудников СМИ требуются знания не только классических приемов верификации информации, а овладение набором конкретных профессиональных умений и навыков (skill set), позволяющих использовать в том числе цифровой инструментарий для идентификации сфабрикованного или ненадежного контента и его источников.
Проверка информации становится самостоятельным и существенным звеном в деятельности журналистов и СМИ. Не случайно в редакциях крупных медиа появляются штатные должности и даже отделы по факт-чекингу.
В настоящее время идет бурное развитие индустрии фактчекинга, происходит ее институционализация. В мире растет количество фактчекинговых организаций: в конце 2019 г., по данным Центра журналистских исследований университета Дьюка (Duke Reporters' Lab), насчитывалось 226 активных медиаплатформ в 73 странах [6]. Это в 5 раз больше, чем было в 2014 г. В 2015 г. Институт Пойнтера создал Международную сеть по проверке фактов (International Fact-Checking Network (IFCN), которая разработала этический кодекс фактчеке-ров (code of principles), включающий такие принципы как беспристрастная подача информации, прозрачность источников, финансирования и используемой методологии, а также политика открытости и честных исправлений. На начало 2020 г. кодекс подписали 80 организаций со всего мира [7]. А в 2017 г. был учрежден Международный день фактчекинга - 2 апреля. Целью даты провозглашено повышение осведомленности о техниках и методах проверки фактов.
Кроме того, по инициативе как межгосударственных структур (например, ЮНЕСКО), так и ведущих университетов мира развиваются образовательные проекты по повышению качества журналистского образования.
В 2018 г. под эгидой ЮНЕСКО в рамках серии образования для журналистов вышло руководство по академической и профессиональной подготовке журналистов «Журналистика, фейковые новости и дезинформация: руководство по обучению и подготовке журналистов» (Journalism, fake news & disinformation: handbook for journalism education and training). А в 2019 г. один из ведущих вузов Австралии - Мельбурнский королевский технологический университет (RMIT) - первым ввел специализированный учебный курс по фактчекингу для студентов-журналистов [8].
В Амурском государственном университете по инициативе автора настоящей статьи дисциплина «Фактчекинг в СМИ» впервые включена в учебный план 2019 г. по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» по ФГОС ВО 3++ (уровень - бакалавриат). Целью дисциплины обозначено формирование системы профессиональных умений и навыков критического анализа информации в медиа, фактчека и верификации.
Таким образом, в современных условиях цифровой среды система фактчекинга и верификации становится неотъемлемой частью деятельности редакций СМИ и журналистов и, следовательно, критерием их профессионализма. Следует понимать также, что в журналистике фактчекинг имеет разные формы проявления. Он может выступать и как набор методологических принципов и организационно-методических процедур в работе с информацией по созданию журналистского контента, и как самостоятельный жанр и формат журналистики, представленный в виде, например, расследовательской и политической журналистики.
1. Information Disorder: Toward an Interdisciplinary Framework for Research and Policymaking, by Claire Wardle and Hossein Derakhshan. Council of Europe, October 2017. - Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/freedom-expression/information-disorder
2. https://www.gov.uk/government/topical-events/global-conference-for-media-freedom-london-2019/about
3. Ireton Cherilyn, Posetti, Julie Journalism, fake news & disinformation: handbook for journalism education and training. - UNESCO, 2018. - Режим доступа: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000265552
4. Global Charter of Ethics for Journalists. - Режим доступа: https://www.iQ.org/who/rules-and-policy/global-charter-of-ethics-for-journalists.html
5. Онлайн-словарь Lexico.com. Oxford University Press (OUP). - Режим доступа: https://www.lexico.com/en/ definition/verification
6. Mark Stencel, Joel Luther U.S. fact-checkers gear up for 2020 campaign. - Режим доступа: https://reporter-slab.org/latest-news/
7. https://ifcncodeoфrinciples.poynter.org/
8. RMIT develops Australian-first fact checking subject. - Режим доступа: https://www.rmit.edu.au/news/all-news/2018/dec/rmit-develops-australian-first-fact-checking-subj ect
УДК 070
H.B. Калинина, A.B. Филимонов
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИСТА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
(НА ПРИМЕРЕ ТРАНСЛЯЦИИ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА НА ТК «МАТЧ ПРЕМЬЕР»)
В статье рассмотрены основные задачи спортивного журналиста на телевидении и формы его работы в прямом эфире. На примере исследования трансляций футбольных матчей на телеканале «Матч Премьер» были выявлены особенности ведения прямого эфира с места проведения спортивных мероприятий и из студии.
Ключевые слова: прямой эфир, спортивная журналистика, футбольный репортаж, спортивный журналист, спортивный телеканал, «Матч Премьер».