СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Е. Б. Горягина
В статье представлен анализ понятия «социальное пространство» с позиции социальной философии. Подчеркивается важность педагогического прогнозирования в развитии организационной структуры системы непрерывного образования.
The article presents the analysis of the concept of "social space" from the perspective of social philosophy. It emphasizes the importance of pedagogical forecasting in the development of the organizational structure of the system of continuous education.
Ключевые слова: социальное пространство, система непрерывного образования, педагогическое прогнозирование.
Key words: social space, the system of continuous education, pedagogical forecasting.
Идея развития социального пространства непрерывного образования в историческом знании представлена в разных аспектах: идеи самообразования и принципов систематичности и последовательности, когда «последующее всегда основывается на предшествующем, а предшествующее укрепляется последующим» (Я. А. Коменский). В историко-педагогическом контексте педагогического знания трактовка развития социального пространства системы непрерывного образования в работах зарубежных ученых согласовывалась с содержанием образования и процесса обучения (представители французского материализма (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. А. Кондоре); в идеях швейцарского педагога И. Г. Песталоцци она трактуется как непрерывное и постепенное движение к познанию; в идеях немецкого педагога-гуманиста А. Дистервега - как связь предшествующего материала с последующим при определенной самостоятельности учащихся.
Дальнейшее развитие теоретических представлений о развитии социально-значимого пространства системы непрерывного образования согласуется с ее интерпретацией как: идеи внешней и внутренней сторон протекания педагогического процесса, реализующего ведущую функцию - развитие личности - в работах П. Ф. Каптерева; идеи дополнительного образования в трудах В. П. Вахтерева; антропологической сущности процесса обучения - в работах К. Д. Ушинского; самообразования и принципа природосообразности на основе нравственно-гуманистической парадигмы в трудах Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и др.; педагогики дошкольного детства - в работах К. Н. Вент-целя, Е. И. Тыхеева, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, М. Х. Свеницкой и др.
Выступая системообразующим элементом социальной инфраструктуры развивается концептуальная основа формирования и развития преемственности образовательного процесса непрерывного образования на основе целостности, вариативности, структурности. Это согласуется с учетом традиции и вместе с тем с обновлением всех подсистем образования новыми формами их структурно-содержательной взаимосвязи от дошкольного образования до образования взрослых. Данный контекст представлен в «Великой дидактике»
162
Я. А. Коменского - в структурной организации системы образования как многокомпонентной системы начиная с «материнской школы». На современном этапе такой подход находит свое выражение в интеграции государственных, негосударственных, общественных, социально-институализированных структур образования, что обусловлено многоуровневыми и многоступенчатыми образовательными программами. Вследствие этого образовательные программы и образовательные технологии нацелены на снятие противоречий между образовательными целями со стороны полисубъектного потребителя образования и достижением образовательных потребностей, что придает системе образования свойство целостности и полноты ее функционирования в социуме.
Понятие «социальное пространство системы непрерывного образования», рассматриваемое в истории педагогики многоаспектно, понимается как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого как системы. При этом преемственность трактуется как такое соотношение предшествующей и последующей стадий в процессе изменения того или иного объекта, в основе которого лежит сохранение традиций. Системный анализ состояния и перспектив решения проблемы социального пространства образовательного процесса с учетом форм преемственности приводит к необходимости выявления условий реализации преемственности по всем образовательным линиям и организационно-структурным компонентам современного образовательного процесса. При этом учитываются концептуальная направленность идеи непрерывного образования (положения «Закона об образовании в РФ»), требования Государственных стандартов, а также концептуальных положений целевых программ инновационной направленности образования, Программы развития дошкольного образования на 2008-2017 гг., пилотный проект в области воспитания и образования для детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» (рассчитанный до 2012 г. и направленный на реализацию первой цели программы ООН «Образование для всех»).
Современная стратегия развития образовательных программ от дошкольного образования до образования взрослых и лиц «третьего» возраста (направленность, типы образовательных программ, их актуальность, цели и задачи, средства их освоения и реализации - формы учебной деятельности, методы и средства обучения) развивается с учетом педагогической традиции. Ведущей целью образования выступает личность, значимость которой отражает интересы современного общества, государства, производства и самой системы образования. Вследствие этого образовательные программы в значительной части характеризуются: автономностью, основанием формирования устойчивой мотивации на самореализацию и самораскрытие личности в образовательном процессе непрерывного образования. Обширная по степени вариативности образовательных программ (образовательных маршрутов) сфера образовательного пространства направлена на реализацию востребованных субъектом обучения форм, методов и средств их освоения. Поэтому в целях «соединения» потребностей личности, общества, государства, различных социальных групп необходимо развитие нового знания о сущности преемственности как процессе и результате последовательной и системной
163
взаимосвязи («стыковки») образовательных программ. При этом преемственность как процесс с учетом традиции и новаторства предполагает взаимосвязь образовательных программ с учетом их соподчиненности в системе непрерывного образования, что обеспечивается их «векторной» направленностью в подсистемах образования. Следствием этого является развитие мотивационно-ценностной траектории субъекта обучения по освоению и приобретению социокультурного опыта как способа адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям постиндустриального этапа. Социальное пространство как способ развития педагогической традиции представляет многообразие форм взаимодействия новых видов образовательных программ с типовыми, реализуемыми в институциональных и неинституциональных структурах образования по всем образовательным линиям общего, профессионального, дополнительного, научного образования.
В современной педагогической практике идея развития социального пространства системы непрерывного образования в самом широком ее теоретическом обобщении приобретает особое теоретико- методологическое значение. С позиции развития контекста общенаучных теорий и идей процесса обучения в условиях непрерывного образования актуализируется прогнозирование развития образовательного и социального пространств, направленных на инновационные процессы в системе российского образования с учетом глобализационных процессов.
В условиях стратификации социальной структуры общества постиндустриального этапа как устойчивой связи субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственностью, получаемого дохода, престижа образования, существенное значение приобретает расширение способов получения образования личностью в любом возрасте. С усложнением многогранности социальной организации возникает необходимость вычленения в обществе множества социальных слоев, ориентированных на разные образовательные уровни. Так называемые образовательные маршруты личности направлены на достижение вариативности, позволяющей мобильно продвигаться в образовательном и социальном пространствах системы непрерывного образования. Этап перехода к постиндустриальному обществу воспроизводит и создает неравенство по нескольким основаниям (по уровню доходов, социальному престижу), в том числе в приоритетной степени - по образовательному. Образовательный иерархический уровень особо значим для современного общества, поскольку позволяет воспроизводить социальные связи в новом их качестве, а также направлять личные устремления на приобретение значимых для постиндустриального общества статусов.
Рассмотренная проблематика актуальна с позиции педагогического прогнозирования - области научного знания, изучающего закономерности процесса разработки прогнозов в педагогике и сфере образования. Педагогическое прогнозирование также определяется как процесс получения опережающей информации о педагогическом объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Педагогическими объектами при этом выступают класс, ученик, знания, умения, отношения и т. п. В качестве целей педагогического прогнозирования выступают: определение стратегии разви-
164
тия образовательного учреждения в соответствии с изменениями на рынке труда, опережающее выявление потребностей общества в специалистах в определенных областях, создание и реализация системы их обучения. Конечным результатом такого образования будут компетентные, востребованные обществом профессионалы и реализация возможностей и ресурсов для дальнейшего развития и совершенствования конкретной личности. Таким образом, педагогическое прогнозирование направлено на научное обоснование процессов развития объектов и явлений образовательной действительности. Эффективность прогнозирования определяется полученным результатом, в качестве которого выступает прогноз как «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления. И с этих позиций вопрос о сущности социального пространства системы непрерывного образования приобретает более углубленное представление.
Список литературы
1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
2. Орешкина А. К. К проблеме преемственности образовательного процесса непрерывного образования // Первые междунар. науч. чт., посвящ. памяти акад. С.Я. Батышева. Николаев, 25-27 сент. 2003 г.: сб. науч. тр. - Николаев: Илион, 2003. - С. 139-145.
3. Орешкина А. К. Некоторые аспекты организации профобучения в сфере малого предпринимательства. - М.: Образование, 1998. - № 44. - С. 29-31.
4. Проблема преемственности учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования: сб. науч. тр. / Е. Ю. Асадулина, Н. Н. Булынский, Н. О. Викулова. - Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 118 с.
165